39
Волгоградский Государственный Университет
Реферат
по психологии, на тему:
«Невербальная коммуникация»
ВОЛГОГРАД 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОВЕДЕНИЕ
2. ДВИЖЕНИЯ
3. РАЗДРАЖИТЕЛИ И РЕАКЦИИ
3.1 Раздражители
3.2 Реакции
3.3 Психосоматические реакции
4. ЗОНЫ
4.1 Зоны дистанций
4.2 Запретные зоны
5.АНАЛИЗИНДИВИДУАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
5.1 Виды, темпы и направления движений
5.2 Мимика
5.3 Голова
5.4 Плечи
5.5 Верхняя часть туловища
5.6 Нижняя часть туловища
6. ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ
6.1 Различные положения рук
6.2 Пальцы
6.3 Жесты “рука – лицо”
6.4 Жесты “рука – рука”
7. ОДЕЖДА
8. МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
8.1 Жесты, используемые мужчинами при ухаживании
8.2 Жесты, используемые женщинами для привлечения внимания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Каждому из нас приходилось заниматься изучением языков. Мы изучали родной язык, иностранный, многие изучают языки программирования. Но существует еще один международный, общедоступный и понятный
язык, о котором до недавнего времени мало что знали – это язык жестов, мимики и телодвижений человека – “body language” .
Что касается стороны исследования проблемы body language, то, пожалуй, наиболее влиятельной работой начала ХХ века была работа Чарльза Дарвина “Выражение эмоций у людей и у животных” (1872 год).
Она стимулировала современные исследования в области “языка тела”, а многие идеи Дарвина и его наблюдения признаны сегодня исследователями всего мира. С того времени учеными были обнаружены и
зарегистрированы более 1000 невербальных знаков и сигналов.
Впервые серьезным исследованием этого языка занялся в конце 70-х годов Аллан Пиз, который является признанным знатоком психологии человеческого общения и автором методики обучения основам
коммуникации, внедряющейся в крупном обучающем центре “Пиз Трейнинг Корпорейшен” в Австралии.
Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше,
чем обычному речевому каналу общения. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20- 40%
информации передается с помощью вербальных.
Эти данные заставляют нас задуматься над значением “невербалики” для психологии общения и взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают
желание овладеть искусством толкования этого особого языка – языка телодвижений, на котором все мы разговариваем, даже не осознавая этого.
1. ПОВЕДЕНИЕ
Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный (вербальный) канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для “обсуждения” межличностных
отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений.
Большинство сигналов языка тела многозначны. Их более точное определение возможно лишь при учете следующих факторов: подбор слов, ударение, окружение, роли, настроение, вызвавшие его раздражители и
т.д.
Язык телодвижений в принципе более правдив, чем язык слов. Мы научились говорить на табуированные темы, соблюдая определенный контроль, а в запутанных ситуациях прибегать во имя спасения ко лжи. И
используя имеющиеся у нас в запасе слова, нам это более или менее удается. Язык тела, не приученный к подобному “театрализованному” поведению, реализует присущие ложному содержанию серии жестов
неохотно или вовсе “не идет” на них, что может служить весьма ценной информацией о подлинной правдоподобности сказанного.
Наше поведение целиком направлено на удовлетворение потребностей, обретая в этом свой смысл. Мы можем считать поведение разумным в том случае, если оно определяется потребностями и мотивами, к тому
же если оно целенаправленно.
Под нормальным поведением мы подразумеваем поведение, адекватное реальности. Большой области нормального поведения противостоит такая же большая область поведения, отклоняющегося от нормы. Мы
считаем поведение нормальным в том случае, если оно находится в рамках ожиданий окружения. Эти ожидания и определяют, является ли демонстрируемое поведение нормальным, аномальным или нарушенным. –
Рюкле Хорст. Ваше тайное оружие в общении: мимика, жест, движение. – М.: Интерэксперт: Инфра – М, 1996. – 277с.
2. ДВИЖЕНИЯ
Чем свободнее кажется игра движений, чем мягче и “круглее” отдельные движения переходят одно в другое, тем теснее взаимосвязь с ритмом. Напряженность и расслабленность сменяют друг друга. Ритм –
это природное движение жизни и вегетативное собственное движение.
Чем меньше те или иные движения связаны какой-либо определенной целью, тем они ритмичнее. Таким образом, ритм и расслабленность являются элементами, которые взаимосвязаны друг с другом и влияют
друг на друга. Ритмичность служит для душевного расслабления, для возникновения ощущения того, что вам хорошо, и способствует фантазии. И в тех случаях, когда мы наблюдаем за ритмично протекающими
процессами, например за отливом и приливом моря, у нас возникают чувства, связанные с ритмом.
Такт. В живой природе такт в чистом виде не наблюдается. Такт возник лишь благодаря изменяющему рассудку и регулирующей воли. Поэтому в человеческом поведении такт проявляется только в тех
случаях, когда происходит подражание механическим процессам, например при выполнении гимнастических упражнений и в особенности при строевом шаге на параде. Такт четко ограничивает каждое отдельно
взятое упражнение.
Размеренный ритм. Если мы во время расслабленной (ритмичной) прогулки вдруг ставим перед собой ту или иную цель, то наша походка меняется. Мы “приобретаем” такт и начинаем демонстрировать
определенное поведение (манеру держаться).
Нарушение ритма в такт. Если мы лишены душевного спокойствия и нерешительны, то тогда наше поведение и не ритмично, и не подразделено на такты. Наступает психический сбой. Речь становится
растянутой, неопределенной и заикающейся, движения лихорадочно неконтролируемы. Мы становимся жертвой переоцененной идеи, с которой мы никак не можем справиться. – Лабунская В. А. Невербальное
поведение. – Ростов – на – Дону: издательство Ростовского университета, 1986. – 135с.
3. РАЗДРАЖИТЕЛИ И РЕАКЦИИ
3.1 Раздражители
Раздражители могут пробуждать в нас те или иные пережитые события и чувства. Тот или иной настрой определяет вид реакции. Находясь в приятной компании, мы реагируем на раздражитель иначе, чем если
бы мы оказались в напряженной обстановке. Наше чувство, возникающее в ответ на раздражитель, складывается из двух компонентов: настроения и движущей силы. Следствием движущей силы является то, что
наше настроение проявляется в том или ином движении. Из всего этого мы можем заключить следующее: душевные порывы тесно связаны с физическими движениями.
