Тема: Использование биографического метода в социальной работе
Содержание
Введение
1. Сущность биографического метода.
2. Метод генеалогического исследования семьи в практикесоциальной работы
Заключение
Список литературы
Введение
Россия в последнем десятилетии ХХ века во многом зановооткрыла для себя социологическое образование. Открытием стала и социальнаяработа во всех ее составляющих — научном обеспечении, образовании, практическойдеятельности. Осваивая свое историческое развитие, зарубежный опыт, российскоеобщество выстраивает стратегию развития социальной сферы, культуры социальнойжизни.
Для современного специалиста социальной работы, для всехтех, кто работает в учреждениях социальной сферы и управления сегодня стало особенноважным знания социологии и ее методы исследования. Именно социологическиеметоды исследования помогают осуществлять помощь человеку, социальной группе,национально — этнической и др., нуждающихся в поддержке, имеющих те или иныепроблемы. Социологические исследования в социальной работе опираются надостоверные знания, достоверные факты, полученные в ходе исследования.
Изучая общество в целом, все виды общественных отношений,социологические исследования исследуют, прежде всего, социальные аспектыобщественных процессов, социальные явления. Это позволяет социальным работникамориентироваться, то есть помогают помнить, что собой представляет конкретноеобщество и те группы, которые слабо социально защищены.
Методы социологического исследования включают в себяэксперимент, метод включенного наблюдения, биографический метод, массовый опрос[1]
Целью данной работы является изучение биографического методаи его использование в практике социальной работы.
Задачи в соответствии с целью, предполагают:
теоретическое изучение биографического метода, егоопределение и истоки;
на основе генеалогического исследования рассмотреть способыего применения в практике социальной работы.
1. Сущность биографического метода
Биографические данные в социологических исследованиях — это основнойисточник детальных и мотивированных «историй» отдельной личности. Изначимые социальные связи, и мотивы действий получают здесь убедительное освещение” с точки зрения деятеля”. Чаще всего источником биографическихданных становятся личные документы (мемуары, записки, дневники и т.д.), либо материалыинтервью и бесед.
Лишь в очень редких случаях исследователь имеет дело сжизнеописанием, включающим в себя все события. Обычно основное вниманиеуделяется конкретным аспектам или стадиям жизни — карьере, межличностнымотношениям и т.п.
В 1920-40-х гг. биографический метод широко применялсяпредставителями Чикагской школы. Так, например, в 1920-е годы чикагскийсоциолог К. Шоу изучая подростковую преступность, используя написанные по егопросьбе автобиографические заметки юного правонарушителя, дополненныеполицейским и судебными документами, результатами медицинских освидетельствованийи т.п. Всю совокупность этих данных он рассматривал как «историю случая»[2]
Н. Дензи дал одно из самых популярных определенийбиографического метода (метода «историй жизни», «жизнеописаний»):”…Биографический метод представляет переживания и определения одного лица,одной группы или одной организации в той форме, в которой это лицо, группа илиорганизация интерпретирует эти переживания. К материалам жизненной истории относятсялюбые записи или документы, включая «истории случая» социальныхорганизаций, которые проливают свет на субъективное поведение индивидов и групп.Такие материалы могут варьировать от писем до автобиографий, от газетныхсообщений до протоколов судебных заседаний”. [3]
Различные виды биографического метода, такие как историижизни, рассказы очевидцев, дневники, письма, исповеди, фотографии и т.п., даютвозможность услышать реальные голоса людей и приблизить социологию к описаниюжизненных путей вне формальных, табличных и прочих данных. Отсутствие жестких” количественных рамок” позволяет при глубинном методе историй жизнистроить теоретические заключения, как на анализе отдельных случаев, так и на анализеобщностей.
Метод жизненной истории чаще всего оказывается своеобразнойразновидностью глубинного интервью и потому несет в себе все недостаткиподобного социологического исследования.
Только ренифицированные, овеществленные свидетельстважизненных биографий, не предназначавшиеся для исследования, могут служить болеенадежным источником для анализа жизненных путей, чем материалы опросов.
