Министерствообразования Республики Беларусь
УО БелорусскийГосударственный Экономический Университет
Бобруйскийфилиал
Кафедраэкономики и управления
Курсоваяработа
подисциплине: Макроэкономика
на тему: Социальная политика государства:основные принципы и направления реализации
Бобруйск 2010
Содержание
Введение
1. Социальная политика: понятие, функции, структура иосновные принципы
2. Основные направления реализации социальной политики
3. Особенности социальной политики в странах спереходной экономикой
4. Направления совершенствования социальной политикиРеспублики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Социальная политика, являясь одной изнаиболее важных составляющих деятельности общества, находится в сфере егонасущных интересов. Проблемы, связанные с повышением уровня исовершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономическойстабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются длясовременного цивилизованного общества злободневными. Совершенствование в этомнаправлении системы социально-экономических отношений, повышение качествачеловеческого потенциала открывает новые перспективы для экономическогоразвития и является важнейшим фактором экономического роста. Вместе с темулучшение социального обеспечения, совершенствование системы здравоохранения иобразования, уменьшение социального неравенства требуют стабильных темповэкономического роста, повышения эффективности экономики какматериально-финансовой основы преобразований в социальной сфере.
Любое государство вне зависимостиот политического строя и т.д. имеет свою социальную политику. Социальная политика являетсяодной из наиболее важных составляющих деятельности общества и находится в сфереего насущных интересов. Проблемы, связанные с повышением уровня исовершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономическойстабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются длясовременного цивилизованного общества злободневными. Совершенствование в этомнаправлении системы социально-экономических отношений, повышение качествачеловеческого потенциала открывает новые перспективы для экономическогоразвития и является важнейшим фактором экономического роста.
Вместе с тем улучшениесоциального обеспечения, совершенствование системы здравоохранения иобразования, уменьшение социального неравенства требуют стабильных темповэкономического роста, повышения эффективности экономики какматериально-финансовой основы преобразований в социальной сфере.
Для Республики Беларусь вопрос социальнойполитики, политики социальных гарантий и защиты, политики регулирования доходовнаселения является как никогда актуальным. Согласно Конституции РБ нашегосударство является социальным, что подразумевает высокие социальные расходыгосударства на нужды общества.
Цель данной работы – отразитьсуть социальной политики, основные направления реализации, особенности ее встранах с переходной экономикой и направления совершенствования социальнойполитики в Республике Беларусь.
1. Социальная политика: понятие, функции, структура и основные принципы
Цели и направлениядеятельности государства по регулированию социальной сферы определяетгосударственная социальная политика.
Социальная политикаопределяет направления развития всего комплекса социальных процессов иотношений, форм общения между людьми. Социальную политику следует рассматриватьи как концентрированное воплощение потребностей, интересов людей в областисоциальных отношений и условий их жизнедеятельности.
Социальная политика представляет собой совокупностьпринципов, норм и методов, используемых государством по регулированиюсоциально-экономических условий жизни общества и отношений между егосоциальными группами. [8, с. 173] Социальную государственную политику, как исоциальную сферу, рассматривают в широком и узком смысле. В широком смысле –социальная политика охватывает все аспекты жизнедеятельности человека:улучшение условий труда и быта, удовлетворение материальных и духовныхпотребностей, социальную защиту, осуществление принципа справедливости. Другимисловами, социальная политика направлена на создание нормальных условий жизни иблагоприятных возможностей для развития и самореализации всех членов общества.Социальная политика в узком смысле – это система государственных мер поподдержке тех групп и слоев общества, которые в силу различных причин оказалисьв трудном положении, страдают от специфических обстоятельств и не могут толькосвоими силами улучшить благосостояние [5, с.579].
Объектом социальной политики могут быть какотдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связями иотношениями.
Субъектами социальной политики — те, ктоактивно взаимодействует в социальной сфере, определяет цели, задачи, приоритетыи нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по еереализации. К ним относятся государственные ведомства и учреждения, органыместного самоуправления, различные негосударственные объединения, коммерческиеструктуры, профессиональные работники, а также отдельные граждане, действующиев рамках гражданскойинициативы
Основные функциисоциальнойполитики можно свести к следующим:
· стабилизация, приведение кустойчивости социальных отношений и социального положения всех групп населения;
· поддержание и стимулирование экономическойи социальной активности населения;
· гарантирующая функция, т.е. создающаяоснову для обеспечения нижнего порога материальных возможностей жизнедействия;
· защитная функция, означающая помощьгражданам в условиях наступления состояния социального риска и кризиса [9,c.197].
Взаимодействиеуказанных функций предполагает необходимость постоянного поддержания ихбаланса. Ослабление стимулирующей функции ведет к снижению ресурсногообеспечения социальной политики, уменьшению возможностей для финансированиясоциальных программ. Нарушение стабилизирующей функции обусловливаетнеоправданное нарастание социальных дифференциации и напряженности в обществе.
Важнейшимипринципами формирования и функционирования социальной политики можно назватьтри:
· принцип социального равенства людей — членов данного общества (перед законом, в области национальных отношений,вероисповедания и т.д.);
· принцип социальной солидарности,понимаемый как общая поддержка, опирающаяся на общность основополагающихжизненных интересов и целей населения данной страны;
· принцип социальной справедливости,имеющий исторические особенности, но в целом понимаемый как отношенияадекватности в жизни общества и его социальных групп. [8, с. 174]
Социальнаяполитика по своей сути является долгосрочной, ориентированной на длительнуюперспективу. Поэтому исходным пунктом ее разработки является обеспечениесоответствия перспективной модели социально-экономического устройства общества.
По отношению к социальнойполитике и ее реализации существует два разных подхода. Один из них можноназвать рыночным подходом. Его суть в том, что общество в лице государстваобязано создать всем своим членам условия для проявления их экономическойактивности, а это само по себе обеспечит получение какого-либо дохода. Главноепреимущество такого подхода – в свободе государства от социальнойответственности. А главный недостаток – в «свободе» общества от социальнойустойчивости, что означает при современном несовершенном виде рыночной системыи глобальных проблемах неизбежность социальной напряженности и конфликтов,вплоть до военных.
