Государственная Дума в системе органов государственной власти

Оглавление
Введение
Глава 1. Государственная Дума в системе органов государственнойвласти Российской Федерации
§ 1. Порядок выборов депутатов Государственной думы
§ 2. Статус депутата Государственной думы
§ 3. Место Государственной думы как палаты Федеральногособрания в системе разделения властей. Структура и порядок деятельности
Глава 2. Законотворческий процесс      
Глава 3. Прекращение полномочий Государственной думы.Досрочное прекращение полномочий депутатов Государственной Думы
Заключение

Введение
Одной из незыблемыхправовых основ стабильности конституционного строя, закрепленной в КонституцииРоссии 1993 г. (ст. 10), является проведение в жизнь принципа осуществлениягосударственной власти на базе разделения на законодательную, исполнительную исудебную, органы которых самостоятельны, равноправны, независимы. Не умаляязначения исполнительной и судебной властей, следует признать, что «первой средиравных», несомненно, является законодательная власть. Ей, по Конституции,отведено особое место, поскольку в ее прерогативы входит разработка и принятиезаконов, на которых строится организация и деятельность всего государства.Закрепленные в законах правила обязаны соблюдать органы исполнительной власти,на их основе функционирует судебная система. Следовательно, в «тройственномсоюзе» разделения властей Федеральное Собрание, как выразитель законодательнойвласти, выступает в роли основополагающего органа государственной власти,наделенного правами влиять на каждую из них.
В отличие от другихгосударственных органов Федеральное Собрание сложный, многофункциональныймеханизм, имеющий разнообразные связи и отношения с другими государственными иобщественными институтами. Отсюда его специфические особенности в формировании,функционировании и внутреннем устройстве.
Согласно Конституции (ст.94) Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является постояннодействующим представительным и законодательным органом. Этим подчеркиваетсядвуединая природа парламента и тесная взаимосвязь двух основополагающих егофункций.
В основу порядкаобразования Федерального Собрания помимо принципа разделения властей положенытакже принципы федерализма и многопартийности. Принцип федерализма призванобеспечивать интересы многонационального народа Российской Федерации,являющегося носителем суверенитета и единственным источником власти. Напрактике этот принцип реализуется в двухпалатной структуре ФедеральногоСобрания. Одна из палат — Государственная Дума — представляет весь народ страныв целом. Другая — Совет Федерации — состоит из представителей каждого субъектаРоссийской Федерации. Из этого следует, что при формировании Совета Федерациипроводится принцип равенства субъектов Федерации. При существенных различиях ив территориальном отношении, и по численности населения, субъекты РоссийскойФедерации равно имеют по два представителя в Совете Федерации.

Глава 1. ГосударственнаяДума в системе органов государственной власти Российской Федерации
§ 1. Порядок выборовдепутатов Государственной думы
Ст. 96 Конституции РоссийскойФедерации гласит: «1. Государственная Дума избирается сроком на четырегода. 2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатовГосударственной Думы устанавливаются федеральными законами.»
Согласно Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборахдепутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»В соответствии с Конституцией Российской Федерации вГосударственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума) избирается 450 депутатов.ДепутатыГосударственной Думы избираются по федеральному избирательному округупропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов вдепутаты Государственной Думы (далее — федеральные списки кандидатов).[1]
Граждане обладаютследующими избирательными правами: Гражданин РоссийскойФедерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатовГосударственной Думы, участвовать в выдвижении федеральных списков кандидатов,предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов и работойизбирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определениерезультатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий впорядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, иными федеральнымизаконами. Гражданин Российской Федерации, достигший надень голосования 21 года, может быть избран депутатом Государственной Думы. />
Гражданин РоссийскойФедерации, проживающий или находящийся за пределами территории РоссийскойФедерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерацииизбирательными правами на выборах депутатов Государственной Думы.Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерацииобязаны оказывать гражданину Российской Федерации содействие в реализации егоизбирательных прав.
Неимеет права избирать и быть избранным, участвовать в осуществлении другихизбирательных действий гражданин Российской Федерации, признанный судомнедееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
Не имеет права бытьизбранным депутатом Государственной Думы гражданин Российской Федерации,имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или инойдокумент, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РоссийскойФедерации на территории иностранного государства.
ГражданинРоссийской Федерации, в отношении которого вступил в законную силу приговорсуда о лишении его права занимать государственные должности в течениеопределенного срока, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата навыборах депутатов Государственной Думы, если голосование на выборах состоитсядо истечения установленного судом срока. [2]
Организация выборов вГосударственную Думу возлагается на избирательные комиссии: Центральную избирательнуюкомиссию по выборам депутатов Государственной Думы, окружные избирательныекомиссии по выборам в Государственную Думу, участковые избирательны комиссии.[3]
Подготовка и проведение выборовизбирательными комиссиями осуществляются открыто и гласно.
Число избирательных округовпо выборам в Государственную Думу, приходящихся на каждый субъект Российской Федерации,устанавливается Центральной избирательной комиссией пропорционально численностиизбирателей в нем в соответствии с данными учета избирателей. Общефедеральныйизбирательный округ по выборам в Государственную Думу включает в себя всютерриторию Российской Федерации.[4]
Кандидатыв депутаты Государственной Думы (далее — кандидаты) выдвигаются в составефедеральных списков кандидатов.
Выдвижениекандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляетсяполитическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 11июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях» (далее — Федеральныйзакон «О политических партиях») право принимать участие в выборах, втом числе выдвигать списки кандидатов
Политическаяпартия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан РоссийскойФедерации, не являющихся членами данной политической партии.[5]
Граждане России, находящиесяза ее пределами, могут присылать подписные листы в окружную комиссию своегоизбирательного округа через консульские учреждения Российской Федерации.
Граждане России,общественные объединения вправе беспрепятственно вести агитацию за или противкандидатов в депутаты. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаныоказывать содействие кандидатам в депутаты и избирательным объединениям в организациии проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов в депутаты и ихдоверенных лиц с избирателями.[6]
Предвыборные встречи, митинги,агитации проводятся в порядке, установленном действующим законодательством.
Средства массовой информации,одним из учредителей которых выступают государственные органы, организации,учреждения, органы местного самоуправления, а равно средства массовойинформации, полностью или частично финансируемые за счет государственныхсредств или средств органов местного самоуправления, обязаны обеспечиватьравные возможности для предвыборных выступлений всех кандидатов в депутатыГосударственной Думы.
Кандидат в депутаты имеетправо на одно выступление по государственному телевидению и одно по государственномурадио.
Политические партии, участвующиев выборах, кандидаты в депутаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовкии иные агитационные материалы. Агитационная кампания проводится со днярегистрации кандидата или общефедерального списка кандидатов и прекращается вдень выборов.
Для выборов в ГосударственнуюДуму каждый избиратель получает два избирательных бюллетеня различной формы,установленной Центральной избирательной комиссией. Голосование проводится вдень выборов с 8 до 22 часов по местному времени. По истечении времениголосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосованиеоконченным.
По каждому избирательномуокругу прежде всего отделяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени,не снабженные печатью окружной или участковой избирательной комиссии либо подписямидвух членов участковой избирательной комиссии, а также такие, из которых нельзяустановить волеизъявление избирателя.
Избиратель, ставя подписьна подписном листе, указывает фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес, сериюи номер паспорта или заменяющего его документа.
Подписной лист удостоверяетсялицом, собиравшим подписи с указанием фамилии, имени и отчества этого лица, адреса,серии и номера его удостоверения личности или паспорта и уполномоченнымпредставителем избирательного объединения.
Центральная избирательнаякомиссия немедленно по получении протоколов участковых избирательных комиссийпроизводит подсчет голосов, поданных по общефедеральному избирательному округу повыборам в Государственную Думу, путем суммирования данных, содержащихся впротоколах участковых избирательных комиссий.
Если 5 процентовдействительных голосов не будут получены ни одним из общефедеральных списков кандидатов,выборы по общефедеральному округу считаются несостоявшимися.
Окружная избирательнаякомиссия по выборам в Государственную Думу по получении протоколов участковыхизбирательных комиссий избирательного округа производит не позднее трех дней послевыборов подсчет голосов, поданных по одномандатному избирательному округу повыборам в Государственную Думу, путем суммирования данных, содержащихся в этихпротоколах, и выносит решение: признать избранным кандидата, признать выборынедействительными или несостоявшимися.
После получения информациииз Окружной избирательной комиссии о том, признаны ли выборы по общефедеральномуизбирательному округу состоявшимися и действительными, экземпляр протоколанаправляется в Центральную избирательную комиссию. На основании протокола Центральнойизбирательной комиссии о результатах выборов по общефедеральному избирательномуокругу, протоколов окружных избирательных комиссий по выборам в ГосударственнуюДуму Центральная избирательная комиссия в течении 10 дней по их получении, ноне позднее чем через месяц после проведения выборов определяет и публикуетобщие итоги выборов.
Средства, выделенные из республиканскогобюджета России на организацию и проведение выборов, поступают в распоряжениеЦентральной избирательной комиссии немедленно по ее сформировании и распределяютсяею между всеми избирательными комиссиями, которые представляют ей отчет о расходованиивыделенных им средств не позднее 45 дней со дня официального опубликованиярезультатов выборов./>
Финансированиемероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатовГосударственной Думы, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Политическаяпартия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, обязана создать собственныйизбирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании. В случаях,предусмотренных настоящим Федеральным законом, региональное отделениеполитической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, вправе порешению уполномоченного уставом политической партии руководящего органа политическойпартии создать избирательный фонд для финансирования избирательной кампанииполитической партии.[7]
§ 2. Статус депутатаГосударственной думы
Основной функцией и содержаниемдепутатского мандата является представительство. В Государственной Думе депутатпредставляет народ.
Характер депутатского мандатаопределяется тем, что в Конституции признан принцип парламентаризма[8],а также отсутствуют такие институты, как наказы избирателей депутатам и отзывдепутатов избирателями.
Таким образом, мандатдепутата — это свободный мандат, т.е. избиратели не могут определять позицию депутата,он жестко не связан правовыми обязательствами перед своими избирателями.
Следует отметить особыйхарактер деятельности депутатов: они как народные представители осуществляютзаконодательную власть, их деятельность носит политический характер.
В ст. 97 КонституцииРоссийской Федерации закреплен статус депутата: «1. Депутатом ГосударственнойДумы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года иимеющий право участвовать в выборах. 2. Одно и то же лицо не может одновременноявляться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. ДепутатГосударственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственнойвласти и органов местного самоуправления. 3.Депутаты Государственной Думыработают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы немогут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемойдеятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческойдеятельности.»
