Деятельность органов внутренних дел по выявлению, пресечению и предупреждению административных правонарушений в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции

Реферат на тему:

 

«Деятельность органов внутренних дел
по выявлению, пресечению и предупреждению административных правонарушений в
сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.»

Деятельность органов внутренних дел
по выявлению, пресечению и предупреждению административных правонарушений в
сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В настоящее
время российский рынок алкогольной продукции отли­чается повышенной
криминогенной опасностью, что связано с ростом подпольного и одновременно
снижением объема легального производства, повышением доли продукции низкого
качества и опасной для потребле­ния.

Милиция является основным субъектом по выявлению
и пресечению преступлений и правонарушений в данной сфере, одной из ее задач
явля­ется проведение комплексных оперативно-профилактических мероприятий по
выявлению деятельности формирований, занимающихся незаконным оборотом
алкогольной продукции.

Требования к обороту алкогольной продукции
закреплены в норма­тивных правовых актах на федеральном уровне, основными из
которых яв­ляются Федеральный закон «О государственном регулировании производ­ства
и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей про­дукции» от 22
ноября 1995 г. № 171-ФЗ, постановления Правительства РФ «О мерах по ужесточению
порядка торговли алкогольной продукцией» от 19 августа 1996 г. № 987, «Об утверждении перечня документов, подтвер­ждающих легальность производства и оборота
этилового спирта и алко­гольной продукции на территории Российской Федерации»
от 15 авгус­та 1997 г. № 1019, «Об утверждении общих требований к порядку и
усло­виям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку вы­дачи
акцизных марок» от 1 октября 2002 г. № 723, «Об утверждении поло­жения о
направлении на переработку или уничтожение изъятых из неза­конного оборота либо
конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от
11 декабря 2002 г. № 883, а также в пра­вовых актах субъектов Российской
Федерации.

Спиртосодержащая продукция подразделяется на два
вида — непищевую и пищевую.

Алкогольная продукция — это вид пищевой
спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 1,5 % объема
готовой продукции, к разновидностям которой относятся этиловый спирт, вино и
спиртные напитки (коньяк, водка, ликер и др.).

Пиво не относится к алкогольной продукции, и на
него не распро­страняются требования законодательства к ее обороту, однако
некоторые ограничения существуют. В частности, решением органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации может быть запрещена реализа­ция пива при
проведении массовых культурных и развлекательных меро­приятий.

Признание напитка алкогольной продукцией не
всегда означает, что его употребление является правонарушением. В ст. 20.20
КоАП РФ впервые закреплена административная ответственность за распитие
алкоголь­ной и спиртосодержащей продукции в общественных местах, объемное со­держание
этилового спирта в которой более 12 %.

Оборот алкогольной продукции — это купля-продажа,
хранение, перевозка данной продукции юридическим лицом или индивидуальным
предпринимателем, имеющими на это соответствующие лицензии, с со­блюдением требований
федерального законодательства и законодательства субъектов Российской
Федерации.

Предпринимательская деятельность в сфере оборота
алкогольной продукции имеет три основные особенности.

1. Субъектами такой деятельности могут быть
только индивидуаль­ные предприниматели и юридические лица (при наличии
соответствующей регистрации).

2. Вся деятельность по обороту алкогольной
продукции подлежит лицензированию. При этом индивидуальным предпринимателям
лицензии выдаются на осуществление только одного вида деятельности – рознич­ную
продажу алкогольной продукции, а юридическим лицам – на все ви­ды деятельности
по ее обороту (розничную и оптовую реализацию, пере­возку, хранение).
Соответственно только за нарушение требований к тому виду деятельности, на
который выдана лицензия, индивидуальные пред­приниматели и юридические лица
могут подвергаться административной ответственности.

3. При осуществлении действий по обороту
алкогольной продукции должны присутствовать, помимо лицензии, документы,
подтверждающие легальность ее оборота: товаротранспортные документы,
сертификаты со­ответствия и маркировка.

В соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ по делам об
административных правонарушениях в сфере оборота алкогольной продукции
проводится ад­министративное расследование в течение месяца. Это обусловлено
слож­ностью составов данных правонарушений и соответственно необходимо­стью
применения мер обеспечения производства по делу (изъятие, арест алкогольной
продукции), проведения процессуальных действий (ревизий, экспертиз, инвентаризаций)
и иных мероприятий (истребование сведений, направление запросов), что требует
значительных затрат времени.

