Конфликты в педагогическом процессе и технологии их разрешения

КОМИТЕТОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЙОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени А.С.Пушкина
дефектологическийфакультет
Контрольнаяработа
по курсуПедагогики
на тему:«Конфликты в педагогическом процессе и технологии их разрешения».
Выполнила:студентка IV курса
заочногоотделения (3,5 года)
специальность– социальная работа
МещероваДинара Шамильевна
Проверил(а)
Санкт-Петербург,2008

Содержание
Введение………………………………………………………стр.3
Определениеконфликта……………………………………… стр.4
Этапы развитияконфликта…………………………………… стр.5
Способы разрешенияконфликта…………………………….стр.7
Заключение……………………………………………………стр.10
Библиография…………………………………………………стр.11

Введение
Данная работа посвященаизучению конфликтных ситуаций в педагогическом процессе. Я считаю, что даннаятема актуальна во все времена, т.к. жизнь человека представляет собойпостоянный переход от одного конфликта к другому. Это и неудивительно, потомучто на каждом шагу нас подстерегают разнообразного рода противоречия: бытовые ипрофессиональные, личные и межличностные. Разрешив одни из них, мы сталкиваемсяс новыми, преодоление которых выявляет очередные, ранее скрытые от нашего взорапротиворечия. В процессе такого движения осуществляется личностное развитие,развиваются и совершенствуются межличностные отношения, и что немаловажно –появляются новые пути решения проблем.

1.Определение конфликта
Конфликт – это иразрушение, и созидание одновременно, поскольку противоречие, лежащее в егооснове, должно быть осмыслено субъектами, устранено, и взамен его должны бытьсозданы новые отношения. Вместо того, чтобы бояться и стремиться избежатьконфликта, следует смело идти на него, вникать в его суть, управлять егосозидательной силой, ибо в результате разрешения конфликта происходитобогащение духовного мира и восхождение субъектов на более высокий культурныйуровень. Не избегать, а создавать конфликты требует логика человеческогоразвития.
Педагогический контекстрассмотрения конфликта имеет особое значение для школьной практики. Конфликтмежду учителем и учеником (или группой, коллективом), ученика с другими детьмитак же, как и педагога с коллегами, всегда имеет в своей основе противоречие,выступающее условием всякого развития. Отсутствие противоречия в жизни человекаобрекает его на скудное, лишенное смысла существование. Это путь к деградацииличности, утрате связей и отношений с другими людьми, это уход от реальности вмир иллюзий, в то время как осознание противоречия и своей роли в немпробуждает в человеке активность, заставляет его действовать, творить иизменяться.
Терминология конфликтадовольно обширна, и зачастую это приводит к разночтению одних и тех же понятий.Так, например, происходит при использовании в обиходе понятий: конфликт,инцидент, конфликтная ситуация. Разберемся в их смысловом значении, чтобы лучшепредставлять динамику развития противоречия и взаимоотношений между людьми.
В переводе с латинского conflictus означает столкновениепротивоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, острый спор.Конфликт – это всякого рода противоречие между субъектами (в случае внутреннегоконфликта человек вступает в противоречие с самим собой). Его проявления разнообразныи динамичны, поэтому переход от одной стадии к другой происходит довольнобыстро, и при неумении разрешить конфликт он стремительно достигает апогеясвоего развития, приобретая наиболее жесткие, неприглядные формы,характеризующиеся накалом страстей, всплеском эмоций, а зачастую, инеуправляемостью поведения его участников.

