КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
НА ТЕМУ:
«ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХУСЛОВИЯХ»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава1. Теоретические аспекты проведения денежно-кредитной политики
1.1Денежно-кредитная политика: определение, цели и типы
1.2Инструменты денежно-кредитной политики
Глава2. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ
2.1Регулирование инфляции
2.2Курсовая политика
2.3Кризис ликвидности и рефинансирование
2.4Золотовалютные резервы
Заключение
Списоклитературы
/>Введение
Центральный банк является проводником денежно-кредитной политики врыночной экономике. В его функции входит выбор целей и приоритетов, разработкасоответствующей стратегии и тактики денежно-кредитной политики, а также еёреализация посредством разнообразных инструментов и методов. В странах сразвитой банковской системой денежно-кредитная и валютная политика имеют статусодного из ключевых инструментов воздействия на экономическую конъюнктуру длядостижения планируемых государством ориентиров экономического развития.
Отмечается значительное возрастание роли центральных банков врегулировании экономических процессов. Рост зависимости национальныхэкономических систем от конъюнктуры мирового финансового рынка потребовал отцентральных банков принятия адекватных мер денежно-кредитной политики,способных обеспечить стабильность экономического развития или достаточнобыстрое преодоление последствий финансового кризиса. За последнее время ставкурефинансирования меняли ФРС, Банк Англии, Банк Японии. Велики темпы приростазолотовалютных резервов Банка Китая. Для Банка России можно говорить о всехэтих явлениях, возведённых в степень.
Таким образом, актуальность предлагаемой работы, посвящённой анализуденежно-кредитной политики ЦБ РФ за 2007 г. и её целей на ближайшие годы,обусловлена объективными процессами, связанными с изменением роли центральныхбанков в условиях формирования глобального финансового рынка, а также развитиемв России системы рыночных институтов.
Объект работы – денежно-кредитная сфера экономики России.
Предмет – деятельность Банка России, его воздействие на курс национальнойвалюты, процентные ставки и другие показатели денежного рынка, а такжефинансовые рынки в целом.
Цель данной работы состояла в получении комплексного представления оденежно-кредитной политике Банка России на современном этапе, её слабых исильных сторонах, а также в выявлении возможных последствий и влияния нафинансовую и экономическую сферу в РФ.
Для достижения целей необходимо было решить следующие задачи: определить,что включает в себя понятие денежно-кредитная политика, изучить инструментыденежно-кредитной политики, а также принципы её проведения, закреплённыезаконодательно, проанализировать динамику показателей денежного рынка ибанковской системы, показывающих эффективность мероприятий Центробанка, собратьинформацию о последних событиях в мировой экономике и их влиянии на проводимуюЦБ политику, ознакомиться с оценками экспертов по данной проблеме.
При написании работы использованы ФЗ «О Банке России», Годовой отчётБанка России за 2006 г., Основные направления единой государственнойденежно-кредитной политики за 2007 и 2008 гг., статьи из периодической печати,учебная литература, сайты Интернет.
Курсовая работа состоит из двух глав. В первой разбираются теоретическиеаспекты проведения денежно-кредитной политики, её нормативно-правовая основа,даётся характеристика основных инструментов денежно-кредитной политики:механизм воздействия на денежный рынок, рекомендации по использованию. Вторая главапредставляет собой описание практики использования инструментовденежно-кредитной политики для достижения конкретных макроэкономических целей.Приведены сведения о плановых показателях, заложенных в Основных направлениях,и их выполнении за 2007 г. Проанализированы различные причины «провалов»(например, в регулировании инфляции). Рассказано о том, какие инструментыпользуются особой популярностью у ЦБ РФ и какие только будут внедряться, атакже о задачах, которые стоят перед денежными властями в связи с глобализациейэкономики.
Глава 1. Теоретические аспекты проведенияденежно-кредитной
политики/>
1.1 Денежно-кредитная политика: определение, цели и типы
Денежно-кредитная (или монетарная) политика – совокупность мероприятий, спомощью которых центральный банк воздействует на параметры равновесия денежногорынка – предложение денег и процентную ставку.
Денежно-кредитнаяполитика является частью экономической политики государства, целями которойявляется: поддержания равновесия на денежном рынке, контроль и регулированиеденежной массы в обращении, борьба с инфляцией, поддержание курса национальнойвалюты, нормальных финансовых условий функционирования рынка, обеспечениереального сектора дешёвыми кредитными ресурсами, стабилизация темповэкономического роста, регулирование экономического цикла, обеспечение высокогоуровня занятости.
Однакоустановление одновременно цели снижения безработицы и инфляции может оказатьсяпротиворечивым. Так, если центральный банк будет пытаться стимулировать ростпосредством поддержания низких процентных ставок, он должен увеличитьпредложение денег. Но рост денежной массы может привести к росту инфляции.Поэтому, как правило, экономический рост не является непосредственной цельюденежно-кредитной политики, но центральный банк вынужден искать компромиссмежду противоречивыми целями. К сильным сторонам денежно-кредитной политикиможно отнести быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикойзависимость от политического давления.
Достижениепоставленных целей осуществляется с помощью одной из трех стратегий:таргетирования инфляции, денежной массы, валютного курса или ставки процента.
В России цели и задачи денежно-кредитной политикизакрепляются в Основных направлениях государственной денежно-кредитнойполитики.
Этот документ включает следующие положения:
ü концептуальныепринципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой БанкомРоссии;
ü краткуюхарактеристику состояния экономики Российской Федерации;
ü прогнозожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущемгоду;
ü количественныйанализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных БанкомРоссии на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей иобоснование их возможной корректировки;
ü сценарный(состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономикиРоссийской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другиетовары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;
ü прогнозосновных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящийгод;
ü целевыеориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемыеБанком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции,денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютныхрезервов;
ü основныепоказатели денежной программы на предстоящий год;
ü вариантыприменения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающихдостижение целевых ориентиров при различных сценариях экономическойконъюнктуры;
ü планмероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковскойсистемы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков иплатежной системы.
В 2007 г.впервые были составлены Основные направления на 3 года – с 2008 по 2010.Главной целью определено постепенное снижение инфляции — до 5-6% в 2010 году.При этом на 2008 год ставится задача снизить инфляцию до 6-7% из расчетадекабрь к декабрю. Планируется активизировать рефинансирование коммерческихбанков, сузить коридор процентных ставок рефинансирования, а также продолжатьработы по внедрению инфляционного таргетирования как инструментаденежно-кредитной политики.