Опыт показывает, что подлинные жизненные историискладываются, если приобретают форму эпического романа и рассказчику удается вразных контекстах придерживаться общей модели. Непрерывность рассказа ипрерывность жизненной линии лучше всего сосуществует в форме беллетризованного повествования.
Сообщая о своем жизненном пути, человек избавляется отнеудобной жизненной ситуации, изживает неприятности.
Таким образом, история жизни возникает, видимо, какрезультат экзистенциональных трудностей. [4]
Нельзя забывать, что история жизни рождается извзаимодействия двух усилий — из результата воспоминаний рассказчика о своемдетстве, этом введении в основную историю жизни, и из того, что существует внастоящем времени в рассказывании, что и создает историю жизни как повествовательнуюформу.
История жизни — это единственный материал, который можетпослужить основой исследования того, как индивид строит социальный образ самогосебя, в результате жизненного взаимодействия нескольких сил. Начав со «вступительнойсцены детства» до последнего момента помогает рассказчику найтиединственную точку зрения на сменяющие друг друга этапы жизни — жизни,рассматриваемой как долгое путешествие. Побуждение рассказывать историю своейжизни возникает из ощущения, что такая длительность…находится под угрозой.
Принято различать три основных типа «историй жизни»:полные тематические отредактированные. Полная «история жизни» видеале очерчивает весь жизненный опыт субъекта.
Выделяют следующие виды биографического интервью:
лейтмотивное интервью: респонденту помогают сразу подойти копределенной теме и придерживаться ее впоследствии;
нарративное интервью: собеседника просят подробно рассказатьисторию своей жизни в свободной форме, но в хронологической последовательностисобытий;
открытое интервью: интервьюер выступает в роли любопытногознакомого, который задает наводящие вопросы по ходу повседневного разговора. [5]
интенциональные — это проекты, жизненные цели, намеренносделанные шаги, которые должны выводить из нежелательной ситуации, формыдействий, нацеленные на то, чтобы узнать новое;
институциональные — это посещение школы, последовательностьобразовательных шагов, семейный цикл, профессиональная карьера.
Основная особенность метода — ведущая роль исследователя всоответствии с теоретической логикой, избирательно редактирующего иинтерпретирующего исходный рассказ субъектов для того, чтобы ответить напоставленные в исследовании вопросы. Нередко множество отредактированных «историйжизни» становится иллюстративным или доказательным материалом втеоретическом, по сути, исследовании. Примером может служить знаменитая работаИ. Гофмана «Стигма». Под «стигмой» понимается свойство,рассматриваемое как порочащее, неуместное для представителя определеннойсоциальной категории и отмечающее его от социально определяемой «нормы».Так, в главе, посвященной типам «духовной карьеры» стигматизированныхлюдей, Гофман использует десяток различных автобиографических источников,мемуаров, «жизненных историй», чтобы показать, как влияют наличностную идентичность время и обстоятельства осознания субъектом своейстигмы, ее очевидность для окружающих. Субъектами «жизненных историй»здесь оказываются и человек, заболевший в юности полиомиелитом, и профессиональнаяпроститутка, и слепая девушка, и гомосексуал. [6]
Одной из разновидностей биографического метода является реконструкцияистории семьи на протяжении нескольких поколений в рамках меняющегосясоциального контекста. Этот способ назван методом социальных генеалогий вкомментариях и сравнениях. Данная техника состоит во включении в поле опросанескольких поколений родственников, в том, числе пожилых людей, открывшихблагодаря их семейной памяти доступ к истории своих родителей, рожденных вначале века. Информация о родственниках позволяет наблюдать историю параллельныхи неперекрещивающихся линий родства. Основанный на анализе биографическихтестов, метод социальных генеалогий впервые был применен в 80-е годы во Франции,Англии и Канаде, где дал интересные результаты. Исследования продемонстрировалибогатство жизни простых людей, их надежды, поступки, особенности вербальноговзаимодействия, то есть раскрыли малоизвестную повседневную историю народнойжизни.
В заключении данного вопроса рассмотрим общую схему анализаи описание «истории жизни» (авт. Н. Днезин), которая послужиториентиром в работе с биографическими данными рациональному работнику. [7]
Шаг 1. Отобрать исследовательские проблемы и гипотезы,которые могут быть исследованы и проверены с помощью истории жизни.