Другой подход, в отличиеот первого, можно назвать социально ориентированным. Его главный смысл в том,что общество обеспечивает каждому своему члену условия для получения, какминимум, таких доходов, которые не дают ему опуститься ниже черты бедности идеградировать. Прогрессивность социально ориентированного подхода к социальнойполитике государства по сравнению с рыночным подходом прежде всего в том, чтоон обеспечивает устойчивость и социальный мир – величайшие общечеловеческиеценности. Кроме того, создавая условия для бесполярной социальной структурыобщества без экстремальных социальных групп, такой подход создает иматериальные условия для развития способностей как основы для более свободнойинновационной деятельности человека в качестве субъекта экономики. А именноэтот новый тип работника нужен новому научно-информационному типу производства,и он становится главным фактором такого производства.
Основное преимуществотакого подхода – в обеспечении социальной устойчивости общества, что всовременном мире служит главным условием его дальнейшего разностороннегоразвития. [9, с. 200]
Социальная политика осуществляется на разныхуровнях:
• микроуровень — социальная политика фирмы (корпорации) в отношенииее работников;
• макроуровень — региональная и государственная социальная политикав отношении регионов;
• интеруровень — межгосударственная социальная политика, связаннаяс решением глобальных экономических проблем, ликвидацией бедности и отсталостинекоторых стран.[1, с.277]
Структура социальнойполитики ( рисунок А.1) включает в себя политику регулирования доходовнаселения. Политика регулирования доходов населения представляет собойсовокупность принципов, мер, и средств регулирующего воздействия государства вобласти доходов. Под доходом понимают общую сумму денежных поступлений субъектаиз всех источников в течение конкретного периода времени. Доходы могутпринимать разные формы, основными формами доходов считаются:
· заработная плата;
· прибыль;
· рента;
· процент (на капитал);
· государственные (трансфертныеплатежи).
Осуществляя регулирующуюдеятельность в области доходов, государство изучает фактическое ихраспределение с помощью специальных показателей и методов. Например, широкоиспользуется децильный коэффициент, показывающий соотношение доходов 10%населения с наибольшими доходами и 10% с наименьшими. Для этого же используюткривую Лоренца. График кривой Лоренца (рисунок А.2) показывает степеньнеравенства в распределении доходов. И чем больше кривая отклоняется от линииабсолютного равенства, тем более неравномерно распределены в обществе доходы.
Соединение долей всуммарном доходе для различного процента семей даст кривую Лоренца,показывающая степень неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренцаотражает неравномерность распределения совокупного дохода общества междуразличными группами населения. Теоретическую возможность абсолютного равенствав распределении доходов отражает прямая АР, когда 20% семей располагают 20%совокупного дохода, 40% семей – 40% и т.д. Разрыв между линией абсолютногоравенства и линией фактического распределения указывает на степень неравенства доходов.
Абсолютное неравенствоозначает, что и 20 %, и 40 %, и 60 %, и т.д. населения не получают никакогодохода, за исключением одного-единственного, последнего в ряду человека,который присваивает 100 % всего дохода. Следует отметить, что личный доходпосле вычета налогов и с учетом трансфертных платежей распределяется гораздоравномернее. Количественно степень неравенства в распределении доходов можновычислить с помощью коэффициента Джини, который определяется как отношениеплощади заштрихованной фигуры М к площади фигуры Н. Коэффициент Джини позволяетвыявить динамику дифференциации населения: чем выше величина коэффициента, темвыше неравенство в распределении доходов.
Для оценки дифференциациидоходов широко используется такой показатель, как децильный коэффициент. Децильныйкоэффициент выражает соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемыхграждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.
Кпричинам неравенства в распределении доходов кроме отсутствия условий длязарабатывания дохода относятся различия в способностях, уровень образования,профессиональные вкусы, владение собственностью, степень рыночной власти, атакже удача, связи, несчастья и дискриминация. Как показывает анализ причиннеравенства в распределении доходов, они наносят как объективный, так исубъективный характер. К чему же должно стремиться общество: к выравниваниюдоходов или к их дифференциации?
Аргументомв пользу равенства доходов является принцип максимизации полезности. Дело втом, что потребители тратят свои доходы в первую очередь на те товары, которыеобладают наибольшей предельной полезностью. После удовлетворения первичныхпотребностей оставшийся доход тратится на товары с меньшей предельнойполезностью. Поэтому оптимальное распределение доходов означает распределениепоровну, приносящее максимально возможную совокупную полезность в обществе. [2,стр. 632]
Инструментами государствадля регулирования доходов с целью уменьшения неравенства их распределенияслужат трансфертные платежи, налоги, регулирование цен и др. Однако даже вразвитых странах бедность продолжает оставаться острой проблемой, не говоря ужео слаборазвитых и развивающихся.
Главными задачамиполитики доходов являются попытка не допускать или минимизировать ту частьнаселения, которая оказывается за чертой бедности, и по возможности сгладитьполяризацию населения по доходам, снизив в меру экономической необходимости ивозможности децильный коэффициент его дифференциации, который в странах ЕС=6; вШвеции – 3, а в России в переходный период он достиг 20 (в 1997 г.). [9, с. 206]
Под политикойрегулирования занятости понимается система принципов и мер государства,направленных на содействие рациональной, свободно избираемой занятостинаселения.
Главными ее принципамиявляются: принцип равных возможностей в трудоустройстве всех трудоспособных,принцип содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью,принцип предоставления социальной защиты безработным. Для реализации этих идругих принципов политики обеспечения занятости государство может использоватьпассивный или активный тип государственного воздействия.
Политика пассивного типаограничивается использованием средств и мер, которые помогают уменьшитьсуществующую незанятость. Формами реализации для нее служат страхование ивспомоществование.
Политика занятостиактивного типа означает такое регулирование занятости, при котором государствовлияет не на последствия (безработицу), а на состояние рынка труда дляпредотвращения развития безработицы. Пособие по безработице гарантируется ирегулируются законом о занятости населения. Правом на пособие пользуютсябезработные, к которым относятся трудоспособные граждане в трудоспособномвозрасте (женщины – до 55 лет, мужчины – до 60 лет), постоянно проживающие натерритории республики, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательскойдеятельностью, не обучающиеся на дневных отделениях учебных заведений либо непроходящие военную службу и зарегистрированные в государственной службезанятости. Пособие не облагается налогами и подлежит индексации в установленномпорядке. [7, с. 174]
Формами реализацииактивного типа управления служат повышение спроса на рабочую силу и сокращениепредложения рабочей силы.
