–PAGE_BREAK–
2.5. Примеры исчисления налога.
Пример 1.Орган местного самоуправления установил ставки налога на строения, помещения и сооружения в зависимости от стоимости и типа использования строений:
1. Для жилых помещений стоимостью:
— до 300 тыс. руб. – 0,1%;
— от 300 до 500 тыс. руб. – 0,2%;
— свыше 500 тыс. руб. – 0,5%.
2. Для нежилых помещений стоимостью:
— до 300 тыс. руб. – 0,1%;
— от 300 до 500 тыс. руб. – 0,3%;
— свыше 500 тыс. руб. – 2%.
Гражданин имеет на территории одного представительного органа местного самоуправления в собственности две квартиры инвентаризационной стоимостью 300 тыс. руб. каждая и два гаража инвентаризационной стоимостью 100 тыс. руб. каждый. Какую сумму составит налог за данные объекты налогообложения?
В данном случае налог будет исчислен в следующем размере.
1. За две квартиры суммарной инвентаризационной стоимостью 600 тыс. руб. по ставке 0,5% – 3 тыс. рублей.
2. За два гаража суммарной инвентаризационной стоимостью 200 тыс. руб. по ставке 0,1 % – 200 руб.
3. Общая сумма налога на имущество в расчете на год составит 3200 рублей.
Пример 2.Орган местного самоуправления установил ставки налога на строения, помещения и сооружения в зависимости от стоимости и типа использования строений:
1.Для жилых помещений стоимостью:
— до 300 тыс. руб. – 0,1%;
— от 300 до 500 тыс. руб. – 0,2%;
— свыше 500 тыс. руб. – 0,5%.
2. Для нежилых помещений стоимостью:
— до 300 тыс. руб. – 0,1%;
— от 300 до 500 тыс. руб. – 0,3%;
— свыше 500 тыс. руб. – 2%.
В марте 2005 г. гражданин купил квартиру стоимостью 300 тыс. руб., а в сентябре гараж стоимостью 60 тыс. руб. Каков размер налога за данные объекты налогообложения?
1. За квартиру инвентаризационной стоимостью 300 тыс. руб. по ставке 0,1 налог должен быть исчислен за март- декабрь в сумме 250 руб. (300 тыс. руб. х 0,1: 100: 12 х 10);
2. За гараж инвентаризационной стоимостью 6.0 тыс. руб. по ставке 0,1% за сентябрь – декабрь налог должен быть исчислен в размере 20 руб. (60 тыс. руб. х 0,1:100: 12х4).
За квартиру и гараж сумма налога за 2002 год составит 270 руб.
Пример 3.Гражданин имеет на территории одного представительного органа местного самоуправления в собственности приватизированную квартиру инвентаризационной стоимостью 250 тыс. руб. и нежилое помещение инвентаризационной стоимостью 310 тыс. руб. Представительным органом местного самоуправления ставки налога установлены в следующих размерах: до 300 тыс. руб. – 0,1%; от 300 до 500 тыс. руб. -0,3%. Какова сумма налога на строения, помещения и сооружения за данные объекты налогообложения?
Решение: В данном случае гражданину будет исчислен налог на имущество физических лиц в соответствии с п. 13 Инструкции МНС России от 02.11.1999 № 54 «По применению Закона Российской Федерации „О налогах на имущество физических лиц“ физическому лицу, в собственности которого имеется несколько строений, помещений и сооружений, находящихся на территории одного представительного органа местного самоуправления, установившего различные ставки налога в зависимости от типа их использования (жилого или нежилого назначения, используемые для личных или коммерческих целей и т.п.) или иных критериев, налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов.
При ставках налога за жилое помещение стоимостью до 300 тыс. руб. в размере 0,1 %, а за нежилое помещение стоимостью от 300-500 тыс. руб. – 0,3%, общая сумма налога на строения, помещения и сооружения составит 1180 руб. { (250 тыс. руб. х 0,1: 100) + (310 тыс. руб. х 0,3: 100)}.
