«бухгалтеру на заметку» Упрощенная система налогообложения содержание

«БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ»Упрощенная система налогообложенияСОДЕРЖАНИЕ Введение специального налогового режима для субъектов малого предпринимательства – упрощенная система налогообложения 3Глава I. Содержание упрощенной системы налогообложения 3Глава II. Налогоплательщики 12 1. Налогоплательщики-организации 13 2. Налогоплательщики – индивидуальные предприниматели 20 3. Определение статуса налогоплательщика при осуществлениидеятельности в особых условиях хозяйствования 22Глава III. Возникновение и прекращение действия упрощенной системы налогообложения 26 1. Переход на упрощенную систему налогообложения 26 2. Прекращение действия упрощенной системы налогообложения 32Глава IV. Объект налогообложения 35 1. Объект налогообложения 35 2. Порядок определения доходов 36 3. Порядок определения расходов 58Глава V. Порядок признания доходов и расходов 95 1. Порядок признания доходов 96 2. Порядок признания расходов 96Глава VI. Порядок исчисления и уплаты налога 100 1. Налоговый (отчетный) период 100 2. Налоговая база 101 3. Налоговые ставки 102 4. Порядок исчисления и уплаты налога 102 5. Зачисление сумм налога 103 6. Налоговая декларация 104 7. Налоговый учет 104Глава VII. Особенности исчисления налоговой базы при смене налоговых режимов 105 1. Особенности исчисления налоговой базы при переходе с общего режима налогообложения на упрощенную систему 105 2. Особенности исчисления налоговой базы при переходе с упрощенной системы налогообложения на общий режим 107 ^ Центр поддержки и развития предпринимательства Министерства экономического развития Челябинской областиАдрес: 454091, г. Челябинск, пр. Ленина, 57, ком. 420Телефон: (351) 264-70-22Факс: (351) 263-30-44Электронная почта: [email protected]Интернет: www.chelbiznes.ru^ Введение специального налогового режима для субъектов малого предпринимательства – упрощенная система налогообложения С 1 января 2003 года применение специального налогового режима – упрощенная система налогообложения осуществляется в соответствии с главой 26.2 “Упрощенная система налогообложения” Налогового кодекса РФ. Данная глава была принята Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах”. Федеральными законами от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ “Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан” и 31 декабря 2002 г. N 191-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ” были внесены первые изменения и дополнения, которые вступили в силу с 1 января 2003 года. Для применения положений главы 26.2 Налогового кодекса РФ контролирующими органами были утверждены следующие документы: – Форму налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и порядка ее заполнения (приказ Минфина РФ от 17 января 2006 г. N 7н); – Формы документов для применения упрощенной системы налогообложения (приказ МНС РФ от 19.09.2002 г. N ВГ-3-22/495); – Форму книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и порядок ее заполнения (приказ МНС РФ от 30 декабря 2005 г. N 167н); Признаны утратившими силу методические рекомендации по применению главы 26.2 “Упрощенная система налогообложения” Налогового кодекса РФ (приказ МНС РФ от 10.12.2002 г. N БГ-3-22/706). Указанные методические рекомендации никогда не являлись нормативными актами. Вместе с тем, в отдельных случаях они содержали разъяснения по наиболее узким вопросам налогообложения. В связи с этим, мы находим возможным использование данных рекомендаций в качестве методических пособий в части не противоречащей действующему законодательству о налогах и сборах. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ данные специальные налоговые режимы вводятся в действие с 1 января 2003 года. При этом необходимо отметить следующие положения. В отношении упрощенной системы налогообложения гл. 26.2 Налогового кодекса РФ применялась уже в 2002 году, например, в части подачи заявления и процедуры перевода на новую упрощенную систему. Данное положение не противоречит порядку вступления в силу новых глав Налогового кодекса РФ, так как они вступают в силу с 30 августа 2002 г. Рассмотрению упрощенной системы налогообложения посвящено настоящее издание.^ Глава I. Содержание упрощенной системы налогообложения Упрощенная система налогообложения является разновидностью специальных налоговых режимов, к которым также относится система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, единого сельскохозяйственного налога, специальная система налогообложения участников соглашений о разделе продукции, налогообложение игорного бизнеса.^ Упрощенная система налогообложения – это такая система уплаты налогов, при которой обязанность по уплате четырех основных налогов заменяется уплатой одного налога, а все остальные, установленные для них обязанности (налоговые, страховые, бухгалтерские, статистические) выполняются в общем порядке. Основными признаками упрощенной системы являются следующие положения. 1. Упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах. Указанное означает, что субъекты упрощенной системы уплачивают вместо налога на прибыль (доход – для индивидуальных предпринимателей), налога на добавленную стоимость, исчисляемого по внутренним операциям (при реализации, передаче для собственных нужд, выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления), налога на имущество, единого социального налога один единый налог. При этом сохраняется обязанность по уплате всех иных налогов и сборов, подлежащих уплате в общем порядке, в том числе НДС по товарам, при их ввозе на таможенную территорию РФ. Помимо этого, особый случай возникает также в отношении налога на добавленную стоимость. Согласно п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ сумма налога на добавленную стоимость подлежит уплате в бюджет лицами, не являющимися налогоплательщиками, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг). Суммы налога, уплаченные поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг), к вычету не принимаются. Исходя из анализа указанной нормы, следует, что если организация или индивидуальный предприниматель, применяющие упрощенную систему налогообложения, выставит своему покупателю счет-фактуру с указанием НДС, то он(а) будет обязан(а) уплатить указанную сумму в бюджет. В данном случае организации или индивидуальные предприниматели по своему статусу не являются ни налогоплательщиками, ни налоговыми агентами по НДС. Вместе с тем, в силу прямого указания в Налоговом кодексе РФ, данные субъекты обязаны уплачивать в бюджет сумму незаконно взысканного со своих покупателей налога. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.03.2002 г. по делу N А05-11373/01-609/22. ЗАО “ВС” обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к ИМНС РФ по городу Архангельску о признании недействительным пункта 2.2 акта проверки и требования в части уплаты НДС, пеней за его несвоевременную уплату и штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ. Решением суда от 11.12.2001 в части признания недействительным пункта 2.2 акта проверки производство по делу прекращено. В удовлетворении остальной части иска отказано. Постановлением апелляционной инстанции от 23.01.2002 решение суда от 11.12.2001 отменено в части отказа в иске. Требование в части уплаты НДС, пеней за его несвоевременную уплату и штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ признано недействительным. В остальной части решение суда оставлено без изменения. При рассмотрении дела в кассационной инстанции было установлено следующее. ЗАО “ВС” является субъектом малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” от 14.06.95 N 88-ФЗ, применяет упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности на основании Федерального закона “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” от 29.12.95 N 222-ФЗ. При проверке выявлено, что истец в проверяемый период выделил налог на добавленную стоимость в договорах, сметах, счетах-фактурах. При оплате выполненных работ и предоплате покупателями в счет выполнения работ налог на добавленную стоимость выделен в платежных документах. Суд первой инстанции отказал обществу в иске в части признания недействительным требования налоговой инспекции. При этом суд сослался на положения статьи 1 Закона N 222-ФЗ и признал, что на предпринимательскую деятельность субъектов малого предпринимательства с момента их перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности не распространяется общая система налогообложения, элементом которой является налог на добавленную стоимость. Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил иск в части признания недействительным требования об уплате, в том числе налога на добавленную стоимость, пеней за его несвоевременную уплату и штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ. Кассационная инстанция считает выводы суда апелляционной инстанции ошибочными. Согласно пункту 1 статьи 1 Закона N 222-ФЗ упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства – организаций и индивидуальных предпринимателей – применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством РФ. Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие этого федерального закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Суд первой инстанции правомерно указал, что на предпринимательскую деятельность субъектов малого предпринимательства с момента их перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности не распространяется общая система налогообложения, элементом которой является налог на добавленную стоимость. Таким образом, предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Правомерен вывод налогового органа о том, что истец, не являясь плательщиком налога на добавленную стоимость, был не вправе увеличивать продажную цену товара на величину налога на добавленную стоимость и получать его от покупателя, а полученная сумма налога подлежала немедленному перечислению в бюджет, поскольку она не является собственностью истца и у него отсутствовали основания пользоваться ею. При таких обстоятельствах следует признать, что налоговая инспекция правомерно доначислила истцу налог на добавленную стоимость и пени. Вместе с тем кассационная инстанция считает, что истец неправомерно привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, так как к налоговой ответственности на основании указанной нормы могут быть привлечены налогоплательщики, обязанные уплачивать соответствующие налоги, но не исполнившие эту обязанность. Кассационная инстанция считает, что общество не является плательщиком налога на добавленную стоимость, освобождено от исполнения обязанностей, установленных для этих лиц, и не может быть привлечено к налоговой ответственности по ст. 122 Налогового кодекса РФ. Поэтому истец, незаконно получивший налог на добавленную стоимость от покупателя, был обязан перечислить этот налог в бюджет. Таким образом, на основе рассмотренного дела можно сделать следующие выводы. Если организация или индивидуальный предприниматель, применяющие упрощенную систему налогообложения, выставляет своему покупателю счет-фактуру с указанием НДС и не уплачивает