К способам повышенияспроса на рабочую силу можно, например, отнести введение льготногоналогообложения там, где нужно увеличить спрос на рабочую силу. Чтобы снизитьпредложение рабочей силы может быть, например, введение оплачиваемых учебныхотпусков для лиц, повышающих классификацию и др. Это мероприятие содействуетсокращению предложения на рынке труда и вместе с тем обеспечивает более высокуюпродуктивность рабочей силы в будущем.
Особой и непростойпроблемой при проведении политики занятости является региональная занятость,т.е. соотношение занятости и безработицы по регионам страны. Это требуетспециальных мер, регулирующих социально-трудовую сферу с учетом конкретныхусловий развития того или иного региона и его возможных перспектив.
Частьюсоциальной политики является политика социальных гарантий, которая представляетсобой совокупность принципов, форм и методов, используемых государством для созданияминимума гарантированных условий для обеспечения жизнедеятельности членовобщества. Главной современной формой установления социальных гарантий служатгосударственные минимальные социальные стандарты. Под ними понимаютсяразрабатываемые и утверждаемые государством социальные нормативы, определяющиеминимальный уровень гарантированного удовлетворения социально важныхпотребностей членов общества в материальных благах и социальных услугах.
Важнейшимвидом государственных минимальных социальных стандартов служит минимальныйпотребительский бюджет (МПБ). Это граница доходов, ниже котором по может бытьобеспечено простое воспроизводство и социально приемлемый образ жизни гражданданного общества.
Понятно,что МПБ — величина непостоянная. Порядок формирования, а также направленияиспользования минимального потребительского бюджета определяются законамигосударства, которые опираются на его экономическое состояние и возможности.
Минимальныйпотребительский бюджет в свою очередь имеет несколько видов: он разрабатываетсяконкретно для разных социальных групп населения (для работающих, пенсионеров,студентов и др.), а также для средней семьи, состоящей из четырех человек.
Ещеодним важным видом минимальных социальных гарантий является минимальнаязаработная плата (МЗП), представляющая социально-экономический норматив,который определяет минимально допустимый уровень денежных средств,выплачиваемых любым нанимателем работнику простого труда и способных обеспечитьвоспроизводство его рабочей силы.
Объективнойбазой минимума заработной платы должен служить минимальный потребительскийбюджет, поэтому минимум заработной платы необходимо пересматривать приизменении МПБ в соответствии с ним.
Кроменазванных видов, в систему социальных гарантий включаются: социальные гарантииравного доступа к государственному бесплатному образованию, государственномуздравоохранению, социальным и культурным благам, рынкам товаров и услуг,средствам экологической безопасности и др.
Современный механизмгосударственного регулирования, обеспечивающий решение поставленных задач вобласти развития социальной сферы, строится преимущественно на экономическойоснове и включает:
· бюджетноерегулирование, предполагающее повышение эффективности использования бюджетныхсредств, введение системы целевых платежных средств;
· развитиедоговорных отношений в регулировании доходов населения;
· налогообложениеиндивидуальных доходов и имущества граждан;
· созданиеблагоприятных условий для роста заработной платы, пенсий пособий и иныхдоходов;
· декларированиесверхвысоких доходов граждан;
· тарифныесоглашения между работодателями и наемными работниками;
· непосредственноерегулирование заработной платы в бюджетных отраслях экономики на основе единойтарифной сетки;
· совершенствованиепенсионного обеспечения;
· использование иповышение роли социального страхования и страховых выплат в социальной защитенаселения, упорядочение участия пенсионеров в производстве;
· постепенноеувеличение возраста выхода на пенсию;
· повышение ролисоответствующих финансовых институтов (негосударственных страховых и пенсионныхфондов);
· усилениедецентрализованного начала в финансировании социальных программ за счетсмещения центра тяжести на негосударственные финансовые институты, а такжеместный уровень;
· постепенное увеличениеплатности в социальной сфере.
В системегосударственного регулирования используются в качестве инструментов социальныегарантии, стандарты, потребительские бюджеты и другие пороговые социальныерегуляторы. Базой социальных гарантий служит часть национального богатства,обеспечивающая жизнедеятельность общества. Социальные гарантии обеспечиваютсяна законодательной основе, регламентирующей обязанности и ответственность какгосударства перед гражданами, так и граждан перед государством.
Особую роль в системегосударственного регулирования социальной сферы играют социальные программы,содержащие комплекс мероприятий, обеспечивающий достижение целей в областиразвития социальной сферы.
2. Основные направления реализации социальной политики
Для того чтобы жить и продолжать свой род, человекобязан потреблять материальные блага. Вместе с тем никто никому не гарантирует,что доступ к источникам существования всегда будет исключительно благоприятным,и никогда не наступят те или иные нежелательные события.
Реальная жизнь достаточно сурова. Она свидетельствуето том, что некоторые неблагоприятные события, способные ухудшить доступ кисточникам существования, могут никогда не наступить.
Другие могут наступить лишь с достаточно большойвероятностью. А некоторые для каждого из нас наступают с вероятностью в 100%.
Есть и такие неблагоприятные обстоятельства, которые могут сопровождатьчеловека всю его жизнь (инвалидность, болезнь). [6, с. 181]
В целом среди неблагополучных событий такого рода выделим:
1) несчастные случаи (страховой случай), инвалидностьс детства и т. п.;
2) потерю работы;
3) необратимые физиологические изменения, болезньчеловека и потерю трудоспособности;
4)старость, беспомощность и смерть;
5)потерю кормильца.
Такой список не является окончательным, его можнопродолжить. Но мысль понятна.
Обозначим следующие классические приемы самозащиты:
а) высокопроизводительный труд и получение достаточного текущего дохода;
б) имущество и сбережения, что позволяет экономить на соответствующих статьяхрасходов, а также получать доход с капитала;
в) поддержка со стороны других членов семьи, имеющих стабильные доходы.
Кроме индивидуальной самозащитынеобходима еще особая система социальной защиты, т. е. со стороны всегообщества.
Коллективная социальная защита— системамер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению устойчивогонормального (принятого в обществе) материального и социального положенияграждан.
В качестве стратегического ориентира для коллективнойзащиты выступает защита каждого гражданина страны от бедности, нищеты исоциальной деградации в результате потери источников существования(безработица), болезни, инвалидности и старости.
По формам выделим материальную, социальную и правовую защиту.При этом материальная защита может осуществляться в виде денежных адресныхвыплат, индексации доходов, натуральной помощи (продовольствие, одежда, жилье,лекарства), а также льгот и гарантий, информации, предоставления рабочего местаи др.
