АПК Республики Беларусь

Министерство образования Республики Беларусь
МОГИЛЁВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

Кафедра экономикиКонтрольная работа по экономической теории№1

Студента гр. ХМУЗ-001
г. Могилёв
Борзенко С. Г.
Проверил:
ул. Первомайская
д. 8 кв.18
 
                                                      
                                                                                          Могилёв 2003 Борзенко Сергей
План.
1.       Введение………………………………………………..3
2.       Структура и функции АПК. …………………………..5
3.        Аграрная политика АПК Республики Беларусь
на 2001-2005 годы………………………………………8
4.       Заключение…………………………………………….17
5.       Список литературы…………………………………….20

Введение.
Агропромышленный комплексБеларуси является одним из ведущих секторов народного хозяйства, на долюкоторого еще несколько лет назад приходилось 44% внутреннего валового продукта, 40% стоимости основных производственных фондов и 39% численности работников.
К началу 90-х годов попроизводству продукции сельского хозяйства Беларусь занимала одно из первыхмест не только в бывшем Советском Союзе, но и среди многих развитых странЕвропы. В расчете на душу населения республика производила мяса и молокабольше, чем Германия, Франция, Великобритания, а зерна – на треть больше, чемстраны Евросоюза. По выращиванию картофеля и получению льноволокна республикепринадлежало мировое первенство. Один работник, занятый в сельском хозяйстве,кормил более 20 человек.
Колхозы и совхозы располагалиразвитым производственным потенциалом. В составе машинно-тракторного парканасчитывалось 127 тыс. тракторов и 31 тыс. зерноуборочных комбайнов, 74 тыс.грузовых автомобилей. На 100 га посевных площадей приходилось 473 кВт энергетическихмощностей.  В расчете на гектар пашни вносилось свыше 270 кг минеральныхудобрений в действующем веществе. В социальную сферу в среднем за 1986-1990 гг.направлялось около 30% капитальных вложений, или почти 700 млн. долларов в год.Ежегодно сельчане получали около тыс. квартир. Рентабельность сельскогохозяйства достигла более 40%, что позволило практически всем хозяйствам вестирасширенное производство.
  Кризис 1991-1996 гг.,охвативший экономику Республику Беларусь, сильно повлиял на сельское хозяйство.Многие хозяйства не могли компенсировать даже текущие производственные затраты.Спад производства за этот период по валовой продукции составил 25%, однако былодним из самых небольших среди стран СНГ. Беларуси удалось сохранить лидирующиепозиции по производству молока, яиц, картофеля, льна на душу населения в Европеза счет существенного реформирования АПК и интенсификации производства.
В настоящее времясельскохозяйственная продукция и продовольствие составляют примерно 10% общегоэкспорта по республике. Основная часть (более 85%) реализуется в страны СНГ, втом числе в Россию — почти 80%, другие страны- до 15%. К популярным экспортнымтоварам отечественного сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности относятсямолоко и молочные продукты, мясные продукты, мясные изделия, консервы,льноволокно и  картофель. Ввозятся в Беларусь преимущественно растительноемасло, сахар, пшеница, тропические и субтропические фрукты.
Сельскохозяйственные земли вРеспублике занимают 44,9%, из них пашня-30% общей площади. На душу населенияприходится 0,9 га сельхозземель, в том числе 0,6 га пашни. Наиболееплодородными являются суглинистые почвы, занимающие 25,7% площади пашни. Такженеплохими агрономическими свойствами обладают супесчаные почвы, подстилаемые суглинками.В сельскохозяйственных предприятиях 29,2% земель мелиорировано, из них осушено28,2%, орошается 1,1%.
Более 26% пашни республики вразной степени завалунено и около 8% подвержено эрозии, что отрицательно сказываетсяна производительной способности пахотных земель. Но несмотря на различия вуровне эффективного плодородия почв, в каждом хозяйстве и районе имеютсябольшие резервы улучшения качества пахотных земель.
Сейчас экономика Беларусинаходится на стыке двух систем. В этих условиях требуется противостоятьинтервенции датированного продовольствия из стран СНГ.
Необходимо защититьнациональный рынок республики. С полной уверенностью можно утверждать, чтоаграрный сектор Беларуси после его глубокой реконструкции, становлениямеханизмов рыночного регулирования, привлечения необходимых инвестиций уже вобозримом будущем станет в один ряд с экономически развитыми странами.

Структура и функции АПК.
АПК характеризуется особойсложностью. Соотношение отраслей, входящих в него, выражает его структуру. Ееможно рассматривать с разных сторон.
Организационно-финансоваяструктура АПК включает три сферы:
1.      Отрасли, производящие средствапроизводства для всех звеньев АПК.
2.      Сельское хозяйство, осуществляющеепроизводство продовольствия и сельскохозяйственного сырья.
3.      Отрасли, обеспечивающие доведениесельскохозяйственной продукции до потребителя (заготовка, переработкасельскохозяйственной продукции, ее хранение, транспортировка и реализация). Вих число входят: пищевая, мясная, молочная, рыбная, мукомольно-крупяная, комбикормовая,а также легкая промышленность, работающая на сельскохозяйственном сырье,торговля продовольственными товарами.
Воспроизводственно — функциональная структура АПК состоит из пяти стадий агропромышленногопроизводства.
1. Производство средствпроизводства.
2. Сельскохозяйственногопроизводства.
3. Производствопродовольствия, предметов потребления из сельскохозяйственного сырья.
4.Производственно-технического обслуживания всех стадий воспроизводственногопроцесса.
5. Реализация конечногопродукта АПК потребителю.
Воспроизводственно — функциональная структура АПК показывает соотношение основных технологическихстадий производства конечного продукта АПК и роль каждой из них в формированииее стоимости.
Территориальная (региональная)структура АПК включает совокупность соответствующих отраслей в рамках даннойтерритории, т.е. в масштабах республики, области и района. Территориальные АПКрайонов и областей являются составными элементами единого агропромышленногокомплекса республики. Главная их целевая функция – оптимизация размеровпроизводства сельскохозяйственной и промышленной продукции изсельскохозяйственного сырья собственного производства для нужд местногонаселения и для продажи и обмена с потребителями других региональных АПК.Отличительной особенностью региональных АПК является то, что специализациясельскохозяйственного производства того или иного региона соответственно влияетна специализацию их АПК.
Продуктово — сырьеваяструктура АПК включает продовольственный комплекс и комплекснепродовольственных товаров. Продовольственный комплекс включает подкомплексы:зернопродуктовый, картофелепродуктовый, свеклосахарный, плодоовощеконсервный,водочно-винодельный, мясной, молочный, масложировой. Комплекс непродовольственныхтоваров включает следующие подкомплексы: кормовой, текстильный, кожевенный,меховой и др.
 Основная целевая функциипродуктово — сырьевых комплексов и подкомплексов – максимальное удовлетворениепотребностей населения в соответствующих видах продукции.
Инфраструктура включает в себяпредприятия и организации, обслуживающие АПК. Они обеспечивают общие условияразвития производства и жизнедеятельности людей. Инфраструктура подразделяетсяна производственную и социальную.
Производственная инфраструктуравключает: систему материально-технического обслуживания (электро-, газо-,водоснабжение и т.д.); систему материально-технического снабжения и заготовоксельскохозяйственной продукции, элеваторное, холодильное и складское хозяйство;систему доведения продукции до потребителя; транспорт и связь по обслуживаниюпроизводственных нужд всех отраслей и предприятий АПК.
Задачей производственнойинфраструктуры является обеспечение нормального функционированиясельскохозяйственных предприятий.
Социальную инфраструктуруобразуют: дошкольные учреждения, органы просвещения, образования, науки;учреждения здравоохранения, спорта, охраны окружающей среды; жилищно — коммунально-бытовое хозяйство; общественный транспорт; и др. Задачей социальнойинфраструктуры является обеспечение нормальной жизнедеятельности,воспроизводство и закрепления рабочей силы.
Для характеристики различных аспектов структуры АПКиспользуется удельный вес численности занятых работников, стоимостьпроизводственных основных фондов, стоимости валовой, чистой и конечнойпродукции каждого комплекса или подкомплекса в общей сумме этих показателей поАПК республики или области в целом.
Каковы же функции, выполняемые АПК?
1.Создание сбалансированного рынка продовольствия и сель­скохозяйственного сырьядля промышленности.
2.Повышение конкурентоспособностисельского хозяйства и
АПК в целом на мировом рынке.
3.Более полное использованиепроизводственных потенциалов
во всех сферах АПК.
4.Сокращение потерь на стыкахпроизводство — транспорти­ровка — переработка — торговля.
5.Повышение плодородия земли.

