Земельное право РФ

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО
ВАРИАНТ1
Действующееземельное законодательство состоит из большого числа нормативных актов (порой разрозненныхи противоречивых), изданных различными субъектами. Правовой статус таких норм неявляется одинаковым. Кроме того, существует большое количество норм, в которых содержатсяцифровые данные, коэффициенты и т.п. Условно такие нормы можно назвать «техническими».И хотя они не направлены на регулирование отношений землепользования, их роль достаточновелика (будучи включенными в земельное законодательство, они по сути дела становятсятехнико-юридическими нормами и устанавливают определенные нормативы). Каким образомможно решить указанную проблему? В каком направлении должно осуществляться развитиеи систематизация земельного законодательства?
Решение.
Для аргументированного ответа на поставленный вопрос необходимо,вначале, охарактеризовать систему земельного права как отрасли права РФ и выделитьряд особенностей источников земельного права. Под системой земельного права понимаетсясовокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридическихнорм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие известным единством.Так правовые нормы, регулирующие правила использования и охраны земель, однородныхпо природному либо хозяйственному назначению земельных территорий, образуют институтыземель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель лесногофонда и т.д. Два и более института могут быть объединены в один более сложный институт.Примером является институт государственного управления земельными ресурсами, В неговходят: институт государственного контроля за использованием и охраной земель, институтыземельного мониторинга, государственного земельного кадастра и землеустройства.
Каждый отдельный правовой институт в зависимости от его соподчиненностис другими в структуре земельного права занимает определенное место. Институты, содержащиеотправные общие положения, принципы, действие которых распространяется на все либобольшинство регулируемых земельным правом отношений, составляют в своей совокупностиобщую часть земельного права. В нее обычно включаются институты права собственностина землю, земельные права граждан и юридических лиц, являющихся собственниками ииными законными обладателями земельных участков, институт возникновения, измененияи прекращения, земельных прав субъектов, институт государственного управления земельнымиресурсами, правила разрешения земельных споров и институт ответственности за нарушениеземельного законодательства.
Особенная часть земельного права имеет конкретизирующую функцию. В нейгруппируются правовые институты, определяющие правовой режим отдельных категорийземель. В нашем учебнике мы выделяем третью, специальную часть учебного курса земельногоправа. В ней рассматриваются порядок рассмотрения разрешения земельных споров изаконодательно предписанные виды юридической ответственности за нарушение сложившегосяземельного порядка в Российской Федерации и правила их применения.[1]
Подобная характеристика системы земельного права позволяет выделитьвнутри нее такие принципиально важные черты, как соподчиненность правовых норм ивзаимодействие правовых норм. Указанные черты должны, в идеале, в полной мере отражатьсяв системе источников земельного права.
Под источниками российского права принято понимать внешние формывыражения правотворческой деятельности государства, в которых закрепляются, формулируютсяправила поведения, обязательные для исполнения. Законодательные и иные веления государстваобобщенно называются нормативными правовыми актами. Они могут иметь различное наименование.Например, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительнойвласти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Структурныеподразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной властине вправе издавать нормативные правовые акты1. Высшие государственныеорганы законодательной и исполнительной власти издают законы и подзаконные правовыеакты, предписанные Конституцией Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанностичеловека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации, имеющие межведомственныйхарактер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения,составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, подлежатгосударственной регистрации. Она осуществляется Федеральной регистрационной службойМинистерства Юстиции Российской Федерации, которое ведет государственный реестрнормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.[2]
Изложенная классификация нормативных актов российского государствапозволяет высказаться о понятии источников земельного права.
Под ними следует понимать законодательные и иные нормативные правовыеакты компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы земельногоправа.