В зависимостиот состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типаденежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой наборинструментов и определенное сочетание экономических и административных методоврегулирования.
Рестрикционнаяденежно-кредитная политика направлена на ужесточение условий и ограничениеобъема кредитных операций коммерческих банков путем повышения уровня процентныхставок. Ее проведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращениемгосударственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными насдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса. Рестрикционнаяденежно-кредитная политика может быть использована как в целях борьбы синфляцией, так и в целях сглаживания циклических колебаний деловой активности.
Экспансионистскаяденежно-кредитная политика сопровождается, как правило, расширением масштабовкредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении,сокращением налоговых ставок и понижением уровня процентных ставок.
По масштабамвоздействия денежно-кредитная политика может быть тотальной и селективной. Притотальной денежно-кредитной политике мероприятия ЦБ распространяются на всекредитные учреждения, при селективной — на отдельные кредитные институты либоих группы или же на определенные виды банковской деятельности.
Всоответствии с целями и типом проводимой Центральным Банком денежно-кредитнойполитики определяются конкретные методы и инструменты ее проведения./>/>
1.2 Инструментыденежно-кредитной политики
Под инструментом денежно-кредитной политики понимают средство, способвоздействия центрального банка на объекты денежно-кредитной политики.
В рамках денежно-кредитной политики применяются прямые и косвенныеметоды.
Прямые методы носят характер административных мер в форме различныхдиректив центрального банка, касающихся объёма денежного предложения и цен нафинансовом рынке. Реализация этих мер даёт наиболее быстрый эффект с точкизрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объёмом депозитови кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временемпрямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зренияхозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, оттокфинансовых ресурсов в «теневую» экономику или за рубеж. Косвенные методывоздействуют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночныхмеханизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методовтесно связана с уровнем развития денежного рынка. При переходной экономике,особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так икосвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.
Различают также общие и селективные методы денежно-кредитной политики.
Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влияние наденежный рынок в целом.
Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основномдирективный характер. Их применение связано с решением частных задач, таких,как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельныхвидов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банкови т.д. Такое централизованное перераспределение кредитных ресурсовнесвойственно для стран с рыночной экономикой, поскольку оно искажает рыночныецены и распределение ресурсов, сдерживая конкуренцию на финансовых рынках.Применение в практике центральных баков селективных методов воздействия надеятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимойна стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорцийвоспроизводства.
В соответствии со статьёй 35 ФЗ «О Банке России»основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка Россииявляются:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых вБанке России (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Банк России может устанавливать одну или несколькопроцентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политикубез фиксации процентной ставки. Процентная политика используется длявоздействия на рыночные процентные ставки.
Выделяют два направления процентной политики: регулирование займовкоммерческих банков у ЦБ и депозитная политика.
Депозитные операции ЦБ позволяют коммерческим банкам получать доход от такназываемых свободных, или избыточных, резервов, а ЦБ дают возможность влиять наразмер денежного предложения.
С помощью указанных операций можно регулировать не только краткосрочнуюликвидность банков, но и ликвидность в среднесрочном периоде. Данный инструментпозволяет оперативно изъять излишнюю ликвидность банковской системы дляповышения сбалансированности спроса и предложения в различных секторахфинансового рынка.
Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательствкоммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить вцентральном банке. При увеличении нормы обязательных резервов происходитмультипликативное сокращение денежной массы и наоборот.
Нормативы обязательных резервов не могут превышать20 процентов обязательств кредитной организации и могут бытьдифференцированными для различных кредитных организаций. ЦБ не имеет праваединовременно изменить норматив более чем на пять пунктов.
Под операциями на открытом рынке понимаютсякупля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций,прочих государственных ценных бумаг, ОБР, а также краткосрочные операции суказанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.
Операции центрального банка на открытом рынке оказывают прямое влияние наобъём свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либосокращение, либо расширение объёма кредитных вложений в экономику, одновременновлияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая её. Такоевоздействие осуществляется посредством изменения центральным банком ценыпокупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг. При жёсткойрестрикционной политике, результатом которой должен стать отток кредитныхресурсов с ссудного рынка, центральный банк уменьшает цену продажи илиувеличивает цену покупки, тем самым увеличивая или уменьшая её отклонение отрыночного курса.
Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, онпереводит деньги на их корреспондентские счета; таким образом увеличиваютсякредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в формебезналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а принеобходимости трансформируются в наличные деньги. Если центральный банк продаетценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетовоплачивают такую покупку, тем самым уменьшая свои кредитные возможности,связанные с эмиссией денег.
Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместнос группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.
Под рефинансированием понимается кредитование БанкомРоссии кредитных организаций.
Ставка рефинансирования – это процент, под который центральный банкпредоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредиторв последней инстанции. Однако в России понятие «ставка рефинансирования»приобрело иной смысл. В настоящее время это официальная ставка, а не та, покоторой ЦБ предоставляет деньги. С ней по большей части связаны фискальныетребования. Согласно НК РФ все штрафы, пени и т.д.выражаются в долях ставки рефинансирования. Первый зампред ЦентробанкаА. Улюкаев поясняет в одном из интервью: «Напрямуюставка рефинансирования определяет цену лишь кредита «овернайт». Аналогом того,что на Западе называется ставкой рефинансирования, по которой банки могутзанимать деньги у своих центробанков, в России является ставка однодневногоРЕПО» [7, С.4].
Учётная ставка – процент (дисконт), по которому центральный банкучитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью ихкредитования под залог ценных бумаг. Уменьшение её делает для коммерческихбанков займы дешёвыми. Ссудные резервы банков увеличиваются на величинуполученных от ЦБ кредитов, а денежная масса расширяется с мультипликативнымэффектом. И наоборот, увеличение учётной ставки делает займы невыгодными. Болеетого, некоторые коммерческие банки, имеющие заёмные средства, пытаютсявозвратить их, так как эти средства становятся очень дорогими. Сокращениебанковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежногопредложения.
Как показывает мировой опыт, даже в самой стабильной экономике укоммерческих банков могут возникнуть временные трудности и проблемы сликвидностью. Поэтому центральные банки, как правило, используют системуспециальных кредитов (вспомогательный кредит, ломбардный кредит и др.) длярешения проблемы временной неплатёжеспособности коммерческих банков.
Наряду с пересмотром ставки рефинансирования изменяются проценты запользование ломбардным кредитом, кредитом «овернайт», операциями РЕПО исредствами банков, привлечёнными на депозиты в Банк России.
