СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
1.1Общее понятие об учете, его виды и роль в системе управления
1.2Предмет, объекты и метод бухгалтерского учета
1.3 Организация бухгалтерского учета,его методологическое и правовое обеспечение
2. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА В СТРОИТЕЛЬНОЙОРГАНИЗАЦИИ
2.1Особенности строительного производства на ОАО «МАПИД» и их влияние на учет
2.2Особенности учета материалов в ОАО «МАПИД»
2.3Особенности учета труда и его оплаты на ОАО «МАПИД»
2.4Особенности учета затрат в подсобных и вспомогательных производствах иобслуживающих хозяйствах на ОАО «МАПИД»
2.5 Учет временных (нетитульных) зданий, сооружений, приспособлений и устройств
2.6 Учет расчетов с заказчиками застроительную продукцию на ОАО «МАПИД»
2.7Учет финансовых результатов от сдачи строительно-монтажных работ
2.8 Особенностирасчетов субподрядных организаций с генеральными организациями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Подучетом понимают отражение (фиксацию) на бумажных, магнитных и иных носителяхинформации фактов (явлений, событий) в общественной жизни и хозяйственнойдеятельности организаций для последующего использования полученной информации впрактических и научных целях.
Учетвозник в глубокой древности, когда общественная жизнь и хозяйственнаядеятельность получили достаточное развитие, возникли письменность и математика.
Так,в 1937 году на стоянке древнего человека около деревни Дольни Вестонице вМоравии Карел Абсолон нашел «документ» на волчьей кости длиной 18 смс 55 зарубками, относящийся к XXXвеку до н.э. Документострока состояла из 25 глубоких зарубок, расположенныхгруппами по 5, после чего шли 2 длинные зарубки. Ряд продолжался 30 рискамидругого написания. К. Абсолон выразился по поводу этой находки весьмаосторожно: «Непонятные зарубки и штрихи — не орнамент, а числовые понятия:ископаемый человек обладал способностью считать»1.
Археологамидоказано, что десять тысячелетий назад человечество вступило в новую эпоху соследующими учетными приобретениями:
знаковая,узловая и цветовая запись информации, числовой и текстовой, имеющаялокально-этнические варианты;
натуральныеучетные объекты и их измерители;
началообобщения итогов подсчета;
материальныеносители информации — документы.
Вместес тем методологии сбора, обработки и анализа информации еще не было. Древниедокументы трудно, а подчас даже невозможно, классифицировать по характеру иназначению.
ВДревнем Египте учетом занимались писцы, которые совмещали функции управления ижречества и составляли интеллектуальную элиту общества. В документахупоминаются царский писец, писец злаков Египта, начальники писцов земли,подсчета людей, полей, меди, надзиратель писцов, писцы документов, амбаров,войска, пастбища и т.п. Подготовка писцов осуществлялась в специальных школах,обучение начиналось с пяти лет и продолжалось двенадцать лет. При обучениииспользовались учебные пособия. Одно из древнейших пособий, так называемыйпапирус Ринда, относится ко IIтысячелетию до н.э. В нем приводятся решения различных практических задач —распределение оплаты за труд между работниками, определение расхода зерна дляизготовления хлеба и пива, вычисление поверхностей и объемов, перевод одних мерзерна в другие. Документы писались на папирусе, глиняных черепках, дереве,восковых таблицах.
Цельданной работы – рассмотреть особенности факторов влияющих на организациюбухгалтерского учета в строительной организации.
Даннаяцель обусловила необходимость решения в процессе написания работы следующихзадач:
— дать общее понятие об учете, его виды и роль в системе управления;
— рассмотреть предмет, объекты и метод бухгалтерского учета;
— особенностиорганизации бухгалтерского учета, его методологическое и правовое обеспечение;
— проанализировать особенности строительного производства на ОАО «МАПИД» и ихвлияние на учет.
Предметомисследования выступает ОАО «МАПИД».
1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ОРГАНИЗАЦИИБУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
1.1 Общее понятие об учете, его виды ироль в системе Управления
Археологамидоказано, что десять тысячелетий назад человечество вступило в новую эпоху соследующими учетными приобретениями:
знаковая,узловая и цветовая запись информации, числовой и текстовой, имеющаялокально-этнические варианты;
натуральныеучетные объекты и их измерители;
началообобщения итогов подсчета;
материальныеносители информации — документы.
Вместес тем методологии сбора, обработки и анализа информации еще не было. Древниедокументы трудно, а подчас даже невозможно, классифицировать по характеру иназначению.
ВДревнем Египте учетом занимались писцы, которые совмещали функции управления ижречества и составляли интеллектуальную элиту общества. В документахупоминаются царский писец, писец злаков Египта, начальники писцов земли,подсчета людей, полей, меди, надзиратель писцов, писцы документов, амбаров,войска, пастбища и т.п. Подготовка писцов осуществлялась в специальных школах,обучение начиналось с пяти лет и продолжалось двенадцать лет. При обучениииспользовались учебные пособия. Одно из древнейших пособий, так называемыйпапирус Ринда, относится ко IIтысячелетию до н.э. В нем приводятся решения различных практических задач —распределение оплаты за труд между работниками, определение расхода зерна дляизготовления хлеба и пива, вычисление поверхностей и объемов, перевод одних мерзерна в другие. Документы писались на папирусе, глиняных черепках, дереве,восковых таблицах. [4, с. 5]
Внастоящее время различают три вида учета: статистический,оперативно-технический и бухгалтерский.
Основнаязадача статистического учета — отражение массовыхсоциально-экономических фактов и явлений, обобщение и установление причин и тенденцийих развития. Данному учету присущи особые методы сбора и обработки фактов иявлений: статистическое наблюдение (сплошное или выборочное), сводка игруппировка данных наблюдения, переписи, обследования, исчисление среднихвеличин, индексов, использование корреляционно-регрессионных способов обработкисобранных данных и т.д. В организациях с помощью статистического учета получаютколичественные показатели по выпуску продукции, использованию рабочего времени,средней численности персонала и другие.
Оперативно-техническийучет обеспечиваетпотребности оперативного управления социально-экономическими процессамиорганизаций, отраслей, регионов и республики в целом. Его задача — оперативнособрать требующиеся факты, сведения, обобщить их и представить заказчику даннойинформации для анализа и принятия необходимых управленческих решений. С помощьюоперативно-технического учета получают сведения, не предоставляемые другимивидами учета.
Ворганизациях оперативно-технический учет обеспечивает сведения о выполнениидоговоров с поставщиками, покупателями и заказчиками, об использованиипроизводственного оборудования, рабочего времени, о выполнении норм выработки идругие. Отдельные сведения оперативно-технического учета могут обобщаться поминистерствам, ведомствам, регионам и по республике в целом (данные о стихийныхбедствиях, ходе посевных и уборочных работ, демонстрациях и забастовках идругие).
Бухгалтерскийучет —это научно обоснованная система сплошного, непрерывного и документальногонаблюдения, измерения, отражения и обобщения в денежном измерителе информации осостоянии и движении имущества (средств) и обязательств (источников средств)организации в процессе ее хозяйственной деятельности.
Системабухгалтерского учета впервые изложена в работах Бенедетто Котрульи («Окупеческой бухгалтерии», 1458 г.) и Луки Пачоли («Трактат о счетах изаписях», 1494 г.).
Существеннымипризнаками бухгалтерского учета, отличающими его от других видов учета,являются:
обязательноедокументирование всех фактов движения имущества и изменения обязательстворганизации;
непрерывностьво времени отражения фактов движения имущества и изменения обязательств;
обязательноеиспользование денежного измерителя (наряду с другими) для оценки имуществаорганизации, что позволяет обобщать разнообразные по своему составу его виды налюбой момент времени;
применениеспецифических способов группировки и обобщения фактов движения имущества иобязательств и другие.
Основнойзадачей бухгалтерского учета является обеспечение внутренних ивнешних пользователей своевременной и объективной информацией о результатахдеятельности организации за определенный промежуток времени, полученных доходахи понесенных расходах, изменениях в составе ее имущества и обязательств,использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в сопоставлении сутвержденными нормами, нормативами и сметами.
Информациябухгалтерского учета необходима для оценки финансового состояния иплатежеспособности организации, составления оптимальных планов и прогнозов ееразвития, правильного исчисления налогов, сборов и отчислений в бюджет ивнебюджетные фонды, контроля за соблюдением действующего законодательствареспублики при осуществлении организацией хозяйственной деятельности,выполнением планов и прогнозов ее развития, эффективностью использованияпроизводственных ресурсов и выявления внутрихозяйственных резервов ееповышения.
Статистический,оперативно-технический и бухгалтерский учет образуют единую системународнохозяйственного учета, обеспечивающего потребности любого уровня управления(республика, регион, отрасль, организация, цех, участок, бригада и т.д.). Онидополняют друг друга, нередко отражают разные стороны одних и тех же фактовхозяйственной деятельности организации, могут использовать информацию другдруга (статистический — данные бухгалтерского и оперативно-технического,бухгалтерский — данные оперативно-технического, а последний — данныестатистического и бухгалтерского), имеют некоторые общие приемы обработкисобранных данных. Однако каждый вид учета решает свои задачи, располагаетособыми способами получения исходных данных, их группировки, обработки ипередачи результатной информации, удовлетворяет потребности определенныхуровней управления социальными, экономическими и другими процессами в обществе(статистический учет — преимущественно потребности государственных ирегиональных органов управления, оперативно-технический и бухгалтерский —потребности организаций, их внутрихозяйственных подразделений и отраслевыхорганов управления).
