Нижегородскийгосударственный педагогический университет
Кафедрадошкольной педагогики
Конспектурока по педагогике на тему:
Преемственностьв работе ДОУ и школы
Цель урока: дать представление о связи между дошкольнымучреждением и школой, раскрыть понятие и содержание преемственности ввоспитательно-образовательной работе ДОУ и школы.
Задачи:
1. формировать знания о сущности преемственности ввоспитательно-образовательной работе ДОУ и школы.
2. подводить к умению обобщать полученные знания, выделятьглавное.
3. развивать умение улавливать связь нового материала с ужеимеющимися знаниями, практическим опытом.
4. воспитывать педагогическое сознание студентов: подводить косознанию неразрывной связи между дошкольным учреждением и школой, единствецелей обучения и воспитания.
Тип урока: изложение нового материала.
Вид урока: лекция.
Средства: доска, раздаточный материал (графики, таблицы).
Методы и приемы: словесные /рассказ, беседа, объяснение,уточнение, вопрос/, наглядные /наглядный пример/, практические /проблемныеситуации/.
План урока:
I. Организационное начало /5 мин./
II. Изложение нового материала /20 мин./
III. Первичное повторение нового материала /15 мин./
IV. Подведение итогов /5 мин/.
Черный текст – под запись
I.Здравствуйте, уважаемые студенты!
Давайте познакомимся! Я студентка 5 курса педагогическогоуниверситета, Матвейцева Ольга Сергеевна, проведу у вас педагогику.
Рассмотрим мы сегодня очень значимую и актуальную тему, знаниекоторой пригодится вам в будущем. По психологии вы проходили, и знаете,насколько важна подготовка детей к школе, особенно в наше время, так как скаждым годом растут требования образовательных программ. Сегодня мы спедагогической точки зрения рассмотрим эту проблему. Тема нашего урока –Преемственность ДОУ и школы.
План: 1. Место ДОУ в системе образования. Значение преемственностив работе ДОУ и школы.
2. Содержание преемственности в работе ДОУ и школы.
3. Показатели готовности ребенка к школе.
4. Сотрудничество семьи, ДОУ и школы.
II. 1. Общественные дошкольные учреждения осуществляют широкуюпрограмму воспитательно-образовательную работу по подготовке детей к школе. Подготовкадетей к школе должна быть разносторонней и начинаться задолго до поступления вшколу, прежде всего, семьей и дошкольным учреждением. Условием успешногоосуществления задачи подготовки детей к школе является наличие преемственностив работе д/с и школы, которая может быть определена – содержательная,двусторонняя связь, предполагающая, с одной стороны, направленностьвоспитательно-образовательной работы в д/с с учетом школьных требований, а сдругой стороны, опору учителя на уровень развития старших дошкольников.
Задачей д/с в данном случае состоит в том, чтобы обеспечить такойуровень всестороннего развития детей, опираясь на который учитель сможетуспешнее разрешать стоящие перед ним задачи.
Цель и задачи общественного дошкольного воспитания /семья, ДОУ,школа/ определены общими целями воспитания с учетом специфики возраста детей. Какиецели воспитания вы помните? /цель-идеал – всестороннее развитие личности,стратегическая, тактическая задача, отражение в воспитании интересов ожиданийразличных социальных групп, развитие способностей, духовных потребностейличности/.
Таким образом, значение преемственности в работе ДОУ и школе:
· Условиеуспешного осуществления задачи подготовки детей к школе.
· созданиеусловий для реализации в педагогическом процессе единой, динамичной иперспективной системы воспитания и обучения, которая обеспечивает формированиеличности.
· сближениеусловий воспитания и обучения, благодаря чему переход к новым условиям обученияосуществляется с наименьшими психологическими трудностями.
· естественноевхождение детей в новые условия, что способствует повышению эффективностиобучения с первых дней пребывания в школе.
2. Итак, условием успешного осуществления задачи подготовки детейк обучению в школе является наличие преемственности в работе детского сада ишколы – содержательная, двусторонняя связь, предполагающая, с одной стороны,направленность воспитательно-образовательной работы в д/с с учетом школьныхтребований, а с другой стороны, опору учителя на уровень развития старшихдошкольников.