Под валютными интервенциями Банка России понимаетсякупля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке длявоздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.
Валютные интервенции – это операции центрального банка по покупке/продаженациональной валюты. Покупка иностранной валюты ведёт к девальвациинациональной и увеличению золотовалютных резервов, при продаже эффект обратный.Такая интервенция называется «нестерилизованной», т.к. приводит к изменениям вденежной базе. Если центральный банк хочет избежать подчиненияденежно-кредитной политики внешним целям, то ему необходимо устранить колебаниеденежной базы. Сделать это можно, если он одновременно с валютной интервенциейстанет проводить компенсационные операции на открытом рынке по покупке/продаженациональных облигаций. Валютная интервенция с компенсацией будет уже носитьназвание «стерилизованная интервенция».
Используются валютные интервенции в основном для уравновешиванияплатёжных балансов, изменения структуры импорта или ограничения его, сокращенияплатежей за границу, концентрации валютных ресурсов в руках государства.
Банк России может устанавливать ориентиры ростаодного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основныхнаправлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Под прямыми количественными ограничениями БанкаРоссии понимается установление лимитов на рефинансирование кредитныхорганизаций и проведение кредитными организациями отдельных банковскихопераций.
Банк России в целях реализации денежно-кредитнойполитики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых иобращаемых среди кредитных организаций.
Предельный размер общей номинальной стоимостиоблигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советомдиректоров решения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске)облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможнойсуммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательныхрезервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего нормативаобязательных резервов.
Рассмотренные инструменты денежно-кредитной политики используютсяцентральным банком обычно в комплексе в соответствии с целью денежно-кредитнойполитики. Оптимальная комбинация инструментов денежно-кредитной политикизависит от стадии развития и структуры финансовых рынков, роли центральногобанка в экономике страны.
денежный политика центробанк россия
Глава 2. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ/>
2.1 Регулирование инфляции
Регулирование инфляции –это один из приоритетов денежно-кредитной политики Банка России. Совместно сМинфином он определяет мероприятия, направленные на снижение инфляции, а такжеведёт мониторинг данного показателя, определяет плановые значения инфляции ипричины отклонения от заданного курса.
Согласно Основнымнаправлениям единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 годпланировалось снизить инфляцию до уровня 6,5-8% из расчёта декабрь 2007 кдекабрю 2006. Однако после июля темпы роста значительно выросли (см. табл. 1).В СМИ несколько раз звучали заявления об изменении прогнозов по инфляции.Последний раз прозвучала цифра 11,5 % [8, С.5]. Пересматриваются и другиемакроэкономические показатели (например, приток иностранных инвестиций). Всёэто свидетельствует о нестабильности экономической ситуации как в стране, так иза её пределами, а также о пока ещё не очень высоком уровне профессионализманаших экономистов.
Таблица 1 Базовая инфляция в % к декабрю предыдущего годаянварь 100,6 февраль 101,1 март 101,7 апрель 102,2 май 102,5 июнь 103,0 июль 103,9 август 105,0 сентябрь 106,7 октябрь 108,9
Основными причинамиинфляционного разгона называют повышение мировых цен на нефть и продуктыпитания, а также увеличение бюджетных расходов в России. Но помимо этогоинфляцию подтолкнули высокие темпы роста заработной платы, которые проходят безувеличения производительности труда, низкая сберегательная активностьнаселения, а также неблагоприятный предпринимательский и инвестиционный климат,дополняет директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин.
В ЦБ РФ считают, чтобороться с инфляцией нужно замедлением оборота денежной массы. Предлагаемыеспособы: механизм использования Стабфонда, управление курсовой политикой ипроцентными ставками, а также умеренное использование системы госдолга.
На практике Центробанкдействует в основном через повышение номинального курса рубля и как следствие — укрепление его реального курса. В нынешнем году, как сообщил Улюкаев,укрепление рубля составит около 5 процентов. Такой темп укрепления рублясущественно ниже темпов экономического роста и роста производительности труда.А значит, он не сильно ударяет по отечественным производителям. А для населенияукрепление рублевого курса даже выгодно — они смогут купить на свои деньгибольше импортных товаров.
Но сильный рубльувеличивает объемы размещения иностранного спекулятивного капитала вотечественную валюту и ценные бумаги. На этот замкнутый круг, в который попалЦБ, уже обратили внимание многие: укрепление курса рубля, призванноезатормозить инфляцию, приводит к прямо противоположному — ускоряет, а незамедляет ее, поскольку усиливает приток капитала и увеличивает денежную массу.По словам главы Центробанка Сергея Игнатьева, инвестиционное давление моглисоздать деньги, привлеченные распродажей активов ЮКОСа, IРО ВТБ и Сбербанка. Попредварительной оценке, чистый приток капитала в страну в первом полугодиисоставил 67 миллиардов долларов. Однако от укрепления рубля как главнойантиинфляционной меры Банк России отказываться не собирается.
Между тем рост инфляцииможет заставить ЦБ в декабре пересмотреть в сторону увеличения официальнуюставку рефинансирования коммерческих банков. Аналитики тоже отмечают, чтоставки на денежном рынке не реагируют на изменение официальной ставкирефинансирования Банка России, но она по-прежнему показывает результаты борьбыЦБ с инфляцией.
Одно из нововведений –это инфляционное таргетирование. Сейчас в денежно-кредитной политикеЦентробанка инфляционное таргетирование — регулирование показателя инфляции — одна из главных задач.
Режимденежно-кредитной политики инфляционного таргетирования принято считатьнаиболее эффективным в борьбе с инфляцией. Выделяют несколько обязательныхэлементов и/или требований, составляющих основу этого режима. В числе первыхпринято называть наличие официально установленного и объявленного широкомукругу экономических агентов среднесрочного целевого ориентира по инфляции.
Центральныйбанк наделяется операционной независимостью, с одной стороны, и высокойстепенью ответственности за достижение поставленных целевых ориентиров — сдругой.
Безусловнымитребованиями реализации инфляционного таргетирования являются:
· довериеэкономических агентов к политике денежных властей;
· абсолютнаяпрозрачность решений и действий Центрального банка, четко обоснованных и ширококомментируемых его официальными представителями;
· упреждающийподход к инфляции, основанный на детальном анализе большого количества макро- имикропоказателей, четком понимании текущего состояния экономики и перспектив ееразвития.
Мировой опытпоказывает, что инфляционное таргетирование успешно применяется в странах,сильно зависящих от цен на полезные ископаемые (Чили, Мексика, Норвегия), исама по себе эта зависимость не является непреодолимым препятствием для еговведения.