Взависимостиот характера отражаемых фактов, событий и явлений для получения количественныхданных о них в учете применяются три вида измерителей: натуральные, трудовые и денежный.
Кнатуральным относятся меры длины, массы, объема, площади, счета и другие.
Трудовыеизмерители выражаются в единицах рабочего времени (дни, часы,минуты и т.д.) и применяются в сочетании с натуральными измерителями. в которыхисчисляется количество выполненной в единицу времени работы.
Вкачестве денежного измерителя выступает рубль Республики Беларусь. Во внешнеэкономическихотношениях организаций республики может использоваться валюта других стран,однако в учете она пересчитывается в рубли по официальному курсу,устанавливаемому Национальным банком. [4, с. 6]
РеспубликиБеларусь. Денежный измеритель применяется в совокупности с натуральными илитрудовыми и позволяет обобщать наличие и движение разнородных материальныхценностей, первоначально выраженных в натуральных измерителях, через цену заединицу измерения и количество данных ценностей. Для перевода трудовыхизмерителей в денежный используются тарифные ставки, сдельные расценки, объемывыполненных работ, должностные оклады, отработанное время и другие данные.
Такимобразом, денежный измеритель является универсальным, он широко используется встатистическом и оперативно-техническом учете, а в бухгалтерском его применениеобязательно.
1.2 Предмет, объекты и методбухгалтерского учета
Предметомбухгалтерского учета являются имеющие денежную оценкуимущество организации и ее обязательства.
Имущество(средства) по составу и размещению подразделяется на две группы: имуществодолгосрочного использования и имущество краткосрочного использования.
Кимуществу долгосрочного использования относятся основные средства, доходныевложения в материальные ценности, нематериальные активы, оборудование кустановке, незавершенные капитальные вложения и некоторые другие.
Кимуществу краткосрочного использования относятся материалы; затраты внезавершенном производстве; готовая продукция; товары, приобретенные дляпродажи; денежные средства в кассе, на расчетном, валютном, специальных ипрочих счетах в банках; дебиторская задолженность, т.е. долги стороннихорганизаций, учредителей и своих работников; другие активы.
Всоставе обязательств (источников и целевого назначения средств) выделяют;источники собственных средств; долгосрочные обязательства; краткосрочныеобязательства.
Кисточникам собственных средств относятся уставный фонд, собственные акции(доли), резервный фонд, добавочный фонд, целевое финансирование,нераспределенная прибыль.
Долгосрочныеобязательства — это задолженность организации по долгосрочнымкредитам банков и долгосрочным займам.
Ккраткосрочным обязательствам относятся задолженность организации пократкосрочным кредитам банков, краткосрочным займам, а также кредиторскаязадолженность, т.е. долги сторонним организациям, учредителям и своимработникам, и некоторые другие долги.
Рассмотренныевиды имущества и обязательств являются отдельными объектами бухгалтерскогоучета.
Ворганизациях сферы материального производства хозяйственные средства в процессесвоего кругооборота последовательно проходят процессы снабжения, производства иреализации, изменяя свою форму. Изменения формы хозяйственных средств в любомиз процессов обусловливают использование в нем ряда объектов учета. Например,для учета процесса снабжения задействуются такие объекты учета, как денежныесредства, материалы, расчеты с поставщиками и подрядчиками и другие. Вместе стем сами хозяйственные процессы (снабжение, производство, реализация) являютсятакже обобщенными отдельными объектами учета. Выделение хозяйственных процессовв качестве отдельных объектов учета позволяет выявить затраты и результаты покаждому процессу и судить об их эффективности.
Такимобразом, объектами бухгалтерского учета являются виды имущества ( средств )организации, ее обязательств ( источников и целевого назначения средств ), атакже процессы снабжения, производства и реализации.
Факты(явления, события), изменяющие состав и размещение имущества организации, ееобязательства или же влекущие возникновение, изменение, прекращениехозяйственно-правовых отношений, называются в бухгалтерском учете хозяйственнымиоперациями. Если сформулировать более кратко, то хозяйственная операция — этоэкономический или хозяйственно-правовой факт в системе финансово-хозяйственнойдеятельности организации.
Каждаяхозяйственная операция имеет определенные признаки и показатели. Признакоперации — это то, что качественно отличает ее от других и дает возможностьобъединить однородные операции в группы. К признакам операции можно отнести видимущества, затронутого операцией, вид обязательства, характер операции(например, приемка ценностей от поставщиков, передача материалов впроизводство, приемка готовой продукции из производства и т.п.), место совершенияоперации и другие. Показатели отражают количественную характеристику операции —ее объем в определенных измерителях.
Вбухгалтерском учете хозяйственные операции фиксируются в момент или сразу жепосле их совершения, группируются по определенным признакам, отчетным периодам,структурным подразделениям организации и объектам учета.
Методбухгалтерского учета — это система приемов (способов),обеспечивающая получение бухгалтерской информации путем сплошного, непрерывногои взаимосвязанного документального отражения и обобщения в денежном выраженииопераций, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью организации.
Всостав таких приемов (способов) входят:
1)документирование и инвентаризация как способы наблюдения за хозяйственнымиоперациями и первичного их учета;
2)оценка и калькулирование как способы стоимостного измерения операций и объектовучета;
3)использование счетов и двойной записи как способа кодировки, текущейгруппировки и регистрации хозяйственных операций;
4)составление баланса и других форм бухгалтерской отчетности как способ обобщениязаписей на счетах и представления итоговой бухгалтерской информации.
Документированиезаключаетсяв составлении документов, содержащих описание каждой операции и ееколичественное выражение. Документация обеспечивает точность, достоверность,доказательность учетных данных, возможность контроля за ними. Составлениебухгалтерских документов при совершении хозяйственных операций называетсяпервичным учетом. Далее документы служат основанием для последующихбухгалтерских записей, проведения аудита и ревизии. Документы могут бытьиспользованы также другими видами учета.
Инвентаризация —это проверка фактического наличия объектов бухгалтерского учета на определеннуюдату. Она необходима для выявления не зафиксированных в документах изменений вобъектах бухгалтерского учета и выступает как необходимое дополнение к даннымпервичных документов.
Спомощью инвентаризации данные учета приводятся в соответствие сдействительностью.
Оценкаявляетсяспособом выражения в денежном измерителе хозяйственных операций, первоначальноотраженных в натуральных и трудовых измерителях. Перевод натуральных и трудовыхпоказателей операций в денежный осуществляют через цены, тарифные ставки,сдельные расценки, должностные оклады.
Калькуляция—это подсчет всех затрат, относящихся к какому-либо процессу (снабжение,производство, реализация) и на единицу его результата. С помощью калькуляцииопределяют денежную оценку объектов учета, получаемых в данном процессе.Оценка, полученная в результате калькуляции, используется для учетапоследующего движения объекта.
Бухгалтерскиесчета служатдля группировки хозяйственных операций по объектам учета и получения обобщающейинформации об этих объектах. Для каждого объекта бухгалтерского учета открываетсяотдельный счет. Записи на счетах производятся на основании первичныхдокументов.
Сутьдвойной записи заключается в том, что каждая хозяйственная операция вызываетизменение не в одном, а в двух объектах учета и соответственно находитодновременное отражение на двух счетах, открытых на эти объекты. Двойная записьобеспечивает взаимосвязанное отражение операций с объектами учета.
Баланси другие формы отчетности — это способ обобщения ипредставления бухгалтерской информации об объектах учета.
Для составления балансаи других форм отчетности используются данные записей по всем открытым счетам. Вбалансе отражаются в денежном выражении остатки имущества организации и ееобязательства на определенную дату. В других формах отчетности приводятсяданные о наличии и движении (поступление по источникам, выбытие, использованиепо направлениям и т.п.) других объектов бухгалтерского учета за отчетныйпериод. В частности, в отдельной форме отчетности приводятся слагаемыефинансовых результатов деятельности организации (прибыли, убытка), налоги наприбыль и иные обязательные платежи из прибыли, использование прибыли не другиецели, сумма нераспределенной прибыли.
1.3Организация бухгалтерского учета, его методологическое и правовое обеспечение
Всоответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете иотчетности» ответственность за организацию бухгалтерского учета и созданиенеобходимых условий для правильного его ведения, хранения бухгалтерскихдокументов, учетных регистров и отчетности несет руководитель организации. Ондолжен обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями,работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в частисоблюдения правил ведения учета, оформления и представления документов,сведений.
