Полномочия контролирующих органов при осуществлении проверки государственного муниципального

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГАНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра гражданского права и процесса
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Правовое регулирование обеспечения
государственных (муниципальных) нужд
на тему: «Полномочия контролирующих органов при осуществлении проверки государственного (муниципального) заказчика»
Выполнил: Студент гр.601
Солод М.В.
Проверил: ст.преподаватель Канунникова К.А.
НОВОСИБИРСК 2010
Оглавление
Введение
Правовое регулирование контроля за государственными и муниципальными заказчиками при размещении заказов
Формы осуществления контроля в сфере размещения государственного и муниципального заказа
Порядок осуществления контроля за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов о размещении заказов
Заключение
Список литературы
Введение
В период с 1997 по конец 2005 гг. одним из наиболее существенных факторов, тормозивших полноценное развитие системы конкурсного размещения государственных заказов, была малопонятная и малоэффективная система контроля за государственными закупками. То есть контроль, конечно, был, однако его осуществляли множество ведомств. И на практике часто получалось, что одна проверка организации плавно перетекала в следующую проверку, но уже со стороны другого ведомства.
Действовавший ранее Федеральный закон № 97-ФЗ предусматривал только судебное обжалование споров между заказчиком и участником конкурса. Возможность административного обжалования и его процедура были подробно прописаны в Указе Президента РФ № 305. Но в связи с неоднозначностью вопроса о применении этого указа к административному обжалованию прибегали крайне редко.
Согласно постановлению Правительства РФ от 13 октября 1999 г. № 1160 ответственным за осуществление контроля являлось Минэкономразвития России. Фактически же за госзакупки в этом министерстве отвечало всего 12-15 специалистов. Более того, эти люди отвечали одновременно за согласование единственного источника для всех госзаказчиков по всей России и выполнение «чиновничьих», в хорошем смысле этого слова, функций типа подготовки писем, отчетов, аналитических записок и т. п. для руководства министерства и Правительства РФ в целом. Малая численность и функциональная перегрузка «непосредственных исполнителей» приводила к объективным сложностям осуществления регулярных проверок всех государственных заказчиков на всей территории Российской Федерации.
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»(Далее Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ)1предусматривает выстраивание четкой и прозрачной системы контроля. Ей посвящена ст. 17 «Контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов».
Рассмотрим ключевые новации этой статьи.
1. Предусматривается создание на всех уровнях власти (федеральном, региональном и муниципальном) органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять контроль в сфере размещения заказа (контрольных органов). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» контрольным органом федерального уровня является Федеральная антимонопольная служба (далее ФАС). На уровнях регионов и муниципалитетов администрации самостоятельно определяют орган исполнительной власти, наделяемый контрольными функциями. Практика показывает, что в регионах эти функции достаточно часто возлагаются на уже существующие Комитеты бюджетного контроля или аналогичные ведомства.
2. Определен четкий механизм осуществления проверок. Это ограничивает возможности применения «административного ресурса», то есть использования контрольных органов как рычага давления на «неугодные» организации или «впавших в немилость» чиновников. Выделяются два вида проверок. плановые и внеплановые. Объектом проверок являются государственные заказчики, органы, уполномоченные на размещение государственного или муниципального заказа, специализированные организации, а также конкурсные, аукционные или котировочные комиссии (заказчики). Плановые проверки проводятся не более чем один раз в 6 месяцев в отношении одного государственного или муниципального заказчика, уполномоченного органа, одной действующей на постоянной основе конкурсной, аукционной или котировочной комиссии (ч. 6 ст. 17) и не более чем один раз за период проведения размещения заказа для специализированной организации и комиссий, разово создаваемых для проведения размещения конкретного заказа (ч. 7 ст. 17). Внеплановые проверки проводятся исключительно при поступлении жалобы участника размещения заказа. Кроме того, ФАС как контрольный орган федерального уровня вправе осуществлять внеплановые проверки при поступлении информации от контрольных органов регионального и муниципального уровня, неисполнении их предложений и предписаний об устранении выявленных ими ранее нарушений, а также при поступлении информации о совершении заказчиками действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения.
