Федеральные целевые программы как инструмент финансирования бюджетных инвестиций

Содержание:
Аннотация
Введение
1. Федеральные целевые программы
1.1 Экономическая сущность целевых бюджетных программ
1.2 Порядок финансирования бюджетных инвестицийпосредством целевых программ
1.3 Нормативно-правовое регулированиефинансирования федеральных целевых программ
2. Анализ федеральных целевыхпрограмм как инструмента финансирования бюджетных инвестиций
2.1 Анализ финансирования федеральныхцелевых программ
2.2 Анализ реализации федеральных целевых программ напримере Республики Татарстан
2.3 Проблемы реализации федеральных целевых программ врамках бюджетной реформы и в условиях кризиса
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Приложения

Аннотация
Федеральные целевыепрограммы как инструмент финансирования бюджетных инвестиций.
В курсовой работерассматривается экономическая сущность, задачи и цели федеральных целевыхпрограмм. При этом автором изучен механизм финансирования и правовоерегулирование федеральных целевых программ. Кроме того, рассмотренагосударственная финансовая политика в области бюджетных инвестиций посредством целевыхпрограмм. В работе изучена реализация федеральных целевых программ в РеспубликеТатарстан и в целом по России. В конце работы сформулированы выводы ипредложения на основе изученного опыта.
Annotation
Federal targetprograms as the tool of financing of budgetary investments.
In a termpaper the economic essence, problems and the purposes of federal targetprograms is considered. Thus the author studies the mechanism of financing andlegal regulation of federal target programs. Besides, the state financialpolicy in the field of budgetary investments by means of target programs isconsidered. In work realization of federal target programs in Republic Tatarstanand as a whole across Russia is studied. In the end of work conclusions andoffers on the basis of the studied experience are formulated.
Проверила
____________________

Введение
Целевыепрограммы являются одним из важнейших средств реализации структурной политикигосударства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие идолжны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных длягосударства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных нарешение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органовисполнительной власти.
Целеваяпрограмма может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решениеконкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммыосуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а такженеобходимости рациональной организации их решения.
Бюджетноефинансирование можно разделить на две части — финансирование объема услуг иконкретные целевые программы. Последние, в свою очередь, могут бытьотраслевыми, например «Дети — сироты», и комплексными, например«Диабет», «Туберкулез» и т.д. В первом случае средствапоступают к конкретному субъекту бюджетных расходов, во втором финансированиеможет поступать в ряд отраслей: ослабленным детям на дополнительное питаниечерез комитет по образованию; на производство соответствующих вакцин и др. Втаком случае финансирование направляется или напрямую исполнителю, или черезведомство (например, Комитет по здравоохранению). Формирование перечнядолгосрочных целевых программ осуществляется органом исполнительной власти,исполнительным органом местного самоуправления в соответствии с прогнозомсоциально — экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально- экономического развития соответствующего субъекта РФ или муниципальногообразования и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.
Долгосрочныецелевые программы разрабатываются органом исполнительной власти, органомместного самоуправления и подлежат утверждению соответствующим законодательным(представительным) органом, представительным органом местного самоуправленияпри рассмотрении и утверждении бюджета или самостоятельно.
Долгосрочнаяцелевая программа, предлагаемая к утверждению и финансированию за счет бюджетныхсредств или средств государственного внебюджетного фонда, должна содержать:
— технико-экономическое обоснование;
— прогноз ожидаемых социально — экономических (экологических) результатовреализации указанной программы;
— наименование заказчика указанной программы;
— сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам;
— другие документы и материалы, необходимые для ее утверждения.
Перечисленныедокументы представляются на рассмотрение законодательного (представительного)органа. И именно на их основе принимается решение о целесообразности выделениябюджетных средств или средств внебюджетного фонда на реализацию даннойпрограммы.
Вроли заказчика долгосрочной целевой программы может выступать органгосударственной власти или орган местного самоуправления для муниципальныхцелевых программ. Именно такой орган действует от имени государства илимуниципального образования при разработке долгосрочной целевой программы и еереализации.
Тема курсовой работы «Федеральные целевые программы как инструментфинансирования бюджетных инвестиций» актуальна на сегодняшний день, т.к. федеральныецелевые программы призваны помогать в решении стратегических задач развитияэкономики и социальной сферы, особенно в тех случаях, когда необходимосконцентрировать ресурсы для достижения конкретных целей в заданные сроки.
Объектом исследования являются федеральные целевые программы и ихзначение в финансовом обеспечении бюджетных инвестиций.
Цельюкурсовой работы является:
— изучениефедеральных целевых программ, механизм их финансирования, их роль в государственныхбюджетных инвестициях;
— анализосновных показателей финансирования целевых программ на территории РеспубликиТатарстан.
Длядостижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1.аРаскрытьобщее понятие федеральные целевые программы.
2.аОписатьактуальность федеральных целевых программ.
3.аИзучить:финансирование, разработку, формирование, утверждение целевой программы.
4.аПровестианализ реализации федеральных целевых программ в Российской федерации, РеспубликеТатарстан и их роль в финансировании бюджетных инвестиций.

1. Федеральные целевые программы
1.1 Экономическаясущность целевых бюджетных программ
Федеральные целевыепрограммы являются эффективным инструментом реализации государственнойэкономической и социальной политики, особенно при решении долгосрочных задач иреализации крупных инфраструктурных проектов. Именно такой,программно-проектный подход, применяются в странах Европейского Союза, в США,Канаде, Японии и других для решения стратегических задач развития экономики исоциальной сферы, в тех случаях, когда необходимо сконцентрировать ресурсы длядостижения конкретных целей в заданные сроки.
Согласнодействующему законодательству, федеральные целевые программы и межгосударственныецелевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация,представляют собой «увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществлениякомплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных,социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий,обеспечивающих эффективное решение системных проблем в областигосударственного, экономического, экологического, социального и культурногоразвития Российской Федерации».
Бюджетные инвестиции этобюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средствбюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. Данноеопределение термина бюджетные инвестиции приведено в Письме Министерстваэкономического развития РФ от 4.12.2009 г. № 18863-ОС/Д17 «О приказеМинэкономразвития России от 1 октября 2008 г. N 305» Государственные инвестиции образуются из средств государственного бюджета, из государственныхфинансовых источников. Расходы на финансирование бюджетных инвестицийпредусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их вфедеральную целевую программу, региональную целевую программу либо всоответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органаисполнительной власти субъекта РФ. Объекты государственной собственностисубъектов Российской Федерации и муниципальной собственности могут бытьвключены в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевыепрограммы на стадии составления, рассмотрения и утверждения федеральногобюджета на очередной финансовый год [12. С. 378]. Порядок исполнения расходовфедерального бюджета, предусмотренных на финансирование объектовгосударственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальнойсобственности, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу,федеральные целевые программы, определяется пунктом 4 статьи 85 Бюджетногокодекса.
Финансированиефедеральных целевых программ (ФЦП) – это финансирование увязанных по ресурсам,исполнителям и срокам исполнения комплексов научно исследовательских, опытноконструкторских производственных, социально экономических, организационнохозяйственных и других мероприятии, обеспечивающих эффективное решение задач вобласти государственного экономического, экологического, социального икультурного развития РФ. Финансирование подготовки проектов целевой программы иконцепций осуществления программной проблемы, разработка которых осуществляетсяпо решению Правительства РФ, производится за счет средств, предусмотренных вразделе “Прочие статьи” федерального бюджета. Утвержденные целевые программыреализуются за счет средств федерального бюджета, привлекаемых для выполненияэтих программ внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов РФ.