3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГА С ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.
3.1. Теоретические основы имущественного налогообложения
В работе предлагается уточнить определение имущества в целях налогообложения. Согласно п. 2 ст.38 НК РФ под имуществом в целях налогообложения понимаются виды объектов гражданских прав, относящиеся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Статья 128 ПС РФ гласит, что „к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в томчисле исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
В данной формулировке понятия имущества усматривается некоторое несоответствие объектам имущественного налогообложения, которыми в преобладающем числе являются материальные блага (земельный участок, здания, строение, квартира, основные средства и т.п.)
Гражданские права состоят из имущественных и личных неимущественных прав. В свою очередь, имущественные права делятся на вещные права, фиксирующие статику имущественного положения субъекта (принадлежность имущества определенному лицу), и обязательственные права, определяющие динамику имущественных правоотношений (переход имущества).
В работе Предложено использовать следующее определение имущества в целях налогообложения, конкретизирующее объекты имущественного налогообложения: «имуществом признаются объекты вещных прав в соответствии с Гражданским кодексом РФ». Этим достигается цель в видеустранения из обобщающего гражданско-правового понятия «объекты гражданских прав» личных неимущественных прав и имущественных прав (в частности, обязательственных).
Налоги выражают отношения собственности и представляют собой финансовую форму реализации государством своего экономического права на получение части созданного в обществе дохода для выполнения им своих политических, социальных и иных функций.3
Основой рыночной модели экономики является право частной собственности, т.е. право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. Исследование показало, что любое имущество можно рассматривать как часть созданного корпорационного или личного дохода. Вполне закономерно, что государство отчуждает определенную часть этого дохода в свою пользу для выполнения возложенных на него функций. Автор приходит к выводу, что налог на имущество физических лиц (движимое или недвижимое) является формой проявления отношений собственности по поводу владения имуществом между собственниками — физическими лицами, с одной стороны, и государством — с другой.
В ходе исследования было установлено, что объектом имущественного налогообложения может быть имущество (движимое или недвижимое) двух видов: приносящее и не приносящее доход. К первому можно отнести основные производственные фонды, земельные участки, ко второму — имущество, необходимое для обслуживания процесса производства, объекты социального характера и инфраструктуры, имущество физических лиц.
Общим для всех видов имущественного налогообложения является то, что размер налога в любом случае зависит от стоимости имущества или его потребительских качеств, а не от получаемого в результате его использования дохода. В ситуации, когда налог на имущество отсутствует, крупные собственники попадают в льготное положение, с точки зрения налогообложения и не будут стремиться использовать имущество наиболее производительно. Налог на имущество позволяет более рационально распределить налоговую ответственность собственников перед обществом.
3Юткина Т. Ф. «Налоги и налогообложение»: Учебник. – М.: ИНФРА-М., 2004.
3.2. Анализ, существующего в экономической литературе, определения категории «недвижимость».
В данной работе доказывается, что в связи с принятием Земельного кодекса, а, следовательно, и частной формы собственности на землю, имущественное налогообложение приобретает иное значение. Земля и недвижимое имущество становятся сходными по существу объектами налогообложения. В этой связи функции имущественного налога следует рассматривать исходя из сущности недвижимости как экономической категории и ее специфических свойств.
Здесь предложено использовать следующее определение недвижимости, которое более всего соответствует экономической сущности рассматриваемой категории. Во-первых, дается указание на земельную составляющую недвижимости, которая является ее основной компонентой, а все дополнения, созданные человеком, неразрывно с ней связаны; во-вторых, в рыночной экономике имущественные права на недвижимость являются объектами отношений между гражданами, хозяйствующими субъектами и государством. Недвижимость — эта участокземли с расположенными на нем природными ресурсами, зданиями и сооружениями, которые являются объектами отношений между гражданами, хозяйствующими субъектами и государством по поводу владения, распоряжения, использования.4
Как социально-экономическое понятие недвижимость определяет, с одной стороны, то, что она входит всредства производства, причем существенно определяя их масштабы (земельные участки, административные, производственные, складские, торговые и прочие здания, а также другие сооружения), и служит базой хозяйственной деятельности и развития для предприятий и организаций всех видов и форм собственности. С другой -недвижимость выступает основой личного существования граждан и
_______________
4Черник Д. Г. «Основы налоговой системы», 2003г.
