Японский сад

Министерство образования и науки Украины АХИ ОГАСА Кафедра архитектурного проектирования Реферат на тему Японский сад вып.ст.гр.А-328 Чрная М.С. преп. Протопопов С. Е. Одесса-2005 Оглавление 1. История создания японских садов 2. Философия японского сада 3. Особенности Японского сада 8 4.
Как создать японский сад 15 – Время и пространство. 17 – Камерность японских садов 18 – Компоненты сада 5. Виды японских садов 21 – Дворцовый сад 21 – Храмовый сад 21 – Домашние сады 22 – Сад чайной церемонии 22 – Сухой сад 6. Танива японский чайный сад 7. Влияние садово-паркового искусства на развитие ландшафтного дизайна
в Европе и России 8. Источники 28 История создания японских садов Японские сады становятся одним из самых популярных направлений ландшафтного дизайна. Японцы – это нация воинов, суровых в битве, но мягких и благородных в мирное время. Как большинство представителей воинствующих рас, они страстно любят природу и поэзию. В какой-то степени эта любовь порождена ландшафтом
Японии – каскадами ее зеленых холмов, побережьями, опоясанными соснами, чистотой серебряных далей. Буйная темно-зеленая растительность окутывает здесь изгибы морских заливов, и трепещущий бамбук с его перистыми листьями словно выбегает из гущи сосен. Когда едешь из Токио в Киото – древнюю столицу Японии и родину ее садов, может показаться, что вы находитесь в долине Индии. Справа – высокая гряда гор, под ними селения, окруженные рисовыми полями.
В молчаливой красоте вздымает над Центральной Японией белый лотос своей вершины Фудзияма. На горизонте, точно призраки, маячат в тумане сосны. Вулканические скалы имеют своеобразные очертания, а рисовые поля, которые в сезон посадки заливают водой, напоминают мозаику из зеркал. Склоны холмов покрыты карликовыми мандариновыми деревьями, которые придают удивительную прелесть апрельскому пейзажу. Японская поэзия пронизана любовью к природе, поклонением величию рек, восхищением облаками и озерными туманами. Она воспевает цветы ириса и вишни, полет диких гусей, в ней слышится голос океана, звучат музыка дождевых капель и шум водопадов. В одной известной японской сказке говорится о девушке, которая однажды утром пришла за водой к колодцу и увидела, что вокруг веревки с ведром обвился стебелек повилики. Она не стала набирать воду из колодца, чтобы не повредить растение.
Есть похожая история о пилигриме, который перестал звонить в свой колокол, чтобы не потревожить лепестки цветущей сливы. Эти предания говорят о благоговении японцев перед цветами. Неудивительно, что этот народ создал столь изысканные и наполненные очарованием сады. Интересно, что японский сад, в похвалу которому так много написано европейцами, уходит корнями в индийскую почву. В VI-VII веках между Индией и Китаем установились оживленные связи через северо-западные горные
перевалы. Путешественники, паломники и торговцы несли индийское искусство и религию в Китай и Корею. Первыми дизайнерами сада стали осевшие в Японии корейцы. Позже на Японию оказал влияние буддизм Китая эпохи Тан. Индийские пророки буддизма, проникая в Центральную Азию, Китай и Корею, становились носителями культуры и прогресса.
Неся с собой послание Будды, они распространяли идею храмового сада. Так выстраивалась сложная система садоводческого искусства. Стиль этот, как предполагается, был занесен в Японию в VI веке неким Юанлунханом, который устроил высокие насыпные холмы и с помощью труб провел к ним воду, чтобы наполнить озера и пруды. Эти холмы и пригорки были на индийский манер засажены цветущими деревьями и кустарниками. Буддийский храмовый сад нашел в Китае и Японии благодатную почву в прямом и переносном смысле. Влажный умеренный климат Японии вообще благоприятен для растительности, а населяющие ее люди не только трудолюбивы, но и обладают яркими художественными наклонностями. Благодаря этому храмовый сад трансформировался здесь в новый тип сада – японский ландшафтный парк.
В 794 году столица Японии была перенесена из древней Нары в Хейян, или Киото. Первые сады здесь заложены знатью. Они представляли собой нечто вроде парков для проведения празднеств. Эти сады отличались редкой декоративностью. В них высаживалось много цветущих деревьев сливы, вишни, кустарников азалия, керрия, стелющихся растений глициния.
Живые изгороди состояли из деуции, керрии, розового вереска и пиона. Большой популярностью пользовались ирисы и хризантемы. Фоном для этой яркой растительности служили темные заросли сосен и бамбука. Редкой красотой обладает выдержанный в стиле классической старины сад Кинкакуй, в просторечии называемый Золотым павильоном.
Сад и павильон построены для императора Иосимасу в 1397 году. Это при нем в Японии получили развитие такие искусства, как чаепитие и составление букетов – икебана. Павильон представляет собой изящную трехэтажную постройку шатрового типа, крытую золотой фольгой. Он расположен на склоне холма у озера, на котором выделяются несколько поросших соснами островов. Философия японского сада Генетические корни японского сада с его формализованными компонентами, приемами
композиции уходят в древние доархитектурные формы. Уходят в тот период истории Японии, который можно было бы назвать первым этапом культурного развития этой цивилизации, связанным с поклонением силам природы. Именно тогда в древней Японии сформировалась религиозная система синто путь богов, которая впоследствии определила не только принципы формирования садовопаркового искусства, но и многие особенности японской культуры. В древнем синтоизме отсутствовали визуально воспринимаемые символы божеств, их идентифицировали с конкретными предметами или явлениями природы. Обожествление всего окружающего мира выражалось в утверждении божество нельзя видеть, но его можно ощущать путем переживания красоты природы и ее ритма, можно приобщиться к божеству и, созерцая, постичь истину. Скрытая сила моно-но-кэ материальный предмет и одновременно бесформенное, первоначальное пространство и кэ таинственная сила, пронизывающая все предметы и пространства.