данную сумму налога в бюджет, то с него взыскивается указанная сумма налога и соответствующая сумма пени. Взыскание штрафа по ст. 122 Налогового кодекса РФ в данном случае неправомерно. При этом не имеет значения, по какой причине счета-фактуры выставляются с НДС (умышленно или ошибочно). Так, при рассмотрении другого дела (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-западного округа от 21.05.2002 г. по делу N А05-12547/01-692/18) было установлено, что организация ошибочно выделяла в счетах-фактурах суммы НДС, однако суд разрешил данный спор в аналогичном порядке. Вместе с тем, по нашему мнению, взыскание пени в данном случае также неправомерно. Во-первых, согласно п. 1 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки. Однако, как уже было рассмотрено ранее, рассматриваемые организации и индивидуальные предприниматели не являются ни налогоплательщиками, ни налоговыми агентами. Во-вторых, согласно п. 3 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Срок уплаты в данном случае также не определен. Так, в п. 4 ст. 174 Налогового кодекса РФ установлено, что указанные субъекты уплачивают НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом по НДС применяются два налоговых периода (месяц или квартал). Определение того или иного налогового периода не для налогоплательщиков в Налоговом кодексе РФ не предусмотрено. Таким образом, по нашему мнению, взыскание пени не с налогоплательщика и не с налогового агента, а также при отсутствии определенного законодательством срока уплаты налога не обосновано. 2. Переход на упрощенную систему налогообложения является добровольным. Это означает, что никто не может быть заставлен в принудительном порядке перейти на упрощенную систему налогообложения. Вместе с тем, правом на переход к упрощенной системе налогообложения обладают лишь те субъекты (претенденты), которые выполняют установленные для них гл. 26.2 Налогового кодекса РФ условия. 3. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 15 декабря N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в РФ” плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование являются две категории субъектов: 1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: – организации; – индивидуальные предприниматели; 2) индивидуальные предприниматели. При этом необходимо отметить, что если индивидуальный предприниматель одновременно относится к обеим категориям плательщиков, то исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию отдельно. В этом случае индивидуальный предприниматель уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование как в отношении, например, наемных рабочих, так и в отношении себя. Согласно ст. 10 Федерального закона от 15 декабря N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в РФ” объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (ЕСН), установленные гл. 24 “Единый социальный налог” Налогового кодекса РФ. Объект налогообложения и налоговая база по ЕСН установлены в ст. 236 и ст. 237 Налогового кодекса РФ. При этом в ст. 237 Налогового кодекса РФ указано, что при формировании налоговой базы не учитываются суммы, указанные в ст. 238 Налогового кодекса РФ. Следовательно, при определении выплат, которые подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, необходимо руководствоваться ст.ст. 236, 237, 238 Налогового кодекса РФ. Статья 239 Налогового кодекса РФ, устанавливающая налоговые льготы для ЕСН, в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не применяется. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.10.2004 г. по делу N А56-5301/04. Исходя из Закона N 167-ФЗ и принятого позднее Федерального закона от 31.12.01 N 198-ФЗ “О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах”, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются составной частью единого социального налога. Часть этого налога, зачислявшаяся ранее в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляется в федеральный бюджет и предназначается для выплаты базовой части трудовой пенсии. Согласно статье 3 Закона N 167-ФЗ страховые взносы определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете. Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку Законом N 167-ФЗ предусмотрена иная природа этих обязательных платежей, то на них не распространяются положения статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, платежи на обязательное пенсионное страхование организация должна вносить в полном объеме. 4. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” страхователями (лицами, обязанными уплачивать страховые взносы) являются – юридические лица либо физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат: – физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем; – физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. 5. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, исполняют обязанности налоговых агентов, в общеустановленном порядке. В соответствии со ст. 