используется для непроизводственного, личного потребления. К такому имуществу относятся, во-первых, жилые дома, квартиры, дачные строения, хозяйственные постройки, гаражи и т.п., находящиеся в собственности граждан и используемые для проживания и других личных нужд.
3.3. Специфические свойства недвижимости и функции налога на имущество физических лиц.
Недвижимость обладает рядом специфических свойств, отличных от движимого имущества: стационарность, уникальность, сохранение объектом в течение всего жизненного цикла своей натурально-вещественной формы, необходимость управления (ремонт, реконструкция, управление движением прав собственности), регламентация всех сделок с недвижимостью государственными органами.
Факторы, определяющие место недвижимости в рыночной системе хозяйствования, можно представить следующим образом (рис.1):
Факторы, определяющие место недвижимости в рыночной экономике
Весомость в структуре общественных отношений института частной собственности
Рыночные условия хозяйствования:
— свобода предпринимательства;
— рыночная система цен;
— мотивация поведения личности
Общественно-политический строй, регулирующая роль государства
Рис. 1 Факторы, определяющие место недвижимости в системе рыночных отношений
Исхода из определения недвижимости, ее социально-экономического назначения и специфических свойств приходим к выводу, что налог на недвижимость способен обеспечить выполнение следующих функций; фискальной, стимулирующей и социальной.
Фискальная функцияреализуется посредством достаточных и устойчивых поступлений платежей в бюджет, поскольку именно недвижимое имущество является наиболее стабильным объектом налогообложения по сравнению с другими видами активов или доходами и который практическиневозможно скрыть. Местное налогообложение доходов, продаж и бизнеса приводит в конечном счете к сокращению налоговой базы и поэтому способно нанести серьезный ущерб местным и региональным бюджетам. Недвижимое имущество останется на своей территории, и есть определенные гарантии, что оно не покинет ее даже в том случае, если имущественный налог будет повышен или произойдет расширение налоговой базы.
Стимулирующая функция— проявляется в результате освобождения от налогообложения активной части основных фондов (машины, оборудование), что практически означает перенос налогового бремени с текущих инвестиций на накопленные, позволяющий стимулировать развитие инвестиционных процессов. Приток инвесторов повлечет за собой увеличение спроса на недвижимость. Увеличение спроса на недвижимость вызовет рост рыночной стоимости недвижимости, а, следовательно, увеличение доходов бюджета. Дополнительные доходы могут быть направлены на улучшение инфраструктуры, что отразится на повышении рыночной стоимости недвижимости, находящейся в районах с улучшенной инфраструктурой. Высокие налоги на более дорогие здания и землю стимулируют их рациональное, применение, заставляя тех собственников, которые используют недвижимость неэффективно, передавать тем, кто может ее использовать с наибольшей выгодой. Не менее важным фактором для повышения инвестиционной активности является возможность с введением налога более точно прогнозировать будущие налоговые выплаты, поскольку налог на недвижимость исчисляется как процент от рыночной стоимости, изменения которой гораздо более предсказуемы, чем коэффициенты кставкам земельного налога, принимаемые на федеральном уровне. Производители получат возможность планировать расходы и оптимизировать правовой режим объекта недвижимости, выбирать между собственностью и арендой.