Первым вещественным олицетворением моно-но-кэ стал камень, осознанный как вместилище, оболочка божества. Это был важнейший этап философского и художественного постижения действительности, формирования не только религиозных представлений о божестве, но и соотношения предмет – пространство. Места поклонения создавались из предмета – камня, огороженного веревками, и засыпанного галькой пространства, обычно прямоугольного, в котором это божество существует.
Место поклонения не имело никаких сооружений и символически отделялось от окружающей природы, в сущности, оставаясь единым с ней. Искусство камней и эмоциональное отношение к ним было отчасти связано с фаллическими культами, специальные алтари которых сохранились до сих пор. Композиционная схема сада обязательно учитывает различие камней, выражающих мужское или женское начало. Наивный первобытный синтоизм послужил основой для двух важнейших эстетических идей, сформированных
из обожествления природы и поклонения ей символизации природной формы и символизации через пространственную форму. В течение всей своей истории Япония заимствовала художественные и другие идеи у разных народов. Однако, проходя через призму национального сознания и традиционного художественного опыта, идеи ассимилировались и совершенно видоизменялись, наполняясь новым смыслом в контексте каждой конкретной эпохи. Даже буддизм с его разработанной философией и сильной системой религиозных догматов получил в Японии иные формы, чем в Индии, Китае и других странах.В VI веке Япония официально приняла буддизм, который ассимилировал местное учение и трансформировал его в рбусинто, смысл которого заключается в идентификации синтоистского и буддистского божеств. Высокая духовность личности в мироощущении буддизма соприкоснулась с наделенной духовностью природой, что было основой основ синтоизма. Отсюда возникло совершенно особое восприятие окружающего мира, его
неразрывного единства с человеком, их глубинной внутренней связи. Японская культура впитала в себя в значительной мере переработанные космогонические представления об инь ян и постоянстве изменений. Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию Лао-цзы. Дао-дэ-цзин.Общие буддистские тезисы о вездесущности
Будды он живет во всем, в живой и неживой природе, о перерождении что, в общем-то, ставит человека в один ряд с природой во всех ее проявлениях в сочетании с идеями даосизма и конфуцианства заняли важное место в осмыслении отношения человека к миру природы и его места в этом мире. Первые японские сады были созданы в древней столице Нара VIII в Ансамбль города в регулярности плана и отчетливости структуры совпадал с буддистской символической
схемой мироздания – мандала. Нара возведен по подобию китайской столицы Чань-ань, поэтому неудивительно, что первые сады Японии тоже были созданы по образцу китайских. В летописи Нихонски упоминаются корейские мастера, которые впервые устроили на японской земле сады с искусственными холмами и мостиками в период правления императрицы Суйко, там также есть упоминание об одном человеке, имевшем прозвище министр садов за то, что он разбил вокруг дома великолепный сад. Формирование самобытной культуры в VIII и IX веках проходило под интенсивным воздействием Китая, переживавшего период блистательного расцвета поэзии, живописи, архитектуры. Китайские образцы были своего рода эстетической нормой и эталоном. Континентальная китайская идея сада как искусственно преобразованной природы в сочетании с пространственными
представлениями анимистических культов древней Японии преобразовала традиционную форму японского средневекового сада. Сады Китая создавались как земное подобие рая, где сама красота природы должна помочь человеку проникнуть в тайны бытия и достичь бессмертия. Сад давал уединение, возможность наслаждения и созерцания мощи и величия природы. В это время в Китае еще не существовало строгих канонов, определяющих построение сада, была общая конструктивная схема скелет горы и кровь вода, что выражало главный и общий космогонический
принцип единства и противоположности двух начал – положительного, светлого мужского гора или камень и отрицательного, темного женского вода. Сама композиция сада должна была оставлять впечатление свободы, непринужденности и нерегулярности, свойственных самой природе этой могучей стихии, прекрасной в своей естественности, в единстве и столкновении своих сил. Передать пульс природы, ее жизненный ритм невозможно случайным соотношением ее отдельных деталей.
Задача художника понять внутренний смысл жизни природы и выразить его в своем произведении. Китайская идея искусственного и одновременно естественного сада еще не была воспринята в культуре Нара, времени утверждения буддизма. Создавая большие архитектурные комплексы, такие, как Тодайдзи, архитекторы оставляли природное окружение в своих естественных формах, организуя пространство вокруг храмов планировкой путей движения процессий. Разум и воля архитектурно-планировочного решения контрастировали со стихийностью природы, а не соответствовали ей, как это произойдет в последующей эпохе Хэйан, важнейшем периоде в истории японской художественной культуры. Ощущением, чувством, переживанием красоты человек проникал в сущность бытия. Но буддистская иллюзорность и эфемерность мира лишали чувство красоты жизнерадостности. Красота быстротечна, она мгновенна, едва уловима и преходяща, готова в следующий миг исчезнуть бесследно.
Изысканная хэйанская культура основала новый тип отношения к миру – любование. Не просто наблюдение, а переживание и острое восприятие. Красота открывается человеку только в моменты наивысшего эмоционального напряжения. А язык подлинной эмоции – это поэзия, и именно в эту эпоху были созданы классические произведения японской литературы. Хэйанская культура оказала решающее воздействие на формирование японского садово-паркового
искусства, поскольку открыла новое отношение человека к природе созерцание. На смену изысканной и утонченной эпохе Хэйан приходит мужественный, брутальный культ силы эпохи Камакура XIII – XIV вв Являясь практически антитезой предыдущему периоду, время военного дворянства создало предпосылки для формирования нового отношения к природе. Не чувственная красота, олицетворяющая переживания человека, но одушевленность, могущество и сила природы
кажутся теперь ее главными качествами. После объединения страны под властью сегунов Асикага обе культуры хэйанская и камакурская постепенно сближаются, что послужило основой для расцвета искусств периода Муромати. Идеалам пришедшего к власти военного сословия соответствовало учение дзэн. Признание духовности человека, восприятие человека как части природного мира, равнозначной всему другому, определило отношение дзэн к окружающему. Природа не противостоит человеку как враждебная сила, он един с ней, он часть ее. Познавая мир, познаете самого себя. Согласно учению дзэн, в созерцании природы самое главное – слияние субъекта и объекта, ощущение человеком природы как части своего естественного бытия. Красота заключена не в форме, а в смысле, который она выражает, и этот смысл раскрывается, когда наблюдатель всю свою сущность передает носителю этого смысла Аскетизм дзэн основан на уважении к природе, но это не подавление личности, а отсутствие эгоизма в отношении
с миром природы, отказ от самоутверждения. Аскетизм дзэн это простота, умеренность, мужественность, его путь интуитивное постижение родства с миром природы во всех его проявлениях. Внутренняя суть природы подобна сути человека и понять ее логически невозможно. Интуитивное постижение истины возможно в один из моментов просветления. Вселенная каждый раз возникает, когда человек открывает глаза, чтобы взглянуть на нее.
