Серге́йАлекса́ндрович Есе́нин (21 сентября (3 октября) 1895, селоКонстантиново, Рязанская губерния — 28 декабря 1925, Ленинград) — русский поэт,представитель новокрестьянской поэзии и (в позднем периоде творчества) имажинизма.Родился в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье, отец —Александр Никитич Есенин (1875—1967), мать — Татьяна Федоровна Титова(1875—1955). В 1904 году Есенин пошёл в Константиновское земское училище, потомначал учёбу в закрытой церковно-учительской школе. Осенью 1912 года Есенинприбыл в Москву, работал в книжном магазине, а потом — в типографии И.Д.Сытина. В 1913 году поступил вольнослушателем в Московский городской народныйуниверситет имени А.Л. Шанявского. Работал в типографии, имел контакты споэтами Суриковского литературно-музыкального кружка.
Профессиональнаяжизнь
В 1914 году вдетском журнале «Мирок» впервые были опубликованы стихотворения Есенина. В 1915году Есенин приехал из Москвы в Петроград, читал свои стихотворения А.А. Блоку,С.М. Городецкому и другим поэтам. В это время он сблизился с группой«новокрестьянских поэтов» и издал первые сборники («Радуница» — 1916), которыесделали его очень известным. Вместе с Николаем Клюевым часто выступал встилизованной «народной» одежде, в том числе перед императрицей АлександройФёдоровной и её дочерями в Царском Селе. В 1915—1917 Есенин поддерживалдружеские отношения с поэтом Леонидом Каннегисером, впоследствии убившимпредседателя Петроградской ЧК Урицкого. В 1917 познакомился и 4 июля того жегода обвенчался с Зинаидой Николаевной Райх, русской актрисой, будущей женойвыдающегося режиссёра В.Э. Мейерхольда. В конце 1919 (или в 1920) Есениноставил семью, а на руках беременной сыном (Константином) Зинаиды Райх осталасьполуторагодовалая дочь Татьяна. 19 февраля 1921 года поэт подал заявление оразводе, в котором обязался материально обеспечивать их (официально разводоформлен в октябре 1921). Впоследствии Сергей Есенин неоднократно навещал своихдетей, усыновлённых Мейерхольдом.
К 1918 —началу 1920-х относится знакомство Есенина с Анатолием Мариенгофом и егоактивное участие в московской группе имажинистов. В 1921 году поэт ездил вСреднюю Азию, посетил Урал и Оренбуржье. С 13 мая по 3 июня гостил в Ташкенте усвоего друга и поэта Александра Ширяевца. Несмотря на неформальный характервизита, Есенин несколько раз выступал перед публикой, читал стихотворения напоэтических вечерах и в домах своих ташкентских друзей. По словам очевидцев,Есенин любил бывать в старом городе, чайханах старого города и Урды, слушатьузбекскую поэзию, музыку и песни, посещать живописные окрестности Ташкента сосвоими друзьями. Он совершил также короткую поездку в Самарканд. Осенью 1921года в мастерской Г.Б. Якулова Есенин познакомился с танцовщицей АйседоройДункан, на которой он через полгода женился. После свадьбы Есенин с Дунканездили в Европу и в США, где он находился с мая 1922 года по август 1923 года.Газета «Известия» опубликовала записи Есенина об Америке «Железный Миргород».Брак с Дункан распался вскоре после их возвращения из-за границы.
В одной изпоследних поэм — «Страна негодяев» — поэт очень резко пишет о лидерахсовременной ему России, что некоторыми могло восприниматься как обличениесоветской власти. Это привлекло повышенное внимание к нему со стороныправоохранительных органов, в том числе и работников милиции и ОГПУ. В газетахстали появляться резко критические статьи о нём, обвиняющие его в пьянстве,драках и прочих антисоциальных поступках, хотя поэт своим поведением (особенново второй четверти 1920-х годов) иногда сам давал основание для подобного родакритики со стороны своих недоброжелателей. Уже к 1920-м годам Есенинзарекомендовал себя как опустившегося алкоголика, бродяжничал, сильнозлоупотреблял алкоголем, неоднократно задерживался милицией за пьяные дебоши идраки. Правление Союза писателей СССР пыталось принять участие в излечениепоэта, неоднократно принуждало его лечиться в психиатрических клиниках икурортах, но по-видимому, это не дало результатов.