Шаг 2. Отобрать субъекта или субъектов и определить, в какойформе будут собраны биографические данные.
Шаг 3. Описать объективные события и переживания из жизнисубъекта, имеющие отношения к интересующей вас проблеме. Эти события подлежатоценке с точки зрения различных источников и перспектив (триангуляции) такимобразом, чтобы противоречия, непоследовательность и нерегулярность сталиочевидны.
Шаг 4. Получить от субъекта его интерпретации этих событий,следуя естественному, или хронологическому порядку.
Шаг 5. Проанализировать все утверждения и сообщения с точкизрения их внутренней и внешней валидности (проверить достоверность источников)
Шаг 6. Принять окончательное решение о достоверностивышеупомянутых источников и установить приоритетные источники для последующейпроверки гипотез.
Шаг 7. Начать проверку предварительно сформированных гипотез,поиск опровергающих параметров. Продолжать модифицировать эти гипотезы,выдвигать новые и проверять их.
Шаг 8. Составить черновой набросок всей «истории жизни»и ознакомить с ним исследуемых, чтобы узнать их реакцию.
Шаг 9. Переработать исследовательский отчет, изложив событияв их естественной последовательности и учтя замечания исследуемых субъектов. Представитьв отчете те гипотезы и предположения, которые получили подтверждение. Взаключении остановиться на теоретической значимости своих выводов иперспективах дальнейшего исследования.2. Метод генеалогического исследования семьи впрактике социальной работы
Генеалогическое исследование семьи в социальной работе — главной задачей становится наблюдение посредством генеалогических данных засамой историей сохранения и длительного существования семейного рода, межсемейнойпреемственности. При этом феменологический подход сосредотачивается на семейныхпреданиях, былях, на трактовках генеалогической истории разными членами семьи вцелях понимания настоящего.
Анализ историй нескольких родственных нуклеарных семейпосредством генеалогических данных позволяет выйти на фиксацию цикличности,повторяемости каких-либо событий (по датам, характеру и содержанию) то есть обнаружитьвсе ускользающие из внимания в том случае, когда генеалогический ряд семейслишком короток, когда в большинстве своем только зародившиеся линиипроисхождения семей отрабатывается уже во втором поколении. Грамотнопостроенные генеалогии семей (то есть не только по прямой линиипатрименеальности, но и с учетом родословной обоих супругов, фиксацией также сопутствующихбраком — разводам, рождением — смертям социальных обстоятельств, в принципепозволяют осуществлять поиск параллелизма в судьбах разных семей и их отдельныхчленов).
Для иллюстрации приведем такой пример.
У некоторых больных раком не удается обнаружить никакихстрессовых событий, предшествующих началу заболевания. Как же объяснитьподобное явление? Оказывается, в некоторых семьях прослеживается повторяемостьопределенных событий, трудных ситуаций, несчастий — своего рода «синдромгодовщины». Часто люди заболевают раком в том возрасте и на том же этапесвоей жизни, что и близкий человек, погибший от этой болезни.
Пациентка Р. Заболела раком в 36 лет, как и ее мать, котораяумерла много лет назад. У пациента М, дед умер в 76 лет 12 мая 1976 г, егомать, старая дочь деда, умерла от рака 12 мая 1981. Три года спустя дядя М погибв автомобильной катастрофе. Случилось это так же 12 мая, а ровно через год егобабушка умерла в годовщину смерти мужа 12 мая. [8]
Таковы типичные примеры «синдрома годовщины» когдатравмирующее события и несчастья, включая рак, авто — и автокатастрофы,происходят с человеком того же числа или в том же возрасте, что и с егобабушками. Кроме того, наблюдается связь поколений: пациент заболевает тяжелойформой рака в том же возрасте, когда умирает его дед, а его ребенку стольколет, сколько было отцу, когда дед умер. Иными словами, проявляется определеннаясемейная структура или сценарий.
