/>/>Содержание
Введение
Глава 1. Государственный бюджет
1.1 Понятие и функции государственного бюджета
1.2 Бюджетнаясистема Республики Беларусь и принципы ее построения. Содержаниереспубликанского и местных бюджетов
Глава 2. Расходы государственного бюджета Республики Беларусь
2.1 Расходыгосударственного бюджета Республики Беларусь впереходный период
2.2 Расходыгосударственного бюджета Республики Беларусь в 2009 г.
Заключение
Списокиспользованных источников
Введение
С самыхдавних времен, когда только возникало государство, страна нуждалась в защитесвоих владений и внутренней безопасности. Именно в этот период можно говорить,что возникает бюджет, так как государство в неком фонде денежных средств сцелью расходования на определенные нужды. Через различные системы, как,например, налогообложение, таможенные пошлины, страна стала получать доходы илидоходную часть бюджета. Сегодня уже нельзя говорить, что государственный бюджетпросто собирает деньги для расходования на различные социальные программа ит.д. Сегодня государство выполняет гораздо более важные функции: регулированиес помощью бюджетной политики макроэкономических процессов в стране.
С помощьюбалансировки в доходах и расходах государство может существенным образом влиятьна экономический рост в стране. При этом фискальная политика имеет большоевлияние на ВВП, чем, например кредитно-денежная политика. Об свидетельствуютмультипликаторы государственных расходов, налогов в сравнении с денежныммультипликатором.
Расходыбюджета являются, пожалуй, основной категорией в изучении бюджета государства.Ведь именно для этого и консолидируются денежные средства в данный фонд.
Цель работы –изучить виды и роль расходов государственного бюджета.
Объект –межбюджетные отношения.
Предмет – государственныйбюджет.
Методыисследования: анализ,сравнение, противопоставление, индукция и дедукция, диалектический,исторический методы и системно-структурный подход.
Глава 1 Государственный бюджет
/>1.1 Понятие и функции государственного бюджета
На начальныхстадиях развития общества государство имело возможность значительную частьсвоих затрат на строительство дорог, каналов, дворцов, сооружений и т.д.покрывать за счет поступлений от государственных хозяйств, имуществ,использования рабского труда. Немалую роль в пополнении казны играли войны. Вэто время принудительные сборы со своих граждан осуществлялись лишь висключительных случаях.
Прифеодализме потребности правителей вначале удовлетворялись за счет доходов отсобственных имений, но по мере роста расходов устанавливались обязательныеподати со своих подданных. Монархи имели возможность основную часть собранныхсредств бесконтрольно расходовать в своих интересах. [11, с. 52].
С ростомпроизводительных сил, разделением общественного труда, возникновением городов,центров ремесел, расширением обмена начали развиваться товарно-денежныеотношения. В этих условиях появляется возможность всевозрастающие расходыгосударства покрывать денежными налогами, таможенными и другими сборамитоваропроизводителей и граждан. Общегосударственные расходы направлены уже нетолько на содержание двора, армии, полиции, но и на поддержку отдельных слоевнаселения, а также на развитие транспорта, промышленности, торговли,образования и здравоохранения.
Чтобы обосноватьпотребность в ресурсах, их конкретное направление, пояснить возможностифинансового обеспечения государственных расходов, начинают составлять отдельныесметы затрат и доходов.
Чем большеусложняется процесс изъятия государством части общественного продукта и егоперераспределения, тем труднее становится управление им.
В конце 17века в Англии делается попытка составить единую общую смету доходов и расходов,которая получает название бюджет (с англ.- сумка).
В Россиипервые сведения об общей смете расходов и доходов государства относятся к 1654году. Однако разработка такого важного документа, как общая смета доходов ирасходов государства, осуществляется нерегулярно. Лишь при Петре I была созданаколлегия для руководства финансовыми делами. Однако ежегодно бюджет Россииначал разрабатываться только с 1812 года, после образования Министерствафинансов.
В конце 18 — начале 19 века почти все государства Европы имели свои бюджеты, в которыхотражались доходы и расходы на текущий год. По размерам бюджета, его структуреи сбалансированности судили об экономическом потенциале государства, состоянииего финансовых ресурсов, платежеспособности.