Серьезнойпроблемой для России является отсутствие у ЦБ эффективных инструментоввоздействия на инфляцию. Сейчас такое воздействие оказывается в основном засчет изменения денежной базы при купле-продаже валюты. Но этот инструмент вусловиях инфляционного таргетирования неприемлем, так как сильно зависит отвнешнеэкономической конъюнктуры.
Дляэффективного таргетирования инфляции ЦБ должен иметь возможность влиять наситуацию на денежном рынке через процентные ставки, чему может способствоватькак развитие рынка облигаций Банка России, так и постепенное повышение ролипроцентной политики ЦБ по мере роста реальных процентных ставок в стране. Впрошлом году ЦБ дважды понижал ставку рефинансирования при сопутствующемповышении ставок по депозитам кредитных организаций в ЦБ, что имело своей цельюповысить роль процентных ставок в денежно-кредитной политике.
Указанныеособенности российской экономики не позволят ЦБ на настоящем этапе перейти кполномасштабному режиму таргетирования инфляции. Однако движение в этомнаправлении необходимо. В этом еще раз убеждает инфляционный всплеск, которыймы наблюдаем сейчас. Именно режим таргетирования инфляции позволяет внаибольшей степени защитить экономику от внешних ценовых шоков: привозникновении такой угрозы ЦБ оперативно ограничивает доступность денег вэкономике и не позволяет росту цен перекинуться на внутренний рынок.
В последнее времявыдвигаются предложения (в частности А. Улюкаевым и А. Кудриным) о пересмотреметодики расчета инфляции. Сейчас ее измеряют год к году — то есть рост цен всентябре этого года сравнивают с таким же показателем прошлого года. ЦБ жепредлагает проводить такие замеры от месяца к месяцу — сентябрь к августу,октябрь к сентябрю и так далее по цепочке. По мнению экспертов, показательинфляции окажется выше, чем сейчас, но в то же время будет более объективным.
Показательроста индекса потребительских цен к декабрю предыдущего года имеет двасущественных недостатка. Во-первых, происходит неадекватная индексацияпоказателей бюджета. Финансирование бюджетных расходов и поступление доходовосуществляются в течение всего года, а не только в декабре. Поэтому болееадекватная индексация требует оценки того, насколько цены выше цен предыдущегогода на протяжении всего года, а не только за один месяц — декабрь. Во-вторых,прогнозирование показателя «декабрь к декабрю» является более сложнымвследствие его повышенной волатильности. Колебания среднегодовой (скользящейсредней) инфляции значительно меньше колебаний инфляции по показателю «месяц каналогичному месяцу предыдущего года».
Наряду с монетарныминеобходимо и перспективно применять другие меры макроэкономической политики. Вих числе можно назвать повышение спроса на деньги, дедолларизацию, ростсберегательной активности населения, расширение спектра возможных ееинструментов. Необходимы реформы, связанные с рынком труда и повышением егогибкости, а также либерализация важнейших рынков, в частностителекоммуникационного, электроэнергии, воздушных перевозок. Развитиефинансового рынка, расширение состава финансовых инструментов, в том числеиспользуемых для хеджирования рисков, выработка и реализация сбалансированной ипоследовательной фискальной политики, позволяющей нейтрализовать циклическиеколебания, также важны для решения указанной задачи. Эффективность этих мердоказана опытом многих стран, значит, с большой долей вероятности они окажутсяэффективными и в условиях России./>
2.2 Курсоваяполитика
В курсовой политикеБанка России можно выделить несколько основных моментов: режим валютного курса,выбор бивалютной корзины в качестве ориентира, нацеленность на достижениеконвертации рубля.
Режим валютного курсаустановлен регулируемый плавающий. Однако «в интересахборьбы с инфляцией можно было бы немедленно перейти к полностью плавающемукурсу – вот разве только колебания будут такими, что граждане могут остатьсянедовольными» [28]. Переход к свободному плавающему валютному курсу – это необходимоеусловие инфляционного таргетирования, поэтому такая мера выглядит вполнелогично.
Бивалютная корзина былапересмотрена в 2007 г. Целью пересмотра стало сближение стоимости бивалютнойкорзины с среднесрочным номинальным курсом рубля. Т.о. бивалютная корзинасостоит на 45% из евро и 55% из американского доллара (ранее они составлялисоответственно 40% и 60%). Котировки рубля к этой корзине дают ориентир тольков течение операционного дня, опираясь на который работает ЦБ РФ. При этом он необязан удерживать котировки каждой из входящих в корзину валют, т.к.определяющими факторами в проведении курсовой политики, как и денежно-кредитнойв целом, остаются интересы борьбы с инфляцией, сезонная или внутримесячнаядинамика ликвидности банковской системы.
По информацииЦентробанка, реальный эффективный курс рубля — связанный с его покупательнойспособностью, за январь-июль текущего года повысился на 3,9 процента. Курсрубля к доллару вырос на 6,1 процента, а к евро — на 4,3 процента. При этом виюле рубль укрепился на 0,6 процента по сравнению с июнем, курс рубля к долларуза месяц вырос на 2,2 процента, а к евро — на 0,2 процента.
По мнению А. Улюкаева,основанному на монетаристской теории, укрепление рубля к бивалютной корзине изевро и доллара на 1 процентный пункт дает снижение инфляции примерно на 0,3процента.
Укрепление рубляпровоцирует увеличение объема импорта в страну, ударяя по отечественнымпроизводителям. По данным ФТС, только в июле объем импорта товаров из страндальнего зарубежья по сравнению с июнем вырос на 3,5 процента и составил 14,6миллиарда долларов в денежном выражении. А относительно июля 2006 года импортувеличился на 49,1 процента. При этом увеличились объемы импортапотребительских товаров, а ввоз машиностроительной техники остался практическина уровне предыдущего месяца. Так что и другое предположение, что укреплениерубля будет способствовать техническому переоснащению производства за счетзакупок дешевого импортного оборудования, пока не подтверждается на практике.
Правда, по отношению киюлю прошлого года импорт машиностроительной продукции вырос на 50,9 процента,но, судя по исследованию специалистов ФТС, это увеличение произошло в основномза счет роста поставок импортных транспортных средств — готовой продукциимашиностроения, — которые выросли в 1,8 раза.
Согласнопрогнозу Банк России ожидает интенсивного роста импорта (в 1,6–1,9 раза потоварам и услугам к 2010 году по сравнению с 2006−м, когда он достигрекордных 210 млрд. долларов). В результате — резкое снижение сальдо счетатекущих операций с переходом к его дефициту уже в 2009–2010 годах.
