Западноевропейская культура эпохи Просвещения

2

План

Западноевропейская культура эпохи Просвещения 3

Главные ценности эпохи Просвещения 3

Особенности Просвещения в странах Европы 7

Английское и Шотландское Просвещение 7

Французское Просвещение 11

Просвещение в Германии 13

Русское Просвещение 16

Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия 19

Культ природы 19

Направления европейского искусства 20

Живопись и скульптура 21

Театр 23

Литература 25

Музыка 27

Западноевропейская культура эпохи Просвещения

Особое место этой эпохи, охватывающей конец XVII-XVIII вв., отразилось в полученных ею эпитетах “Век разума”, “Эпоха Просвещения.

Просвещение – необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Просвещение в основах своих демократично, это культура для народа. Главную свою задачу
оно видит в воспитании и образовании, в приобщении к знаниям всех и каждого. Как всякая значительная культурно-историческая эпоха. Просвещение сформировало свой идеал и стремилось сопоставить его с
действительностью, осуществить как можно скорее и как можно полнее на практике.

Эпоха Просвещения – одна из самых ярких в развитии философии и духовной культуры в Европе.

Главные ценности эпохи Просвещения

Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что человек обладает разумом, духовной и физической силой Люди приходят в мир равными, со своими потребностями, интересами,
удовлетворение которых – в установлении разумных и справедливых форм человеческого общежития. Умы просветителей волнует идея равенства, что только перед Богом, но и перед законами, перед другими
людьми. Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством – первый характерный признак эпохи Просвещения.

Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний. И не без их участия в эпоху Просвещения победу одержал рационализм, развившийся в западноевропейской мысли еще в
Средние века. В статье “Ответ на вопрос: что такое Просвещение?” И. Кант писал:

Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства
со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине – это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им.

Неудивительно, что религия в той форме, в какой преподносила ее церковь, казалась просветителям-атеистам в пылу борьбы крайностей врагом человека. В глазах просветителей-деистов. Бог превратился в
силу, которая лишь внесла определенный порядок в извечно существовавшую материю. В эпоху Просвещения стало особенно популярным представление о Боге как великом механике и о мире как огромном
механизме.

Благодаря достижениям естественных наук возникло представление, что время чудес и загадок миновало, что все тайны мироздания раскрыты и Вселенная, и общество подчиняются логичным, доступным
человеческому разуму законам. Победа разума – второй характерный признак эпохи.

Третий характерный признак эпохи Просвещения – исторический оптимизм.

Эпоха Просвещения по праву может быть названа “золотым веком утопии”. Просвещение, прежде всего, включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, “рационально” преобразовывая,
политические и социальные устои.

Ориентиром для создателей утопий XVIII в. служило “естественное” или “природное” состояние общества, не ведающего частной собственности и угнетения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и
не обремененного нищетой, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму, а не “по искусственным” законам. Это был исключительно вымышленный, умозрительный тип общества, который, по замечанию
Руссо, возможно, никогда и не существовал и который, скорее всего, никогда не будет существовать в реальности.

Возрожденческий идеал свободной личности приобретает атрибут всеобщности и ответственности: человек Просвещения думает не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. В центре внимания
просветителей – проблема наилучшего общественного устройства. Просветители верили в возможность построения гармонического общества.

Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловили основные доминанты культуры XVIII в.

Главными очагами Просвещения были Англия, Франция, Германия. С 1689 г. – года последней революции в Англии – начинается эпоха Просвещения. Это была славная эпоха, начатая одной революцией и
закончившаяся тремя: промышленной – в Англии, политической – во Франции, философской и эстетической – в Германии. За сто лет – от 1689 до 1789 гг. – мир изменился. Все больше выветривались остатки
феодализма, все громче заявляли о себе буржуазные отношения, окончательно утвердившиеся после Великой французской революции.

XVIII столетие подготовило также господство буржуазной культуры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов, литераторов нового века Просвещения.

В философии Просвещение выступало против всякой метафизики (науки о сверхчувственных принципах и началах бытия). Оно содействовало развитию любого рода рационализма (признающего разум основой
познания и поведения людей), в науке – развитию естествознания, достижение которого оно часто использует для обоснования научной правомерности взглядов и веры в прогресс. Не случайно, что и сам
период Просвещения в некоторых странах называли именами философов. Во Франции, например, этот период называли веком Вольтера, в Германии – веком Канта.

В истории человечества просветителей волновали глобальные проблемы: Как появилось государство? Когда и почему возникло неравенство? Что такое прогресс? И на эти вопросы находились столь же
рациональные ответы, как и в тех случаях, когда речь шла о “механизме” мироздания.

В области морали и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гуманности и возлагало большие надежды на магическую силу воспитания.

