Нормы правового регулирования. Реальность конституционного положения РФ

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
Уральскаягосударственная юридическая академия
Институтгосударственного и международного права (заочная форма обучения)
Контрольнаяработа
Теориягосударства и права
Вариант: 4
Выполнил: студент 1 курса гр. 140
Новиков Константин Петрович
(на базе среднего образования)
Екатеринбург,2010 г.
Вариант 4
1. Статья 1 КонституцииРФ определяет Россию как правовое государство. На примере политической июридической практики нашего государства покажите реальность конституционногоположения. Каковы особенности, признаки правового государства?
2. Дайтесравнительную характеристику юридической ответственности и иных мергосударственного принуждения.
3. Найдите внормативных актах и выпишите нормы, отражающие различные способы, методы и типыправового регулирования.
4. Найдите внормативных актах и выпишите:
а) коллизионную норму;
б) норму со сложной гипотезой;
в) норму с относительно-определеннойсанкцией;
г) норму, распространяющую своедействие на строго ограниченный круг субъектов.

1. Конституция РФ, Статья1
Статья 1
1. Российская Федерация —Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканскойформой правления
2. НаименованияРоссийская Федерация и Россия равнозначны
Статья имеетосновополагающее значение. В ней устанавливаются форма государственной власти вРоссийской Федерации и, соответственно, режим политической, экономической ииных свобод личности в обществе. Однако понять содержание этой статьи можно,лишь имея четкие представления о том, что такое государство, из каких компонентовоно состоит и в каких формах может проявлять и проявляет свою власть внастоящее время.
В самом общем пониманиигосударство представляет собой аппарат управления делами общества и защиты правличности от произвола со стороны других лиц, органов и организаций. Современноегосударство имеет сложную структуру и включает, в частности, представительные(законодательные) органы власти; главу государства; правительство, министерстваи иные органы исполнительной власти; правоохранительные органы: суд, прокуратуру,полицию (милицию); пенитенциарные учреждения.
Государственные органынаходятся между собой в той или иной взаимосвязи, определенным образоморганизованы в единое целое.
Эти способы организациигосударства и понимаются как его форма. При этом в форме государства выделяюттри основные стороны: форму правления, форму государственного устройства иполитический режим.
Форма правленияхарактеризует способы образования высших органов государственной власти,порядок распределения между ними полномочий. Различают две основные формыправления: монархию и республику.
Форма государственногоустройства понимается как способ распределения государственной власти между еецентральными органами и органами власти отдельных территорий страны. Выделяютсядве формы государственного территориального устройства: унитарная ифедеративная. В унитарных (единых) государствах, к числу которых относятся,например, Франция, Швеция, Финляндия, центральные органы государственной властиопределяют полномочия органов власти на местах. В федеративных государствах(США, Германия) субъекты федерации имеют свои собственные полномочия, которыене могут быть изменены центральной властью в одностороннем порядке.
Система способовосуществления государственной власти по отношению к гражданам, их объединениям,формы и методы участия населения в делах государства охватываются понятиемполитического режима. Многовековая история государства знает два вида такогорежима: демократический и авторитарный. Для демократического режима характерны участиенаселения в формировании органов государственной власти и местногосамоуправления, широкий спектр политических свобод граждан, режим законности,охрана прав и законных интересов граждан и др.
В противоположностьдемократии авторитарные режимы — деспотия, фашизм — характеризуются бесправнымположением граждан, их отстранением от государственной деятельности, какправило, наличием единоличной власти. В странах с таким режимом чаще всегоцарят произвол и беззаконие, самые грубые формы нарушения прав человека.
Конституционноезакрепление Российской Федерации как федеративной демократической республикиозначает следующее.
1. В стране существуетреспубликанская форма правления. Все граждане России, согласно Конституции,имеют право участвовать в формировании законодательной власти РоссийскойФедерации — Федерального Собрания, а также избрании главы государства —Президента Российской Федерации (подробнее см. ст.81, 96 Конституции).
2. Российское государствопредставляет собой федерацию, объединяющую 89 субъектов: 21 республику, 6краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономную область, 10автономных округов. Представительные (законодательные) органы субъектаФедерации в пределах, предоставленных им Конституцией, самостоятельноосуществляют полномочия по ряду важнейших направлений государственно-правовойдеятельности, принимают законы и иные нормативно-правовые акты. В то же времязначительную часть вопросов решают непосредственно федеральные органыгосударственной власти: Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации иПравительство.