На депутатовГосударственной Думы — членство в Правительстве Российской Федерации не распространяютсяположения настоящей Конституции о неприкосновенности депутатов в частиответственности за действия (или бездействие), связанные с выполнениемслужебных обязанностей.
В ст.18 РегламентаГосударственной Думы указано, что каждый депутат Государственной Думы, заисключением Председателя, его заместителей, руководителей депутатскихобъединений и депутатов Государственной Думы — членов Правительства РоссийскойФедерации, обязан состоять в одном из комитетов Государственной Думы, причемтолько в одном.
На заседаниях ГосударственнойДумы депутаты вправе участвовать в прениях, вносить предложения, замечания ипоправки по существу обсуждаемых вопросов, предлагать кандидатуры и высказыватьсвое мнение по кандидатурам должностных лиц, избираемых назначаемых или утверждаемыхГосударственной Думой, задавать вопросы, давать справки.
Федеральный закон Федеральныйзакон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ
«О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации»
устанавливает права, обязанности и ответственность депутата Совета Федерации и депутатаГосударственной Думы, предусматривает основные правовые и социальные гарантии приосуществлении ими депутатской деятельности.
В соответствии с законом депутатГосударственная Думы руководствуется Конституцией России, федеральнымиконституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами,регламентом палаты, предвыборной программой и своими убеждениями.
Формами депутатской деятельностидепутата Государственной Думы являются: участие в заседаниях Государственной Думы;в совместных собраниях палат Федерального Собрания Российской Федерации, проводимыхв случаях, предусмотренных частью 3 ст.100 Конституции Российской Федерации; участиев работе комитетов и комиссий палаты, согласительных комиссий, создаваемыхГосударственной Думой; участие в выполнении поручений Государственной Думы и ееорганов; участие в парламентских слушаниях; обращение с депутатским запросом; участиев работе депутатских объединений — фракций и депутатских групп; обращение с вопросомк членам Правительства Российской Федерации на заседании Государственной Думы;работа с избирателями.[9]
Депутат ГосударственнойДумы поддерживает связь с избирателями в регионе, определенном соответствующимдепутатским объединением. [10]
В целях обеспечения прав,свобод и законных интересов своих избирателей депутаты Государственной Думы: рассматриваютпоступившие от них предложения, заявления и жалобы, способствуют в пределахсвоих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов;ведут прием граждан; изучают общественное мнение и при необходимости вносятпредложения в соответствующие органы государственной власти, органы местногосамоуправления и общественные объединения; информируют избирателей о своейдеятельности во время встреч с ними, а также через средства массовойинформации; взаимодействует с органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации, органами местного самоуправления, с депутатами законодательныхорганов государственной власти субъектов Российской Федерации и органовместного самоуправления, с политическими партиями и иными общественнымиобъединениями.
Депутаты Государственной Думыимеют право законодательной инициативы. Предложения о поправках и пересмотре положенийКонституции России может вносить группа численностью не менее одной пятойдепутатов Государственной Думы.
Порядок осуществления правазаконодательной инициативы депутатом Государственной Думы определяется КонституциейРоссийской Федерации[11], федеральными конституционнымизаконами, федеральными законами и регламентом Государственной Думы.
Депутат ГосударственнойДумы имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым палатой, а такжекомитетом, комиссией данной палаты, членами которых они являются.
Депутаты Государственной Думывправе присутствовать на всех заседаниях Совета Федерации.[12]
Депутат, группа депутатовГосударственной Думы вправе обращаться с запросом к Правительству Российской Федерации,Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центрального банка РоссийскойФедерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, руководителямисполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации иорганов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов.Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, должны дать ответ нанего в устной (на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания РоссийскойФедерации) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня егополучения или в иной, установленный палатой, срок [13]
 Депутат, группа депутатовГосударственной Думы вправе обращаться с вопросом к любому члену Правительства назаседании Государственной Думы [14].
Депутат пользуется правомбезотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенныхна территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местногосамоуправления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений,лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войски воинских формирований[15]
Депутат имеет право наполучение и распространение информации. В частности, при обращении депутата в органыгосударственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения,на предприятия, в учреждения, организации, должностные лица обеспечиваютдепутата по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, консультациямиспециалистов, безотлагательно предоставляют им необходимую информацию идокументацию независимо от степени их секретности в соответствии с федеральным законодательствомо государственной тайне. Депутаты имеют преимущественное право выступать по вопросамдепутатской деятельности в государственных средствах массовой информации; материалы,представляемые депутатом по поручению палаты, подлежат обязательномуопубликованию не позднее семи дней после обращения[16]
Часть 1 статьи 98Конституции гласит: «Члены Государственной Думы обладают неприкосновенностьюв течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, подвергнуты обыску,кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личномудосмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом дляобеспечения безопасности других людей.» Личный досмотр не являетсяуголовно-процессуальным действием; согласно законодательству правом производитьдосмотр обладают работники органов внутренних дел, федеральной службыконтрразведки, таможенной службы Российской Федерации. Часть 2 той же статьирассматривает вопрос о лишении неприкосновенности, который «решается по представлениюГенерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой ФедеральногоСобрания».
Данная процедурапроводится на основании заключения Мандатной комиссии решением ГосударственнойДумы, если за это решение проголосовало две трети от общего числа депутатовГосударственной Думы”. [17]
Под привлечением куголовной ответственности имеется в виду вынесение следователем постановления опривлечении подозреваемого в качестве обвиняемого (ст.ст.91, 171 УПК РФ). Такимобразом, депутатская неприкосновенность не является основанием для отказа ввозбуждении уголовного дела и производстве определенных следственных действий.