В начале 1920-хгодов Есенин активно занимался книжно-издательской деятельностью, а такжепродажей книг в арендованной им книжной лавке на Большой Никитской, чтозанимало почти все время поэта. Последние годы жизни Есенин много путешествовалпо стране. Он трижды посетил Кавказ, несколько раз съездил в Ленинград, семьраз в Константиново. В 1924—1925 годах Есенин посетил Азербайджан, выпустилсборник стихов в типографии «Красный восток», печатался в местном издательстве.Есть версия о том, что здесь же, в мае 1925 года, было написано стихотворное«Послание «евангелисту» Демьяну». Жил в селении Мардакян (пригородБаку). В настоящее время здесь находятся его дом-музей и мемориальная доска. В1924 году Сергей Есенин решил порвать с имажинизмом из-за разногласий с А.Б.Мариенгофом. Есенин и Иван Грузинов опубликовали открытое письмо о роспускегруппировки. Осенью 1925 года Есенин женился в третий (и последний) раз — наСофье Андреевне Толстой, внучке Л.Н. Толстого. Однако брак оказался не слишкомсчастливым для поэта. В конце ноября 1925 года Софья Толстая договорилась сдиректором платной психоневрологической клиники Московского университетапрофессором П.Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в его клинику. Об этомзнало только несколько близких поэту людей. 23 декабря 1925 года Есенин покинулклинику и уехал в Ленинград.
Из писемЕсенина 1911—1913 годов вырисовывается сложная жизнь начинающего поэта, егодуховное созревание. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики1910—1913 годов, когда им было написано 60 стихотворений и поэм. Здесь выраженыего любовь ко всему живому, к жизни, к родине. На такой лад поэта особеннонастраивает окружающая природа («Выткался на озере алый свет зари…», «Дымомполоводье…», «Береза», «Весенний вечер», «Ночь», «Восход солнца», «Поет зима —аукает…», «Звёзды», «Темна ноченька, не спится…» и др.).С первых же стихов впоэзию Есенина входят темы родины и революции. С января 1914 года стихи Есенинапоявляются в печати («Берёза», «Кузнец» и др.). «В декабре он бросает работу иотдаётся весь стихам, пишет целыми днями», — вспоминает Изряднова. Поэтическиймир становится более сложным, многомерным, значительное место в нём начинаютзанимать библейские образы и христианские мотивы. В 1913 году в письмеПанфилову он пишет: «Гриша, в настоящее время я читаю Евангелие и нахожу оченьмного для меня нового». Позже поэт отмечал: «Рано посетили меня религиозныесомнения. В детстве у меня очень резкие переходы: то полоса молитвенная, тонеобычайного озорства, вплоть до богохульства. И потом и в творчестве моём былитакие полосы».
В марте 1915года Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который высоко оценил«свежие, чистые, голосистые», хотя и «многословные» стихи «талантливогокрестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями ииздателями. В письме к Николаю Клюеву Есенин сообщал: «Стихи у меня в Питерепрошли успешно. Из 60 принято 51». В том же году Есенин вошёл в группу«крестьянских» поэтов «Краса». Есенин становится знаменитым, его приглашают напоэтические вечера и в литературные салоны. М. Горький писал Р. Роллану: «Городвстретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Егостихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры изавистники». В начале 1916 года выходит из печати первая книга Есенина«Радуница». В названии, содержании большей части стихотворений (1910—1915) и вих отборе видна зависимость Есенина от настроений и вкусов публики.