К внебюджетным источникампривлекаемым для финансирования целевых программ, могут относиться: взносыучастников реализации программ; целевые отчисления от прибыли предприятий,заинтересованных в осуществлении программ; кредиты банков, средства фондов иобщественных организации, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализациипрограмм, и другие поступления. Источником финансирования целевых программмогут являться инвестиционные и конверсионные кредиты, а также целевые кредитыбанков под государственные гарантии [14]. В 2010 году в рамках федеральныхцелевых программ осуществляется: поддержка реформ в сфере образования издравоохранения; реформа судебной системы; формирование рынка доступного жилья;модернизация АПК и создание условий для его устойчивого развития; строительствои совершенствование стратегически важных для страны объектов транспорта;поддержка государством реализации крупных транспортных инфраструктурныхпроектов; осуществление инновационных проектов и программ технологическогопрофиля; поддержка секторов экономики с высоким инновационным потенциалом(авиационно-космическая промышленность, информационно-коммуникационныетехнологии) и др.
В данный момент в РФреализуется около 53 целевых программ: программа «Жилище» на2002-2010 годы, программа «Социальное развитие села до 2012 года»,программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010годы)», федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010годы, программа «Развитие физической культуры и спорта в РоссийскойФедерации на 2006-2015 годы», президентская программа «Уничтожениезапасов химического оружия в Российской Федерации» и многие другие[Приложение 1].
Разобрав весь понятийныйкомплекс по ФЦП, можно сделать обобщение. Федеральные целевые программы врамках бюджетных инвестиций, являются инструментом реализации приоритетныхзадач в области государственного, экономического, экологического, социального икультурного развития страны. Они финансируются за счет средств федеральногобюджета, средств бюджетов субъектов федерации, муниципальных образований ивнебюджетных средств. Приоритетные секторы, для которых необходимагосударственная поддержка в реализации инвестиционных проектов за счет средствфедерального бюджета, определяются Министерством экономического развития иторговли и Министерством финансов РФ по согласованию с другими федеральнымиорганами государственной власти. Объекты, имеющие в основном федеральноезначение (стройки и объекты нового строительства и технического перевооружениядля федеральных государственных нужд), включают в Федеральную адреснуюинвестиционную программу (ФАИП), определяющую объем государственных инвестицийпо отраслям и ведомствам. Перечень объектов, финансируемых за счет ФАИП,формируется исходя из объемов государственных капитальных вложений,направляемых на реализацию федеральных целевых программ, а также на решение невключенных в эти программы отдельных важнейших социально-экономических вопросовна основании предложений, одобренных решениями Президента РФ либо ПравительстваРФ. Формирование данного перечня осуществляется Министерством экономическогоразвития и торговли РФ с учетом предложений государственных заказчиков поинвестиционным проектам, результатов подрядных торгов и заключенныхгосударственных контрактов.
1.2 Порядокфинансирования бюджетных инвестиций посредством целевых программ
Расходы на финансированиебюджетных инвестиций предусматриваются бюджетом субъекта Российской Федерациипри условии включения их в целевую программу субъекта Российской Федерации.
Бюджетные инвестиции вобъекты капитального строительства за счет средств федерального бюджетаосуществляются в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой,порядок формирования и реализации которой устанавливается ПравительствомРоссийской Федерации [1].
Далее федеральные адресныецелевые программы распределяются по утвержденным федеральным целевымпрограммам.
Таблица 1
Распределение ФАИП пофедеральным целевым программам (10 крупнейших ФЦП) (млрд. рублей)Наименование ФЦП Предусмотренное финансирование из ФБ 2010 год. Развит. транспортн. сист. 2010-2015 г. 216.1
Развитие Д.Востока и Забайкалья
 1996-2013 г. 49.2 Электронная Россия 2002-2010 г. 9.7 Развит. судебной системы 2007-2012 г. 9.2 Развит.физкультуры и спорта 2006-2015г. 6.2 Развитие наноиндустрии 2008- 2011 г. 3.8 Пожарная безопасность 2008-2012г. 3.6 Развитие телерадиовещания 2009-2015г. 3.6 Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации 2009-2015 г. 2.8 Культура России 2006-2011 г. 2.8
Источник: официальныйсайт Департамента государственных целевых программ и капитальных вложенийМинэкономразвития России
Бюджетныеассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитальногостроительства государственной собственности Российской Федерации,государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальнойсобственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных(муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарныхпредприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевымипрограммами, а также нормативными правовыми актами соответственно ПравительстваРоссийской Федерации, высшего исполнительного органа государственной властисубъекта Российской Федерации, местной администрации либо в установленномуказанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средствсоответствующих бюджетов.
Бюджетныеассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитальногостроительства государственной собственности Российской Федерации в соответствиис инвестиционными проектами сметной стоимостью более 8 миллиардов рублей,включенные в федеральную адресную инвестиционную программу, отражаются вфедеральном законе о федеральном бюджете в составе ведомственной структурырасходов раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему емувиду расходов.
Бюджетныеассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитальногостроительства государственной собственности Российской Федерации в соответствиис инвестиционными проектами сметной стоимостью более 100 миллионов рублей,включенные в ФИАП, отражаются в составе сводной бюджетной росписи федеральногобюджета раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему емувиду расходов. Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций вобъекты капитального строительства государственной собственности РоссийскойФедерации в соответствии с инвестиционными проектами сметной стоимостью менее100 миллионов рублей, включенные в федеральную адресную инвестиционнуюпрограмму, отражаются в составе сводной бюджетной росписи федерального бюджетасуммарно по соответствующему виду расходов.
Главныераспорядители средств федерального бюджета в части указанных бюджетныхассигнований вправе вносить предложения о выделении соответствующих видоврасходов по отдельным объектам капитального строительства для последующего ихотражения в сводной бюджетной росписи.
Порядокотражения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций вобъекты капитального строительства государственной собственности субъектаРоссийской Федерации и объекты муниципальной собственности в законе (решении) обюджете и (или) в сводной бюджетной росписи устанавливается соответственнозаконом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актоммуниципального образования.
Бюджетныеассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитальногостроительства государственной собственности субъектов Российской Федерации иобъекты капитального строительства муниципальной собственности в соответствии синвестиционными проектами, софинансирование которых осуществляется за счетмежбюджетных субсидий, подлежат утверждению соответственно законом субъектаРоссийской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, решениемпредставительного органа местного самоуправления о местном бюджете в составеведомственной структуры расходов раздельно по каждому инвестиционному проекту исоответствующему ему виду расходов.
Осуществлениебюджетных инвестиций из федерального бюджета, бюджета субъекта РоссийскойФедерации, местного бюджета в объекты капитального строительствагосударственной и муниципальной собственности, которые не относятся (не могутбыть отнесены) соответственно к государственной собственности РоссийскойФедерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальнойсобственности, не допускается.
Бюджетноефинансирование можно разделить на две части — финансирование объема услуг иконкретные целевые программы. Последние, в свою очередь, могут бытьотраслевыми, например «Дети — сироты», и комплексными, например«Диабет», «Туберкулез» и т.д. В первом случае средствапоступают к конкретному субъекту бюджетных расходов, во втором финансированиеможет поступать в ряд отраслей: ослабленным детям на дополнительное питаниечерез комитет по образованию; на производство соответствующих вакцин и др. Втаком случае финансирование направляется или напрямую исполнителю, или черезведомство (например, Комитет по здравоохранению).