2. Этапыразвития конфликта
Но для того чтобы спормежду субъектами разгорелся, необходимо, в первую очередь, чтобы они имелиразличные позиции во взгляде на один и тот же вопрос, то есть их положение поотношению друг к другу и обсуждаемой проблеме было бы различным. Конфликтнаяситуация – это позиционное различие в восприятии объективности. Это конфликт впотенции, так как наметившееся противоречие еще завуалировано, скрыто отсубъектов или, по крайней мере, от одного из них. На этот этап редко обращаютвнимание, считая, что конфликтная ситуация еще не конфликт. Однако такаябеспечность приводит к быстрому развитию событий, и первый этап сменяетсявторым.
Вторым этапом в развитииконфликта становится инцидент (по словарю – неприятный случай, недоразумение,столкновение). Имея более или менее устойчивую позицию, субъект выстраивает наее основе свое поведение, вступая во взаимодействие с другими людьми.Дальнейший ход событий определяется рядом причин: видят ли субъектыпротиворечие, желают ли его разрешить, способны ли это сделать. От ответа накаждый их этих трех вопросов зависит продолжительность и острота конфликта.
Последний шаг – снятиепротиворечия, разрешение конфликта. Это позволит субъектам подняться на новыйуровень взаимоотношений, по-новому выстроить свое поведение. Следует иметьввиду, что устранение одного противоречия не исключает появление нового, но оноуже будет находиться в плоскости следующего, более высокого культурного уровня.
Разрешение конфликтаявляется творческим актом, и здесь не может быть уникального рецепта.Индивидуальный поиск решения и его реализация конкретным человекомосуществляется с учетом множества факторов складывающейся ситуации. Освоение технологииразрешения конфликта помогает представить структуру этого процесса, выделив внем ключевые звенья, способствует расширению арсенала способов выхода изконфликта, делает возможным распознавание конфликта на самых начальных стадиях.
Первым этапом на путиразрешения конфликта является его обнаружение. От умения увидеть конфликт наначальных стадиях развития зависит многое: его продолжительность и острота,возможность или невозможность корректирования взаимоотношений, а также способразрешения противоречия. Здесь нет и не может быть мелочей, так как первыепроявления конфликта бывают очень незначительными и, как правило, неулавливаются сознанием, но именно они и являются наиболее значимыми дляпроцесса разрешения. При этом нужно помнить, что формы проявления конфликтачрезвычайно разнообразны и каждая из них характеризует соответствующую степеньизменения отношений.
Результатомпротивоборства, как поступательного движения в рамках обострениявзаимоотношений, становится одна из двух форм: разрыв отношений (если соперникиравны по силе и позиции) или принуждение (когда одна из сторон обладаетбольшими возможностями).
Вторым этапом разрешения конфликтастановится анализ ситуации. Анализ начинается с четкого обрисовывания события.Здесь учитывается все: обстоятельства, реплики, психологический настрой,история развития взаимоотношений, возраст, уровень индивидуального развития имногое другое. Четкому обрисовыванию события способствуетпрофессионально-педагогическая память педагога. Его умение распределять внимание,выделять главное и второстепенное, способность видеть, улавливать мелочи.
После того как картинасобытия воссоздана, педагогу следует проанализировать сложившуюся коллизию, тоесть определить взгляды, стремления и интересы каждой из сторон.
Третьим этапом становитсянепосредственно разрешение конфликта. Первым шагом в этом направлении будетснятие психического напряжения. До тех пор, пока оно сохраняется в отношенияхмежду людьми, конфликт не разрешить. Снятие напряжения осуществляетсяразнообразными способами: просьбой о прощении, демонстрацией симпатии, шуткой,отвлечением, переключением на другие объекты и деятельность, предоставлениеправа на несогласие; соответственно изменяются интонации, избираетсяоптимальная дистанция общения (физическая и социальная) и многое другое.