В абсолютном большинстве случаев поводом к
возбуждению дел об административных правонарушениях в области оборота
алкогольной про­дукции является непосредственное обнаружение сотрудниками
милиции достаточных данных, указывающих на наличие состава административно­го
правонарушения, которые выявляются при проведении целевых опера­тивно-профилактических
мероприятий, рейдов, причем не только в сфере торговли, но и в сфере
безопасности дорожного движения, охраны обще­ственного порядка.

Сотрудники подразделений по борьбе с
экономическими и налого­выми преступлениями криминальной милиции зачастую
получают ин­формацию о правонарушении оперативно-разыскным путем, она также
является поводом для возбуждения дела об административном правона­рушении.

Помимо
установления повода к возбуждению дела необходимо вы­яснение оснований для его
возбуждения, которые представляют собой зна­чительный объем достаточных данных
о правонарушении, что обусловлено сложностью составов правонарушений данной
категории. К ним отно­сятся данные о статусе субъекта правонарушения
(индивидуальный пред­приниматель или юридическое лицо), первоначальные
объяснения вла­дельца алкогольной продукции.

На основании полученных повода и оснований для
возбуждения дела об административном правонарушении сотрудник милиции принимает
решение о возбуждении дела, которое оформляется составлением процес­суального
документа – протокола о применении меры обеспечения про­изводства по делу
(протокола изъятия, ареста алкогольной продукции, ос­мотра помещения,
принадлежащего индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, в котором
осуществлялось ее хранение или изго­товление), протокола об административном
правонарушении (если на мес­те выявления правонарушения есть возможность
установить все признаки состава правонарушения).

В процессе административного расследования по
делам об админи­стративных правонарушениях в сфере оборота алкогольной
продукции в большинстве случаев необходимо проведение экспертиз, ревизий, инвен­таризаций.

Виды экспертиз в отношении алкогольной продукции
и перечень во­просов, решаемых при их проведении, регламентированы в
нормативных правовых актах (информационном письме бывшего Государственного та­моженного
комитета Российской Федерации «О видах экспертиз, прово­димых таможенными
лабораториями, и перечне типовых вопросов, зада­ваемых эксперту») и
криминалистической литературе.

Наиболее часто по делам рассматриваемой категории
проводится пищевая экспертиза с целью определения состава алкогольной
продукции, соответствия ее ГОСТу и техническим условиям. Право на ее проведение
предоставлено аккредитованным лабораториям Госсанэпиднадзора, органов
стандартизации, метрологии и сертификации, пищевым лабораториям
экспертно-криминалистических центров при областных управлениях внут­ренних дел.
Технико-криминалистические экспертизы проводятся для опреде­ления переклеенных
этикеток, подлинности акцизных марок, фальсифи­кации документов с помощью поддельных
печатей, штампов в эксперт­но-криминалистических отделах на уровне окружных
управлений внут­ренних дел.

О назначении экспертизы уполномоченным
должностным лицом в соответствии со ст. 26.4 КоАП РФ выносится определение, в
котором указываются вопросы, поставленные на разрешение эксперта, а также
производится запись о разъяснении эксперту его прав и обязанностей, о
предупреждении об ответственности за дачу заведомо ложного заключе­ния. Перед
направлением определения в экспертное учреждение упол­номоченное должностное
лицо обязано ознакомить с ним лицо, в отно­шении которого ведется производство
по делу, и потерпевшего, разъяс­нить им их права.

В ряде случаев в процессе административного
расследования по де­лам данной категории назначается ревизия. В основном она
проводится для установления суммы незаконно полученного дохода от реализации ал­когольной
продукции без лицензии, так как, если сумма дохода превышает 200 МРОТ, деяние
признается преступлением. Порядок назначения со­трудниками правоохранительных
органов ревизий и взаимодействие с ре­визорами в процессе их осуществления
регламентированы приказом Мин­фина России, МВД России, ФСБ России «Об
утверждении положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов
Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой
Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Феде­ральной
службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий
(проверок)» от 7 декабря 1999 г. № 89н/1033/717.

О назначении ревизии должностным лицом,
уполномоченным со­ставлять протокол об административном правонарушении,
выносится оп­ределение.