Неприкосновенность депутатараспространяется на его жилое, служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортныесредства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащиеему документы.[18]
В связи с осуществлением депутатскихполномочий жизнь и здоровье депутата подлежат обязательному государственномустрахованию за счет федерального бюджета на сумму годового денежноговознаграждения; вместе с тем, органы государственного страхования выплачиваютстраховые суммы в случаях гибели депутата и причинения депутату увечья или иногоповреждения здоровья, повлекших стойкую утрату трудоспособности, а такжеежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячнымденежным вознаграждением депутата на момент выплаты компенсации и назначенной пенсиейбез зачета выплат страховых сумм по государственному страхованию [19].
Депутат ГосударственнойДумы: освобождается на срок своих полномочий от призыва на военную службу и навоенные сборы; имеет гарантии трудовых прав: сохранение общего и непрерывного трудовогостажа, стажа работы по специальности, предоставление по окончании срокадепутатских полномочий прежней или равноценной работы; имеет право на ежегодныйоплачиваемый отпуск, медицинское и бытовое обеспечение, служебное и жилое помещение,бесплатный проезд, внеочередное поселение в гостинице и иные права, закрепленныеФедеральным законом. [20]
Статья 26 ч.1 Законауказывает на права депутата в случае роспуска Государственной Думы. «Вслучае роспуска Государственной Думы в соответствии со статьями 111 и 117Конституции Российской Федерации депутаты Государственной Думы, кроме депутатов,являющихся членами Правительства Российской Федерации, получают единовременное денежноепособие за весь период, оставшийся до завершения первоначального срока полномочийдепутатов первого созыва, из расчета их ежемесячного денежного вознагражденияна день прекращения депутатских полномочий; в этом случае на депутатовГосударственной Думы распространяются гарантии трудовых прав, изложенные вчастях второй, третьей и четвертой статьи 24 настоящего Федерального закона».Федеральным законом установлена ответственность за невыполнение требований настоящегозакона.
За оскорбление депутата, клевету,либо «распространение информации о его депутатской деятельности вискаженном виде»; за неправомерное воздействие на депутата, членов егосемьи и других его родственников, выраженное в виде насилия или угрозыприменения насилия влечет ответственность, предусмотренную действующимзаконодательством. [21]
Статья 42 Федеральногозакона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ
«О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации» закрепляет ответственность, предусмотреннуюдействующим законодательством, за невыполнение законных требований депутата ГосударственнойДумы должностными лицами и другими работниками органов государственной власти, органовместного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединенийлибо создание им препятствий в осуществлении депутатской деятельности, а равнопредоставление им заведомо ложной информации или несоблюдение установленныхнастоящим законом сроков порядка предоставления информации и ответов на запросыи обращения депутата.
§ 3. Место ГосударственнойДумы как палаты Федерального собрания в системе разделения властей. Структура ипорядок деятельности
Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органомРоссийской Федерации. Он состоит из двух палат Совета Федерации иГосударственной Думы. Формально Совет Федерации не является верхней палатойпарламента, а Государственная Дума — нижней ( это не установлено Конституцией).[22]
 Государственная Дума иСовет Федерации имеют разные статусы, которые закреплены в КонституцииРоссийской Федерации, Регламенте Государственной Думы, Регламенте СоветаФедерации и действующих федеральных законах. Деятельность Государственной Думыосновывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном,свободном обсуждении и решении вопросов.
 В Государственной Думе черездепутатов представлены все граждане Российской Федерации независимо от их местапроживания на территории России.
Конституции РоссийскойФедерации раскрывает основы организации и деятельности парламента РоссийскойФедерации.
Согласно ст.11 КонституцииФедеральное Собрание наряду с Президентом и судами Российской Федерации осуществляетгосударственную власть в нашей стране. На федеральном уровне Федеральное Собраниепредставляет законодательную власть Российской Федерации. Каждая палатаустанавливает порядок работы в самостоятельно принимаемом ею регламенте (ч.4 ст.101Конституции). Палаты в основном заседают раздельно. Единственным совместныморганом двух палат, является согласительная комиссия, которая образуется палатамив случае возникновения разногласий при принятии закона (ст.105 Конституции). [23]
В связи с принятием КонституцииРоссии изменился конституционный статус законодательного и представительногооргана государственной власти Российской Федерации. В новой Конституции России переченьвопросов, подлежащих рассмотрению палатами Федерального Собрания, болееограничен. Из сферы ведения парламента исключены распорядительные и контрольныефункции.
Парламентский контрольдостаточно ограничен.
За палатами парламентасохранено право осуществлять контроль за исполнением федерального бюджета[24], а за Государственной Думой — также полномочие решать вопрос о доверииПравительству Российской Федерации.
Существуют три основныегруппы полномочий палаты, которые установлены Конституцией: относящиеся кисключительному ведению палаты[25] (); связанные сорганизацией деятельности палаты[26] (); по принятиюфедеральных законов[27] ().
Статьи 102 и 103Конституции РФ являются юридическим выражением системы сдержек и противовесов впостроении и функционировании высших органов законодательной, исполнительной и судебнойвласти. В ст.103 Конституции РФ определяются вопросы исключительного веденияГосударственной Думы. «К ведению Государственной Думы относятся:
а) дача согласия ПрезидентуРоссийской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверииПравительству Российской Федерации;
в) назначение надолжность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РоссийскойФедерации;
г) назначение надолжность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины составаее аудиторов;
д) назначение надолжность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека,действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
е) объявление амнистии;
ж) выдвижение обвиненияпротив Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.»