Не отрицая полностью интеллект, дзэн признает его лишь в той мере, в какой он совпадает с интуицией. Образ-символ, образ-знак помогают поэтически-метафоричному способу мышления дзэн иррационально, интуитивно постичь истину. Такой тип художественного мышления определил структуру канона японских садов, которые в этот период стали лаконичным и концентрированным выражением мироздания. Эстетическая ценность растений, камней, песка и воды в семиотической природе японского садового искусства
является второстепенной по сравнению с тем, что они символизируют. Синтоистская традиция символики пространства путем его отождествления с божеством выросла в средние века в устойчивую традицию одухотворения архитектурно-пространственной формы, насыщения ее этнической и религиозно-философской содержательностью. При этом изменение пространственных концепций в средневековом искусстве садов от его сложения в периоды Нара и Хэйан к канонизации жанра под влиянием буддизма дзэн в эпоху Муромати в целом было явлением сложным и многослойным. Особенности Японского сада Ключ к пониманию их философии, их благородной изысканности – национальные и религиозные особенности восприятия действительности японцами, историческое и географическое своеобразие этой страны. Религии Японии – дзен-буддизм и синтоизм – учат тому, что созерцание природы или ее уголков, преображенных человеком, помогает приблизиться к постижению основных вопросов бытия.
Японцы необычайно чувствительны к природе, некрасивого для них в мире нет. Основой национальной религии стало поклонение водопадам, горам, деревьям. Характерная черта японского менталитета – умение активно воспринимать любой художественный образ, домысливая его и сопереживая вместе с автором. Это объясняет лаконичность и вместе с тем многозначность, символизм, свойственные японским садам. В отличие от европейского сада, где все подчинено воздействию на наши
органы чувств посредством цвета или ароматов, японский сад преследует только одну цель помочь отрешиться от всего суетного и обрести душевное равновесие. На протяжении тысячелетий сменявшиеся эпохи и идеалы времени порождали различные манеры ландшафтных композиций. Но, несмотря на их разнообразие, существуют определенные каноны создания сада. Он может быть подчинен одной идее – так создаются сады камней, воды, мхов, времен года.
Соответственно главным действующим лицом становятся расставленные группы камней, или водопад, или различные по цвету и фактуре мхи, или одинокое дерево на невысоком пригорке, или круговращение природы в смене времен года. А есть пейзажные сады. Существуют и смешанные сады, наиболее популярные в настоящее время. Японский сад тесно связан с живописью, только материалом служит природа. Как и живопись, он бывает монохромным и полихромным. И если сады камней скупы на цвет, то пейзажный сад напоминает многоцветный свиток или цветную гравюру. Сама природа Японии во многом объясняет происхождение стилистики японского сада. Гористая страна с красивым и разнообразным ландшафтом, где можно встретить скалы и ручьи, пологие склоны и озера, а также открытые ветрам морские берега и причудливые формы деревьев, стала достойным образцом для переосмысленных и одухотворенных миниатюрных ландшафтов.
И вот на ограниченном участке пространства человеком создается модель мира, которая легче воспринимается именно благодаря небольшим размерам. Происходит это в гармонии трех стихий – камня, воды и растений. Камни отождествляются со скалами, горами, островами. Вода или заменяющий ее песок – это водная поверхность водоемы ассоциируют с озерами, ручейки – с горными реками, из низкорослых растений составляются композиции, очертания которых повторяют лесные купы.
Структуру сада задают камни, и искусство их расстановки – одно из главных в создании ландшафта. Камни подбирали по форме, цвету, фактуре, а также по соответствию всех этих качеств общему характеру сада, его стилю и всем другим его элементам. Суть этого искусства в том, чтобы суметь в каждом камне увидеть свое лицо и свою позу, и наделить определенной ролью в композиции он будет лежать, прислоняться, убегать. По степени декоративной и смысловой нагрузки группы камней расставляют слева направо, так
обычно скользит взгляд по картине, так же организовано движение по саду. Камни и валуны означают силу и стойкость. Будучи неподвижными, они излучают покой, а расположенные асимметрично, они наиболее созвучны с природой. Со временем они покрываются патиной, обрастают мхом и лишайником, что делает их еще более органичными. Каменный сад может выглядеть так подушки мха имитируют мягкие очертания сопок, а волнистые линии на мелком гравии, смешанном с песком подернутую рябью водную поверхность с выступающими из нее седыми утесами. Его называют также плоским садом или сухим ландшафтом. Варианты композиций из пяти камней под деревьями Вода, символ жизни и жизненной энергии, обязательно присутствует в саду. Как наиболее подвижная из стихий, она задает характер и настроение сада. Одно из наиболее любимых японцами творений природы – водопад, перенесенный в традиционный сад.
Его устраивают вдали от дома, но так, чтобы был слышен его шум. Выбирают большой неровный камень – это скала, с которой будет стекать вода. По краям кладут камни меньших размеров, образующие русло потока. Пруд, отражающий небо и растения на его берегу, делает малое пространство объемным. Ручей, перепрыгивая через небольшие валуны, играет солнечными бликами и делает сад более динамичным.
