Арсланов Л. Ш. Из истории формирования топонимической системы Елабужского района

Арсланов Л.Ш.Из истории формирования топонимической системы Елабужского районаГеографические названия отражают исторические, экономические, лингви­стические условия формирования народа и его культуры. Они издавна привле­кают внимание географов, историков, археологов и других специалистов. Сре­ди географических названий важное место занимают топонимы (гидронимы, ойконимы, оронимы и др.). Топонимическая система Елабужского района формировалась в течение дли­тельного времени в сложных историко-географических и лингвистических ус­ловиях, поэтому она неоднородна по своему происхождению и времени воз­никновения. Предварительное изучение топонимии и гидронимии Елабужского района позволяет выделить следующие лингвистические пласты: славянский (рус­ский), тюркский (булгаро-татарский), финно-угорский (марийский, удмуртс­кий). Среди финно-угорского пласта выделяются угро-самодийские элемен­ты, сохранившиеся в основном в гидронимах и отнонимах. По мнению ученых, удмуртский пласт является наиболее древним. Он пред­ставлен в ойконимах, гидронимах, в названиях улиц, джиенных округов, клад­бищ. В настоящее время удмуртских населенных пунктов в Елабужском райо­не нет. Удмуртские названия носят ряд населенных пунктов с татарским и рус­ским населением. Удмуртскими по происхождению являются названия сёл Морты (тат. Морт), Большой Шурняк, Малый Шурняк, Сентяк и др.^ Славянодоский пласт Значительное место в топонимии (гидронимии, ойконимии, оронимии) Ела­бужского района занимает славянский (русский) пласт. Он является самым поздним, “молодым” по времени возникновения, ибо появился только после присоединения Казанского ханства к Русскому государству. В конце XVIII века количество русского населения увеличивается в восточных районах Среднего Поволжья (не исключение в этом отношении и Елабужский район). Елабужский уезд заселялся в основном выходцами из верхневолжских гу­берний, а также со стороны Перми и Вятки, о чем свидетельствуют топоними­ческие параллели на территории Елабужского и других уездов Вятской и Ка­занской губерний, фамилии русского населения города Елабуги и района: Дви-нянин, Пермяков, Москвитин, Вотяков, Перминов, Уфимцев, Тойминцев, Пес-терников, Новгородцев и др. Об этом же говорят, на наш взгляд, языковые особенности русского населения Елабужского района. Существование таких топонимических параллелей, как Казыли Елабужского и Пестречинского рай­онов Республики Татарстан, названия речек Каринка, Шаран, Шурминка в Елабужском районе, на территории Удмуртии и Кировской области указывает места, откуда переселилось русское население деревень Елабужского района. Согласно сообщению составителей справочника “Материалы по статисти­ке Вятской губернии” (т.6, вып.2. Вятка, 1890), “починок Качка имел название Альнецкий при речке Альна, и починок основан в 1848 году переселенцами Нолинского уезда Вятской губернии при верховье речки Альнск”. Примерно в то же время основаны починки Нижний Коюльничий, Верхний Коюльничий, 1 -й Нолинский, Русский Ахтиял, Татарский Ахтиял, Марийский Ахтиял (Их-тиял) Менделеевского района. Появление этих ойконимов (названий населенных пунктов), одинаковых с соответствующими топонимами Малмыжского, Котельнического, Уржумско­го, Нолинского и Яранского уездов Вятской губернии относится к XVII-XIX векам [1,с.125-126]. О позднем появлении русского населения на территории Елабужского рай­она говорит тот факт, что часть русских населенных пунктов носит татарские, марийские, удмуртские, угро-самодийские названия. К ним мы относим Ка­зыли, Чирши, Танайка, Черенга, Русский Шурняк, Русский Дюм-Дюм, Арма-лы, Сарали, Тарловка, Сентяк, Анзирка, Умяк, Качка, Уразбахтино (бывшее название д. Колосовка) и т.