3. Способыразрешения конфликта
Наиболее простым способомразрешения конфликта является проявление нежности по отношению к партнеру.Нежностью легко удается разрядить обстановку, снять напряжение, погаситьагрессию и другие неблагоприятные проявления психики.
Столь же легким способомразрешения конфликта, но более изящным, а потому требующим чутья, мастерства ивиртуозности, является использование юмора. Ограничения, которые здесьсуществуют, связаны с тем, что шутка должна быть доступна детям и неоскорбительна для них. Говоря о юморе, на ум приходят слова из одной некогдапопулярной песни: «Успех – он выбирает из тех, кто может первым посмеяться надсобой». Действительно, улыбка и смех моментально разгоняют печаль, скуку, уныние,заряжая человека бодростью, радостью, хорошим расположением духа.
Компромисс одно изнаиболее эффективных и наиболее распространенных форм разрешения конфликта. Подкомпромиссом понимается взаимная обоюдная уступка субъектов друг другу наоснове соглашения между ними. Используя эту форму, педагог не только разрешаетконфликт, но и повышает самооценку детей, поскольку апеллирует к ихдостоинствам, приглашая к совместному поиску выхода из сложившейся ситуации.
Компромисс может принестипользу в тех случаях, когда причины конфликта еще не осознаны педагогом, скрытыот его глаз. Тогда компромисс становится вынужденной мерой, используемой им вкачестве способа выявления противоречия, которое сейчас угадывается лишь повнешним признакам выразительности субъектов, или, как иногда горят, интуитивно.
В отдельных случаях дляразрешения конфликта используется форма третейского суда. Суть его заключаетсяв том, что конфликтующие стороны обращаются за советом в третьему, независимомулицу. В несколько извращенном виде данная форма довольно широко используетсяшкольными педагогами: по какой-то неизвестной причине этим независимым лицом вбольшинстве случаев считаются либо директор, либо завуч. При возникновенииконфликта провинившегося ученика без разговоров ведут к представителюадминистрации, снимая с себя ответственность за судьбу этого ребенка. Конфликтже в этих случаях обычно не разрешается, административное воздействие неснимает противоречия, возникшего между педагогом и учеником.
Третьим независимым лицом(или группой лиц) должен стать человек, которому право «судить» делегируетсявсеми членами коллектива. В состав третейского суда могут войти ученики,педагоги, родители, представители общественности, но все они должны быть хорошознакомы детям и пользоваться их доверием. Такой неформальный орган может бытьсоздан как на уровне школы, так и на уровне класса, необходимость же егоопределяется индивидуально каждым учреждением.
Разрешение сложившейсяколлизии иногда совершается путем обоюдного анализа. Реализуя эту форму,педагог должен позаботиться о создании благоприятной, доброжелательнойатмосферы, иначе анализ превратиться в разборку поведения ученика.
В особых случаях, когдаконфликт зашел слишком далеко, педагог вынужден прибегать к психологическиболее сложным способам, таким, как ультиматум, временное расставание ипринуждение. При этом следует иметь в виду, что форма временного расставаниябудет эффективной только в коллективе, а в диффузной группе она дискредитируетсебя и подрывает авторитет воспитателя. Использование же ультиматума ипринуждения оправдано только в экстраординарных условиях, когда требуетсярезкое изменение поведения ребенка, ибо дальнейшее развитие событий можетнанести вред здоровью и жизни.
Владея технологиейразрешения конфликта и используя его позитивную роль в развитии личности,педагог получает большие возможности использования этого феномена ввоспитательном процессе, специально создавая конфликты в работе с детьми.

Заключение
Раз человечество не можетуйти от конфликтов, то нужно научиться жить с ними и творчески выходить из них.Ярким примером педагогического профессионализма может являться владениеискусством выхода из конфликтных ситуаций без потери собственного достоинства идостоинства ребенка.

Библиография
1. Баланюк Г.И. Опедагогической технике // Советская педагогика. – М., 1965. № 1.
2. Гордин Л.Ю.,Кротов В.М., Лихачев Б.Т. Методика педагогического воздействия. – М., 1967.
3. Леонтьев А.А.Педагогическое общение. – М., 1979.
4. Питюков В.Ю.Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие. 2-е изд., испр.и доп. – М.: «Гном-Пресс», московское городское педагогическое общество, 1999.– 192с.
5. Щуркова Н.Е.,Питюков В.Ю., Савченко А.П., Осипова Е.А. новые технологии воспитательногопроцесса. – М., 1993.