Социальнаязашита населенияпредставляет собой систему мер, осуществляемых обществом в целом и егозвеньями, по обеспечению устойчивости общественно нормального материального исоциального положения граждан [12, с.105].
В социальной защитечеловек нуждается тогда, когда в силу объективных обстоятельств не может обеспечитьсебе основных жизненных потребностей. Наиболее социально незащищенными, какпоказал анализ величин доходов и уровня жизни различныхсоциально-демографических групп населения, являются:
· многодетные и неполные семьи;
· дети-сироты и дети, оставшиеся безопеки родителей;
· одинокие пенсионеры и инвалиды;
· дети-инвалиды;
· дети из неполных и многодетных семей;
· безработные.
Объектами социальной защиты выступают:
а) уровень потребления материальных благ (доходы);
б) минимальный уровень охраны здоровья и медицинскойпомощи, получения образования;
в) жилищные условия.
Функционирование системы социальной защитыпредполагает наличие определенной инфраструктуры. Особенноэто касается таких социальных отраслей, как здравоохранение, образование,жилищно-коммунальный комплекс.
Социальная защита может осуществляться в видесоциального обеспечения и минимальных социальных гарантий.
Социальное обеспечение обычно включает социальноестрахование и социальную помощь.
Социальное страхование— это основное направление социальной защиты, предназначенное для материальногообеспечения населения в случае наступления социальных рисков.
Социальный риск — наступлениенежелательной ситуации в виде временной нетрудоспособности, несчастного случаяна производстве, утраты работы или кормильца, утраты трудоспособности постарости и т. д.
Хотим мы этого или нет, но далеко не всегда каждый изнас оказывается в состоянии избежать социального риска. Более того, такиеситуации непрерывно сопровождают нас по жизни, носят массовый характер,касаются всех членов общества, а некоторые из них к тому же обязательнонаступают (наступление старости и выход на пенсию).
Следовательно, социальное страхование должно носить обязательный характер, что обусловлено неизбежностью наступления основных видовсоциальных рисков на том или ином этапе жизнедеятельности граждан.
Экономическим источником страховыхвзносов выступают средства, необходимые для воспроизводства рабочей силы.Возникает задача определить общественно нормальную долю страховых взносов, степеньучастия работополучателя, работодателя и государства в формированиисоответствующих страховых фондов.
Основные статьи расходов социального страхования:
а) выплата трудовых пенсий(по старости и инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет), атакже социальныхпенсий и пенсий для военнослужащих.Для этого используются целевые отчисления в Пенсионный фонд и бюджетные средства;
б) выплаты по временной нетрудоспособности (основная частьрасходов), по беременности и родам, а также на оздоровление, где используютсясредства Фондасоциального страхования;
в) пособия по безработице.
Социальное страхование осуществляется в двух формах:обязательное и добровольное. Источниками средств фондов социального страхованияслужат:
а) страховые взносы застрахованных;
б) страховые взносы предпринимателей; в) субсидиигосударства.
Социальная помощь— оказание адресной поддержки гражданам, нуждающимся в материальном содействиив связи с ухудшением их материального положения, семейным положением,возрастом, состоянием здоровья.
Социальная помощь предоставляется в виде льгот ивыплат. Осуществляется в виде денег, услуг и товаров. В отличие от социальногострахования, которое сориентировано на всех граждан, социальная помощь имеет адресный и категориальный характер. Используются средства бюджета,централизованных бюджетных и внебюджетных фондов, а также кредитные ресурсынациональной банковской системы.
Минимальные социальные гарантии — важный компонентсовременной социальной защиты. Предполагается обеспечение равного доступа всехграждан к базовымсоциальным благам на основесоответствующих государственныхгарантий.
Социальная поддержка включает наличие соответствующихгарантий, которые выступают как обязательства общества перед своими членами поудовлетворению ряда потребностей.
Здесь реализуются конституционные права граждан на получение минимального объема социальныхблаг и услуг. Особо выделим гарантии суверенитета потребителя и экологическойбезопасности. Их наличие отражает современные права члена общества.
Выполняя данную социальную функцию, государство:
а) законодательно устанавливает минимальные нормативыобеспечения граждан страны социальными благами;
б) осуществляет финансирование развития и затратсоциальных отраслей (здравоохранение, образование, ЖКХ и т. д.);
в) устанавливает минимальные размеры оплаты труда,пенсий, пособий по безработице, стипендий. [6, с. 185]
Дляосуществления политики социальной защиты создается система социальной зашиты,которая представляет собой совокупность конкретных форм и мер, обеспечивающихподдержание жизнедеятельности тех групп населения и тех граждан, которыеоказываются в ситуациях социального риска по не зависящим от нихобстоятельствам.
Главнымипринципами, которые лежат в основе политики социальной защиты, являются:
· гуманность;
· дифференцированныйподход к социально-демографическим слоям или группам населения;
· адресностьзащиты;
· гибкость системы;
· интеграцияразличных частей в единую систему;
· надежностьресурсного обеспечения проводимых мер. [8, с.183]
Методы социальнойзащиты, означающие конкретные способы ее реализации, на практике весьмаразнообразны, Это обусловлено разнообразием социальных рисков и тех конкретныхситуаций, объемов, форм, в которых они проявляют себя.
Основнымиметодами, используемыми для социальной защиты, являются социальная помощь,осуществляемая на безвозмездных либо льготных условиях при трудном материальномположении в условиях социального риска (инвалиды, многодетные, пострадавшие откатастрофы на ЧАЭС и т. д.), социальное страхование как система предоставленияфинансовой помощи за счет взносов обязательного или добровольного порядка и взависимости от их размера и социальная поддержка — это прежде всего способзащиты тех, чьи доходы оказались ниже прожиточного минимума, и др. [9, с. 210]
Длястран с социально ориентированной экономикой рыночного типа характернатенденция гуманизации, которая в большей степени проявляется в системесоциальной защиты — в ее адрестности, гибкости и надежности, т. е. в томощущении защищенности, которое она создает для человека в современном, полномрисков обществе.
Впервыепонятие социальная защита было введено в 1995 году в Конвенции международнойорганизации труда №102 [11, с. 5]
Модель социальнойполитики – это теоретическое обоснование ее целей, приоритетов, структуры(направлений и элементов) и индикаторов (показателей), средств достижения целейи оценка эффективности (результативности). [10, с. 7]
В мире сложилось двеосновные модели социальной защиты.