Во многихстранах (Россия, Англия, Франция и др.) первые бюджеты были строго засекречены.Защищая интересы господствующего класса, буржуазия пытается скрыть некоторыерасходы, поэтому допускается фальсификация отдельных статей, сокрытиенепопулярных затрат, широко используются средства дополнительно создаваемыхрезервов, целевых фондов.
На содержаниебюджета влияют объективные и субъективные факторы. К объективным факторамотносятся: характер производственных отношений и уровень развитияпроизводительных сил, которые оказывают решающее воздействие на сущностьбюджета; природные, экономические и социальные особенности каждой страны, еетрадиции, специфика развития на данном историческом этапе.Вместе с тем государственный бюджет любой страны имеет свои национальныеособенности.
К субъективным факторам относятся: тип государства,политика правительства, приоритеты развития, внутренняя и внешняя экономическаяситуация и другие. [11, с. 54].
Бюджетыразных стран при едином общественном строе в одном историческом периоде имеютобщие черты по структуре расходов и доходов, назначению бюджета. Главным назначениембюджета является аккумуляция денежных средств в казну длявыполнения функций государства. При помощи государственного бюджетаосуществляется перераспределение национального дохода, обеспечивающееудовлетворение общегосударственных нужд: содержание непроизводственной сферы,органов управления, правопорядка, внутренней и внешней безопасности. Бюджетиграет важную роль в экономическом регулировании воспроизводственных процессов,развитии социальной сферы совершенствовании стоимостных, общеэкономических,внутрихозяйственных, а также региональных пропорций.
Бюджетстраны, отражающий основные доходы и расходы государства, называетсягосударственным бюджетом. Кроме того, отдельные регионы, административныеединицы для выполнения своих функций формируют свои бюджеты, которымираспоряжаются соответствующие органы местных властей.
Экономическоезначение бюджета заключается в том, что он может активно влиять на общественноевоспроизводство посредством налогов, направления мобилизованных ресурсов наразвитие приоритетных отраслей. Тем самым бюджет может воздействовать насовершенствование структуры общественного производства, его развитие,оптимизацию стоимостных пропорций в распределении доходов наобщегосударственные и внутрихозяйственные нужды, материальную ипроизводственную сферы, а также отдельные отрасли экономики и социальной сферы.
Государственныйбюджет является главным в системе государственных планов любой страны,поскольку объединяет их в цельную систему, определяя на текущий год финансовыевзаимоотношения государства с разными звеньями хозяйства и населением, Такоеположение бюджета придает ему силу закона. Поэтому бюджет страны утверждаетсявысшими законодательными органами, а выполнение его доходной и расходной частейстановится обязательным для всех участников бюджетного процесса.
Основнойфинансовый план, или централизованный фонд финансовых ресурсов государства, — это внешние признаки бюджета, форма и ее материальное воплощение.
Глубиннуюсущность государственного бюджета, его экономическую природу составляютэкономические отношения. Всегда в качестве одного из субъектов этих отношенийвыступает государство, нуждающееся в денежных средствах для выполнения своихфункций. Вторым субъектом бюджетного процесса становятся юридические ифизические лица, часть доходов которых идет на общегосударственные нужды.
По своей сутибюджет — это экономическая категория, совокупность экономических отношений поповоду формирования и распределения централизованного фонда финансовых ресурсовгосударства.
Экономическиеотношения — главный сущностный признак бюджета, который раскрывает его природу,значимость в воспроизводственных процессах. Именно они и определяют наконкретном этапе исторического развития форму государственного бюджета, егоматериальное воплощение в централизованном фонде денежных средств государства.Поэтому при определении понятия государственного бюджета любой страны следуетотразить три важнейшие его стороны; форму, сущность и материальное содержание.
Такимобразом, государственный бюджет — этоосновной финансовый план государства, отражающий экономические отношения поповоду формирования, распределения и использования централизованного фондаденежных средств.
Структурабюджета, содержание его доходов и расходов имеют свои отличия, вызванныенациональными особенностями, политической ситуацией, состоянием рыночныхотношений и стратегий их дальнейшего развития в каждой стране.
Вместе с тем,можно выделить и общие черты, характерные для бюджетов стран, функционирующих врыночной экономике. Доходная часть их бюджета формируется, как правило, за счетналоговых платежей, что обеспечивает стабильность поступлений в бюджет, создаетединые условия хозяйствования, возможности прогнозирования перспективыразвития.
