Торговые пути между Россией и Китаем и потоки древесины Спрос на российскую древесину в северо-восточной Азии будет увеличиваться на протяжении следующих десяти лет. Это объясняется тем, что, например, к 2025 г. Китай может столкнуться с дефицитом древесины равным 200 000 000 м3 в год. Следовательно, чтобы удовлетворить эти потребности,
Китай обратил свое внимание на богатый лесом север России, который в настоящее время является единственным и самым крупным поставщиком круглого леса в Китай. Защитники окружающей среды опасаются, что в планы Китая входит не только импорт больших объемов бревен из России для удовлетворения своих собственных нужд, но и модернизация своей огромной лесоперерабатывающей
промышленности на северо-востоке Китая и дальнейший экспорт пиломатериалов, изготовленных из российских бревен в Японию, Тайвань и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Эти опасения могут оправдаться, судя по числу новых деревоперерабатывающих предприятий в китайской провинции Хейлунцзян, среди которых Наха Вуд, Ланчиан Вуд, Муданцзян Форест Вуд, Сан Ган Линг и Цин Йан Вуд – все вместе они способны перерабатывать 600 000
м3 древесины ежегодно. За последние 5-6 лет появилось более 2 000 000 новых рабочих мест в перерабатывающей промышленности благодаря поставкам круглого леса из приграничных лесов Сибири и Дальнего Востока. Таблица 1. Процентное соотношение импорта круглого леса из России к общему импорту бревен в Китай Наименование 2000 Импорт бревен из России м3 357,788 529,374 949,324 1,591,272 4,304,946 5,930,938
Общий объем импорта бревен м3 2,582,601 3,185,483 4,470,669 4,823,042 10,135,683 13,611,746 Российские бревна 43.57 Граница между Китаем и Россией составляет примерно 1 000 километров – с юго-востока Приморского края на Дальнем Востоке до Читинской области и Алтайского края в Восточной Сибири. На всей ее протяженности существуют десятки путей для осуществления
экспорта бревен в Китай железнодорожным транспортом и лесовозами. Местные жители отмечают почти полное отсутствие должного мониторинга или официального контроля над этой торговлей. Некоторые китайские компании пошли дальше простой торговли и теперь напрямую осуществляют инвестиции в лесозаготовительные операции в регионе Дальнего Востока и Сибири. Такого рода деятельность не ограничивается только областями, напрямую граничащими
с Китаем, но также распространяется на запад вдоль монгольской границы через юг Сибири и даже захватывает Казахстан. За последние годы путь из России в Монголию через Наушки – Сухе – Баатар в Республике Бурятия стал одним из трех главных пунктов для осуществления поставок древесины из Сибири и Дальнего Востока в Китай. Этот путь пересекает
Монголию и вступает в Китай в Эрлианхоте, расположенном во провинции Внутренняя Монголия. Чиновники из Алтайского края недавно заключили договор с Китаем на бартер российской древесины за китайский хлопок, и они помышляют сдавать в аренду дополнительные леса для заготовки леса Китаем. Было предложено строительство дороги, чтобы содействовать этому обмену, что сделает доступными для рубки и других форм заготовки ресурсов огромные области девственных лесов.
Учитывая большое стремление Китая получать древесину из России и недостаток эффективного контроля со стороны России за заготовкой леса, такого рода инвестирование может привести к крупномасштабной деградации лесов. Судя по правительственным документам, свидетельствам чиновников и представителей промышленности, китайские предприниматели настроены решительно, и они продвигаются все дальше вглубь
России, при этом многие из них работают нелегально. В письме к Наздратенко, губернатору Приморского края, Российская федеральная иммиграционная служба сообщала После проведения проверки мы обнаружили, что в Лесозаводском и Дальнереченском районах края оптовой закупкой древесины и экспортом в
Китай занимается 71 гражданин Китая. Они приезжают в Россию, имея бизнес-паспорт серии S, сами организуют экспертную оценку качества и ценности древесины и сопровождают ее обратно в Китай. Все это продолжается, несмотря на то, что права работать в России у них нет. 21 апреля 1999 Такая реакция российского правительства может объясняться общей обеспокоенностью России в отношении коммерческой деятельности китайцев на русской земле, а также в отношении все большего
участия китайских фирм в рубке и экспорте древесины с лучших участков. Оптовые склады древесины в Лучегорске, Дальнереченске, Лесозаводске, Уссурийске, Находке и Дальнегорске городах Приморского края, а также в Хабаровском крае, Еврейской автономной области, Амурской и Читинской областях контролируются китайцами.