Также по
делам об административных правонарушениях рассматри­ваемой категории может
проводиться инвентаризация, сущность которой состоит в точном установлении
фактического наличия, состава, состояния материальных ценностей и денежных
средств и их соответствия с документальными данными.

Административное расследование дел об
административных право­нарушениях в сфере оборота алкогольной продукции,
предусмотренных различными статьями КоАП РФ, имеет специфические особенности.

1. По ст. 6.14 КоАП РФ составляются протоколы об
административ­ных правонарушениях за производство или оборот алкогольной продук­ции,
не соответствующей требованиям ГОСТа, санитарных правил и ги­гиенических
нормативов.

Ответственность за правонарушение,
предусмотренное этой статьей, несут индивидуальные предприниматели или
представители юридических лиц, поэтому даже в случае проведения контрольной
закупки алкогольной продукции ненадлежащего качества у продавца ответственность
за совер­шение данного правонарушения будет нести собственник продукции, не­зависимо
от того, кто из них выставил ее на реализацию и формы вины.

Санкции рассматриваемой статьи предполагают
помимо штрафа обя­зательную конфискацию, но только той алкогольной и
спиртосодержащей продукции, которая использовалась для производства.

2. При
составлении протокола об административном правонаруше­нии по ст. 14.3 КоАП РФ
за нарушение законодательства о рекламе следу­ет учитывать, что помимо общих
требований к рекламе, которые закрепле­ны в Федеральном законе «О рекламе» от
18 июля 1995 г. № 108, к рекла­ме алкогольной продукции предъявляются дополнительные
требования. Так, в материале, рекламирующем алкогольную продукцию, должны быть
указаны номер лицензии, наименование органа, выдавшего эту лицензию, пометка
«Подлежит обязательной сертификации».

3. По ст. 14.5 КоАП РФ квалифицируются деяния,
связанные с реа­лизацией алкогольной продукции при отсутствии установленной
инфор­мации. Понятие «установленная информация» является очень широким и
подразумевает те обязательные данные, которые должны быть доступны покупателям
при приобретении ими алкогольной продукции. К ним отно­сятся данные о
реализуемой алкогольной продукции (наименовании и це­не, проведении
сертификации, производителе, государственных стандар­тах, требованиям которых
должна соответствовать продукция, ее объеме в потребительской таре, наименовании
ингредиентов, влияющих на вкус и аромат, содержании вредных для здоровья
веществ, противопоказаниях к применению, дате изготовления и сроке годности) и
продавце (наименова­ние организации, юридический адрес, режим работы, номер и
срок дейст­вия лицензии, орган, ее выдавший). При этом правонарушением признает­ся
не только отсутствие информации, но и нарушение требований нагляд­ности и
доступности при ее предоставлении – она должна находиться в месте, удобном для
ознакомления покупателю, например в торговом зале магазина.

4. По ст. 14.7 КоАП РФ квалифицируется деяние,
заключающееся в обсчете, обмере, а чаще всего в введении в заблуждение
относительно по­требительских свойств, качеств алкогольной продукции.

Обман потребителей путем обсчета, обмера осуществляется
при реа­лизации алкогольной продукции на разлив. Для выявления доказательств
совершения правонарушения сотрудник милиции должен иметь с собой мерный стакан
и спиртометр. Осуществляется контрольная закупка алко­гольной продукции на
разлив, после расчета объявляется, что закупка яв­ляется контрольной, и в
присутствии продавца и понятых измеряется кре­пость и количество проданного
алкогольного напитка. Если по одному из этих показателей напиток не
соответствует установленным нормам, нали­цо факт совершения правонарушения.

Кроме того, правонарушение может быть совершено
при продаже покупателю алкогольной продукции ненадлежащего качества (например,
вина с осадком). Для фиксации умысла на обман перед покупкой покупа­тель
спрашивает у продавца о качестве продукции, после получения под­тверждения
этого факта сотрудником милиции объявляется контрольная закупка, истребуются
объяснения у продавца, понятых, покупателей, оформляется акт контрольной
закупки и протокол осмотра, в котором ука­зывается наличие осадка в вине. Вино
изымается и направляется на экс­пертизу, а после получения заключения эксперта
составляется протокол об административном правонарушении. Однако в большинстве
случаев про­давцы отрицают умысел на совершение обмана потребителей, ссылаясь
на невнимательность и иные обстоятельства. При возникновении таких си­туаций
умышленное совершение правонарушения доказывается следу­ющим образом. После
оформления сотрудником милиции необходимых процессуальных документов (протокола
контрольной закупки, описей изъя­той продукции, протокола осмотра
производственных, складских, торго­вых и иных мест хранения и использования
имущества, объяснений про­давца и понятых) вино не изымается, а оставляется на
ответственное хра­нение, продавцу выносится письменное предупреждение о запрете
реали­зации данной продукции. В большинстве случаев продавец по истечении
нескольких часов выставляет эту же алкогольную продукцию на продажу, после чего
сотрудником милиции осуществляется повторная контрольная закупка, продукция
изымается и направляется на экспертизу, после полу­чения заключения эксперта,
даже при отказе продавца признать умысел на обман, составляется протокол об
административном правонарушении.