Главныйбухгалтер организации (или лицо, его заменяющее) осуществляет руководствобухгалтерским учетом, имеет права и обязанности, указанные в законе обухгалтерском учете. В своей работе он руководствуется законодательствомРеспублики Беларусь, нормативными документами Министерства финансов и другихправительственных органов по бухгалтерскому учету, уставом (положением)организации, решениями ее руководящих органов и несет ответственность за ихсоблюдение.
Еслив организации создана бухгалтерия как самостоятельное структурноеподразделение, возглавляемое главным бухгалтером, то на нее возлагаются функцииорганизации и ведения бухгалтерского учета.
Впроизводственных объединениях, концернах, и других крупных организациях могутсоздаваться главная (центральная) бухгалтерия, а в структурных подразделениях(филиалах, отделениях, обслуживающих производствах и т.п.) — отдельныебухгалтерии или учетные группы. Численность и структура бухгалтерииопределяются штатным расписанием и зависят от размера организации, характера еедеятельности, объема учетных работ и других факторов.
Взависимости от степени централизации учетных работ в главной (центральной)бухгалтерии бухгалтерский учет может быть полностью централизованным, частичноцентрализованным и децентрализованным.
Учетсчитается полностью централизованным, если он ведется только в главной(центральной) бухгалтерии, а бухгалтерии в структурных подразделенияхотсутствуют.
Частичная централизациябухгалтерского учета означает, что в некоторых структурных подразделениях создаютсясвои бухгалтерии, которые ведут учет по подразделениям, могут составлятьотчетность, а затем представлять эту отчетность (либо законченные учетныерегистры) в главную бухгалтерию для составления сводной отчетности (еслипредставляются учетные регистры — для их включения в сводные регистры).
Полнаядецентрализация учета означает его ведение бухгалтериями структурныхподразделений. Последние в установленные сроки представляют бухгалтерскуюотчетность главной бухгалтерии для свода по объединению, концерну или крупнойорганизации.
Преимуществацентрализации учета заключаются в создании благоприятных предпосылок дляразделения труда и специализации работников главной бухгалтерии, автоматизацииучетных работ, снижения на этой основе их трудоемкости, повышения качестваучета.
Длядостижения единообразия в ведении бухгалтерского учета и составленииотчетности, повышения достоверности учетной информации и снижения трудоемкостиее получения в республике осуществляется государственное регулированиебухгалтерского учета. Оно выражается в создании единого методологического иправового обеспечения бухгалтерского учета и отчетности для всех организацийнезависимо от форм собственности, вида деятельности и ведомственнойподчиненности.
Единоеметодологическое и правовое обеспечение состоит из ряда законодательных инормативных документов, утверждаемых законодательными и исполнительнымиорганами власти и управления и обязательных для исполнения всеми организациями.В частности, к таким документам относятся: закон о бухгалтерском учете иотчетности, планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению,инструкции о составе и порядке заполнения годового бухгалтерского отчета,гражданский и трудовой кодексы, налоговое законодательство и другие.
Непосредственноеметодологическое руководство бухгалтерским учетом в республике осуществляетМинистерство финансов, которое разрабатывает, согласовывает и утверждает:
типовыепланы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
национальныестандарты по бухгалтерскому учету и отчетности, гармонизированные смеждународными;
положения,инструкции и разъяснения по единообразному отражению в учете и отчетностиопераций, не регламентированных национальными стандартами по бухгалтерскомуучету и отчетности;
типовыеунифицированные формы первичных бухгалтерских документов, их электронные версиии инструкции по заполнению;
другиенормативные документы, обеспечивающие единые методологические основыбухгалтерского учета и отчетности и их совершенствование.
Отраслевыеминистерства и ведомства по согласованию с Министерством финансов республикиразрабатывают и утверждают для подведомственных организаций нормативныедокументы по отражению в учете и отчетности отдельных специфических объектовучета и хозяйственных операций, специализированные формы первичных документов,регистров учета и отчетности, проводят организационно-методическую работу повнедрению прогрессивных форм и методов учета, осуществляют контроль заправильностью ведения учета и составления отчетности организациями.
Национальныйбанк по согласованию с Министерством финансов республики разрабатывает иутверждает для учреждений банковской системы план: четов бухгалтерского учета иинструкцию по его применению, формы первичных учетных документов, учетныхрегистров и отчетности, осуществляет методологическое руководство и контроль заведением бухгалтерского учета и составлением отчетности банковскимиучреждениями.
2.ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Особенности строительногопроизводства на ОАО «МАПИД» и их влияние на учет
Строительноепроизводство (или инвестиционный комплекс) — это системаорганизаций, которая создает недвижимые основные фонды, необходимые длядеятельности организаций всех отраслей народного хозяйства.В этусистему входят: инвесторы (заказчики, застройщики), которые вкладывают денежныесредства (капиталы) для создания новых или реконструкции действующих основныхфондов, подрядные и субподрядные строительные организации и фирмы, совместныеорганизации, малые организации, проектные организации, организациипромышленности строительных материалов и другие организации.
Строительноепроизводство в отличие от других отраслей имеет ряд особенностей, оказывающихвлияние на организацию и постановку бухгалтерского учета. В ходе строительстваизготавливаемая продукция (здания, сооружения и т.п.) остается на месте, абригады рабочих и строительная техника переходят на новые строительные объекты.Перемещение рабочей силы и строительной техники требует дополнительных расходовна перевозку, транспортировку, демонтаж и монтаж строительных машин имеханизмов. Отдельные расходы (на демонтаж и монтаж строительных машин,механизмов и др.) предварительно собирают в учете с последующим ихраспределением по соответствующим периодам и объектам учета.
Товарныеотношения в строительстве в отличие от промышленности возникают до началапроизводственного процесса. Товар, как правило, не выступает на рынке в поискахобезличенного покупателя, а определяется по заказу и договору, причем сначаласоздается модель этого товара, которая локализуется в определенном месте ипотребляется там, где производится. Эта особенность оказывает влияние наценообразование, затраты производства и связана с большим риском, особенно вусловиях инфляции и постоянного изменения, цен на средства производства. Встроительстве производственный процесс носит длительный характер, в результатечего надо вести учет затрат на производство по одному и тому же объектунесколько отчетных периодов и отражать большие остатки незавершенногопроизводства. На результаты строительного производства оказывают влияниепогодные условия. Изменение температуры воздуха, дожди, снегопады, ветры и т.п.затрудняют производство строительно-монтажных работ, нарушают их ритмичность иоказывают определенное влияние на организацию учета. При производствестроительных работ в зимнее время возникают дополнительные затраты труда,материалов, а также тепловой и электрической энергии, которые должны отражатьсяна счетах бухгалтерского учета. На строительных объектах и площадках находитсябольшое количество материалов открытого хранения (кирпич, песок, гравий и др.),которые в течение месяца расходуются без документального оформления их отпускана производство. По этой причине надо ежемесячно проводить инвентаризациюматериалов открытого хранения. Для этого требуются дополнительные затратырабочего времени. [4, с. 604]
Внекоторых случаях строительство ведется в сложных условиях: на территориидействующих организаций, в недоступных для транспорта местах, вблизи линийэлектропередач и т.п. Это оказывает влияние на организацию и технологиюпроизводства и соответственно на учет. Строительное производство отличаетсясложностью производственных связей. Строительство объекта требует большогочисла людей различных строительных специальностей. На строительной площадкеодновременно работают общестроительные, специализированные, пусконаладочные идругие организации. Технологический процесс производства осуществляется подруководством ведущей строительной организации (генерального подрядчика). Онзаключает договоры с заказчиками (застройщиками) на выполнение всех работ, азатем для проведения отдельных видов строительно-монтажных работ привлекаетспециализированные организации, которые выступают в роли субподрядчиков. Участиев строительстве заказчика, генерального подрядчика, субподрядчиков приводит кформированию сложной системы их взаимоотношений, которая должна правильноотражаться в бухгалтерском учете. Генеральный подрядчик оказываетсубподрядчикам различные услуги, связанные с выполнением работ и обслуживаниемрабочих. Многие виды таких услуг не поддаются учету. В связи с этим затраты наподобные услуги возмещаются путем отчислений от стоимости выполненных работ.Размер отчислений устанавливается в договоре субподряда. Они должны отражатьсяв учете субподрядчиком и генподрядчиком, что ведет к дополнительнымхозяйственным операциям в учете.
Встроительстве каждый строящийся объект имеет свои особенности. Его сооружениеосуществляется в индивидуальных условиях с применением определенной сметно-техническойдокументации, с учетом определенного рельефа, грунта и др. По этой причине встроительстве затруднено внедрение нормативного метода учета затрат напроизводство.
2.2 Особенности учета материалов в ОАО«МАПИД»
Встроительном производстве на ОАО «МАПИД»ежегодно потребляется большоеколичество самых разнообразных видов материалов, удельный вес которых всебестоимости строительно-монтажных работ составляет свыше 60 %. Как и впромышленности, важной предпосылкой правильной организации учета материалов наОАО «МАПИД» является их классификация по назначению и роли в процессестроительного производства.
Вотличие от промышленности в строительном производстве материалы подразделяютсяна три вида:
♦строительные материалы;
♦конструкции и детали;
♦оборудование к установке.