В расходнойчасти бюджета планируются вложения в материальное производство, социальнуюсферу и общегосударственные мероприятия. Бюджет финансирует в основном важныегосударственные программы (экологические, инвестиционные и т.п.), а также ввиде субсидий оказывает финансовую поддержку малому бизнесу и др. Существенноеместо я бюджете занимают военные расходы и содержание правоохранительныхорганов, расходы на развитие социальной сферы, финансирование образования,здравоохранения, социального обеспечения. С бюджета направляются средства и насоздание условий для поддержания минимального культурного уровня жизнинаселения.
С ростомгосударственного долга повышаются и расходы на его обслуживание, увеличиваютсязатраты на содержание государственного аппарата управления и другиенепроизводительные цели.
Рыночные отношения приводят кстихийному образованию всех натуральных и стоимостных пропорций, соотношениймежду участниками воспроизводства, которые не всегда отражают объективные потребности исодействуют прогрессу общества. Поэтому государство пытается воздействоватьэкономическими методами на воспроизводственные процессы, сгладить некоторыесоциальные последствия стихийныхрыночных сил. Эти действия государства получили название государственногорегулирования, которое приобретает форму эк комического и социального регулирования.
Экономическое регулирование осуществляется прямыми и косвенными методами. Прямые методы находят выражениев принятии законодательных актов, обязательных для выполнения всеми участникамивоспроизводственных процессов. Наиболее активное воздействие государство можетоказывать косвенными экономическими методами, и прежде всего, через финансовуюи кредитную политику.
Поскольку государственный бюджет является главным финансовым планом,аккумулирующим и перераспределяющим основную часть финансовых ресурсовгосударства, то он играет первостепенную роль в регулировании рыночной экономики. С его помощью перераспределяются средства на развитие приоритетных отраслей экономики на расширениерыночной инфраструктуры, поддержку предпринимательства, выполнениеобщегосударственных программ и т.д.
1.2 Бюджетнаясистема Республики Беларусь и принципы ее построения. Содержаниереспубликанского и местных бюджетов
В бюджетную систему Республики Беларусь каксамостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты.
Консолидированный бюджет представляет собой совокупность бюджетов РеспубликиБеларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы.
Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа,городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районныйбюджет составляют консолидированныйбюджет района (бюджет района).
Бюджеты районов, городов областного подчинения,расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области (бюджет области).
Бюджеты областей, города Минска и республиканскийбюджет составляют консолидированныйбюджет Республики Беларусь (бюджетреспублики.
Министерство финансов Республики Беларусь и местныефинансовые органыежегодно составляют консолидированные бюджеты Республики Беларусь и ееадминистративно-территориальных единиц. [3, с. 60]
Бюджетная система организуется на основании следующихпринципов: единства бюджетной системы, полноты, реальности,гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.
Единство бюджетной системы обеспечивается единой законодательной базой, единойформой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации,представлением необходимой статистической и бюджетной информации ореспубликанском и местных бюджетах для составления консолидированных бюджетов,согласованными принципами бюджетного процесса. Единство бюджетной системыосновано на взаимодействии бюджетов, осуществляемом через использованиерегулирующих доходов, создание целевых бюджетных фондов, их частичноеперераспределение.
Полнота бюджетов достигается включением в них всех налогов,определенных законодательством Республики Беларусь, других обязательных иплатежей иных поступлений, а также определением размера и порядка расходованияденежных средств.
Реальность бюджетов означает финансирование расходов исходя ИЗ объема реальнопоступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.
Гласность бюджетов требует доведение до граждан через средства массовойинформации хода обсуждения И принятия закона о бюджете, решений местных Советовдепутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый (бюджетный)год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кромесведений, отнесенных к государственным секретам в порядке, установленномзаконодательством.
Самостоятельность бюджетов означает, что республиканский бюджет и местныебюджеты всех уровней являются самостоятельными и отражают доходы п расходы,которыми распоряжаются соответствующие государственные органы.Самостоятельность бюджетов как часть бюджетной системы заключается в том, чтоутверждение республиканского бюджета осуществляется Законом РеспубликиБеларусь, местных бюджетов — решениями соответствующих местных Советовдепутатов, а их исполнение возлагается на правительство Республики Беларусь иместные исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетногорегулирования. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственныхисточников доходов и правом соответствующих государственных органовсамостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.