Субъектом
данного правонарушения является только лицо, зарегист­рированное в качестве
индивидуального предпринимателя. Такая позиция законодателя представляется
спорной, так как позволяет продавцам, рабо­тающим по трудовому договору с
предпринимателями, а обычно именно они осуществляют реализацию товара, избегать
административной ответ­ственности. По этому поводу в постановлении Президиума
Верховного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. разъяснено, что лицо, состоящее в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем,
осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции, отвечает за соблюдение
правил торговли алкогольной продукцией, вправе совершать соответствующие
сделки, а следовательно, должно нести ответственность за нарушения правил
торговли, в частности за обман потребителей. В разъяснении Главного
следственного управления Генеральной прокура­туры также указано, что к лицу,
работающему по договору с индивидуаль­ным предпринимателем, при заключении
договора на реализацию товаров и оказание услуг переходят права и обязанности,
имеющиеся у предпри­нимателя, следовательно, продавец является субъектом
ответственности за обман потребителей.

5. Наиболее распространенными правонарушениями в
сфере оборота алкогольной продукции являются правонарушения, предусмотренные ч.
2 и ч. 3 ст. 14.16КоАПРФ. Нарушение правил продажи этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Отсутствие хотя бы одного документа из
перечисленных в ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ представляет собой правонарушение.
Вместе с тем при отсутствии нескольких документов из данного перечня
составляется один протокол об административном правонарушении.

Не только отсутствие указанных документов, но и
предоставление их уменьшенных копий с плохо распознаваемым текстом также
квалифици­руется по данной норме.

При отсутствии соответствующих документов деяние
квалифициру­ется по ч. 2 данной статьи КоАП РФ, а при отсутствии их на торговой
точ­ке в момент проверки — по ч. 3 этой же статьи как нарушение иных пра­вил
розничной продажи алкогольной продукции.

По ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ также квалифицируются
действия по обо­роту алкогольной продукции, если данные, приведенные на бутылке
(дата производства), на специальной марке (код региона и разряд) и этикетке
(производитель, дата производства, емкость, гарантийный срок хранения) не
совпадают с данными, приведенными в сопроводительных документах.

Впервые законодатель в ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ
ввел запрет на про­дажу алкогольной продукции в таре и упаковке, не
соответствующих уста­новленным законом требованиям. Не допускается продажа
алкогольной продукции, упаковка, тара и маркировка которой не соответствуют
требо­ваниям стандартов, с содержанием этилового спирта более 18 % процентов в
полистироловой таре, жестяных банках и упаковках типа «тетрапак».

За нарушение иных правил розничной реализации
алкогольной про­дукции индивидуальные предприниматели привлекаются к
ответственно­сти по ч. 3 ст. 14.6 Кодекса. В частности, нормами различных
норматив­ных правовых актов запрещена продажа алкогольной продукции с содер­жанием
этилового спирта более 13 % в местах массового скопления граж­дан и нахождения
источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метро), на
прилегающих к ним территориях, в ларьках, киос­ках, палатках, павильонах,
контейнерах и помещениях, не приспособлен­ных для продажи этой продукции, на
оптовых продовольственных рынках и на прилегающих к ним территориях, с рук,
лотков, автомашин. Органи­зации, осуществляющие в городах розничную продажу
такой алкогольной продукции, должны иметь стационарные торговые и складские
помещения общей площадью не менее 50 м, охранную сигнализацию, сейфы для хра­нения
документов и денег, кассовые аппараты.