Поназначению на ОАО «МАПИД» различают материалы общего (цемент, кирпич, бетон идр.) и специального назначения (огнеупорные, теплоизоляционные и другие). Поисходному сырью материалы подразделяются на: лесные материалы и изделия (лес круглый,пиломатериалы, паркет и др.), керамические материалы и изделия (кирпич,черепица и др.), металлические материалы и изделия (трубы, гвозди, болты ипр.).
Кконструкциям и деталям относятся железобетонные, металлические, деревянныеконструкции, оборудование для отопительной, вентиляционной,санитарно-технической систем и другие.
Взависимости от роли в процессе производства материалы подразделяются наосновные и вспомогательные. Основные материалы вещественно входят в составстроительной продукции и образуют ее материальную основу. К ним относят:кирпич, цемент, щебень и другие. Вспомогательные материалы улучшаютпроизводственный процесс, а также используются средствами труда. К ним относят:ветошь, паклю, упаковочные материалы и другие. К оборудованию отечественному иимпортному относится оборудование, которое приобретается за счет средств,предназначенных на капитальные вложения, и устанавливается при строительственовых объектов или на действующих. [4, с. 605]
Взависимости от способа хранения материалы подразделяются на материалы складскогои открытого хранения.
Каки в промышленности, материалы в текущем учете могут оцениваться: по учетнымценам с учетом отклонений от их фактической стоимости; по средневзвешеннымценам; по ценам последнего приобретения (ЛиФО). В качестве учетных ценприменяются планово-расчетные, средние покупные цены, свободные цены и другие.По этим же ценам материалы списываются на себестоимость строительно-монтажныхработ.
Вотличие от промышленности в строительном производстве на ОАО «МАПИД»потребляется большое количество материалов открытого хранения (песок, гравий,щебень, известь, кирпич и др.). Как правило, эти материалы хранятся на открытыхплощадках, вне складских помещений и числятся в подотчете материальноответственных лиц (прорабов, мастеров, кладовщиков). При отпуске этихматериалов на производство строительно-монтажных работ их подсчет иливзвешивание не производятся, соответственно и не выписываются первичныедокументы.
Фактическийрасход этих материалов на ОАО «МАПИД» определяется ежемесячно путем проведенияинвентаризации комиссией с участием работника бухгалтерии. Для определенияколичества израсходованных в строительстве материалов открытого хранениякомиссией составляется акт об остатках и на списание израсходованных материаловоткрытого хранения по форме № 22 а. Расход материалов по данным инвентаризацииопределяется следующим образом: к остатку на начало месяца добавляетсяпоступление за месяц и из полученной суммы вычитается остаток на конец месяца.
Встроительстве, как и в промышленности, учет материалов на складах ведется спомощью оперативно-бухгалтерского (сальдового) метода или с помощьюматериальных отчетов. На объектах строительства на ОАО «МАПИД» материальноответственные лица составляют материальные отчеты по форме № М-19. Материальныйотчет представляет собой регистр аналитического учета в форме комбинированнойобычной ведомости, в которой отражается движение материалов в натуральных иденежных измерителях. В отчете отражаются материалы, имеющиеся в приобъектнойкладовой, независимо от того, было или нет по ним движение в отчетном месяце.При сдаче отчета в бухгалтерию к нему прилагаются оправдательные документы поприходу и расходу.
Встроительстве на ОАО «МАПИД» учет движения материальных ценностей в денежномвыражении, как и в промышленности, обобщается в ведомости № 10. Однако встроительстве эта ведомость имеет отличие по своей структуре. Записи введомость производят на основании накопительных ведомостей и материальныхотчетов формы № М-19. Если текущий учет материалов ведется по учетным ценам, вней производится расчет отклонений от стоимости по учетным ценам. Встроительстве отклонения от стоимости по учетным ценам списываются на трисчета: счет 91 «Операционные доходы и расходы», счет 20 «Основноепроизводство» и счет 23 «Вспомогательные производства». Причемна счет 23 отклонения списываются по проценту прошлого месяца.
Вфактическую себестоимость строительных материалов на ОАО «МАПИД» включаютсязаготовительно-складские расходы. К ним относят содержание заготовительногоаппарата, материальных складов и кладовых на строительстве; расходы по охранематериалов; по оплате сборов за извещение о прибытии материалов и завзвешивание грузов, а также потери от недостачи материалов в пути и на складахв пределах установленных норм естественной убыли. Эти расходы учитываются насчете 44 «Расходы на реализацию». В конце месяца они списываются скредита счета 44 в дебет счета 16 «Отклонение в стоимости материальныхценностей». [4, с. 606]
ВОАО «МАПИД» в отличие от промышленности контроль за использованием материаловна производство осуществляется путем составления отчета по форме № М-29«Отчет о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении срасходом, определенным по производственным нормам».
Онслужит основанием для списания материалов на себестоимостьстроительно-монтажных работ и сопоставления фактического расхода материалов срасходом, определенным по производственным нормам. Отчет ведется отдельно накаждый объект строительства начальником участка (прорабом) в течение года сприменением необходимого количества вкладных листов. Отчет по форме № М-29 наОАО «МАПИД» составляется на основании:
♦данных о выполненных объемах строительно-монтажных работ в натуральномвыражении, взятых из журнала учета выполненных работ по форме № КС-6;
♦утвержденных производственных норм расхода материалов;
♦первичных документов по учету материалов (лимитно-заборных карт,товарно-транспортных накладных и т.п.).
Длянекоторых видов строительных работ на ОАО «МАПИД» используются материалы,которые подлежат возврату после окончания производственного процесса. К нимотносятся: шпалы и рельсы подкрановых путей, строительные леса, деревянная иметаллическая опалубка и другие. Эти материалы сохраняют свою натуральную формув течение нескольких производственных процессов и переносят стоимостьпостепенно на строительную продукцию. Такие материалы называют оборачиваемыми илиповторного использования. Погашение стоимости оборачиваемых материалов можетпроизводиться по-разному.
Так,приобретаемые для строительных работ на ОАО «МАПИД» леса трубчатые необходимоприходовать в состав основных средств, начислять амортизацию по нормамамортизационных отчислений и относить расходы на затраты производства следующейзаписью:
Д-тсч. 26 «Общехозяйственные расходы» (субсчет 2 «Накладныерасходы»), В-3
К-тсч. 02 «Амортизация основных средств», ж/о 10 (05).
Вдругом случае погашение стоимости оборачиваемых материалов на ОАО «МАПИД»осуществляется в соответствии со СНиП (строительные нормы и правила), в которыхуказаны сроки оборачиваемости, т.е. количество оборотов. При их отпуске напроизводство строительно-монтажных работ они закрепляются за материальноответственным лицом (прорабом, мастером). Часть стоимости таких материаловвключается в затраты производства в нормативном размере по мере их отпуска наобъекты строительства, исходя из числа оборотов и стоимости возвратных отходов.Остальная часть стоимости израсходованных материалов считается расходамибудущих периодов.
Так,строительные деревянные леса на ОАО «МАПИД» имеют стоимость 50000 руб.,возвратные материалы — 5000 руб. Оборачиваемость по СНиП — 5 раз.Следовательно, норма расхода составит (50000 — 5000): 5 = 9000 руб.
Припервом использовании строительных лесов на ОАО «МАПИД» делают следующие записи:
Д-тсч. 20 «Основное производство» — 9000 руб., В-3; Д-т сч. 97 «Расходыбудущих периодов» — 41000 руб., В-5 К-т сч. 10 «Материалы» —50000 руб., ж/о 10-с (05-с).
Приповторном использовании оборачиваемых материалов их стоимость в нормативномразмере списывается на затраты производства следующей записью:
Д-тсч. 20 «Основное производство», В-3
К-тсч. 97 «Расходы будущих периодов» — 900 руб., ж/о 10-с (05-с).
Поокончании работ количество возвращаемых материалов определяется по акту, а ихстоимость по ценам возможного использования отражается в учете следующейзаписью:
Д-тсч. 10 «Материалы», В-2
К-тсч. 97 «Расходы будущих периодов», ж/о 10-с (05-с).
Строительные,ремонтно-строительные организации в процессе производства работ получают отзаказчиков и граждан строительные материалы. Такие материалы называютсядавальческими. Они являются собственностью заказчика и не должны приходоватьсяподрядчиком на балансовых счетах. Эти материалы учитываются у подрядчика назабалансовом счете и не включаются в объем реализации. Сырье и материалы,принятые строительной организацией в переработку, учитываются на счете 003«Материалы, принятые в переработку» по ценам, предусмотренным вдоговорах. Учет затрат по их переработке или доработке сырья материалов ведетсяна счетах учета затрат на производство, отражающих связанные с этим затраты (заисключением стоимости сырья и материалов заказчика). При передаче строительнымиорганизациями материалов в переработку другим организациям в бухгалтерскомучете на основании договора и первичных документов на их отпуск делаютследующую запись:
Д-тсч. 10 «Материалы» (субсчет 7 «Материалы, переданные впереработку на сторону»), В-2
К-тсч. 10 «Материалы.» (субсчет 1 «Сырье и материалы»), ж/о 10-с(05-с). Материалы из переработки оформляются двухсторонним актом.Оприходование материальных ценностей, поступивших из переработки, вбухгалтерском учете отражается обратной записью. Расходы, связанные спереработкой материалов на стороне, относятся на удорожание стоимости материалов.