Отрицательноесальдо счета текущих операций в конечном счете должно привести к коррекциикурса — этот важный вывод не сформулирован в Основных направлениях, однако оночевиден. Это согласуется с параметрами прогнозов правительства на 2008–2010годы, в соответствии с которыми по всем сценариям с 2009 года начинаетсяснижение номинального курса рубля к доллару.
Динамикарубля будет более плавной, если валютный рынок поддержат стабильные капитальныепотоки. Банк России прогнозирует чистый приток капитала в частный сектор вобъеме 55 млрд. долларов в 2010 году. Это превосходит высокие показатели 2006года (42 млрд. долларов) и близко к показателям бума первого полугодия 2007года (60 млрд. долларов) [12, С.6]. Такой прогноз не слишком реалистичен. Масштабныйчистый приток капитала сегодня более чем наполовину обеспечен источниками, чувствительнымик изменениям курса, — краткосрочными внешними займами банков и операцияминаселения с наличной валютой. При понижении курса и сохранении текущейструктуры капитальных потоков масштабный приток капитала сменится масштабнымоттоком, а значит, корректировка курса может оказаться более быстрой иглубокой, чем предполагалось Банком России при расчете прогноза.
Значительныйобъем внешней задолженности банковской системы может сделать резкое снижениекурса довольно болезненным. Сегодня внешняя задолженность банковской системысоставляет около 100 млрд. долларов (около 20% от привлеченных банкамисредств). При условии сохранения текущей структуры и величины ожидаемого БанкомРоссии чистого притока капитала этот показатель к концу 2008 года составит 160–190млрд. долларов (до 25% привлеченных средств) [12, С.6].
Можно считать, чтоактивная работа по достижению конвертируемости рубля была начата 1 июля 2006г., когда Центробанк добровольно снял все ограничения по валютным операциям.Согласно принятым поправкам в Закон «О валютном регулировании и валютномконтроле» тогда отменили обязательную продажу валютной выручки экспортерами,были сведены к минимуму ограничения на совершение валютных операций по валютнымсчетам граждан и на приобретение ими долей и вкладов в иностранных компаниях.Кроме того, были ликвидированы барьеры на проведение расчетов и переводов междурезидентами и нерезидентами при предоставлении займов, кредитов, операций сценными бумагами.
3 октября 2007 г.российским рублем впервые начали торговать на зарубежной площадке по продажевалюты. Крупный российский банк продавал рубли на международной торговойплатформе «Лава Эф-экс Интербанк», американской компании «Лава Трейдинг».
Ведутся переговоры снациональными банками зарубежных стран о приобретении ими рублей в качестверезервной валюты. По утверждению президента Российской организации специалистовфинансовых рынков Игоря Суздальцева, дальше всего переговоры продвинулись сНациональным банком Австрии, выполняющим функции Центробанка.
Сейчас естественнымобразом происходит превращение рубля в резервную валюту в странах СНГ, всебольшее количество расчетов там происходит именно в рублях. Причем не только,когда российский контрагент платит за наш товар в рублях. Рубли все большепринимаются в расчетах между третьими странами. Многие страны СНГ сейчасактивно накапливают рубли, и объем рублевых расчетов в постсоветскомпространстве сегодня значительно больше, чем объем их товарооборота с Россией.А это означает, что на самом деле рубль там уже становится резервной валютой,выполняя функции меры стоимости, средства платежа и формы накопления. С другойстороны, с прошлого года, после либерализации движения капитала крупныемеждународные финансовые структуры, например, мировые платежные системы, ужепроизводят расчеты в рублях. Они используют его как свою официальную расчетнуювалюту. Как следствие эмитенты любых стран могут выпускать рублевые ценныебумаги и осуществлять расчеты в рублях. Таким образом, рубль уже востребован вкачестве инструмента на международных финансовых рынках и его востребованностьрастёт./>
2.3 Кризис ликвидности ирефинансирование
Впоследнее время мировая экономическая система испытывает серьёзные трудности сликвидностью. Кризис ликвидности, разразившийся сначала в США, отразился и нароссийской финансовой системе. В этой ситуации Центробанк должен обеспечитькоммерческие банки ресурсами через механизм рефинансирования. По заявлениюпервого зампреда ЦБ РФ А. Улюкаева, уже сегодня Центробанк может предоставитьпо каналам рефинансирования до 1,5 триллиона рублей.
Однакокоммерческие банки не спешат за кредитами в Банк России. С августа 2007 годазарабатывали на нехватке ликвидности крупные банки, наряду с ЦБ ониобеспечивали необходимую рынку ликвидность под относительно высокие ставки.Ставки резко росли в конце месяца, во время платежей по налогу на прибыль. Объёмопераций прямого репо (краткосрочные кредиты ЦБ под залог ценных бумаг) упорноне снижается. Падает сумма корсчетов и депозитов банков в ЦБ, а ставки МБКрастут.
Но в конце ноября 2007 года напряжение на банковском рынке может бытьзначительно меньше, чем в последние три месяца. Во-первых, расходование«бюджетного навеса» (ускоренное исполнение федерального бюджета) началось не вконце ноября – начале декабря, как в последние годы, а раньше. Октябрьскиерасходы оказались в 1,66 раза больше средних за первые девять месяцев 2007года. Судя по вниманию, которое вице-премьер глава Минфина Алексей Кудринуделяет этой проблеме, высоки и расходы в ноябре. Во-вторых, как рассказаливчера главы департаментов Минфина Дмитрий Панкин и Алексей Саватюгин, в декабрена рынок попадут временно свободные средства госкорпорации «Роснанотех», Банкаразвития и Фонда реформирования ЖКХ. Эти средства, по замыслу чиновников,должны быть размещены на депозитах госбанков, которые, в свою очередь, смогутподдержать ликвидность других участников рынка.
Однако рынок может и не увидеть этих средств, считают эксперты. Согласносообщению ЦБ, 12 декабря состоится выпуск облигаций Банка России с погашением виюне 2008 года в объеме 400 млрд. руб. Т.о. средства институтов развития могутбыть стерилизованы.
Возобновлениепритока капитала поддержит ликвидность банковского сектора. Алексей Улюкаев наднях обратил внимание, что ускорился рост ЗВР. По его словам, на 20 ноября онидостигли $456 млрд., а к концу года могут дойти до $470 млрд. На фоне, хотя имедленного из-за подорожания нефти почти до $100 за баррель, сокращения сальдоторгового баланса это означает именно дополнительный приток капитала. В ЦБ,Минфине и МЭРТе теперь склоняются к тому, что чистый приток капитала в 2007году составит $80 млрд.