Также не допускается продажа алкогольной
продукции с содержани­ем этилового спирта более 18 % лицам, не достигшим 18
лет, в детских, учебных, культурных и лечебно-профилактических учреждениях и на
при­легающих к ним территориях.

6. По ст. 15.12 КоАП РФ квалифицируется деяние,
заключающееся в продаже алкогольной продукции без маркировки.

Алкогольная продукция с содержанием этилового
спирта более 9 % от объема готовой продукции маркируется различными видами
марок:

– алкогольная продукция, производимая на
территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции,
поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками;

– алкогольная продукция, ввозимая на таможенную
территорию Российской Федерации, маркируется акцизными марками;

– алкогольная продукция, произведенная на
территории Российской Федерации и предназначенная для розничной продажи, маркируется
ре­гиональными специальными марками того субъекта Российской Федера­ции, на
территории которого осуществляется ее розничная продажа.

Правонарушением признается не только отсутствие
маркировки на упаковке алкогольной продукции, но и маркировка специальными
марками не того региона Российской Федерации, на территории которого осущест­вляется
ее оборот.

Меры пресечения
правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции

Под мерами
пресечения правонарушений в сфере оборота алко­гольной продукции следует понимать
разновидность мер административ­но-правового принуждения, применяемых
сотрудниками милиции в пре­делах своей компетенции по отношению к
индивидуальным предприни­мателям и юридическим лицами при обнаружении
достаточных данных о совершении деяния, содержащего признаки правонарушения, с
целью прекращения этого деяния, предотвращения его повторного совершения,
изъятия продукции из незаконного оборота или ограничения такого обо­рота,
обнаружения и закрепления доказательств совершения правонару­шения. К ним
относятся: изъятие, арест алкогольной продукции, осмотр принадлежащих
юридическому лицу или индивидуальному предприни­мателю производственных,
складских, торговых и иных служебных по­мещений и находящихся там вещей и
документов, приостановление дея­тельности объекта торговли, опечатывание касс,
помещений, приостанов­ление действия лицензии.

1. Изъятие алкогольной продукции — мера
пресечения незаконного производства и оборота данной продукции, заключающаяся
во временном прекращении возможности собственника или владельца продукции распо­ряжаться
ей, осуществляемая уполномоченными на то органами (их долж­ностными лицами) на
основаниях и в порядке, установленных законом.

Изъятию подлежит алкогольная продукция при
выявлении наруше­ния требований законодательства к ее обороту – несоответствие
ее ГОСТу, отсутствие лицензии, сертификатов соответствия, товаротранспортных до­кументов,
маркировки и др.

В некоторых случаях помимо алкогольной продукции,
находящейся в незаконном обороте, целесообразно истребовать все документы, под­тверждающие
ее качество, происхождение, факт реализации (бухгалтер­ские документы, чек
контрольно-кассовой машины), чтобы исключить до­воды собственника о том, что
продукция не реализовывалась, предназна­чалась для личного потребления.

Кроме того, необходимо обеспечение присутствия
понятых с самого начала проверки, осуществления контрольной закупки, а не с
момента изъя­тия, что позволит устранить вопросы о пропаже продукции и
документов во время нахождения сотрудников милиции на торговой точке.

Об изъятии алкогольной продукции составляется
одноименный про­токол, в котором необходимо указывать применительно к каждому
виду продукции такие характерные признаки, как название, емкость тары, дан­ные
о производителе, дату разлива, номера специальных федеральных и региональных
марок. После передачи изъятой продукции на ответственное хранение на
специальное предприятие установить данные моменты при необходимости будет уже
невозможно, а в ходе административного рас­следования они будут являться
важными доказательствами совершения административного правонарушения. Статья
27.10 КоАП РФ содержит обязательное требование вручения копии протокола лицу, у
которого изы­мается продукция, о чем оно делает отметку в протоколе «Копию
протоко­ла получил» и скрепляет ее своей подписью.

2. В соответствии с ч. 1 ст. 27.14 КоАП РФ арест
алкогольной про­дукции может применяться при наличии двух оснований –
невозможности ее изъятия и обеспечении сохранности без изъятия.

Невозможность изъятия определяется большим
количеством алко­гольной продукции, отсутствием транспортных средств для ее
перевозки, другими причинами (изъятие в выходной день, когда предприятие, куда
она направляется на хранение, не работает).

Арест проводится в присутствии двух понятых и
владельца имуще­ства, а в случаях, не терпящих отлагательств, – в отсутствие
владельца.