Все источники российского права подразделяются на законы и подзаконныенормативные правовые акты. Эта классификация в полной мере применима в земельномправе. Она по существу предписана Земельным кодексом Российской Федерации. В немсказано, что земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса,
федеральных законов и принятых в соответствии с ними законов субъектовРоссийской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральныхзаконах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельномукодексу РФ. Таким образом, термин земельное законодательство надо понимать в узкомсмысле слова. Под ним понимаются правовые нормы, изложенные в Земельном кодексеРФ (как федеральном законе), других федеральным законах и законах субъектов РоссийскойФедерации. Буквальное толкование названных положений Земельного кодекса РФ позволяетутверждать, что правовые нормы о земле, содержащиеся в указах Президента РФ, невходят в понятие земельного законодательства. Содержащиеся в них нормы, земельногоправа входят в систему отрасли права, а не отрасли законодательства.
Земельный кодекс определяет иерархию правовых актов в системеземельного законодательства. Наибольшей юридической силой после Конституции РФ обладаютЗемельный кодекс РФ и специальные федеральные законы, регулирующие земельные отношения.При этом нормы, содержащиеся в Земельном кодексе, обладают большей юридической силойпо отношению к соответствующим нормам, установленным в других федеральных и принимаемыхв соответствии с ними законах субъектов Российской Федерации.
Земельные отношения могут регулироваться также указами ПрезидентаРоссийской Федерации. Они не должны противоречить Земельному кодексу и федеральнымзаконам.[3]
Правительство РФ вправе принимать решения, регулирующие земельныеотношения, в пределах полномочий, определенных Земельным кодексом РФ, федеральнымизаконами, а также.указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения.
.Правовые акты, содержащие нормы земельного права, издаются органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочийи на основании, и во исполнение Земельного кодекса РФ, федеральных законов, иныхнормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации
Земельный кодекс РФ впервые в -истории земельного законодательствапредусматривает, что нормы земельного права могут содержаться в актах органов местногосамоуправления (п.4 ст. 2 ЗК РФ). Такие акты ими издаются на основании и во исполнение.Земельного кодекса РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актив РоссийскойФедерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Итак, система источников земельного права представляет собой иерархическуюсоподчиненность актов, где большей юридической силой обладают Конституция РФ и Земельныйкодекс.
По нашему мнению, решение указанной проблемы состоит в обеспеченииконтроля и надзора со стороны государства за исполнением Конституции РФ, законови иных нормативных актов в соответствии с их юридической силой.
В настоящее время механизм контроля и надзора представляет собой:
-Действия органов прокуратуры РФ во исполнение п.1. ст. 21 ЗаконаРФ «О прокуратуре»;
-действия уполномоченных государственных органов в пределах своейкомпетенции;
— действия граждан по обращению в суд с заявлениями в порядкепроизводства из административных и иных публичных отношений о признании определенныхактов государственных органов недействующими;
-действия субъектов экономической деятельности по обращению варбитражный суд в порядке производства из административных и иных публичных интересов.
Указанный механизм начинает действовать, когда в применении правовыхнорм были допущены ошибки.
Однако помимо охранительных правоотношений, государство можетустранить противоречия, постепенно вводя технико-юридические нормы в правовое поле,легитимизируя их путем внесения регулятивной части в нормативно-правовые акты.
Задание 2
Земельнаятерритория Российской Федерации обширна и далеко не одинакова по своему качественномусоставу и, соответственно, по стоимости. Отдельные участки предоставляются бесплатно,а стоимость земли в других местах (регионах) может составлять многие тысячи рублейза сотку.
Какданный факт проявляется в вашем регионе? Какие благоприятные и (или) негативныепоследствия влечет это обстоятельство, и можно ли его использовать в государственныхинтересах? Если да, то каким образом?
Решение.
В соответствиисо статьей 65 Земельного кодекса РФ все использование земли в РФ является платным.Формой оплаты является земельный налог (до введения налога на недвижимость) и аренднаяплата.
Земельный налог — это один из местных налогов, который устанавливаетсяНК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований,вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативнымиправовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателенк уплате на территориях этих муниципальных образований. В городах федерального значенияМоскве и Санкт-Петербурге земельный налог (далее — налог) устанавливается НК РФи законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращаетдействовать в соответствии с НК РФ и законами этих субъектов Федерации и обязателенк уплате на территориях данных субъектов Федерации.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований(законодательные представительные органы государственной власти городов Москвы иСанкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 НКРФ, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительныхорганов муниципальных образований (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга) могуттакже устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включаяустановление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Согласно ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога признаютсяорганизации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности,праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемоговладения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношенииземельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользованияили переданных им по договору аренды.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенныев пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга),на территории которого введен налог.