1. Социал-демократическаямодель с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существеннымзначением общенациональных социальных механизмов управления (Швеция, Австрия).
2. Либеральнаямодель, предполагающая частичную собственность, поощрение предпринимательства,приоритет госрегулирования макропроцессов, государственную поддержкумалообеспеченных слоев населения за счет частичного перераспределениянационального дохода, значительную дифференциацию доходов, субсидиарный(разделительный) принцип социальной политики (США, Англия).
Изучениесоциально ориентированных хозяйств в разных странах позволяет отметить рядобщих элементов, характерных для любых моделей и предопределяющих их социальнуюориентированность
Таким образом, каждое государство независимо отстепени социальных расходов проводит определенную политику в области социальнойзащиты и социальных гарантий. Для нормального функционирования общества инедопущения социальной напряженности определенные слои общества постояннофинансируются за счет бюджета государства, также в предусмотренных законодательствомслучаях в момент наступления форс-мажорных обстоятельств государствомпредусмотрен ряд социальных гарантий.
3. Особенностисоциальной политики в странах с переходной экономикой
Характернойчертой экономической политики в странах с переходной экономикой являетсяминимизация роли государства. Теперь уже ясно, что в условиях переходногопериода, обладающего затяжным характером и сложной природой, ответственностьгосударства должна, скорее, увеличиваться, чем уменьшаться. Вмешательствогосударства должно быть активным в те важные области, где рыночные силы немогут обеспечить эффективного размещения ресурсов или где доступ к основным,наиболее важным благам и условиям для жизни людей является несправедливым.
Вобласти социальной защиты политика «безответственности государства» должна бытьпересмотрена. Многие из важных льгот и услуг, которые раньше, при старойсистеме обеспечивались крупными государственными предприятиями, следуетвозложить на местные администрации. Существенные проблемы возникли в результатеперехода от всеобщего охвата некоторыми важными льготами и видами обслуживанияк их выборочности и адресности, основанным на проверке нуждаемости (тестебедности). Такие схемы редко оказываются эффективными в отношении тех, комупредназначаются льготы, и подразумевают большие административные расходы. Крометого, приватизация многих социальных служб и форм социальной защиты, проводимаяпо рекомендациям советников МВФ, означала фактически отказ государства отответственности за предоставление основных видов социальных благ. Между тем государствообязано и в этих условиях вмешиваться в такие области в связи со значительнымиположительными внешними эффектами (или дополнительной выгодой) таких расходов,которые приносят пользу обществу в целом. Дилемма, которая стоит перед многимиправительствами в регионе, – это или универсальная социальная политика попредоставлению важных видов обслуживания и льгот или селективная, которая можетстать непосредственным источником социального неравенства и дифференциации.Задача государства – сокращение бедности и неравенства, а для этого необходимоподдерживать прозрачную и справедливую систему социальной защиты, котораяопирается на принцип всеобщего охвата и не дискриминационна по своей сути. Впереходный период социальная политика призвана также одновременно решать рядсложных задач:
· нужно обеспечитьсоциально устойчивое развитие страны;
· развивать стимулык труду и экономической деятельности;
· укреплятьосознание социальной ответственности за собственную судьбу или судьбу страны;
· сохранять длякаждого члена общества круг минимальных потребностей, которые должныудовлетворяться нерыночным путем;
· нейтрализоватьнеблагоприятные социальные последствия, связанные с переходом к рынку,поддерживать социально уязвимые слои и группы населения. [6, с. 525]
Рольгосударства в обеспечении системы социальной защиты должна быть снова усилена,а не передана на откуп приватизации, децентрализации и дерегулированию. Этовозможно при условии формирования системы, в которой уровень дохода дляобеспечения базисных потребностей (basic income) и защищенность человекастановятся основой социальной и экономической свободы.
Такойподход подразумевает развитие институциональных возможностей государства, позволяющихполучать адекватные доходы в форме налогов, обеспечивать социальными услугами ипроводить мониторинг эффективности своих программ. Для осуществления социальнойполитики в свою очередь требуется штат профессиональных, высокообразованных ихорошо оплачиваемых государственных чиновников.
Обеспечениеосновных гарантий дохода в настоящее время невозможно во многих странах,страдающих от экономического спада и депрессии, тем не менее социальнаяполитика должна быть ориентирована на создание такой системы защищенностилюдей, которая дает некоторую свободу выбора, уделяет особое внимание социальноуязвимым слоям населения и обладает финансовой устойчивостью.
Снижениеответственности государства связано также с ростом неравенства полов во времяперехода к рыночной экономике и ее экономико-политическим структурам.
Одиниз самых драматичных знаков растущей дискриминации женщин – их выход изобщественной жизни и процесса принятия политических и экономических решений, вто время как общества, в которых они живут, стали якобы более демократическими.
Всвязи с этим существует насущная необходимость в обширной информации,дезагрегированной по полу, в социальной, экономической и политической сферахдля выявления степени неравенства.
Используяэту информацию, государство должно играть активную роль в обеспечении для всехграждан, независимо от пола, этнического происхождения, религии и другихпризнаков, равных возможностей для развития.
Этоозначает, что должны предприниматься, как и в других странах, специальные меры,направленные на поддержку женщин, включая обеспечение детскими садами идошкольными учреждениями,
ослаблениебремени домашней работы, обучение на оплачиваемой работе и предоставлениекредитов для поддержки малого бизнеса.
4. Направления совершенствования социальнойполитики республики Беларуси
Деятельность государствав социальной сфере направлена на обеспечение роста реальных денежных доходовкак основы улучшения жизни населения, предотвращение малообеспеченности,недопущение проявлений социальной несправедливости и социального напряжения вобществе.
Основными источникамиформирования денежных доходов граждан страны являются оплата труда, пенсии,пособия, стипендии.
Доходы от собственности,предпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства в настоящеевремя играют значительно меньшую роль в формировании денежных поступленийграждан. Однако, как показывает опыт других государств (прежде всего стран срыночной экономикой), самозанятость, предпринимательская деятельность, аренданедвижимости, выгодное вложение собственных сбережений служат весомымисточником доходов для многих граждан.
В данной связи в Беларусипринимаются меры по улучшению делового климата и условий предпринимательскойдеятельности, поддержке развития личных подсобных и фермерских хозяйств.
Отличительной чертойгосударственной социальной политики в нашей стране является справедливоераспределение доходов, направленное на повышение благосостояния всех граждан,недопущение глубокого социального расслоения по уровню доходов, порождающего вобществе серьезные противоречия и создающего угрозу общественно-политическойбезопасности.