О применении данной меры составляется одноименный
протокол.

В целях закрепления доказательств правонарушения
даже при нало­жении ареста на алкогольную продукцию без ее изъятия необходимо
мак­симально полно собрать материал дела об административном правонару­шении –
изъять сертификаты и сопроводительные документы на продук­цию, ценники,
кассовые чеки и тетрадь учета товаров, подтверждающие факт реализации, на месте
выявления правонарушения опросить продавца, понятых и лицо, которому на
хранение вверена продукция, отобрав при этом у него расписку с обязательством
ее сохранности.

3. В соответствии со ст. 27.8 КоАП РФ осмотр как
одна из мер про­цессуального обеспечения по делу об административном правонарушении
проводится с целью пресечения правонарушений. Согласно п. 25 ст. 11 Зако­на РФ
«О милиции» сотрудники милиции в целях проверки данных о вле­кущем уголовную
или административную ответственность нарушений за­конодательства, регулирующего
финансовую, хозяйственную, предприни­мательскую и торговую деятельность, вправе
проводить осмотр производ­ственных, складских, торговых и иных служебных
помещений, других мест хранения и использования имущества юридического лица и
индиви­дуального предпринимателя. Проверка данных должна проводиться по мо­тивированному
постановлению начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его
заместителя. Осмотр производится в присутствии двух понятых, а также
представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя либо его
представителя, которым вручается копия ука­занного постановления, а также копии
протоколов и описей, составленных в результате указанных действий, а при
отсутствии таковых – с участием представителей органов исполнительной власти
или органов местного самоуправления.

В Законе РФ «О милиции» право сотрудников милиции
на осущест­вление осмотра подтверждено возможностью применения других мер при­нуждения
– беспрепятственным входом в помещение, опечатыванием касс, помещений и мест
хранения документов, что обусловлено особым административно-юрисдикционным
статусом милиции. В данном случае необходимо вести речь не только о внешнем
(визуальном) осмотре, но и о вскрытии сейфов, хранилищ, складских и подсобных
помещений, мест хранения бухгалтерских, кассовых, товаротранспортных
документов, штампов, печатей.

Особое внимание при производстве осмотра торговых
и складских помещений при пресечении незаконного оборота алкогольной продукции
необходимо обратить на обнаружение вещественных доказательств право­нарушения –
бутылок, этикеток, специальных марок, сертификатов, на­кладных, клише печатей и
штампов, черновых записей, накладных на при­обретение и отпуск товара,
приходные и расходные кассовые ордера. При выявлении факта кустарного
производства алкогольной продукции подлежат изъятию образцы клея, этикеток,
марок, рабочие головки укупо­рочных автоматов.

С целью удостоверения факта и доказательств
правонарушения, за­конности действий должностных лиц присутствие понятых
необходимо на протяжении всей процедуры осмотра. В ряде случаев сотрудник
милиции может пригласить для участия в осмотре специалиста-бухгалтера (для ос­мотра
бухгалтерских и кассовых документов и определения необходимо­сти их изъятия для
проведения экспертизы) или врача санитарно-эпидемиологической службы (для
подтверждения несоответствия условий реализации алкогольной продукции
требованиям санитарных норм).

4.
Деятельность объектов производства, торговли обычно приоста­навливается, когда
вследствие применения других мер пресечения право­нарушение полностью не
прекращается (например, при выявлении реали­зации алкогольной продукции без
лицензии применяется основная мера — изъятие всей продукции, соответственно
деятельность торговой точки приостанавливается). Однако приостановление
деятельности предпри­ятий, объектов может выступать и как самостоятельная
мера пресечения правонарушения (при выявлении реализации алкогольной продукции
с на­рушением санитарных условий – продавцом без личной медицинской книжки,
деятельность торговой точки приостанавливается до устранения допущенных
нарушений – получения допуска к работе или заключения трудового договора с
другим продавцом).

Приостановлению подлежит любая незаконно
осуществляемая дея­тельность, независимо от субъекта, ее осуществляющего. Так,
деятель­ность торговой точки по реализации алкогольной продукции без лицензии
приостанавливается во всех случаях, независимо от того, кто является ее
собственником – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, или
физическое лицо, осуществляющее трудовую деятельность без госу­дарственной
регистрации.