Республиканский бюджет обеспечивает финансированиемероприятии, имеющих общегосударственное значение. Через республиканский бюджетосуществляется перераспределение части финансовых ресурсом между областями игородом Минском в целях выравнивания их экономического и социального развития.Из средств республиканского бюджета бюджетам областей и г. Минска могутвыделяться дотации, субвенции, субсидии при недостаточности средств их бюджетовдля финансирования отдельных расходов и мероприятий.
Распределение доходов и расходов междуреспубликанским бюджетоми бюджетами областей и г. Минска утверждается Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.
В доходы республиканского бюджета включаются:
· регулирующие доходы, завычетом отчислений бюджетам областей и г. Минска;
· доходы отвнешнеэкономической деятельности;
· поступления отразбронирования государственных запасов и резервов;
· доходы государственныхцелевых бюджетных фондов;
· трансферты, получаемыеот других государств в соответствии с заключенными договорами;
· другие доходы всоответствии с законодательством Республики Беларусь.
Из республиканского бюджета финансируются:
· капитальные вложения вобъекты, относящиеся к республиканской собственности;
· природоохранныемероприятия, осуществляемые в соответствии с общегосударственными программами;
· мероприятия поликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
· общегосударственныепрограммы по социальной защите населения;
· другиеобщегосударственные целевые программы;
· затраты, связанные свнешнеэкономической деятельностью;
· государственныеучреждения и организации образования, подготовки кадров, пауки, культуры,здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения;
· затраты по закладке иобновлению государственных запасов и резервов;
· расходы на содержаниереспубликанских государственных органов, в том числе судов, правоохранительныхорганов, органов государственной безопасности;
· национальная оборона,пограничные войска, таможенные органы;
· погашение кредитовбанков, выданных для покрытия бюджетных расходов, государственного долга, иоплата процентов но ним;
· погашение внешнего долгаи уплата процентов по кредитам, полученным от иностранных государств и банков,международных финансовых организаций;
· образование резервных игосударственных целевых бюджетных фондов;
· выдача займов, ссуд,дотаций, субвенций, субсидий юридическим и физическим лицам, областным бюджетами бюджету г. Минска;
· другие расходы,предусматриваемые в республиканском бюджете на соответствующий финансовый(бюджетный) год. [3, с. 62]
К местным бюджетам относятся областные, районные,городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов. Местныебюджеты обеспечивают финансирование экономических,социальных, культурныхи других мероприятий, проводимых па соответствующей территории.
Местные исполнительныеи распорядительные органы. Советыдепутатов в пределах своей компетенции самостоятельно составляют, рассматривают, утверждаюти исполняют бюджеты, исходя из общегосударственных интересов п интересов населения, проживающегона соответствующей территории. Вмешательство любых органов в процесссоставления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов недопускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательствомРеспублики Беларусь.
Доходы, зачисляемые в местные бюджеты, распределяютсямежду областными, районными, городскими бюджетами, бюджетами поселковгородского типа и сельсоветов в зависимости от территориального уровня местныхСоветов депутатов в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.
Распределение части республиканских налогов и другихобязательных платежей между областными бюджетами и бюджетами районов и городовобластного подчинения осуществляется областными Советами депутатов.
Распределение части республиканских налогов и другихобязательных платежей между районными бюджетами, бюджетами городов районного подчинения,поселков городского типа и сельсоветов осуществляется районными Советамидепутатов. Местные Советы депутатов самостоятельно в пределах своих полномочийопределяют направления использования средств местных бюджетов, за исключениемпереданных им извышестоящего бюджета финансовых ресурсов, имеющих целевоеназначение.
В составе местных бюджетов образуются резервные ицелевые бюджетные фонды, размеры которых определяются соответствующими местнымиСоветами депутатов. [3, с. 63]
Местные исполнительные и распорядительные органымогут вкладывать имеющиеся у них временно свободные денежные средства вхозяйственную деятельность, ценные бумаги, иную инвестиционную деятельность, втом числе использовать на выдачу займов и ссуд юридическим лицам в порядке,установленном законодательством Республики Беларусь.
Таким образом в Республике Беларусь можно наблюдатьследующую систему: общий консолидированный бюджет делится на республиканский иместные бюджеты. Каждый из видов бюджетов имеет свою роль в бюджетной системеРеспублике Беларусь. Часть налогов идет в республиканский бюджет, а часть вместные, причем из республиканского бюджета финансируются местные с цельюуравнивания экономического состояния различных регионов.