По своему содержанию физические движения соответствуют лежащему в их основе чувству и имеющейся двигательной силе. Физические движения направлены к цели психических переживаний.
В зависимости от силы чувства или от двигательной силы физическое проявление этого может быть более конкретным, более сильным или более продолжительным. Для выражения наших психических структур мы
бессознательно используем аналогии и символы.
При возникновении определенного чувства соответствующие нервные центры начинают проявлять активность, вызывая тем самым активность связанных с ними групп мускулов. Например, на яркий солнечный свет
мы спонтанно реагируем сужением век и сведением бровей. В этом случае мы имеем дело с непосредственной реакцией. Такое же поведение мы демонстрируем как опосредованную реакцию в том случае, если мы
хотим рассмотреть какой-нибудь предмет или если мы хотим припомнить что-то, происшедшее много лет назад. Основополагающим для обеих ситуаций является желание сконцентрироваться. В первом случае –
желание разглядеть что-либо против слепящего солнечного света, во втором – вообще что-нибудь увидеть. При второй, опосредованной реакции отсутствовал имевшийся в первом случае повод, но
выражавшееся таким образом желание было идентичным первому. Без раздражителя не бывает никаких реакций.
3.2 Реакции
Под реакциями мы понимаем обратные действия, контрудар или ответ на раздражитель, т.е. реакции представляют собой вызванный раздражителем образ действий. Они противостоят спонтанным действиям,
возможным “невызванным” действиям живых существ, например рефлекторным или инстинктивным движениям.
Определенные физические или психофизические реакции, в том числе в форме предпочитаемых вегетативных и мимических выразительных явлений, сверхчувствительности, психомоторных особенностей, часто
бывают врожденными. Остальные способы реагирования разучиваются. Исследования психологии обучения свидетельствуют о том, что в результате жизненных процессов какой-либо определенный раздражитель
постепенно превращается в пусковой элемент определенной реакции.
Мы различаем следующие специфические возможности реагирования: спасаться бегством, бороться, прятаться, звать на помощь, унимать нападающего, подчиниться или соответственно сдаться. Параллельно и в
сочетании с ними, а также в зависимости от личностных критериев возникают и другие реакции.
Примитивная реакция или действие. Если раздражитель как бы в обход личности в целом приводит к появлению реакции, то в таком случае мы имеем дело с неспецифичным поведением. Примитивные
реакции могут приводить к “проявлению” подсознательных механизмов. В случае взрывных реакций, являющихся одним из вариантов примитивных реакций, эмоциональное сверхнапряжение достигается за счет
помрачения сознания. Разрядка внутренней напряженности при такой форме реакции может приводить к слепому бегству прочь, к крушению всего вокруг себя, конвульсиям и сумеречным состояниям, часто с
последующей амнезией, к одержимости той или иной идеей и т.д.
К группе примитивных реакций относятся и рефлекс замирания, оцепенение от ужаса (также потеря сознания). В этом случае мы имеем дело с пассивными реакциями.
Активной примитивной реакцией является, к примеру, ураган движений, когда активная самозащита протекает бесконтрольно. Две противоположные манеры поведения – рефлекс замирания и ураган движений –
являются выражением психики, не способной к оказанию сильного сопротивления. Часто одна реакция переходит в другую. После оцепенения часто возникает торопливая деятельность (плач, всхлипывания,
бегство прочь). При известных обстоятельствах кратковременное состояние физической слабости может способствовать возникновению примитивных реакций.
Личностная реакция. В этом случае раздражитель перерабатывается интрапсихически. Реакция соответствует всей личности в целом и представляет собой специфичный для всей личности ответ.
Неадекватная реакция. Реакция является неадекватной в том случае, если она не соответствует причинности происходящего или даже противоречит ей. Поведение или реакция могут быть неадекватными
как по качеству, так и по количеству.
Ужас. При этом виде примитивной реакции непроизвольно возникают как реакция на неожиданно возникающие душевные потрясения психомоторные чередования. Такие реакции вызываются факторами
внезапности (раздражителями)
Паника. Паника возникает тогда, когда в коллективе по прошествии определенного периода достигается готовность к панике. Накопившийся страх неожиданно выплескивается наружу в виде паники и
приводит к страху обдуманных действий. В такой ситуации срабатывают автоматизмы, например рефлекс бегства и ураган движений. Наступает слепота относительно реальных возможностей для спасения. В
большинстве случаев панические реакции завершаются истощением охваченного ими человека.
Истерия. Истеричные люди преобразуют психические (травматические) повреждения раннего детства в физические симптомы и страдания. Используемое при этом вытеснение представляет собой процесс
мнимого забывания, которое происходит хоть и преднамеренно, но бессознательно. За счет этого сбоя прежние сознательные переживания становятся бессознательными.
Конверсивные реакции. Подобные реакции в виде выразительной жестикуляции или демонстративных действий служат для привлечения к себе внимания взрослых (и других людей).
3.3 Психосоматические реакции
Психосоматическое симптообразование в психоанализе интерпретируется как защита от конфликтов. Возникновение и течение психосоматических заболеваний мы понимаем здесь в виде реакции на раздражитель
в следующих видах: эмоция, вегетативное разрегулирование, функциональное нарушение, морфологическое изменение. Некоторые из психосоматических нарушений, наступающих после воздействия раздражителей:
Функциональный сердечный синдром (симптомокомплекс). Обусловливается состояниями страха и напряжения; переживают его часто вместе с нарушениями дыхания.
Коронаросклероз (кальцинация венечных сосудов сердца). В большинстве случаев наблюдается у активных, многогранно деятельных личностей с интенсивным стремлением к производительному труду и
желанием проявить себя.
Нарушение дыхания. Могут возникать, если эмоциональные воздействия затрагивают произвольную дыхательную и непроизвольную бронхиальную мускулатуру.
Бронхиальная астма. Может быть вызвана стрессовыми ситуациями и инфекциями. Механизм приступа может приводиться в действие уже одним представлением аллергенов (веществ, вызывающих приступ)
даже при их отсутствии. И в этом случае мы имеем дело с принципом условного рефлекса. Бронхиальная астма часто наблюдается у инфантильных лиц с боязливо-упрямым или сверхуступчивым поведением.
Расстройство нижнего пищеварительного тракта. В подобных расстройствах часто проявляется тот или иной конфликт. Часто мы имеем дело с расстройствами, обусловленными ситуацией. Их основой
могут являться агрессивные проблемы отношений и депрессивно-вынужденные невротические защитные формы.
