–PAGE_BREAK–Глава 2. Содержание и организация исследования уровня сформированности грамматического строя речи (функции словоизменения и словообразования) у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией
2.1 Цель и задачи исследования
В процессе исследования была поставлена следующая цель: выявить уровень сформированности грамматического строя речи (функций словоизменения и словообразования) у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией и определить основные направления необходимой коррекционной работы.
Для достижения этой цели в исследовании решались следующие задачи:
1. Анализ литературных данных по проблеме
2. Теоретическое обоснование и создание методики исследования уровня сформированности грамматического строя речи (функции словоизменения и словообразования) у детей старшего дошкольного возраста.
3. Анализ полученных в результате исследования результатов.
4. Разработка основных направлений необходимой коррекционной работы по формированию грамматического строя речи (функции словоизменения и словообразования) с учетом выявленных особенностей.
2.2 Методика исследования
На основе выдвинутых задач для исследования грамматического строя речи (функции словоизменения и словообразования) у дошкольников нами использована методика, которая разработана на основе теоретических и методических положений, изложенных в трудах: Г.А. Волковой (4), Р.И. Лалаевой (11). При обследовании данных функций речи необходимо уточнить характер использования падежных форм существительных, правильность употребления рода различных частей речи, форм единственного и множественного числа, правильность согласования различных частей речи, степень владения навыками словообразования. В связи с этим определены следующие направления методики констатирующего эксперимента:
-1. исследование функции словоизменения
– Изменение имён существительных по числам в именительном падеже;
– образования форм родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе;
– образования форм дательного падежа имени существительного в единственном числе;
– образование формы творительного падежа имени существительного в единственном числе;
– согласование существительных с числительными «два» и «пять» ;
– дифференциации глаголов 3-го лица единственного и множественного числа;
– согласования прилагательных с существительными в роде и числе;
— употребление предложно-падежных конструкций единственного числа в речи.
2.Исследование функции словообразования:
— образование имен существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;
-образование слов, обозначающих детёнышей животных от существительного с помощью суффиксов;
— образование имен существительных при помощи суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды);
— образование имен существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия;
— образование относительных прилагательных от существительных;
— образование притяжательных прилагательных от существительных;
— образование глаголов с противоположным значением при помощи приставок;
— образование глаголов совершенного вида.
Методика исследования.
I. Исследование словоизменения.
1. Изменение существительных по числам в именительном падеже.
Процедура и инструкция: Экспериментатор дает образец: «Я скажу: стол один, а если их несколько– столы» (используются предметные картинки с изображением одного предмета и нескольких предметов). Экспериментатор задает вопрос: «На этой картинке один шар, а на этой их несколько. Как сказать, когда их несколько?»
Материал:
Шар – шары
Стол – столы
Гриб – грибы
Тигр — тигры
Карандаш – карандаши
Дом – дома
Дерево — деревья
Лист — листья
2. Образование форм родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе.
Процедура и инструкция: «Посмотри на картинку. Это шар. Я убираю картинку. Нет чего?» (шара) «Много чего?» (шаров) (Картинки с изображением предмета и без него, несколько предметов на картинке).
Материал:
Кукла – куклы-кукол
Медведь – медведя- медведей
Машина – машины — машин
Заяц – зайца — зайцев
Стул- стула- стульев
Мяч – мяча — мячей
Ручка – ручки — ручек
Книга – книги — книг
3. Образование формы дательного падежа имени существительного в единственном числе.
Процедура и инструкция: Экспериментатор дает ребенку картинки с изображением людей различных профессий, уточняет названия профессий в именительном падеже. Затем показывает карточки с изображением предметов, просит ответить на вопрос «Кому нужен этот предмет для работ?»
Материал:
Весы – продавцу
Кастрюля – повару
Руль – водителю
Удочка — рыбаку
Указка – учителю
Кисточка – художнику
Расческа — парикмахеру
Шприц — врачу
4. Образование форм творительного падежа имени существительного в единственном числе.
Процедура и инструкция: Экспериментатор просит ребёнка рассмотреть сюжетные картинки и ответить на вопросы:
Материал:
Чем едят суп?- ложкой
Чем рисуют?- кисточкой
Чем режут хлеб?- ножом
Чем подметают пол?- веником
Чем пилят дрова?- пилой
Чем едят котлету?- вилкой
Чем поливают цветы?- водой
Чем вытираются?- полотенцем
5. Согласование существительных с числительными.
Процедура и инструкция: Экспериментатор предлагает посчитать предметы по словесному образцу «дом, два дома, пять домов»
Материал:
Шар- 2 шара- 5 шаров
Слон-2 слона- 5 слонов
Стол- 2 стола- 5 столов
Карандаш- 2 карандаша- 5 карандашей
Ключ- 2 кляча-5 ключей
Грач- 2 грача- 5 грачей
Лента- 2 ленты- 5 лент
Книга- 2 книги- 5 книг
6. Согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.
Процедура и инструкция: экспериментатор предлагает сюжетные картинки: «Посмотри на картинку и ответь на вопрос: «Что делает один человек? А что делают несколько людей?»
Материал:
Девочка стоит – Девочки стоят.
Мальчик читает — Мальчики читают.
Спортсмен бежит — Спортсмены бегут.
Девочка прыгает — Девочки прыгают.
Мальчик покупает.- Дети покупают.
Художник рисует – Художники рисуют.
Дворник поливает.- Дворники поливают.
Девочка поёт.- Девочки поют.
7. Изменение прилагательных по родам.
Процедура и инструкция: экспериментатор предлагает предметные картинки: «Назови, какого цвета на картинке предметы».
Материал:
– Шарф (серый)
– Шапка (серая)
– пальто (серое)
– бант (красный)
– яблоко (красное)
– ковер (синий)
– слива (синяя)
– пальто(синее)
– кофта (красная)
8.Употребление предложно-падежных конструкций единственного числа.
Процедура и инструкция: экспериментатор предлагает предметные картинки: «Посмотри на картинку и скажи, где лежит ложка»:
–PAGE_BREAK–