Аграрная политика АПК Республики
Беларусь на 2001-2005 годы.
Закон Республики Беларусь « Оприоритетном социально-культурном и экономическом развитии села иагропромышленного комплекса» определяет основные условия и положенияприоритетности социально-культурного и экономического развития села иагропромышленного комплекса в целях создания нормальных условий жизни и трудана селе, продовольственного и сырьевого обеспечения республики в условиях рыночныхотношений.
В первом разделе сказано, чтогосударство гарантирует приоритетное развитие села и АПК, его экономической,социальной и правовой политики. Приоритетность обеспечивается: первоочереднымнаправлением инвестиций в развитие села и АПК; кредитно-финансовой, ценовой,ресурсной и налоговой политикой; системой государственной поддержки; демографическойполитикой; развитием сельскохозяйственной науки и подготовки кадров.
В законе указывается, чтоэкономическая деятельность агропромышленных производителей осуществляется наоснове разнообразных форм собственности, равноправия всех форм хозяйствования ихозяйственной самостоятельности.
Развитие и содержаниесоциальной сферы села контролируется местными Советами депутатов. В их ведениепоэтапно передаются ведомственные социально-культурные объекты (с согласиясобственников). Для обеспечения развития и содержания социальной сферы местнымиСоветами создается фонд социально-культурного развития села.
Сельскому населениюгарантируется одинаковый с городом уровень обеспечения промышленными ипродовольственными товарами по единым ценам. Предусмотрено льготное обеспечениестройматериалами, кредитами для индустриального жилищного строительства населе, льготы на электроэнергию; льготы для женщин, которые трудятся в сельскойместности (отпуск ежегодно – 28 календарных дней)
Закон предусматриваетежегодное направление на развитие материально-технической базы АПК и егосоциальной сферы не менее 50% общего объема капитальных вложений в народноехозяйство Беларуси. Установлено ежегодное бюджетное финансирование программысоциального и экономического развития АПК в объеме не менее 20% от расходнойчасти бюджета Республики Беларусь с учетом инфляции. Фактически на эти нуждыотчисляется не более 10% при потребности не менее 35%.
За счет республиканского иместных бюджетов осуществляется строительство в сельской местности объектовздравоохранения, коммунального хозяйства, газификации, электрификации,телефонизации, радиофикации, внутрихозяйственных дорог.
Государство через налоговуюполитику и систему цен способствует обеспечению эквивалентного обмена междусельским хозяйством и промышленностью, другими отраслями народного хозяйства. Вцелях сглаживания диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукциюКабинет Министров республики ежеквартально проводит их индексацию и гарантируетсельскому хозяйству определенную бюджетную компенсацию затрат от  подорожаниясредств производства и услуг, способствуя постепенному переходу к свободнымзакупочным ценам. Государство за счет бюджета осуществляет подготовку,переподготовку и повышение квалификации кадров для всех форм хозяйствования вАПК.
Основными направлениямиобеспечения пропорциональности развития АПК являются.
1. Улучшение еговоспроизводственной структуры, т.е. установление научно обоснованных пропорцийв уровне и темпах развития различных сфер АПК.
2. Улучшение его отраслевойструктуры, т.е. установление научно обоснованных пропорций в уровнях и темпахразвития сельского хозяйства и работающей на его сырье легкой и пищевой промышленности.
3. Совершенствованиевнутриотраслевых пропорций – оптимизация структуры растениеводства,животноводства, молочной, мясной, а также некоторых других видовперерабатывающей промышленности, оптимизация структуры производства зерна,маслосемян, мяса и т.д.
4. Улучшение территориальнойструктуры АПК, т.е. усиление научно обоснованной комплексности развития АПКреспублики, областей, районов, расширение производства продукции отраслей АПКдо размеров, необходимых для обеспечения собственных потребностей при одновременномусилии специализации производства в рамках общереспубликанского разделениятруда.
 Оптимизация структуры АПКспособна обеспечить пропорциональное развитие всех его важнейших отраслей,привести в соответствие переработку и сырьевую базу, оптимизировать сырьевыезоны перерабатывающих предприятий. Основным путем усиления пропорциональностиразвития АПК является повышение научной обоснованности экономического механизма,его функционирования в целом.
  На базе многих хозяйств,изменивший организационно-правовой статус, созданы акционерные общества,коллективно-долевые  сельскохозяйственные предприятия и другие хозяйственныеобъединения. Большинство крупных хозяйств осуществили первый этапреформирования собственности.
Государством принимаются мерыпо развитию личных подсобных хозяйств, которые в последние годы получили в своепользование более 900 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий. В настоящеевремя частный сектор производит около 30% всей сельскохозяйственной продукции.Функционирует он в 3000 фермерских хозяйств.
В стране практически действуютсвободные цены на отдельные виды реализуемой сельскохозяйственнымипредприятиями продукции. В целях укрепления технической оснащенности хозяйствпринимается поставка техники по лизингу. Для осуществления реформ созданы новыеинституционные структуры. К ним относятся Государственный комитет по земельнымресурсам, Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации.
Республика располагаетдостаточным научно-техническим потенциалом, чтобы уже в ближайшие годы выйти наурожайность зерновых не менее 45-50 ц/г, достичь удоев молока от одной коровы4000-5000 кг, прироста крупного рогатого скота на уровне 1000 г в сутки. Темсамым можно будет увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции почти в 2раза.
Однако, обстановка,сложившаяся в агропромышленном комплексе Беларуси непростая. Существуют рядпроблем, которые тормозят эффективность сельскохозяйственного производства. Кчислу основных можно отнести две. Первая – имеющийся ресурсный потенциал селаиспользуется не в полной мере. Большинство производственных объектов в сельскойместности, особенно в животноводстве, используются неэффективно. Но самоеглавное – низкая продуктивность сельскохозяйственных угодий.
Вторая проблема заключается втом, что сельское хозяйство не располагает достаточным количеством оборотныхактивов и не может обеспечить свою работу собственными средствами. Значительнаядоля на весенне-полевую и уборочную компании, включая и выплаты заработной платы,по-прежнему ложатся на государство. Дотации аграрной отросли достаточно высоки.В то же время, очевидно, что для кардинальных улучшений в сельском хозяйственеобходимы, в первую очередь, разработка и реализация научно-обоснованногокомплекса мер по повышению эффективности по всех сферах деятельности АПК.Поэтому на уровне Правительства была разработана «Программа совершенствованияагропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы», котораябыла одобрена Указом Президента Республики Беларусь № 256 от 14 мая 2001 г.
Ее цель – сформировать системухозяйствования, обеспечивающую наиболее рациональное использование почвенногоклиматического потенциала, внутриотраслевых резервов материально-техническойбазы предприятий АПК и трудовых ресурсов для дальнейшего устойчивого роста сельхозпроизводства,повышение экономической эффективности, обеспечение продовольственнойбезопасности республики, существенного повышения уровня благосостояния тружениковсела.
Достижение намеченной целипредусматривается за счет комплекса организационных, технических итехнологических мероприятий по переводу аграрной отросли на рыночные механизмыхозяйствования.
Основополагающими принципамиПрограммы являются следующие:
1.       Основу землепользования составляютгосударственная собственность на сельскохозяйственные земли.
2.       Развитие сельскохозяйственногопроизводства базируется преимущественно на крупнотоварных хозяйствах.
Развитие крестьянских(фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств граждан осуществляется напринципе равенства всех форм собственности и хозяйствования в формирующейсямногоукладной экономике АПК.
3.       Главный принцип реформированияорганизационной структуры АПК на макроуровне – горизонтальная и вертикальнаякооперация во всей технологической цепи «производство – переработка-реализация».
4.       Технико-технологическоепереоснащение аграрной отрасли-
важнейшее условие и гарантиянаращивания конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции.
5.       Решение социально-бытовых проблемсельского населения на основе укрепления экономики сельхозпредприятий-важнейшая государственная задача.
 Организационноесовершенствование АПК предусматривается по средством углубления специализацииотросли, приведения организационной структуры АПК и взаимоотношений между егосубъектами в соответствии с требованиями рыночной экономики, введение новыхпринципов мотивации труда.
В целях внедрения рыночныхмеханизмов хозяйствования, направленных на более эффективное использованиепотенциала внутренних материальных трудовых ресурсов, предложены пять уровнейреформирования агропромышленного комплекса республики.
Первый – на уровнесельскохозяйственных предприятий – предусматривает поэтапный переход их наполный хозяйственный расчет, самоокупаемость и самофинансирование ипредоставление внутренним хозяйственным единицам хозяйственнойсамостоятельности. При этом с учетом размеров и профильности хозяйства, егоэкономического состояния предусмотрены 4 типа реформирования:
а) предприятия республиканскойформы собственности (экспериментальные базы, племенные хозяйства и др.)развиваются в созданных формах или реформируются в соответствии сгосударственными целями и интересами на каждом конкретном этапе динамикинароднохозяйственного комплекса страны;
б) сельскохозяйственныепредприятия, ныне обеспечивающие высокоэффективное производство, сохраняют своюорганизацию или продолжают ее совершенствование на основании правовых иэкономических механизмов, функционируют самостоятельно или в составе крупныхинтегрированных производственно – сбытовых комплексов;
в) основная частьсельскохозяйственных предприятий в качестве сырьевой зоны с учетомспециализации входит в кооперацию с животноводческими комплексами,перерабатывающими и сбытовыми предприятиями и на основе сокращения трудовыхзатрат и перераспределение прибыли от реализации конечного продукта выйдет нарентабельное производство. Их реформирование осуществляется по средствомсовершенствования внутрихозяйственный отношений, которое предусматриваетделение земли и имущества соответственно на доли и паи, формирование новыхвнутрихозяйственных структур с наделением их необходимой производственной, хозяйственнойи экономической самостоятельностью;
г) группа хозяйств скритическим экономическим состоянием подвергается разнообразным моделям санациии оздоровления, включая процедуру банкротства. Предлагается 10 моделей ихреформирования с использованием всевозможных предусмотренных действующимзаконодательством и иными нормативными актами механизмов и льгот пореструктуризации кредиторской задолженности перед банком и другими кредиторами;создание в границах традиционного хозяйства ряда небольших самостоятельныхвнутрихозяйственных подразделений, функционирующих на принципах хозрасчета;кооперирование неплатежеспособного хозяйства с другими экономически крепкимипредприятиями по производству, переработке и сбыту продукции, превращение его всырьевую базу или в подсобное производство состоятельных объединений;формирование на территории бесперспективного хозяйства крестьянских(фермерских) хозяйств; передача в аренду физическому или юридическому лицу дляорганизации эффективного производства сельскохозяйственной продукции с учетомсохранения основного профиля агропродовольственной деятельности с возможнымпоследовательным выкупом им остаточной стоимости средств производства; проведениепроцедуры банкротства.
Второй уровень – районные –предусматривает реализацию механизмов межхозяйственной агропромышленнойкооперации и интеграции. Перерабатывающие предприятия и животноводческиекомплексы приобретают статус предприятий-интеграторов, создают вокруг себя специализированныезоны хозяйств – производителей сельскохозяйственного сырья по профилю своейдеятельности, объединяют на договорной основе интересы всех участниковтехнологической цепи от производства до реализации, при необходимостифинансовые и сервисные структуры, с ориентацией всех участников на единыйконечный результат.
Третий уровень – областной –предусматривает интеграцию на принципах вертикальной и горизонтальнойкооперации объединений, входящим по своим объемом производства за пределырайонных и межрайонных продуктовых кооперативных специализированных объединений.В центре их находятся крупные перерабатывающие предприятия и животноводческиекомплексы. Входят предприятия материально-технического снабжения, сбыта ифинансовые структуры. Интегрируются в виде акционерных обществ, ассоциаций,аграрно-промышленных (АПГ) и аграрно-финансово-промышленных групп (АФПГ).
Четвертый уровень –республиканский – представляет собой полное организационное завершениепродуктовых технологических объединений по основным видам сельскохозяйственнойпродукции, в первую очередь, по мясу, молоку, племенному животноводству, зерну,картофелю, льну и др. Новые организационные структуры формируются в рамкахсуществующих республиканских производственных, агросервисных, снабженческих, сбытовыхи других формирований (объединений, концернов и др.). По своей организационнойструктуре могут быть как узкоспециализированными, так и многопрофильными.
Пятый уровень –межгосударственный – предусматривает вхождение АПК Беларуси на условияхкооперации и интеграции в общий аграрный рынок СНГ и общий аграрный рынокБеларуси и России на принципах равноправия, партнерства и взаимнойэкономической выгодности, региональной специализации и межгосударственногоразделения труда. Предложен механизм взаимоотношений между участникамикооперативно – интеграционных формирований любого уровня на принципах рыночнойэкономики.
Предусматривается преодолетьсуществующую разобщенность предприятий и товаропроизводителей в вопросахпроизводства и сбыта продукции, объединить их экономические интересы исформировать продуктовые специализированные технологические цепи, интегрирующиепроизводство исходного сельскохозяйственного сырья, его переработку, получениекачественного готового продовольствия, фирменную торговлю и сбыт, а такжевключающие финансовые структуры, предприятия материально-техническогообеспечения и сервиса.
Ценовая политика в аграрномсекторе будет ориентирована как на постепенное сокращение мер административноговоздействия на цены, так и на обеспечение рационального соотношения цен напродаваемую и покупаемую сельским хозяйством продукцию, а также настимулирование снижения издержек. Государственные дотации сельскохозяйственнымпредприятиям будут предоставляться на единицу произведенной продукции с учетомрегиональных особенностей.
Предполагается повыситьфондооснащенность отрасли на основе:
* поставок технических средствдля выполнения комплекса технологических процессов возделываниясельскохозяйственных культур.
* совершенствованиеорганизационных форм и технологий технического обслуживания, ремонта и хранениясельскохозяйственной техники.
* организациимашинно-технологических станций и механизированных отрядов с использованиемсовременных высокопроизводительных машин для обслуживания экономически слабыххозяйств.

