ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Акцентуации характера
1.2 Типы акцентуаций
Глава 2. Практическая часть
2.1 Опросник акцентуаций личности (поК. Леонгарду)
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
За время своегосуществования человек проходит различные возрастные этапы. Для каждого этапахарактерна своя норма психологического состояния организма. Если мы имеем делосо случаем, когда одна из черт характера выходит или не доходит до нормальногосвоего значения, мы говорим про акцентуации характера. Вот как этот терминописан в психологическом словаре М.Н.Смирновой:
«Акцентуации характера — понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельныхчерт характера и их сочетаний – представляющую крайние варианты нормы,граничащие с психопатиями. Скажу от себя, что целью данной работы как раз ибудет развеять миф о том что «акцентуация» и «психопатия» — это двасинонимичных понятия.
Акцентуации характераотличаются от последних отсутствием одновременного проявления свойственнойпсихопатии триады признаков: стабильности характера во времени, тотальности егопроявлений во всех ситуациях, социальной дезадаптации.»
Вообще термин«акцентуации характера» свойствен периоду ранней юности. В юности больше, чем вдругих возрастах, встречаются акцентуированные типы характера, причем междуотдельными чертами характера и их проявлениями имеется множество противоречий,острота которых к окончанию школы обычно сглаживается.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯЧАСТЬ
1.1 Акцентуациихарактера
Характер можно определитькак иерархизированную, упорядоченную совокупность устойчивыхиндивидуально-психологических особенностей личности, которые формируются впроцессе жизнедеятельности и проявляются в способах типичного реагированияличности в деятельности, поведении и общении. В процессе жизни те или иные чертыхарактера могут претерпевать определенные, иногда существенные изменения.Однако черты характера не могут изменяться быстро и легко, так, например, какнастроение человека. Изменение характера — это чаще всего сложный и длительныйпроцесс. Характер тесно связан с системой отношений личности к миру, кокружающей действительности. Иногда говорят даже, что характер – это и естьопределенная система отношений человека, только отношения эти стали достаточноустойчивыми.
Наряду с понятием «чертыхарактера» существует и понятие «акцентуации характера». В наиболее лаконичномвиде акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера,гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обуславливаетповышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий изатрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях. При этом важноотметить, что избирательная уязвимость в отношении определенного родавоздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетаться схорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям. Аналогично,затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях(сопряженные с данной акцентуацией) могут сочетаться с хорошими и дажеповышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. При этомэти «другие» ситуации сами по себе могут быть объективно более сложными, но несопряженными с данной акцентуацией.
В работах К. Леонгардаиспользуется как словосочетание «акцентуированная личность», так и«акцентуированные черты характера», причем главным остается все-таки понятие«акцентуация личности» Сама классификация К. Леонгарда есть классификацияакцентуированных личностей. В свою очередь, некоторые психологи полагают, чтоправильнее было бы говорить об акцентуациях характера, потому что вдействительности именно об особенностях и типологии характера здесь и идетречь. Скорее всего, справедливо использовать оба сочетания – и«акцентуированная личность», и «акцентуации характера». В отечественнойпсихологии сложилась традиция четко, а иногда и резко подчеркивать различиепонятий «личность» и «характер». При этом имеется в виду, что понятие личности– более широкое, включающее в себя направленность, мотивы, установки, интеллекти т.д. Между тем, западные психологи, говоря о «личности», часто имеют в видуее характерологию. Для этого есть определенные основания, поскольку характер –это не только базис личности (так считают многие, хотя это и дискуссионно), нопрежде всего интегративное образование.
В характере находят своевыражение система отношений личности, ее установки, ориентации и т. д. Если жеобратиться конкретно к описаниям различных акцентуаций, то легко увидеть, чтосущественная ее связь характеризует именно личность в ее различных аспектах.Действительно вполне допустимо в равной степени и в равном значениииспользовать оба термина – акцентуированная личность и акцентуация характера.