Глава 2 Расходыгосударственного бюджета Республики Беларусь2.1 Расходыгосударственного бюджета Республики Беларусь в переходный период
Проводимая в республике политика государственных расходов способствуетдостижению достаточной сбалансированности государственного бюджета.
Динамика структуры государственных расходов показывает, что сразу послереформ 1992 г. резко изменилось соотношение между двумя такими крупныминаправлениями государственного финансирования, как поддержка и развитие реального сектора экономики (капитального строительства и субсидирования отраслейпромышленности, энергетики, строительной индустрии, транспорта, коммуникаций исвязи, жилищно-коммунального хозяйства и др.) и финансирование отраслейсобственно бюджетной сферы (просвещения, культуры, здравоохранения и социальногообеспечения, науки, обороны, государственного управления и правопорядка и др.).
Если еще в 1993 г. на финансирование народного хозяйства направлялосьоколо 40 % государственных средств, то уже с 1995 г. удельный вес государственныхкапитальных вложений, дотаций, субсидий и финансовой помощи основным отраслямреальной экономики в общих расходах бюджета сократился до 22—24 %.Преобладающей стала доля расходов на здравоохранение, образование, средствамассовой информации, культуру, социальное обеспечение, науку, оборонные нужды,содержание органов государственного управления, судебной власти и правопорядка,других отраслей бюджетной сферы, обслуживание внутреннего и внешнегогосударственного долга и др. Удельный вес этих расходов в 1996—1999 гг.составлял 75—80 % бюджетных средств. [12,с. 601]
Существенной оставалась доля расходов на дотирование цен, субсидирование,вложения в отрасли агропромышленного комплекса, жилищно-коммунального хозяйстваи жилищного строительства. В 1995—2000 гг. на эти цели расходовалось с учетомсредств целевых бюджетных фондов не менее 20—25 % государственных средств. Вчастности, расходы бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство в 2000 г.составили 3,4 %, а на сельское хозяйство — 4,2 % к ВВП.
Финансирование дефицита государственного бюджета в эти годы осуществлялосьв основном за счет внутренних источников — кредитов Национального банка идоходов от выпуска и обращения государственных ценных бумаг.
Сложившиеся в 1995—2000 гг. позитивные тенденции формирования иисполнения государственного бюджета в части роста затрат на социальную сферу иснижения финансирования реального сектора в той или иной мере имели место и в2001—2006 гг.
2002 г. должен был стать переходным в реализации бюджетно-налоговойполитики. Однако нерешенность ряда экономических вопросов реформированиянародно-хозяйственного комплекса, внешние, прежде всего энергетические, факторыпривели к определенным сбоям в балансировке бюджета. Тем не менее, основныезадачи в области бюджетно-налоговой политики были выполнены. Бюджет оказалширокомасштабное положительное влияние на развитие страны.
В условиях роста спроса на финансовые ресурсы государству удалосьснизить налоговую нагрузку. Ставка налога на прибыль была уменьшена с 30 до 24%. Сохранена практика начисления и уплаты едиными платежами отчислений,взимаемых из выручки от реализации товаров (работ, услуг), и налоговых платежей,исчисляемых от фонда заработной платы.
В целом налоговая нагрузка юридических лиц за год снизилась с 24,9 до23,7 %, или на 1,2 процентных пункта, что равнозначно оставлению в распоряжениисубъектов хозяйствования дополнительно около 310 млрд р. Всего из бюджета вреальный сектор экономики было направлено около 2 трлн р., или более 20 % всехрасходов.
По мере изменения экономической обстановки менялось и содержание,вкладываемое в понятие «исполнение бюджета». На смену традиционному достаточноузкому следованию утвержденному бюджету приходит гибкое управление финансовымиресурсами, позволяющее достигать стратегических целей за счет повышения эффективностиих использования.
Успешное выполнение макроэкономических параметровсоциально-экономического развития страны, совершенствование бюджетной системы ибюджетного процесса привели к положительным результатам при исполнении государственногобюджета в последующие годы. [12, с. 603]
Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на2001—2005 годы было определено: бюджетная политика будет направлена наинвестирование бюджетных средств в формирование конкурентоспособной структурынациональной экономики, реализацию социально-экономических приоритетов игосударственных программ, проведение активной социальной политики приодновременном ужесточении контроля за целевым исполнением запланированныхрасходов.