В условиях России,представляющей собой многонациональное государство, федеративная формагосударственного устройства является наиболее плодотворной, ибо толькоФедерация позволяет органично сочетать общие интересы всего многонациональногонарода России с интересами каждой республики и других субъектов Федерации.
3. Российская Федерация —демократическое государство. Россиянам предоставляется возможность участвоватьв делах государства и формировании его органов, а также предоставляются иныеполитические права (подробнее см. гл.2 Конституции). В стране принимаются мерык реальному осуществлению каждым гражданином предоставленных ему прав иукреплению законности и правопорядка.
Закрепленные Конституциейформы государственной власти отражают мировой опыт государственногостроительства зарубежных стран, создают необходимые условия для реализациизафиксированных в Конституции политических, экономических и иных свободроссиян. Проведение принципа разделения властей в системе федеральных органовгосударственной власти создает устойчивый характер для демократическихпреобразований в Российской Федерации, делает невозможным сосредоточение властив руках одного лица и введение тоталитарного режима.
Принципиально важнымявляется конституирование государства Российской Федерации в качествеправового. Далеко не все конституции развитых буржуазных государств содержатподобные положения, хотя идея связанности государства правом, законом внастоящее время получает всеобщее признание.
Родоначальником доктриныправового государства признается И. Кант, однако, ее отдельные положенияразрабатывались еще античными мыслителями (Аристотелем, Цицероном), а такжедругими известными философами (Спинозой, Монтескье, Руссо, Гегелем). В доктриневоплощался идеал политико-правового устройства общества, способного воплотитьподлинное народовластие, утвердить в обществе гуманистические начала иобеспечить реальность прав и свобод личности. Правовое государствопротивопоставлялось полицейскому государству, в котором процветали бюрократизм,пренебрежение правами и свободами человека, полицейская слежка и произвол.
В современнойполитико-правовой доктрине правовым государством признается демократическоегосударство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательнопроводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются праваи свободы каждого человека.
Верховенство закона какнеобходимый принцип правового государства означает не только признание заКонституцией и иными законодательными актами высшей юридической силы, ихспособность устанавливать исходные, первичные нормы правового регулирования вобществе, но и безусловное подчинение всех членов общества и государства вцелом действующему закону. В своей многогранной деятельности государстводействует не по собственному усмотрению или по произволу, а в строгоопределенных рамках, установленных Конституцией и иными основополагающиминормативно-правовыми актами. Сказанное в полной мере относится и к законотворчеству.Законодательный процесс, как и любая иная деятельность государства, детальнорегламентируется специальным законом. Его соблюдение является необходимымусловием признания каждого вновь принимаемого закона в качестве регулятораобщественных отношений.
Другим непременнымпризнаком правового государства является последовательное разделение властей назаконодательную, исполнительную и судебную. Все три ветви власти действуютсамостоятельно и независимо друг от друга таким образом, чтобы не позволять ниодной из них доминировать над другими либо сосредоточить власть в руках одногодолжностного лица (см. комментарий к ст.10).
В правовом государствепризнаются и гарантируются права и свободы человека, закрепленныеобщепризнанными нормами международного права, а также законами и иныминормативно-правовыми актами. Это свободы в сфере экономики, политики, культуры,науки, искусства, право на жизнь, достоинство личности, личнуюнеприкосновенность и др. (см. комментарий к гл.2). В конечном счете, каждыйчлен общества обладает равными правами и свободами независимо от пола, расы,национальности, языка, имущественного и должностного положения, местажительства, отношения к религии и принадлежности к общественным объединениям иполитическим партиям и других обстоятельств. При этом государство охраняет изащищает права личности, равно как и личность не нарушает действующих вобществе законов и не посягает на права и свободы других лиц.
Названные принципыпоследовательно закреплены в Конституции.
2. Юридическая ответственностьи государственное принуждение
Юридическаяответственность — это прежде всего принуждение. Известно, что принудительноевоздействие существует во всяком человеческом обществе. Но юридическаяответственность не принуждение «вообще», а государственное принуждение.Особенностью его является то, что оно осуществляется от имени государствагосударственными органами. Другая особенность этого принуждения — его правовойхарактер, в силу чего оно выступает и как правовое принуждение. Правовойхарактер государственного принуждения заключается в том, что оно реализуетсятолько компетентными органами, в определенных законом формах и на законныхоснованиях.