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами являются организации и индивидуальные предприниматели, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. При этом налоговые агенты обязаны: 1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты соответствующие налоги; 2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика; 3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику; 4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. В настоящий момент Налоговый кодекс предусматривает обязанности налоговых агентов по четырем налогам: по налогу на прибыль, по налогу на доходы физических лиц, по налогу на добавленную стоимость, по налогу с продаж. По налогу на прибыль в соответствии со ст. 287 Налогового кодекса РФ российская организация признается налоговым агентом в случае выплаты дохода иностранной организации, в случае выплаты дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (в установленных случаях). По налогу на доходы физических лиц согласно ст. 226 Налогового кодекса РФ российские организации и индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик (физическое лицо) получил доходы, подлежащие налогообложению у источника выплаты, признаются налоговыми агентами. При этом исчисление сумм и уплата налога налоговыми агентами производятся в отношении любых доходов, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст.ст. 214.1, 227 и 228 Налогового кодекса РФ. При исчислении и удержании налога на доходы физических лиц субъектам, применяющим упрощенную систему налогообложения, необходимо учитывать следующие особенности. Во-первых, некоторые выплаты физическим лицам не облагаются налогом только, если они осуществляются за счет средств оставшихся после уплаты налога на прибыль. Данное положение касается сумм, указанных в п.п. 9-10 ст. 217 Налогового кодекса РФ. Так, например, не облагаются налогом на доходы физических лиц суммы, уплаченные работодателями, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций, за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей. Проблема в данном случае состоит в том, что лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, налог на прибыль не уплачивают. По мнению налоговых органов, указанные лица не имеют права применять вышеназванные льготы, либо применяют их, если они до перехода на упрощенную систему налогообложения уплачивали налог на прибыль и у них остались средства после налогообложения. В частности, в письме УМНС РФ по г. Москве от 16.06.2004 г. N 21-09/40248 разъясняется, что пунктом 10 статьи 217 НК РФ предусмотрена фактическая уплата налога на прибыль. Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, согласно пункту 2 статьи 346.11 плательщиком налога на прибыль не является. В результате организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, могут учитывать упомянутую льготу при определении НДФЛ работников только в отношении средств, выплачиваемых за счет прибыли, которая получена до перехода на упрощенную систему налогообложения. Однако, по нашему мнению, данная позиция не соответствуют действующим принципам налогообложения. Согласно ст. 3 Налогового кодекса РФ налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Следовательно, предоставление права использования вышеупомянутой льготы только физическим лицам, являющимся работниками организаций, уплачивающих налог на прибыль организаций, неправомерно. Более того, из смысла п.п. 9-10 ст. 217 Налогового кодекса РФ следует, что целью данных льгот является освобождение от налогообложения средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после налогообложения. Постановления ФАС Уральского округа от 25.02.2003 по делу N Ф09-312/02-АК. В соответствии с п. 9 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые: за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций; за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Судом первой и апелляционной инстанций установлено, что компенсация путевок осуществлялась коллегией за счет имеющихся в ее распоряжении средств, при этом также правомерно применил п. 7 ст. 3 НК РФ, указав, что для целей применения рассматриваемого налогового вычета не имеет значения тот факт, что истец не является плательщиком налога на прибыль. Во-вторых, выплата дивидендов осуществляется за счет чистой прибыли общества, определяемой по правилам бухгалтерского учета, а также при выполнении иных условий, предусмотренных гражданским законодательством. Специфика состоит в том, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от обязанности по ведению бухгалтерского учета. В связи с этим, таким организациям при осуществлении выплаты дивидендов физическим лицам (а также юридическим лицам) необходимо обеспечить ведение бухгалтерского учета, позволяющего правильно сформировать источник для выплаты дивидендов. В письме Минфина РФ от 11.03.2004 г. N 04-02-05/3/19 “О порядке расчета чистой прибыли организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения” также сказано, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и выплачивающие доходы в виде дивидендов другим организациям, должны определять чистую прибыль и стоимость чистых активов в соответствии с правилами бухгалтерского учета. По налогу на добавленную стоимость в соответствии со ст. 161 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются: – организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков; – арендаторы (организации и индивидуальные предприниматели) федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества, предоставляемого в аренду органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления; – организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию на территории РФ конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству. 6. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, применяют действующий порядок ведения кассовых операций и порядок применения ККМ. Порядок ведения кассовых операций в РФ утвержден решением Совета Директоров Центрального Банка России 22 сентября 1993 г. N 40 (доведено письмом ЦБР от 04.10.1993 г. N 18). В соответствии с указанным документом порядок ведения кассовых операций применяется всеми предприятиями на территории РФ (за исключением банков, учреждений и предприятий Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи РФ и др.). В соответствии с п. 4 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, также должны применять действующий порядок ведения кассовых операций. Вместе с тем, такого порядка для них установлено не было. Следовательно, например, обязанность по ведению кассовой книги для них не установлена. По данному вопросу в письме МНС РФ от 15.09.2004 г. N 33-0-11/581 разъяснено следующее: “Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (в том числе ведения кассовой книги), утвержденный решением Совета Директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40, предусмотрен только для предприятий, объединений, организаций и учреждений независимо от их организационно-правовых форм и сферы деятельности. Данный порядок регулируется исключительно Банком России. Таким образом, для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, законодательно установлено ведение налогового учета показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов (для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения); ведение кассовой книги для них не предусмотрено. Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. При нарушении порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, привлечение их к административной ответственности возможно как должностных лиц по нормам статьи 15.1 КоАП РФ”. Законом РФ от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт” установлен порядок применения ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением. Положения указанного закона распространяют свое действие на организации и индивидуальных предпринимателей. При этом никаких особенностей для субъектов упрощенной системы налогообложения данный закон не содержит. Следовательно, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны соблюдать установленный порядок применения ККМ. 7. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны соблюдать порядок представления статистической отчетности. Положение о порядке предоставления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, утверждено постановлением Госкомстата РФ от 15.07.2002 г. N 154. 8. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, выполняют требования законодательства о бухгалтерском учете в ограниченном объеме. В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” (в ред. ФЗ от 31.12.2002 г. N 191-ФЗ) организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов. Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете. По вопросу ведения бухгалтерского учета отдельными организациями необходимо отметить следующую особенность. Ведение бухгалтерского учета для отдельных организаций обусловлено одновременно двумя самостоятельными обязанностями. Первая обязанность по ведению бухгалтерского учета предусмотрена для осуществления контроля со стороны государственных органов, в том числе налоговых органов. От исполнения данной обязанности организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены (за исключением учета основных средств и нематериальных активов). Вторая обязанность по ведению бухгалтерского учета предусмотрена для соблюдения прав акционеров. Так, например, в Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ “Об акционерных обществах” по данным бухгалтерского учета оценивается стоимость чистых активов, определяется размер крупной сделки, к компетенции общего собрания относится утверждение годового бухгалтерского отчета и другое. Более того, согласно ст. 88 указанного выше закона общество обязано вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность. Следовательно, если акционеры общества требуют ведения бухгалтерского учета, то организация должна выполнить данное требование. Таким образом, организация вправе вести бухгалтерский учет для выполнения требований Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ “Об акционерных обществах” (в том числе для выплаты дивидендов). При этом следует отметить, что поскольку первая обязанность отменена, то бухгалтерская отчетность указанными организациями в налоговые органы не предоставляется. Среди всех перечисленных условий применения упрощенной системы налогообложения наиболее актуальным является вопрос о замене четырех основных налогов. Так, в отношении организаций применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты: 1) налога на прибыль организаций; 2) налога на добавленную стоимость по внутренним операциям; 3) налога на имущество организаций; 4) единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Налог на прибыль организаций взимается в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ. Налог на добавленную стоимость с организаций взимается в соответствии с гл. 21 Налогового кодекса РФ. В отношении данного налога применение упрощенной системы налогообложения освобождает от уплаты НДС при совершении следующих операций: – при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ; – при передаче на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету – при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, являются налогоплательщиками НДС, подлежащего уплате при ввозе товар^ Глава II. Налогоплательщики Глава 26.2 Налогового кодекса РФ регулирует две группы отношений: 1) отношения между налогоплательщиками и налоговыми органами; 2) отношения между лицами, изъявившими желание перейти на упрощенную систему налогообложения, и налоговыми органами. Первая группа отношений возникает по поводу исчисления и уплаты единого налога, а вторая – по поводу прохождения процедуры перехода на упрощенную систему налогооблож