В 2006—2010 гг. в соответствии с общепринятой практикой организациибюджетного процесса основными целями совершенствования бюджетной системы стали:
• обеспечение стабильности и предсказуемости бюджетной системы на основесоздания условий для полного и устойчивого выполнения финансовых обязательствгосударства и концентрации ресурсов бюджета на решении ключевых задач приодновременном сокращении неэффективных расходов;
•расширение сферы охвата бюджетов с цельювключения всех операций с прямым фискальным эффектом;
•консолидация в бюджете всехгосударственных ресурсов, в частности целевых бюджетных фондов, отказ от ихцелевого статуса;
•создание эффективной системы управлениягосударственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса;
•упорядочение субсидирования секторовэкономики, сокращение объема субсидий и льгот;
•эффективное управление государственнымдолгом с целью снижения стоимости обслуживания и рисков, связанных с егоструктурой;
•реформа межбюджетных отношений на основеболее четкого разграничения расходных и налоговых полномочий междуреспубликанским и местными бюджетами и формирования новых систем финансовойподдержки регионов.
Совершенствование бюджетного процесса должно быть связано с реформированиемвсех его ключевых элементов, включая стадию прогнозирования макроэкономическихпоказателей, формирования бюджетов всех уровней, исполнения бюджетов, учета иконтроля. [12, с. 609]
Актуальными и в перспективе остаются задачи сокращения и повышенияэффективности расходов бюджета на принципах финансовой дисциплины и устойчивости,эффективного распределения ресурсов и технической результативности бюджетногопроцесса, усиления контроля за целевым использованием бюджетных средств,совершенствования казначейской системы, привлечения внебюджетных источниковфинансирования расходов.
Для доcтижения этих целей потребуется поэтапная реализация целого комплексавзаимоувязанных мер как в части совершенствования бюджетного законодательствана основе введения в действие Бюджетного кодекса Республики Беларусь, так иконкретных решений текущей бюджетно-налоговой политики.
Совершенствование законодательной и нормативной правовой базыбюджетного процесса должно быть реализовано с учетом требований Всемирнойторговой организации.
Таким образом, за прошедшие годы достигнуто значительное продвижение впостроении бюджетной системы, отвечающей современным рыночным требованиям.Фактически она прошла трансформацию от административно-командных механизмовперераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной нарыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающихглавным образом функционирование государственной системы социальной защиты,бюджетных организаций и государственного сектора экономики.
2.2 Расходыгосударственного бюджета Республики Беларусь в 2009 г.
На основании Закона Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. N 450-З «О РЕСПУБЛИКАНСКОМ БЮДЖЕТЕ НА 2009 ГОД» можно проанализировать доходную и расходнуючасти бюджета.
Согласно Закону республиканскийбюджет на 2009 год установлен по расходам в сумме 57699262425 тыс. рублейисходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 54899262425 тыс. рублей.Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2009 год установлен всумме 2800000000 тыс. рублей. В связи с кризисом и сотрудничеством с МВФдефицит был пересмотрен в сторону уменьшения. В итоге доходы должны быть либоравны расходам либо превышать их.
Доходыконсолидированного бюджета Беларуси в 2009 году прогнозируются в объеме Br72,7трлн., или 46,9% к ВВП. Основными источниками налоговых доходовконсолидированного бюджета является НДС, доходы от внешнеэкономическойдеятельности, налоги на доходы и прибыль, уплачиваемые организациями,подоходный налог с физических лиц, акцизы.
Расходыконсолидированного бюджета в 2009 году составят Br75,5трлн., или 48,7% к ВВП. Приоритетными направлениям расходования средств вбудущем году станут обеспечение роста заработной платы в бюджетной сфере, финансированиенациональных приоритетов, установленных программой социально-экономическогоразвития, обеспечение необходимыми ресурсами дополнительных расходов бюджета всвязи с увеличением цен на импортируемые Беларусью энергоносители.[13]
Доходы республиканскогобюджета в 2009 году предусматриваются в сумме Br54,9трлн., расходы — Br57,7 трлн.Дефицит республиканского бюджета сформирован в размере Br2,8трлн., или 1,8% к ВВП. Финансирование дефицита бюджета будет осуществляться засчет внутренних (Br2,4 трлн.) ивнешних (Br0,4 трлн.) источников.