Нередко государственноепринуждение сводится исключительно к юридической ответственности и всякоепринудительное воздействие со стороны государства трактуется как юридическаяответственность. Однако анализ действующего законодательства и практики егоприменения не дают оснований для такого вывода.
Юридическаяответственность не единственная мера государственного принуждения, посколькугосударственная принудительность есть объективное свойство права игосударственное принуждение преследует различные цели в процессе правовогорегулирования. Каковы же эти меры?
Прежде всего это мерызащиты субъективных прав. Суть их заключается в том, что в указанных в законеслучаях государство применяет принудительные меры в целях восстановлениянарушенного права и защиты субъективных прав без привлечения нарушителя кответственности. Таковыми являются принудительное изъятие имущества из чужогонезаконного владения (виндикация), принудительное взыскание алиментов насодержание детей и т.д. И хотя в данном случае принуждение направлено направонарушителя (например, на родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов),цели кары, наказания виновного здесь отсутствуют. Названные меры закреплены нев санкциях юридических норм, а в их диспозициях.
К мерам государственногопринуждения относятся и меры пресечения. Они применяются для предупреждения,пресечения правонарушения. Поскольку в этом случае правонарушение отсутствует,нет и цели наказания виновного. К мерам пресечения относятся задержание, обыск,досмотр багажа и т. д. Они носят правовой характер и осуществляются в порядке ина основаниях, установленных законом. Например, гл. 19 КоАП регламентируетпорядок административного задержания, досмотра вещей, изъятия вещей идокументов.
Законодательствопредусматривает и иные специфические меры государственного принуждения, неявляющиеся ответственностью. Это, например, принудительные меры воспитательноговоздействия, применяемые к несовершеннолетним (недееспособным) лицам засовершение общественно опасных деяний (ст. 90,91 У К РФ). Они также не несутэлементов кары. Такой же спецификой обладают меры медицинского характера —принудительное лечение в условиях, обеспечивающих общественную безопасностьлиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости(помещение душевнобольного нарушителя в психиатрический стационар — ст. 99 УКРФ).
Специфическая мерагосударственного принуждения — реквизиция — изъятие в экстренных случаяхимущества у собственников в государственных или общественных интересах свыплатой его стоимости (ст. 242 ГК РФ).
Все перечисленные мерыносят государственно-правовой характер, осуществляются на правовой основе.
3. Методы, способы и типыправового регулирования
Разнообразие общественныхотношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия вметодах и способах юридического воздействия. В теории правового регулированияпринято выделять два метода правового воздействия.
Метод децентрализованногорегулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей иинтересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества,удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправовогохарактера).
Метод централизованного(императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношенияхсубординации между участниками общественного отношения. В этих отношенияхприоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивныеметоды используются в публично-правовых отраслях (в конституционном,административном, уголовном праве).
Метод правовогорегулирования является одним из важных критериев разграничения прав на отрасли.
Способы правовогорегулирования определяются характером предписания, зафиксированного в нормеправа, способами воздействия на поведение людей. В теории права принятовыделять три основных способа правового регулирования.
1. Дозволение – состоит впредоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий(предоставление субъективных прав).
Дозволение связано спредоставлением субъектам возможности совершать определенные действия всобственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойноевознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могутвыражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес.Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующейстепенью гарантированности.
2. Обязывание –заключается в возложении обязанности совершить определенные положительныедействия (обязанность платить налоги).
Обязывание связано свозложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо вдоговоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанностиперед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируетсяна интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ,долг совершать определенные действия.
3. Запрет – сводится к возложениюобязанности воздерживаться от определенных действий.
Запрещение связано снеобходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением(например, работники правоохранительных органов не имеют права применятьнедозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания,представляющее собой определенное долженствование.
Второй и третий способыимеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но еслив одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный.Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:
— поощрение- выражается внаграждении субъектов за определенные заслуги;
— рекомендации – состоятв предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).
Также к дополнительнымспособам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридическойответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнестипредупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающихвозможность правового применения правового принуждения.
В юридической литературеи в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которыхвыделяются два типа правового регулирования.
Общедозволительный тип –выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этомутипу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четкосформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.