Заключение.
В настоящее время, в соответствии с программами, ученыеработают над важнейшими приоритетными направлениями научного обеспечения АПК. В области земледелия и растениеводства решается задача по разработке иреализации в производственных условиях систем земледелия на основебиологизации, адаптивной интенсификации, расширенного воспроизводстваплодородия почв, ресурсосберегающих технологий, новых энерго — иресурсоэкономных сортов и средств защиты сельскохозяйственных культур, обеспечивающихстабильную продуктивность пашни в пределах 70-30 ц/га к.вд., луговых угодий — 25-35 ц/га к.ед., производства зерна в пределах 9-10 млн. т, а такжеформирование сбалансированных и устойчивых агроэкосистем.
Важнейшим направлением селекционно-племенной работы в животноводствеявляется разработка эффективных приемов создания высокопродуктивных племенныхструктур молочного, мясного скота, свиней, птицы и рыбы. В этих целях углубленыисследования по теории гетерозиса, более эффективному и широкому использованиюмировых генетических ресурсов для улучшения пород скота. На уровне высокихтехнологий ведутся исследования по биотехнологии в мясном, молочномскотоводстве и свиноводстве. В области кормления дальнейшее развитие получаютисследования, направленные на изыскание способов повышения уровня биоконверсиикормов, методов увеличения коэффициента усвоения питательных веществ, вособенности протеина, трансформации всех элементов кормов в высококачественныепродукты животноводства, энергоресурсоэкономных технологий.
Основными задачамив области ветеринарной медицины являются создание новых  диагностических,лечебных и профилактических препаратов, позволяющих повысить сохранность  животныхи обеспечить благополучие хозяйств республики по наиболее распространеннымболезням,  а также изыскание средств и способов, обеспечивающих физиологическинормальное состояние здоровья и получение качественной продукции в зонах сповышенной производственной нагрузкой.
В этих целях разрабатываетсяэкспресс- методы диагностики инфекционных болезней животных, конструируютсясредства специфической профилактики, обладающие антибактериальным действием,повышающие резистентность и иммунную реактивность животных.
В области механизации ученыеработают над созданием новой высокопроизводительной техники, развитием блочно –модульного построения сельскохозяйственных агрегатов, позволяющих совмещатьразличные операции, быстро переналаживать машины под изменяющиеся условия. Развернутыисследования по разработке энергосберегающих технологий и создание новойтехники, способных на 30-40% уменьшить потребление топлива без снижения производствапродукции.
В сфере переработки и хранениясельскохозяйственной продукции усилия специалистов направлены на созданиересурсосберегающих и экологически безопасных технологий и оборудования длякомплексного использования сырья с целью увеличения производства и расширениеассортимента конкурентоспособной продукции.
Программой научныхисследований в области экономики АПК предусмотрена разработка организационно-экономических основ дальнейших структурных преобразований и механизма рыночныхэкономических отношений в агропромышленном комплексе в целях повышения егоконкурентоспособности.
В составенаучно-производственных объединений Академии аграрных наук находится 63 экспериментальныебазы и заводы, в которых проводится работа по повышению эффективностииспользования научного потенциала сельскохозяйственной отрасли, обеспечениюболее тесной интеграции науки с производством. Академия осуществляет широкиетворческие связи с учеными зарубежных стран.
Я считаю, что при выполнениивсех вышеперечисленных задач агропромышленный комплекс Республики Беларусьбудет стоять в одном ряду с развитыми странами мира.