2.3 Особенности учета труда и его оплатына ОАО «МАПИД»
НаОАО «МАПИД» применяются две формы оплаты труда: повременная и сдельная. Однакопо сравнению с промышленностью имеются некоторые различия в оформлениивыработки первичными документами. Основными первичными документами по учетувыработки и заработной платы строительных рабочих являются наряды-задания,наряды на сдельную работу (формы № Т-41, 41 а), табель-расчет (форма № Т-42) идругие документы. В строительстве применяются два вида нарядов: обычный и аккордный.
Различиемежду ними состоит в том, что в обычном наряде производится описание работ,подлежащих выполнению, указываются единицы измерения работ, нормы и расценки. Ваккордном наряде приводится полный комплекс заданных работ и расценка наукрупненный измеритель, рассчитанный на основе калькуляции.
Сроквыполнения аккордного задания устанавливается производителем работ илимастером, исходя из графика производства работ.
Внастоящее время в большинстве строительных организаций учет выработкиоформляется нарядами-заданиями, в которых указываются: наименование объектастроительства; сметная стоимость работ; трудоемкость; заработная плата и другиеданные. [4, с. 608]
ВОАО «МАПИД» в отличие от промышленности начисленная заработная плата распределяетсяпо кодам производственных затрат и счетам-потребителям в разработочной таблице№ 2 «Распределение заработной платы в строительных организациях».
Онапредназначена для группировки и распределения фактически начисленной за месяцосновной и дополнительной заработной платы по счетам, субсчетам, статьяманалитического учета, объектам строительства, видам производств и т.д.
Данныео заработной плате показываются по категориям работников.
Записив эту таблицу производятся на основании табелей-расчетов, нарядов-заданий идругих первичных документов по начислению основной и дополнительной заработнойплаты. В этой таблице производятся отчисления в Фонд социальной защитынаселения и другие отчисления, предусмотренные нормативными актами РеспубликиБеларусь. Итоги разработочной таблицы № 2 записывают в журнал-ордер 10-с.
2.4 Особенности учета затрат в подсобныхи вспомогательных производствах и обслуживающих хозяйствах на ОАО «МАПИД»
Большинствостроительных организаций имеют на своем балансе подсобные и вспомогательныепроизводства. Эти производства обеспечивают строительство материалами,конструкциями и деталями, а также электроэнергией, паром, газом, транспортнымисредствами, сжатым воздухом и другими услугами.
Кподсобным производствам на ОАО «МАПИД» относят такие производства, которыеимеют закрепленных за ними рабочих, оборудование, инструмент и инвентарь,необходимые для осуществления промышленно-производственного процесса, и которыевырабатывают промышленную продукцию для себя или реализуют ее на сторону. К подсобнымхозяйствам относят: растворобетонные узлы; железобетонные полигоны; карьеры подобыче песка, щебня, гравия; деревообрабатывающие мастерские и другие. К вспомогательнымпроизводствам и хозяйствам относят: насосные станции; котельные; автотранспортныехозяйства и другие.
Подсобныеи вспомогательные производства создаются по решению трудового коллектива ОАО«МАПИД» для выполнения производственной программы и учитываются на его балансе.
Организацияучета в подсобных и вспомогательных производствах зависит от их вида ивыполняемых функций, характера технологического процесса и вырабатываемойпродукции, объема производства и организационных форм управления. Затратыподсобных и вспомогательных производств, не выделенных на отдельный баланс поподрядной деятельности, учитываются на счете 23 «Вспомогательныепроизводства». Учет затрат по данным производствам может вестись впорядке, установленном для учета строительно-монтажных работ или для каждоготипа таких производств соответствующими отраслевыми инструкциями.
Наиболеераспространенными статьями являются:
♦сырье и материалы; возвратные отходы (вычитаются);
♦покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера стороннихорганизаций и организаций;
♦топливо и энергия на технологические цели;
♦основная заработная плата производственных рабочих;
♦расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; накладные расходы; потери отбрака;
♦прочие расходы. [4, с. 609]
Приполной журнально-ордерной форме счетоводства синтетический и аналитический учетзатрат на производство на ОАО «МАПИД» ведется в журнале-ордере № 10-с, вкотором для каждого подсобного и вспомогательного производства отведена однастрока.
Вначале месяца на ОАО «МАПИД» в журнал-ордер № 10-с записывают остаткинезавершенного производства, затем в течение месяца отражаются затраты подебету счета 23 с кредита соответствующих счетов. В отдельной графе«Внутренний оборот» по счету 23 (исключено -, прибавлено +)приводится плановая себестоимость услуг, оказанных одним производством другому.Эти данные отражаются по видам производств соответственно со знаком плюс(принятые услуги) или со знаком минус (оказанные услуги). Внутренние обороты насчетах бухгалтерского учета не отражаются.
Присокращенной журнально-ордерной форме счетоводства синтетический и аналитическийучет затрат по счету 23 ведется в журнале-ордере № 05-с.
Учетзатрат на производство при упращенной форме ведется в ведомости № В-3.
Взависимости от технологического процесса выпускаемой продукции подсобные ивспомогательные производства на ОАО «МАПИД» подразделяются на простые исложные. К простым относят производства, постоянно вырабатывающие несложнуюоднородную продукцию, в которых нет полуфабрикатов и незавершенногопроизводства. К ним относят растворобетонные узлы, транспортные хозяйства идругие. В этих производствах применяется однопередельный (простой метод)калькулирования. По этому методу учитываются и калькулируются услугибольшинства подсобных и вспомогательных производств. Фактическая себестоимостьединицы продукции (услуг) определяется путем деления суммы затрат на количествовыпущенной продукции (услуг), а фактические затраты учитываются в целом попроизводству.
Так,фактические затраты на изготовление бетона на ОАО «МАПИД» за отчетный месяцсоставили 50 200 руб. За этот период изготовлено на растворобетонном узле 200 м3бетона. Себестоимость 1 м3 бетона составит 251 руб. (50 200: 200).
Сложнымиявляютсяпроизводства, изготовляющие разнородную продукцию и имеющие полуфабрикаты инезавершенное производство. К ним относят: деревообрабатывающие мастерские,ремонтные и другие. Для этих производств характерны попередельный и позаказныйметоды учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.Учет затрат с применением этих методов ведется, аналогично как и в промышленныхорганизациях.
Изготовленнаяпродукция подсобными и вспомогательными производствами приходуется на складыОАО «МАПИД» на основании накладных по фактической себестоимости следующейзаписью:
Д-тсч. 10 «Материалы», В-2;
Д-тсч. 43 «Готовая продукция», В-2
К-тсч. 23 «Вспомогательные производства», ж/о 10-с (05-с).
Еслипродукция подсобных и вспомогательных производств приходуете, на склады поплановой себестоимости с добавлением прибыли в установленном размере, налогов иотчислений от фонда заработной платы и налога на добавленную стоимость, в этомслучае на счете 23 «Вспомогательные производства» определяетсяфинансовый результат. [4, с. 610]
Так,к примеруна растворо-бетонном узле за отчетныймесяц изготовлено 250 м3 бетона. Затраты на его изготовлениесоставили 3 400 000 руб. Бетон оприходован и отпущен на объекты строительствапо плановой себестоимости с добавлением налогов — по 15 100 руб. за м3.
Вбухгалтерском учете на ОАО «МАПИД» будут сделаны следующие записи:
а)Д-т сч. 10 «Материалы», В-2
К-тсч. 23 «Вспомогательные производства» — 3 775 000 руб. (250 х 15 100),ж/о 10-с (05-с);
б)Д-т сч. 23 «Вспомогательные производства», В-3
К-тсч. 92 «Внереализационные доходы и расходы» — 375 000 руб. (3 775 000– 3 400 000), ж/о 15 (07).
Продукцияподсобных и вспомогательных производств, используемая на цели, не связанные спроизводством строительно-монтажных работ, отражается на счете 90«Реализация».
Срастворо-бетонного узла на ОАО «МАПИД» отпущено и израсходовано на ремонтобщежития строительной организации 10 м3 бетона на сумму 151 000руб.
Вбухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:
а)Д-т сч. 10 «Материалы», В-2
К-тсч. 23 «Вспомогательные производства» —151 000 руб., ж/о 10-с (05-с);
б)Д-т сч. 90 «Реализация», В-6
К-тсч. 10 «Материалы» — 151 000 руб., ж/о 10-с (06);
в)Д-т сч. 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», В-3 К-т сч. 90 «Реализация»— 151 000 руб., ж/о 11 (06).
Отпускизготовленной продукции на сторону (другим организациям) производится подоговорным ценам.