3. Определены санкции контрольных органов в случае выявления у заказчиков нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов. К таким санкциям относятся:
предложения об устранении нарушений и замене члена комиссии по размещению заказа (носят рекомендательный характер);
предписания об устранении нарушений, замене члена комиссии по размещению заказа (носят обязательный для исполнения характер);
направление информации о совершении действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения или состава преступления (в течение двух ней со дня выявления такого факта) в контрольный орган федерального уровня и в правоохранительные органы;
обращение в судебные органы с требованием о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству Российской Федерации, с требованием заменить члена комиссии или о признании размещения заказа недействительным;
применение мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации1.
1. Правовое регулирование контроля за государственными и муниципальными заказчиками при размещении заказов
С даты вступления в силу Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ остро возникла необходимость в создании специального контролирующего органа, способного обеспечить реализацию созданного Федеральным законом сложного и совершенно нового механизма размещения государственного заказа.
Правительство Российской Федерации постановило возложить функции контроля в сфере размещения заказов, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, на ФАС. ФАС осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе1.
Согласно Положению ФАС осуществляет полномочия по контролю в сфере размещения заказов, в рамках которых: рассматривает жалобы на действия (бездействие) государственного заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссий при размещении государственного заказа; проводит плановые и внеплановые проверки соблюдения заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией, конкурсной, аукционной или котировочной комиссиями законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации о размещении заказов; выдает предложения и обязательные для исполнения предписания; ведет реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно пунктам 5.3.2.4 и 5.3.2.5 Положения о ФАС, предписания — обязательные для исполнения выдаются исключительно заказчику, не являющемуся органом государственной власти Российской Федерации, предложенияи только — заказчику, являющемуся органом государственной власти Российской Федерации.
В настоящее время ФАС разработан, утвержден и опубликован единственный регламент — Регламент рассмотрения жалоб1. Именно это обстоятельство приводит к субъективным решениям членов комиссий и инспекций контролирующих органов, основанных на человеческом факторе и возможных злоупотреблениях. При этом важно отметить, что ФАС с 2007 года разрабатывает еще 7 крайне необходимых регламентов, таких как: административный регламент, регламент проведения проверок, регламент принятия решений по согласованию размещения заказа у единственного поставщика, регламент работы по «красной полосе», регламент по реестру недобросовестных поставщиков, регламент взаимодействия с региональными местными контролирующими органами, регламент взаимодействия с Генеральной прокуратурой, МВД и Росфиннадзором2.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 94 ФАС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов для федеральных государственных нужд, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу в соответствии с указом Президента РФ.–PAGE_BREAK–
Проведение указанных проверок регламентируется Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ, а также Методическими рекомендациями по проведению плановых и внеплановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами1, которые регулируют и проведение проверок при размещении заказов на выполнение строительных работ. Следует отметить, что данные Методические рекомендации не распространяются на внеплановые проверки, осуществляемые при рассмотрении жалоб участников размещения заказа. Проведение внеплановых проверок при рассмотрении жалоб осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по рассмотрению Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, которые регламентируют в том числе проведение проверок при размещении заказа в области строительства.
Как правило, плановые проверки осуществляются не более чем один раз в шесть месяцев. Исключение составляют проверки в отношении специализированной организации, а также единовременно созданной аукционной или котировочной комиссии. В отношении их плановые проверки осуществляются не более чем один раз за период со дня опубликования извещения о проведении открытого аукциона2.
2. Формы осуществления контроля в сфере размещения государственного и муниципального заказа
Как отмечается в ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ1, контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, в том числе в сфере строительства, осуществляется путем плановых и внеплановых проверок.
Внеплановая проверка осуществляется в следующих случаях:
в связи с обращением участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной или котировочной комиссии;
в связи с поступлением информации о нарушении законодательства РФ и (или) иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов;
в связи с необходимостью проведения контроля за исполнением предписаний.
По результатам проведенной проверки составляется акт.Если в результате проведения проверки в действиях (бездействии) заказчика выявлены нарушения законодательства о размещении заказов, комиссия выдает предложение либо предписание об устранении таких нарушений.