Берега водоемов всегда изрезаны и живописны в одном месте они спускаются к воде покрытыми мхом валунами, в другом – травами. В пруду устраивают и острова с различной растительностью, часто соединенные друг и с другом и с берегом разнообразными мостиками. Но вода необязательно должна быть настоящей. Часто ее заменяет засыпанная песком площадка с вычерченными на ней волнистыми линиями. Рисунок наносится на крупнозернистый песок или мелкий галечник деревянной доской и широкими зубьями.
Такая песчаная площадка символизирует, кроме того, тишину и простор и оказывает успокаивающее воздействие на человека. С растениями связана детализация сада. Доминирует зеленый цвет, охотно используются вечнозеленые породы деревьев. Излюбленные растения – сосна – символ долговечности, бамбук и другие злаки, внешняя скромность которых подчеркивает гармонию общей картины. А из вечнозеленых лиственных пород чаще всего встречаются камелия, азалия, магнолия. Цветущие летники и многолетники практически отсутствуют, так как их внешний вид в течение сезона сильно меняется, а пестрота цветков мешает сосредоточиться. Если они и есть, то их яркие пятна немногочисленны кусты пионов, куртины или заросли ириса, заводь с лотосами, цветущая магнолия, серебристые метелки мискантуса, красные плоды ардизии, падуба или бересклета. Японское топиарное искусство искусство фигурной стрижки зеленых насаждений позволяет сохранять композицию
неизменной, а периоды цветения, образования плодов и опадания листьев вносят свой ритм в жизнь сада. Растительные композиции созданы с расчетом на различное сезонное звучание, смену одних акцентов на другие весенние уступают место летним, а затем осенним сюжетным картинам, и все это – на доминирующем зеленом фоне. Весной сад окутывают бело-розовые облака цветущей сакуры, красно-малиново-розовая пелена цветущих азалий. Слива или вишня отцветут и потеряют листву, но укроют ковром лепестков или листьев
маленький пруд, а их голые ветки нарисуют красивый узор на фоне осеннего неба или полной луны. Осень заполыхает костром из листвы кленов. Внимание всякий раз привлекает растение, самое интересное в данный момент – это его время, и им любуются, не отвлекаясь на другие. Затем наступает время следующих, не менее красивых. Дорожки извилисты – многочисленные изгибы удлиняют путь по саду и создают эффект разнообразного пространства.
Пейзаж меняется за каждым поворотом необычная кладка мощения, бамбуковая изгородь, каменное изображение Будды или водный источник, издающий тихое журчание. Размеры камней и их узор задают ритм шагов, рассчитанный на неспешную прогулку. Даже над водой делают зигзагообразные деревянные настилы или переходы из камней, расположенных под углом друг к другу так легче идти и легче рассмотреть водных обитателей. Характерными элементами японских садов являются мостики нарочито грубые, выполненные из камней, уложенных на дно потока, или хрупкие, из дерева и бамбука, изящно повисшие над зеркалом воды. В любом японском саду можно встретить каменную пагоду или каменный фонарь, которые выглядят как творения природы, вокруг них идет дорожка, приглашающая вас разглядеть этот предмет. Мост является логическим продолжением дорожки, но часто в композиции он играет лишь декоративную роль,
и в этом случае дорожка к нему не ведет. В литературных источниках есть упоминания о том, что различные изображения, и фигуры животных в том числе, иногда включаются в общую композицию дальневосточного сада. Сад раскрывается зрителю не только в пространственном, но и во временном объеме. В нем одновременно ощущаешь скоротечность мгновений и величавую поступь времени. Недаром японцы оставляют в садах остовы уже отживших сухих деревьев, которые соседствуют с молодыми
цветущими или плодоносящими. Под деревьями – ветхие пни, которые зарастают мхом и папоротниками, а тут же рядом – молодая поросль. Такие композиции демонстрируют красоту естественного хода жизни. В устройстве японского сада действует принцип асимметрии ни один из предметов не должен быть равен по размеру другому, как не должны они быть размещены параллельно. Благодаря внимательному отношению к деталям и продуманному расположению необычных и красивых элементов
ландшафта камень или узор дорожек, сухая коряга или растение, ручей или водопад, скульптура или фонарь художник – создатель сада, рисует пейзаж. Учитывается даже отражение элементов ландшафта в зеркале воды и рисунок тени, которую отбрасывают предметы. Создатели сада любят играть не только цветом, но и фактурой, как, например, в саду мхов. Кроме форм, красок, линий мир полон запахов и звуков запах чистой родниковой воды, пение цикад в вечерней траве, болтовня ручейка Звуки, как и запах, используют при создании сада. Часто японцы сажают возле дома растения с широкими листьями, например, банан, чтобы падающие капли доносили до спящего ночью человека музыку дождя. Согласно буддистской философии, свободное пространство не менее, а более важно и ценно, чем заполненное предметами, так как в нем больше свободы и будущего. В большинстве плоских садов ему отведена важная смысловая роль – создавать ощущение безбрежности и
бесконечности мира, дать возможность отрешиться от мыслей во всей полноте. Включение дальних пейзажей в общую картину сада мысленно разрушает внешнюю границу территории сада и создает ощущение его бесконечности. Низкие изгороди храмов и домов, выкрашенные в неброские тона желтого и коричневого цвета, не мешают восприятию садовой композиции, а наоборот, часто служат для нее хорошим фоном. Особенность, о которой невозможно не сказать – это растворение пейзажа в интерьере.