В семейной теории используют геносоциограмму. Геносоциограммапредставляет собой классическое семейное древо, дополненное важными жизненнымисобытиями. Это картина жизни 3-5 поколений с рождениями детей (включаявыкидыши, аборты и мертворождения), браками и причинами, серьезными болезнями,травмами, несчастными случаями. Она включает сведения об образовании,профессиях, местах проживания и переездах, всех важных жизненных событиях,романах, дружбах, расставаниях, потерях. Указываются также члены семьи иродственные линии. Геносоциограмма учитывает наследственность семьи внескольких поколениях и помогает каждому человеку осознать свой «жизненныйсценарий», выбор в профессиональной и личной жизни. Она выявляет некоторыебессознательные тенденции в жизни семьи, включая дальних родственников,раскрывает различные роли, семейные мифы и секреты, повторения в выборесупругов профессий, стиля жизни, мировоззрения, а также закономерности взаболеваниях, травмах, смертях.
В социальной работе геносоциограмму используют виндивидуальной и групповой психотерапии, в семейной терапии. Работа строиться так:клиент составляет геносоциограмму по памяти, а дальнейшем, если необходимо,перепроверяет некоторые факты. то, что неизвестно, скрывается от большинствачленов семьи или забыто, может оказаться не менее важным, чем доступнаяинформация. [9]
Начиная работать с клиентом, социальный работник делаетпометки об истории его жизни в виде геносоциограммы. Очень часто клиенту изполученной картины становится ясно, в результате какого именно события или«синдрома годовщины» развивается его болезнь или происходя в егожизни те или иные события. Человек бывает потрясен, впервые увидев и осознавсценарий своей семьи. В дальнейшей работе с собственной геносоциограммой оноткрывает для себя «невидимые узы семейного долга», повторения болезнейи структуру семейных изменений в разных поколениях. Это помогает клиентупонять, что же происходит с ним самим и семьей, которую он создал. У негопоявляется шанс прервать цепь болезней, освободиться от неблагоприятного сценарияжизни. [10]
Часто в семье рождается ребенок, когда умирает один изблизких родственников. Это тоже своеобразный «синдром годовщины». Послесмерти старшего брата или сестры может родиться так называемый «замещающийребенок». Его дальнейшая жизнь будет нелегкой, если мать не успела вовремяоплакать свое умершее дитя.
Истории известны много случаев, связанные с «замещающимребенком». Приведем такой пример.
Винсент Ван Гог родился через год после смерти старшегобрата, тоже Винсента, то есть его родители назвали так в честь умершего. Всемье Ван Гогов запрещалось упоминать о смерти первого Винсента. О втором жеВинсенте нам известно, что он прожил очень трудную жизнь, так и не смог создатьсвою семью, часто болел и много времени провел в психиатрических больницах. Когдау его брата Тео родился сын, он также дал новорожденному имя Винсент. Несколькомесяцев спустя Тео послал брату письмо в сумасшедший дом в Арле, во Франции:«Я надеюсь, что этот Винсент вырастет счастливым и сможет прожить жизньтак, как сам захочет». Получив это письмо, Ван Гог покончил собой: длянего было невозможно существование двух Винсентов Ван Гогов — живых исчастливых. Тео тоже вскоре скончался, узнав о самоубийстве брата. [11]
Совсем не обязательно становиться «замещающим ребенком»с трагической судьбой, даже если кто-то родился после смерти брата или сестры. Повторим,все зависит от того, отгоревала ли мать по умершему или же находится в глубокойпечали и депрессии и видит в своем новом ребенке лишь отражение погибшего. Французскийпсихоаналитик А. Грин употребляет термин «мертвая мать»: такая женщинамертва для мира, страдает глубокой депрессией или психозом и ничего не можетдать новорожденному. В будущем у ребенка ” мертвой матери” появляютсясерьезные проблемы, суицидальные тенденции и даже может развиться шизофрения.
Открытие с помощью геносоциограммы, что его мать была «мертвой»до, во время и после его рождения, помогает клиенту преодолеть чувствовнутреннего холода, собственной ненужности, отсутствия права на существование. Дальшес этой проблемой можно работать в психодрамме и помочь клиенту разорвать «цепи»приковывающие его к умершему брату или сестре. Геносоциограмма позволяет такжеизбавиться от идентификации с тем родственником, чье имя человек носит.