Многие китайские экспортные фирмы числятся под вымышленными названиями, что позволяет им скрывать финансовые операции. По словам Александра Фоменко, чиновника высокого уровня Дальневосточного регионального управления по борьбе с организованной преступностью РУБОП, у них уже имеется большое количество данных и документов, подтверждающих контроль над лесозаготовительными операциями со стороны китайских мафиозных групп называемых триады с другой стороны цепь поставок связана
с японской мафией, называемой якудза. Согласно еще одной модели нелегального экспорта высококачественная древесина маркируется как бревна для производства целлюлозы с целью снижения официальной контрактной стоимости. Целью этой стратегии является сокрытие доходов компании с русской стороны, тем самым они получают снижение налога на доходы, которые компания обязана платить России. С китайской стороны импортер или оптовик может отказаться от древесины из-за плохого качества,
вынуждая российского поставщика продавать ее как бревна на целлюлозу, добиваясь снижения ее стоимости. При дальнейшей же сортировке в Китае бревна маркируются как высококачественные. Такого рода практика приносит еще больший доход при экспорте бревен твердолиственных пород – ясеня и дуба как более ценных. Путь экспортной древесины в Китай лежит, главным образом, по Китайской восточной дороге, которая напрямую проходит через
Манчжурию от пункта на границе с Восточной Сибирью – Забайкальска до Манжоули в Китае. Второй маршрут пролегает от пункта Наушки в республике Бурятия через Монголию до Эрлианхота. Третий маршрут проходит лишь в 100 км от Уссурийска, ставшего центром российско-китайской торговли, от Гродеково город Пограничное в Приморском крае до
Китайского города Суйфенхе. Официальная статистика говорит, что по этому третьему маршруту проходит 55 всей международной торговли между провинцией Хейлонгйанг и Россией. Вместе эти маршруты обеспечивают доставку 95 всей официально экспортируемой из Китая в Россию древесины. Объемы, перевозимые по этим маршрутам, значительно увеличились в последние годы под влиянием китайской программы охраны своих лесов.
Таблица 2. Динамика доставки древесины из Сибири и Дальнего Востока в Китай по основным маршрутам 1996 1999 2000 увеличение Забайкальск-Манжоули 146,838 м3 1,783,570 м3 2,070,000 м3 1417 Наушки- Эрлианхот 11,778 м3 933,569 м3 1,511,000 м3 12805 Пограничное- Суйфенхе 272,324 м3 1,341,380 м3 2,037,000 м3 749
За последние несколько лет еще на трех маршрутах, проходящих через реку Амур, обозначилось значительное увеличение экспорта древесины. Первый маршрут – из Благовещенска Амурская область до Хейхе. Объем перевозок возрос с нулевого в 1997 г. до почти 100 000 м3 в 2000 г. Хотя в этом месте нет ни моста, ни даже железнодорожного парома через
Амур, торговля на границе идет очень бойко, так как есть жд дорога между Хейхе и городом Квикихар, в котором местная таможня зарегистрировала значительную часть этого потока древесины 37 446 м3в 2000 г. В 1999 г. в Хейхе был создан рынок по торговле древесиной Сино-Россия для содействия все возрастающему импорту бревен. Его площадь составляет 17 га – самую большую для рынка по торговле древесиной вдоль 4 000 км границы
между двумя странами. Еще один развивающийся пограничный пункт по торговле круглым лесом расположен в городе Ленинское Еврейская автономная область ЕАО с Российской стороны, а с Китайской имеются две отдельные таможни. Через одну из них – в Тонгйанге – в 2000 г. прошло 41 955 м3 древесины, через другую – в Фуйине – 3 267м3. Как и в Хейхе, в этих двух городах имеется железная дорога, связывающая их с другими
центрами провинции Хейлонгйянг, что, очевидно, и определяет их быстрый рост за счет древесины из богатых лесом нетронутых территорий Амурской области. Таким образом, эта провинция ближе всех раположена к зарубежному рынку круглого леса, включая твердолиственные породы 2 731 м3 в 1999 г. и около 500 м3 в 2000 г. Последний сравнительно большой поток российского круглого леса проходит по торговому пути между Хабаровском в России и Фуйаном в Китае. Хабаровск является вторым самым большим городом на
Дальнем Востоке с населением около 700 000 человек и административным центром главной деревозаготовительной территории более 5 000 000 м3 в 1999 г На расстоянии 150 км от пограничной реки начинается китайская железная дорога, которая содействовала развитию этой территории и увеличению импорта древесины с 6 568 м3 в 1999 г. до 42 000 м3 в 2000 г. Остальные торговые пути подвергаются серьезному изучению в реальных условиях, поскольку над ними почти нет никакого государственного контроля и, как сообщается, через них
осуществляются всякого рода незаконные операции. Приведенная ниже таблица показывает, что импорт древесины из России в Китай, в особенности импорт круглого леса, увеличился в более чем 15 раз за последние 6 лет, с 357 788 м3 в 1995 г. до 5 930 938 м3 в 2000 г. Среднее увеличение за год составило 75,35. Следует отметить, что общий импорт древесины в Китай также растет, но доля импорта из России увеличивается быстрее, чем импорт вообще.