Одной из распространенныхпрактических ошибок является трактовка акцентуации как установленной патологии.Очень часто такую интерпретацию можно не только услышать в устных выступленияхи на лекциях, но и обнаружить в весьма солидных публикациях. Однакоотождествление акцентуаций с психопатологией характера неправомерно. Возможно,этот ошибочный стереотип был закреплен и получил столь заметное распространениепотому, что само понятие «акцентуация» появилось и поначалу употреблялосьпреимущественно в клинической психологии. Впрочем, в работах К. Леонгардаспециально подчеркивалось, что акцентуированная личность не синонимичнапатологической. В противном случае нормой следовало бы считать только среднююпосредственность, а любое отклонение от нее рассматривать как патологию. К.Леонгард даже полагал, что человек без намека на акцентуацию хотя и не склоненразвиваться в неблагоприятную сторону, но столь же маловероятно, что онсколько-нибудь отличается в положительную. Акцентуированным личностям,напротив, присуща готовность к особенному развитию, будь оно социальноположительно или же, напротив, социально отрицательно. Обобщая сказанное, можнозаключить, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы.
1.2 Типы акцентуаций
По мнению К. Леонгарда,акцентуации личности прежде всего проявляются в общении с другими людьми.Поэтому, оценивая стили общения, можно выделить определенные типы акцентуаций.В классификацию, предложенную Леонгардом, входят следующие типы:
1. Гипертимный тип.Заметной особенностьюгипертимного типа личности является постоянное пребывание в приподнятомнастроении, даже при отсутствии каких-либо внешних причин для этого.Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью, жаждой деятельности.Для гипертимов характерны общительность, повышенная словоохотливость. Онисмотрят на жизнь оптимистически, не теряя этого качества и при возникновениипрепятствий. Трудности часто преодолевают без особого труда, в силу органичноприсущей им активности и деятельности. Из положительных черт, привлекательныхдля партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жаждадеятельности и инициативность. Вместе с тем они обладают и некоторымиотталкивающими чертами: легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам,повышенной раздражительностью и недостаточно серьезным отношением к своимобязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотоннуюдеятельность.
По данным А. Е. Личко,гипертимный тип входит в пятерку наиболее «рискованных» с точки зрения делинквентности.Наряду с близким ему неустойчивым типом, он прочно занимает лидирующееположение по этому критерию. В группе подростков-делинквентов, состоящих научете за различные правонарушения гипертимная и неустойчивая акцентуациясоставляет 76%. Асоциальное поведение гипертимов обусловлено не столько четковыраженными антисоциальными установками, сколько легкомыслием, гиперактивностьюи склонностью к риску.
2. Застревающий тип. Главными особенностями этого типаявляется умеренная общительность, склонность к нравоучениям, длительностьэмоциональных переживаний. Он стремится добиться высоких показателей в любомделе, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе; особочувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, подозрителен,мстителен; ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненнымна работе. В связи с тем, что оскорбление личных интересов и достоинстваникогда не забывается, окружающие характеризуют таких людей как злопамятных. Кэтому есть основания: переживание аффекта часто сочетается с фантазированием,вынашиванием плана мести обидчику. Болезненная обидчивость этих людей чащевсего хорошо заметна.
3. Эмотивный тип. Главной особенностью эмотивнойличности: доброта, сострадательность, обостренное чувство долга,исполнительность, чрезмерная чувствительность. Эти люди предпочитают общение вузком круге избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых онипонимают «с полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивнуюроль.
Как это ни странно, доляэмотивных акцентуантов в группе подростков с асоциальным поведением достаточновысока и составляет величину порядка 36%.
4. Педантичный тип.Хорошо заметными внешнимипроявлениями этого типа являются повышенная аккуратность и тяга к порядку,нерешительность и осторожность, добросовестность и серьезность, формализм изанудливость. Прежде чем что-либо сделать, долго и тщательно все обдумывают.Очевидно, за внешней педантичностью стоит нежелание и неспособность к быстрымпеременам, к принятию ответственности. Эти люди без нужды не меняют местоработы, лишь в самых крайних случаях, и то с большим трудом. На службе они ведутсебя как бюрократы, предъявляя окружающим много формальных требований.
5. Тревожный тип.Главной особенностьютревожнойличности является повышенная тревожность по поводу возможныхнеудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу своих близких. При этом объективныхповодов к такому беспокойству, как правило нет или они незначительны. Людям сакцентуацией данного типа свойственны: низкая контактность, робость,неуверенность в себе. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в нихв основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки. Вследствиесвоей беззащитности также нередко служат «козлами отпущения».