Список литературы.
1.         Базылев Н.И., Гурко С.П.,Лещиловский П. В. Основы экономической теории и практики. Мн.: БГЭУ, 1996. 320с.
2.         Агропромышленный комплекс вусловиях перехода к рынку. Под ред. В.Г. Гусакова, Б. М. Шапиро. Мн.: Армита –Маркетинг – Менеджмент,. 1997. 227 с.
3.         Курс экономической теории: Учебноепособие. Под ред.А.Н. Тура, М.И. Плотницкого. – Мн.: «Мисанта»,1998 г.
4.          « Основные положения Программысоциально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы.», стр.2-3, «Советская Белоруссия», №130, 2001 г.
5.         « О государственной поддержкеагропромышленного комплекса», стр. 2-4. «Сельскохозяйственный вестник», № 8-92002 г.
6.          «АПК: проблемы и перспективыреформирования», стр. 2-3, «Агробизнес» № 10, 2002г.

АПК Республики Беларусь

Министерство образования Республики Беларусь
МОГИЛЁВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

Кафедра экономикиКонтрольная работа по экономической теории№1

Студента гр. ХМУЗ-001
г. Могилёв
Борзенко С. Г.
Проверил:
ул. Первомайская
д. 8 кв.18
 
                                                      
                                                                                          Могилёв 2003 Борзенко Сергей
План.
1.       Введение………………………………………………..3
2.       Структура и функции АПК. …………………………..5
3.        Аграрная политика АПК Республики Беларусь
на 2001-2005 годы………………………………………8
4.       Заключение…………………………………………….17
5.       Список литературы…………………………………….20

Введение.
Агропромышленный комплексБеларуси является одним из ведущих секторов народного хозяйства, на долюкоторого еще несколько лет назад приходилось 44% внутреннего валового продукта, 40% стоимости основных производственных фондов и 39% численности работников.
К началу 90-х годов попроизводству продукции сельского хозяйства Беларусь занимала одно из первыхмест не только в бывшем Советском Союзе, но и среди многих развитых странЕвропы. В расчете на душу населения республика производила мяса и молокабольше, чем Германия, Франция, Великобритания, а зерна – на треть больше, чемстраны Евросоюза. По выращиванию картофеля и получению льноволокна республикепринадлежало мировое первенство. Один работник, занятый в сельском хозяйстве,кормил более 20 человек.
Колхозы и совхозы располагалиразвитым производственным потенциалом. В составе машинно-тракторного парканасчитывалось 127 тыс. тракторов и 31 тыс. зерноуборочных комбайнов, 74 тыс.грузовых автомобилей. На 100 га посевных площадей приходилось 473 кВт энергетическихмощностей.  В расчете на гектар пашни вносилось свыше 270 кг минеральныхудобрений в действующем веществе. В социальную сферу в среднем за 1986-1990 гг.направлялось около 30% капитальных вложений, или почти 700 млн. долларов в год.Ежегодно сельчане получали около тыс. квартир. Рентабельность сельскогохозяйства достигла более 40%, что позволило практически всем хозяйствам вестирасширенное производство.
  Кризис 1991-1996 гг.,охвативший экономику Республику Беларусь, сильно повлиял на сельское хозяйство.Многие хозяйства не могли компенсировать даже текущие производственные затраты.Спад производства за этот период по валовой продукции составил 25%, однако былодним из самых небольших среди стран СНГ. Беларуси удалось сохранить лидирующиепозиции по производству молока, яиц, картофеля, льна на душу населения в Европеза счет существенного реформирования АПК и интенсификации производства.
В настоящее времясельскохозяйственная продукция и продовольствие составляют примерно 10% общегоэкспорта по республике. Основная часть (более 85%) реализуется в страны СНГ, втом числе в Россию — почти 80%, другие страны- до 15%. К популярным экспортнымтоварам отечественного сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности относятсямолоко и молочные продукты, мясные продукты, мясные изделия, консервы,льноволокно и  картофель. Ввозятся в Беларусь преимущественно растительноемасло, сахар, пшеница, тропические и субтропические фрукты.
Сельскохозяйственные земли вРеспублике занимают 44,9%, из них пашня-30% общей площади. На душу населенияприходится 0,9 га сельхозземель, в том числе 0,6 га пашни. Наиболееплодородными являются суглинистые почвы, занимающие 25,7% площади пашни. Такженеплохими агрономическими свойствами обладают супесчаные почвы, подстилаемые суглинками.В сельскохозяйственных предприятиях 29,2% земель мелиорировано, из них осушено28,2%, орошается 1,1%.
Более 26% пашни республики вразной степени завалунено и около 8% подвержено эрозии, что отрицательно сказываетсяна производительной способности пахотных земель. Но несмотря на различия вуровне эффективного плодородия почв, в каждом хозяйстве и районе имеютсябольшие резервы улучшения качества пахотных земель.
Сейчас экономика Беларусинаходится на стыке двух систем. В этих условиях требуется противостоятьинтервенции датированного продовольствия из стран СНГ.
Необходимо защититьнациональный рынок республики. С полной уверенностью можно утверждать, чтоаграрный сектор Беларуси после его глубокой реконструкции, становлениямеханизмов рыночного регулирования, привлечения необходимых инвестиций уже вобозримом будущем станет в один ряд с экономически развитыми странами.

Структура и функции АПК.
АПК характеризуется особойсложностью. Соотношение отраслей, входящих в него, выражает его структуру. Ееможно рассматривать с разных сторон.
Организационно-финансоваяструктура АПК включает три сферы:
1.      Отрасли, производящие средствапроизводства для всех звеньев АПК.
2.      Сельское хозяйство, осуществляющеепроизводство продовольствия и сельскохозяйственного сырья.
3.      Отрасли, обеспечивающие доведениесельскохозяйственной продукции до потребителя (заготовка, переработкасельскохозяйственной продукции, ее хранение, транспортировка и реализация). Вих число входят: пищевая, мясная, молочная, рыбная, мукомольно-крупяная, комбикормовая,а также легкая промышленность, работающая на сельскохозяйственном сырье,торговля продовольственными товарами.
Воспроизводственно — функциональная структура АПК состоит из пяти стадий агропромышленногопроизводства.
1. Производство средствпроизводства.
2. Сельскохозяйственногопроизводства.
3. Производствопродовольствия, предметов потребления из сельскохозяйственного сырья.
4.Производственно-технического обслуживания всех стадий воспроизводственногопроцесса.
5. Реализация конечногопродукта АПК потребителю.
Воспроизводственно — функциональная структура АПК показывает соотношение основных технологическихстадий производства конечного продукта АПК и роль каждой из них в формированииее стоимости.
Территориальная (региональная)структура АПК включает совокупность соответствующих отраслей в рамках даннойтерритории, т.е. в масштабах республики, области и района. Территориальные АПКрайонов и областей являются составными элементами единого агропромышленногокомплекса республики. Главная их целевая функция – оптимизация размеровпроизводства сельскохозяйственной и промышленной продукции изсельскохозяйственного сырья собственного производства для нужд местногонаселения и для продажи и обмена с потребителями других региональных АПК.Отличительной особенностью региональных АПК является то, что специализациясельскохозяйственного производства того или иного региона соответственно влияетна специализацию их АПК.
Продуктово — сырьеваяструктура АПК включает продовольственный комплекс и комплекснепродовольственных товаров. Продовольственный комплекс включает подкомплексы:зернопродуктовый, картофелепродуктовый, свеклосахарный, плодоовощеконсервный,водочно-винодельный, мясной, молочный, масложировой. Комплекс непродовольственныхтоваров включает следующие подкомплексы: кормовой, текстильный, кожевенный,меховой и др.
 Основная целевая функциипродуктово — сырьевых комплексов и подкомплексов – максимальное удовлетворениепотребностей населения в соответствующих видах продукции.
Инфраструктура включает в себяпредприятия и организации, обслуживающие АПК. Они обеспечивают общие условияразвития производства и жизнедеятельности людей. Инфраструктура подразделяетсяна производственную и социальную.
Производственная инфраструктуравключает: систему материально-технического обслуживания (электро-, газо-,водоснабжение и т.д.); систему материально-технического снабжения и заготовоксельскохозяйственной продукции, элеваторное, холодильное и складское хозяйство;систему доведения продукции до потребителя; транспорт и связь по обслуживаниюпроизводственных нужд всех отраслей и предприятий АПК.
Задачей производственнойинфраструктуры является обеспечение нормального функционированиясельскохозяйственных предприятий.
Социальную инфраструктуруобразуют: дошкольные учреждения, органы просвещения, образования, науки;учреждения здравоохранения, спорта, охраны окружающей среды; жилищно — коммунально-бытовое хозяйство; общественный транспорт; и др. Задачей социальнойинфраструктуры является обеспечение нормальной жизнедеятельности,воспроизводство и закрепления рабочей силы.
Для характеристики различных аспектов структуры АПКиспользуется удельный вес численности занятых работников, стоимостьпроизводственных основных фондов, стоимости валовой, чистой и конечнойпродукции каждого комплекса или подкомплекса в общей сумме этих показателей поАПК республики или области в целом.
Каковы же функции, выполняемые АПК?
1.Создание сбалансированного рынка продовольствия и сель­скохозяйственного сырьядля промышленности.
2.Повышение конкурентоспособностисельского хозяйства и
АПК в целом на мировом рынке.
3.Более полное использованиепроизводственных потенциалов
во всех сферах АПК.
4.Сокращение потерь на стыкахпроизводство — транспорти­ровка — переработка — торговля.
5.Повышение плодородия земли.