д. Отдельные названия финно-угорского происхождения являются следами миграции русского населения из более северных уездов Вятской губернии. К ним можно отнести названия русских деревень Альнецкий (Качка), Анзирка, Дюм-Дюм, названия рек Каринка, Шурминка, Шурма, Шаран, которые легко связываются с названиями Заовражная Шаранга, Шурминская, Энзеринская волости Вятской губернии, Шаран, Шурминка, Каринка — на территории Кировской области и Удмуртии. К русскому пласту относятся, например, названия следующих населенных пунктов: Колосовка, Свиногорье, Котловка, Костенеево, Поспелове, Мальце-во, Луговой поселок, Мишка-овраг, Лекарево, Яковлеве, названия водных объек­тов, в основном озер: Воложка, Исток, Перейма, Подсоборное, Подборное, Брод, Запесочье, Окуневое, Щучье, Сомовка, Ржавка, Плоское и др. Большинство наименований озер вполне прозрачно, мотивировано и легко поддается этимологизации.^ Тюркский пласт К тюркскому пласту относятся названия населенных пунктов, в которых проживает или раньше проживало, татарское население (например, Алабуга, Салауч, Утеганово и др.). К ним можно отнести: Атау, Куюково (тат. Коек), Ядыгерово (тат. Ядегэр), Альметьево (Илмэт). К тюркскому пласту мы от­носим и названия тех населенных пунктов, в которых проживает русское насе­ление: Танайка (Танай), Армалы, Тарловка (Тарлау), Сарали (Сарайлы), Казыли (Казиле), Чирши (Чыршы) и др. Данный пласт является относительно древним. Татарское (булгарское) на­селение начинает появляться на территории Елабужского района еще в эпоху Булгарского государства. Так, например, Елабуга (Алабуга) существовала еще в эпоху Булгарского государства. Об этом свидетельствуют археологические памятники булгарского типа. Это — Елабужское городище, Танайские наход­ки. В это число входят и могильники булгарского времени в старой Елабуге. Кроме того, погребение эпохи средневековья было случайно раскопано в рай­оне общежития Елабужского пединститута (усадьба К.Ф.Елизова). В области височной кости погребенного торчал железный наконечник стрелы. Очевид­но, воин погиб в бою. Погребение сопровождалось плоскодонным горшком домонгольско-булгарского времени. Источники сообщают о существовании города Елабуги еще в эпоху Булгарского государства, “который разорен вмес­те с Булгаром господином Мир-Тимуром [2]. В основном татарское население появляется на современной территории Елабужского района в эпоху Казанского ханства. По данным писцовых книг, в эпоху Казанского ханства отмечены всего четыре населенных пункта: Елабу-га-Алабуга, Морлы-Морпгы, Умяк, Шурня-Шурма [3]. Населенные пункты Старый Юраш, Дюм-Дюм, Ядыгерово, Куюк, Альметьево в данном источнике не указаны. Татарское население дд. Салауч, Атау, Альметьево (Илмэт), по нашим данным, переселилось на современную территорию обитания из современ­ного села Салауч Балтасинского района. Что касается татар дд. Альметьево (Илмэт), Татарский Дюм-Дюм, то они также переселились из тех же мест, откуда переселились татары дд. Салауч, Старые Юраши “после Казанского взятия”. Заслуживает внимания и то, что деревня Салауч и река Илмэт бас­сейна реки Арбаш расположены недалеко друг от друга на территории Бал­тасинского района Республики Татарстан [4, с.49]. Деревня Илмэт (Альме­тьево), по данным источников, выделилась из Старого Юраша; деревни Куюк (Коек), Ядыгерово (Ядегэр) выделились из Старого Юраша соответственно в 1815 и 1800 годах [5, с.64]. Документальными данными относительно возникновения русских деревень Чирши (Чыршы — “еловый лес”), Тарловка (Тарлау – “вспаханное поле, речушка, протекающая в узком отроге”), Армалы (от татарского эрэмэ, урема – “место, поросшее кустарником”), мы не располагаем. По-видимому, до появ­ления русского населения в них жили татары. Примечательно, что д.