ТворчествоЕсенина 1914—1917 годов предстает сложным и противоречивым («Микола», «Егорий»,«Русь», «Марфа Посадница», «Ус», «Иисус-младенец», «Голубень» и др.стихотворения). В этих произведениях представлена его поэтическая концепциямира и человека. Основой есенинского мироздания является изба со всеми еёатрибутами. Не случайно в книге «Ключи Марии» (1918) поэт писал: «Избапростолюдина — это символ понятий и отношений к миру, выработанных ещё до негоего отцами и предками, которые неосязаемый и далёкий мир подчинили себеуподоблениями вещам их кротких очагов». Избы, окружённые дворами, огороженныеплетнями и «связанные» друг с другом дорогой, образуют деревню. А деревня,ограниченная околицей, это и есть есенинская Русь, которая отрезана от большогомира лесами и болотами, «затерялась… в Мордве и Чуди». И дальше:
Не видатьконца и края,
Только синьсосёт глаза…
ПозднееЕсенин говорил: «Я просил бы читателей относиться ко всем моим Иисусам, Божьимматерям и Миколам, как к сказочному в поэзии». Герой лирики молится «дымящейсяземле», «На алы зори», «на копны и стога», он поклоняется родине: «Моя лирика,— говорил позже Есенин, — жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувствородины — основное в моём творчестве».
Вдореволюционном поэтическом мире Есенин Русь многолика: «задумчивая и нежная»,смиренная и буйственная, нищая и весёлая, справляющая «праздники победные». Встихотворении «Не в моего ты бога верила…» (1916) поэт зовёт Русь — «царевнусонную», находящуюся «на туманном берегу», к «весёлой вере», которой теперьпривержен он сам. В стихотворении «тучи с ожереба…» (1916) поэт словно быпредсказывает революцию — «преображение» России через «муки и крест», игражданскую войну. И на земле и на небе Есенин противопоставляет лишь добрых излых, «чистых» и «нечистых». Наряду с Богом и его слугами, небесными и земными,у Есенина в 1914—1918 годах действует возможная «нечисть»: лесная, водяная идомашняя. Даже бог не может одолеть «нечистую силу», побороть мировое зло. Темболее это не под силу людям на земле. Злая судьба, как думал Есенин, коснуласьи его родины, наложила свою печать на её образ:
Не в моего тыбога верила,
Россия,родина моя!
Ты, какколдунья, дали мерила,
И был, какпасынок твой, я.
Но и в этипредреволюционные годы поэт верил в то, что заколдованный круг будет разорван.Верил потому, что считал всех «тесной родней»: значит, должно наступить такоевремя, когда все люди станут «братьями».
Стремлениепоэта ко всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле — важнейшийпринцип художественной композиции Есенина. Отсюда один из основных законов егомира — всеобщий метафоризм. Люди, животные, растения, стихии и предметы — всеони, по Есенину, дети единой материи-природы. Его дореволюционное творчествоотмечено поисками своей концепции мира и человека, которую окончательносформулировать и помогла поэту революция. В его поэзии мы видим какочеловеченную природу, так и «оприродованного» человека, которому присущи«растительные», «животные» и «космические» черты.
Личнаяжизнь
В 1913 годуСергей Есенин познакомился с Анной Романовной Изрядновой, которая работалакорректором в типографии «Товарищества И.Д. Сытина», куда Есенин поступил наработу. В 1914 году они вступили в гражданский брак. 21 декабря 1914 года АннаИзряднова родила сына, названного Юрием (расстрелян в 1937 году). В 1917—1921годы Есенин состоял в браке с актрисой Зинаидой Николаевной Райх, впоследствииженой В.Э. Мейерхольда. Свой «мальчишник» перед венчанием Сергей Есенин устроилв Вологде, в деревянном доме по Малой Духовской улице (ныне ул. Пушкинская, д.50). Венчание Сергея Есенина и Зинаиды Райх произошло 30 июля 1917 года вцеркви Кирика и Иулитты деревни Толстиково Вологодского уезда. Поручителямижениха были Павел Павлович Хитров, крестьянин из деревни Ивановской Спасскойволости, и Сергей Михайлович Бараев, крестьянин из села Устья Устьянскойволости, поручителями невесты — Алексей Алексеевич Ганин и Дмитрий ДмитриевичДевятков, купеческий сын из города Вологды. От этого брака родились дочьТатьяна и сын Константин — впоследствии футбольный журналист. Осенью 1921 годав мастерской Г.Б. Якулова Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан,на которой он женился 2 мая 1922 года. Сразу после свадьбы Есенин сопровождалДункан в турах по Европе и США. Их брак был краток и в 1923 году Есенинвернулся в Москву. 12 мая 1924 года у Есенина родился сын Александр отпереводчицы Надежды Вольпин — впоследствии известный математик и деятельдиссидентского движения. Осень 1925 года — последний брак Есенина, в этот разна Софье Андреевне Толстой — внучке Л… Толстого.