Аграрная политика АПК Республики
Беларусь на 2001-2005 годы.
Закон Республики Беларусь « Оприоритетном социально-культурном и экономическом развитии села иагропромышленного комплекса» определяет основные условия и положенияприоритетности социально-культурного и экономического развития села иагропромышленного комплекса в целях создания нормальных условий жизни и трудана селе, продовольственного и сырьевого обеспечения республики в условиях рыночныхотношений.
В первом разделе сказано, чтогосударство гарантирует приоритетное развитие села и АПК, его экономической,социальной и правовой политики. Приоритетность обеспечивается: первоочереднымнаправлением инвестиций в развитие села и АПК; кредитно-финансовой, ценовой,ресурсной и налоговой политикой; системой государственной поддержки; демографическойполитикой; развитием сельскохозяйственной науки и подготовки кадров.
В законе указывается, чтоэкономическая деятельность агропромышленных производителей осуществляется наоснове разнообразных форм собственности, равноправия всех форм хозяйствования ихозяйственной самостоятельности.
Развитие и содержаниесоциальной сферы села контролируется местными Советами депутатов. В их ведениепоэтапно передаются ведомственные социально-культурные объекты (с согласиясобственников). Для обеспечения развития и содержания социальной сферы местнымиСоветами создается фонд социально-культурного развития села.
Сельскому населениюгарантируется одинаковый с городом уровень обеспечения промышленными ипродовольственными товарами по единым ценам. Предусмотрено льготное обеспечениестройматериалами, кредитами для индустриального жилищного строительства населе, льготы на электроэнергию; льготы для женщин, которые трудятся в сельскойместности (отпуск ежегодно – 28 календарных дней)
Закон предусматриваетежегодное направление на развитие материально-технической базы АПК и егосоциальной сферы не менее 50% общего объема капитальных вложений в народноехозяйство Беларуси. Установлено ежегодное бюджетное финансирование программысоциального и экономического развития АПК в объеме не менее 20% от расходнойчасти бюджета Республики Беларусь с учетом инфляции. Фактически на эти нуждыотчисляется не более 10% при потребности не менее 35%.
За счет республиканского иместных бюджетов осуществляется строительство в сельской местности объектовздравоохранения, коммунального хозяйства, газификации, электрификации,телефонизации, радиофикации, внутрихозяйственных дорог.
Государство через налоговуюполитику и систему цен способствует обеспечению эквивалентного обмена междусельским хозяйством и промышленностью, другими отраслями народного хозяйства. Вцелях сглаживания диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукциюКабинет Министров республики ежеквартально проводит их индексацию и гарантируетсельскому хозяйству определенную бюджетную компенсацию затрат от  подорожаниясредств производства и услуг, способствуя постепенному переходу к свободнымзакупочным ценам. Государство за счет бюджета осуществляет подготовку,переподготовку и повышение квалификации кадров для всех форм хозяйствования вАПК.
Основными направлениямиобеспечения пропорциональности развития АПК являются.
1. Улучшение еговоспроизводственной структуры, т.е. установление научно обоснованных пропорцийв уровне и темпах развития различных сфер АПК.
2. Улучшение его отраслевойструктуры, т.е. установление научно обоснованных пропорций в уровнях и темпахразвития сельского хозяйства и работающей на его сырье легкой и пищевой промышленности.
3. Совершенствованиевнутриотраслевых пропорций – оптимизация структуры растениеводства,животноводства, молочной, мясной, а также некоторых других видовперерабатывающей промышленности, оптимизация структуры производства зерна,маслосемян, мяса и т.д.
4. Улучшение территориальнойструктуры АПК, т.е. усиление научно обоснованной комплексности развития АПКреспублики, областей, районов, расширение производства продукции отраслей АПКдо размеров, необходимых для обеспечения собственных потребностей при одновременномусилии специализации производства в рамках общереспубликанского разделениятруда.
 Оптимизация структуры АПКспособна обеспечить пропорциональное развитие всех его важнейших отраслей,привести в соответствие переработку и сырьевую базу, оптимизировать сырьевыезоны перерабатывающих предприятий. Основным путем усиления пропорциональностиразвития АПК является повышение научной обоснованности экономического механизма,его функционирования в целом.
  На базе многих хозяйств,изменивший организационно-правовой статус, созданы акционерные общества,коллективно-долевые  сельскохозяйственные предприятия и другие хозяйственныеобъединения. Большинство крупных хозяйств осуществили первый этапреформирования собственности.
Государством принимаются мерыпо развитию личных подсобных хозяйств, которые в последние годы получили в своепользование более 900 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий. В настоящеевремя частный сектор производит около 30% всей сельскохозяйственной продукции.Функционирует он в 3000 фермерских хозяйств.
В стране практически действуютсвободные цены на отдельные виды реализуемой сельскохозяйственнымипредприятиями продукции. В целях укрепления технической оснащенности хозяйствпринимается поставка техники по лизингу. Для осуществления реформ созданы новыеинституционные структуры. К ним относятся Государственный комитет по земельнымресурсам, Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации.
Республика располагаетдостаточным научно-техническим потенциалом, чтобы уже в ближайшие годы выйти наурожайность зерновых не менее 45-50 ц/г, достичь удоев молока от одной коровы4000-5000 кг, прироста крупного рогатого скота на уровне 1000 г в сутки. Темсамым можно будет увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции почти в 2раза.
Однако, обстановка,сложившаяся в агропромышленном комплексе Беларуси непростая. Существуют рядпроблем, которые тормозят эффективность сельскохозяйственного производства. Кчислу основных можно отнести две. Первая – имеющийся ресурсный потенциал селаиспользуется не в полной мере. Большинство производственных объектов в сельскойместности, особенно в животноводстве, используются неэффективно. Но самоеглавное – низкая продуктивность сельскохозяйственных угодий.
Вторая проблема заключается втом, что сельское хозяйство не располагает достаточным количеством оборотныхактивов и не может обеспечить свою работу собственными средствами. Значительнаядоля на весенне-полевую и уборочную компании, включая и выплаты заработной платы,по-прежнему ложатся на государство. Дотации аграрной отросли достаточно высоки.В то же время, очевидно, что для кардинальных улучшений в сельском хозяйственеобходимы, в первую очередь, разработка и реализация научно-обоснованногокомплекса мер по повышению эффективности по всех сферах деятельности АПК.Поэтому на уровне Правительства была разработана «Программа совершенствованияагропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы», котораябыла одобрена Указом Президента Республики Беларусь № 256 от 14 мая 2001 г.
Ее цель – сформировать системухозяйствования, обеспечивающую наиболее рациональное использование почвенногоклиматического потенциала, внутриотраслевых резервов материально-техническойбазы предприятий АПК и трудовых ресурсов для дальнейшего устойчивого роста сельхозпроизводства,повышение экономической эффективности, обеспечение продовольственнойбезопасности республики, существенного повышения уровня благосостояния тружениковсела.
Достижение намеченной целипредусматривается за счет комплекса организационных, технических итехнологических мероприятий по переводу аграрной отросли на рыночные механизмыхозяйствования.
Основополагающими принципамиПрограммы являются следующие:
1.       Основу землепользования составляютгосударственная собственность на сельскохозяйственные земли.
2.       Развитие сельскохозяйственногопроизводства базируется преимущественно на крупнотоварных хозяйствах.
Развитие крестьянских(фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств граждан осуществляется напринципе равенства всех форм собственности и хозяйствования в формирующейсямногоукладной экономике АПК.
3.       Главный принцип реформированияорганизационной структуры АПК на макроуровне – горизонтальная и вертикальнаякооперация во всей технологической цепи «производство – переработка-реализация».
4.       Технико-технологическоепереоснащение аграрной отрасли-
важнейшее условие и гарантиянаращивания конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции.
5.       Решение социально-бытовых проблемсельского населения на основе укрепления экономики сельхозпредприятий-важнейшая государственная задача.
 Организационноесовершенствование АПК предусматривается по средством углубления специализацииотросли, приведения организационной структуры АПК и взаимоотношений между егосубъектами в соответствии с требованиями рыночной экономики, введение новыхпринципов мотивации труда.
В целях внедрения рыночныхмеханизмов хозяйствования, направленных на более эффективное использованиепотенциала внутренних материальных трудовых ресурсов, предложены пять уровнейреформирования агропромышленного комплекса республики.
Первый – на уровнесельскохозяйственных предприятий – предусматривает поэтапный переход их наполный хозяйственный расчет, самоокупаемость и самофинансирование ипредоставление внутренним хозяйственным единицам хозяйственнойсамостоятельности. При этом с учетом размеров и профильности хозяйства, егоэкономического состояния предусмотрены 4 типа реформирования:
а) предприятия республиканскойформы собственности (экспериментальные базы, племенные хозяйства и др.)развиваются в созданных формах или реформируются в соответствии сгосударственными целями и интересами на каждом конкретном этапе динамикинароднохозяйственного комплекса страны;
б) сельскохозяйственныепредприятия, ныне обеспечивающие высокоэффективное производство, сохраняют своюорганизацию или продолжают ее совершенствование на основании правовых иэкономических механизмов, функционируют самостоятельно или в составе крупныхинтегрированных производственно – сбытовых комплексов;
в) основная частьсельскохозяйственных предприятий в качестве сырьевой зоны с учетомспециализации входит в кооперацию с животноводческими комплексами,перерабатывающими и сбытовыми предприятиями и на основе сокращения трудовыхзатрат и перераспределение прибыли от реализации конечного продукта выйдет нарентабельное производство. Их реформирование осуществляется по средствомсовершенствования внутрихозяйственный отношений, которое предусматриваетделение земли и имущества соответственно на доли и паи, формирование новыхвнутрихозяйственных структур с наделением их необходимой производственной, хозяйственнойи экономической самостоятельностью;
г) группа хозяйств скритическим экономическим состоянием подвергается разнообразным моделям санациии оздоровления, включая процедуру банкротства. Предлагается 10 моделей ихреформирования с использованием всевозможных предусмотренных действующимзаконодательством и иными нормативными актами механизмов и льгот пореструктуризации кредиторской задолженности перед банком и другими кредиторами;создание в границах традиционного хозяйства ряда небольших самостоятельныхвнутрихозяйственных подразделений, функционирующих на принципах хозрасчета;кооперирование неплатежеспособного хозяйства с другими экономически крепкимипредприятиями по производству, переработке и сбыту продукции, превращение его всырьевую базу или в подсобное производство состоятельных объединений;формирование на территории бесперспективного хозяйства крестьянских(фермерских) хозяйств; передача в аренду физическому или юридическому лицу дляорганизации эффективного производства сельскохозяйственной продукции с учетомсохранения основного профиля агропродовольственной деятельности с возможнымпоследовательным выкупом им остаточной стоимости средств производства; проведениепроцедуры банкротства.
Второй уровень – районные –предусматривает реализацию механизмов межхозяйственной агропромышленнойкооперации и интеграции. Перерабатывающие предприятия и животноводческиекомплексы приобретают статус предприятий-интеграторов, создают вокруг себя специализированныезоны хозяйств – производителей сельскохозяйственного сырья по профилю своейдеятельности, объединяют на договорной основе интересы всех участниковтехнологической цепи от производства до реализации, при необходимостифинансовые и сервисные структуры, с ориентацией всех участников на единыйконечный результат.
Третий уровень – областной –предусматривает интеграцию на принципах вертикальной и горизонтальнойкооперации объединений, входящим по своим объемом производства за пределырайонных и межрайонных продуктовых кооперативных специализированных объединений.В центре их находятся крупные перерабатывающие предприятия и животноводческиекомплексы. Входят предприятия материально-технического снабжения, сбыта ифинансовые структуры. Интегрируются в виде акционерных обществ, ассоциаций,аграрно-промышленных (АПГ) и аграрно-финансово-промышленных групп (АФПГ).
Четвертый уровень –республиканский – представляет собой полное организационное завершениепродуктовых технологических объединений по основным видам сельскохозяйственнойпродукции, в первую очередь, по мясу, молоку, племенному животноводству, зерну,картофелю, льну и др. Новые организационные структуры формируются в рамкахсуществующих республиканских производственных, агросервисных, снабженческих, сбытовыхи других формирований (объединений, концернов и др.). По своей организационнойструктуре могут быть как узкоспециализированными, так и многопрофильными.
Пятый уровень –межгосударственный – предусматривает вхождение АПК Беларуси на условияхкооперации и интеграции в общий аграрный рынок СНГ и общий аграрный рынокБеларуси и России на принципах равноправия, партнерства и взаимнойэкономической выгодности, региональной специализации и межгосударственногоразделения труда. Предложен механизм взаимоотношений между участникамикооперативно – интеграционных формирований любого уровня на принципах рыночнойэкономики.
Предусматривается преодолетьсуществующую разобщенность предприятий и товаропроизводителей в вопросахпроизводства и сбыта продукции, объединить их экономические интересы исформировать продуктовые специализированные технологические цепи, интегрирующиепроизводство исходного сельскохозяйственного сырья, его переработку, получениекачественного готового продовольствия, фирменную торговлю и сбыт, а такжевключающие финансовые структуры, предприятия материально-техническогообеспечения и сервиса.
Ценовая политика в аграрномсекторе будет ориентирована как на постепенное сокращение мер административноговоздействия на цены, так и на обеспечение рационального соотношения цен напродаваемую и покупаемую сельским хозяйством продукцию, а также настимулирование снижения издержек. Государственные дотации сельскохозяйственнымпредприятиям будут предоставляться на единицу произведенной продукции с учетомрегиональных особенностей.
Предполагается повыситьфондооснащенность отрасли на основе:
* поставок технических средствдля выполнения комплекса технологических процессов возделываниясельскохозяйственных культур.
* совершенствованиеорганизационных форм и технологий технического обслуживания, ремонта и хранениясельскохозяйственной техники.
* организациимашинно-технологических станций и механизированных отрядов с использованиемсовременных высокопроизводительных машин для обслуживания экономически слабыххозяйств.