Государственная Думапринимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РоссийскойФедерации, которые принимаются большинством голосов от общего числа депутатовГосударственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотренКонституцией.
РегламентомГосударственной Думы предусмотрен целый раздел, посвященный вопросам, которыеотносятся к исключительному ведению Государственной Думы.[28]
 Государственная Дума состоитиз 450 депутатов. В соответствии со статьей 101 Конституции Российской ФедерацииГосударственная Дума в начале первой сессии образует из числа депутатов палатыкомитеты. В обязательном порядке Государственная Дума образует:
а)Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству игосударственному строительству;
б)Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному ипроцессуальному законодательству;
в)Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике;
г)Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам;
д)Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам;
е)Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству итуризму;
ж)Комитет Государственной Думы по собственности;
з)Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемкимтехнологиям;
и)Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи;
к)Комитет Государственной Думы по обороне;
л)Комитет Государственной Думы по безопасности;
м)Комитет Государственной Думы по международным делам;
н)Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств исвязям с соотечественниками;
о)Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике;
п)Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления;
р)Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы ГосударственнойДумы;
с)Комитет Государственной Думы по информационной политике;
т)Комитет Государственной Думы по охране здоровья;
у)Комитет Государственной Думы по образованию и науке;
ф)Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей;
х)Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам;
ц)Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию;
ч)Комитет Государственной Думы по экологии;
ш)Комитет Государственной Думы по культуре;
щ)Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций;
э)Комитет Государственной Думы по делам национальностей;
ю)Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи;
я)Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока;
я.1)Комитет Государственной Думы по делам ветеранов.
ГосударственнаяДума может образовывать и другие комитеты. Образование или ликвидация комитетаГосударственной Думы, а также изменение его названия производится путемпринятия постановлений Государственной Думы о внесении соответствующихизменений в часть первую настоящей статьи.
КомитетыГосударственной Думы образуются на срок, не превышающий срока полномочийГосударственной Думы данного созыва.[29]
 Государственная Думавправе создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным срокомили конкретной задачей.
 По истеченииустановленного срока или выполнении порученного палатой задания комиссияпрекращает свою работу.
ГосударственнаяДума образует комитеты, как правило, на основе принципа пропорциональногопредставительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитетаопределяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 иболее 35 депутатов палаты.
Комитетможет создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности.
Подкомитетыпредварительно прорабатывают направляемые им председателем комитетазаконопроекты, иные документы и материалы, рассматривают их на своих заседанияхи подготавливают предложения по обсуждаемым вопросам к заседаниям комитета.
ДепутатГосударственной Думы может быть членом только одного подкомитета. Членподкомитета имеет право решающего голоса на заседании подкомитета. Депутаты, невходящие в состав подкомитета, вправе принимать участие в работе подкомитета справом совещательного голоса.[30]
В соответствии со ст.96ч.3 Конституции Российской Федерации первое заседание Государственной Думы открываетстарейший по возрасту депутат, а в дальнейшем до избрания Председателя илизаместителя Председателя Государственной Думы председательствуют представителивсех избирательных объединений.
Государственная Дума собираетсяна первое заседание на тридцатый день после избрания, но Президент России можетсозвать заседание Государственной Думы ранее этого срока [31].
На первом заседании ГосударственнаяДума открытым голосованием большинством голосов избирает: Счетную комиссию,Временную комиссию по контролю за электронной системой голосования, Временную комиссиюпо Регламенту, Временный секретариат и Мандатную комиссию Государственной Думы.А также на первом заседании депутаты проводят выборы ПредседателяГосударственной Думы, его заместителей. Заседание Государственной Думы можетбыть открыто, если на нем присутствует более половины от общего числа депутатовпалаты.
Заседания проводятсяоткрыто, гласно, освещаются в печати, по радио и телевидению; на заседанияприглашаются представители государственных органов, общественных объединений, научныхучреждений, представители средств массовой информации, независимые эксперты, ученыеи специалисты, необходимые для дачи заключений по рассматриваемым палатойвопросам.
Депутаты могут принять решениео проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесенопредседательствующим на заседании Государственной Думы, Президентом России,комитетом или депутатским объединением в Государственной Думе, ПредседателемГосударственной Думы, Председателем Правительства России.
Заседаниястенографируются. Представители прессы, радио и телевидения на закрытые заседанияпалаты не допускаются.
Заседания проводятся всоответствии с принятой Конференцией Государственной Думы общей программой сессииГосударственной Думы, утвержденной на ее первом заседании и заблаговременноразосланной депутатам, и календарем рассмотрения вопросов на очередной месяц,утвержденным Конференцией Государственной Думы.
Продолжительность и порядокпроведения заседаний палаты определяются Регламентом. [32]
Внеочередномурассмотрению на заседании Государственной Думы подлежат: послания и обращенияПрезидента России, а также проекты законов и иных нормативно-правовых актов, внесенныхв качестве срочных Президентом и Правительством Российской Федерации; проекты законов,возвращенные на повторное рассмотрение Государственной Думы; проекты законов оратификации международных договоров; проекты Регламента Государственной Думы ипостановлений Государственной Думы о внесении в него изменений и дополнений; опросыо выражении доверия Правительству Российской Федерации.