Отказ от пищи. Такое поведение чаще наблюдается у женщин, чем у мужчин, причем в соотношении 10: 1. Прежде всего это относится к девушкам в период полового созревания.
Излишний вес. Может возникать из-за любви поесть или обжорства, а также вследствие функциональных расстройств, которые могут быть обусловлены психологически. Часто с излишним весом связаны
симптомы незрелости, недоверия, фригидности.
Кожные изменения. Вызываются в большинстве случаев неспецифическими эмоциональными состояниями. “Запускающим” раздражителем при зуде служит боязнь, напряженность и подавленная в себе
агрессивность.
Головная боль. Головная боль обусловливается эмоциональным стрессом. Мигрень чаще встречается у негибких личностей с честолюбивыми устремлениями. При этом мигрень может проявляться в
приступах, если соответствующий человек не отвечает предъявляемым требованиям.
Сексуальные нарушения. Сексуальность представляет собой один из наиболее важных очагов конфликтов. Большая часть общего поведения находит свое отражение в сексуальной способности переживать
и реагировать. Нарушения в этой области дают возможность наиболее точно понять своеобразие всей личности. – Рюкле Хорст. Ваше тайное оружие в общении: мимика, жест, движение. – М.: Интерэксперт:
Инфра – М, 1996. – 277с.
4. ЗОНЫ
4.1 Зоны дистанций
Размеры личной пространственной территории человека средне обеспеченного социального уровня в принципе одинаковы независимо от того, проживает ли он в Америке, России, Англии или Австралии. Ее
можно разделить на 4 четкие зоны дистанций (пространственные зоны) .
1. Интимная зона (от 15 до 46 см).
Из всех зон эта самая главная, поскольку именно эту зону человек охраняет так, как будто бы это его собственность. Разрешается проникнуть в эту зону только тем лицам, кто находится в тесном
эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники. В этой зоне имеется еще подзона радиусом в 15 см, в которую можно проникнуть только посредством
физического контакта.
2. Личная зона (от 46 до 1,2 метра).
Это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на коктейль – вечеринках, официальных приемах, официальных вечерах и дружеских вечеринках.
3. Социальная зона (от 1,2 до 3,6 метров).
На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей, например, водопроводчика или плотника, пришедшего заняться ремонтом в вашем доме, почтальона, нового служащего на работе и от людей, которых не
очень хорошо знаем.
4. Общественная зона (более 3,6 метра).
Когда мы адресуемся к большой группе людей, то удобнее всего стоять именно на этом расстоянии от аудитории. – Пиз Аллан. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам. – М.: Ай –
Кью, 1995. – 257с.
4.2 Запретные зоны
Самые интимные участки тела и пространства человека являются сферами “табу”. Доступ и прикосновение к ним находятся под запретом. Свободный доступ ко всем зонам имеют влюбленные пары и родители в
отношении своих маленьких детей. Большинство запретных зон расположено вблизи признаков половой принадлежности и чем дальше те или иные части тела удалены от половых органов, тем меньше их
табуирование.
Например, матери всегда могут поглаживать дочерей по волосам, а сыновья уже довольно рано начинают противиться этому. Объяснение можно найти в том, что мальчишки считают “поглаживание по волосам”
девчачьим жестом. Они не хотят испытывать на себе это заботливое поведение, это прихорашивание, потому что не хотят выглядеть как девочки. Такие прикосновения ассоциируются с “наведением красоты” ,
что в детстве мать не раз и проделывала с детьми.
Запретными участками являются, например, туалеты, ванные комнаты и отчасти спальни. Кроме того, табу может быть “наложено” на любое помещение и на любой предмет. Например, рабочий кабинет, куда
никому не разрешается входить, талисман, к которому никому нельзя прикасаться, или личные вещи: курительная трубка, музыкальные инструменты и т.д.
5. АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
5.1 Виды, темпы и направления движений
Виды движений. Размашистые, словно охватывающие движения демонстрируют уверенность говорящего и свидетельствуют о том, что ему нечего скрывать. По малозаметным движениям, которые к тому же
часто совершаются украдкой, можно судить о том, что говорящий не хочет привлекать к себе внимание. Подобные движения кажутся незначительными, непритязательными, простыми, тактично сдержанными и
корректными.
Темпы движений. Темпы движений подразделяются на спокойный, оживленный и быстрый.
Спокойное чередование движений свидетельствует о самообладании и концентрации. В этом случае можно говорить о жестах “большого человека”. Демонстративная невозмутимость часто несет на себе
отпечаток неискренности, как будто пытаются изобразить личность, превосходящую других. Спокойные движения импонируют и пробуждают внимание к себе. Они уместны в тех случаях, когда хотят быть
понятыми и когда хотят вызвать доверие.
Оживленные движения являются выражением импульсивности, веселого настроения, восхищения, а также несдержанности и гнева. Тот, кто демонстрирует оживленный язык поз тела, хочет либо увлечь за собой
других, либо запугать их.
Быстрые движения бывают, как правило, обусловлены живым темпераментом. Следует различать быстрые внутренние процессы, быструю самовозбудимость, незамедлительную реакцию и степень проявления
жизненной силы. Движения могут быть быстрыми даже в тех случаях, когда налицо недостаток жизненной силы. Быстрые движения часто кажутся бесцельными, властными, возбужденными, раздраженными,
взволнованными или рассеянными. И они производят соответствующее впечатление – наблюдателя охватывает беспокойство и растерянность.
Направления движений.
Движения вперед. Свидетельствует об интересе к тому объекту, в направлении которого мы движемся. Этот интерес может быть обусловлен позитивно или негативно, буквально или объективно. Точное
значение можно вывести из дополнительно подаваемых сигналов.
Движения назад. Демонстрируют тенденцию к отдалению. Нередко уход предваряет бегство, причем сила раздражителя является определяющей в отношении того, совершается уход (отступление) из-за
неприятного ощущения или же он (оно) переходит в бегство. Если уход сопровождается произнесением каких-либо фраз, то тогда в большинстве случаев мы имеем дело с подтверждением слов о том, что “он
словно открещивается от того, что сам же и говорит”. Язык поз тела уличает лживость речи.
Движения в сторону. Они ассоциируются с уклончивым поведением. Наклоненная в сторону часть тела ощущает себя уязвленной. Если мы “уклоняемся от слов”, то голова при этом поворачивается в
сторону.