 Не признаются объектом налогообложения:
1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации;
2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии сзаконодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурногонаследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирногонаследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии сзаконодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны,безопасности и таможенных нужд;
4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии сзаконодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда;
5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии сзаконодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственностиводными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятыхобособленными водными объектами (ст. 389 НК РФ).
Налоговая база, согласно ст. 390 НК РФ, определяется как кадастроваястоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствиисо ст. 389 НК РФ Порядок определения налоговой базы определен в ст. 391, 392 НКРФ.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами для налогоплательщиков — организаций и индивидуальныхпредпринимателей, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарногогода.
При установлении налога представительный орган муниципальногообразования (законодательные представительные органы государственной власти городовМосквы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период (ст. 393 НК РФ).
Налоговая ставка определяется по правилам ст. 394 НК РФ. Налоговыеставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальныхобразований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) ине могут превышать:
1) 0,3% в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землямв составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых длясельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктурыжилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок,приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженернойинфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищногостроительства;
предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства,огородничества или животноводства;
2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок взависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Налоговые льготы определяются по правилам ст. 395 НК РФ. Порядокисчисления и уплаты налога и авансовых платежей по налогу, правила представленияналоговой декларации регулируются ст. 396-398 НК РФ.
Целесообразно иметь в виду, что приказом Минфина РФ от 20.06.2005г. N 75н были утверждены форма «Сведения о земельных участках, признаваемыхобъектом налогообложения по земельному налогу» и Рекомендации по заполнениюуказанной формы. Рекомендации по заполнению Налогового расчета по авансовым платежампо земельному налогу утверждены приказом Минфина РФ от 19.05.2005 г. N 66н «Обутверждении формы Налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогуи Рекомендаций по ее заполнению»[4]. В Приложении N 2 к данномуприказу «Коды налоговых льгот» приведены наименования льгот по земельномуналогу и основания их предоставления в соответствии с НК РФ.
При применении налоговых льгот по земельному налогу целесообразнотакже учитывать правила, установленные постановлением Правительства РФ от 15.04.2005г. N 223 «Об утверждении перечня товаров, при производстве и (или) реализациикоторых организации не подлежат освобождению от уплаты земельного налога в отношенииземельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации этих товаров»[5].
3. Второй формой платы за использование земли является аренднаяплата, подлежащая внесению арендаторами (субарендаторами) земельных участков в соответствиис условиями договоров аренды (субаренды).
В случаях, когда арендуемый земельный участок находится в государственнойили муниципальной собственности, размер арендной платы определяется в договоре аренды(субаренды) земельного участка сторонами договора самостоятельно. Однако при этомстороны договора обязаны учитывать обязательные правила, регулирующие порядок определенияразмера арендной платы, а также порядок, условия и сроки ее внесения. В зависимостиот того, в чьей собственности находятся арендуемые земельные участки — в собственностиРоссийской Федерации, ее субъектов или в муниципальной собственности — такие правилаустанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной властисубъектов Федерации, органами местного самоуправления. Например, распоряжением МинимуществаРФ от 10.04.2003 г. N 1102-р были утверждены Методические рекомендации по определениюрыночной стоимости права аренды земельных участков, которые разработаны на основаниипостановления Правительства РФ от 06.07.2001 г. N 519 «Об утверждении стандартовоценки»[6]
от 29.07.1998 г. «Об оценочной деятельности» определяетправовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки,принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальнымобразованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделокс объектами оценки, а также для иных целей.