Предписание (предложение) обязательно выдается в случаях выявления нарушений законодательства о размещении заказов, если такие нарушения повлияли или могут повлиять на результаты размещения заказа. К таким нарушениям согласно п. 5.3 Методических рекомендаций по проведению проверок относятся:
выбор способа размещения заказа, противоречащий требованиям Закона о размещении заказов;
установление требований к участникам размещения заказа, противоречащих законодательству о размещении заказов, либо установление требований о представлении в составе заявки на участие в торгах документов и сведений, не предусмотренных ч. 2 ст. 35 Закона о размещении заказов;
нарушение сроков вскрытия конвертов с заявками на участие в аукционе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в аукционе;
необоснованный допуск к участию в торгах, запросе котировок;
необоснованный отказ участнику размещения заказа в допуске к участию в торгах, запросе котировок, в том числе необоснованный отказ в допуске участника, предложившего наименьшую либо следующую за наименьшей цену, при проведении запроса котировок, необоснованный отказ в допуске участника при проведении аукциона;
нарушение порядка определения победителя аукциона, запроса котировок;
сокращение сроков подачи заявок на участие в аукционе, запросе котировок, установленных Законом Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ ;
несвоевременное размещение (опубликование) протоколов, составленных в ходе размещения заказа или их неразмещение (неопубликование) на официальном сайте (в официальном печатном издании).
Предписание или предложение подлежит исполнению в установленный им срок. Неисполнение в срок предписания влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях(далее КоАП) в ч. 7 ст. 19.5 предусматривает1, что невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тыс. руб., на юридических лиц — в размере 500 тыс. руб.
При этом под неисполнением в срок предписания (предложения) понимается уклонение от исполнения либо частичное исполнение предписания, а также несвоевременное исполнение такого предписания1.
Действиями, направленными на устранение и (или) недопущение нарушений законодательства о размещении заказов, могут быть:
внесение изменений в документацию об аукционе, извещение о проведении аукциона, запроса котировок, в том числе в случаях, если в документации об аукционе, извещении о проведении торгов, запроса котировок установлены требования к участникам размещения заказа, не предусмотренные Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ. При внесении указанных изменений в извещение о проведении торгов, запроса котировок, документацию о торгах срок подачи заявок на участие в торгах, запросе котировок должен быть продлен так, чтобы с момента опубликования и размещения таких изменений он составлял не менее 15 дней для аукциона и 4 дней для запроса котировок;
отмена протоколов, составленных в ходе проведения процедур размещения заказов, в том числе в случаях выявления нарушения требований Закона о размещении заказов, устанавливающих требования к порядку проведения таких процедур. Также предписание (предложение) об отмене протоколов выдается в том случае, если установленные Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ процедуры проведены, но при этом, в соответствии с предписанием (предложением), необходимо внести изменения в извещения, документацию и продлить срок подачи заявок;
проведение процедур размещения заказов в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов.
3. Порядок осуществления контроля за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов о размещении заказов
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ, любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном главой 8 Закона о размещении заказов, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа. Обжалование действий (бездействия) в порядке, предусмотренном главой 8 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ, не является препятствием для обжалования в судебном порядке1.
Рассмотрение жалоб осуществляется Федеральной антимонопольной службой России и ее территориальными органами. Порядок рассмотрения жалоб, в том числе в сфере строительства, в административном порядке также регулируется Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд2, Методическими рекомендациями по рассмотрению Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд3.
ФАС России рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика при размещении заказа для федеральных нужд федерального органа исполнительной власти.
Территориальный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика, расположенного на территории осуществления деятельности соответствующего территориального органа, совершенные при размещении заказа:
1) для федеральных нужд — территориальным органом федерального органа исполнительной власти или уполномоченным на размещение заказа федеральным органом исполнительной власти получателем бюджетных средств;
2) для нужд субъекта Российской Федерации.
Срок для рассмотрения обращений не может превышать 30 календарных дней с момента его получения. При необходимости запроса дополнительной информации срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней.
Рассмотрение жалобы включает в себя следующие этапы:
предварительное рассмотрение жалобы;
рассмотрение жалобы по существу;
техническое завершение рассмотрения жалобы.
Предварительное рассмотрение жалобы заключается прежде всего в проверке жалобы на соответствие установленным Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ и регламентом требованиям.    продолжение
–PAGE_BREAK–
Жалоба подается в письменной форме, в форме электронного документа или посредством факсимильной связи и должна содержать:
наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, фамилии, имена, отчества членов аукционной или котировочной комиссии, действия (бездействие) которых обжалуются;
наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) участника размещения заказа, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера контактного телефона, факса;
указание на размещаемый заказ;
указание на обжалуемые действия (бездействие), доводы жалобы.
Жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе прилагаются документы, обосновывающие ее доводы. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ. В случае если жалоба подписана единоличным исполнительным органом (руководителем организации, генеральным директором и т.д.), подтверждение его полномочий, в том числе представление учредительных документов, приказа о назначении на должность, не требуется1.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ жалоба возвращается участнику размещения заказа в случае, если она:
не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
подана по истечении установленного на обжалование десятидневного срока;
на те же действия (бездействие) принята судом к рассмотрению или по ней принято решение суда;
подана с нарушением требований к ее форме;
на те же действия (бездействие) подана, рассматривается или по ней принято решение федеральным органом исполнительной власти, что установлено территориальным органом.
Указанное решение должно быть принято не позднее чем через два рабочих дня со дня поступления такой жалобы. О принятом решении сообщается заявителю с указанием причин возвращения жалобы. Решение может быть обжаловано в судебном порядке.
В течение двух рабочих дней после дня поступления жалобы ФАС России (территориальный орган) размещает на официальном сайте в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов, на котором размещено извещение о проведении торгов, запроса котировок, являющихся предметом жалобы, информацию о поступлении жалобы и ее содержании, а также сообщают заявителю и заказчику, действия (бездействие) которых обжалуются, о месте и времени рассмотрения такой жалобы.
Кроме того, в уведомлении о рассмотрении жалобы, направляемом заказчику, ФАС России (территориальный орган) вправе установить обязательное для исполнения требование о приостановлении размещения заказа до рассмотрения жалобы по существу. В этом случае заказчик не вправе заключить государственный контракт до рассмотрения жалобы, при этом установленный для заключения контракта срок подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу.
Участники размещения заказа вправе представить в ФАС России (территориальный орган) возражение на жалобу, которое должно содержать те же сведения, что и сама жалоба.
Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ в части 1 статьи. 61 предоставляет право участнику размещения заказа, подавшему жалобу, отозвать ее до принятия решения по существу.
Срок для рассмотрения жалобы и представленных возражений составляет пять рабочих дней со дня поступления жалобы. При рассмотрении жалобы комиссия проверяет соответствие всех действий (бездействия) заказчика, в том числе не указанных в жалобе, а также всех документов по организации и проведению торгов или запроса котировок, относящихся к размещению заказа, являющегося предметом жалобы, требованиям законодательства о размещении заказов.
В соответствии с п. 3.24 Регламента ФАС, территориальный орган вправе направить заказчику и заявителю запрос о представлении на заседание комиссии сведений и документов, необходимых для рассмотрения жалобы. Представление запрашиваемых документов является обязательным.
Согласно ч. 3.1 ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация, аукционная или котировочная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию об аукционе, извещение о проведении запроса котировок, изменения в документацию об аукционе, заявки на участие в аукционе, котировочные заявки, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколы рассмотрения и оценки котировочных заявок, протоколы аукциона, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе размещения заказа.
КоАП в статье 19.7.2 предусматривает ответственность за непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля сведений (информации), если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с законодательством о размещении заказов, либо представление заведомо недостоверных сведений в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 50 тыс. руб., на юридических лиц — в размере от 100 до 500 тыс. руб.
Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной или котировочной комиссии в административном порядке допускается в любое время размещения заказа, но не позднее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в случае признания аукциона несостоявшимся, при проведении закрытого аукциона — со дня подписания соответствующего протокола и не позднее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после рассмотрения заявок на участие в аукционе, рассмотрения и оценки котировочных заявок, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником размещения заказа, подавшим соответственно заявку на участие в аукционе, котировочную заявку (ч. 2 ст. 57 Закона о размещении заказов). Как указывается в п. 3.1 Методических рекомендаций по рассмотрению жалоб, до дня окончания подачи заявок на участие в торгах, запросе котировок жалобу может подать любое заинтересованное лицо. После вскрытия конвертов с заявками на участие в торгах, даты окончания подачи заявок на участие в запросе котировок жалобу могут подавать только те участники размещения заказа, которыми были поданы заявки на участие в торгах, запросе котировок1.