Социальная функция. В условиях рынка данная функция имущественного налогообложения приобретает особое значение, поскольку она направлена на социальную защиту малоимущей части населения, что позволяет добиваться социальной стабильности общества, порядка в стране. По общему правилу, чем больше налоговая база — стоимость земельного участка с учетом его качества, рыночная стоимость имущества с учетом его местонахождения, тем больший имущественный налог должен уплатить собственник. Взимание большей суммы налога за более ценную и выгодно расположенную недвижимость распределяет налоговое бремя более справедливым образом, нежели другие способы взимания имущественных платежей, использующие неадекватные оценки стоимости. Учет фактического неравенства налогоплательщиков способствует некоторому выравниванию их имущественного положения и тем самым содействует реализации идеи социальной солидарности.
3.4. Анализ имущественного налогообложения отечественного опыта с зарубежным.
В ходе исследования исторического опыта имущественного налогообложения в России обосновывается, что поскольку имущественный налог является формой проявления отношений собственности, то его взимание имеет смысл лишь в том случае, если в сфере хозяйствования существуют различные формы собственности, которые функционируют на паритетныхусловиях. Кроме того, в основу налогообложения должно быть положено стимулирующее начало по использованию собственности, т.е. необходима увязка с реальной стоимостью имущества, способом его использования, местонахождением.
Я считаю, что эффективным способом финансирования муниципальных бюджетов, инструментом управления имущественными объектами является налог на недвижимость, представляющую собой единый комплекс из земельного участка, и сооружений, построенных на нем, налоговой базой которого являлась бы рыночная стоимость объектов.
В большинстве зарубежных стран не смотря на то, что в качестве объекта рассматривается в единстве земельный участок и все, что на нем находится, налогооблагаемая стоимость для соответствующих физических составляющих недвижимости (земли, зданий, сооружений) устанавливается отдельно для земли и для застройки. Налогооблагаемая база здесь — стоимость недвижимости, определяемая суммой стоимости самого земельного участка и той части имущества, которая на нем размещена.
Предлагает использовать подобный дифференцированный подход и вроссийской практике, который позволяет решать проблему рационального использования городских земель благодаря повышению налогового бремени на «земельную составляющую» недвижимости. Это особенно важно для крупных городов с характерными для них дефицитом территории и потребностью в территориальном реструктурировании землепользования (вывод из центра города промышленных предприятий, освоение имеющихся пустырей, сохранение парков, скверов и т.п.).
Кроме того, из опыта зарубежных стран рекомендуется использовать принцип льготирования объектов налогообложения, в соответствии с которым льготы устанавливаются по типам недвижимости, а не категориям налогоплательщиков; четкое разграничение полномочий между центром и местными органами власти в организации процесса налогообложения недвижимости; высокую координацию деятельности различных ведомств по сбору, обработке и хранению информации о состоянии объектовнедвижимости.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.
Анализируя место и роль имущественного налога в формировании налоговой системы России становится очевидным, что данный налог в настоящее время не является доходообразующим. Более того наблюдается тенденция постепенного снижения поступлений налога вследствие увеличения с каждым годом износа налогооблагаемой базы.
В отношении налога на имущество физических лиц в работе предлагается установить не прогрессию ставок налога в зависимости от стоимости имущества, принадлежащего гражданам, а относительно высокую ставку в сочетании с необлагаемым социальным минимумом стоимости имущества. Таким образом будет соблюдена социальная справедливость и значительно сократится количество налогоплательщиков, что позволит налоговым органам сосредоточить внимание на наиболее обеспеченных гражданах. Считается, что наиболее приемлемым вариантом было бы установление единой ставки в размере 2% от рыночной стоимости объекта и использование вычета в размере рыночной стоимости социальной нормы площади жилья на каждого члена семьи. Практически это означает, что от обложения могут быть освобождены дома и квартиры средних размеров, которые находятся в собственности низкодоходных и среднедоходных слоев населения, налогообложение дорогостоящей собственности увеличится, что будет способствовать более справедливому распределению налогового бремени.