Движения вверх. К ним относятся также потягивание и желание вытянутся. Они проистекают от стремления производить более сильное и внушительное впечатление. Такой “задавака” лезет из кожи вон,
чтобы действовать “свысока”. Подобное “перерастание самого себя” позволяет говорить о приподнятом мироощущении, радости и уверенности в своих силах.
Движения вниз. Стремление производить словно уменьшенное впечатление также нашло отражение во многих словосочетаниях: “вести себя подобострастно, как на полусогнутых”, ”быть подавленным и
разбитым”, ”повесить голову” и другие. 55 – Рюкле Хорст. Ваше тайное оружие в общении: мимика, жест, движение. – М.: Интерэксперт: Инфра – М, 1996. – 277с.
5.2 Мимика
Под мимикой мы понимаем движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека).
Сильно подвижная мимика. Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних
раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров.
Малоподвижная мимика. Указывает в принципе на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении. Подобная мимика ассоциируется со спокойствием,
постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и уравновешенностью. Малоподвижная мимическая игра может при сниженной активности (двигательная сила и темперамент) производить также
впечатление созерцательности и уюта.
Монотонность и редкая смена форм. Если такое поведение сопровождается медлительностью и слабой напряженностью, то можно сделать вывод не только о психическом однообразии, но и о слабой
импульсивности. Причиной этого могут явиться меланхолические двигательные нарушения, скованность или парализованность. Такое поведение характерно при исключительно монотонных душевных состояниях,
скуке, печали, равнодушии, отупении, эмоциональной бедности, меланхолии и вытекающем из утрированно унылого доминирующего чувства депрессивном ступоре (полная скованность).
Сопряженная мимика. Большинство мимических процессов состоят из множества отдельных выражений. Высказывания вроде “он разинул рот и раскрыл глаза”, ”холодные глаза противоречат смеющемуся
рту” и другие свидетельствуют о том, что анализ возможен лишь при наблюдении за отдельными выражениями и на основе выводов, полученных при этом.
5.3 Голова
Голове как носителю важнейших органов человека особое значение отводится и в динамичном языке тела. Многочисленные выразительные модели поведения проявляются, например, в том, что для улучшенного
восприятия голова выдвигается вперед, в целях обороны она отводится назад, при уклонении от чего-то – в сторону, а при сближении – склоняется вперед.
Голова, свисающая без напряжения. В просторечии говорят: “Он голову повесил”. Таким образом, выражаются безволие, апатия, отсутствие порыва и безнадежность. При отсутствии напряжения затылочной
мышцы голова падает на грудь.
Склоненная голова. Если при этом взгляд обращен вниз, то тогда подобное поведение можно истолковать как подчинение. Если такой наклон головы используется при приветствии, то в таком случае мы имеем
дело с сознательным, соответствующим вежливости подчинением, т.е. символическим подчинением. В сочетании с поклоном так выражается отказ от проявления своей воли или же молчаливое одобрение. В
зависимости от степени наклона головы и продолжительности отсутствия зрительного контакта можно говорить либо о нечистой совести, либо о стыдливости, либо о проявлении подчинения.
Взгляд исподлобья при склоненной голове сигнализирует о готовности к борьбе, агрессивности, выдает чувство радости от пребывания в оппозиции и упрямство. Если взгляд направлен слегка в сторону, то
по нему можно сделать вывод о коварстве или же об осознании своей вины. Таким образом осуществляется наблюдение, полное ожидания, или скрываемый поиск слабых мест у кого-то другого. Склоненная
голова может также сигнализировать и о задумчивости. В сочетании с широко раскрытыми глазами, расслабленными мышцами шеи и положением глаз, когда зрительные оси почти параллельны друг другу, так
проявляется состояние, если вы “напали на какой-то след”.
Поднятая голова. Тот, кто представляет перед вами с поднятой головой, чувствует себя свободным и уверенным, не испытывая страха. В соответствии с этим поднятие головы означает чувства собственного
достоинства и готовности приступить к какому-либо делу. Нередко с выпрямлением головы сопряжен глубокий вдох. Такое одновременное пополнение запасов воздуха свидетельствует о наличии воли к
действию и готовности к откровенному разбирательству. Если голова задирается вверх, тем самым выражается гордая неприступность и заносчивость. Это производит также вызывающее впечатление на
окружающих.
Вяло откинутая назад голова. Если голова, которую держали прямо, вяло откидывается назад, это является выражением самоотдачи. В отличие от подчинения, когда опускание головы наряду с уменьшением
воздействия приводит и к одновременной защите шеи, в данном случае беззащитно отдаются во власть другого человека. По данной позе можно также судить, что тот или иной человек пребывает во власти
воспоминаний, удовольствий, испытываемых при наслаждении тем или иным видом искусства, и т.п. В сочетании со смехом подчиненность трансформируется в наигранность и выражает беспомощность.
Голова, расслабленно откинутая назад. В таком положении говорят о снижении концентрации внимания, нередко оно наблюдается у людей в мечтательных состояниях и при созерцательном поведении. Если
такое положение головы “не вписывается” в ситуацию, неадекватно ей, то мотивами подобного поведения могут быть мягкотелость, ленность и жажда наслаждений.
Запрокидывание головы. В качестве спонтанного движения такое поведение в большинстве случаев возникает как реакция на соответствующий раздражитель. Так демонстрируется смелость, например, артистами
цирка, когда они собираются на верхнюю трапецию. В сочетании с пронзительным взглядом откидывание головы производит впечатление наглости, а при повороте всего корпуса в сторону визави еще к тому же
и навязчивости. Чем порывистее совершается движение, тем больше в нем заключено нервного возбуждения. В таких случаях подобным образом могут быть выражены решительный протест и оскорбление чувства
чести собственного достоинства.
При спокойном варианте исполнения можно сделать вывод об авторитарном поведении превосходства. Так может быть выражено либо безмолвное приглашение, либо немой вопрос.
Голова, выставленная вперед. Смысл этого жеста заключается в том, чтобы приблизить органы чувств к источнику раздражения. Таким образом выставленная вперед голова свидетельствует о наличии
интереса. Голова, выставленная вперед, используется также при угрожающем поведении. Она как бы демонстрирует: “Я воспринимаю все раздражители, передаваемые тобою, и не боюсь их”.