В области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни – освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом, перед человечеством. Эпохе впервые пришлось
решать в столь острых формах давно известный вопрос о достоинстве человека. В разных сферах деятельности он трансформировался по-разному, но неизбежно приводил к принципиально новым, новаторским по
своей сути открытиям. Если говорить об искусстве, например, то не случайно именно эта эпоха столь неожиданно для себя, но столь результативно вынуждена была откликнуться не только на проблему
“искусство и революция”, но и на проблему художественного открытия, рожденного в недрах формирующегося нового типа сознания.

Просветители были материалисты и идеалисты, сторонники рационализма, сенсуализма (основой познания и поведения считали ощущения) и даже божественного провидения (уповали на волю Бога). Часть из них
верила в неизбежный прогресс человечества, другая – рассматривала историю как общественный регресс. Отсюда и своеобразие конфликта между историческим сознанием эпохи и вырабатывавшимся ею же
историческим знанием – конфликта тем более обострявшегося, чем обстоятельнее определяла сама эпоха свои исторические предпочтения, особую роль в текущем и грядущем развитии человечества.

Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это, прежде всего цели и идеалы
Просвещения, такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие
догм, в том числе церковных.

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав, политические и правовые
нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной, прежде всего к человеку, вне зависимости от его
социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в кровь и плоть западной цивилизации.

Просветители происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, представителей торгово-промышленных кругов. Разнообразны были и условия, в которых они жили. В
каждой стране просветительское движение носило отпечаток национальной самобытности.

Особенности Просвещения в странах Европы

Английское и Шотландское Просвещение

Особая роль Англии в истории Европейского Просвещения заключалась, прежде всего, в том, что она была его родиной и во многих отношениях первопроходцем. В Англии в XVII-XVIII вв. после революции и
гражданских войн сгладились резкие противоречия в обществе. Развитие парламентаризма привело к упрочению правовых форм политической борьбы. Английская церковь не противопоставляла себя Просвещению,
а в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости. Это способствовало культурному развитию страны, поскольку позволяло сохранить равновесие между традиционными ценностями, хранительницей
которых выступала церковь, и новаторскими, которые несло Просвещение. Все это делало Англию своего рода образцом общественного прогресса. Не случайно в XVIII в. все основные течения английской
общественной мысли находили свое продолжение и развитие в других европейских странах.

В основных чертах политическая программа Английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Лоцком (1632-1704). Основное его сочинение – “Опыт о человеческом разумении” (1690) – содержало
позитивную программу, воспринятую не только английскими, но и французскими просветителями. К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и
собственность. Право на собственность у Локка тесно связано с высокой оценкой человеческого труда Он был убежден в том, что собственность каждого человека есть результат его труда. Правовое
равенство индивидов – необходимый результат принятия трех неотчуждаемых прав.

Как и большинство просветителей, Локк исходит из идеи неотъемлемых прав изолированных индивидов и их частных интересов. Правопорядок должен обеспечить возможность получения выгоды каждым, но так,
чтобы при этом соблюдались также свобода и частный интерес всех остальных. Локк подчеркивал:

Мы рождаемся на свет с такими способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь и которые, во всяком случае, могут повести нас дальше того, что мы можем себе
представить, но только упражнение этих сил может сообщить нам уменье и искусство в чем-либо и вести нас к совершенству.

Подчеркивая значение личного творческого усилия каждого человека, его знаний и опыта, английские просветители как нельзя лучше усвоили потребности общества XVIII в., осуществлявшего беспрецедентный
поворот в развитии производительных сил и производственных отношений. Просвещение способствовало закреплению в характере англичан таких черт, как предприимчивость, изобретательность, практицизм.

На английских просветителей наложили отпечаток и взгляды философа XVII в. Томаса Гоббса (1588-1679), который считал, что люди равны от природы. Но в процессе развития возникает неравенство, а из-за
неравенства проистекает взаимное недоверие. Из-за взаимного недоверия – война. При отсутствии гражданского состояния всегда имеется война всех против всех, убыточная для всех. Поэтому люди путем
договора объединились в государство, чтобы тем самым получить защиту и возможность гуманной жизни. По мнению Гоббса, лишь Левиафан в состоянии оградить общество от постоянных проявлении
эгоистических страстей.

Гоббс использовал этот образ для описания могущественного государства, которое способно оградить общество от постоянных проявлений эгоистических страстей отдельных его членов.

В XVIII в. этику себялюбия, или разумного эгоизма развили английский писатель Бернард Мандевиль (1670-1733) и философ Иеремия Бентам (1748- 1832). Мандевиль прославился своей сатирической “Басней о
пчелах” (1714), в которой, не колеблясь, представляет эгоизм движущей силой всей нравственной и культурной жизни. Бентам считал, что с помощью морали, а также законодательства можно регулировать
человеческие поступки таким образом, чтобы они приносили как можно больше счастья. Согласно Бентаму высшая цель человеческой жизни – наивысшее счастье наибольшего числа людей.

Социально-экономическая подоплека защиты просветителями частного интереса очевидна – они выступали за свободу частной собственности. Но в этом проявился и их оптимизм, так как они видели в эгоизме
источник благосостояния общества. И надо признать, что вера английских просветителей в благотворную силу свободы в сочетании с частным интересом в значительной мере оправдалась. На протяжение XVIII
в. в Англии не было значительных социальных конфликтов.