Гибель
28 декабря1925 года Есенина нашли в ленинградской гостинице «Англетер» повешенным натрубе парового отопления. Последнее его стихотворение — «До свиданья, друг мой,до свиданья…» — было написано в этой гостинице кровью, и по свидетельствудрузей поэта, Есенин жаловался, что в номере нет чернил и он вынужден писатькровью. По принятой большинством биографов поэта версии, Есенин в состояниидепрессии (через месяц после лечения в психоневрологической больнице) покончилжизнь самоубийством (повесился). Ни современниками события, ни в ближайшие несколькодесятилетий после смерти поэта других версий события не высказывалось. В1970—1980-е годы, преимущественно в националистических кругах, возникли такжеверсии об убийстве поэта с последующей инсценировкой его самоубийства: на почверевности, корыстной почве, убийстве сотрудниками ОГПУ. В 1989 году под эгидойИМЛИ имени Горького была создана Есенинская комиссия под председательством Ю.Л.Прокушева; по её просьбе был проведён ряд экспертиз, приведших к следующемувыводу: «… опубликованные ныне „версии“ об убийстве поэта с последующейинсценировкой повешения, несмотря на отдельные разночтения… являютсявульгарным, некомпетентным толкованием специальных сведений, поройфальсифицирующим результаты экспертизы» (из официального ответа профессора покафедре судебной медицины, доктора медицинских наук Б. С. Свадковского назапрос председателя комиссии Ю.Л. Прокушева). В 1990-е годы различными авторамипродолжали выдвигаться как новые аргументы в поддержку версии об убийстве, таки контраргументы. Версия убийства Есенина представлена в сериале «Есенин». Похоронен31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.
Поэзия
С первыхпоэтических сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступилкак тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певецкрестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919—1923 входил вгруппу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены вциклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Чёрныйчеловек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвящённойбакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Снегина»(1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжалчувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревёнчатой избы».Драматическая поэма «Пугачёв» (1921). На стихи Есенина написано множествопесен: В. Липатовым «Письмо матери» и «Клён ты мой опавший», Е. Поповым «Надокошком месяц», С. Сарычевым «Гуляка», В. Паком «Милая, мне скоро будет тридцать»,Р. Бойко «Ты запой мне ту песню», А. Покровским «Песни, песни, о чём выкричите?», А. Липининым «Ты меня не любишь, не жалеешь», И. Уманским «Звёзды»,группой Монгол Шуудан «Москва», группой Кукрыниксы «Есенин» и др. Многие изэтих песен воспринимаются как народные.
КОРОВА
Дряхлая,выпали зубы,
Свиток годовна рогах.
Бил еевыгонщик грубый
На перегонныхполях.
Сердценеласково к шуму,
Мыши скребутв уголке.
Думаетгрустную луму
О белоногомтелке.
Не далиматери сына,
Перваярадость не прок.
И на колу подосиной
Шкуру трепалветерок.
Скоро нагречневом свее,
С той жесыновней судьбой,
Свяжут ейпетлю на шее
И поведут наубой.
Сестре Шуре
Я красивыхтаких не видел,
Только,знаешь, в душе затаю
Не в плохой,а в хорошей обиде –
Повторяешь тыюность мою.
Ты — моевасильковое слово,
Я навекилюблю тебя.
Как живеттеперь наша корова,
Грустьсоломенную теребя?
Запоешь ты, амне любимо,
Исцеляй менядетским сном.
Отгорела линаша рябина,
Осыпаясь подбелым окном?