ТакжеА. Улюкаев сообщает, что уже в декабре ЦБ начнет прием корпоративных евробондовв качестве обеспечения для рефинансирования со стороны ЦБ. Сейчас в список ЦБвходят рублевые облигации Минфина и ЦБ, ряда банков и крупных компаний,некоторых регионов, а также российские евробонды. Список облигаций, которыебудет принимать в залог ЦБ, не опубликован.
Расширениекруга денежных инструментов, принимаемых в залог, должно упростить сглаживаниепиков напряженности на денежном рынке. По оценке Натальи Орловой изАльфа-банка, включение в список ЦБ еврооблигаций способно расширить объемопераций репо примерно на 250 млрд. руб., она полагает, что на руках уроссийских резидентов находится 10% всех корпоративных облигаций. НиколайПодгузов из «Ренессанс Капитала» говорит о 15-20% и «около 300 млрд. руб.»,указывая, что разница между ставками репо и доходностью евробондов порядка 2% — это хорошая возможность для заработка. Таковы оперативные мероприятия, которыесейчас активно разворачивает Банк России.
Полностьюже задействовать инструмент рефинансирования ЦБ РФ планирует не ранее 2009года. По прогнозу, в 2010 году прирост выданных Банком России кредитов можетсоставить порядка 700–800 млрд. рублей. Для сравнения: за последние пять летмаксимальный годовой прирост составлял 15 млрд. рублей.
Однакодаже такой скачкообразный рост рефинансирования не сможет обеспечитьподдержания уровня ликвидности банковской системы. Если исходить изпредставленных расчетов, за 2008–2010 годы общий уровень ликвидности банковскойсистемы, выраженный как отношение ликвидных активов к обязательствам банковперед клиентами и вкладчиками, упадет более чем в четыре раза — с 17 до 4% —при сокращении ликвидных активов банков в среднем (по сценариям) на 56%. Какимобразом ЦБ при этом намерен избежать проблем с платежеспособностью банков, невполне понятно. В 2004 году локальному кризису в банковской системепредшествовало снижение отношения ликвидных активов банков к их обязательствамс 18 всего лишь до 12, а не до 4%, как в нынешнем прогнозе. Возможно, тогда нестоит допускать такого сильного снижения ликвидности? Оценки показывают:удержать к концу 2010 года отношение ликвидных активов к обязательствам передклиентами и вкладчиками на уровне хотя бы 10% можно при увеличении накопленногообъема кредитов Банка России на 1 трлн. рублей в среднем, по различнымсценариям, по сравнению с тем, что предполагается в документе.
Выживаниепри столь низкой ликвидности, равно как и обещанный переход к управлениюденежным предложением через процентные ставки, невозможно без развитого рынкамежбанковского кредита. Сегодня емкость этого рынка несообразно мала. Объемпривлеченных банками на внутреннем рынке межбанковских кредитов и депозитовсоставляет чуть более 300 млрд. рублей, то есть 3,5% от общей величиныпривлеченных средств. Причем на протяжении последних трех лет этот показательснижается. Очевидно, требуются меры со стороны денежно-кредитных властей поподдержке развития данного рынка, но ни о чем подобном в Основных направленияхне говорится.
Ещеодна проблема — возможная нехватка залоговой базы для расширениярефинансирования банковской системы в предполагаемых масштабах. Даже запланированныйобъем рефинансирования (700−800 млрд. рублей в год к 2010 году) требуетрезкого расширения состава активов, которые могут приниматься Банком России вобеспечение по кредитам. Сегодняшней залоговой базы из государственных ивысоконадежных (международный рейтинг не ниже BB/Ba2) корпоративных ценныхбумаг, находящихся в активах банков, хватит на один год такой работы. Если жеобъем рефинансирования увеличить на 1 трлн. рублей, как того требуетподдержание приемлемого уровня ликвидности банковской системы, то вся эта базабудет выбрана за один — два квартала. Конечно, покупка банками новыхгосударственных и корпоративных ценных бумаг и повышение кредитных рейтинговроссийских эмитентов в предстоящие три года позволят пополнить эту базу. Но прискладывающейся динамике вряд ли она возрастет более чем в два с половиной раза.Получается, что этот фактор даст еще год расширения рефинансирования, не болеетого.
Выходоммогло бы стать рефинансирование под нерыночные активы — прежде всего банковскиекредиты предприятиям. Еще одна возможная альтернатива — развитие беззалоговогокредитования банков (например, участвующих в системе страхования вкладов впределах установленных лимитов). Никаких убедительных указаний насчет того, какбудет решаться проблема расширения залогового обеспечения рефинансирования, вОсновных направлениях не содержится.
Проблемас рефинансированием может оказаться еще более острой, поскольку в своихпрогнозах Банк России систематически недооценивает потенциал роста спросаэкономики на деньги. Так, в 2003–2006 годах прогнозировался прирост денежноймассы М2 на 27% в среднем за год, а в действительности он составил 43%. ВОсновных направлениях на 2007 год ожидалось, что в текущем году темп приростаденежной массы М2 составит 32–34%, в последнем документе эта цифра быласкорректирована до 37–39%. В действительности при складывающихся трендах мывыходим на 46–48% прироста денежной массы за 2007 год. Как правило, отклонениефакта от прогноза связано с ожидаемым Банком России резким замедлением динамикиналичных денег. Однако последнего пока не происходит.
Недооценкапотенциала роста денежной массы автоматически означает недооценку потребности вденежном предложении и, соответственно, рефинансировании для поддержанияликвидности банков.
Существуют и претензиипо методике определения параметров денежного рынка и лимитов для коммерческихбанков. Представляется избыточно жесткой методика определения текущейликвидности банков.
Способность банкаисполнять клиентские требования и другие обязательные платежи, то естьликвидность, определяется в мире на основании моделей движения денежныхпотоков.
В Основных направленияхединой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год Банком Россиибыло определено, что переход на модель денежных потоков является важнейшиммоментом «совершенствования надзора за риском ликвидности». Однако за 3 месяцадо конца 2007 года ничего сделано в этом направлении не было.
Другим ограничителем длябанков является норма, согласно которой банк может привлекать средства в размереуставного фонда. Было бы разумным заменить ограничитель на собственный капитал.Размер собственного капитала более точно отражает объемы рисков банков, нежелиуставной капитал.