Произойдя из пейзажной китайской живописи, японский сад от рождения рассчитан на взгляд из интерьера. Петляющий ручей протекает сквозь здание дома. Примечательны японские дома с раздвижными бумажными ширмами. Конструкция их стен позволяет легко убрать границу между садом и домом, и природа проникает в комнату, увеличивая объем сада. Оформление комнаты рисунками в едином стиле с открывающимся пейзажем усиливает этот эффект. Виды дома заведомо кадрированы правильноугольными пересечениями карниза кровли и столбов
веранды. Насквозь раздвижной японский дом – богатый возможностями видоискатель. Если вы хотите оформить сад целиком или отдельный его уголок в этом стиле, совсем необязательно следовать строгим правилам. Ни климатические, ни почвенные условия не позволят воспроизвести его точную копию. Правильнее было бы найти место в саду для создания тихого, обособленного уголка на природе. Как создать японский сад Японские сады выглядят привлекательными в течение всего года – в отличие от английских миксбордеров, ярко расцветающих в летние месяцы, но исчезающих из сада поздно осенью. В японских садах используют много вечнозеленых растений такие сады создаются для того, чтобы успокаивать и умиротворять, а не будоражить наше восприятие. Они хороши на небольших пространствах и могут быть очень просты в уходе. В основе философии японского садоводства лежит воссоздание естественного ландшафта Японии в миниатюре обычно в виде горного пейзажа с водопадами и ручьями.
Взгляд на природу со стороны как раз и делает этот стиль садового искусства таким, каким он предстает перед нами сегодня. Обычно говоря о японском саде, мы сразу представляем себе камни и воду. Похоже людям действительно нравится использовать эти элементы в садовом дизайне. Существует великое множество растений, присущих не только природе Азии, но и России, которые могут быть использованы в японских садах.
Вы можете попробовать создать на своем участке такой сад, руководствуясь основными внутренними принципами, которые должен понять каждый, кто хочет ощутить дух японского сада. Основным понятием здесь следует признать Природа это идеал, к которому мы должны стремиться. Вы можете идеализировать природу, выражать ее через символы, но нельзя создавать того, чего Вы никогда не встретите в Природе. Например, Вы никогда не найдете в дикой природе квадратный пруд,
так что не создавайте его в своем саду. Вы можете создать водопад, но не фонтан. Другим важным условием являемся баланс, или суми. Нам всегда хочется иметь большего на маленьком пространстве. Но если скала смотрится гармонично на берегу бескрайнего моря, представьте, как она будет выглядеть на 6-ти сотках земли Так что с особой тщательностью подбирайте элементы дизайна. Камень может олицетворять собой целую гору, прудик предстанет горным озером. Крошечное пространство, засыпанное песком, станет безграничным океаном. Без всякого сомнения, фраза Меньше значит лучше впервые прозвучала из уст мастера садового искусства. Откажитесь от разнообразия. Повторение отдельных элементов в различных частях сада создает чувство целостности, что особенно важно для малых пространств.
Работайте с ограниченной палитрой цвета. Позвольте оттенкам зеленого доминировать в течение всего года. Этот стиль большее значение придает форме, нежели изобилию и роскоши. Вспышки ярких цветов и ягод в саду могут применяться лишь для того, чтобы подчеркнуть течение времени, смену времен года. Используйте контраст. Это опять же игра форм и текстур широкие резные листья клена соседствуют с острыми иголками сосны. Спланируйте свой сад так, чтобы он выглядел привлекательным во
все времена года. Вечнозеленые кусты составляют основу японских садов многие из них, кроме того, дарят нам бесподобное сезонное цветение. Некоторые виды многолетних цветов, таких как ирисы или морозник, привлекательны в течение всего сезона формой своей листвой. Если Вы решите использовать такие травянистые растения, как хосту или папоротник, размещайте их в расщелины камней, чтобы скрыть пустые неопрятные места, остающиеся на месте отмирающей осенью листвы.
Изучите базовые технологии выращивания бонсай. Их можно применять при выращивании сосны или других деревьев не только для того, чтобы ограничить их размер для маленького сада, но и достичь состаренных, искривленных форм, характерных для данного стиля. Бонсай. В дальневосточных садах формовка растений преследует цель подражания природным формам. Дерево в саду имитация дерева, растущего в природных условиях. Отсюда и пошли формы и типы выращиваемых древововидных растений. Одним из видов ухода за древовидными насаждениями является искусство бонсай. Это искусство основано на создании определенного образа, подчеркивающего идею композиции через искусственно придаваемую растению форму. Время и пространство. Первое, что бросается в глаза европейцу при взгляде на японский сад это некоторая пустота. Это вызывает чувство беспокойства у садовников, привыкших заполнять
все свободное пространство в саду для придания ему пышности и помпезности, но эта пустота – ключевой элемент японского садового искусства. Пустое пространство, или ма, определяет и подчеркивает элементы вокруг него, и, наоборот, окружающие его предметы определяют само пространство. Это как раз те полярные и переходящие друг в друга силы, которые известны нам как два начала, определяемые китайскими словами инь и ян. Без ничего невозможно получить что-то.
Это сложный для осознания, но главный принцип философии японского сада. Еще одним ключевым моментом, требующим серьезного обдумывания и понимания, являются понятия ваби и саби. Как и многие слова японского языка, эти слова не имеют точного перевода на русский язык. Ваби может быть определено как что-то единственное в своем роде, или дух чего-либо. Саби определяет время или идеальный образ чего-либо наиболее близко по-русски это звучит как налет
времени. Бетонный фонарик может быть своего рода единственным, но он не соответствует идеальному образу этого элемента японского сада. Камень может быть старым и покрытым мхом, но если это всего лишь круглый булыжник, у него нет ваби. Вы должны постараться ощутить этот баланс. Все эти понятия ма, ваби и саби – взаимосвязаны со временем и пространством. В то время как пространство сада принадлежит нам, время предстает перед нами сменой времен года. В отличие от западных ландшафтных дизайнеров которые покидают сад осенью с тем, чтобы вернуться в него весной японские мастера преданы своему саду и восхищаются им во все времена года. Весной они получают удовольствие от яркой зелени распускающихся почек и цветения рододендронов. Летом их привлекает контраст разноцветного орнамента листвы и холодных теней на земле. Осень ошеломляет яркими красками опадающей листвы, которые сменяются зимней тишиной и степенностью
укутанного снегом сада. Зима для японцев такой же садовый период, как и весна. Японцы говорят о шапках снега на ветвях как о деревьях в весеннем цвету. Так что даже этот мертвый для европейских садовников период в саду для японцев полон жизни. Возможно это восточное понимание смерти как неизбежного этапа жизни или западный страх перед смертью, которые разделяют западную и восточную философию.