В части взимания налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, предлагается применение единых ставок, учитывающих степень родства, при наследовании как по закону, так ипо завещанию для того, чтобы не допустить ущемления свободы завещания собственником имущества; предлагается более четко прописать сделки. Подлежащие налогообложению, с целью взимания налога по сделкам, совершаемым только между физическими лицами. Для отражения реальной стоимости имущества предлагается использовать в качестве налоговой базы рыночную стоимость имущества и применять общеустановленный МРОТ при расчете необлагаемого минимума.
5. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ПРИ ВЗЫСКАНИИ И ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГОВ НА ИМУЩЕСТВО С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.
По моему мнению, в сегодняшних условиях инвентаризационная стоимость недвижимого имущества в том понимании, в каком оно представлено в Законе «О налогах на имущество физических лиц», — это не более чем виртуальная стоимость, оставшаяся в наследство от экономики бывшего СССР. Можно предположить, что в прежние времена она несла в себе какую-то экономическую и логическую нагрузку. В условиях перехода к рыночной экономике и тем более в рыночной экономике это понятие если и имеет какой смысл, то весьма относительный и ограниченный, показывая соотношение стоимостей различных объектов недвижимого имущества.
Известно, что сегодня, несмотря на то что экономика России в реальности далеко не рыночная, все сделки, в том числе по купле — продаже недвижимого имущества, давно проводятся по рыночной стоимости. На это нацеливает и ст. 40 1-й части Налогового кодекса, где отмечается, что для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, соответствующая уровню рыночных цен. Физические лица эту статью начали применять безо всякого кодекса и намного раньше.
Принятие в законе за налоговую базу для расчета налога на имущество физических лиц инвентаризационной стоимости дает основание предполагать, что мы по-прежнему находимся в плену двойных стандартов. Оценка недвижимости по инвентаризационной стоимости, помимо ее виртуальности, несет в себе и другие негативные моменты. Не секрет, что зачастую при проведении сделки купли — продажи квартир, дач, загородных домов в целях ухода от уплаты налога или занижения его суммы официальное оформление происходит по инвентаризационной стоимости, а фактическая сделка — по рыночной цене.
Движение в направлении отказа от инвентаризационной стоимости уже обозначено. Так, в ст. 5 Федерального закона от 20.07.97 N 110-ФЗ «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Новгороде и Твери» отмечается, что налоговая база налога на недвижимость исчисляется исходя из оценки рыночной стоимости объектов недвижимости. И уже к ней применяются утвержденные законодательными органами этих субъектов ставки для определения непосредственно суммы налога.
Понятно, что ввиду заниженности стоимости имущества по инвентаризационной стоимости замена для целей налогообложения квартир и других объектов недвижимости на оценку по рыночной стоимости при сохранении действующих ставок налога приведет к многократному увеличению суммы налога, что для большей части граждан страны, приватизировавших свои единственные квартиры или иные объекты недвижимости, окажется весьма накладно или вовсе неподъемно.
В этой связи отказ от оценки имущества по инвентаризационной стоимости и принятие оценки по рыночной стоимости потребует разработки методов перехода к новому расчету суммы налога посредством различных коэффициентов или иными способами. Главное заключается в построении коэффициентов таким образом, чтобы налог, рассчитанный по действующим ставкам и инвентаризационной стоимости, не превысил бы суммы налога, рассчитанного по рыночной стоимости имущества и новым ставкам налога. Такой принцип должен быть соблюден только до какой-то заранее выбранной стоимости имущества.
При этом, на мой взгляд, следует установить определенные ограничения по стоимости недвижимого имущества, в частности квартир, исходя уже из рыночных цен, налог по которым будет рассчитываться по самой низкой ставке.
С более дорогой недвижимости, переходящей по стоимости сумму, по которой взимается налог по самой низкой ставке, ставки налога должны быть более высокими, как это сделано в действующем законе и как это делается во всех странах с устоявшейся рыночной экономикой.
Следует согласиться с точкой зрения Д.Г. Черника о необходимости перехода к рыночной оценке стоимости имущества. При этом автор предлагает свои пути решения данной проблемы. В частности, он считает, что необходимо ввести высокий необлагаемый минимум, что также практикуется в ряде развитых рыночных государств.