Во время сессии ГосударственнойДумой проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседаниякомитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов в комитетах икомиссиях, фракциях и депутатских группах, а также с избирателями.
Работа Государственной Думыосуществляется в строго определенные дни недели.
Пленарные заседанияГосударственной Думы проходят в среду и в пятницу; конференция собирается еженедельново вторник во второй половине дня; комитеты заседают каждый понедельник и четверг;во вторник депутаты работают в комитетах, во фракциях и депутатских группах, атакже проводятся парламентские слушания; каждая четвертая неделя месяцаотводится для работы депутатов с избирателями.
Во время парламентских каникулмогут быть созваны внеочередные заседания Государственной Думы, которые назначаютсяСоветом палаты по требованию Президента России, а также по требованию фракцииили группы депутатов, поддержанному не менее чем 1/5 общего числа депутатовСовета Федерации.
На любом открытом или закрытомзаседании палаты вправе присутствовать: Президент России или полномочныйпредставитель Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании,Председатель Правительства, члены Правительства, члены Конституционного, ВерховногоСуда, Высшего Арбитражного Суда, Председатель Счетной палаты, заместитель ПредседателяСчетной палаты, Уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор,Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Другие лицамогут присутствовать на закрытых заседаниях только по специальному приглашению.
На заседаниях палаты ведутсяпротоколы и стенограммы. Протокол подписывается председательствующим назаседании.
Стенограммы заседаний ГосударственнойДумы подлежат официальному опубликованию, кроме стенограмм закрытых заседаний.
В Конституции России дан переченьоснований для проведения совместных заседаний Совета Федерации и ГосударственнойДумы.
Особое значение имеет обсуждениена совместных заседаниях палат посланий Президента России, содержащих законодательнуюинициативу или законодательные предложения.
Основанием для проведениясовместных заседаний являются также послания Конституционного Суда ивыступления руководителей иностранных государств.
В соответствии со статьей101 Конституции Российской Федерации Государственная Дума по вопросам своего веденияпроводит парламентские слушания, которые проводятся по инициативе Конференции ГосударственнойДумы, комитетов Государственной Думы, по инициативе группы не менее пятидесятидепутатов.
На парламентских слушанияхобсуждаются: законопроекты, требующие широкого публичного обсуждения;международные договоры, представленные на ратификацию; федеральный бюджет; важнейшиепроблемы внутренней и внешней политики.
Парламентские слушания заканчиваютсяпринятием по обсуждаемому вопросу рекомендаций.
Рекомендации принимаются путемодобрения большинством депутатов, принявших участие в слушаниях.
Парламентские слушания, какправило, открыты для представителей средств массовой информации иобщественности и публикуются в печати.
На закрытых парламентскихслушаниях обсуждаются вопросы, затрагивающие сведения, отнесенные к государственнойтайне.
Материалы закрытыхпарламентских слушаний предназначаются только для депутатов ГосударственнойДумы и членов Совета Федерации, а также государственных органов, представителикоторых принимали участие в парламентских слушаниях.

Глава 2. Законотворческийпроцесс
В соответствии со ст.104 КонституцииРоссийской Федерации Государственная Дума обладает правом законодательнойинициативы. Депутаты Государственной Думы вносят на рассмотрение: законопроектыи поправки к ним; законодательные предложения о разработке и принятии новыхфедеральных конституционных законов и федеральных законов; законопроекты о внесенииизменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСРлибо о признании этих законов утратившими силу.
Внесению законопроекта взаконодательный орган предшествует продолжительная работа по его подготовке. Кпроцессу подготовки законопроектов субъекты права законодательной инициативы обычнопривлекают различных специалистов и соответствующие учреждения.
Все законопроектывносятся на рассмотрение в Государственную Думу (ст.104 ч.2 Конституции РФ).
В соответствии с частью 3той же статьи законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от ихуплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства,другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счетфедерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только приналичии заключения Правительства Российской Федерации.
Процедура принятияфедерального закона Государственной Думой в соответствии с ее Регламентомосуществляется в трех чтениях.[33] Во время первого чтения обсуждаютсяосновные положения законопроекта. Обсуждение начинается с доклада инициатора проекта,затем заслушиваются содоклады и проводятся прения. По завершении прений депутатыприступают к принятию решения по законопроекту с учетом всех замечаний ипредложений. В случае решения об одобрении законопроекта и продолжении работы надним проект передает я на обсуждение комитета, ответственного за его подготовку.После того, как комитет вновь представит в палату доработанный проект закона проводитсяего второе чтение на пленарном заседании. На этом этапе происходит постатейное детальноеобсуждение законопроекта, каждой его статьи и внесенных депутатами поправок. Завершающейстадией является третье чтение законопроекта, во время которого уже не разрешаетсявносить никаких поправок. Третье чтение состоит лишь в голосовании за или противзаконопроекта в целом. Государственная Дума может принять решение о всенародномобсуждении законопроекта, принятого в первом чтении. Государственная Дума можетпринять закон после его обсуждения в первом чтении.
Для принятия федеральногозакона необходимо большинством голосов от общего числа депутатовГосударственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РоссийскойФедерации[34].
Принятые ГосударственнойДумой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение СоветаФедерации (ст.105 части 2 и 3 Конституции РФ).
Обязательномурассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думойфедеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов исборов; финансового валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статусаи защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.