Что поеттеперь мать за куделью?
Я навеки покинулсело,
Только знаю — багряной метелью
Нам листвы накрыльцо намело.
Знаю то, чтоо нас с тобой вместе
Вместо ласкии вместо слез
У ворот, како сгибшей невесте,
Тихо воетпокинутый пес.
Но и все жвозвращаться не надо,
Потому идостался не в срок,
Как любовь,как печаль и отрада,
Твой красивыйрязанский платок.
В Рязани – народине Сергея Есенина, 2 октября впервые был проведен праздник улицы поэта.Праздничные мероприятия проводились впервые, и были посвящены 115-летию со днярождения поэта. Вначале были возложены цветы к памятнику Сергею Есенину уРязанского Кремля. Затем на здании Рязанского филиала Московского институтакультуры был открыт барельеф с информацией, что улица названа в честь поэтаСергея Есенина, который родился и жил в Рязани. «Московский государственныймузей С.А. Есенина» в программе праздничных мероприятий, посвящённых 115-летиюсо дня рождения поэта, проведет 6 октября вечер поэзии Сергея Есенина. Можнобудет познакомиться с новым на эстраде — словокальным дуэтом, в исполнении заслуженныхартистов Татарии и России.
Мы теперьуходим понемногу
В ту страну,где тишь и благодать.
Может быть, искоро мне в дорогу
Бренныепожитки собирать.
Милыеберезовые чащи!
Ты, земля! Ивы, равнин пески!
Перед этимсонмом уходящим
Я не в силахскрыть своей тоски.
Слишком ялюбил на этом свете
Все, что душуоблекает в плоть.
Мир осинам,что, раскинув ветви,
Загляделись врозовую водь.
Много дум я втишине продумал,
Много песенпро себя сложил,
И на этой наземле угрюмой
Счастлив тем,что я дышал и жил.
Счастлив тем,что целовал я женщин,
Мял цветы,валялся на траве,
И зверье, какбратьев наших меньших,
Никогда небил по голове.
Знаю я, чтоне цветут там чащи,
Не звенитлебяжьей шеей рожь.
Оттого предсонмом уходящим
Я всегдаиспытываю дрожь.
Знаю я, что втой стране не будет
Этих нив,златящихся во мгле.
Оттого идороги мне люди,
Что живут сомною на земле.
На плетняхвисят баранки,
Хлебнойбрагой льет теплынь.
Солнцаструганые дранки
Загораживаютсинь.
Балаганы, пнии колья,
Карусельныйпересвист.
От вихлистогоприволья
Гнутся травы,мнется лист.
Дробь копыт ихрип торговок,
Пьяный пахмедовых сот.
Берегись,коли не ловок:
Вихорь пыльюразметет.
За лещужноюсурьмою –
Бабий крик,как поутру.
Не твоя лишаль с каймою
Зеленеет наветру?
Ой, удал имногосказен
Лад веселыйна пыжну.
Запевай, какСтенька Разин
Утопил своюкняжну.
Ты ли, Русь,тропой-дорогой
Разметала алнаряд?
Не судимолитвой строгой
Напоенныйсердцем взгляд.
Не бродить,не мять в кустах багряных
Лебеды и неискать следа.
Со снопомволос твоих овсяных
Отоснилась тымне навсегда.
С алым сокомягоды на коже,
Нежная,красивая, была
На закат тырозовый похожа
И, как снег,лучиста и светла.
Зерна глазтвоих осыпались, завяли,
Имя тонкоерастаяло, как звук,
Но остался вскладках смятой шали
Запах меда отневинных рук.
В тихий час,когда заря на крыше,
Как котенок,моет лапкой рот,
Говор кроткийо тебе я слышу
Водяныхпоющих с ветром сот.
Пусть пороймне шепчет синий вечер,
Что была тыпесня и мечта,
Всё ж, ктовыдумал твой гибкий стан и плечи –
К светлойтайне приложил уста.
Не бродить,не мять в кустах багряных
Лебеды и неискать следа.
Со снопомволос твоих овсяных
Отоснилась тымне навсегда.