Работа по установлению преемственности со школой имеет следующиенаправления: содержание, методы, формы обучения.
Условием преемственности в методах и формах выступает единство ихнаправленности на обеспечение сознательности, прочного усвоения знаний, развитиеумственных способностей и творческой активности, как в школе, так и в д/с.
Общими чертами занятия и урока должны быть:
1. программность содержания;
2. четко организованная временная регламентация;
3. руководящая роль педагога;
4. использование научнообоснованных методов и приемов.
Также необходима преемственность педагогических требований иусловий воспитания. Ведь приобретенные дошкольниками формы поведения, моральныепредставления и чувства являются фундаментом новых форм нравственного сознанияв начальной школе. Школа в свою очередь создает условия для дальнейшеговоспитания:
1. школа создает необходимыеусловия для дальнейшего качественного развития коллектевизма.
2. в школе происходитформирование высоких гражданских чувств /патриотизм, чувство долга/.
3. в школе продолжаетсяработа по эстетическому воспитанию.
4. в учебно-воспитательномпроцессе школы происходит преемственное развитие всех сторон личности
Таким образом, направленность всего педагогического процесса в д/си школе на всестороннее развитие личности ребенка является основополагающимусловием для достижения преемственности.
Педагогами составляется единый совместный план, целью которого иявляется конкретизация работы по этим направлениям: 2 части – содержаниесовместной работы воспитателя и учителя; ознакомление детей со школой.
Формами организации совместной работы воспитателя и учителя могутбыть:
· Посещенияд/с, школы
· Участиев пед.советах
· Взаимноеконсультирование
· Совместноепроведение родительского собрания
· Организацияконференций
· Изучениепрограмм воспитания и обучения и т.д.
Вторая часть плана – ознакомление детей со школой включает:посещение подготовительных групп школы, 1 сентября, библиотеки, спортивного,актового зала, пустых классов в форме экскурсий, бесед.
Таким образом, важнейшим условием эффективности работы поналаживанию преемственных связей является доброжелательный деловой контактмежду воспитателем и учителем.
3. Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания иобучения в д/с и семье. Она определяется системой требований, которыепредъявляет школа к ребенку. Характер этих требований обусловлен появлениемновой социально-психологической позиции школьника, новыми задачами иобязанностями, к выполнению которых ребенок должен быть подготовлен.
Школа требует от детей ни сколько специальных знаний и умений,сколько более сложных форм умственной деятельности, высокого уровня развитиянравственно-волевых качеств, способностей к управлению своим поведением.
Задача д/с состоит в том, чтобы всей системой воспитательно-образовательнойработы обеспечить формирование у детей готовности к школе, соответствующейтребованиям современного школьного обучения.
Подготовка детей к школе предполагает:
1. Такую организациювоспитательной работы в д/с, которая обеспечивает высокий уровень общеговсестороннего развития дошкольников.
2. Специальную подготовку поусвоению тех учебных предметов, которые будут осваиваться в начальных классахшколы.
Существуют общая, психологическая, специальная готовность к школе.
Общая готовность – выступает как важнейший итог всестороннеговоспитания дошкольников, достижение ребенком определенного уровня умственного,нравственного, волевого, эстетического и физического развития, необходимого емупри поступлении в условия школы.
В содержании общей готовности выделяются нравственно-волевая,интеллектуальная и физическая готовность, которые имеют место при осуществлениисвязи ДОУ и школы, так как определяют качества, необходимые для обучения.
Содержание нравственно-волевой готовности определяетсятребованиями к поведению ребенка, обусловленными позицией школьника. Данныетребования ставят учащегося перед необходимостью самостоятельно и ответственновыполнять учебные обязанности, быть организованным, дисциплинированным,управлять своим поведением. Выполнение этих требований осуществляется впроцессе длительной, целенаправленной воспитательной работы в д/с и семье.
Итак, показатели нравственно-волевой готовности к школе:
1. Наличие таких черт поведения, как самостоятельность,организованность, дисциплинированность.
2. Умение ребенка строить взаимоотношения со взрослыми исверстниками в соответствии с правилами культуры общения.