Колосов-ка носила название “Разбахтино, Уразбахты — при впадении речки Балыхчи в р.Танайку”.^ Финно-угорский пласт Территория Елабужского района была заселена финно-угро-самодийскими племенами еще до появления булгаро-татарского населения. Появление топонимов марийского происхождения на территории Елабуж­ского района связано с миграцией марийцев на данную территорию в XVI-XVII веках из бывших Казанской и Вятский губерний. Марийский пласт в топонимии Елабужского района обнаруживается в основном в ойконимах и гидронимах. Среди них встречаются чисто марийские и гибридные. К топонимам марийского происхождения относятся следующие названия. Айталан — ойконим, в селе проживают татары-кряшены. Ойконим состоит из компонентов: мар. ото “маленький лес, роща” + тюрк, алан “поляна”, т.е. роща в поле, среди поля. Относительно этимологии топокомпонента Аты су­ществуют два противоположных мнения. Г. В. Юсупов считает топоним Аты идентичным с племенными названиями киргизов ада, казахов адай, туркменов ата [6, с.226]. Г.Ф. Саттаров [7, с.58-59], Н.Б. Бурганова [8, с.48], Ф.Г. Гарипова [9, с.57] связывают топоэлементЛдаы с мар. ото “маленький лес, роща”. Атиаз — название деревни крещеных татар. По мнению Н.Б.Бургановой, название образовалось из марийского ото + тюрк, йаз “поле”. Компонент Аты, как мы увидели выше, можно связать с древнемарийским ото “роща”. Топо-формантЛ/яы участвует в образовании многих ойконимов и гидронимов Арско-го, Сабинского, Нижнекамского и Елабужского районов Республики Татарстан. Куклюк — название марийского села. Неофициальное название—Куклым. Куклюк — сложный ойконим, состоит из двух компонентов: мар. куп (болото) + лук (угол), т.е. угол болота. Название дано по рельефу местности. Марийцы переселились в Куклюк, по всей вероятности, из современного села Кетяк Малмыжского района Кировской области, о чем напоминает на­звание одной из улиц села Кетяк. Дюм-Дюм (тат. Дюм-Дюм): Татарский Дюм-Дюм, Русский Дюм-Дюм. Ос­нователями деревни Татарский Дюм-Дюм были, очевидно, марийцы. Татарс­кое население, по рассказам местных старожилов, переселилось из соседней деревни Большой Шурняк. Первоначально деревню, по всей вероятности, ос­новали марийцы из деревень Тюм-Тюм Уржумского и Малмыжского уездов Вятской губернии. Примечательно, что среди татар д.Татарский Дюм-Дюм сохранились марийские роды. Юраш — топоним имеет широкое распространение в Елабужском районе, а также в соседнем Граховском районе Удмуртской Республики. Топоним Юраш представлен гидронимом Юрашка и названиями деревень: Старые Юраши (Иске Юраш), Сосновые Юраши, Вотские Юраши, Верхние Юраши. Пере­численные ойконимы гидронимического происхождения. Большинство иссле­дователей считает, что топоним Юраш восходит к марийскому ераш “малень­кое озеро, лужа, ручей” [10, с.223]. Топоформант ер принимает активное учас тие в образовании топонимов не только марийского, но и других финно-угорс­ких языков [11,с.7]. Муктумер – левый приток р.Юрашка, состоит из двух топооснов: мухто “пескарь, маленькая рыба” + энер “река” [12, с.31, 38]. Возможно, марийского происхождения и название речки Чекчемир – пра­вый приток р.