Поворот головы. Полный поворот головы и легкое напряжение свидетельствует о заинтересованности, выражаемой без всякой сдержанности или каких-либо задних мыслей. При неполном повороте головы не все
лицо обращено к партнеру. Из-за неполного поворота головы зрительный контакт устанавливается при помощи взгляда, направленного из уголков глаз, наискосок, что сигнализирует о заинтересованности
человека. При сдержанном проявлении интереса поворот головы замедляется. Создается впечатление, что данный объект или партнер не достоин того, чтобы поворачиваться к нему всем лицом. Поэтому такое
поведение воспринимается как оскорбительное.
Отворачивание головы. Такое уклоняющееся движение свидетельствует о том, что заинтересованность в том или ином объекте отпала. Быстрота и степень напряженности выполняемого движения дают довольно
важную дополнительную информацию. Если отворачивание продиктовано гневом, то в нем всегда заключено сильное напряжение. При варианте исполнения из стороны в сторону отворачивание головы
превращается в отрицательный сигнал. Отворачивание за счет поворота головы может, таким образом, иметь следующие значения: “Нет, я не могу”, “Я не знаю” и “Я не стану”.
5.4 Плечи
Плечи используются главным образом для выделения и уточнения прочих сигналов. Они могут находится в следующих положениях: приподняты, если по соображениям общей опасности и неуверенности защита шеи
представляется необходимой; опущены, если шея должна быть открыта как сигнал свободы и уверенности в себе; подниматься и опускаться, если хотят выразить сомнение и задумчивость, изменения в плане
защиты и открытости шеи; отведены назад, если грудь хотят выставить вперед, чтобы продемонстрировать предприимчивость, силу и мужество; “провисать вперед”, когда человек словно проваливается сам в
себя, приобретая “жалкий вид”, выражая отчаяние и чувство слабости; выставлены вперед, когда страх и ужас приводят к уменьшению площади, открытой для нападения; подниматься и опускаться с одной
стороны, когда фраза “я не знаю” выражается с подчеркнутым чувством сожаления.
5.5 Верхняя часть туловища
Многие движения верхней части туловища интерпретируются в их взаимосвязи с дыханием. Происходящее при глубоком вдохе увеличение размеров верхней части туловища приводит к нарастанию силы и
предприимчивости.
“Он задается” – эта фраза больше ассоциируется с хвастливы “выпячиванием груди” и напоминает “преувеличенное” воздействие в смысле угрожающего поведения или поведения по привлечению к себе
внимания.
По аналогии с этим сужение грудной клетки объясняется выдыханием воздуха. Параллельно с выдыханием воздуха происходит спад чувства испытываемой силы и собственного достоинства. “Он замыкается в
себе” – так можно характеризовать поведение человека, который не может найти выхода из сложившейся ситуации. Если “замыкание” становится долговременной позой для верхней части туловища, то тогда
можно утверждать, что этому человеку присущи слабость, боязливость, уныние и пассивность.
5.6 Нижняя часть туловища
В случае угрозы мы защищаем органы, расположенные в нижней части живота, всеми имеющимися в нашем распоряжении средствами, например коленями, руками или кистями рук. Мы втягиваем живот в себя,
наклоняем верхнюю часть туловища вперед или напрягаем мышцы живота. Если описанное поведение представляет собой поведение защиты, то тогда по соответствующим движениям можно судить о боязливости,
озабоченности и напуганности.
То, каким образом ведет себя нижняя часть туловища, приобретает дополнительное значение в связи с сексуальностью. По той простой причине, что в нижней части туловища расположены половые органы, таз
представляет собой самую интимную зону человека. Эта область демонстрируется неохотно, а если уж и демонстрируется, то с однозначным смыслом.
6. ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ
Жесты – это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения и которые могут сопровождать размышление или состояние. Мы различаем указательные, подчеркивающие
(усиливающие), демонстративные и касательные жесты.
Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание. Подчеркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом
положению кисти руки. Демонстративные жесты поясняют положение дел. При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они
используются также для ослабления значения высказываний.
Различают также произвольные и непроизвольные жесты. Произвольными жестами являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто,
могут превратиться в непроизвольные жесты. Непроизвольными жестами являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Этим жестам не нужно учиться.
Как правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными.
Все эти виды жестов могут сопровождать, дополнять или заменять какое-либо высказывание. Сопровождающий высказывание жест является в большинстве случаев подчеркивающим и уточняющим.
6.1 Различные положения рук
Ладони вверх. Такое положение кисти руки необходимо в случае получения чего-либо. Поэтому в пантомиме оно используется как просящее движение. Оно также является жестом открытого изложения и
передачи чего-либо. Чем дальше руки с повернутыми вверх кистями протянуты вперед, тем выше степень требовательности.
При сомкнутых пальцах увеличенная плоскость ладони как бы усиливает требование (призыв) что-либо положить в нее. Если пальцы чуть согнуты таким образом, что возникает подобие чаши, то требование
(приглашение) что-нибудь вложить в нее дополнительно символически усиливается.
Большую по размерам чашу и соответственно выражение позы повышенного ожидания можно получить, используя две руки. При этом края ладоней могут смыкаться друг с другом. Такие вытянутые, с повернутыми
вверх и слегка согнутыми ладонями кисти рук можно часто наблюдать у выступающих перед публикой, приглашающих ее к одобрению своего выступления. Показ ладоней и позитивное оценивание такого образа
действий могут быть обоснованы и с позиций исторического развития. Тот, кто показывает ладони, как бы говорит тем самым: “Я иду без оружия и с мирными намерениями”.
Ладони вовнутрь. В таком положении ладонь служит как бы инструментом, которым наносят удар, в том числе при символическом “разрушении” проблем, запутанных мыслей и социальных отношений.
Ладони вниз. При таком положении кистей рук действие их направлено на то, чтобы или задавить ростки чего-то пробивающегося вверх, или защититься от чего-то неприятного. При слегка напряженном
исполнении это представляет собой предостерегающе-осмотрительный жест и выражает потребность “сдержать” настроение, взять его под контроль.
Кулак. Мы сжимаем пальцы в кулак, сгибая их к середине ладони. Это направленное вовнутрь движение производится с ощутимым напряжением. Поэтому можно сделать вывод о том, что происходит активный
процесс волеизъявления, в ходе которого человек как бы отворачивается от внешнего мира и обращается к собственному Я. Но кулак – это и своего рода оружие. В положении “кулак” кисть руки “сложена”
до своих минимальных размеров.
Означает ли поза со сжатыми кулаками концентрацию или агрессию, следует устанавливать по сопровождающей ее мимике.