Для целей ФЗ «Об оценочной деятельности» под рыночнойстоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данныйобъект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когдастороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а навеличине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то естькогда:
одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другаясторона не обязана принимать исполнение;
стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуютв своих интересах;
объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичнойоферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объектоценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороныне было;
платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны,юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельностькоторых регулируется ФЗ «Об оценочной деятельности» (оценщики), а с другой- потребители их услуг (заказчики).
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальныеобразования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщикомоценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренныхФЗ «Об оценочной деятельности».
Право на проведение оценки объекта оценки является безусловными не зависит от установленного законодательством Российской Федерации порядка осуществлениягосударственного статистического учета и бухгалтерского учета и отчетности. Данноеправо распространяется и на проведение повторной оценки объекта оценки. Результатыпроведения оценки объекта оценки могут быть использованы для корректировки данныхбухгалтерского учета и отчетности.
Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть обжалованызаинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 8 ФЗ «Об оценочной деятельности» проведениеоценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектовоценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам РоссийскойФедерации либо муниципальным образованиям, в том числе:
при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих РоссийскойФедерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целяхих приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;
при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации,субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве предметазалога;
при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащихРоссийской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки,принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальнымобразованиям;
при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации,субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вкладав уставные капиталы, фонды юридических лиц,
а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, втом числе:
при национализации имущества;
при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц вслучаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;
при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихсясупругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спорао стоимости этого имущества;
при выкупе или ином предусмотренном законодательством РоссийскойФедерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальныхнужд;
при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностьюуплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.
Действие ст. 8 ФЗ «Об оценочной деятельности» не распространяетсяна отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарнымипредприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленнымза ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, за исключением случаев,если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерациидопускается с согласия собственника этого имущества, а также на отношения, возникающиев случае распоряжения государственным или муниципальным имуществом при реорганизациигосударственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальныхучреждений, и в случаях, установленных ФЗ от 27.02.2003 г. «Об особенностяхуправления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта»[7]
Основанием для проведения оценки объекта оценки является договормежду оценщиком и заказчиком. Таким договором может быть предусмотрено проведениеданным оценщиком оценки конкретного объекта оценки, ряда объектов оценки либо долговременноеобслуживание заказчика по его заявлениям.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,оценка объекта оценки, в том числе повторная, может быть проведена оценщиком наосновании определения суда, арбитражного суда, третейского суда, а также по решениюуполномоченного органа.
Суд, арбитражный суд, третейский суд самостоятельны в выборе оценщика.Расходы, связанные с проведением оценки объекта оценки, а также денежное вознаграждениеоценщику подлежат возмещению (выплате) в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации.
Обязательные требования к договору между оценщиком и заказчикомустановлены в ст. 10 ФЗ «Об оценочной деятельности». Договор заключаетсяв письменной форме и не требует нотариального удостоверения.
Договор должен содержать: основания заключения договора; вид объектаоценки; вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки; денежное вознаграждениеза проведение оценки объекта оценки; сведения о страховании гражданской ответственностиоценщика.
В договор в обязательном порядке включаются сведения о наличииу оценщика лицензии на осуществление оценочной деятельности с указанием порядковогономера и даты выдачи этой лицензии, органа, ее выдавшего, а также срока, на которыйданная лицензия выдана.
Договор об оценке, как единичного объекта оценки, так и ряда объектовоценки должен содержать точное указание на этот объект оценки (объекты оценки),а также его (их) описание.
В отношении оценки объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации,субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, договор заключаетсяоценщиком с лицом, уполномоченным собственником на совершение сделки с объектамиоценки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Надлежащим исполнением оценщиком своих обязанностей, возложенныхна него договором, являются своевременное составление в письменной форме и передачазаказчику отчета об оценке объекта оценки (далее — отчет). Отчет не должен допускатьнеоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядкеуказываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки,цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения,которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведенияоценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В случае, если при проведении оценки объекта оценки определяетсяне рыночная стоимость, а иные виды стоимости, в отчете должны быть указаны критерииустановления оценки объекта оценки и причины отступления от возможности определениярыночной стоимости объекта оценки.