Камерность японских садов Еще одной особенностью, присущей всем японским садам, является их камерность, закрытость от внешнего мира. Как мы уже говорили, сад является моделью мира в миниатюре. Для того, чтобы сад стал поистине уединенным местом, мы должны оградить его от внешнего мира. А раз он отделен от внешнего мира, мы должны создать метод в том числе и в наших мыслях, чтобы входить и покидать наш микромир. японский сад невозможно представить без изгородей и калиток так же, как и без
кленов и фонариков. Как и большинство элементов, ассоциируемых с японским садом, изгороди и калитки имеют глубокую символику. Мы пытаемся смотреть на сад как на отдельный мир, в котором нет места печалям и переживаниям. Изгороди отделяют нас от внешнего мира, а ворота становятся той границей, за которой мы оставляем свои ежедневные проблемы, а при выходе готовим себя встретиться лицом к лицу с миром внешним. Ограды это также и инструмент для усиления еще одного принципа миегакуре, или скрывать и воспроизводить. Существующие виды оград служат не более, чем визуальными экранами, часто увиваемые лианами, сквозь которые можно лишь частично увидеть сад. Иногда дизайнеры вырезают небольшое оконце в сплошной стене забора, чтобы мельком приоткрыть прохожим привлекательную красоту сада, расположенного по ту сторону изгороди. Вы можете быть уверены, что увидите лишь узенькую полоску того, что находится за оградой. И даже если Вы зайдете в ворота дома, то скорее всего перед
Вами откроется не весь сад, а лишь еще одни ворота-арка, иногда пристроенные непосредственно к дому, которые скрывают сад. Чтобы увидеть сад целиком, Вам нужно войти в эту арку и только тогда Вы останетесь один на один с садом. Последний шаг в истинном восприятии сада, это когда человек растворяется в нем, когда время и сам по себе человек больше не имеют значения. Компоненты сада Камни составляют скелет японского сада.
Если Вы правильно разместите камни в Вашем саду, все остальное выстроится само собой. Ниже мы приведем Вам описание нескольких видов основных камней в японском саду, а также базовые принципы их размещения. Основными камнями в японском саду являются высокий вертикальный камень, низкий вертикальный, изогнутый, наклонный и горизонтальный камни. Обычно эти камни размещаются триадами, но это не является обязательным условием. Два схожих камня например, два вертикальных, один из которых чуть меньше другого,
могут размещаться по соседству, как мужчина и женщина, но обычно в композиции используют три, пять или семь камней. Следует избегать использовать следующие три вида камней больные камни деформированный верх, мертвые камни камни, вертикально сориентированные в природы, положенные горизонтально, и наоборот, подобно телу умершего человека, а также камни, диссонирующие со всеми остальными камнями сада. В композиции используйте только один камень из каждой группы основных камней композиция может дополняться некрупными камнями, которые не несут большой смысловой нагрузки. Из камней может быть выложена скульптура, они могут быть использованы в качестве дорожки или мостика. Если Вы делаете дорожку из камней, не забывайте, что камни должны размещаться на 2-6 см выше уровня земли. Их можно устанавливать по прямой линии один для левой ноги, другой для правой, или группами по два, три, четыре, пять и т.д. Тропинки в саду символизируют путешествие по жизни, поэтому каждый камень
здесь может иметь особое значение. Широкий камень поперек тропинки призывает нас поставить на него обе ноги и остановиться, осмотревшись вокруг. Есть также множество других камней, специально размещенных на тропинках, но их слишком много, чтобы упомянуть все в этой статье. Нам достаточно просто соблюдать несколько основных принципов, чтобы сохранить истинный дух японского сада. Правильно созданный японский сад вызывает ощущение старины и вечности.
Ничто не сможет так состарить камень, как выросший на нем мох. Во влажном климате мох сам поселится на камнях со временем. Но если Вы нетерпеливы, можно ускорить этот процесс, бережно перенеся мох из леса. Необходимо постоянно увлажнять вновь пересаженный мох, пока он полностью не приживется на Ваших камнях. Вода. Япония островное государство, поэтому совершенно не удивительно, что вода является
обязательным элементом любого сада. Вода в японских садах используется лишь в форме естественных водоемов. Это может пруд, бегущий ручей или водопад, но никак не фонтан. Вода привнесет новое измерение в Ваш сад, мягко поглощая нежелательные звуки и привлекая живую природу. Если создание водоемов нецелесообразно по каким-либо причинам, сухой ручей может символизировать воду. Сухие ручьи создают из гравия и гладких камней. С точки зрения дизайна, такой ручей несет в себе ту же смысловую нагрузку, что и вода не только создать контраст по соседству с растущими по берегам растениями, но подчинить ландшафт единому лейтмотиву, позволяя использовать растения, которые в природных условиях растут возле воды. Умело созданный, сухой ручей может создавать ощущение, что вода в нем только что высохла, и случайный дождь вновь вернет его к жизни. Больше забот чем сухой ручей Вам доставит созданное из гравия море.
Выполненный на гравии рисунок как бы имитирует маленькие водовороты и завихрения воды вокруг камней. Использование воды имеет очень глубокий смысл в японских садах. Созерцание и звук ее непрерывного потока напоминают нам о скоротечности времени. Часто водоемы пересекаются мостами. Как и тропинки, мосты обозначают путешествие. В японском языке слово, означающее мост, значит еще и край.