Формированиеперечня долгосрочных целевых программ осуществляется органом исполнительнойвласти, исполнительным органом местного самоуправления в соответствии спрогнозом социально — экономического развития Российской Федерации и прогнозомсоциально — экономического развития соответствующего субъекта РФ илимуниципального образования и определяемыми на основе этих прогнозовприоритетами.
1.3 Нормативно-правовоерегулирование финансирования федеральных целевых программ
Основной закон,регламентирующий всю бюджетную деятельность и все бюджетные ассигнования в т.ч.и по ФЦП — это Бюджетный кодекс РФ в части: статья 79 «Бюджетные инвестиции в объекты государственной имуниципальной собственности» и статья 179 «Долгосрочные целевые программы»определяют порядок финансирования ФЦП.
Одним из первых законов, определявшимметодологию разработки и реализации федеральных целевых программ, был Федеральныйзакон РФ от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральныхгосударственных нужд» Настоящий Федеральный закон устанавливал общиеправовые и экономические принципы и порядок формирования, размещения и исполненияна контрактной (договорной) основе заказов на закупку и поставку товаров,работ, услуг (далее — продукция) для федеральных государственных нуждпредприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности,расположенными на территории Российской Федерации. Постановление ПравительстваРоссийской Федерации от 26 июля 1995 года № 594 «О Порядке разработки иреализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ,в осуществлении которых участвует Российская Федерация» определяло порядокразработки и реализации ФЦП.
Затемпоявился Федеральный закон РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказовна поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственныхмуниципальных нужд».Настоящий Федеральныйзакон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставкитоваров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальныхнужд (далее также — размещение заказа), в том числе устанавливает единыйпорядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономическогопространства на территории Российской Федерации при размещении заказов,эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источниковфинансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лицв размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестнойконкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти иорганов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечениягласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и другихзлоупотреблений в сфере размещения заказов. Все последующие нормативные актызакрепляют программно-целевой подход в бюджетном планировании и бюджетных инвестицияхна реализацию ФЦП.

2. Анализфедеральных целевых программ как инструмента финансирования бюджетныхинвестиций
2.1 Анализ финансированияфедеральных целевых программ
В настоящий момент вРоссии реализуется 53 федеральных целевых программы, которые осуществляются по6 направлениям:
— Развитие социальнойинфраструктуры
— Развитие транспортнойинфраструктуры
— Новое поколение
— Безопасность и экология
— Развитие науки итехнологий
— Развитие регионов
— Развитиегосударственных институтов [Приложение 1].
Для анализа реализации и финансирования федеральных целевых программвоспользуемся данными Федеральных законов «Об исполнении бюджета»: N 228-ФЗ от03.12.2008г., N 382-ФЗ от 28.12.2009г., от N 255-ФЗ 03.10.2010 г. Для удобствасформируем таблицы с полученными данными по направлениям.
Таблица 2
Финансирование федеральных целевых программ по направлению «Новоепоколение» за период 2007-2009 г.г.№ п/п Наименование сравниваемых данных
2007 г.
(тыс. руб.)
2008 г.
(тыс. руб.)
2009 г.
(тыс. руб.)
Темп
рос-та 2007-2008 в %
Темп
рос-та 2008-2009 в % 1 2 3 4 5 6 7 1. Федеральная целевая программа «Культура России (2006 — 2010 годы)» 12 500 547,2 13 229 601,6 21 619 019,7 105,8 163,4 2.
Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры
и спорта в Российской
 Федерации на 2006 — 2015 годы» 3 856 730,1 6 377 900,0 11 489 314,2 165,4 180,1 3. Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006 — 2010 годы» 488 854,5 405 041,8 704 238,0 82,9 173,9 4. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 – 2010 годы 2 871 033,1 2 939 221,6 2 342 335,6 102,4 79,7 5. Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 – 2011 годы)» 4 045 232,8 3 370 515,8 7 572 640,7 83,3 224,7 6. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)» 2 750 125,6 3 603 937,7 2 559 647,1 131,0 71,0 7. Федеральная целевая программа развития образования на 2006 — 2010 годы 11 027 480,5 11 209 616,5 10 285 004,7 101,7 91,8 8. Федеральная целевая программа «Русский язык (2006 – 2010 годы)» 238 451,8 237 527,5 249 487,0 99,6 105,0 9. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года» 207 200,0 207 200,0 100,0 10. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008 — 2012 годы» – 329 225,8 266 718,7 – 81,0 Всего по ФЦП за год: 37 985 655,6 41 580 562,5 56 821 687,0
В представленной таблице можно наблюдать наибольшую динамику темпароста за 2007-2008 год по ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в РФ на2006-2015г.», а наименьшую по ФЦП «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 г.». В 2008-2009 г. происходит тенденция к увеличению финансирования по данным программам, нонаибольший темп роста в этот период наблюдается по ФЦП «Предупреждение и борьбасоциально значимыми заболеваниями», а наименьший показатель темпа роста у ФЦП «Экономическоеи соц. развитие малочисленных народов Севера» — он имеет нулевой показатель,т.к. финансирование не осуществлялось.
Рассмотрим динамику роста финансирования ФЦП по направлению «Развитиеинфраструктуры».
Таблица 3
Финансирование федеральных целевых программ по направлению «Развитиеинфраструктуры» за период 2007-2009 г.г.№ п/п Наименование сравниваемых данных
2007 г.
(тыс. руб.)
2008 г.
(тыс. руб.)
2009 г.
(тыс. руб.)
Темп
рос-та 2007-2008 в %
Темп
рос-та 2008-2009 в % 1. Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 — 2010 годы (второй этап) 41 065 524,0 128 254 920,0 87719973,8 312,3 68,4 2. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах» 3 054 095,3 3 647 806,0 2 562 272,2 119,4 70,2 3. Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)» 185 839 221,4 257 285 402,0 283 080 270,1 138,4 110,0 4. Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года» 6 184 419,3 8269143,0 8 126 936,0 133,7 98,3 Всего по ФЦП за год: 236 143 260,0 397 457 271,0 381 489 452,1
В таблице 3 наибольший темп роста в 2007-2008 г. у ФЦП «Жилище», а наименьший у ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения». Заметнатенденция снижения финансирования и темпа роста в 2008-2009 г. по всем программам. Так, в этот период наибольший показатель у ФЦП «Модернизация транспортнойсистемы» — 110%, а по ФЦП «Жилище» с наибольшего он стал наименьшим. Этосвидетельствует о неравномерности объемов финансирования по большинствуфедеральных целевых программ.
Рассмотрим динамику роста финансирования ФЦП по направлению«Безопасность и экология», представленную в Приложении 2.
По таблице в Приложении 2 наибольшая динамика темпа роста в 2007-2009 г. у ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельхоз. назначения иагроландшафтов» — 371%. Сильно отличается от наибольшего, темп роста по ФЦП«Снижение рисков и смягчение последствий ЧС», он составляет всего 49,2 %. Запериод 2008-2009 г. наибольшим становится показатель темпа роста у ФЦП«Создание системы базирования Черноморского флота», а наименьшим у ФЦП«Совершенствоание системы разведки контроля воздушного пространства». Так женаблюдается в 2009 г. общее снижение темпов роста финансирования по всем ФЦП.
По направлению «Развитие регионов» динамику финансирования ФЦП рассмотримв таблице 4.

Таблица 4
Финансирование федеральных целевых программ по направлению «Развитиерегионов» за период 2007-2009 г.г.№ п/п Наименование сравниваемых данных
2007 г.