Выступая, Президент страны весьма справедливо и своевременно заметил, что определенные категории россиян уже сегодня имеют возможность и должны платить полную стоимость затрат по содержанию и обслуживанию жилья. В течение относительно короткого периода времени это предложение повсеместно начало воплощаться в жизнь.
Считаю актуальным этот призыв спроецировать на налог на имущество физических лиц путем отказа от оценки по инвентаризационной стоимости и перехода на оценку недвижимости по рыночной цене. Это обусловлено теми же мотивами: определенная часть граждан, построив или купив дорогостоящее, элитное жилье или загородные дома, может и должна уплачивать налог на имущество, исходя из его оценки по рыночной цене и по более высоким ставкам.
В Законе «О налогах на имущество физических лиц» для определенных категорий граждан установлены льготы. Так, освобождаются от уплаты налога на имущество Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации; лица, награжденные орденом Славы всех трех степеней; инвалиды I и II групп, инвалиды с детства; участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР и ряд др. категорий.
При переходе на оценку объектов недвижимости для целей налогообложения эти льготы необходимо оставить, но при этом установить границу стоимости недвижимого имущества, за которой и для этих категорий граждан должны быть упразднены льготы. При этом можно учесть такие параметры, как количество совместно проживающих со льготниками граждан, постоянно зарегистрированных в данной квартире, стоимость недвижимости, приходящаяся на одного постоянно зарегистрированного на ней гражданина, и другие факторы. Предлагаемое решение аналогично применению льгот по оплате жилья: льготниками оплачивается 50% стоимости коммунальных услуг до какой-то установленной нормы (например, 33 кв. м). Свыше этой нормы гражданин, несмотря на имеющиеся заслуги, оплачивает коммунальные услуги в полном объеме.
С переходом на оценку недвижимости физических лиц по рыночным ценам возникает немаловажный вопрос: кто будет проводить эту работу? Нам видятся три варианта решения этой задачи. Первый — создать при территориальных налоговых инспекциях отдельную группу специалистов — оценщиков. Второй — учитывая, что 1-й вариант потребует некоторого времени для формирования, обучения и становления такой группы, воспользоваться услугами агентств по недвижимости, риэлтерских контор, частных риэлторов. Кстати, такое решение предусмотрено ст. 130 НК РФ. Следует подчеркнуть, что у перечисленных категорий накоплен значительный опыт по оценке недвижимости, они способны весьма профессионально решать подобные задачи. Третий вариант. Поручить функционирующим БТИ с помощью научно — обоснованных коэффициентов перевести инвентаризационную стоимость недвижимости в рыночную.
Нам представляется, что магистральным путем является первый вариант. Об этом говорит опыт стран с развитой рыночной экономикой. Так, структура налоговых поступлений и налоговых инспекций по профессиональному составу стран Западной Европы и США кардинально отличается от структуры поступлений налоговых доходов и профессионального состава работающих в самих инспекциях в России. В первом случае значительный удельный вес инспекторов в территориальных инспекциях составляют сметчики, архитекторы, строители. Численность юристов, финансистов и экономистов существенно меньше. У нас же по профессиональному составу более половины работников территориальных инспекций — это финансисты и экономисты. Что касается сметчиков, строителей, архитекторов и других специалистов строительной индустрии, то в структуре налоговых инспекций их практически нет.
Задача по подготовке специалистов — риэлтеров внутри налоговой службы может быть решена в короткие сроки на базе учебно — методологического центра при МНС РФ.
Принятие за основу рыночной цены недвижимости при наметившейся тенденции роста реальных доходов населения и увеличения на этой основе количества покупаемых квартир, в том числе дорогостоящих и элитных, загородных домов и дач приведет к тому, что налог на имущество физических лиц в отличие от существующего ныне положения будет занимать более заметное место в общей доле налоговых доходов, к изменению структуры налоговых инспекций по профессиональному составу. И к этому необходимо готовиться уже сегодня.