6. Дистимический тип.Дистимическая личность –антипод гипертимной. Дистимитики обычно сконцентрированы на мрачных, печальныхсторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и вособенностях восприятия жизни, событий и других людей (социально-перцептивныеособенности). Обычно эти люди по натуре домоседы, серьезны. Активность, а темболее гиперактивность им совершенно не свойственны. Они высоко ценят тех, кто сними дружит, и готовы им подчиняться. Они располагают следующими чертамиличности, привлекательными для партнеров по общению: добросовестностью иобостренным чувством справедливости. Есть у них и отталкивающие черты. Этопассивность и замедленность мышления, неповоротливость и индивидуализм.
7. Циклотимный тип. Ему свойственны довольно частыепериодические смены настроения, в результате чего также часто меняется манераобщения с окружающими людьми. В период повышенного настроения такие людиявляются общительными, а в период подавленного – замкнутыми. Во врем душевногоподъема они ведут себя как люди с гипертивной акцентуацией характера, а впериод спада – как люди с дистимической акцентуацией. Тяжело переживает неудачи,часто думает о собственных недостатках, испытывает чувство одиночества.Самооценка нередко бывает неточной.
8. Демонстративный тип. Центральной особенностьюдемонстративной личности является потребность и постоянное стремлениепроизвести впечатление, быть в центре. Это проявляется в тщеславном, частонарочитом поведении, в частности в таких чертах, как самовосхваление,восприятие и преподнесение себя как центрального персонажа любой ситуации.Значительная доля того, что человек говорит о себе, часто оказывается плодомфантазии или же значительным приукрашенным изложением событий. Демонстративнаяличность обладает следующими чертами, привлекательными для партнеров пообщению: обходительностью, способностью увлечь других, неординарностьюмышления. Отталкивающие черты: эгоизм, хвастовство, отлынивание от работы.
9. Возбудимый тип. Особенностью возбудимой личностиявляется выраженная импульсивность поведения. Манера общения и поведениязависит в значительной мере не от логики, не от рационального осмысления своихпоступков, а обусловлена порывом, влечением, инстинктом. В области социальноговзаимодействия для представителей этого типа характерна крайне низкаятерпимость, что может расцениваться и как отсутствие терпимости вообще.
Возбудимый типакцентуации входит в группу особого риска делинквентного поведения. По даннымразличных психологических исследований этот тип занимает второе-третье место пораспространенности в группе делинквентов. Важно отметить не только то, чтовозбудимый тип – один из наиболее часто встречающихся среди делинквентов, но ито, что именно возбудимые акцентуанты – наиболее частые участникинасильственных правонарушений, т.е. тех противоправных действий, которыеявляются особо опасными с социальной точки зрения и имеют, кроме того, самыесуровые правовые последствия.
10. Экзальтированныйтип. Главной чертойэкзальтированной личности является бурная, экзальтированная реакция напроисходящее. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние отпечальных. Их отличает крайняявпечатлительность по поводу любогособытия или факта. При этом внутренняя впечатлительность и склонность кпереживаниям находят в их поведении яркое внешнее проявление. Такие люди частоспорят, но, не доводя до открытого конфликта. Они альтруистичны, имеют чувствосострадания, проявляют яркость и искренность чувств. Их отталкивающие черты:паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.
11. Экстравертированныйтип. Такие людиотличаются высокой контактностью, они словоохотливы до болтливости, открыты длялюбой информации, редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют вних пассивную роль. В общении с друзьями, на работе и в семье они частоуступают лидерство другим, предпочитают подчиняться и находятся в тени. Онирасполагают привлекательными чертами, как готовность внимательно выслушатьдругого, сделать то, о чем просят, исполнительность. Отталкивающимиособенностями являются подверженность влиянию и страсть к развлечениям, кучастию в распространении слухов и сплетен.
12. Интровертированныйтип. Его, в отличиеот предыдущего, отличает очень низкая контактность, оторванность от реальностии склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество; вступают вконфликты с окружающими только при попытках бесцеремонного вмешательства в ихличную жизнь. Они часто представляют собой холодных идеалистов, относительнослабо привязанных к людям. Обладают такими привлекательными чертами, каксдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Есть у них иотталкивающие черты. Это – упрямство и упорное отстаивание своих идей. Такиелюди на все имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резкоотличаться от мнения других людей, и тем не менее они продолжают ее отстаивать,несмотря ни на что.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯЧАСТЬ
2.1 Опросникакцентуации личности (по К. Леонгарду)
Опросник разработанА.А.Барановым, основываясь на типологии акцентуаций личности по КарлуЛеонгарду. Состоит из 72 утверждений, которые опрашиваемый должен принять илиотвергнуть как соответствующие или несоответствующие его поведению.