Разжатые кисти. Кисти рук, когда из них что-нибудь выскальзывает, демонстрируют, что они неспособны более удерживать это. Поэтому возникшая подобным образом окончательная форма выражает
нерешительность. Вместе с бессильно свисающими руками и опущенными плечами складывается впечатление болезненного отречения (от чего-то) , скепсиса или отчаяния. Если кисть разжимается в бурном
порыве и в окончательном положении пальцы растопырены, это выражает жесткое и презрительное отношение.
Схватывающая рука. Этот жест означает стремление ухватить что-либо, символическое желание уяснить, что же это такое, и не упустить свой шанс. Схватывающая кисть может поэтому служить выражением или
скупости и жадности, или же усилия подыскать слова и не упустить какую-то мысль. Обхватив и держа что-либо, кисть выражает чувство пребывания в опасности.
Заложить руки за спину. Руки, заложенные за спину, свидетельствуют о том, что их владелец не хочет никого беспокоить. Так выражается выжидательное (сдержанное) поведение. Заложив руки за спину, вы
как бы на некоторое время или вообще хотите отрешиться от мирской суеты. Поэтому данная поза, сохраняемая длительное время, часто наблюдается у сдержанных, пассивных и склонных к созерцанию людей.
Руки в карманах. Если руки засунуты (спрятаны) в карманы, то у собеседника может возникнуть чувство опасности. Он больше не в состоянии уследить за возможными приготовлениями к нападению. Поза
“руки в карманах” может нести и компенсационную нагрузку при желании скрыть или преодолеть в себе внутреннюю неуверенность. В ходе разговора такой образ действий как бы говорит о том, что
собеседник больше не хочет вас слушать и, действуя по-прежнему, реагировать на ваши намерения.
6.2 Пальцы
Пальцы служат в основном для выделения жестов. Собственно свое значение жест приобретает только после принятия пальцами того или иного положения. Но существуют и чисто пальцевые жесты, когда кроме
пальцев больше ничто не задействовано и положение кисти не имеет никакого значения. Так, например, знак “V” (два растопыренных пальца), обозначает “victory” (“победа” ), а знак с поднятым вверх
большим пальцем означаем “о кей”, все в порядке.
Еще один вариант использования пальцев мы наблюдаем на примере тайных или символических языков, в частности в языке глухонемых. В нем при помощи пальцев воссоздаются отдельные буквы или передаются
символы, которые могут быть понятны теми, кому известен соответствующий код.
Большой палец. Этот палец известен как палец “давления”. Как символ власти и силы большой палец становится важнейшим признаком демонстрации превосходства того или иного человека. Большой палец,
свободно лежащий в состоянии покоя, свидетельствует об отсутствии какого бы то ни было сигнала. Большой палец, зажатый ладонью, говорит о том, что особая активность в данный момент либо
подавляется, либо не должна проявляться.
Указательный палец. Символизирует волю и инициативное действие. Именно поэтому он используется в большинстве указательных сигналов. К ним относятся: поворот корпуса, взгляд в соответствующем
направлении, кивок в ту или иную сторону и указывание большим пальцем. Если мы хотим указать точно в цель, то тогда мы пользуемся указательным пальцем.
Поднятый вверх и застывший в этом положении палец служит для обозначения знака “Внимание!”. Он обладает как бы двойственным воздействием. Его основное значение – оружие, а дополнительное –
удлинение поднятой руки, т.е. в одном и том же месте сочетаются угроза и увеличение в размерах.
Если кто-нибудь подзывает нас, помахивая указательным пальцем, то тогда мы сталкиваемся с таким его значением, используемым в приказной форме, как “палец – указка”. Если указательный палец поднять
вверх и покачать из стороны в сторону, то в такой позиции он заменяет голову, которой покачивают при отрицании, т.е. он как бы отмахивается от того или иного действия.
Использование нескольких пальцев. Например, соприкосновением большого пальца с указательным при оттопыренном мизинце как бы устанавливается контакт с осязанием и выражается что-то небольшое,
изящное и ценное. Такие жесты мы можем наблюдать у гурманов или сибаритов.
Если пальцы обеих рук как бы образуют островерхую крышу, то в таком случае что-то должно быть защищено. Если большой палец поднимается вверх, а указательный вытягивается вперед, то возникает “жест
пистолета”, по которому можно сделать вывод о внутренней агрессивности и еще не предъявленных аргументах (“готовность к выстрелу”).
6.3 Жесты “рука – лицо”
Ладони наших рук превосходно приспособлены и для того, чтобы прикрывать лицо. Во многих жестах “рука – лицо” присутствует желание что-нибудь скрыть. Если кто-то смеется “в ладошку”, это значит, что
он не хочет, чтобы смех заметили. Лицо закрывают при чувстве смущения, либо стыда или же когда хотят демонстрировать свою реакцию, либо нужно защититься.
Количество жестов “рука – лицо” заметно возрастает, когда кто-нибудь лжет или пытается солгать. Наиболее часто встречавшимися у “лжецов” движениями являются следующие: поглаживание подбородка,
прикрытие рта, касание носа, потирание щеки, касание или поглаживание волос на голове, потягивание за мочку уха, потирание или почесывание бровей, сжимание губ. Символически эти движения означают
либо самонаказание, либо успокаивание, либо маскировку.
Рука – ухо. Целевые жесты, выполняемые за счет прикладывания одной или обеих рук к ушам, служат для увеличения ушных раковин и должны как бы помочь уловить побольше акустических сигналов. Полную
противоположность этому представляет тот случай, когда кто-нибудь прижимает свои руки к ушам, чтобы скрыться от шума. Символически зажатие ушей может также означать стремление перебить возражающего
вам человека, как бы говоря: “Я совсем не хочу слушать то, что ты говоришь”.
Рука – нос. В большинстве случаев прикосновение к носу представляет собой знак проявления смущения, застигнутости врасплох или боязни оказаться застигнутым врасплох. Примечательно, что касания носа
и ложь или попытка солгать очень часто происходят одновременно. Касание носа происходит преимущественно в стрессовых ситуациях, т.е. когда мысли не соответствуют внешне сохраняемому спокойствию.
Рука – рот. Жест “рука – рот” свидетельствует, как правило, о тенденции к сдержанности. Бессознательно хотят что-то “замять” или скрыть то или иное выражение лица. Наряду с этими позами замкнутости
прикосновение к губам может также являться символом поисков нежности. Это особо подчеркивается тем, что костяшки пальцев или сами пальцы прикасаются к губам.
Пальцы, засунутые в рот. Если взрослый засовывает палец в рот или прикладывает его к уголку рта (усеченный вариант данного жеста) , то тогда мы как бы возвращаемся в раннее детство.