(тыс. руб.)
2008 г.
(тыс. руб.)
2009 г.
(тыс. руб.)
Темп
рос-та 2007-2008 в %
Темп
рос-та 2008-2009 в % 1 2 3 4 5 6 7 1. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 — 2005 и до 2010 года» 5 384 488,6 29 904 394,0 68 195 767,4 555,4 228,0 2. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 — 2015 годы» 2 380 600,0 2 508 893,3 1 626 858,3 105,4 64,8 3. Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2010 года 1 520 340,0 2 564 431,8 1 961 983,9 168,7 76,5 4.  Федеральная целевая программа «Юг России» 4953606,0 8 890 000,0 6 846 861,6 179,5 77,0 5. Федеральная целевая программа «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)» 11 848 791,4 32385243,8 19 488 011,9 273,3 60,2 6. Федеральная целевая программа «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 — 2014 годы)» 2 770 412,2 – – Всего по ФЦП за год: 28 858 238,2 76 252 962,9 98 119 483,1

В таблице 4 наибольшиий темп роста в 2007-2008 г. наблюдается по ФЦП «Экономическое и соц. Развитие Дальнего востока и Забайкалья» — 555,4%.Наименьший у ФЦП «Развитие г. Сочи» (показатель нулевой). Эта тенденциясохраняется и в 2008-2009 г., как и тенденция к уменьшению финансирования повсем программам.
Проанализируем темп роста федеральных целевых программ по направлению«Развитие науки и техники» по таблице приведенной в Приложении 3. В период с2007-2008 г. наблюдается наибольший темп роста по ФЦП «Развитие атомногоэнергопромышленного комплекса» 285,6%, но в 2008-2009 г. финансирование по данной программе не осуществляется и показатель становится нулевым.Наименьший темп роста в 2007-2008 году наблюдается у ФЦП «Национальнаятехнологическая база» 61,3%, в 2008-2009 происходит тенденция к увеличениютемпа роста по данной программе до 118,9%. Но наибольший показатель в этотпериод у ФЦП «Глобальная навигационная система». По всем программам мы можемнаблюдать неравномерность финансирования по годам.
Анализ финансирования ФЦП по направлению «Развитие государственногоинститута» осуществим по таблице Приложения 4. Имеющиеся показатели темпа ростауказывают, что наибольшую динамику финансирования в 2007-2008 году имеет ФЦП«Развитие государственной статистики» 164,6%. В 2009 году темп роста по даннойпрограмме имеет меньший показатель, а наибольший у ФЦП «Развитие судебнойсистемы в РФ» 114,3%. Наименьший показатель темпа роста за оба периода у ФЦП«Гос. поддержка развития муниципальных образований», он равен нулю из-заотсутствия финансирования. Так же наблюдается общее снижение темпов роста в 2009 г. по всем ФЦП.
Для более полного анализа финансирования федеральных целевых программ вРФ, по имеющимся в таблицах данным, составим структуру ассигнований по годам. Структурабюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию федеральных целевыхпрограмм по направлениям в 2007-2010г.г., отражена на следующих диаграммах.
/> />
/>
Рис. 3. Структурабюджетных ассигнований на ФЦП в 2007-2010 г.г.
На представленнойдиаграмме мы видим, что в период с 2007 по 2009 г. наибольшее ассигнования в структуре ФЦП идут по направлению «Развитие инфраструктуры».Финансирование по данному направлению остается практически одинаковым из года вгод. Следующее по объемам финансирования в 2007 г. идет направление «Развитие науки и техники». Объемы инвестиций по нему имеют тенденцию кувеличению в 2008 г., а затем к снижению в 2009 г. По направлению «Новое поколение» можно увидеть, что произошло урезание его финансирования в 2008 г. и на прежний уровень в 2009 г. финансирование не поднялось. Рост ассигнований по направлению«Безопасность и экология» 2008 г. не наблюдается в 2009 г. Напротив, Программа «Развития регионов» имеет стабильную тенденцию к увеличению и в 2008 и в2009 годах. Наименьшие ассигнования в структуре ФЦП имеет программа «Развитиягос. института». По ней наблюдается уменьшение финансирования и в 2008, и в 2009 г. Если же судить в общем, то сама структура приоритетов финансирования остается неизменной всетри года.
Для завершения анализаФЦП в РФ рассмотрим еще несколько аспектов современных реалий в данной области.В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в2010–2012 годах от 25 мая 2009 года предлагается рассмотреть возможностьперехода начиная с 2011 года к программной структуре бюджета с одновременнойкорректировкой классификации расходов. В ее основу могут быть положеныдолгосрочные целевые программы. При этом в долгосрочных целевых программахмогут предусматриваться и другие, кроме бюджетных, инструменты достижениязаданных целей: правовое регулирование, проведение структурных реформ,контроль, использование имущества, меры налоговой, таможенной и тарифнойполитики, соглашения с субъектами Российской Федерации и так далее [13. С.3].
Совершенствование врамках нового формата бюджета различных инструментов программно-целевогопланирования (федеральных целевых программ, приоритетных национальных проектов,проектов Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации),а также создание комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающейсоответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактовпервоначально заложенным в них параметрам и утвержденным показателям бюджета, –все это позволит более четко определить приоритеты, цели и результатыиспользования бюджетных средств, установить индикаторы, характеризующие ихдостижение, организовать на постоянной основе мониторинг эффективностибюджетных расходов [13.С.3].      
Так, итоги ходавыполнения ФЦП в 2009 году, опубликованном в пресс-релизе от 17.03.2010 г. кзаседанию Президиума Правительства РФ, свидетельствуют о следующих результатах:
Общий объемфинансирования 51 ФЦП составляет 831,7 млрд. рублей. За 2009 год мероприятияФЦП за счет средств федерального бюджета профинансированы в объеме 818,3 млрд.рублей (98,4% от бюджетных назначений 2009 года), что на 7% больше, чем в 2008году. По направлению «капитальные вложения» профинансировано 471,3 млрд. рублей(98,2%), по направлению «НИОКР» — 96,5 млрд. рублей (98,9%), по направлению«прочие нужды» — 250,6 млрд. рублей (98,5%). Для сравнения, за 2008 год объемыфинансирования ФЦП по направлениям составили: капитальные вложения — 433,5млрд. рублей (98,3%), НИОКР — 58,9 млрд. рублей (99,4%), расходы по направлению «прочие нужды» — 272,9 млрд. рублей (97,2%). Софинансирование программ за счет средств бюджетов субъектовРФ и местных бюджетов, а также внебюджетных источников за 2009 год составило840,9 млрд. рублей (79,0% от предусмотренного на год), в том числе за счетсредств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов — 344,5млрд. рублей (84,8%) и внебюджетных средств — 496,4 млрд. рублей (75,5%). Длясравнения, в 2008 году фактическое софинансирование мероприятий ФЦП за счетвсех источников составило 888,1 млрд. рублей (80,8% от годовых назначений), втом числе за счет средств бюджетовсубъектов Российской Федерации, местных бюджетов — 325,7 млрд. рублей (100,4%)и внебюджетных средств — 562,4 млрд. рублей (72,6%) [19].
Основные показателифедерального бюджета на плановый период 2011—2012 годов, в соответствии сдоведенными Минфином России предельными объемами бюджетных ассигнований в частиинвестиционных расходов, следующие: на 2011 год — 916,0 млрд. рублей, на 2012год — 795,6 млрд. рублей, в том числе на реализацию 48 ФЦП — 655,8 млрд. рублей(71,6% от инвестиционных расходов) и 42 ФЦП — 562,9 млрд. рублей (70,7% отинвестиционных расходов) соответственно. На осуществление бюджетных инвестицийв объекты капитального строительства, не включенные в ФЦП, определены основныехарактеристики федерального бюджета на 2011 год в объеме 260,2 млрд. рублей, на2012 год — 232,7 млрд. рублей [13. С.15-16].