Следует особо отметитьзакрепленное в Конституции различие функций палат по принятию федеральныхзаконов.
Согласно Конституции законодательнаядеятельность сосредоточена преимущественно в Государственной Думе: законопроектывносятся в Государственную Думу; существует возможность преодоления несогласия СоветаФедерации с законом, принятым Думой; ограничены сроки, в течение которых Совет Федерацииобязан рассмотреть законы, переданные ему Государственной Думой.
Совет Федерации фактическирассматривает законы, принятые Думой, одобряет или не одобряет их. Принятыйфедеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту России, который втечение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президентв течение этого срока отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерациивновь рассматривает этот закон, если же при повторном рассмотрении федеральныйзакон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третейголосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов ГосударственнойДумы, он подлежит подписанию в течении 7 дней и обнародованию (ст.107Конституции РФ).
В России за всю историюее государственно-правового развития понятие «федеральный конституционный закон»впервые закреплено Конституцией Российской Федерации 1993г.
Особая юридическая силафедеральных конституционных законов находит свое выражение в том, что им не должныпротиворечить обычные федеральные законы. Признание за федеральными конституционнымизаконами принципа верховенства выражается также в том, что, будучи принятымипалатами Федерального Собрания, они, как и принятые поправки к Конституции, немогут быть отклонены Президентом и возвращены в парламент на новое рассмотрение,что возможно в отношении федеральных законов.
Конституция обязывает ПрезидентаРоссии независимо от того, имеются у него возражения по принятому конституционномузакону или нет, подписать его в той редакции, в какой он принят ФедеральнымСобранием, и обнародовать (ч.2 ст.108 Конституции РФ).
Федеральныйконституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менеетрех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двухтретей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ст.108 ч.2 Конституции),в то время как для принятия федеральных законов достаточно простогобольшинства.
Принятый закон также втечение 14 дней подлежит подписанию и обнародованию.
Государственная Дума в своейработе руководствуется не только Конституцией Российской Федерации иРегламентом, но и законами, которые позволяют осуществлять нормальное функционированиедепутатам и палате в целом.

Глава 3. Прекращениеполномочий Государственной думы. Досрочное прекращение полномочий депутатовГосударственной Думы
Основания роспуска ГосударственнойДумы Федерального Собрания Российской Федерации закреплены Конституцией РоссийскойФедерации в ч. 1 ст. 109, которая гласит что: «Государственная Дума можетбыть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями111 и 117 Конституции Российской Федерации.» В ч. 4 ст.111 КонституцииРоссийской Федерации предусмотрен роспуск Государственной Думы ПрезидентомРоссийской Федерации в случае трехкратного отклонения представленных кандидатурПредседателя Правительства Российской Федерации Государственной думой.
В этом случае Президент РоссийскойФедерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускаетГосударственную Думу и назначает новые выборы.
Государственная Дума можетвыразить недоверие Правительству Российской Федерации[35]после чего Президент Российской Федерации вправе объявить об отставкеПравительства Российской Федерации, либо не согласиться с решением ГосударственнойДумы.
Если Государственная Думав течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РоссийскойФедерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либораспускает Государственную Думу.
В ч.4 ст.117 Конституции РФуказано, что:«Председатель Правительства Российской Федерации может поставитьперед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.Если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству РоссийскойФедерации, Президент в течение семи дней принимает решение об отставкеПравительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы иназначении новых выборов.»
Часть 2 ст.109 КонституцииРФ гласит: в случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерацииназначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Думасобралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
В соответствии со ст.109Конституции РФ Государственная Дума не может быть распущена: по основаниям,предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение годапосле ее избрания; с момента выдвижения ею обвинения против ПрезидентаРоссийской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации; втечение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.
Частью 4 ст. 99 КонституцииРоссийской Федерации установлено, что «С момента начала работыГосударственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнегосозыва прекращаются.»
Срок полномочий депутатаначинается со дня его избрания и прекращается с момента начала работыГосударственной Думы нового созыва, за исключением случаев, предусмотренныхФедеральным законом, а именно: письменного заявления депутата о сложении своих полномочий;утраты депутатом гражданства России, вступления в законную силу обвинительногоприговора суда в отношении депутата; признание депутата недееспособным решениемсуда, вступившим в законную силу; смерти депутата; объявления гражданина, являющегосядепутатом, умершим решением суда, вступившим в законную силу; роспускаГосударственной Думы в случаях, предусмотренных ст.ст.111 и 117 КонституцииРоссийской Федерации. [36]

Заключение
Сегодня не вызываетсомнений, что парламентаризм как эффективное воплощение представительной властив нашей стране пока еще находится на стадии становления.
В нашей стране рольучреждений парламентского типа была и остается скромной, культура и традициипарламентаризма не обрели достаточной прочности и устойчивости. Дляполитической системы России характерно преобладание исполнительной власти,тогда как представительные учреждения — Земский Собор, Государственные Думы,Государственный Совет, Верховный Совет СССР — всегда были весьма урезаны всвоих законодательных и контрольных функциях, о чем уже упоминалось.