Юрашка. Удмуртский пласт, по мнению большинства исследователей, является наи­более древним в хронологическом отношении. Южноудмуртская группа удмур­тского населения занимала южную часть Камско-Вятского междуречья, вклю­чая бассейны рек Ижа и Тоймы. Топонимы (в основном ойконимы и гидрони­мы) удмуртского происхождения на территории Елабужского района обнару­живаются в названиях населенных пунктов, в которых в настоящее время про­живает татарское, русское и марийское население. Удмуртских деревень в Ела-бужском районе нет. Отсутствие удмуртских населенных пунктов объясняется тем, что часть удмуртов правобережья Вятки и района Красный Бор — Елабуга была вынуждена уйти под натиском булгар в более северные районы, а часть, несомненно, осталась на прежнем месте, что привело к утере ими экономичес­кой и политической самостоятельности и частичной ассимиляции. Присутствие булгарского (татарского) населения в этом регионе подтверждается археологи­ческими памятниками (селищами, городищами и могильниками) булгарского происхождения, в частности на территории города Елабуги и его окрестностях. По-видимому, таковыми “обулгарившимися потомками удмуртов” явля­ются некоторые жители деревень Большой Шурняк, Малый Шурняк, Утега-ново и др. К удмуртскому (пермскому) пласту мы относим названия следующих насе­ленных пунктов и гидронимов. Следует отметить, что большинство ойкони-мов удмуртского (пермского) типа по происхождению являются отгидрони-мическими, т.е. произошли от названий водных объектов. Морты (тат. Мурты, Мурт). Село существовало еще в эпоху Казанского ханства. Имеется несколько предположений относительно этимологии ойко-нимаМорты. Проф. Г. Ф.Саттаров [13, с.28] считает, что название села проис­ходит от “морт ” {мурт — человек). Ойконим Мурты мы связываем с удмур­тскими (пермскими) лексемами мур “глубоко//глубокий”, мурдала “глубина” [14, с.288] + ты “озеро”. По рассказам местных старожилов, село Морты находилось западнее со­временного села у большого водоема (озера). Топонимическая параллель пред­ставлена и на территории Пермской области. Мурты “глубокое озеро” [15, С.38-41]. Ср. также коми мурдла “глубина” [16]. Этимология названий Большой Шурняк (тат. Олы Шурняк), Малый Шур­няк (Кече Шурняк) достаточно прозрачна, удм. шур “речка”+нлж “лог, овраг, лощина, балка” [17, с.309]. Компоненты шур “речка” и нюк “овраг” широко распространены на территории Удмуртии и Кировской области. Сентяк (Покровское) – ойконим, название русского села на берегу Камы. Существовал еще один населенный пункт Старели Сентяк недалеко от Боль­шого Шурняка. Ойконим Старый Сентег отмечен в Завьяловском районе Уд­муртии [18, с.85]. Топоним Сентяк связан, по всей вероятности, с названием населенных пунктов: пос. Сенда, дд.Верхняя Сенде, Мари Сенде в Мари Турек-ском районе Мари Эл [19, с. 111]. В топониме выделяется три компонента: топо-основа коми сен “лощина, ложбина, заливаемая водой во время половодья” + топоформант (да-де) + топоаффикс ег (яг) пермского происхождения. Следова­тельно, ойконим Сентег, Сентяг отгидронимического происхождения. Топонимы удмуртского происхождения представлены и названиями рек и речек, озер. К ним можно отнести: Курья – название озера-залива на Танайских лугах. Гидроним означает “залив, заводь”. Ср. коми-зырян, коми-пермяк курья “заводь”, “залив в реке, в озере” [20, с.56]. Каринка – речка бассейна Тоймы. Восходит к удмуртскому кар “гнездо”, городище, уездный или губернский центр. Топооснова кар является общепер­мским. Ср. например: коми кар “город, городище”, общепермское кар “горо­дище, укрепленное место, место жилья коллектива” [21, с 119]. Ср. также Ку-дымкар, Сыктывкар, Ижкар (Ижевск), Иднакар. Мортовка – название речки в с.Морты. Ср. удм. мур “глубокий, глубоко” + удм. ты “озеро”. Шаран – речка, протекающая через деревни Малая и Большая Тарловки. Гидронимы Шаран, Шурма отмечены на территории Кировской области, Ма­рий Эл, Республики Татарстан, Башкортостана. Тутан – озеро на левом берегу р.