В нашей стране доходы 10%наиболее обеспеченного населения в 5,6 раза превышают доходы 10% наименееобеспеченного населения. Это ниже критически допустимого уровня дифференциациидоходов, используемого в мировой практике (10 раз).
Для сравнения: вГермании, Австрии, Франции данный показатель составляет 5–7 раз, Казахстане –7,4, Украине – 8,7, в России – 16,8 раза.
В 1990-е – начале 2000-хгодов первостепенной задачей политики доходов было преодолениемалообеспеченности в стране. Для ее решения государство осознанно шло нафорсированный рост основных доходов населения по сравнению с ростомпроизводства.
Так, при росте в2001–2010 гг. валового внутреннего продукта в 1,9 раза реальные денежные доходынаселения возросли в 2,7 раза, в том числе реальная заработная плата – в 2,9реальный размер пенсии – в 2,7 раза.
Высокие темпы ростадоходов белорусских граждан в 2000-е годы позволили минимизировать численностьмалообеспеченного населения в стране: если в 1999 году бедными были почтиполовина жителей, то в 2010-м – только 6,1%.
В последние годыповышение денежных доходов населения республики осуществляется в более теснойувязке с ростом экономики, повышением ее эффективности.
В 2010 году денежныедоходы населения республики возросли на 29,4% при росте потребительских цен натовары и услуги на 14,8%. В результате реальные доходы граждан (т. е.скорректированные на инфляцию) увеличились на 11,9%.
В 2010 году реальныерасполагаемые денежные доходы населения выросли: в Азербайджане – на 17,5%,России – на 2,7%, в Украине – на 10,3%.
Снижение темпов ростаденежных доходов населения, в том числе и заработной платы, являетсяобщемировой тенденцией. Так, по данным Международной организации труда, в мирев период с 2001 по 2010 год увеличение реальной средней заработной платысоставляло не более 2 % в год. При этом в развитых странах заработная платавозрастала в среднем на 0,9% в год, в странах Латинской Америки и Карибскогобассейна – на 0,3%, Азии – на 1,7%.
В политике денежныхдоходов населения государство руководствуется двумя основными подходами:
1. созданиеусловий для того, чтобы трудоспособные граждане могли своим добросовестнымтрудом и инициативой зарабатывать достойные, постоянно повышающиеся доходы длясебя и своих семей;
2. обеспечениенадежной социальной защиты и поддержка нетрудоспособных и тех категорийнаселения, которые по объективным причинам не в состоянии обеспечить минимальнодопустимый уровень жизни.
Главная составляющаядоходов населения – заработная плата. Она призвана служить надежным источникомдоходов, выступая в то же время важнейшим экономическим фактором стимулированиятрудовой активности работников.
Исходя из критерия социальнойсправедливости, важнейшим принципом организации системы оплаты труда вРеспублике Беларусь является обеспечение равной платы за равный труд. Этодостигается на основе использования тарифной системы, включающей нормированиетруда и Единую тарифную сетку. Тем самым обеспечивается одинаковый подход приформировании тарифных заработков работников с учетом их квалификации,профессионального уровня, сложности и общественной значимости их труда.
При этом предприятиямогут самостоятельно устанавливать системы (повременно-премиальная,сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная и др.) и размеры оплаты труда.Бюджетные организации вправе устанавливать системы оплаты труда, а ее размерыустанавливаются правительством.
Заработная платаработника зависит от отработанного рабочего времени, выработки, качественныхпоказателей труда, соблюдения технико-технологических стандартов, трудовойдисциплины и индивидуальными размерами не ограничивается.
Государственноерегулирование роста заработной платы осуществляется путем увязки параметров ееповышения с увеличением объемов производства, реализации продукции (работ,услуг), эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. Этим достигаетсядифференциация размера тарифной ставки первого разряда и заработков работниководинаковой квалификации, работающих на разных предприятиях и в отрасляхэкономики, в зависимости от результативности функционирования субъектахозяйствования.
Отличительнойособенностью государственного регулирования оплаты труда в нашей странеявляется ее прогнозирование путем установления заданий по росту заработнойплаты. Их выполнение находится под постоянным контролем республиканских иместных органов власти. Накопленный опыт в этой области показывает, чтопрогнозирование является ключевым инструментом, обеспечивающим высокие темпы ипоступательность повышения заработной платы, опережающие темпы ее роста вотраслях и конкретных организациях, где она значительно ниже среднего уровня(сельское хозяйство, социальное обеспечение, культура, легкая промышленность).
Номинальная начисленная среднемесячная заработная платаработников в республике в январе-августе 2010 г. увеличилась к уровнюсоответствующего периода 2009 г. на 17,4 процента, и составила — 1149,6 тыс.руб., в том числе в августе — 1286,9 тыс. руб.
В августе2010 г. её уровень у работников промышленности составил 1422,2 тыс. руб.,строительства – 1786,9, транспорта – 1551,9, связи – 1463,3, сельскогохозяйства – 925,5 тыс. руб. (рис. Б.1).
В бюджетнойсфере среднемесячная заработная плата за этот период увеличилась на 14,8процента и составила 882,7 тыс. руб., в том числе в августе — 947,8 тыс. руб.
В августе2010 г. заработная плата врачей составила 1614,4 тыс. руб., учителей – 896,6тыс. руб., профессорско-преподавательского состава – 1528,2 тыс. руб.
Реальная среднемесячнаязаработная плата работников в республике увеличилась в январе-августе 2010 г.на 10,0 процентов.[15]
Важным механизмомсоциальной защиты трудящихся является минимальная заработная плата,представляющая собой законодательно устанавливаемый предельно допустимый низшийуровень оплаты труда. Ниже этого уровня наниматель не имеет права выплачиватьзаработную плату своим работникам при условии выполнения ими установленных нормрабочего времени и выработки. Тем самым защищаются интересы низкооплачиваемыхкатегорий работников.
Следует отметить, что вреспублике в 2000-е годы рост минимальной заработной платы значительно опережалрост средней заработной платы. Это преследовало цель максимально подтянутьзаработки низкооплачиваемых работников.
Заработная платаработников Республики Беларусь защищена от инфляции. При росте потребительскихцен на 5% и более она в установленном законодательством порядке индексируетсяпропорционально инфляции.