Таким образом, дляустановления в России парламентаризма, если под ним понимать ведущую рольПарламента в политической системе, его главенство над исполнительной властью, — для такого парламентаризма в нашем Отечестве нет исторической почвы. И что, помоему мнению, не менее важно — для него у нас нет и соответствующих экономических,социальных, политических, культурных реалий. Вся нынешняя российскаядействительность с такими ее атрибутами, как кризисное положение в хозяйстве ифинансах, этнополитическая напряженность и конфликты, политическаянестабильность, разгул преступности и т.д., нуждается в жестком, авторитетномправлении, основанном на вотуме доверия, полученном от всего народа.Президентская институция современной России совершенно необходима. Но не засчет ущемления полномочий Парламента, пренебрежительного отношения к нему.Парламент — это орган всегда эмоциональный, иногда лозунговый, но и жизненнонеобходимый для демократии, ибо он представляет интересы народа, защищает праванациональностей, права и свободы граждан России.

Библиографический список
Нормативные акты
1. КонституцияРоссийской Федерации. 1993// ИПС Гарант, 2007
2. Федеральныйконституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном поправам человека в Российской Федерации» (с изменениями от 16 октября 2006г.) // ИПС Гарант, 2007
3. Федеральный законот 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ «О порядке формирования Совета ФедерацииФедерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями от 16 декабря2004 г., 25 июля 2006 г.) // ИПС Гарант, 2007
4. Федеральный законот 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статуседепутата Государственной Думы Федерального Собрания РоссийскойФедерации»(с изменениями от 12 марта, 15 августа 1996 г., 5 июля 1999 г.,12 февраля, 4 августа 2001 г., 9, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 23 декабря2003 г., 22 апреля, 19 июня, 22 августа, 16 декабря 2004 г., 9 мая, 21 июля2005 г., 6, 25 июля, 30 декабря 2006 г., 30 января 2007 г.) // ИПС Гарант, 2007
5. Федеральный законот 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями от 12, 25 июля,30 декабря 2006 г.) // ИПС Гарант, 2007
6. Федеральный законот 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав иправа на участие в референдуме граждан Российской Федерации»// ИПС Гарант,2007
7. Уголовно-процессуальныйкодекс Российской Федерации, 2001// ИПС Гарант, 2007
8. ПостановлениеГосударственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД«О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РоссийскойФедерации» (с изменениями от 15 апреля, 19 июня, 16 июля, 23 октября, 4декабря 1998 г., 21 апреля, 21, 29 сентября, 26 ноября 1999 г., 19 января, 15марта, 19 мая, 2, 28 июня, 7 июля, 4, 27 октября, 6, 15, 22 декабря 2000 г., 14марта, 5 апреля, 13, 22 июня, 13, 19 декабря 2001 г., 8 февраля, 13, 20 марта,20, 27 сентября, 23 октября, 15 ноября, 11, 15 декабря 2002 г., 12 февраля, 2апреля, 23 мая, 29 декабря 2003 г., 16 января, 11, 13, 20 февраля, 19, 24марта, 2, 23 апреля, 21 мая, 9 июля, 10 ноября 2004 г., 2, 18 февраля, 2, 30марта, 10, 17 июня, 8 июля 2005 г., 10 марта 2006 г.) // ИПС Гарант, 2007
9. ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. N 1-П «По делу о толкованиичасти 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации»// ИПСГарант, 2007
Литература
/>1. Авакьян С. А.Федеральное Собрание — парламент России. М., 1999.
2. Ален А.“Национализм — федерализм — демократия. Пример Бельгии”. Изд-во Левенскогоинститута Центральной и Восточной Европы. 1994. С. 34-35.
3. Баглай М. В.Конституционное право Российской Федерации. М., 2001.
4. Вишневский Б. Л.Должны ли губернаторы быть федеральными политиками. // Независимая газета.2000. 1 февр.
5. Гранкин И.В.Парламент России. — М.: Изд-во АО «Консалтбанкир», 1999.304с.
6. Гребенников В.В.,Васецкий Н.А., Полуян Л.А. Федеральный законодательный процесс в зеркалестатистики (аналитический обзор) // Государство и право. 1998. № 9. С. 91-97.
7. Дмитриев Ю.А.,Черкашин Е.Ю. Законодательные органы России от новгородского вече доФедерального Собрания. — М., 1995. 194с.
8. Иванченко А.В.,Рыжков В.А., Салмин А.М. Властная вертикаль и Конституция: Законодательныеинициативы Владимира Путина в свете задач государственного строительства вРоссии // Независимая газета. 2000. 23 июня.
9. Комментарий кКонституции Российской Федерации /Отв. ред. Л.А. Окуньков, 2-е изд., доп. иперераб. — М.: БЕК, 1996.
10. Комментарий кКонституции Российской Федерации /Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. — М.: Фонд«Правовая культура», 1996. 552 с.
11. КонституцияРоссийской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н.Топорнина. — М.: Юристъ, 1997. 716 с.
12. КонституцияРоссийской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. Лепёшкин И. М. — М.:Центр конституционных исследований Московского обществ, науч. фонда, 1997. 702с.
13. Козлова Е.И.,Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. — М.: Юристъ, 2002. 520 с.
14. Крестьянинов Е.В.Особенности порядка принятия федеральных конституционных законов // Государствои право. 1995. № 12. С. 3-10.
15. Очеркипарламентского права / Под ред. и с предисл. Б.Н. Топорнина. — М., 1993. 254 с.
16. Строев Е.С. Ненавреди: Размышления о реформе государственного устройства России //Независимая газета. 2000. 6 июня.
17. Шейнис В.Л. Какреформировать Совет Федерации: Президентские законопроекты — два шага вперед,большой шаг назад // Независимая газета. 2000. 31 мая.