Мосты символизируют переход от одного мира к другому неотъемлемая тема всего японского искусства. Растения. Хотя растения играют второстепенную после камней роль в японском саду, они все же является его неотъемлемой частью. Если камни символизируют собой неизменность и постоянство, то деревья, кустарники и цветы помогают увидеть сезонные перемены. Включение внешних элементов в дизайн сада. Такой прием не является обязательным, но иногда в дизайн сада могут включаться некоторые элементы окружающего
пейзажа. Считается высокопрофессиональным приемом включить в дизайн сада находящуюся на расстоянии гору, обрамив ее элементами садового дизайна и растениями сада. Казалось бы такой прием вступает в противоречие с принципом закрытости, но это еще одно напоминание нам о взаимосвязи всего в этом мире. Скульптуры в саду. Со вкусом расставленные по саду скульптуры помогут Вам воссоздать атмосферу японского сада, и, возможно, ни одна из них не превзойдет по популярности японские каменные фонарики. Однажды использованные для освещения свечами сада для чайной церемонии, бетонные варианты этих фонариков сейчас можно купить во многих садовых центрах. Японский сад это очень тонкая и противоречивая философия. Правило здесь возводится в ранг догмы и тут же рушится до основания другим правилом, давая нам понять,
что никогда нельзя слепо и бездумно следовать установленным образцам. Напоследок несколько советов, которые позволят Вам не совершить слишком много ошибок и не уйти слишком далеко от истины, создавая свой сад. Первое дизайн сада должен соответствовать месту, а не наоборот. Второе сначала правильно разместите камни, потом деревья, затем кусты. Третье следуйте основным принципам создания японского сада.
Это поможет Вам воссоздать его атмосферу и передать настроение. И последнее. Если сад создан в Японии это японский сад. Все, что мы может сделать у нас это создать сад в японском стиле. ето сделать у нас это создать сад в японском стиле. Виды садов Японские сады бывают очень разными. Если говорить об их назначении и размерах, то можно выделить дворцовые, храмовые, домашние сады и сады
чайной церемонии. Дворцовый сад Дворцовый сад очень древний, мирской, светский и по внешнему облику более близкий к китайскому. Обычно он занимает большую площадь, рассекаемую множеством дорожек, по которым можно прогуливаться, открывая новые и новые виды. Здесь допускается наличие декоративных элементов, в уединенных местах размещаются небольшие павильоны. Храмовый сад Храмовый сад создан скорее для созерцания, нежели для наслаждения прогулками. В нем может размещаться каменная пагода символическое изображение одного из элементов буддийского храмового комплекса. Есть храмовые сады нескольких основных стилей kausho созерцательный спроектированный так, чтобы его осматривать с одной точки shuyu прогулочный с дорожками, идя по которым, любуешься видами kaiyu много, удовольствий состоит из множества маленьких садиков и, возможно, чайного домика. Домашние сады Домашние сады невелики всего от 3 – 4 м2 до нескольких десятков соток.
Это могут быть миниатюрные копии ландшафта японских островов или классических китайских пейзажей. Сад чайной церемонии В саду чайной церемонии обязательно имеется чайный домик, около него – каменная чаша с водой цукубай и каменный фонарь. По характеру рельефа и освещенности сады можно разделить на холмистые и плоские. В зависимости от доминирующего элемента, определяющего цвет и композицию всех остальных частей, различают сады мхов, воды, камней, папоротников.
Что касается общей тенденции развития этого чисто японского искусства, то здесь по ходу веков наблюдается переход от простых имитаций природных ландшафтов к философским садам – символическим и даже абстрактным. Так, в символическом группа камней изображает конкретный образ как, например, Отдыхающая птица с распростертыми крыльями или Переправа тигра с тигрятами через бурный поток в саду Реанзи в Киото. И человек, созерцая их, пытается увидеть, интуитивно ощутить этот образ.
Сухой сад Большое распространение получил также сухой сад, где вода изображается символически, с помощью камней и гальки. В абстрактных садах нет места подобной игре с образами. Посетитель становится как бы соавтором мастера и сам наполняет сад своими идеями, переживая такое же откровение, какое ощутил художник. ТЯНИВА – японский чайный сад Как известно, впервые чайный напиток стали употреблять в Китае еще в эпоху Тан VII-IХ века. Первоначально настой чайных листьев применяли в медицинских целях, но с распространением буддизма секты Чань по-японски – Дзэн, читавшего основным методом проникновения в истину длительные медитации, адепты этой секты стали пить чай как стимулирующее средство. Усиление влияния дзэнских священников на политическую и культурную жизнь Японии в ХIII-ХIV веках привело к тому, что питье чая распространилось за пределы дзэнских монастырей,
стало любимым времяпровождением самурайской аристократии, приняв форму особого конкурса-развлечения по угадыванию сорта чая, выращенного в той или иной местности. Такие чаепития-дегустации длились с утра до вечера при большом количестве гостей, и каждый получал до нескольких десятков чашечек чая. Постепенно такая же игра, но менее пышная по антуражу, распространилась и среди горожан. Словосочетание японская чайная церемония стало для нас понятием почти нарицательным,
означающим незыблемость и одновременно загадочность чего-либо. Одна из традиционных составляющих этого таинства – чайный сад, который своим устройством и атрибутикой поддерживает ауру самобытности и уникальности происходящего в нем действа. Традиция окружать чайный домик садом появилась в середине XVI века, когда были разработаны и утверждены основные принципы чаепития, ставшие своего рода системой