Необходимо срочнопринять меры, направленные на повышение ликвидности российской банковскойсистемы. Банкам, имеющим рейтинг не ниже странового, надо разрешить размещатьна своих счетах средства Стабфонда, федерального бюджета, пенсионных фондов,фондов обязательного страхования, Банка развития. ЦБ должен озаботиться удлинениемсроков по операциям рефинансирования до 3 лет./>
2.4 Золотовалютныерезервы
За пять месяцев2007 г. резервы увеличились на 98,5 млрд. долларов, или почти на треть, с 303,7млрд. долларов на начало года (см. рис. 1).
Для роста резервовна такую же величину с минимального значения в декабре 1998 года (11,9 млрд.долларов) до 112,8 млрд. долларов в ноябре 2005 года потребовалось семь лет. Вгодовом измерении с 26 мая 2006 года они увеличились на 158,9 млрд. долларов,или на 65% (с 243,3 млрд. долларов).
По относительнымтемпам годового прироста резервов РФ занимает второе место в мире, уступаяБразилии, резервы которой выросли на 121% — до 122,5 млрд. долларов на началомая.
/>
Рисунок 1
По абсолютномуразмеру резервов РФ занимает третье место в мире вслед за Японией, резервыкоторой в 2,2 раза больше (около 900 млрд. долларов), и Китаем с втрое большимирезервами (1,2 трлн. долларов). На долю этих трех стран приходится без малогополовина совокупных мировых золотовалютных резервов (5,4 трлн. долларов) [26].
Ускоренноенаращивание золотовалютных резервов РФ обусловлено притоком капитала в ееэкономику. По словам министра финансов РФ Алексея Кудрина, чистый приток капитала в РФ с начала2007 года составил около 40 млрд. долларов против рекордных 41 млрд. долларовза весь 2006 год. ЦБ ранее планировал, что этот показатель по итогам всего годасоставит 35 млрд. долларов.
Основныенаправления денежно-кредитной политики на 2007 год предполагают, что резервы кконцу 2007 года в зависимости от сценария макроэкономического развития могутвырасти на 48−143 млрд. долларов. При сценарии, положенном в основуфедерального бюджета на 2007 год, предполагающем мировую цену на нефть науровне около 61 доллара за баррель, рост резервов составит примерно 87 млрд.долларов. Об этом сообщает «Интерфакс».
По закону ЦБ имеет правохранить резервы только в высоконадежных иностранных активах. Причем структуравалют, входящих в золотовалютные резервы, может изменяться в зависимости от ихкачества. Сейчас практически половина резервов размещена в долларовые активы,около 40 процентов активов номинировано в евро. Т.о. падение долларапрактически компенсируется ростом евро. Еще более 9 процентов золотовалютныхзапасов размещены в фунтах стерлингов и около 1 процента — в японской иене. Ещёменьше — в швейцарском франке. [7, С.4]
Как заявляет А. Улюкаев,диверсификация активов необходима, поэтому в будущем планируется добавить еще2-3 валюты. Обсуждаются такие «кандидаты», как: канадский или австралийскийдоллар, датская крона. Но здесь есть техническая проблема внедренияпрограммного обеспечения расчетов, подготовка кадров. Пока не будет внедрённовый программный комплекс, с новой валютой можно делать только самую простуюоперацию, т.е. помещать ее в банковский депозит. Этим отчасти объясняютсянебольшие вложения в новые валюты. Как только Центробанк преодолеет техническиебарьеры, ситуация изменится.
Объемзолотовалютных резервов России является избыточным. Он более чем в три разапревышает уровень, соответствующий так называемому критерию внешнейплатежеспособности Редди (резервы должны покрывать объем трехмесячного импортаи платежей по обслуживанию внешнего долга страны). По критерию Редди Россиязанимает третье место среди стран со значительным объемом золотовалютныхрезервов. А по показателю прироста резервов, отнесенному к ВВП, Россия ужевышла на первое место, обогнав даже Китай. Накопленного запаса прочности болеечем достаточно для отражения атак валютных спекулянтов и обеспечениякраткосрочной финансовой стабильности. Что касается задач по поддержаниюдолгосрочной финансовой стабильности, то они не решаются с помощью прямогорасходования золотовалютных резервов.
Как ибольшинство центральных банков мира, Банк России сегодня использует предельноконсервативную инвестиционную стратегию. Согласно отчету об управлениизолотовалютными резервами доходность от вложения валютных резервов за первоеполугодие 2006 года составила 2,03% по долларовым инструментам, пономинированным в евро — 1,06%, в фунтах стерлингов — 1,92%. Следует отметить,что ставка по среднесрочным суверенным еврооблигациям составляет 5,5%, а поеврооблигациям наиболее надежных корпоративным заемщиков — более 6%.
Ноцелесообразно ли стране отдавать такую плату за «перекладывание» риска? Неследует ли воспользоваться китайской стратегией менее консервативногоразмещения части ресурсов для повышения доходности и одновременно обеспечениястратегических интересов страны?
Способомподдержки корпоративных инвестиций за рубежом могут стать вложения резервов вценные бумаги межгосударственного банка развития СНГ. И такой институт ужесоздан — это российско-казахский Евразийский банк развития (ЕАБР).
Первыйиз выданных им консорциальных кредитов позволит начать разработку одного изкрупнейших в мире месторождений хромитовых руд в Казахстане. Кредит объемом 120млн. долларов выдается на десять лет — это очень много и очень долго длякредита, который можно привлечь на рынках стран ЕврАзЭС. Также в ближайшеевремя возможно открытие кредитной линии на 60 млн. долларов для разработкиуранового месторождения Заречное в Казахстане. Стоимость каждого из проектов, вкоторых планирует участвовать ЕАБР, — не менее 100 млн. долларов.
Средствапривлекаются банком на международных финансовых рынках. Банк получил рейтингиFitch и Standard & Poor’s на уровне BBB+, что соответствует суверенномурейтингу России и на две ступени ниже рейтинга, необходимого для инвестированиязолотовалютных резервов (A). Однако эта проблема решается: такой эмитент всостоянии предоставить дополнительное обеспечение для бумаг и получить по нимнеобходимый рейтинг.
/>Заключение
Денежно-кредитная политика — один из мощнейшихинструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства.Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изменение учетнойставки и операции на открытом рынке, Центральный банк может оказыватьопределяющее воздействие на денежное предложение, а через него — на реальныйнациональный продукт, занятость и стабилизацию цен.