Социальная сфераБеларуси в 2009 году будет профинансирована бюджетом в объеме Br42трлн., что составляет боле 60% расходов консолидированного бюджета страны.Значительная часть этих средств пойдет на обеспечение запланированныхпоказателей по росту заработной платы. К концу 2009 года она должна увеличитьсядо $550 в эквиваленте, к концу 2010 года — до $700.
Бюджетом 2009 годапредусматриваются повышенные темпы роста расходов по основным социальнымстатьям (здравоохранение, образование, культура, физическая культура и спорт идругие). В совокупности расходы по этим направлениям увеличатся более чем на35% по сравнению с 2008 годом, в то время как все расходы бюджета возрастут на26%.
В частности, объемфинансирования мероприятий в области здравоохранения прогнозируется в размере Br6,5трлн. (рост на 35%). Ежегодное увеличение расходов на эти цели позволяетвнедрять прогрессивные методики лечения, приобретать современное оборудованиедля медицинских учреждений страны. Например, на закупку медоборудования вбудущем году из бюджета будет выделено более Br500млрд., что в 1,6 раза больше, чем в 2008 году.
Расходы на физическуюкультуру и спорт в 2009 году составят более Br580млрд. (рост почти на 33%).
На финансирование сферыобразования из бюджета будет выделено Br8,8трлн. (рост на 36%). Средства в первую очередь пойдут на укреплениематериально-технической базы учебных заведений.
Около Br900млрд. планируется выделить на финансирование мероприятий в сфере культуры иискусства, в том числе на переоснащение киностудии «Беларусьфильм».
Особенностью проектабюджета 2009 года является значительный рост расходов на поддержку регионов,пострадавших от аварии на ЧАЭС: на эти цели планируется направить Br758млрд. Еще Br257 млрд. пойдет нафинансирование работ по газификации, водоснабжению, дорожному строительству вэтих регионах.
Значительную бюджетнуюподдержку получит жилищное строительство — Br1,7трлн. В первую очередь средства пойдут на оказание финансовой помощи молодым имногодетным семьям при строительстве жилья. Более Br860млрд. предусмотрено направить на создание инженерно-транспортной инфраструктурыв районах жилой застройки.
Обеспечениепродовольственной безопасности Беларуси будет осуществляться через всестороннююподдержку сельского хозяйства. Всего на финансирование АПК будет выделено Br4,5трлн. Направлениями расходов средств станут приобретение минеральных удобрений,страхование сельхозпосевов, финансирование аграрной науки.
Всего бюджетом 2009года будет профинансирована 61 госпрограмма на сумму Br10,6трлн.
В связи с мировымфинансово-экономическим кризисом властям Республики пришлось пересмотретьрасходную часть бюджета с целью достижения нулевого дефицита. Данное требованиебыло выдвинуто МВФ, к которому РБ обратилось за помощью в валютном кредитованиис целью преодоления валютного кризиса.
Доходы и расходы республиканскогобюджета на 2009 год утверждены в сумме Br54,9 трлн. при нулевом дефиците. Соответствующийуказ № 264, которым уточнены отдельные показатели республиканского бюджета,Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал 28 мая, сообщили БЕЛТА впресс-службе главы государства.
В целях оптимизациигосударственных расходов предусмотрено сокращение расходов на приобретениетоваров длительного пользования и капитальные ремонты, концентрация ресурсовбюджета на финансировании социальных и производственных объектов, имеющихобщереспубликанское значение.
Инвентаризация государственныхпрограмм, исключение из них малоэффективных мероприятий и инвестиционныхпроектов позволили снизить государственные расходы по сравнению сустановленными в законе «О республиканском бюджете на 2009 год». [13]
При этом планируется увеличитьрасходы республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственнойпродукции, продовольствия и аграрной науки, лимит внешнего государственногодолга, размер средств, направляемых на возмещение юридическим лицам частипроцентов за пользование банковскими кредитами и на оказание финансовой помощиюридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также расходы нафинансирование государственных программ.
Несмотря на ужесточение бюджетнойполитики в отношении большей части расходов, сохранены наиболее значимые длягосударства социальные расходы.
Такимобразом, бюджет Республики Беларусь, как и ранее имеет социальнуюнаправленность. В связи с кризисом пришлось пойти на сокращение государственныхрасходов. Однако данное обстоятельство не отразилось на наиболее значимых статьяхрасходной части бюджета.