Четко определенного срока приостановления
деятельности объекта торговли не существует – она возобновляется сразу после
устранения на­рушений. В ряде случаев нарушения могут быть устранены на месте,
на­пример при изъятии из незаконного оборота отдельной партии алкоголь­ной
продукции. Иногда их устранение и соответственно приостановление деятельности
объекта торговли требует длительного времени (получение лицензии, установка
сигнализации).

Никаким отдельным процессуальным документом
решение о приос­тановлении незаконной деятельности объекта не оформляется, оно
заклю­чается в закрытии торгового помещения, опечатывании дверей, окон, зам­ков.
При опечатывании в присутствии двух понятых на дверь и (или) окно наклеивается
бирка с оттиском печати органа внутренних дел, на которой указывается дата,
должность, специальное звание, фамилия и инициалы сотрудника, осуществившего
опечатывание, фамилии понятых, ставятся их подписи и подпись сотрудника
милиции. Необходимо сразу взять объясне­ния от понятых по данному факту.

5. Еще одна мера пресечения правонарушений в
сфере оборота алко­гольной продукции регламентирована в п. 25 ст. 11 Закона РФ
«О мили­ции» и носит вспомогательный характер по отношению к предыдущей – опечатывание
касс, помещений и мест хранения документов. Данная ме­ра, так же как и
арест имущества, должна применяться только в крайних случаях, так как на
практике с целью уничтожения доказательств, избежа­ния ответственности за
совершение правонарушения нередки случаи выво­за вверенного на хранение
собственнику имущества, похищения документов, взломов помещений, что влечет
последствия для нарушителя и со­трудника милиции – безнаказанность для одного и
наказание для другого.

В практической деятельности часто возникают
ситуации, когда предприниматели, продавцы даже после проведения контрольной
закупки, подтверждающей незаконный оборот алкогольной продукции, закрывают
торговые помещения, препятствуют изъятию продукции сотрудниками милиции.
Беспрепятственность в данном случае предполагает основной целью не преодоление
сопротивления, применение силы (вскрытие окон, дверей, замков), а по
возможности быстрое обнаружение, изъятие и закре­пление доказательств по делу
об административном правонарушении, так как, например, уничтожение кассового
чека, подтверждающего контроль­ную покупку алкогольной продукции, приводит к
недоказанности ее реа­лизации и соответственно к отсутствию состава
правонарушения.

Вместе с тем необходимо помнить о принципе
соразмерности при­менения этого права характеру правонарушения, личности
правонаруши­теля, обстановке применения и правильном процессуальном оформлении
дальнейших действий. Так, при преодолении сопротивления при проник­новении в
торговое помещение для пресечения правонарушения и прове­дения осмотра понятые
должны быть приглашены не в момент начала ос­мотра, а при предъявлении первого
требования сотрудника милиции об осмотре, чтобы в последующем исключить
возможность признания дейст­вий сотрудников незаконными.

6. Следующей мерой пресечения правонарушений в
сфере оборота алкогольной продукции является приостановление действия лицензии.
Статья 20 Федерального закона «О государственном регулировании произ­водства и
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» определяет,
что действие лицензии на производство и оборот алкогольной продукции может быть
приостановлено решением лицензи­рующего органа на основании актов о нарушении
законодательства о госу­дарственном регулировании производства и оборота данной
продукции, представленных уполномоченными органами, а также по инициативе ли­цензирующего
органа в пределах его компетенции в ряде случаев (невы­полнение предписания
лицензирующего органа, неуплаты лицензионного сбора, несоблюдения установленных
минимальных цен на алкогольную продукцию).

Литература

Арбузкин А.М., Бирюков М.Н., Зубов И.Н. и др.
Административная ответственность за нарушения общественного порядка:
Законодательство и практика его применения органами внутренних дел: Учебное
пособие. М.: ВНИИ МВД России, 1993.

  Жданов Н.М., Соловей Ю.П. Административно-правовая
борьба с пьянством и алкоголизмом: Учебное пособие. Омск: Высш. школа милиции
МВД СССР, 1987.

  Портнов И.П. Работа участкового инспектора милиции
по предупреждению хулиганства: Учебное пособие. М.: ВНИИ МВД СССР, 1990.

Скворцов С.М., Якимов А.Ю.
Административно-правовые средства борьбы с пьянством, наркоманией и
токсикоманией: Учебное пособие. М.: ВНИИ МВД России, 1993.