При планировании и подготовке регулирующих мероприятий в современныхусловиях наиболее актуальным является вопрос о выборе тех или иных инструментоввоздействия на экономическую конъюнктуру. Опыт денежно-кредитного регулированияв развитых странах в последней четверти XX века показывает ослаблениевзаимосвязи между динамикой денежной массы и среднегодовым уровнем инфляции. Вомногом это обусловлено «размыванием» границ национальных финансовых рынков,ростом их зависимости от внешних факторов, находящихся вне сферы контроляцентральных банков. В результате меняются цели использования ряда«классических» инструментов денежно-кредитной политики (купля-продажафинансовых активов на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов):вместо прямого воздействия на объем денежного предложения широкоераспространение получило применение указанных инструментов для косвенного влиянияна систему процентных ставок и стоимость кредита. Начавшийся в 1990-х гг.процесс перехода центральных банков развитых стран непосредственно кустановлению и достижению ориентира по инфляции сопровождался пересмотромимеющихся в арсенале центрального банка механизмов регулированияденежно-кредитной сферы в пользу инструментов, имеющих четко выраженныйрыночный характер.
Денежно-кредитная политика во многом определяетвалютные курсы, влияя тем самым на эффективность внешнеторговых операций поэкспорту и импорту. Ее можно использовать не только для изменения основныхвнутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговымбалансом.
На сегодня перед Банком России стоит задача наоснове текущей политики и действующего механизма обеспечить устойчивыйнизкоинфляционный рост. И уже сегодня происходят коренные изменения виспользовании инструментов денежно-кредитной политики в России, например, явнозамечено некоторое начало перехода от преимущественно административных методоврегулирования банковской деятельности к экономическим. Одной из ближайших целейявляется введение инфляционного таргетирования как инструментаденежно-кредитной политики. Нерешёнными остаются вопросы использования средствСтабфонда и эффективного управления золотовалютными резервами. Значительногоусложняет проведение монетарной политики и прогнозирования макроэкономическихпоказателей сырьевая ориентация экономики, т.к. из-за неё экономика страныоказывается зависимой в основном от внешних факторов: цен на нефть и курса рубляк доллару.
Кризис ликвидности ещё раз напомнил правлениюЦБ РФ о необходимости наладить систему рефинансирования коммерческих банков.Однако банки всё также продолжают занимать за границей, их капитализациянедостаточна, залоги являются низко-рейтинговыми бумагами. Пожалуй, в этомвопросе Банк России должен действовать более решительно, т.к. ресурсы длякредитования банковской системы имеются. При этом необходимо комплексноеразвитие банковской системы в плане повышения её устойчивости, капитализации, ростадоверия к отечественным банкам.
За последние два года заметно возрос авторитет рубля, с 2007 годаначались торги на мировых биржах в российской валюте, что является несомненнымдостижением. Но укрепление курса рубля отрицательно сказывается на отечественномпроизводстве, к тому же рост курса означает обесценение доходов от торговлинефтью, а также золотовалютных резервов, в которых до сих пор большую частьсоставляет доллар.
Список литературы
1 – Годовой отчёт БанкаРоссии за 2006 год
2 – ФЗ «О Банке России»
3 – Основные направленияединой государственной денжно-кредитной политики на 2007 год
4 – Основные направленияединой государственной денжно-кредитной политики на 2008 год
5 – Банковское дело:Учебник /Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – 5-е изд., перераб. Идоп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 592 с.: ил.
6 – Бурлачков В. Денежноепредложение: теория и организация//Вопросы экономики. — №3. – 2005. – С. 48-60.
7 – Гладунов О. Годспокойного рубля / Гладунов О. // Российская газета. — 2007. — 9 октября.
8 – Гладунов О. Инфляцияс откатом / Гладунов О. // Российская газета. — 2007. — 14 ноября.
9 – Гладунов О. Курсом поимпорту / Гладунов О. // Российская газета. — 2007. — 9 августа.
10 – Гладунов О. Рубль пустилипо миру / Гладунов О. // Российская газета. — 2007. — 4 октября.
11 – Климова О. Станет лирубль резервной валютой? / Климова О. // Российская газета. — 2007. — 16ноября.
12 – Кудрин А. Инфляция:Приоритет ценовой стабильности / Кудрин А. // Ведомости:www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2007/10/12/134219
13 – Кукол Е. Инфляциюпогасят золотом / Кукол Е., Гладунов О. // Российская газета. — 2007. — 22октября.
14 – Кукол Е. Рубль пошлютв резерв / Кукол Е. // Российская газета. — 2006. — 4 июля.
15 – Куликов С. Укреплениерубля списали на иностранцев / Куликов С. // Независимая газета. — 2007. — 16апреля.
16 – Лаврушин О.И. Деньги,кредит, банки. Экспресс-курс: учебное пособие/О.И. Лаврушин. – М.: КНОРУС,2005. – 320 с.
17 – Моисеев С.Р. Денежно-кредитнаяполитика: теория и практика: учеб. пособие. – М.: Экономистъ, 2005. – 652 с.
18 – Орлов И. Банку Россиипришлось раскошелиться / Орлов И. // Коммерсантъ. — 2007. — 29 ноября.
19 – Основы международныхвалютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник / Научн. ред. д-р. эконом.наук, профессор В.В. Круглов. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 432 с.
20 – Петров И. Нефтедолларытаять не будут / Петров И. // Российская Бизнес-газета. — 2007. — 31 января.
21 – Ремчуков К. Российскиебанки в ожидании чёрного дня / Ремчуков К. // Независимая газета. — 2007. — 24сентября.
22 – Сергеев М. Россияпогрязла в долгах / Сергеев М. //Независимая газета. — 2007. — 24 октября.
23 – Солнцев О. МолчаниеИгнатьева / Солнцев О., Апокин А. // Эксперт. — 2007. — №28. — С. 19-26
24 – Тихонов Е. В капустенашли инфляцию / Тихонов Е., Трофимова Ж. // Российская Бизнес-газета. — 2006.- 10 июля.
25 – Улюкаев А.Экономическая политика: ответ на риски глобализации / Улюкаев А., ДробышевскийС., Трунин П. // Ведомости: www.vedomosti.ru/newspaper/opinions.shtml?2007/11/22/136547
26 – Ускоренным темпом //Эксперт-online: www.expert.ru/news/2007/05/31/zolotovalut/
27 – Шишкин М. ЦБраспечатывает новый источник ликвидности / Шишкин М., Орлов И. // Коммерсантъ.- 2007. — 22 ноября.
28 – Экономический прогноз// Власть. — 2007. — 3 декабря.
29 – ЦБ РФ: www.cbr.ru