Например, в рамкахпрограммы «Развития науки и технологий» в Подмосковье планируется создать центрпо разработке и коммерциализации новых технологий «Сколково» — своеобразный аналог американской Силиконовой (Кремниевой) долины. Предполагается,что свои инновационные продукты, предварительно отобранные комиссией, будут«выращивать» в кластерах крупнейшие частные компании. Потом наиболееперспективные продукты отберут и перенесут в «долину», которая начнетобустраиваться с конца 2010г. Предполагается, что инфраструктура новогокомплекса будет рассчитана на 30-40 тыс. человек и будет включать всенеобходимое для разработки научных идей и превращения их в бизнес. Из почти 4млрд. рублей фонда «Сколково» непосредственно на строительство уйдет 247 млн.рублей. Причем речь идет только о проектировании, а не о возведении объектов.Расходы по деятельности фонда и его дочерних структур составят 401 млн. рублей.На инвестиции непосредственно в инновационные проекты выделено 3,4 млрд.рублей. Небольшое превышение расходов над доходами в 59 млн. рублей объясняетсятем, что фонд намерен компенсировать разницу за счет дохода от управлениясвободными средствами. Основное – сделать прозрачным механизм распределенияинвестиций, который пока непонятен. «До сих пор нет дальнейшего определениятого, как будет осуществляться поток инвестиций, – говорит эксперт КристианВайс [16]. Такой механизм обязательно должен быть, четкое планирование,структурирование инвестиций, классификация расходов, финансовый контроль обеспечитуспех проекта.
Из проделанного анализаможно сделать следующие выводы: реализация ФЦП в Российской Федерации из-занеравномерности финансирования несколько затруднена по отдельным направлениям.Но основную задачу федеральные целевые программы выполняют, бюджетныеинвестиции оживляют многие отрасли экономики. Данный эффект особенно важен впериод наступившего экономического кризиса, при условии соблюдения сугубоцелевого финансирования.
2.2 Анализ реализациифедеральных целевых программ на примере Республики Татарстан
Для анализа реализациифедеральных целевых программ в Республике Татарстан воспользуемся данными иззаконов Республики Татарстан «Об исполнении бюджета Республики Татарстан»: №70-ЗРТ от 06.08. 2008 г., № 40-ЗРТ от 30.07.2009 г., N 36-ЗРТ от 28.06.2010 (за2007, 2008, 2009 г.г.). Сформируем по имеющимся данным таблицу финансированияФЦП в динамике за 2007-2009 год.
Таблица 5
Финансирование федеральных целевых программ в Республике Татарстан запериод 2007-2009 г.г.№ п/п Наименование ФЦП
2007 г.
(тыс. руб.)
2008 г.
(тыс. руб.)
2009 г.
(тыс. руб.)
Темп
рос-та 2007-2008 в %
Темп
рос-та 2008-2009 в % по направлению: «Новое поколение» 1. ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы» 40 000,0 77 500,0 36 900,0 193,8 47,6 2. ФЦП «Дети России» на 2007 – 2010 годы 29 364,0 3. ФЦП«Электронная Россия (2002 — 2010 годы)» 3 000,0 по направлению: «Развитие инфраструктуры» 4. ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах» 7 500,0 5. ФЦП«Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)» 544 416,8 862 743,4 296 190,3 158,5 34,3 6. ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года» 1 438 768,5 1 965 168,8 18 665,6 136,6 0,95 по направлению: «Безопасность и экология» 7.
ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного
 назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 — 2010 годы» 9 930,0 1 479 850,8 1 432 469,2 14902,8 96,8 по направлению: «Развитие гос. института» 8.
ФЦП «Комплексные меры
Противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 — 2009 годы» 5 000,0 Итого ассигнований по ФЦП: 2 077 979,3 4385263,0 1 784 225,1 211,0 40,69
По данным таблицы видно,что в 2007-2008 году наибольшая динамика темпа роста наблюдалась по ФЦП«Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственногоназначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 — 2010годы». Это произошло из-за резкого увеличения ассигнований в 2008 году поданной программе. Следующими по динамике идут ФЦП «Развитие физическойкультуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы» — 193,8%, ФЦП«Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)» –158,5%, ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года» — 136,6%. Поостальным программам финансирование в Республики Татарстан не осуществлялось и показатель темпа роста нулевой.
В 2009 году темп роста повсем программам значительно снизился. По ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земельсельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достоянияРоссии на 2006 — 2010 годы» темп роста достиг лишь 96,8%. Как и в 2008году следующими по темпу роста идут программы: ФЦП «Модернизациятранспортной системы России (2002 – 2010 годы)» и ФЦП «Развитиефизической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы». Показателитемпа роста ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года» составиливсего 0,95%. Остальные программы совсем не финансировались. Уменьшение объемовассигнований на реализацию федеральных целевых программ в Республике Татарстанобусловлено экономическим кризисом и как следствие бюджетным дефицитом.
Используя данные таблицы 6 проанализируем структуру финансирования иполученные показатели внесем в новую таблицу .
финансирование инвестиция целевой программа
Таблица 6
ФЦП в структуре их финансирования по Республике Татарстан за 2007-2009 г.г.№ п/п Наименование ФЦП
2007 г.
%
2008 г.
%
2009 г.
% 1 2 3 4 5 1. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы» 1,9 1,8 2,1 2. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 – 2010 годы 1,4 3. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)» 0,1 4. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах» 0,4 5. Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)» 26,2 19,7 16,6 6. Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года» 69,2 44,8 1,0 7. Федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 — 2010 годы» 0,5 33,7 80,3 8.
Федеральная целевая программа «Комплексные меры
противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 — 2009 годы» 0,2
Из таблицы мы видим, чтов 2007 году основное финансирование былоосуществлено по ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года», оно составило 69,2 %от всех ассигнований. Меньше всего денег было выделено на реализацию ФЦП«Электронная Россия (2002 — 2010 годы)» всего 0.1%. В 2008 году наибольшеефинансирование получила также ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года»,а наименьшее Федеральная целевая программа „Развитие физической культуры испорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы“ — лишь 1.8 %. В2009 году на первое место по финансированию вышла ФЦП „Сохранение ивосстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения иагроландшафтов как национального достояния России на 2006 — 2010 годы“ — 80.3 % всех ассигнований. Наименьшее финансовое обеспечение получила ФЦП»Социальное развитие села до 2010 года” — всего 1 %, а мы видим, чтов 2007-2008 году, по выделенным денежным средствам, данная программа стояла напервом месте по финансированию.
Проанализировав финансирование федеральных целевых программ поРеспублике Татарстан можно отметить, что денежные средства на их реализациювыделяются неравномерно и непостоянно. Разразившийся экономический кризис иэкономическая нестабильность серьезно затрудняют финансирование федеральныхцелевых программ.