Еслимоментом реализации считается отпуск или отгрузка материалов, в этом случае насумму предъявленных покупателям счетов для оплаты на ОАО «МАПИД» делаютследующие записи:
а)Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», В-5 К-т сч. 91 «Операционныедоходы и расходы», ж/о 13 (04);
б)Д-т сч. 91 «Операционные доходы и расходы», В-6 К-т сч. 10 «Материалы»,ж/о 10-с (06);
в)Д-т сч. 91 «Операционные доходы и расходы», В-6
К-тсч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» — налоги, уплачиваемые в бюджет,ж/о 8 (03);
г)Д-т сч. 91 «Операционные доходы и расходы», В-6
К-тсч. 99 «Прибыли и убытки»— на полученную прибыль, ж/о 15 (07);
д)Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки», В-4
К-тсч. 91 «Операционные доходы и расходы» — на полученный убыток, ж/о 13(04).
Еслимоментом реализации считается поступление денежных средств на расчетный счетили в кассу строительной организации, в учете делают следующие записи:
а)Д-т сч. 45 «Товары отгруженные», В-6
К-тсч. 10 «Материалы»— на фактическую себестоимость отгруженныхматериалов, ж/о 10-с (06);
б)Д-т сч. 51 «Расчетный счет», В-4
К-тсч. 91 «Операционные доходы и расходы» — на договорную стоимость призачислении денежных средств на расчетный счет, ж/о 13 (04);
в)Д-т сч. 91 «Операционные доходы и расходы», В-6
К-тсч. 45 «Товары отгруженные»— на фактическую себестоимостьреализованных материалов, ж/о 11 (06);
г)Д-т сч. 91 «Операционные доходы и расходы», В-6
К-тсч. 68 «Расчеты с бюджетом» — налоги, уплачиваемые в бюджет, ж/о 8(03);
д)Д-т сч. 91 «Операционные доходы и расходы», В-6
К-тсч. 99 «Прибыли и убытки»— на полученную прибыль, ж/о 15 (07);
е)К-т сч. 99 «Прибыли и убытки», В-4
К-тсч. 91 «Операционные доходы и расходы» — на полученный убыток, ж/о 13(04).
Приведенныевыше записи на счетах бухгалтерского учета на ОАО «МАПИД» делают в том случае,если отпуск продукции подсобных и вспомогательных производств носит разовыйхарактер, при отпуске ее субподрядным организациям на производствостроительно-монтажных работ и в других случаях.
Еслиизготовленная продукция подсобных и вспомогательных производств предназначенатолько для реализации на сторону, она приходуется на ОАО «МАПИД» на счет 43«Готовая продукция» следующей записью:
Д-тсч. 43 «Готовая продукция», В-2
К-тсч. 23 «Вспомогательные производства», ж/о 10-с (05-с).
Внекоторых подсобных производствах кроме основной продукции получают полезныеотходы, которые используются на нужды строительного производства на ОАО «МАПИД»или реализуются на сторону. Их приходуют по ценам возможной реализации илииспользования следующей записью:
Д-тсч. 10 «Материалы», В-2
К-тсч. 23 «Вспомогательные производства», ж/о 10-с (05-с).
ОАО«МАПИД» в своем составе имеет обслуживающие производства и хозяйства. К нимотносятся: жилищно-коммунальные хозяйства (эксплуатация жилых домов, общежитий,прачечных и т.п.); столовые и буфеты; детские дошкольные учреждения (сады,ясли); дома отдыха; оздоровительные лагеря, профилактории и другие учреждениякультурно-бытового назначения. Для учета затрат по содержанию этих хозяйствприменяется счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». Подебету этого счета собираются затраты на содержание этих хозяйств, а по кредитупроизводится их списание за счет соответствующих источников финансирования.Учет затрат по обслуживающим производствам и хозяйствам ведется по каждому изних отдельно.
Убытокот эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства может быть списан со счета 29 вдебет счетов 92 «Внереализационные доходы и расходы». Прибыль отэксплуатации жилищно-коммунального хозяйства списывается со счета 29 в кредитсчета 92.
Приполной журнально-ордерной форме счетоводства синтетический учет по счету 29 наОАО «МАПИД» ведется в журнале-ордере № 10-с, а аналитический учет — в ведомости№ 13-а, при неполной журнально-ордерной форме счетоводства синтетический учетведется в журнале-ордере № 05-с, а аналитический учет — в ведомости 04, приупрощенной форме учет ведется в ведомости № В-3.
2.5 Учет временных (нетитульных) зданий,сооружений, приспособлений и устройств
Квременным (нетитульным) зданиям, сооружениям, приспособлениям и устройствам наОАО «МАПИД» относят:
1)приобъектные конторы и кладовые прорабов и мастеров; складские помещения инавесы; неканализованные уборные и помещения для обогрева рабочих, душевые икубовые;
2)настилы, стремянки, лестницы, переходные мостики, ходовые доски, обноски приразбивке здания, приспособления по технике безопасности;
3)инвентарные унифицированные средства подмащивания типа люлек, вышек,инвентарных площадок, подмостей и т.п., заборы и ограждения (кроме специальныхи архитектурно оформленных), предохранительные козырьки, укрытия припроизводстве буровзрывных работ;
4)временные разводки от магистральных и разводящих сетей электроэнергии, воды,пара, газа и воздуха в пределах рабочей зоны (территории в пределах до 25 м отпериметра зданий или от линейных сооружений);
5)расходы, связанные с приспособлением строящихся и существующих на строительныхплощадках зданий и сооружений вместо строительства указанных выше нетитульныхвременных зданий и сооружений.
Расходыпо их возведению, сборке, разборке, износу (амортизации), текущему ремонту иперемещению на ОАО «МАПИД» предусмотрены нормами накладных расходов.
Расходы,связанные с их возведением, учитывают на счете 23 «Вспомогательныепроизводства», субсчет 6 «Возведение временных (нетитульных)сооружений».
Подебету этого счета отражаются фактически произведенные затраты, а по кредиту —их списание в дебет соответствующих счетов.
Вводв эксплуатацию временных (нетитульных) зданий, сооружений, приспособлений иустройств на ОАО «МАПИД» оформляют актом по ф. № КС-8, в котором указывают датувозведения и наименование принятого в эксплуатацию объекта, учетный код,площадь или объем, фактическую себестоимость, ожидаемый возврат материалов ирасходы по разборке, срок эксплуатации, сумму ежемесячного погашения стоимостиобъекта и лицо, ответственное за возврат материалов.
Настроительной площадке на ОАО «МАПИД» построен временный склад для храненияматериалов. Затраты на строительство склада составили:
1)израсходованы строительные материалы на сумму 20 500 руб.
Д-тсч. 23 «Вспомогательные производства», субсчет 6 «Возведениевременных (нетитульных сооружений»), В-3
К-тсч. 10 «Материалы», ж/о 10-с (05-с);
2)акцептован счет Управления механизации за работу крана на строительстве склада
Д-тсч. 23 «Вспомогательные производства», субсчет 6 — 8000 руб., В-3;
Д-тсч. 18 «НДС по приобретенным товарам, работам, услугам», субсчет 3) —1440 руб., В-5;
К-тсч. 60 «Расчеты, с поставщиками и подрядчиками»— 9440 руб., ж/о 6(03);
3)акцептован счет энергосбыта за электроэнергию, использованную на строительствосклада, на сумму 5 000 руб.
Д-тсч. 23 «Вспомогательные производства», субсчет 6 — 5000 руб., В-3;
Дтсч. 18 «НДС по приобретенным товарам, работам, услугам» субсчет 3 —900 руб., В-5
К-тсч. 60 «Расчеты, с поставщиками и подрядчиками» — 5900 руб., ж/о 6(03);
4)начислена заработная плата рабочим в сумме 5000 руб.
Д-тсч. 23 «Вспомогательные производства», субсчет 6, В-3
К-тсч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», ж/о 10-с (05-с);
5)произведены начисления на заработную плату
а)в Фонд социальной защиты населения — 1750 руб.
Д-тсч. 26 «Общехозяйственные расходы», субсчет 2 «Накладныерасходы» (20), В-3
К-тсч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», ж/о 10-с(05-с);
6)на сумму налогов и сборов, начисляемых в бюджет от зарплаты
Д-тсч. 26 «Общехозяйственные расходы», субсчет 2 «Накладныерасходы» (20), В-3
К-тсч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» — 250 руб., ж/о 8 (03).
Такимобразом, фактическая себестоимость или первоначальная стоимость временногосклада для хранения материалов на ОАО «МАПИД» составит 38 500 руб. (20 500 руб.+ 8000 руб. + 5000 руб. + 5000 руб.).
Наосновании ф. № КС-8 на сумму 38 500 руб. в бухгалтерском учете будет сделанаследующая запись:
Д-тсч. 10 «Материалы»’, субсчет «Временные (нетитульные)сооружения», В-2 К-т сч. 23 «Вспомогательные производства»,субсчет 6, ж/о 10-с (05-с).
Аналитическийучет временных (нетитульных) зданий, сооружений, приспособлений и устройствведется: при полной журнально-ордерной форме счетоводства в ведомости № 15-с,при неполной — в ведомости № 05-с, при упрощенной — в ведомости № В-2.