28 декабря1925 года в 10 часов 30 минут в пятом номере гостиницы «Интернационал» (бывшая«Англетер») «был обнаружен висевший на трубе центрального отопления мужчина. Попредъявленным документам повесившимся оказался Есенин Сергей Александрович,писатель…» (из «Акта осмотра места происшествия»).
Так закончилсвой жизненный путь 30-летний русский поэт. Самоубийство Есенина у егосовременников не вызвало никаких сомнений. Все, кто близко знал поэта, былиисключительно единодушны – Сергей Александрович добровольно покинул бренныймир. Но прошло 60 лет, и на фоне антикоммунистической истерии как грибы последождя стали появляться версии о злодейском убийстве Есенина «комиссарами впыльных шлемах», причем одна забористей другой. На Руси не могут без того,чтобы не считать своих известных поэтов великомучениками, потому как «поэт вРоссии больше, чем поэт».Показанный по телевидению телефильм «Сергей Есенин» изтой же оперы. Со слов Сергея Безрукова, сыгравшего в нем главную роль, цельфильма благородная – посмертно избавить Есенина от «позорного клеймависельника». Цель оправдывает средства, потому авторы фильма, пренебрегаяисторическими фактами, так все перекрутили, что начинаешь сомневаться в том,что они вообще знакомы с воспоминаниями знакомых поэта и внимательно читалисамого Есенина. Теперь без всякой политики и чекистской чертовщины – о самомпевце «Москвы кабацкой» со слов его знакомых и его автобиографичных творений.Ведь «что касается остальных автобиографических сведений, они в моих стихах».
Главныйнедуг
Друзья изнакомые поэта сходятся во мнении, что алкоголизм Есенина и стал первейшейпричиной его преждевременного ухода «в ту страну, где тишь и благодать». Сампоэт, отвечая 5 декабря 1925 года на вопросы при заполнении амбулаторной карты,в графе «Алкоголь» ответил: «Много, с 24 лет». Там же рукой лечащего врачабезжалостно выведено: «Белая горячка, (галлюцинации)». В начале своей богемнойжизни молодой здоровый организм рязанского парня справлялся с обязательнымитусовочными возлияниями. Есенину даже удавалось организовывать «разгрузочные»дни. В 1921 году он с удовольствием отмечает в письме своему другу АнатолиюМариенгофу: «…так пить я уже не буду, а сегодня, например, даже совсемотказался, чтобы посмотреть на пьяного Гришку. Боже мой, какая это гадость, ая, вероятно, еще хуже бывал». Но надолго поэта не хватало. В последний годсвоей жизни Есенин стал, по выражению того же Мариенгофа, «человеком не большеодного часа в сутки. От первой, утренней, рюмки уже темнело сознание».
В 1922 годуСергей Александрович жалуется в письме своему поэтическому «наставнику» Клюеву:«Очень я устал, а последняя моя запойная болезнь совершенно меня сделалаиздерганным». Будучи в Америке с супругой Айседорой Дункан, Есенин допивался доэпилептических припадков. Справедливости ради надо сказать, что не только отколичества выпитого виски, но и от его качества. В то время Америку сотрясал«сухой закон», потому с утра приходилось принимать на грудь самогонныесуррогаты. А. Дункан в газете «Геральд Трибьюн» писала, стараясь хоть как-товыгородить мужа и объяснить пьяные шабаши с битьем зеркал в отелях: «Приступыдушевного расстройства, которыми страдает Есенин, происходят не только оталкоголя… а также отравления крови от употребления «запрещенного» американскоговиски, в чем я имею удостоверение одного знаменитого нью-йоркского врача,который лечил Есенина при подобных припадках в Нью-Йорке…».