В целом процент импорта бревен из России увеличился с 13,85 в 1995 г. до 43,57 в 2000 г. Основными экспортными видами из России в Китай являются два вида хвойных пород лиственница по китайской классификации larix и сосна монгольская обыкновенная, а также ряд видов сосны включая сосну корейскую, высокоценный вид Дальнего Востока, рубка которого ограничена по закону. Из лиственных пород дуб и береза beech – в китайской транскрипции являются главными официальными породами,
которые Китай импортирует из России. Они имеют идентификационный номер международной таможенной кодовой системы. К сожалению, по этой системе ясень помещен в разряд другие лиственные, что значительно осложняет анализ, тем более, что ясень является самым популярным объектом для заготовителей, ведущих незаконные рубки. Таблица 3. Тенденции экспорта круглого леса из России в Китай по сухопутным торговым путям Провинция
ТаможняМаршрут Китай Россия 1995 1996 1997 1998 1999 2000 Круглый лес ВнутренняяМонголия МанжоулиЗабайкальск 116,462 146,838 381,663 665,141 1,783,570 2,070,000 Эрлианхот Наушки 2,717 11,778 118,903 260,480 933,569 1,511,000 Ксиньянг Урумчи Казах 0 0 0 192 4,245 Хилин Хунчун Kраскино 55 610 0 1,404 11,012 8,573 Хейлонгйянг СуйфенхеГродеково –
272,324 381,328 560,959 1,341,380 2,037,000 Шоссе-Пограничный 542 8260 Хейхе Квикихар Благовещенск – 1,923 0 3,459 98,675 91,001 Ксунке Поярково 599 735 559 Хиайин Пашково 341 118 Луобей Амурзет-EAO 705 299 Фухин Ленинское 1,610 2,373 3,267 Toнгйянг Ленинское 17,050 13,567 10,293 25,713 44,103
Фуйуан Хабаровск 6,568 41,955 РаохеБикин 630 152 1,020 Хулин Maрково 17,209 4,747 2,017 1,632 14 Misшан Tuрий Рог 4,135 267 216 1,016 Донгнинг Полтавка 8,158 8,513 5,798 16,485 7,479 Всего 119,234 480,025 909,618 1,512,494 4,235,631 5,930,938 Пиломатериалы Ксунке 47 Тонгйянг 174 230 79 Фуйуан 110
Раохе 700 6 Хулин 142 100 1,164 1,590 Mишан 32 157 Донгнинг 100 378 2,638 1,453 Помимо всех вышеназванных торговых путей, включая два непрямых, Китай также импортирует некоторый объем древесины из России по морским торговым путям. Главным образом, экспортная древесина отправляется из таких портов, как Ванино-Совгавань, Находка, Владивосток, Посйет,
Де-Кастри и других. Во всех портах имеется большое число старых и вновь построенных терминалов для перевозки древесины. Можно суммировать весь проходящий через эти порты поток древесины в следующей таблице. Она поможет в проведении всестороннего анализа рынка древесины в Китае и ведущейся им торговли. Таблица 4. Импорт древесины Китаем из России береговой таможней перевозка, м3 Наименование товараТаможенный пункт 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Бревна Дальян 10,134 4,786 11,298 10,682 27,820 21,054 Tианйин 26,015 27,596 18,526 30,063 3,698 4,949 Квингдао 3,679 6,645 11,693 Нанйинг 8,354 Шангхай 8,126 10,417 6,297 24,115 27,996 26,347 Фузхоу 4,930 8,969 Шантоу 5,321 Хуангпу Гуангжоу 4,366 2,583 40 6,052 5,206 Гуангжоу 865 3,545 1,045 Итог с береговой таможни 52,320 51,177 39,706 65,905 77,532 86,572
Общий итог 357,788 529,374 949,324 1,592,272 4,304,946 5,930,938 Процент импорта с береговой таможни 14.62 9.67 4.18 4.14 1.80 1.46 Пиломатериалы Дальян 120 175 2,304 7,178 Тианйин 3,036 835 84 330 599 Вкингдао 117 Шангхай 30 141 497 Шенжен 25 Хуангпу Гуангжоу 32 Гуангжоу 12 Итог с береговой таможни 117 3,036 955 301 2,832 8,274
Общий итог 17,635 10,613 11,341 12,518 95,253 165,446 Процент импорта с береговой таможни 0.66 28.61 8.42 2.40 2.97 5.00