Стоимостьвременных (нетитульных) зданий, сооружений, приспособлений и устройств на ОАО«МАПИД» погашается путем начисления ежемесячного износа, который делаетсярасчетным путем на основании акта по ф. № КС-8. Износ начисляется исходя изсрока их службы, установленного организацией, и первоначальной стоимости заминусом стоимости возвратных материалов и добавлением расходов по ихликвидации.
Вданном примере срок эксплуатации склада на ОАО «МАПИД» — 10 месяцев, ожидаемыерасходы по разборке — 500 руб., ожидаемый возврат материалов — 1000 руб.Следовательно, сумма ежемесячного погашения стоимости склада или сумма износасоставит 3800 руб. (38 500 руб. + 500 руб. — 1000 руб.): 10.
Вбухгалтерском учете ежемесячно на ОАО «МАПИД» на эту сумму делается следующаязапись:
Д-тсч. 26 «Общехозяйственные расходы», субсчет 2 «Накладныерасходы» (20), В-3
К-тсч. 10 «Материалы», субсчет «Временные (нетитульные)сооружения», ж/о 10-с (05-с).
Приликвидации временных (нетитульных) зданий, сооружений, приспособлений иустройств на ОАО «МАПИД» составляют акт по ф. № КС-9, в котором указывают датуразборки, наименование сооружения, наименование и количество материалов,предполагаемых к возврату и фактически полученных, и их стоимость.
Стоимостьоприходованных материалов на ОАО «МАПИД» отражают по дебету счета 10«Материалы», субсчет 6 — «прочие материалы» и кредиту счета10 «Материалы», субсчет — «Временные (нетитульные)сооружения».
Расходыпо разборке этих сооружений отражаются на счете 23 субсчет 6, а затем с кредитаэтого счета списываются в дебет счета 10 «Материалы», субсчет«Временные (нетитульные) сооружения». Если стоимость объекта с учетомрезультатов разборки полностью не погашена, в месяце разборки доначисляетсясоответствующая сумма, а если допущено погашение сверх стоимости ликвидируемогосооружения, излишне начисленная сумма в этом месяце сторнируется.
Поокончании строительства объекта на ОАО «МАПИД» разобран временный склад дляхранения материалов стоимостью 38 500 т. руб. За время эксплуатации былапогашена его стоимость в сумме 30 200 т. руб., оприходовано материалов на сумму900 т. руб. Расходы по разборке склада составили:
а)начислена заработная плата рабочим за разборку склада в сумме 500 т. руб.;
б)списана часть расходов по эксплуатации строительных машин и механизмов,связанных с ликвидацией склада, на сумму 300 т. руб.
Вбухгалтерском учете на ОАО «МАПИД» будут сделаны следующие записи:
1.Отражаются расходы по разборке склада:
начисленазаработная плата рабочим за разборку склада в сумме 500 т. руб.
Д-тсч. 23 «Вспомогательные производства», субсчет 6 — «Возведениевременных (нетитульных сооружений»), В-3
К-тсч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», ж/о 10-с (05-с).
2.Произведены начисления на заработную плату:
а)в Фонд социальной защиты населения 175т. руб.
Д-тсч. 26 «Общехозяйственные расходы», субсчет 2 «Накладныерасходы» (20), В-3
К-тсч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», ж/о 10-с(05-с);
б)налогов и сборов, начисляемых в бюджет от зарплаты
Д-тсч. 26 «Общехозяйственные расходы», субсчет 2 «Накладныерасходы» (20), В-3
К-тсч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» — 25 руб., ж/о 8 (03).
3.Списана часть расходов на эксплуатацию строительных машин и механизмов,связанных с ликвидацией склада, на сумму 300 т. руб.
Д-тсч. 23 «Вспомогательные производства», субсчет 6 «Возведениевременных (нетитульных) сооружений», В-3
К-тсч. 25 «Общепроизводственные расходы», ж/о 10-с (05-с).
Следовательно,расходы по разборке склада начислены по дебету счета 23-6 в сумме 800 т. руб.(500 т. руб. + 300 т. руб.).
Наэту сумму в бухгалтерском учете будет сделана следующая запись:
Д-тсч. 10 «Материалы», субсчет «Временные (нетитульные) сооружения»,В-4
К-тсч. 23 «Вспомогательные производства», субсчет 6 «Возведениевременных (нетитульных) сооружений», ж/о 10-с (05-с).
4.Оприходование отходов от разборки склада в сумме 900 т. руб.:
Д-тсч. 10 «Материалы», субсчет 6 «Прочие материалы», В-2 К-тсч. 10 «Материалы», субсчет «Временные (нетитульные)сооружения», ж/о 10-с (05-с).
Такимобразом, непогашенная часть стоимости выбывшего из эксплуатации склада составит8200 т. руб. (38 500 — 30 200 — 900 + 800). На эту сумму в бухгалтерском учетеделается следующая запись:
Д-тсч. 26 «Общехозяйственные расходы», субсчет 2 «Накладныерасходы» (20), В-3
К-т сч. 10 «Материалы»,субсчет «Временные (нетитульные) сооружения», ж/о 10-с (05-с).
2.6Учет расчетов с заказчиками за строительную продукцию наОАО «МАПИД»
Порядокрасчетов за выполненные строительные работы на ОАО «МАПИД» определяетсяусловиями подрядных торгов или соглашением сторон и устанавливается договоромподряда. За расчетный период может быть принят месяц, либо период времени,необходимый для строительства объекта или выполнения строительных работ, либовыполненный этап (комплекс) строительных работ. Расчеты производятся наосновании подписанных заказчиком справок о сметной стоимости выполненных работи затрат по форме 3. Эта справка является документом первичного учета исоставляется генеральным подрядчиком (субподрядчиком) для определения объемоввыполненных работ. Справка по форме 3 составляется на основании журнала учетавыполненных работ по форме КС-6, который ведется на объектах строительствапроизводителями работ (прорабами, мастерами). На основании справки формы 3генеральный подрядчик (субподрядчик) оформляет платежные требования иинкассирует в банке для получения денежных средств.
Некачественновыполненные строительные работы оплате не подлежат, не оплачиваются доустранения дефектов и последующие технологически связанные с ними строительныеработы. После устранения дефектов ранее выполненные строительные работыподлежат оплате по ценам, действовавшим на дату, первоначально установленнуюдоговором подряда (календарным графиком).
Дляучета расчетов с заказчиками за выполненные строительно-монтажные работы на ОАО«МАПИД» предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».По дебету этого счета отражают причитающиеся с заказчиков суммы за выполненныестроительно-монтажные работы, а по кредиту — полученные суммы по оплаченнымсчетам.
Синтетическийучет по счету 62 при полной журнально-ордерной форме счетоводства ведут вжурнале-ордере № 11, при неполной — в журнале-ордере № 03, при упрощенной формеучета — в ведомости № В-5.
Аналитическийучет расчетов с заказчиками при полной журнально-ордерной форме счетоводстваведут в ведомости № 5-с «Расчеты с заказчиками (генподрядчиками) завыполненные работы». Записи в ведомости № 5-с производятся вхронологическом порядке по каждому предъявленному и акцептованному в отчетноммесяце счету за выполненные работы с указанием наименования заказчика, номера идаты предъявленного счета, номера платежного документа. Итоговые данныеаналитического учета по ведомости № 5-с переносят в журнал-ордер № 11.
Принеполной журнально-ордерной форме счетоводства аналитический учет по счету 62ведут в ведомости 02 «Учет расчетов с разными дебиторами икредиторами». Итоги этой ведомости переносят в журнал-ордер № 03.
Приупрощенной форме учета аналитический учет по счету 62 ведут в ведомости № В-5.
2.7 Учет финансовых результатов от сдачистроительно-монтажных работ
Финансовыерезультаты производственной деятельности ОАО «МАПИД» за сданные заказчикустроительно-монтажные работы ежемесячно определяются на счете 90«Реализация».
Подебету этого счета отражается фактическая себестоимость реализованныхстроительно-монтажных работ, а также стоимость работ (по договорной стоимости),выполненных субподрядными организациями и принятых к оплате или оплаченных, апо кредиту — выручка от реализации выполненных и сданных заказчикамстроительно-монтажных работ с учетом работ субподрядных организаций. [4, с.632]
Всоответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых всебестоимость продукции (работ, услуг), выручка от реализации выполненныхстроительно-монтажных работ определяется либо по мере ее оплаты, т.е. по мерепоступления денежных средств на расчетный счет или в кассу организации, либо помере сдачи выполненных строительно-монтажных работ заказчикам и предъявления коплате расчетных документов.
Методопределения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливаетсяорганизацией на длительный срок, исходя из условий хозяйствования и заключаемыхдоговоров, и предусматривается в учетной политике организации.
Приопределении выручки от реализации выполненных строительно-монтажных работ наОАО «МАПИД» по мере поступления денежных средств на расчетный счет или в кассуорганизации:
а)на сумму выполненных и сданных заказчикам строительно-монтажных работ ипредъявленных им к оплате:
Д-тсч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», В-5 К-т сч. 90 «Реализация»,ж/о 11 (06).