Овзаимоотношениях с властью
Адепты версиинасильственной смерти поэта вовсю напирают на роковые конфликты Есенина свластями. Конфликты были, но лишь на почве кабацкого буйства поэта. Есенина 10раз доставляли в милицию. Но не для того, чтобы пытать, а для «вытрезвления».Цитирую его собрата по перу В. Ходасевича, близко знавшего Есенина:«Относительно же Есенина был отдан в 1924 году приказ по милиции – доставлять вучасток для вытрезвления и отпускать, не давая делу дальнейшего хода».Властидовольно трогательно относились к певцу «Руси советской». Единственная поэма,которую с огромной натяжкой можно отнести к критической по отношению к властям– это «Страна негодяев». Там у Есенина присутствует герой по фамилии Лейбман спсевдонимом Чекистов. Если кто не знает, имя одного из вождей революцииТроцкого-Бронштейна – Лейб. Разве этим совпадением можно было смертельнообидеть Лейба Давидовича? Есть и другие «страшные» словеса, которые произноситМахно (в поэме бандит Номах): «Стадо! Стадо! …Ваше равенство – обман и ложь.Для глупцов – хорошая приманка. Подлецам – порядочный улов». Но бандит и долженговорить страшилки, на то он и бандит. Вот и все диссидентство. Зато сколькопроникновенных строк Есенин излил на бумагу в пользу большевистских дел! А насмерть Ленина поэт откликнулся так, как может откликнуться только большойпоэт-лирик: «И вот он умер… Того, кто спас нас, больше нет. А те, кого оставилон, страну в бушующем разливе должны заковывать в бетон».
Есенинскаявраждебность к большевикам – это миф. Конечно, по пьяной лавочке СергейАлександрович начинал фордыбачить и, бывало, произносил всякое непотребство, нок его кабацкому фрондерству власти относились снисходительно. Если бы он являлопасность для властей, его бы запросто обвинили в каком-нибудь заговоре ишлепнули бы, как, например, поэта Николая Гумилева. Есенин был на короткой ногесо многими чекистами. В частности, любил таскать за собой по вечеринкамизвестного чекиста-мокрушника Якова Блюмкина, порешившего летом 1918 года самогогерманского посла. Есенин, по словам Ходасевича, для куража мог предложитьчестной компании съездить посмотреть на расстрел «контры». «Я это вам черезБлюмкина в одну минуту устрою», – вполне серьезно заявлял распалившийсяпоэт-лирик.
«Себяусопшего в гробу я вижу…»
На фонеразвивающегося алкоголизма обострились некоторые черты характера, до тогоприсутствовавшие в терпимых дозах. Есенин становился патологически обидчивым,им все чаще овладевали приступы черной меланхолии. В мае 1925 года, увидев поэта,прозаик А. Вронский сказал: «Впервые я остро почувствовал, что жить ему недолгои что он догорает». Мания смерти в последний год буквально съела поэта.Исследователи его творчества отмечают «около 400 случаев упоминания смерти впроизведениях С. Есенина, из них более трети приходится на последние два года,причем в половине этих стихов поэт говорит о своей смерти, о самоубийстве». «Вотпомру, тогда узнаете, кого потеряли. Вся Россия заплачет», – все чаще повторялпоэт своим приятелям.За два месяца до смерти в своей последней поэме «Черныйчеловек» он напишет о себе: «Друг мой, друг мой, я очень и оченьболен».Немногим ранее Есенин выводил нетвердой рукой в своих стихах: «Одержимыйтяжелой падучей, я душой стал, как желтый скелет».
Поэт и раньшепытался покончить с собой. Он ложился под колеса дачного поезда, в Бакубросался в нефтехранилище, резал стеклом вены. Но тогда с ним рядом находилисьдрузья и трагедии удавалось избежать. За три недели до трагической развязкидрузьям поэта удалость положить его в московскую клинику под присмотр доктораГаннушкина, большого почитателя таланта поэта. Цели было две – спасти поэта отсудебного преследования (в сентябре Есенин в поезде учинил пьяный дебош сантисемитскими эскападами по адресу едущих с ним в одном вагоне кремлевскихчиновников) и заодно подлечиться. О своем последнем лечении Есенин рассказывалМариенгофу: «Мне очень здесь хорошо… только немного раздражает, что день и ночьгорит синенькая лампочка… и еще – не позволяют закрывать дверь … Все боятся,что покончу самоубийством». Стих-прощание «До свиданья, друг мой, до свиданья …В этой жизни умирать не ново, но и жить, конечно, не новей» написан Есенинымкровью на блокнотном листе за сутки до своей трагической смерти.