По истечении указанного выше срока обжалование осуществляется только в судебном порядке.
Рассмотрение жалобы осуществляется комиссией в присутствии представителей заявителя, заказчика, иных заинтересованных лиц.
Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины ее членов.По общему правилу рассмотрение жалобы производится в открытом заседании. Закрытое заседание допускается в случаях, если открытое заседание может привести к разглашению государственной тайны, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в рассмотрении жалобы и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.
На заседании комиссии ведется аудиозапись, которая должна храниться не менее одного года.
При рассмотрении жалобы, а также в ходе проведения проверки комиссия заслушивает пояснения сторон и заинтересованных участников размещения заказа, испрашивает необходимые для ознакомления документы, получает объяснения сторон по вопросам, связанным с размещением заказа, заслушивает свидетелей, совершает иные действия, направленные на всестороннее рассмотрение жалобы. Кроме того, комиссия вправе привлекать экспертов для рассмотрения вопросов, возникающих при рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, например для оценки соответствия решения о допуске или отказе в допуске к участию в торгах требованиям Закона о размещении заказов, одноименности строительных работ1.
По результатам рассмотрения жалобы комиссия принимает одно из следующих решений.
1. О признании жалобы обоснованной (в случае подтверждения всех нарушений законодательства о размещении заказов, указанных в жалобе).
2. О признании жалобы частично обоснованной (если установлены не все нарушения законодательства о размещении заказов, указанные в такой жалобе).
3. О признании жалобы необоснованной (в случае, если нарушения, указанные в такой жалобе, не подтверждены).
Копии решения в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляются заказным письмом с уведомлением о вручении или вручаются по ходатайству уполномоченным представителям сторон, заинтересованных лиц, участвовавших в рассмотрении жалобы, участникам размещения заказа, направившим возражение на жалобу.Кроме того, ФАС России (территориальный орган) в трехдневный срок со дня принятия решения обязана разместить о нем сведения на официальном сайте.
Решение комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в трехмесячный срок со дня его принятия.
Согласно п. 7.1 Методических рекомендаций по рассмотрению жалоб к нарушениям законодательства о размещении заказов в том числе относятся следующие:
выбор способа размещения заказа, противоречащего требованиям Закона о размещении заказов;
установление требований к участникам размещения заказа, противоречащих законодательству о размещении заказов;
установление требований о предоставлении в составе заявки на участие в торгах документов и сведений, не предусмотренных ч. 2 ст. 35 Закона о размещении заказов;
признание победителем торгов, победителем в запросе котировок участника размещения заказа, который необоснованно допущен к участию в торгах, к участию в запросе котировок;
необоснованный отказ участнику размещения заказа в допуске к участию в торгах, запросе котировок;    продолжение
–PAGE_BREAK–
процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в аукционе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в аукционе, процедура рассмотрения и оценки котировочных заявок проведены ранее срока, установленного извещением о проведении торгов, документацией о торгах или извещением о проведении запроса котировок;
нарушение порядка определения победителя аукциона, запроса котировок;
неразмещение и (или) неопубликование протоколов, составленных в ходе размещения заказа на официальном сайте, в официальном печатном издании.
Комиссия имеет право не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства о размещении заказов, которые не повлияли и не могли повлиять на результаты размещения заказа.
В предписании излагаются требования о совершении действий, направленных на устранение нарушений законодательства о размещении заказов. В частности, такими действиями являются:
отмена протоколов, составленных в ходе проведения процедур размещения заказов.
внесение изменений в документацию об аукционе, извещение о проведении аукциона, запроса котировок.
проведение процедур размещения заказов в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов и т.д.
В предписании указывается срок, в течение которого оно должно быть исполнено, при этом такой срок не должен составлять более семи рабочих дней.
Если выявилось неисполнение предписания либо его ненадлежащее исполнение, контролирующий орган обязан обратиться в суд с иском о понуждении к исполнению предписания (предложения).
Как и решение, копии предписания направляются заказным письмом с уведомлением о вручении или вручаются по ходатайству уполномоченным представителям сторон, заинтересованных лиц, участвовавших в рассмотрении жалобы, участникам размещения заказа, направившим возражение на жалобу.