Вятка. Гидроним состоит из гидроосно­вы тод/туд/тыд “сырое место, где протекает ручей, заросшее кустарником и елками” (туту/тутж “молодая поросль лиственного леса”) + ан/ин – суф­фикс, обозначающий место в пермских языках [22, с.75].Ср. тутшар “болот­ное место с лесом” недалеко от ст.Агрыз Республики Татарстан. Салмачи – название озера на берегу р.Тойма в г.Елабуга. Топонимическая параллель представлена ойконимом Салмачи//Салмачы нар.Ноксе (левый при­ток р. Казанки) Лаишевскою района Республики Татарстан. Восходит, по-ви­димому, к фин. $Ита, карел. 8пта, эст. зпт, морд. 8е1те, саам “глаз” и диал. рус. Чилема “безлесное топкое моховое болото” [23, с. 155]. Среди финно-угорского пласта топонимии Елабужского района выделяют­ся угро-самодийские элементы, сохранившиеся в основном в гидронимах и ойконимах. Об участии угро-самодийцев в этногенетических процессах Вос­точного Предкамья свидетельствуют исторические, топонимические и архео­логические материалы. О пребывании угро-самодийского населения в Вос­точном Предкамье свидетельствуют археологические материалы Тураевского могильника и Елабужского городища, а также Луговского могильника УИ-Х вв. до н.э. Так, при раскопках Елабужского (Чертова) городища в 1991 году обнаружены керамические материалы чияликского и постпетрогромского типов, которые, по мнению археологов, связаны с угро-самодийским миром. Очевид­но, это немногочисленное население впоследствии растворилось среди мест­ного финно-угорского населения. Скорее всего, оно было ассимилировано праудмуртским населением. К угро-самодийским элементам на территории Елабужского района мы от­носим следующие ойконимы и гидронимы: Умяк – название реки бассейна Вятки и села Умяк. Состоит, по-видимому, из мансийскогоум/ом/ым в значении “река, речка” [24, с.78-79] и суффикса ег/ ек/йаг общепермского происхождения. Топооснову -ым, -им, -ум исследовате­ли считают угро-самодийским [25, с. 127; 26, с. 162, 167; 27, с.216-220]. Следу­ет отметить, что большинство географических названий на -ым, -им находит­ся в Западной Сибири, “на территории обитания обских уаров и что в восточ­ную Европу они были привнесены западносибирским, скорее всего, угорским населением” [28, с. 137]. Килим – название речки в д.Морты: “Морты при речке Мортовке и Кили­ме” [29]. Можно сопоставить с мансийским хи1ет I хантыйским хогет “место нерестилища” [30, с. 145]. Черенга – название русской деревни на коренном левом берегу Вятки. Со­стоит из двух гидрооснов: перм. чер “приток” [31, с. 193] + самодийск. инга/ анга “рукав реки, протока”. Гидроним анга “приток” характерен для селькуп­ского языка [32, с 264]. Оба компоненга активно употребляются на террито­рии Удмуртской Республики и Пермской области. Рассмотренные угросамодийские элементы свидетельствуют о том, что часть угро-самодийского населения проживала и в Восточном Предкамье вме­сте с пермским (возможно, и булгарским) населением, которая затем вошла в состав удмуртского этноса, т.е. угро-самодийцы принимали участие в этноге­незе удмуртов, а также приняли участие в этническом взаимодействии с бул­гарами-татарами. Проживание отдельных племен угро-самодийцев подтвер­ждается и данными археологических раскопок как прежних лет, так и произ­веденных с 1991 года по настоящее время на Елабужском городище. Таким образом, территория Елабужского района до появления булгаро-та-тарского (примерно с X века) и русского (в ХУ1-Х\ТП вв.) населения в древно­сти была заселена древнепермскими (в основном удмуртскими) и частично угро-самодийским племенами. Последние, надо полагать, вошли в состав (как об этом было сказано выше) древних удмуртов и принимали участие в форми­ровании топонимической системы Елабужского района.