Позволяет определитьдоминирующие акцентуации темперамента, характера и стиля мышления. Наиболееэффективен для экспертной оценки указанных параметров личности.
При обработке результатовопроса учитываются лишь утверждения, на которые испытуемый ответилутвердительно. В таблице 1. приведены цифры акцентуаций и номера утверждений,которые соответствуют этим акцентуациям. Так, например, педантическаяакцентуация характера (шифр-03) будет наблюдаться у испытуемого, которыйсчитает, что утверждения 3, 15,27, 39, 41, 53, 65 соответствуют его поведению.
Различные утверждения вразной степени отражают выраженность акцентуации, поэтому следует присваиватьим разные баллы. Например, утверждения с 49-го по 60-е в наименьшей степенихарактерны для соответствующих акцентуаций, поэтому за них присваивается 1балл. Утверждения с 61-го по 72 – в максимальной, поэтому за них присваивается6 баллов. Все остальные имеют промежуточные значения баллов (см. таблицу, леваяколонка).
Руководствуясь описаннойшкалой, подсчитывается общая сумма баллов. Набранных испытуемым, и определяютсятипы акцентуаций темперамента (05-10), характера (01-04), и стиля мышления(11-12).
ТИПЫ АКЦЕНТУАЦИЙ ЛИЧНОСТИ(по К.Леонгарду)
01. Демонстративный
02. Злопамятный
03. Педантичный
04. Возбудимый
05. Оптимист
06. Циклический
07. Пессимист
08. Экзальтированный
09. Тревожный
10. Мягкосердечный
11. Экстраверт
12. Интроверт
Список утверждений
1. Любитукрашения, которые выделяют его среди других людей.
2. Долго помнитнеприятные переживания.
3. Стремится ктому, чтобы все было на своих местах.
4. Легко впадаетв гнев
5. Инициативность– его главная черта.
6. Бывает так,что настроение меняется у него без видимых причин.
7. Чаще бываетпассивным.
8. Выделяетсяяркостью и искренностью чувств.
9. Можносказать, что он человек робкий.
10. Он человекмягкосердечный.
11. У негопреимущественно приподнятое настроение.
12. Отличаетсясвоеобразием мышления.
13. Ему легкоудается вступать в контакты с незнакомыми людьми.
14. Можносказать, что он человек честолюбивый.
15. Всегдапридерживается правила: перед началом дел неоднократно все взвешивать.
16. Бывает прям ирезок в отдельных суждениях.
17. Может и умеетловчить и изворачиваться в затруднительных ситуациях.
18. Он способенна неожиданный поступок.
19. Склонен всеусложнять всевозможными условностями.
20. Склонен кальтруистическим поступкам.
21. Не умеетсколько-нибудь уверенно лгать.
22. Хотя ончеловек настроения, но крайние реакции ему не свойственны.
23. Еговысказывания и поступки большей частью импульсивны, не оцениваемыепредварительно внутренне, мыслительно не оцененные.
24. Несколько«оторван» от бытия.
25. Чтобыпреуспеть в делах и в отношениях с людьми, старается быть таким, каким егоожидают видеть.
26. Ему нелегкопереключаться на новое дело, но потом, разобравшись, справляется с ним лучшедругих.
27. Отличаетсянадежностью и точностью своих решений и действий.
28. В коллективепочти всегда претендует на роль лидера.
29. Ему удаетсябыстро находить выход из тупиковых ситуаций.
30. Можносказать, что он человек ситуации.
31. Склоненподчиняться и уступать.
32. Легковерен навсякие слухи.
33. Избегаетответственности.
34. Труднопереносит вид крови.
35. Его нравпрямой и открытый.
36. Можетпридерживаться мнения, которое резко отличается от мнения большинства.
37. Анализируетсвое поведение в общении.
38. Можетдлительно бороться за свои взгляды, убеждения, не боясь потерять авторитет.
39. Склонен кнерешительности, рассуждательству.
40. Главнымсчитает свой напор, а не силу противника.
41. Бывают случаинедостаточно серьезного отношения к своим обязанностям.