В отчете должны быть указаны: дата составления и порядковый номеротчета; основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки; место нахожденияоценщика и сведения о выданной ему лицензии на осуществление оценочной деятельностипо данному виду имущества; точное описание объекта оценки, а в отношении объектаоценки, принадлежащего юридическому лицу, — реквизиты юридического лица и балансоваястоимость данного объекта оценки; стандарты оценки для определения соответствующеговида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценкиданного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценкиданных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценкиобъекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценкии ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата;дата определения стоимости объекта оценки; перечень документов, используемых оценщикоми устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.
Отчет может также содержать иные сведения, являющиеся, по мнениюоценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчетастоимости конкретного объекта оценки.
Для проведения оценки отдельных видов объектов оценки законодательствомРоссийской Федерации могут быть предусмотрены специальные формы отчетов.
Отчет должен быть пронумерован постранично, прошит, скреплен печатью,а также подписан оценщиком — индивидуальным предпринимателем или работником юридическоголица, который соответствует требованиям ст. 24 ФЗ «Об оценочной деятельности»и осуществил оценку объекта оценки, и его руководителем.
Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки,указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотреныФЗ «Об оценочной деятельности», признается достоверной и рекомендуемойдля целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В случае наличия спора о достоверности величины рыночной или инойстоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимсяиным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом,арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейскимсудом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
Суд, арбитражный суд, третейский суд вправе обязать стороны совершитьсделку по цене, определенной в ходе рассмотрения спора в судебном заседании, тольков случаях обязательности совершения сделки в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации.
Согласно ст. 20 ФЗ «Об оценочной деятельности» стандартыоценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, разрабатываютсяи утверждаются Правительством РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации.В настоящее время при определении рыночной стоимости объектов оценки используютсяСтандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, которыебыли утверждены постановлением Правительства РФ от 06.07.2001 г. N 519 «Обутверждении стандартов оценки»[8]. На основании постановленияN 519 были разработаны Методические рекомендации по определению рыночной стоимостиземельных участков[9]
Стоимость 1 га земли, пригодной для нужд строительства в нашемрегионе составляет в среднем 50 000 рублей.[10]
Кадастровая стоимость земли определяется с учетом ее рыночнойстоимости.[11]
В свою очередь, объем дохода государства зависит от кадастровойстоимости земельного участка, так как именно эта стоимость используется для расчетаналоговой ставки по земельному налогу. Земельный налог является местным, собираетсяв бюджете муниципальных образований. Предположим, что рост цен на земельные участки,пригодные для экономического использования, достиг критической отметки. В подобнойситуации становится затруднительным развитие таких отраслей как строительство, промышленность,сельское хозяйство, связь, так как участки концентрируются в собственности крупныхэкономических субъектов, что снижает конкуренцию на рынке, соответственно и динамикуроста и развития определенных отраслей.
По нашему мнению, в интересах государства было бы как раз установитьопределенные фиксированные цены на земельные участки, важные для промышленности,сельского хозяйства и строительства. Подобные меры вмешательства в частноправовыеотношения сохранили бы более здоровую ситуацию на рынке земли, что способствовалобы росту благосостояния государства за счет развития приоритетных отраслей экономики.

Список литературы
1.        Чубуков Г.В. Земельноеправо /Уч. Для ВУЗов, Ч.1., М.: Издательство СГА, 2004.
2.        Правила подготовкинормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственнойрегистрации. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13августа 1997 г. № 1009 // Собрание законодательства РФ, 1997, № 33, ст. 3895
3.        Налоговый кодекс РФ.М.: «Норма», 2007.
4.        Земельный кодекс РФот 25 октября 2001 г. № 136, в ред. от 27 июля 2006 г. № 154-ФЗ // СЗ РФ. 2001.№ 44. Ст. 4147; 2006. № 31 (ч.1). Ст.3453.
5.        Федеральный закон«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001г. № 137-ФЗ, в ред. от 30 июня 2006 г. № 93-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4148; 2006.№ 27. Ст. 2881.