Предположительно с этим же значением мы имеем дело и в тех случаях, когда в рот берут шариковые ручки, карандаши, дужки очков и другие схожие предметы. Если такое поведение наблюдается довольно
часто, это значит, что еще не произошло окончательного разграничения функций органов чувств.
Подобное предположение не следует делать лишь в том случае, если наблюдаются дополнительные симптомы концентрации внимания. Так выражаются, например, неожиданность, замешательство, удивление,
несообразительность, наивность, растерянность. Тот, кто ведет себя таким образом, рассчитывает, что ситуация прояснится сама собой.
Если вытянутый указательный палец кладется на краешек губы, то тогда на подмогу бессознательно призывается осязание и/ или чувство вкуса. Этот намек дает понять: ищу помощи, испытываю неуверенность
и беспомощность.
Рука – глаза. Поднести руки к глазам (к лицу), значит выразить отвращение, боль, но в то же время и примитивность. Потирание глаз (или ушей) выражает неловкость, досаду или легкую робость.
Рука – лоб. Если кисть руки сбоку прикасается ко лбу, то таким образом должно быть обеспечено отгораживание (экранирование) от нежелательных раздражителей. Этот жест используется для выражения
концентрации. Вытянутый указательный палец, касающийся виска, служит знаком того, что “ты спятил” или” у тебя гайки разболтались”. В первом случае кончик указательного пальца слегка постукивает по
виску, а во втором – указательный палец совершает круговые движения. В обоих случаях мы имеем дело с оскорбительным жестом.
Поглаживание лба рукой означает, что должны быть “изгнаны” тягостные мысли или представления. Это как бы протирающее движение служит одновременно для разглаживания морщин.
6.4 Жесты “рука – рука”
Протягивание руки самому себе является в большинстве случаев бессознательным подражанием прикосновения со стороны других людей. Если мы касаемся своего собственного тела, то это всегда придает нам
своеобразное чувство уверенности и защищенности. В напряженных ситуациях мы склонны, так сказать, протягивать руку самому себе, складывая кисти рук, сцепляя их между собой или обхватывая одной
другую.
“Заламывая руки” – это выражение передает отчаянную и совершаемую именно с заламыванием рук попытку найти то или иное решение. Когда кисти рук как бы играют друг с другом, то причиной такого
поведения могут быть нервозность, возбуждение, скованность или замешательство и смущение.
Если такие жесты используют как позу, то тогда они являются доказательством дефицита вежливости. Когда движения совершаются почти без напряжения, ритмично, то в таком случае можно говорить о
превосходстве и всего лишь о невнимании.
Потирание рук может совершаться от внутреннего напряжения, или для расслабления мускулов, или как осязательная функция. Жест потирания рук от радости происходит от “протягивания руки самому себе”
и” поздравления самого себя”.66 – Пиз Аллан. Язы к жестов: увлекательное пособие для деловых людей. – М.: Ай – Кью, 1992. – 112с.
7. ОДЕЖДА
В одежде и в том, как человек хотел бы выглядеть, проявляется та роль, которую он хотел бы играть в обществе, и его внутренняя позиция. Крылатое выражение “Одежда делает человека” подразумевает,
что человек, его внутренняя сущность таковы, какова его одежда. Одежда является некой условностью. Разъяснение может дать не мода, а направление стиля и его уровень.
Мы различаем следующие уровни:
Элегантность. Эстетическую элегантность мы определяем по согласованности всех предметов туалета между собой по цвету, форме и рисунку. Этой формы элегантности достигает лишь тот, кто со
вкусом подбирает себе туалет. Наряд, характеризующийся индивидуальным и независимым вкусом, отличается элегантностью.
Ухоженность. Впечатление ухоженной одежды у нас складывается в зависимости от того, насколько чисто она выглядит. При этом неважно, действительно ли она чиста или это всего лишь имитация,
соответствует ли она определенному стилю или же у нее неряшливый вид.
Неряшливость. Этот уровень является противоположностью ухоженности. Одежда отличается не только своей дисгармонией, но и неопрятностью. Важной деталью в одежде являются украшения. К
средствам украсить самого себя относятся следующие: одежда, шрамы, наколки, раскраска и татуировка, прическа, парфюмерия, маникюр, припудривание и украшение лица, подтачивание зубов.
Престижные украшения. Подобные украшения нередко являются свидетельством претензий на обладание определенным престижем. Таким образом можно продемонстрировать своему окружению, что вы из себя
представляете, утерев им нос и поставив на место.
Членский значок той или иной организации. Тот, кто не скрывает своей принадлежности к той или иной группе людей, носит членский значок. Для такого человека членский значок представляет собой некое
свидетельство престижа, с помощью которого он выражает свою принадлежность к определенной группе. В то же время членские значки из различных металлов дают представление о социальной шкале рангов
внутри объединения.
Крест. Благодаря своей конструкции (горизонтально – высота, вертикально – стабильность, а прямой угол – фиксированность) крест и выражает именно эти свойства. В силу религиозного чувства
защищенности он придает ощущение некой безопасности. Причем к выбору этого украшения приводит не действительно демонстрируемое поведение, а потребность.
Кожаные браслеты. Такое украшение носят и при отсутствии прямой необходимости (у спортсменов). Оно должно выражать подчеркнуто сильную натуру и служить в качестве украшающего ремешка на запястье.
Кусочки меха и другие трофеи. Если их носят на запястье или на шее, то тогда они сигнализируют о выдержке, и судя по ним, можно определить победителя.
Мех и мишура. Производят женственно-мягкое впечатление. Непосредственный контакт меха с кожей свидетельствует о желании испытать нежное обращение.
Мелкие и изящные украшения. Они выражают то, что их обладатель ощущает себя маленьким и слабым человеком, нуждающимся в участии и бережном обращении. Тот, кто носит маленькие и изящные украшения,
хотел бы казаться любезным и душевным человеком.
Крупные украшения. Они обычно бросаются в глаза и выражают стремление получить признание своего социального статуса. “Я представляю собой больше, чем ты, у меня всего больше, чем у тебя, я
превосхожу тебя” – таков смысл подобных украшений.77 – Рюкле Хорст. Ваше тайное оружие в общении: мимика, жест, движение. – М.: Интерэксперт: Инфра – М, 1996. – 277с.
8. МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Вот уже несколько сотен лет невербальные элементы: жесты и телодвижения используются людьми для выражения своей заинтересованности. Примечателен тот факт, что женщины имеют более широкий диапазон
сигналов ухаживания, чем мужчины. Отсюда выражение: “Женщина любит ушами, а мужчина – глазами”.
8.1 Жесты, используемые мужчинами при ухаживании
Мужчина начинает прихорашиваться при виде женщины, которая ему нравится, руки его тянутся к шее, чтобы поправить галстук. Если он не носит галстук, он может поправить воротничок или смахнуть
несуществующую пыль с плеча, поправить запонки, рубашку, пиджак или другой предмет туалета. Он может также пригладить волосы, чтобы выглядеть привлекательнее.
Самым агрессивным сексуальным проявлением мужчины по отношению к женщине будет вызывающий жест – закладывания больших пальцев рук за ремень, чтобы акцентировать область гениталий.
Он может также развернуть к ней свое тело и поставить ногу носком в ее сторону. Он смотрит интимным взглядом и задерживает свой взгляд на долю секунды дольше положенного.
Часто он стоит держа руки на бедрах, чтобы подчеркнуть свою физическую силу и показать готовность к взаимодействию с этой женщиной. Если он сидит или опирается о стену, он может вытянуть ноги,
чтобы выделялась область гениталий.
8.2 Жесты, используемые женщинами для привлечения внимания
Женщины используют те же самые жесты прихорашивания, что и мужчины, но существует много других жестов, характерных только для женщин.
Встряхивание волосами. Делается резкое движение головой, чтобы отбросить волосы с лица или плеч на спину. Даже женщины с короткой стрижкой могут использовать этот жест.
Демонстрация запястья. Женщина, заинтересованная в потенциальном сексуальном партнере, будет периодически показывать ему гладкую нежную кожу своих запястий. Область запястья всегда считалась одной
из наиболее эрогенных зон. Когда женщина говорит с мужчиной, она старается держать ладони в его поле зрения. Курящим женщинам не представляет никакого труда демонстрировать мужчине этот дразнящий
жест во время курения.
Расставленные ноги. Ноги расставлены несколько шире, чем обычно, когда нет мужчины в поле зрения. Это не зависит от того, стоит или сидит женщина. Женщина, занимающая сексуально-оборонную позу
сидит с крепко сжатыми, скрещенными ногами все время.
Покачивание бедрами. Бедра раскачиваются сильнее обычного, чтобы подчеркнуть прелести таза.
Взгляд искоса украдкой. Слегка опустив веки, женщина смотрит на мужчину до тех пор, пока он не заметит ее взгляда, а потом быстро отводит глаза в сторону. Это дает завораживающее ощущение
подглядывания и дразнящий намек на то, что за тобой украдкой подглядывают. Это ощущение может “воспламенять” практически любого нормального мужчину.
Слегка приоткрытый рот, влажные губы. Губы увлажняются слюной или с помощью косметики. И то и другое делает женщину сексуально заманчивой и привлекательной.
Губная помада. Использование губной помады является способом, тысячелетиями используемым для имитации покрасневших половых губ сексуально возбужденной женщины.
Поглаживание предмета цилиндрической формы. Такое поглаживание сигареты, ножки бокала для вина, пальца или любого длинного предмета цилиндрической формы является неосознанным намеком на то, что
может быть на уме.
Женская манера скрещивания ног. Женщины пользуются тремя позами для выражения своего заигрывающего, завлекающего поведения: Согнутое колено. В этом случае женщина сидит, подогнув одну ногу под
другую и направив острие колена на того человека, к которому она проявляет интерес. Это очень свободная поза, исключающая всякие формальности и дающая возможность кокетливо обнажить колени.
Поигрывание скинутой туфелькой также говорит о свободной позе, и фаллистическое ныряние ноги в туфельку и выныривание из нее настолько сексуально, что может свести многих мужчин с ума. Переплетение
ног. Одна нога тесно прижимается к другой, чтобы создать ощущение повышенного мышечного тонуса. Большинство мужчин считают, что такое переплетение ног есть наиболее привлекательная поза сидящей
женщины из тех, что можно придумать.
Женщины пользуются и другими приманками, такими как медленное закидывание ноги на ногу перед глазами мужчины и медленное возвращение их в нормальную позу; нежное поглаживание бедер рукой, говорящее
об ожидании прикосновения мужских рук. Часто при этом женщина говорит тихим голосом.88 – Пиз Аллан. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам. – М.: Ай – Кью, 1995. –
257с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Язык мимики и жестов существовал еще задолго до появления разговорного языка. Однако научное изучение этого явления началось только в последние тридцать лет и особую популярность приобрело в 70-х
годах. В последнее время особое внимание данному вопросу уделяет психология, хотя я считаю, что языку телодвижений и его значению для общения людей следует изучать в учебных заведениях, ведь жесты,
мимика и движения человека – это точные индикаторы его внутреннего душевного состояния, мыслей, эмоций и желаний.
Никто не может сказать что-либо без интонации, мимики, жестов. Мы постоянно находимся в какой-то позе, которую можно каким-либо образом истолковать.
Фактически, окружающая действительность является лучшим научным и испытательным полигоном. Сознательное наблюдение за своими собственными жестами и жестами других людей является лучшим способом
исследования приемов коммуникации, используемых самым сложным и интересным биологическим организмом – человеком.
Практическое применение языка телодвижений мы наблюдаем во всех сферах жизни. Возьмем, например, ситуацию “Подчиненный в кабинете начальника с просьбой”. Как правило, начальник сидит свободно,
откинувшись на спинку кресла, ноги скрещены в “американской” позе, руки переплетены на груди.
Мимика начальника: уверенный, спокойный взгляд, иногда даже диктаторский. В целом данная поза свидетельствует о полном превосходстве этого человека. В результате этого подчиненный сидит на краю
стула (если начальник позволил ему сесть), поза в целом скованная, руки на коленях, корпус и подбородок поданы вперед, взгляд носит неуверенный и даже просящий характер.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лабунская В. А. Невербальное поведение. – Ростов – на – Дону: издательство Ростовского университета, 1986. – 135с.
2. Рюкле Хорст. Ваше тайное оружие в общении: мимика, жест, движение. – М.: Интерэксперт: Инфра – М, 1996. – 277с.
3. Пиз Аллан. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам. – М.: Ай – Кью, 1995. – 257с.
4. Пиз Аллан. Язык жестов: увлекательное пособие для деловых людей. – М.: Ай – Кью, 1992. – 112с.