Смертьпоэта
Апологетовверсии убийства Есенина вдохновляют ряд моментов в описании места трагедии исамого тела висельника. Ими утверждается, что Есенин, имея рост 1,68 м, не могподвесить себя под потолком высотой более 4,5 метра, да еще на вертикальнойтрубе отопления. Далее любят указывать на вдавленную борозду на лобной части(она заметна даже на посмертных масках поэта), наличие темного пятна на верхнемвеке правого глаза, согнутой руке, якобы обхватившей трубу, неповрежденныехрящи гортани, отсутствие «странгуляционной борозды» и многое другое по мелочи.В 1989 и 1992 годах были проведены две независимые судебно-медицинскиеэкспертизы Минздрава РФ. Вердикт обеих абсолютно неутешителен для сторонниковверсии убийства. На все вопросы есть ответы.
Следственныйэксперимент показал, что можно закрепить ремень (Есенин повесился на ремне отчемодана) и к свободному концу приложить нагрузку до 100 кг, при этом ремень несоскальзывает. Высота потолка гостиницы не 4,5 м, а всего 3,5 м. При наличииподставки 1,5 м (тумбочка такой высоты была обнаружена опрокинутой в номерегостиницы) и росте самоубийцы 1,68 м можно прочно закрепить узел под потолком.
Следствиемустановлено, что «вдавливание в мягких покровах лобной области образовалось врезультате длительного контакта с цилиндрическим предметом (т.е. с трубойпарового отопления), с предметом горячим …». Потому борозда сохранилась вплотьдо похорон. Темное пятно на верхнем веке не след от пули, а пятно от «высыханиявершины кожной складки, сформировавшейся… при контакте лица с цилиндрическимпредметом». Странгуляционная борозда хорошо просматривается даже наретушированных снимках. Хрящи гортани не обязательно должны повреждаться приповешении, тем более когда петля не затянута, что имело место в случае сЕсениным. Закрытие дыхательных путей при повешении не играет главной роли.Основное в таких случаях – пережатие сосудов шеи. При этом резко повышаетсявнутричерепное давление, и человек почти мгновенно теряет способностькоординировать свои действия и освободиться от петли. Очень многие, решившиепопугать близких самоповешением «понарошку», отправлялись в мир инойпо-настоящему. Есенин, очевидно, инстинктивно пытался удержать себя в моменткороткой агонии, ухватившись правой рукой за трубу. Так она у него и закоченелав согнутом положении.
Хороша былаТанюша, краше не было в селе,
Краснойрюшкою по белу сарафан на подоле.
У оврага заплетнями ходит Таня ввечеру.
Месяц воблачном тумане водит с тучами игру.
Вышел парень,поклонился кучерявой головой:
«Тыпрощай ли, моя радость, я женюся на другой»
Побледнела,словно саван, схолодела, как роса.
Душегубкою-змееюразвилась ее коса.
«Ой ты,парень синеглазый, не в обиду я скажу,
Я пришла тебесказаться: за другого выхожу».
Не заутренниезвоны, а венчальный переклик,
Скачетсвадьба на телегах, верховые прячут лик.
Не кукушкизагрустили — плачет Танина родня,
На виске уТани рана от лихого кистеня.
Алым венчикомкровинки запеклися на челе,-
Хороша былаТанюша, краше не было в селе.
У МОГИЛЫ
На память обусопшем
В этой могилепод скромными ивами
Спит он,зарытый землей,
С чистойдушой, со святыми порывами,
С верой зариогневой.
Тихо погаслиогни благодатные
В сердцестрадальца земли,
И на чело,никому не понятные,
Мрачные тенилегли.
Спит он, аивы над ним наклонилися,
Свесили ветвикругом,
Точно враздумье они погрузилися,
Думают думы онем.
Тихо ответра, тоски напустившего,
Плачет,нахмурившись, даль.
Точно им всембезо времени сгибшего
Бедного юношужаль.