42. Иногда нанекоторое время или несколько дней, а то и недель «уходит в себя»
43. Его поведениеопределяется в первую очередь морально-политическими нормами общества.
44. Склонен кпаникерству.
45. Доверчив вобщении с друзьями.
46. Исполнителен,с чувством долга.
47. Его кредо –«куда подует ветер, туда и он».
48. Он человекмалообщительный, общается, преимущественно по необходимости.
49. Без особоготруда может изменить свое настроение.
50. Непредпринимает первым мер к примирению, если был участником конфликта.
51. Нередкопереносит исполнение дела на более поздний срок или на другой день недели.
52. Предпочитаетжить реальной жизнью, а не планами на нее.
53. Может бытьдушой общества.
54. Иногда сам незнает, что ему надо.
55. Избегает и нелюбит шумное общество.
56. Обладаетхудожественным вкусом.
57. Весьма тонкочувствует, кто и как к нему относится.
58. Его легкообидеть.
59. Длядостижения цели предпочитает использовать апробированные способы, приемы,наборы действий.
60. В трудесклонен раздумывать, как сделать лучше, с меньшими затратами времени и сил.
61. Можносказать, что он человек демонстративный.
62. Можносказать, что он человек злопамятный.
63. Можносказать, что он человек педантичный.
64. Можносказать, что он человек импульсивный.
65. Можносказать, что он яркий оптимист.
66. Тооптимистичен, то вдруг пессимистичен.
67. Можносказать, что он выраженный пессимист.
68. Можносказать, что он человек пылкий.
69. Можносказать, что он достаточно тревожен.
70. Можносказать, что они слишком миролюбивый.
71. Можносказать, что он человек непосредственный.
72. Можносказать, что он человек обособленный.
Таблица 1.Баллы за соответствующие поведению обследуемого утверждения Цифры акцентуаций личности (01-12) и номера ответствующих утверждений 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 5 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 4 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 3 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 2 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 1 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 6 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 Сумма баллов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заканчивая данную работуможно сказать, что цель работы, а именно отличие понятия «акцентуациихарактера» от понятия «психопатии», была выполнена. Как я поняла, акцентуацияхарактера – это лишь малое проявление отклонения какой-либо черты характера от нормы,тогда как психопатия – это дальнейшее отклонение от нормы. Между психопатией иакцентуацией проходит некая граница, которую психологу важно вовремя заметить.Акцентуированные люди все-таки имеют преимущество над людьми, не имеющиминамека на акцентуацию в связи с их индивидуальностью и определеннымнаправлением развития, которая дает им акцентуация.
В описании типовакцентуаций многие авторы дают типам разные обозначения и интерпретируют ихпо-разному. Так, Немов Роберт Семенович и А.Е. Личко (который составлял своюклассификацию акцентуаций характера, наблюдая за подростками) дают своиопределения типам акцентуации, различные тем что я использовала в своей работе:психастенический, шизоидный, сенситивный, астеноневротический, лабильный,циклоидный и гипертимный.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Психологический словарь/авт. — сост.В. Н.Копорушина, М. Н.Смирнова, Н. О.Гордеева; Под общей ред. Ю. Л.Неймера. — Ростов на Дону: Феникс, 2003
2. Шевандрин Н. И. Психодиагностика,коррекция и развитие личности. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
3. Симоненко В. Д., Суровцкая.Т. Б.,Ретивых, М. В. Профессиональное самоопределение школьников. Брянск, 1995.
4. Маклаков А. Г. Общая психология:учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2008
5. Леонгард К. Акцентуированныеличности. – Киев. Вища школа, 1989.
6. Реан А. А., Бордовская Н. В.Психология и педагогика – Спб.: 2001
7. Реан А. А. Психология изучения личности.– Спб, 1999
8. Немов Р.С. Психология: учеб для студ.Высш. Пед. Учеб. заведений: в 3 кн./Р. С.Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманитар.изд. Центр ВЛАДОС, 2005. — кн.3.Психодиагностика. Введение в научноепсихологическое исследование с элементами математической статистики.
9. Личко Е. Психопатии и акцентуациихарактера у пордростков. – Л.: Медицина, 1983.
10. Немов Р. С. Психология: учеб. длястуд. Высш. Пед. Учеб. заведений: в 3 кн./Р. С. Немов. – 4-е изд. Центр ВЛАДОС,2005. – Кн. 2. Психология образования.