Добавим к этому, что своеобразный синдром «замещающегоребенка» возникает в однодетной семье, где совершенно отсутствуетпотребность во втором ребенке и где, ожидалось рождение девочки, а родилсямальчик (и наоборот). В таких случаях происходит перенос на родившегосямальчика родительских экспектаций, обращения с ним, как с девочкой и т.п. Вподобном случае потенциальный (ожидавшийся) ребенок по полу становитсяидеальной моделью, под которую подгоняется существующий ребенок. Родителинеосознанно как бы замещают имеющееся живое чадо отсутствующим реально мыслимымв воображении, символическим но, тем не менее, весьма «живучим» посвоим осязаемым последствиям. [12]Это оказывает свое негативное воздействие в ходе социализации, поскольку креальным сыновьям и дочерям предъявляются гипертребования, перечеркивающиеценность Я того ребенка, каким он является на самом деле, то есть синдром«замещающего ребенка» следует понимать шире, не только со смертьюбрата или сестры.
В заключении данного вопроса заметим, чтобы генеалогия семьибыла научной, она должна быть достоверной — при каждом сообщаемом сведенииуказывается источник для возможной проверки. Для составления родословной своейсемьи также следует придерживаться этого правила.
Заключение
В заключении отметим: преимущества биографического методазаключается, прежде всего, в возможности получения детальной «дотеоретической»информации об изучаемых социальных явлениях. Непосредственная включенностьисследователя в изучаемую социальную ситуацию, группу или культуру нередкопозволяет получить уникальные сведения об используемых самими участникамизначениях и символах, о локальных или субкультурных «языках взаимодействия»,знакомство с которыми является само собой разумеющимся условием их дальнейшего теоретическогоанализа.
Биографический метод или жизненных историй относится ккачественным методам исследованиям, привлекающим внимание к огромной ролитеории в интерпретации собранного материала. При большом числе изучаемыхбиографий людей необходимы кодификация и квантификация данных, аналогичные той,что используется в контен-анализе. Биографический метод оказывается чаще всегоразновидностью глубинного интервью и несет в себе все достоинства и недостатки нестандартизированногоопроса в личном свидетельстве об истории своей жизни, в сюжете и сценарииотдельных человеческих судеб социальные работники могут увидеть возможностьвозвращения к человеку, потерянному в лабиринтах «квантофренических измерений».Ситуация исповеди освобождает от роли «ответчика на вопросы» ипереносит реальный мир в проецируемый по ходу рассказа. При этом рассказчик выступаетв трех ипостасях: в качестве субъекта ситуации интервью, в качестве герояповествования и в качестве рассказчика.
Список литературы
1. Аарелайд-Тарт А. Проблемы адаптации к новым культурным реалиям в зеркалебиографического метода // Социс, 2003 № 2, с 59-67
2. Альмодавар Ж-П. Рассказ о жизни и индивидуальная траектория // Вопросысоциологии. 1992, т 1. №2
3. Антонов А. Микросоциология семьи., — М, 1998
4. Бургос М. История жизни. Рассказывание и поиск себя // Вопросысоциологии, том 1, 1992 №2, с 124-129
5. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие, — М,2002
6. Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология,т.4, 1993 №3-4
7. Захаров А.И. Семейное воспитание и его дефекты, Л. 1974
8. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка, М, 1986
9. Знанецкий Ф. Мемуары как объект исследования // Социс, 1989 №1
10. Козлова Н.Н. Крестьянский сын. Опыт биографического исследования // Социс,1994 № 6 с 112-123
11. Романов П., Ярская-Смирнова Е. Исследования в социальной работе: анализ,оценка, экспертиза — Саратов, 2004, с 159
12. Судьбы людей: биографии семей как объект социологического исследования /От. Ред.В. Семенова, — М, 1996
13. Тернер Р Сравнительный контент-анализ биографий // Вопросы социологии,1992 т 1 №1
14. Томсон П. История жизни и анализ социальных изменений // Вопросысоциологии, 1993 №1-2, с 129-139