Общедозволительный типправового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, справом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.
Общедозволительный типправового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путемзапрещения делается исключение.
Его формула: дозволеновсе, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершатьразличные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъектузапрещено (например, купля продажа наркотиков).
Данный тип правовогорегулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявленияминициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач.Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельностигосударственных органов, ибо это создало бы возможности для различного родазлоупотреблений.
Общедозволительный типправового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, справом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.
Разрешительный тип –выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участникиправовых отношений подобного типа может совершить только действия, которыепрямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.
Разрешиетльный типправового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгойупорядоченности социальных связей, последовательной реализации принциповзаконности. Он является единственным при применении мер государственногопринуждения.
Разрешительный типправового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо видадействия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.
Его формула звучитследующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, чтоучастник правовых отношений подобного типа может совершать только действия,которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.
Здесь в законеуказывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит запределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.
а) Коллизионная норма — это норма, определяющая какое право должно применяться к отношениям,возникающим в условиях международного общения, когда на регулирование такихотношений может претендовать правопорядок нескольких стран и необходиморазрешить возникающую коллизию, подчиняя отношения с иностранным элементомправу определённой страны. Отсюда и название коллизионных норм, которые вюридической литературе определяются также как конфликтные, отсылочные.
Коллизионная норма какправило отправляет правоприменителя к материальным нормам соответствующейправовой системы, сама при этом не решая по существу регулируемоеправоотношение. В связи с этим становится ясно, что поскольку коллизионнаянорма является нормой отсылочного характера, то ею можно руководствоваться тольковместе с какими-либо материально-правовыми нормами, к которым она отсылает, тоесть нормами законодательства, решающими данный вопрос. Но несмотря на то, чтоэта норма лишь указывает законы какой страны подлежат применению её роль нестоит недооценивать, ведь вместе с материально-правовой нормой, к которой она отсылает,коллизионная норма выражает определённое правило поведения для участниковгражданского оборота.
б) Гипотеза указывает нажизненные обстоятельства, с которыми связывается вступление нормы права вдействие
Сложная гипотеза содержитнесколько условий. Они формируют юридический состав и ставят действиедиспозиции в зависимость от всей совокупности содержащихся в них условий.
Например: «ПрезидентомРоссийской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет» (ч. 2 ст.81 Конституции Российской Федерации). В данном случае для действия правовойнормы (возможности избрания Президентом РФ) необходимо соблюсти одновременнотри условия: состояние в российском гражданстве, достижение 35-ти лет ипроживание на территории России Федерации в течение 10-ти лет.
Таким образом, норма сосложной гипотезой действует, если она содержит все условия, перечисленные вгипотезе.
в) Санкция — это частьнормы права, определяющая негативные последствия, наступающие для нарушителядиспозиции нормы. Такое нарушение может выразиться в неисполнении юридическойобязанности или несоблюдении запрета. Таким образом, санкция предусматриваетправовые меры воздействия, применяемые государством в случае нарушения кем-либоиз участников правоотношений диспозиции нормы. Дозволяющие правовые нормыкаких-либо санкций не содержат, поскольку их реализация зависит от свободногоусмотрения самого лица. Какая-либо угроза государственного принуждения здесь непредусматривается.
Различают абсолютноопределенные и относительно определенные санкции.
Абсолютно определенныесанкции точно, однозначно, безальтернативно устанавливают те пли иныеструктурные элементы нормы. Такая определенность носит императивный характер ине может изменяться по усмотрению участников правоотношений.
Относительно определенныесанкции закрепляют альтернативность тех или иных неблагоприятных последствий.
г) Действие норм права распространяетсяна определённый круг субъектов, нормы права действуют на определённоограниченном участке пространства и ограничено определёнными временнымирамками.
Действие правовой нормыво времени начинается с момента вступления в юридическую силу содержащего еенормативно-правового акта и прекращается с момента утраты последним юридическойсилы.
Действие норм права покругу лиц.
В текстенормативно-правового акта должно содержаться описание субъектов, которымадресованы его нормы. Нормативно-правовые акты распространяются на всех лиц,находящихся на территории государства, включая иностранцев, лиц безгражданства, структурные подразделения иностранных и международных организаций.Причем в отношении граждан самого государства нормативно-правовые акты действуюткак на территории государства, так и за его пределами.