Среднемесячная заработнаяплата по Могилевской области за 2010 год составила 958,7 тыс. рублей иувеличилась по сравнению с 2009 годом на 6,0 процента. (таблица Б.1)
Задание по ростузаработной платы, доведенное области на 2010 год в размере 958,7 тыс. рублейвыполнено на 106,0.
Предметом особой заботыгосударства является защита социально уязвимых категорий населения(пенсионеров, детей, инвалидов).
В Республике Беларусьсвыше 2,4 млн. человек, или каждый четвертый житель, – пенсионеры. Из них более1,9 млн. человек являются получателями пенсии по возрасту, 281,7 тыс. – поинвалидности, 138,2 тыс. – по случаю потери кормильца. Нетрудоспособнымгражданам, не получающим трудовую пенсию, назначается социальная пенсия. Внастоящее время ее получают свыше 50 тыс. человек.
На выплату пенсийрасходуется около 11% валового внутреннего продукта страны. Это – одни из самыхвысоких показателей среди государств – участников СНГ.
В области на учетесостоит 351,0 тыс. получателей пенсий и пособий, из них пенсионеров – 344,2тыс. чел.
В Беларуси повышениеуровня пенсий осуществляется путем пересмотра их размеров с учетом ростасредней заработной платы и изменения бюджета прожиточного минимума.
Так, в 2010 году в связис ростом средней заработной платы дважды пересматривался размер трудовых пенсий(с 1 февраля и 1 августа).
Кроме того, в связи сувеличением бюджета прожиточного минимума трижды пересчитывались минимальные исоциальные пенсии, а также надбавки и повышения к пенсиям.
В результате в августе 2010год среднемесячный размер пенсии по возрасту увеличился на 12,6% и составил 555тыс. руб. Реальный размер пенсии по возрасту (с учетом инфляции) увеличился на 12,5%.
В августе 2010 годаразмеры пенсий составили:
· пенсияпо возрасту – 555 тыс. руб.;
· минимальнаяпо возрасту – 296,7 тыс. руб.;
· поинвалидности – 484,8 тыс. руб.;
· послучаю потери кормильца – 322,5 тыс. руб.;
· завыслугу лет – 730,1 тыс. руб.;
· заособые заслуги перед республикой – 808,1 тыс. руб.;
· социальная– 205,9 тыс. руб.
С 1 февраля 2010 г. всвязи с изменением бюджета прожиточного минимума произведены перерасчетыминимальных трудовых пенсий, надбавок и повышений к ним, социальных пенсий.
Финансирование выплатпенсий и пособий производится в полном объеме и в установленные сроки.
В последние годы вБеларуси осуществлен ряд мер по совершенствованию пенсионной системы, еефинансовому укреплению:
· введениндивидуальный (персонифицированный) учет плательщиков взносов на социальноестрахование;
· всистему обязательного пенсионного страхования включены индивидуальныепредприниматели;
· принятЗакон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании».
Так, с введением в 2003году системы персонифицированного учета в пенсионном обеспечении началосьформирование комплексной электронной базы данных на будущих пенсионеров.Новацией явился учет фактически уплачиваемых страховых отчислений в Фондсоциальной защиты населения Республики Беларусь, что позволяет исчислять пенсиюв более тесной увязке с суммой уплаченных взносов. [15]
Реализация Закона опрофессиональных пенсиях, вступившего в силу с начала 2010 года, обеспечитснижение затратности общей пенсионной системы за счет введения дополнительныхстраховых взносов от работодателей, чьи предприятия имеют рабочие места свредными и опасными условиями труда. Дифференциация размеров этих выплат будетстимулировать нанимателей улучшать условия труда.
В Беларуси обеспечиваетсясвоевременность выплаты населению заработной платы и пенсий.
В нашей стране существуетширокая система материальной поддержки семей с детьми:
· пособияв связи с рождением и воспитанием детей;
· льготына питание;
· материальнаяпомощь в погашении кредитов на строительство жилья.
Системой социальныхпособий охвачено свыше 470 тыс. детей (26% от их общей численности).
В 2010 году размерпособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет составляет 100 % бюджетапрожиточного минимума. Среднемесячный размер пособия на детей старше 3-х лет составляет18%.
С 1 февраля 2010 г.среднемесячный размер государственного пособия семьям, воспитывающим детей ввозрасте до 3-х лет, установлен в размере 274 тыс. руб. Размер пособия на детейстарше 3-х лет повышен до 82 тыс. руб.
Значительное вниманиеуделяется обеспечению бесплатным питанием детей первых двух лет жизни.
В 2010 году этот видпомощи получили свыше 44 тыс. детей в возрасте до 2-х лет.
В 2010 г. право набесплатное питание детей получили все семьи независимо от совокупного доходапри рождении тройни и более детей. Эти семьи могут пользоваться бесплатнымиуслугами няни до исполнения детям трех лет (ранее такая услуга предоставляласьдо исполнения детям двух лет).
Материальная поддержкаучащейся молодежи осуществляется в виде выплат различных видов государственныхстипендий. В течение 2010 года их размеры пересматривались дважды.
В настоящее время взависимости от успеваемости величина учебной стипендии студентов вузовварьируется от 113,8 тыс. до 182,1 тыс. руб.; учащихся ссузов и учрежденийпрофтехобразования – от 95,5 тыс. до 152,8 тыс. руб.
Повышению уровня доходовмалообеспеченных граждан способствует предоставление государственной адреснойсоциальной помощи и безналичных жилищных субсидий. С начала прошлого годасущественно расширены критерии предоставления этих видов государственнойподдержки, что позволяет в несколько раз увеличить охват одной и другой формойпомощи нуждающихся граждан.
Для назначенияежемесячного социального пособия «планка дохода» поднята с 60 до 100% бюджетапрожиточного минимума, а единовременного социального пособия – с 60 до 120%.Безналичные жилищные субсидии предоставляются семьям (гражданам) при условии,если сумма платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги впределах установленных норм превышает 20% совокупного дохода для жителей городаи 15% – для жителей села.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная платаработников Республики Беларусь в январе-марте 2010 г. составила 1038,3 тыс.рублей, в том числе в марте – 1095,3 тыс. рублей и увеличилась по сравнению сфевралем 2010 г. на 7,8%, или на 78,9 тыс. рублей.
Реальная заработная плата(заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары иуслуги) в январе-марте 2010 г. по сравнению с январем-мартом 2009 г.увеличилась на 5,1%, в марте 2010 г. по сравнению с февралем 2010 г. –увеличилась на 6,6%.