отдыха от будничных забот. Они учили видеть красоту в обыденном, прекрасное – в малом, осознавать ценность всего, что выпадает на долю человека. А сад должен был способствовать созданию особого настроения, без которого церемония потеряла бы смысл. Итак, через небольшие ворота с крышей войдем в чайный сад, ступая по дорожке из широких камней, расстояния между которыми соразмерны неспешному шагу человека. Со стороны главного входа и вдоль дороги территорию закрывает от посторонних глаз сплошной забор из бамбука. В первой половине сада предусмотрено место для ожидания – лавка с навесом. В отличие от входных ворот она имеет совсем простую конструкцию у столбов и перекладин гладкие, подчеркнуто ровные поверхности, задняя и боковые стенки сделаны глухими, чтобы ничто не выводило посетителей из медитативного состояния. Здесь можно поразмышлять над мудрыми изречениями, выбитыми на нескольких строгих гранитных стелах. Здесь же хозяева встречают своих гостей и проводят их через легкую сетчатую калитку
в решетчатой оградке Етсуме. Контрастный цвет черненых столбиков мягко подчеркивает границу новой зоны. Далее расположен камень-колодец цукубаи, в его углубление стекает чистейшая вода для омовения рук и полоскания рта. Освещает этот уютный уголок каменный фонарь, а ограничивает и украшает его плетеная ограда в стиле Коецу-джи. Ее мощный гнутый брус, словно боевой лук, натягивает тетиву созерцания. Пока посетители занимаются омовением, хозяин закрывает калитку и кладет с ее наружной стороны небольшой
фактурный окатыш, перевязанный крест-накрест сезалем. Это означает, что двери заперты, и чайная церемония началась. В этом саду для церемонии вместо чайного домика под кронами трех деревьев устроена открытая площадка стандартного размера – 4,5 мата татами примерно 8 квадратных метров. Но прежде чем ступить на нее, надо по традиции опустить в лунку на углу площадки, прямо у тропки, красивый,
заранее припасенный вами камешек. Он будет символизировать ваше присутствие в саду среди других участников и последователей Мастера чайной церемонии. Его, в свою очередь, символизирует единственный имеющийся здесь большой камень. Еще на одном возвышении перед плетеной преградой расставляют все необходимые принадлежности и благовония. Напротив – источник питьевой воды для приготовления свежего чая. Гости сидят, удобно устроившись на матах-татами, неспешно пьют из маленьких керамических чашек ароматный целительный напиток. Прямо над головами, в кроне сосны подвешен серебряный колокольчик. И когда дует едва приметный ветерок, украшенный иероглифами со стихами тонкий фолиант с кисточками раскачивает язычок колокольчика и как бы вплетает в косичку приятного разговора цветную ленточку.По рекомендации хозяина-мастера чайной церемонии или по желанию самого гостя, последний может сделать небольшую паузу и погулять в Каре-сансуи – сухом ландшафтном саду по соседству.
Прямо от подиума к нему ведет небольшая тропка, выложенная из колотых необработанных камней. Кроме музыкального перезвона колокольчика и журчания воды в источнике, тишину через равные промежутки времени нарушает стук полого дерева о камень. Это так называемое орудие против диких животных, представляющее собой источник, в котором вода, текущая по бамбуковой штанге, ровной струйкой наполняет толстое бамбуковое коромысло. Когда один конец перевешивает, коромысло наклоняется, выливая воду в гальку, и тот, падая
в исходное положение, громко ударяет по камню. Предполагаемые животные, оказавшиеся поблизости, должны в испуге бежать от этого места подальше. Перспектива длинной дорожки с мозаичной отмосткой, контрастные вкрапления камня правильной формы, длинный забор Риан-джи – все это постепенно возвращает умиротворенного и успокоенного посетителя в привычную для него деловую городскую атмосферу. А суетные мысли и заботы как мелкий серый гравий остаются по сторонам дорожки.
Сеанс релаксации закончен. Но сюда всегда можно вернуться, если вновь захочется отдохнуть от самого себя. Влияние садово-паркового искусства на развитие ландшафтного дизайна в Европе и России В Китае и особенно в Японии подход к проектированию садово-парковых композиций скорее вертикальный – то есть первоначально происходит планирование скорее видовых кадров, чем планов садово-парковых композиций, тогда как в Европе подход скорее горизонтальный, и проектирование отталкивается скорее от плана садово-парковой композиции, а потом строятся видовые кадры. В 18 веке в Европе и России появляется стремление приблизиться в парковых композициях к естественной природе. Как следствие этого, получает развитие и лже-стиль Дальнего Востока. Появляются китайские павильоны и японские дворцы в том дальневосточном стиле, как его представляют себе заказчики. Пейзажный парк характеризуется свободно расположенными зелеными насаждениями
и открытыми лужайками. В этот период происходит как бы новое открытие природы как самостоятельной ценности и саморазвивающегося объекта. Калифорния,Сан Франциско,Золотой Гайд ПаркЯпонский чайный садЧикаго, Ботанический садПортленд, Орегона Стиль рококо можно охарактеризовать как первую попытку осмысления восточного искусства в Европе и России, когда начала применяться стилизация объектов под китайщину на фоне пейзажных композиций,
определенная иллюзорность и обманчивость садово-парковых композиций, усложнение и измельчение планировки. Появляется стремление приблизиться в парковых композициях к естественной природе. Россия.Екатерининский парк.Китайский павильонРоссия.Московский ботанический сад.Японский сад, фрагментРоссия.Московский ботанический сад.Японский сад.Пагода и беседка
На сегодняшний день ситуация периода 18 века в России повторяется проявляется стремление к образности и эмоциональности садово-парковых композиций. Таким образом, построение садово-парковых композиций по принципам и приемам китайского и японского проектирования в Европе может быть основано на объемно-пространственном образе садово-парковой композиции. Этот подход может быть основан на образном мышлении, ассоциативно-чувственном ряду, изначально закладываемом в эскиз при разработке композиции на первом этапе проектирования, когда основой для создания основного образа садово-парковой композиции становится субъективное образное мышление дизайнера. Оно может быть основано на традиционных религиозно-философских понятиях и представлениях, образах-шаблонах, основанных на пейзажах известных садово-парковых композиций. Источники 1. httpwww.nrn.ru 2. www.sadkamnei.ru 3. www.psydesign.net 4. httpwww.sofora.ru 5. httpwww.
palisadnik.ru 6. httparchvuz.ru 7. httpwww.landshaft.ru