До момента исполнения выданных предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении заказов согласно ч. 6 ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ государственный контракт не может быть заключен.
В соответствии с п. 6.2 Методических рекомендаций по рассмотрению жалоб в случае, если на момент рассмотрения жалобы государственный контракт на выполнение работ, являющихся предметом размещения заказа, заключен, комиссия выдает предписание (предложение) о недопущении в будущем установленных при рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки нарушений законодательства о размещении заказов.
Согласно письму Минэкономразвития от 27 февраля 2008 г. N Д04-471 «По вопросу разъяснений, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ» контролирующий орган вправе:
выдать заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, аукционной или котировочной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов;
выдать указанным выше лицам обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обратиться в суд, арбитражный суд с иском о признании размещенного заказа недействительным.
В соответствии с ч. 3 ст. 57 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ размещение заказа может быть признано недействительным только судом. Минэкономразвития в письме от 27 февраля 2008 г. N Д04-471, отмечается в что, только суд выносит решение о признании торгов и государственного контракта недействительными, а предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе об аннулировании торгов выдают уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ1.
Заключение
В соответствии со ст. 62 Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основания и условия привлечения к дисциплинарной ответственности регламентируется в первую очередь Трудовым кодексом РФ, а также иными специальными законодательными актами, регулирующими вопросы привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц государственных органов в частности, Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Фактически при нарушении законодательства о размещении заказов в сфере строительства ответственность сводится к возмещению убытков. Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Административная ответственность регулируется Кодексом об административных правонарушениях. Ответственность установлена, как правило, в виде административного штрафа, размеры и основания по которым указывались ранее.
Основания привлечения к уголовной ответственности предусматриваются Уголовным кодексом РФ. УК РФ содержит отдельную главу 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».
Однако, специальных составов преступлений, предусматривающих ответственность за нарушение законодательства в области размещения государственных как, впрочем, и муниципальных заказов, в российском уголовном законодательстве до настоящего времени нет.
Список использованной литературы
Список нормативных актов:
Гражданский кодекс Российской Федерации: Ч.1: федер. закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009)// СЗ РФ.-1994.№32. – Ст.3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации: Ч.2 федер. закон. от 26 января 1996г.№14–ФЗ (ред. от 17.07.2009)// Там же. –1996.–№5– Ст.410.
Уголовный кодекс Российской Федерации. федер.закон от 13.06.1996. № 63-ФЗ (ред. от 29.12.2009)//Там же. –1996.–№ 25– Ст. 2954.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. федер. закон от 30.12.2001 (ред. от 17.06.2010) № 195-ФЗ//Там же.– 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
О государственной гражданской службе Российской Федерации. федер. закон от 27.07.2004 (ред. от 14.02.2010) №79-ФЗ.//Там же.– 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 // СЗ РФ 02.08.2004. № 31. Ст. 3259.
О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. федер. закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ(ред. от 08.05.2010)//Там же. – 25.07.2005, №30 (ч. 1), ст. 3105.
Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 14.11.2007. № 379 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 6.
Список литературы:
Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. – М.: Волтерс Клувер, 2009. 279 с.
Гладков В.С. Государственный заказ в сфере государственного управления экономикой. — Дис. канд. юрид. наук: 12.00.14. Ростов-на-Дону. 2008.
Евраев М.Я. Реформа законодательства завершена. Дело за практикой // Госзаказ. 2007. № 9.
Кикавец В.В. Административная ответственность члена конкурсной (аукционной, котировочной) комиссии за нарушения в сфере размещения государственного заказа в Российской Федерации // Право и жизнь. 2009. № 127.
Осипов А.А. Государственный контроль соблюдения законодательства при осуществлении поставок для государственных и муниципальных нужд //Административное право. 2008. № 4.
Поличев Ю.В. Рекомендации государственным (муниципальным) заказчикам в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиками (подрядчиками, исполнителями) обязательств по заключенным контрактам // Бюллетень «Калужские торги» 2009. N 12 .
Савельева О.А. Проведение государственных закупок в сфере строительства//СПС «Консультант плюс» 2009.
Строганов А.А. Госзаказ и контроль за его размещением. — М. Юриспруденция. 2010.
Храмкин А.А. Контроль в госзакупках // Бюджет. 2006. №5.