На промышленныхпредприятиях средняя заработная плата в марте 2010 г. составила 1239,7 тыс.рублей, в строительных организациях – 1470,9 тыс., в организациях транспорта –1274,5 тыс., сельского хозяйства – 693,8 тыс., торговли и общественного питания– 1007,2 тыс., здравоохранения – 820,4 тыс. рублей, в том числе врачей –1404,8 тыс., среднего медицинского персонала – 799,7 тыс., в учрежденияхобразования – 755,9 тыс. рублей, в том числе учителей –863,7 тыс., профессорско-преподавательского состава – 1665,6 тыс.рублей.
Финансовые потрясениязаставляют большинство предприятий во всем мире менять подходы к организации иуправлению производством, оптимизировать численность персонала, пересматриватьусловия оплаты труда.
В целях недопущенияпадения реальных доходов населения Правительством принято решение о ежемесячноммониторинге уровня зарплаты работников всех сфер экономики.
В настоящее время вреспублике принимаются меры по развитию внутреннего рынка. Утверждена Системамероприятий, обеспечивающих экономическую безопасность Беларуси в условияхмирового финансового кризиса. Глава государства поставил задачу передПравительством и местными органами власти проводить более активную работу сподотраслями, детально изучать состояние каждого предприятия.
Созданы рабочие группы вСовмине, в министерствах, на предприятиях, разработаны соответствующиеотраслевые и региональные мероприятия, организован мониторинг ситуации навнутреннем и внешнем рынках. Реализованы первоочередные мероприятия вбанковском секторе, бюджетной сфере и реальном секторе экономики. Особоевнимание уделено обеспечению стабильной работы валообразующих предприятий.
Заключение
В Республики Беларусиразработан и действует достаточно сложный и взаимоувязанный комплекс мер попроведению социальной политики в стране. Однако проведению эффективнойсоциальной политики препятствует множество различных внутренних и внешнихпроблем. Практически исчерпаны экстенсивные источники и факторы долговременногоэкономического роста. Многие проблемы связаны с чрезмерной открытостьюэкономики РБ, экономической зависимостью ее от других стран. Переход наинтенсивный путь сдерживается медленным процессом разработки и внедрениявысоких ресурсосберегающих технологий из-за нехватки инвестиций, несовершенстваинновационных систем, отсутствия эффективной конкурентной среды и рыночной инфраструктуры,стимулирующих спрос на новые знания, нововведения, обновления производства ипродукции. Сложные задачи предстоит решать в процессе формирования активнойсоциальной политики, повышения эффективности ее, в том числе в области доходови оплаты труда, в развитии здравоохранения, при решении демографическихпроблем.
Дляустойчивого развития страны в условиях реформирования экономики государствуотводится роль по проведению сильной социальной политики, которая призванареализовать гарантии граждан на медицинскую помощь, социальную защиту, образование,полноценное питание, удовлетворение материальных и духовных потребностейчеловека.
Активизациясоциальной политики должна быть направлена прежде всего на решение острыхсоциальных проблем, которые определяют социальную безопасность государства:необходимо остановить обнищание населения и решить проблему бедности; снизитьдифференциацию доходов населения; «развязать» узловую проблему повышениязаработной платы, от которой зависит в конечном итоге решение других социальныхпроблем; повысить крайне низкий уровень минимальных социальных стандартов,улучшить положение в пенсионном и социальном обеспечении населения; недопустить дальнейшего ухудшения в отраслях социальной сферы.
ВБеларуси достаточно неплохие показатели социальной защищенности населения,уровень малообеспеченных составляет примерно 12%, динамики пенсий и зарплатнепрерывно растут, что свидетельствует о проведении активной социальнойполитики.
Список использованныхисточников
1. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н.Новикова [и др]. — Минск: БГЭУ, 2007. — 415 с.
2. Экономическая теория: учебник/ Н.И.Базылев, С.П.Гурко, М.Н.Базылева и др.; Под ред. Н.И.Базылев, С.П.Гурко.3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 752 с.
3. Макроэкономика: Учеб. пособие для студентов специальностей«Гос. упр. и экономика», «Мировая экономика» /Под редакциейП.Г.Никитенко и др… — Мн.: Равноденствие, 2004. — 295 с.
4. Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учеб. для вузов по экон.специальностям / Л.С.Тарасевич, П.И.Гребенников, А.И.Леусский. — М.:Юрайт-издат, 2003. — 652 с.
5. Государственное регулирование экономики: Учебник/ АнтоноваН.Б. – Мн.: Академия управления при президенте Республики Беларусь, 2002 г.-775 с.
6. ЛемешевскийИ.М. Макроэкономика. (экономическая теория. Часть 3). Учебное пособие длястудентов экономических специальностей высших учебных заведений. – Мн.: ООО«ФУАинформ», 2004. – 576 с
7. Беларусь. Факты/ сост. и науч. ред. С.П. Самуэль. – Мн.:Высшая школа, 2005. – 288 с.
8. Лутохина Э.А. Экономическая система общества: структура,социальная ориентация, белорусская модель: Учебное пособие. – Мн.: Академия приПрезиденте Республики Беларусь, 2003. – 204 с.
9. Макроэкономика: Социально ориентированный подход: Учебноепособие/Э.А.Лутохина и др. Под ред. Э.А.Лутохиной.- Мн.: ИВЦ Минфина, 2005 г. – 400 с.
10. Ноздрин-Плотницкий М.И., Ожигина В.В. Социальноориентированная экономика Республики Беларусь: механизм действия и направленияэволюции на рубеже веков// Вестник Белорусского Государственного ЭкономическогоУниверситета. – 2006. – №2. – с. 5 – 10.
11. Республика Беларусь в контексте мировой социальнойполитики/ Под общ. ред. А.Б. Чищевина. – Мн.: ИСПИ, 2004. – 220 с.
12. Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учеб. для вузов по экон.специальностям / Л.С.Тарасевич, П.И.Гребенников, А.И.Леусский. — М.:Юрайт-издат, 2003. — 652 с.
13. Тур А.Н. Курс экономической теории. – Мн.: «Мисанта»,1997г.
14. Краткий статистический сборник «Республика Беларусь вцифрах»,2006. Минстат Республики Беларусь. – Минск, 2006. – 347 с.
15. Министерство труда и социальной защиты РеспубликиБеларуси [Электроный ресурс]. – Режим доступа: mintrud.gov.by/. – Дата доступа: 01.10.2010.