2.3 Проблемы реализацияфедеральных целевых программ в рамках бюджетной реформы в условиях кризиса
Самой значительнойпроблемой, влияющей на реализацию федеральных целевых программ, являетсяразразившийся экономический кризис. В 2011 г. бюджет придется резать по живому, отказываясь от многих расходов и текущих инвестиций. Уже ясно, что почтинаполовину придется сократить федеральные целевые программы. В бюджетеследующего года уже появилась дыра — почти 654 млрд. руб., подсчитали в Минфинепо возвратным распределениям ведомств. Пока что придется резать инвестиционнуючасть бюджета — федеральные целевые программы (ФЦП), паспорта которыхутверждены постановлениями правительства. «Обязательства, взятые властью, покаесть, а денег уже нет», — объясняет чиновник Минфина [18].
По подсчетам Минфина,нынешние 53 ФЦП не обеспечены расходами бюджета больше чем на две трети.Ассигнования на ФЦП в 2009-2012 гг. согласно паспортам программ должнысоставить 2,9 трлн. руб., из которых почти 2,1 трлн. руб. профинансировано небудет. «Мы исходили из того, насколько действующие обязательства обеспеченыресурсами бюджета при уже заданных параметрах доходов и дефицита, — объяснилчиновник Минфина. — Это пока первая пристрелка бюджета на 2011 г. Очевидно, придется считаться с тем, что кризис поменял конъюнктуру бюджетной обеспеченности.Допускаю, придется снижать и другие, не только инвестиционные, расходыбюджета». Ведомственная структура бюджета расписана только на 2010 г., продолжает он, на 2011 и 2012 гг. расходы заложены только в общих характеристиках: «Никудане денешься, какие-то жиры придется резать, какие-то инвестпланы —откладывать». Премьер Владимир Путин на прошлой неделе не поддержал предложенияМинфина об отказе от индексации трудовых пенсий на 6,3%. Если не будем резатьпенсии, придется экономить на чем-то другом, признается чиновник Минфина [20].
СотрудникМинэкономразвития говорит, что в ведомстве знают проблему нехватки ресурсов:ФЦП будут урезаны, но не механически, а в соответствии с выбраннымиприоритетами. «Сложность программы в том, что ее нельзя секвестировать впроцентном соотношении. Это взаимно увязанный документ, снижать финансированиенадо гармонизировано», — вздыхает чиновник Минэкономразвития: часто это сделатьнепросто, у одной программы по развитию Чеченской республики более 30госзаказчиков, им как минимум нужно договориться между собой [18].
Масштабная бюджетнаяреформа начала проводится в России. Как следует из программы повышенияэффективности бюджетных расходов, опубликованной Минфином, министерства иведомства будут получать государственные деньги только под конкретныедолгосрочные целевые программы, которые федеральным ведомствам будет предложенописать исходя из целей Концепции долгосрочного социально-экономическогоразвития России до 2020 года. У каждого министерства будет как минимум по однойцелевой программе. Опробовать программно-целевой принцип Минфин планирует приподготовке бюджета 2011 года, а бюджет на 2012 год и период до 2014 года ужеполностью делать программным. Это позволит сделать реализацию ФЦП болеерезультативной, не распыляющей бюджетные инвестиции. Но для реализации реформынужна законодательная и документальная доработка, устраняющая бюрократизм.
Но, есть еще и особенностиФЦП, снижающие их эффективность:
— недофинансирование ФЦПиз внебюджетных источников;
— проектный подход втранспорте, социальной сфере, реальном секторе;
— территориальные ФЦП –не направлены на развитие реального сектора, в отличие от зарубежных аналогов.
Эффективностьпрограммно-целевого метода снижается в результате:
— отсутствия системноговидения пространственных приоритетов развития страны;
— сложностей с запускомпроектов, не получивших высший политический приоритет.
Существует также проблеманедоиспользования бюджетных ассигнований, что негативно влияет на реализацию ФЦП.Так, использование средств по стройкам и объектам для федеральныхгосударственных нужд, по которым Росстатом ведется наблюдение, в разрезефедеральных округов по итогам за 5 месяцев 2010 года характеризуется следующимиданными:
Таблица 7
Мониторинг использованияассигнований по данным за июнь 2010 г.Федеральный округ Лимит ассигнований за счет всех источников Лимит государственных инвестиций на год Фактически использовано за счет всех источников финансирования млн. рублей в % от лимита на год Центральный 200 000,50 198 902,80 15 676,40 7,8 Северо-Западный 75 947,60 69 218,00 11 518,70 15,2 Уральский 5 078,10 4 717,10 933,4 18,4 Сибирский 20 908,40 20 555,20 3 696,90 17,7 Дальневосточный 96 994,50 85 776,10 14 264,80 14,7 Южный 95 380,90 85 162,00 9 835,30 10,3 Северо-Кавказский 8 360,00 8350,8 1 914,20 22,9 Приволжский 21 875,10 20 329,80 2 318,20 10,6
Источник: официальныйсайт Министерства экономического развития Российской Федерации
Как видно из приведеннойтаблицы, выше среднего по России лимит средств, предусмотренных нафинансирование строек и объектов федеральной адресной инвестиционной программы,использован в Северо-Кавказском (22,9%), Уральском (18,4%), Сибирском (17,7%),Северо-Западном (15,2%) и Дальневосточном (14,7%) федеральных округах. В то жевремя, в Приволжском (10,6%), Южном (10,3%) и Центральном (7,8%) федеральныхокругах освоение бюджетных инвестиций ниже среднего. Ассигнования будутвозвращены в бюджет. Аналогичная ситуация была и в прошлом году. Но эта не таэкономия, которую стоит поощрять: возврат неизрасходованных средств означает,что программы были свёрстаны некачественно, и это чревато выводами для чиновников,отвечающих за реализацию ФЦП.
Выводы: в настоящиймомент существует достаточное количество проблем реализации ФЦП в РФ:
-аазначительноесеквестирование финансирования ФЦП из-за экономического кризиса;
— нужна законодательная идокументальная доработка бюджетного реформирования;       
— недофинансирование ФЦПиз внебюджетных источников;
— территориальные ФЦП невсегда направлены на развитие реального сектора,
— отсутствие системноговидения пространственных приоритетов развития страны;
— сложностей с запускомпроектов, не получивших политический приоритет.

Выводы и предложения
В настоящеевремя преимущества программно-целевого подхода для решения стоящих передминистерствами и ведомствами задач используются недостаточно.
Разработанныепредложения в сфере совершенствования процедуры формирования и реализациифедеральных целевых программ являются начальным этапом работы, в ходе которойнеобходимо реализовать ряд мер перечисленных ниже.
Определитьфункции, которые целесообразно реализовывать посредством федеральных целевыхпрограмм, на этапе оптимизации и разграничения функций органов государственногоуправления.
Приниматьрешение о выборе программного или сметного финансирования той или иной функциив каждом отдельном случае на основе обоснованного анализа сравнительнойэффективности достижения целей, стоящих перед ведомством.
Предусматриватьпри формировании концепций новых федеральных целевых программ и корректировкидействующих различные варианты их реализации.
Оценивать приотборе разрабатываемых федеральных целевых программ и уточнении действующихпрограмм в первую очередь возможности реализации в заданном интервале временизадач, которые ставятся перед программой Правительством Российской Федерации:
— достижения целейпрограмм в установленные сроки, в том числе по этапам реализации программ;
— обеспеченияустановленных Правительством Российской Федерации показателей результативностии эффективности программ по этапам их реализации;
— обеспечения возможностифинансирования программ по установленным этапам из всех источников, в том числеиз федерального бюджета;
— соответствия задачрешаемых федеральными целевыми программами, в конкретные временные интервалызадачам программы социально-экономического развития Российской Федерации насреднесрочную перспективу;
— соблюдения планареализации программных мероприятий по установленным в программе временнымэтапам;
— проведения мониторингахода выполнения программных мероприятий по этапам реализации программ;
— возможностигосударственных заказчиков по реализации промежуточных целей программ,сформированных для отдельных этапов, а не только конечных целей программ.