3. Сформированность отношения дошкольника к труду: желаниетрудиться, чувство удовлетворения от выполненной работы, уважение к трудуокружающих.
Значение интеллектуальной готовности обусловлено ведущим видомдеятельности школьника – учением, требующим напряженного умственного труда,активизации способностей к познавательной деятельности.
Показатели интеллектуальной готовности:
1. наличие достаточно широкого запаса знаний об окружающем мире.
2. определенный уровень развития познавательной деятельности.
3. овладение элементами учебной деятельности / четко выполнятьуказания, уметь осуществлять контроль за своим поведением/.
4. высокий уровень развития речи: четкое звукопроизношение,разнообразие словаря, умение выражать свои мысли.
Показатели физической готовности:
1. хорошее состояние здоровья, закаленность, определеннаявыносливость, работоспособность организма.
2. овладение культурно-гигиеническими навыками, привычкойсоблюдать правила личной гигиены.
Психологическая готовность включает в себя мотивационнуюготовность в стремлении ребенка к учению, желание быть школьником, определенныйуровень волевого и социального развития.
Специальная готовность является дополнение к общей готовности,определяется наличием специальных зун.
4.Одним из важнейших условий практической реализациипреемственности д/с и школы является установление делового контакта междувоспитателями подготовительной группы и учителями 1 классов школы, чтоосуществляется в различных аспектах:
1. Информационно-просветительскийаспект – взаимное ознакомление с задачами учебно-воспитательной работы.
2. Методический аспект –взаимное ознакомление с методами и формами учебно-воспитательной работы встаршей, подготовительной группах и 1 классах школы.
3. Практический аспект –выражается с одной стороны в предварительном знакомстве с будущими учениками, сдругой – в курировании бывших воспитанников во время их обучении в 1 классешколы.
Конкретными формами реализации данного содержания являетсянепрерывное взаимодействие воспитателей и учителей и систематические посещенияими друг друга /школы, д/с/, т.е установление всестороннего содержательногосотрудничества между д/с и школой является залогом достижения высокого уровняподготовки детей к школе.
Роль семьи в развитии ребенка.
Семья играет большую роль в развитии личности ребенка: в усвоениинорм поведения, развитии индивидуальных особенностей и способностей.Достоинства семейного воспитания:
1. малое количество детей
2. атмосфера любви, психологический комфорт
3. возможность включиться в различные виды деятельности
4. возможность общения с людьми разных возрастов и опыта
Отрицательные стороны:
1. профессиональная неопытность родителей
2. отсутствие полноценного общения со сверстниками
3. наличие разных целей
Как вы считаете, какого воспитания лучше придерживаться?
При всей своей универсальности семейное воспитание не обеспечиваетвсех условий для полноценного развития ребенка.
Поэтому семейное и общественное воспитание должны содействовать,максимально развивая ребенка и объединяя свои усилия для полноценного развитияличности.
III. Итак, мы сегодня разобрали преемственную связь ДОУ и школы. Атеперь предлагаю вам рассмотреть педагогические ситуации. Попробуйте дать своирекомендации с точки зрения готовности к школе и связи методов воспитания иобучения.
IV. Хорошо! Ситуации верно разобраны, даны грамотные педагогическиеоценки. А теперь вспомним, как определяется понятие преемственность? Какие ееосновные направления, условия? Хорошо!
Домашнее задание – подготовиться к опросу по теме по своим записямс урока.
До свидания!
Приложение
Преемственностьв работе ДОУ и школыСовместная работа воспитателя и учителя Ознакомление детей со школой
· Посещение, школы и д/с
· Участие в пед.советах
· Консультирование
· Проведение родительских собраний
· конференции
· Посещение подготовительных групп школы, библиотеки, классов, актового, спортивного залов.
· Беседа о предстоящем поступлении в школу
Готовность к обучению в школе
Общая психологическая специальная
· Нравственно-волевая
· Интеллектуальная
· Физическая
Сотрудничество ДОУ и школы
· Информационно-просветительскийаспект
· Методическийаспект
· Практическийаспект
Формы работы ДОУ с семьей
Наглядно-информационная Непосредственная
/стенды, выставки/
Групповая Индивидуальная