Заключение.
В настоящее время, в соответствии с программами, ученыеработают над важнейшими приоритетными направлениями научного обеспечения АПК. В области земледелия и растениеводства решается задача по разработке иреализации в производственных условиях систем земледелия на основебиологизации, адаптивной интенсификации, расширенного воспроизводстваплодородия почв, ресурсосберегающих технологий, новых энерго — иресурсоэкономных сортов и средств защиты сельскохозяйственных культур, обеспечивающихстабильную продуктивность пашни в пределах 70-30 ц/га к.вд., луговых угодий — 25-35 ц/га к.ед., производства зерна в пределах 9-10 млн. т, а такжеформирование сбалансированных и устойчивых агроэкосистем.
Важнейшим направлением селекционно-племенной работы в животноводствеявляется разработка эффективных приемов создания высокопродуктивных племенныхструктур молочного, мясного скота, свиней, птицы и рыбы. В этих целях углубленыисследования по теории гетерозиса, более эффективному и широкому использованиюмировых генетических ресурсов для улучшения пород скота. На уровне высокихтехнологий ведутся исследования по биотехнологии в мясном, молочномскотоводстве и свиноводстве. В области кормления дальнейшее развитие получаютисследования, направленные на изыскание способов повышения уровня биоконверсиикормов, методов увеличения коэффициента усвоения питательных веществ, вособенности протеина, трансформации всех элементов кормов в высококачественныепродукты животноводства, энергоресурсоэкономных технологий.
Основными задачамив области ветеринарной медицины являются создание новых  диагностических,лечебных и профилактических препаратов, позволяющих повысить сохранность  животныхи обеспечить благополучие хозяйств республики по наиболее распространеннымболезням,  а также изыскание средств и способов, обеспечивающих физиологическинормальное состояние здоровья и получение качественной продукции в зонах сповышенной производственной нагрузкой.
В этих целях разрабатываетсяэкспресс- методы диагностики инфекционных болезней животных, конструируютсясредства специфической профилактики, обладающие антибактериальным действием,повышающие резистентность и иммунную реактивность животных.
В области механизации ученыеработают над созданием новой высокопроизводительной техники, развитием блочно –модульного построения сельскохозяйственных агрегатов, позволяющих совмещатьразличные операции, быстро переналаживать машины под изменяющиеся условия. Развернутыисследования по разработке энергосберегающих технологий и создание новойтехники, способных на 30-40% уменьшить потребление топлива без снижения производствапродукции.
В сфере переработки и хранениясельскохозяйственной продукции усилия специалистов направлены на созданиересурсосберегающих и экологически безопасных технологий и оборудования длякомплексного использования сырья с целью увеличения производства и расширениеассортимента конкурентоспособной продукции.
Программой научныхисследований в области экономики АПК предусмотрена разработка организационно-экономических основ дальнейших структурных преобразований и механизма рыночныхэкономических отношений в агропромышленном комплексе в целях повышения егоконкурентоспособности.
В составенаучно-производственных объединений Академии аграрных наук находится 63 экспериментальныебазы и заводы, в которых проводится работа по повышению эффективностииспользования научного потенциала сельскохозяйственной отрасли, обеспечениюболее тесной интеграции науки с производством. Академия осуществляет широкиетворческие связи с учеными зарубежных стран.
Я считаю, что при выполнениивсех вышеперечисленных задач агропромышленный комплекс Республики Беларусьбудет стоять в одном ряду с развитыми странами мира.

Список литературы.
1.         Базылев Н.И., Гурко С.П.,Лещиловский П. В. Основы экономической теории и практики. Мн.: БГЭУ, 1996. 320с.
2.         Агропромышленный комплекс вусловиях перехода к рынку. Под ред. В.Г. Гусакова, Б. М. Шапиро. Мн.: Армита –Маркетинг – Менеджмент,. 1997. 227 с.
3.         Курс экономической теории: Учебноепособие. Под ред.А.Н. Тура, М.И. Плотницкого. – Мн.: «Мисанта»,1998 г.
4.          « Основные положения Программысоциально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы.», стр.2-3, «Советская Белоруссия», №130, 2001 г.
5.         « О государственной поддержкеагропромышленного комплекса», стр. 2-4. «Сельскохозяйственный вестник», № 8-92002 г.
6.          «АПК: проблемы и перспективыреформирования», стр. 2-3, «Агробизнес» № 10, 2002г.