Расширитьтипологию целевых программ в части управления федеральными целевымипрограммами. В частности, целесообразно разделить программы, реализующие целифедеральной политики и финансирующиеся исключительно за счет средствфедерального бюджета, программы, ориентированные на решение социальных проблем,финансирующиеся из региональных бюджетов и за счет других источников помимофедерального бюджета и программы, имеющие коммерческий результат,финансирующиеся в основном из внебюджетных источников. Такое делениепредопределяется различными схемами управления и реализации программ,сложностью их администрирования, различными критериями бюджетной и экономическойэффективности.
Повыситьтребования к государственным заказчикам по безусловному финансированиюфедеральных целевых программ за счет средств бюджетов субъектов РоссийскойФедерации и внебюджетных источников.
Осуществлятьежегодный анализ деятельности дирекций федеральных целевых программ.
Ужесточитьтребования к ежегодным отчетам о ходе реализации федеральных целевых программ.
Кроме того, вцелях усиления контроля за эффективностью расходования средств федеральногобюджета, достижения максимальной прозрачности в процессе формирования стоимостистроек и объектов при проведении конкурсов, а также внедрения принциповстабильности и предсказуемости финансирования строек и объектов на весь периодих сооружения необходимо:
-аразработать и внедритьдля обязательного применения типовой подрядный договор (контракт) дляприменения по стройкам, реализуемым за счет средств федерального бюджета идействующий на весь период проведения работ;
-апроизводить утверждениегосударственными заказчиками заданий на проектирование строек и объектов дляфедеральных государственных нужд после согласования заданий с МинэкономразвитияРоссии.
-аосуществлять контрольза проведением подрядных торгов (конкурсов) по всем вновь начинаемым стройкам,включенным в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд,возложив эти функции на контрольный орган в этой сфере в соответствии спроектом федерального закона “О размещении заказов на поставку товаров,выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд”;
— финансировать вновьначинаемые стройки только после подтверждения контрольным органом правомерностипроведения подрядных торгов (конкурсов) и представления титульных списковстроек на весь период строительства;
-ауточнить методикупроведения подрядных торгов (конкурсов) и открытия финансирования вновьначинаемых строек за счет средств федерального бюджета и бюджетов другихуровней (смешанное финансирование).
Принятиеуказанных мер позволит внести определенную стабильность в процесс формированияи реализации перечня строек и объектов и минимизирует необходимостьперераспределения средств в течение года.
В частиразработки конкретных мер, направленных на сокращение количества одновременносооружаемых строек и объектов, усиление концентрации средств на пусковых стройкахи объектах, обеспечение их своевременного ввода в действие, а также порядкаперераспределения объемов ассигнований, предусмотренных федеральной целевой программойна финансирование строек и объектов, в случаях отсутствия проектно-сметнойдокументации или не заключения с акционерными обществами договоров о передаче вфедеральную собственность акций по стройкам и объектам, находящимся в ихсобственности необходимо осуществить следующие меры.
Не допускатьвключение в перечень строек и объектов, не обеспеченных градостроительной,предпроектной и проектной документацией, сосредоточив ресурсы на первоочередныхпусковых стройках и объектах.
Минимизироватьнепрограммную часть ФЦП, которая должна включать в себя только средства навыполнение указов Президента Российской Федерации и отдельных решенийПравительства Российской Федерации по строительству особо важных объектов.
Выделятьсредства направляемые на финансирование перечня строек и объектов дляфедеральных государственных нужд в рамках федеральной целевой программы сучетом обеспечения нормативных сроков строительства указанных объектов.
Направлятьвысвобождающиеся средства федерального бюджета при перераспределении объемовассигнований по стройкам и объектам только как дополнительное финансированиевключенных в ФЦП строек и объектов.
В целяхповышения эффективности использования государственных капитальных вложений врамках федеральной целевой программы и повышения ответственности участниковдоговоров (акционерных обществ и федеральных органов исполнительной власти)целесообразно поручить Минимуществу России и Минфину России проработать вопросо включении в соответствующие договоры пункта об ответственности сторон,условий применения штрафных санкций за невыполнение акционерными обществамивзятых по договору обязательств по передаче акций в федеральную собственностьна сумму выделяемых из федерального бюджета средств.
Указанныепредложения позволят обеспечить повышение эффективности реализации федеральныхцелевых программ как инструмента бюджетных инвестиций и решить наиболее важныесоциально-экономические задачи развития Российской Федерации.

Список использованной литературы
I.нормативно-правовые материалы:
1. Бюджетный кодекс РФ / Федеральныйзакон РФ от 31 июля 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации.– 1998. — №145. — Ст.179, 179.2;
2. Федеральныйзакон РФ от 3 декабря 2008 г. №228-ФЗ «Об исполнении федерального бюджетаза 2007 год». // Собрание законодательства РФ. – 2008. — № 49. – Ст.3235;
3. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 382-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2008 год». // Собраниезаконодательства РФ. – 2010. — № 1. – Ст. 2316
4. Федеральный закон от 3 октября 2010 г. № 255-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2009 год». // Парламентская газета. – 2010. – 12 декабря;
 5. Федеральный закон РФ от 13декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственныхнужд». // Собрание законодательства РФ. – 1994. — N 34. — Ст. 3540;
 6. Федеральный закон РФ от 21июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг длягосударственных и муниципальных нужд». // Собрание законодательства РФ. – 2005.- N 30. — Ст. 3105;
 7. Закон Республики Татарстан от 6августа 2008 г. №70-ЗРТ «Об исполнении бюджета за 2007 год». // Газета«Республика Татарстан». – 2008. — 15 августа;
 8. Закон Республики Татарстан от 30июля 2009 г. №40-ЗРТ «Об исполнении бюджета за 2008 год» // Газета«Республика Татарстан». – 2009. — 7 августа;
 9. Закон Республики Татарстан от 09июня 2010 г. №-ЗРТ «Об исполнении бюджета за 2009 год» // Газета«Республика Татарстан». – 2010. — 16 июня;
   10. Бюджетное послание Президента Российской Федерациио бюджетной политике в 2010–2012 годах // Парламентская газета. — 2009. — 29 мая.
 11. ПостановлениеПравительства РФ от 26 июня 1995 г. N 594 «О реализации Федеральногозакона „О поставках продукции для федеральных государственных нужд“// Российская газета. – 1995. – 15 июля.
II. Специальная литература:
12. Лапуста, М.Г., Никольский, П.С. Современный финансово-кредитный словарь. — М.: ИНФРА-М,2002. – 526 с.