На пути перехода к налогообложению имущества граждан по рыночной оценке много подводных течений, которые сегодня «закрыты временем», и, естественно, их трудно предвидеть. Важно начать движение в этом направлении и по мере возникновения проблем искать приемлемые пути их решения. Главное, чтобы принимаемые законодательные акты не ухудшили материальных условий подавляющего числа граждан.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, регулируется Налоговым Кодексом Российской Федерации, Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I «О налогах на имущество физических лиц» и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Обязанность по исчислению суммы выше указанного налога возложена на налоговый орган, который направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
При неуплате гражданами сумм налогов, указанных в уведомлении, им в течение трех месяцев в соответствии со ст.ст.69,70 НК РФ направляется требование об уплате налога.
В случае неисполнения налогоплательщиком — гражданином, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, наличных денежных средств, данного налогоплательщика — физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Рассмотрение дел по искам о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
У налогового органа есть два варианта обращения в судебные органы для взыскания недоимки по налогам с граждан – в порядке приказного производства и в порядке искового производства.
Приказное производство является упрощенным порядком гражданского судопроизводства, что, учитывая большую загруженность как налоговых органов, так и мировых судей, практикуется большинством инспекций. В приказном производстве (глава 11 ГПК РФ) от заявителя не требуется представления второго пакета документов для должника, судья не выносит определения о подготовке к судебному заседанию, отсутствует предварительное слушание дела, приказ принимается судьей единолично, без судебного разбирательства и вызова сторон для заслушивания их объяснений, в течение 5 дней со дня поступления заявления от взыскателя. Судебный приказ является одновременно исполнительным документом, и, таким образом, для обращения в службу судебных приставов не требуется исполнительного листа.
Так, в силу ст. 128-129 ГПК РФ, судья отменяет судебный приказ, если от должника в течение десяти дней со дня получения приказа поступят возражения относительно его исполнения. При этом, закон не связывает обязательность отмены приказа с тем, являются ли причины возражения должника состоятельными по своей сути, судьями также принимаются возражения без объяснения вообще каких-либо причин.
МРИФНС РФ № 12 по Саратовскому району администрирует четыре района области: Саратовский, Татищевский, Воскресенский, Красноармейский. В настоящее время во всех районах, кроме Воскресенского, имеют место единичные случаи отмены судебных приказов, а в Воскресенском районе отмена приобрела массовый характер. В большинстве случаев возражения должников необоснованны.
Зачастую должник возражает против взыскания с него налогов из-за того, что он не получал уведомления или требования, хотя налоговый орган обязательно прикладывает к заявлению почтовые реестры об отправке налогоплательщику этих документов и справку адресного бюро о месте жительства для подтверждения отправки по адресу.
В такой ситуации налоговый орган может предпринять только взыскание налогов в порядке искового производства. Эта процедура, как уже было сказано выше, намного сложнее не столько для налогового органа, сколько для мирового судьи.
Судья в течение пяти дней со дня поступления искового заявления в суд обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству суда. О принятии заявления к производству суда судья выносит определение, на основании которого возбуждается гражданское дело в суде первой инстанции. После принятия заявления судья выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству. Затем проводится предварительное судебное заседание с участием сторон, по результатам которого, судья, признав дело подготовленным, выносит определение о назначении его к разбирательству в судебном заседании, извещает стороны, других лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела, вызывает других участников процесса.
Затем наступают стадии судебного разбирательства, вынесения решения, и исполнительного производства, которое возбуждается на основании исполнительного листа.
Взыскание недоимки по налогам в порядке искового производства с граждан, заявивших необоснованные возражения при вынесении в отношении них судебных приказов, которые впоследствии были по этой причине отменены, имеет очень важное воспитательное значение. Каждый из них должен убедиться, что, несмотря на отмену судебного приказа, обязанность по уплате налогов остается и принудительного взыскания недоимки не избежать. продолжение
–PAGE_BREAK–