Аналитическийучет расчетов ведется в ведомости № 5-с «Расчеты с заказчиками (генподрядчиками)за выполненные работы»;
б)при поступлении денежных средств от заказчиков за выполненныезтроительно-монтажные работы:
Д-тсч. 51 «Расчетный счет» (50, 52, 55), В-4 К-т сч. 90 «Реализация»,ж/о 11 (06).
Поступившаясумма включается в выручку от реализации выполненных и сданных заказчикамстроительно-монтажных работ за минусом стоимости работ, выполненныхсубподрядными организациями. Одновременно на сумму поступивших средств делаютсяв ведомости № 5-с отметка об оплате и бухгалтерская запись:
Д-тсч. 90 «Реализация», В-6
К-тсч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», ж/о 11 (03).
Приэтой записи на счетах бухгалтерского учета уменьшается задолженность заказчиковза выполненные и предъявленные к оплате строительно-монтажные работы;
в)списывается фактическая себестоимость реализованных строительно-монтажных работс учетом работ, выполненных и реализованных субподрядными организациями:
Д-тсч. 90 «Реализация», В-6
К-тсч. 20 «Основное производство», ж/о 10-с (05-с).
Вдебет счета 90 «Реализация» относят также целевые сборы и налоги,исчисляемые из выручки от реализации;
г)отражается финансовый результат от реализации:
1)Д-т сч. 90 «Реализация», В-6
К-тсч. 99 «Прибыли и убытки» — на полученную прибыль, ж/о 15 (07);
2)Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки», В-6
К-тсч. 90 «Реализация» — на полученный убыток, ж/о 11 (06).
Приопределении выручки от реализации выполненных строительно-монтажных работ помере их сдачи заказчикам и предъявления к оплате расчетных документов:
а)на сумму предъявленных к оплате расчетных документов:
Д-тсч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», В-5 К-т сч. 90 «Реализация»,ж/о 11 (06);
б)списывается фактическая себестоимость реализованных строительно-монтажных работс учетом работ, выполненных и реализованных субподрядными организациями:
Д-тсч. 90 «Реализация», В-6
К-тсч. 20 «Основное производство», ж/о 10-с (05-с).
Вдебет счета 90 «Реализация» относят также целевые сборы и налоги,исчисляемые из выручки от реализации (Д-т сч. 90 и К-т сч. 68);
в)отражается финансовый результат от реализации в общеустановленном порядке (Д-т(К-т) сч. 90 и К-т (Д-т) сч. 99).
2.8 Особенности расчетов субподрядныхорганизаций с генеральными организациями
Расчетыза строительные работы, выполненные на основе договоров субподряда, осуществляютсяв порядке, предусмотренном для расчетов между заказчиком и генеральнымподрядчиком. Договором субподряда может быть предусмотрено проведение расчетовс субподрядчиками как генеральным подрядчиком, так и непосредственно заказчикомодновременно с расчетами между заказчиком и генеральным подрядчиком. Впоследнем случае к платежным документам, предъявленным заказчику генеральнымподрядчиком, должны быть приложены подробные сведения, согласованные ссоответствующими субподрядчиками, об объемах выполненных ими строительныхработ. Принятые к оплате счета за выполненные субподрядчиками работыгенеральный подрядчик отражает в ведомости № 5-с, аналогично как и по расчетамс заказчиками.
Вконце месяца итоговые данные этой ведомости в балансе генподрядчика на ОАО «МАПИД»переносят в журнал-ордер №6.
ОАО«МАПИД» предъявило к оплате СУ-10 счет за выполненные работы. В счете значится:
1.За выполненные монтажные работы по договорной стоимости — 500 000 руб.
СтавкаНДС — 18 %. Сумма НДС — 90 000 руб.
Всегостоимость с НДС — 590 000 руб.
Вэтом случае в балансе генподрядчика будет сделана следующая проводка:
Д-тсч. 20 «Основное производство» — 500 000 руб., В-3;
Д-тсч. 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам,услугам» (субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость по приобретеннымтоварно-мтериальным ценностям, работам, услугам») — 90 000 руб., В-5
К-тсч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 590 000 руб., ж/о 6(03);
Данныежурнала-ордера № 6 по дебету счета 20 «Основное производство» переносятв журнал-ордер № 10-с в специальный раздел «Аналитические данные» посчету 20 «Основное производство» в разрезе объектов строительства.
Послесдачи этих работ заказчику и предъявления последнему расчет -но-платежныхдокументов по сметной (договорной) стоимости они списываются с кредита счета 20«Основное производство» в дебет счета 90 «Реализация». Покредиту счета 90 они отражаются в общей сумме предъявленных заказчику к оплатесчетов за выполненные работы. Таким образом, на счете 90 «Реализация»реализованные субподрядные работы отражаются по сметной (договорной) стоимостипо дебету и кредиту этого счета транзитом в одинаковой сумме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение по даннойработе можно отметить несколько основополагающих выводов.
1.Строительное производство (или инвестиционный комплекс) — это системаорганизаций, которая создает недвижимые основные фонды, необходимые длядеятельности организаций всех отраслей народного хозяйства.В этусистему входят: инвесторы (заказчики, застройщики), которые вкладывают денежныесредства (капиталы) для создания новых или реконструкции действующих основныхфондов, подрядные и субподрядные строительные организации и фирмы, совместныеорганизации, малые организации, проектные организации, организациипромышленности строительных материалов и другие организации.
2.Строительное производство в отличие от других отраслей имеет ряд особенностей,оказывающих влияние на организацию и постановку бухгалтерского учета. В ходестроительства изготавливаемая продукция (здания, сооружения и т.п.) остается наместе, а бригады рабочих и строительная техника переходят на новые строительныеобъекты. Перемещение рабочей силы и строительной техники требует дополнительныхрасходов на перевозку, транспортировку, демонтаж и монтаж строительных машин имеханизмов. Отдельные расходы (на демонтаж и монтаж строительных машин,механизмов и др.) предварительно собирают в учете с последующим ихраспределением по соответствующим периодам и объектам учета.
3. Товарные отношения встроительстве в отличие от промышленности возникают до начала производственногопроцесса. Товар, как правило, не выступает на рынке в поисках обезличенногопокупателя, а определяется по заказу и договору, причем сначала создаетсямодель этого товара, которая локализуется в определенном месте и потребляетсятам, где производится. Эта особенность оказывает влияние на ценообразование,затраты производства и связана с большим риском, особенно в условиях инфляции ипостоянного изменения, цен на средства производства. В строительстве производственныйпроцесс носит длительный характер, в результате чего надо вести учет затрат напроизводство по одному и тому же объекту несколько отчетных периодов и отражатьбольшие остатки незавершенного производства.
4. На результатыстроительного производства оказывают влияние погодные условия. Изменениетемпературы воздуха, дожди, снегопады, ветры и т.п. затрудняют производствостроительно-монтажных работ, нарушают их ритмичность и оказывают определенноевлияние на организацию учета. При производстве строительных работ в зимнеевремя возникают дополнительные затраты труда, материалов, а также тепловой иэлектрической энергии, которые должны отражаться на счетах бухгалтерскогоучета.
5. На строительныхобъектах и площадках находится большое количество материалов открытого хранения(кирпич, песок, гравий и др.), которые в течение месяца расходуются бездокументального оформления их отпуска на производство. По этой причине надоежемесячно проводить инвентаризацию материалов открытого хранения. Для этого требуютсядополнительные затраты рабочего времени.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бухгалтерскийучет в бюджетных организациях: Учебник / А. А. Чернюк. – Мн.: Вышэйшая школа,2004. – 496 с.
2. Бухгалтерскийучет: Учеб.-методич. пособие / Н. С. Стражева, А. В. Стражев. – Мн.: КнижныйДом, 2005. – 608 с.
3. КишкевичА. Д. Налоговое право Республики Беларусь. – Мн.: Тесей, 2002. – 304 с.
4. ЛадутькоН. И., Борисевский П. Е., Крупнова А.В., Ладутько Е. Н. Бухгалтерский учет/ подобщей редакцией Н. И. Ладутько. – 4-е изд., перераб и доп. — Мн.: ООО«ФУАинформ», 2004. – 742 с.
5. ЛевковичО. А., Бурцева И. Н., Акулич Ю. И. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 2- еизд. – Мн.: ЗАО «Техноперспектива», 2003. – 446 с.
6. ЛевковичО. А., Бурцева И. Н. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4- е изд. – Мн.:Амалфея, 2006. – 800 с.
7. ЛевковичО. А., Бурцева И. Н., Акулич Ю. И. Бухгалтерский учет по новому плану счетов:Учебное пособие. – 2- е изд. – Мн.: ООО «Амалфея», 2003. – 640 с.
8. ПанковД.А. Бухгалтерский учет и анализ за рубежом: Учебн. Пособие. – Мн.: Новоезнание, 2002. – 256.
9. СавицкаяГ. В. Экономический анализ: Учеб. — 10-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2004.– 640 с.
10. СниткоМ.А. Теория бухгалтерского учета: учебник. – Мн.: «Современная школа», 2006. –312 с.
11. Экономикапредприятия: Учеб. пособие / В. П. Волков, А. И. Ильин, В. И. Станкевич и др. –2-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2004 – 672 с.