13. Чернавский,К.П. Стратегия развития ФЦП на период до 2010 года // Российский экономическийжурнал. – 2009. — №4. – С.15-16
14.www.roskazna.ru
15. www.tatarnews.ru
16. top.rbc.ru
17. www.ach.gov.ru
18. www.budgetrf.ru
19. www.economy.gov.ru
20. www.rb.ru
21. fcp.vpk.ru

Приложение 1
Перечень федеральных целевых программ в РФ
Развитие социальнойинфраструктуры
Программа»Жилище” на 2002-2010 годы
Программа«Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Северадо 2008 года»
Программа«Социальное развитие села до 2012 года»
Программа «КультураРоссии (2006-2010 годы)»
Программа«Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы»
Программа«Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011годы»
Программа«Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на2008-2012 годы»
Развитие транспортнойинфраструктуры
Программа«Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)»
Программа «Повышениебезопасности дорожного движения в 2006-2012 годах»
Новое поколение
Программа«Реформирование системы военного образования в Российской Федерации напериод до 2010 года»
Федеральная целеваяпрограмма развития образования на 2006-2010 годы
Программа «Русскийязык» на 2006-2010 годы
Программа «Развитиефизической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы»
Программа «ДетиРоссии» на 2007-2010 годы
Безопасность и экология
Программа «Мировойокеан»
Программа«Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года»
Программа«Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)»
Президентская программа«Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации»
Программа«Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов,приведение системы хранения и эксплуатации во взрывопожаробезопасное состояниена 2005-2010 годы»
Программа«Промышленная утилизация вооружений и военной техники (2005-2010годы)»
Программа «Созданиесистемы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в2004-2020 годы»
Программа«Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконномуобороту на 2005 — 2009 годы»
Программа«Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственногоназначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010годы и на период до 2012 года»
Программа «Снижениерисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера в Российской Федерации до 2010 года»
Программа «Развитиеуголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)»
Программа«Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на периоддо 2015 года»
Развитие науки итехнологий
Программа«Глобальная навигационная система»
Программа «Развитиегражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015года»
Программа«Электронная Россия (2002-2010 годы)»
Федеральная космическаяпрограмма России на 2006-2015 годы
Программа «Развитиероссийских космодромов на 2006-2015 годы»
Программа «Развитиеатомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и наперспективу до 2015 года»
Программа«Исследования и разработки по приоритетным направлениям развитиянаучно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы»
Программа«Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушногопространства Российской Федерации (2007- 2010 годы)»
Программа «Национальнаятехнологическая база» на 2007-2011 годы
Программа «Развитиеинфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации» на 2008-2010 годы
Программа «Развитиеэлектронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008 — 2015 годы
Развитие регионов
Программа развитияКалининградской области на период до 2014 года
Программа«Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013года»
Программа государственнойподдержки развития муниципальных образований и создания условий для реализацииконституционных полномочий местного самоуправления
Программа«Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинскаяобласть) на 2007-2015 годы»
Программа «Юг России(2008-2012 годы)»
Программа«Социально-экономическое развитие социальной сферы Чеченской Республики на2008-2011 годы»
Развитие государственныхинститутов
Программа «Развитиегосударственной статистики России в 2007-2011 годах»
Программа «Развитиесудебной системы России» на 2007-2011 годы
Программа «Созданиеавтоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра игосударственного учета объектов недвижимости (2006-2008 годы)».

Приложение 2
Финансирование федеральных целевых программ по направлению«Безопасность и экология» за период 2007-2009 г.г.№ п/п Наименование сравниваемых данных
2007 г.
(тыс. руб.)
2008 г.
(тыс. руб.)
2009 г.
(тыс. руб.)
Темп
рос-та 2007-2008 в %
Темп
рос-та 2008-2009 в % 1 2 3 4 5 6 7 1. Федеральная целевая программа «Мировой океан» 617 217,4 639 655,5 571 401,7 103,6 89,3 2. Федеральная целевая программа «Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов, приведение системы их хранения и эксплуатации во взрывопожаробезопасное состояние на 2005 — 2010 годы» 6 614 525,2 5 709 255,9 4 730 500,7 86,3 82,9 3. Федеральная целевая программа „Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007 — 2010 годы)“ 1 011 390,4 1 062 023,8 816 287,4 105,0 76,9 4. Федеральная целевая рограмма „Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005 — 2020 годах“ 1 170 000,0 1 710 175,6 2 681 000,0 146,2 156,8 5. ФЦП „Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года“ 904 247,2 526 077,5 409 196,0 58,1 77,8 6.
ФЦП „Обеспечение ядерной и радиационной
 безопасности на 2008 год и на период до 2015 года – 9 904 948,1 12 060 110,2 – 121,8 7.
ФЦП “Промышленная утилизация
 вооружения и военной техники (2005 — 2010 годы)» 4244254,1 4 240 802,6 3 915 448,1 99,9 92,3 8. ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года» 2 515 177,4 1 236 598,4 1180536,6 49,2 95,5 9.
Федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного
 назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 — 2010 годы» 4 390 105,4 16 287 816,9 15 903 870,9 371,0 97,6 10. Федеральная целевая программа «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года» 598 252,6 734 332,6 730 595,9 122,7 99,5 11. Федеральная целевая программа «Государственная граница Российской Федерации (2003 — 2010 годы)» 11 253 397,8 9 900 555,2 8 476 869,5 88,0 85,6 Всего по ФЦП за год: 33 318 567,5 51 952 242,1 51 475 817,0

Приложение 3
Финансирование федеральных целевых программ по направлению «Развитиенауки и техники» за период 2007-2009 г.г.№ п/п Наименование сравниваемых данных
2007 г.
(тыс. руб.)
2008 г.
(тыс. руб.)
2009 г.
(тыс. руб.)
Темп
рос-та 2007-2008 в %
Темп
рос-та 2008-2009 в % 1. Федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система» 9811017,0 14 657 380,9 31 090 037,1 149,4 212,1 2. Федеральная целевая программа «Национальная технологическая база» на 2007 — 2011 годы 5 854 255,2 3 586 744,8 4 265 671,6 61,3 118,9 3. Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 — 2010 годы и на период до 2015 года» 12 420 620,0 12 408 900,0 6 485 000,0 99,9 52,3 4. Федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации» на 2008 — 2010 годы – 8 992 908,4 5 028 610,8 – 55,9 5.
Федеральная целевая программа «Развитие электронной компонентной
 базы и радиоэлектроники на 2008 — 2015 годы» – 5 372 523,3 5 771 997,0 – 107,4 6. Федеральная целевая программа «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007 — 2010 годы и на перспективу до 2015 года» 18 000 000,0 51 114 000,0 285,6 7. Федеральная целевая программа «Развитие российских космодромов на 2006 — 2015 годы» 1 836 794,3 4 313 058,0 1 876 144,7 234,8 43,5 8. Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно- технологического комплекса России на 2007 — 2012 годы» 11 651 470,0 14 502 471,1 12 318 930,2 124,5 84,9 Всего по ФЦП за год: 59 574 156,5 114 947 986,5 66 836 391,4

Приложение 4
Финансирование федеральных целевых программ по направлению «Развитиегос. института» за период 2007-2009 г.г.№ п/п Наименование сравниваемых данных
2007 г.
(тыс. руб.)
2008 г.
(тыс. руб.)
2009 г.
(тыс. руб.)
Темп
рос-та 2007-2008 в %
Темп
рос-та 2008-2009 в % 1. Федеральная целевая программа «Развитие государственной статистики России в 2007 — 2011 годах» 771 449,3 1 269 550,5 1 147 401,3 164,6 90,4 2.
ФЦП «Комплексные меры
Противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 — 2009 годы» 593 365,3 618 730,9 497 167,6 104,3 80,4 3.
Федеральная целевая программа «Создание автоматизированной
системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 — 2007 годы)» 7 595 243,0 7 978 834,6 4 012 706,6 105,0 50,3 4. Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления 14 532,0 – – 5. Федеральная целевая программа «Развитие уголовно- исполнительной системы (2007 — 2016 годы)» 2 951 880,0 3 171 755,0 3 280 716,1 107,4 103,4 6. Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2007 — 2011 годы» 6 299 062,6 8 871 673,7 10 139 835,9 140,8 114,3 Всего по ФЦП за год: 18 225 532,2 21 910 544,7 19 077 827,5