Заключение
На основании даннойкурсовой работы можно сделать следующие выводы:
1. Государственныйбюджет – неотъемлемая часть каждого государства, как с рыночной экономикой, таки с административной. Когда мы говорим о большей социальной направленностибюджета, то мы прежде всего имеем ввиду большую нагрузку на бюджет государства,что влечет за собой рост бюджетных доходов через увеличение налогов, пошлин ит.д.
2. В Республике Беларусьможно наблюдать следующую систему: общий консолидированный бюджет делится нареспубликанский и местные бюджеты. Каждый из видов бюджетов имеет свою роль вбюджетной системе Республике Беларусь. Как и местные, республиканский бюджетсобирает часть налогов, отчисления в фонды и т.д. Цель – перераспределениесреди местных бюджетов, а также финансирование общегосударственных расходов.
3. За годы трансформации экономики достигнутозначительное продвижение в построении бюджетной системы, отвечающей современнымрыночным требованиям. Финансовая система Республики Беларусь прошлатрансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всехобщественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговойсистемы и бюджетных расходов, обеспечивающих главным образом функционированиегосударственной системы социальной защиты, бюджетных организаций игосударственного сектора экономики.
4. В настоящее времягосударственный бюджет Республики Беларусь имеет своей целью оптимизацию какдоходной, так и расходной частей. В части расходной части планируетсядальнейшая направленность на высокие социальные расходы. В связи кризисомБеларуси пришлось оптимизировать расходную часть бюджета, т.е. сократить донулевого дефицита. Данное требование было выдвинуто МВФ в рамках кредитованиябелорусской экономики.
Список использованных источников
1. Агапова Т.А.Серенена С.Ф. Макроэкономика – Москва: Издательство Инфра-М,2004г. – 416с.
2. Дорнбуш,Рудигер. Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ… — М.: Изд-во Моск. ун-та: Изд.дом «Инфра-М», 1997. — 783 с.
3. Литвинова Л.Н. Финансы и кредит: учебноепособие / Л.Н.Литвинова и др… — Минск: Книжный дом: Мисанта, 2005. — 334, [1]с.
4. Мультан Г.К. Государственные финансы:учебное пособие для студентов специальностей «Коммерческаядеятельность», «Государственное управление» учреждений,обеспечивающих получение высшего образования / Г.К.Мультан и др… — Минск:Белорусский государственный экономический университет, 2005. — 165 с.
5. Неверов Д.А. Бюджетно-налоговая политика:пособие для студентов высших учебных заведений — Минск: Белорусскийгосударственный экономический университет, 2009. — 178 c.
6. «О бюджетной системеРеспублики Беларусь и государственных внебюджетных фондах” [Электронный ресурс] / Минфин. – Минск, 2009. – Режим доступа: www.minfin.gov.by/rmenu/budget/legislation/lawrb/budsys/?curPos=1. – Дата доступа: 10.09.2009.
7. Соменков А.В. Государственный контроль вбюджетной сфере России и зарубежных стран — Москва: МЗ пресс, 2004. — 248, [2]с.
8. Сорокина Т.В. Бюджетный процесс вРеспублике Беларусь. — Мн.: Бел. гос. экон. ун-т, 2000. — 298 с.
9. Сорокина Т.В. Государственный бюджет:Учеб. пособие для учреждений, обеспечивающих получение высш. образования поспециальности «Финансы и кредит» / Т.В.Сорокина. — Мн.: Белорус. гос.экон. ун-т, 2004. — 289 с.
10. Тетерина Л.М… Государственный бюджет:учебно-методический комплекс для студентов специальности «Финансы икредит» — Минск: Издательство МИУ, 2005. — 215 с.
11. Хотько А.В. Государственный бюджет:практикум: для студентов специальности «Финансы и кредит» ВШУБ заоч.формы обучения на базе сред. спец. и высш. образования — Мн.: БГЭУ, 2004. — 56с.
12. Шимов В.Н. Национальная экономика Беларуси: учебникдля студентов экономических специальностей учреждений, обеспечивающих получениевысшего образования / В.Н.Шимов и др. — Минск: Белорусский государственныйэкономический университет, 2006. — 751 с.
13. «Закон РБ “О республиканскомбюджете на 2009 г”” [Электронныйресурс] / Национальный правовой портал РБ. – Минск, 2009. – Режим доступа: httphttp://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=H10800450. – Дата доступа: 21.10.2009.