Литература: Арсланов Л.Ш., Ахатова З.Ф. Топонимические параллели как источник по истории заселения края (на материале бывшей Вятской губернии) // Вятская земля в прошлом и настоящем (к 500-летию вхождения в состав Российского государства). Тезисы докладов и сообщений к научной конференции. Киров. 1989; Арсланов Л.Ш. Марийский пласт в топонимии Елабужского района Та­тарской АССР // Советское финно-угроведение. №2. Таллин, 1987; Арсланов Л.Ш., Корепанов К.И. Археология и топонимия Елабужского края. Елабуга, 1991. Березин Н. Булгары на Волге. Казань, 1832. Чернышев Е.И. Селения Казанского ханства (по писцовым книгам) // Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. Казань, 1971. Гарипова Ф.Г. Татарстан гидронимнары сузлеге. Казан, 1984. Материалы по статистике Вятской губернии. Елабужский уезд. Том VI, вып.2. Вятка, 1889. Чернышев Е.И. Селения Казанского ханства (по писцовым книгам) // Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. Казань, 1971. Саттаров Г.Ф. Татарстан АССРнын антропотопонимнары. Казан, 1973. Бурганова Н.Б. К вопросу о формировании землеДельческой лексики в татарском языке // Лексика и стилистика татарского языка. Казань 1982. Гарипова Ф.Г. Этнолингвистические пласты в гидронимии Заказанья // Источниковедение и история тюркских языков. Казань, 1978. Атаманов М.Г. Ойконимы Граховского района Удмуртской АССР // Оно­мастика Поволжья. Вып 4. Саранск, 1976. Галкин И.С. Топонимика Марийского края в связи с вопросом проис­хождения марийского народа // Научная сессия по этногенезу марийского на­рода (тезисы докладов и сообщений). Йошкар-Ола, 1965. Вершинин В.И. О некоторых марийских ойконимах Прикамья // Вопросы марийской ономастики. Вып.7. Йошкар-Ола, 1990. Саттаров Г.Ф. Этнонимы в топонимии и антропонимии Татарии // Ис­следования по татарскому языку. Казань, 1977. Удмуртско-русский словарь. М., «Русский язык», 1983. Кривощекова-Гантман А.С. Откуда эти названия? Пермь, 1973. Туркин А.И. Структурно-словообразовательный анализ коми топонимов // Советское финно-угроведение. №4. Таллин, 1980. 17 Удмуртско-русский словарь. М., «Русский словарь», 1983. Атаманов М.Г. Микротопонимы удмуртов // Микротопонимы удмуртов и их отражение в топонимии. Ижевск, 1980. Галкин И.С. Кто и почему так назвал? Йошкар-Ола, 1991. Туркин А.И. Топонимический словарь Коми АССР. Сыктывкар, 1986. Атаманов М.Г. Удмуртские топонимы бассейна Вятки // Советское фин­но-угроведение. № 2. Таллин, 1983. Аксенова О.П. Коми-пермяцкие географические термины и их функци­онирование в топонимии Верхнего Прикамья. Канд. дисс. Ижевск, 1996. Афанасьев А.П. Топонимия Республики Коми. Сыктывкар, 1996. Атаманов М.Г. Удмуртская ономастика. Ижевск, 1988. Атаманов М.Г. Об угорских названиях в удмуртской топонимии // Про­блемы изучения древней истории Удмуртии. Ижевск, 1987. Серебренников Б. А. К проблеме этнической принадлежности древнегонаселения Вычегды (по данным гидронимики) // Вопросы финно-угорскогоязыкознания. М., 1966. Тепляшина Т.Н. Еще раз о топоформанте -ым/-им // Ономастика. М.,1969. Атаманов М.Г. Об угорских названиях в удмуртской топонимии // Про­блемы изучения древней истории Удмуртии. Ижевск, 1987. Материалы по статистике Вятской губернии. Т. VI, вып. 2. Вятка, 1889. Лыткин В.И., Гуляев Е.И. Краткий этимологический словарь коми язы­ка. М.: Наука, 1970. Туркин А. И. Топонимика и история языка // Советское финно-угроведение. № 3. Таллин, 1983. Хелимский Е.А. Селькупские заимствования в русских диалектах // Со­ветское финно-угроведение. №3. Таллин, 1983