Ведущая роль в истории Шотландского Просвещения принадлежала Дэйвиду Юму (1711-1776) – философу, историку, экономисту и публицисту, дипломату. Понимая озабоченность своих современников этическими
проблемами, он задался целью обновить науку о нравственности. В поисках мотивов, которые заставили бы людей следовать требованиям “общественного блага”, он обратился к альтруистическому чувству
общечеловеческой “симпатии”, которое противопоставлял индивидуализму. Влияние Юма на шотландскую культуру с особой силой проявилось в деятельности философского общества, созданного в Эдинбурге. На
заседаниях философского общества главное внимание уделялось роли права, политических институтов в развитии многообразных общественных связей.

Новый этап поисков шотландскими просветителями альтернативных форм гражданского поведения связан с Адамом Смитом (1723-1790). Этот выдающийся теоретик товарно-денежных отношений стал их горячим
защитником и пропагандистом во многом по морально-этическим соображениям. В своей теории Смит отводил большое место рынку, считая, что именно рынок освободил человека от отупляющей системы
зависимости при феодализме. Смит отводил рынку ту же функцию, которую его современники отводили государству, функцию социализации людей. А место гражданина в его системе занял “экономический
человек”, моральная свобода которого была обусловлена его ролью в экономической жизни. В то же время Смит предчувствовал и негативные последствия товарно-денежных отношений.

Французское Просвещение

Оно представлено именами Вольтера, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля Луи Монтескье, Поля Анри Гольбаха и др. Во Франции уделом просветителей было своего рода “отщепенчество”, порождающее в их среде
политический радикализм и мессианские настроения, оппозицию существующему строю. Порой их протест принимал форму атеизма, иногда он проявлялся в идеализации прошлого, например, республиканского
строя античных государств. Французское Просвещение не представляло собой вполне однородного идейного течения: между его представителями были немалые различия.

Ш.Л. Монтескье (1689-1755) в своих философско-политических сочинениях “Персидские письма” и “О духе законов” выступил с острой и глубокой критикой деспотизма, абсолютистского произвола, он
противопоставлял им идеалы свободы в политической сфере. Недаром Монтескье считали отцом буржуазного либерализма.

Блестящий, насмешливый, искрящийся талантом и остроумием Вольтер (1694-1778) писал во всех жанрах – трагедии, стихи, исторические сочинения, философские романы, сатирические поэмы, политические
трактаты и статьи. Он выступал смелым и непримиримым противником церкви и клерикализма, подвергал осмеянию мораль и догмы феодального общества, беззаконие и пороки абсолютистского режима. Из-за
своей острой сатиры социального и политического зла был вынужден часто скрываться от своих врагов и все же дважды попадал в тюрьму. Его роль в Просвещении была огромной, она определялась не столько
его политическими взглядами, сколько тем духом сомнения, скептицизма, вольнодумия, которые внушало молодому поколению вольтерианство, подталкивая его прямо или косвенно на путь политической борьбы.
Один из известнейших афоризмов Вольтера: “Все доводы мужчин не стоят мнения одной женщины”.

Среди многочисленных его произведений “Философские письма”, философская повесть “Кандид, или Оптимизм”, “Философский словарь”, отразивший религиозный скептицизм и общественно-политические воззрения
эпохи Просвещения.

Философами-материалистами были также Цени Дидро (1713-1784) – главный редактор и вдохновитель знаменитой 35-томной “Энциклопедии” (1751- 1780); Поль Гольбах (1723-1789) – автор “Системы природы”,
главного произведения французского материализма и атеизма; сторонник радикального материализма и механицизма, рассматривающий человека как самозаводящуюся машину – Жюльен Ламетри (1709-1751), автор
“Человека-машины” и “Человека-растения”; Клод Адриан Гельвеции (1715-1771) – основной его труд “Об уме” был сожжен по распоряжению парламента как представляющий опасность для государства и религии.

Целый этап просветительского движения Франции связан с именем Ж.Ж. Руссо (1712-1778). Учение Руссо сводилось к требованию вывести общество из состояния всеобщей испорченности нравов. Выход виделся
ему не только в правильном воспитании, материальном и политическом равенстве, но и в прямой зависимости морали и политики, морали и общественного строя. В противоположность философам, считавшим
себялюбие и эгоизм совместимыми с общественным благом, он требовал подчинения личности благу общества.

Руссо писал: Всякий человек добродетелен, когда его частная воля во всем соответствует общей воле.

Руссо – автор выдающегося сочинения “Об общественном договоре…” (1762), в котором особое значение придается правам человека и их соотношению с правами государства. В романе “Эмиль, или О
воспитании” (1762) Руссо особо подчеркнул новую теорию воспитания, выразил свои эстетические и педагогические взгляды.

Просвещение в Германии

Руссо был одним из тех, кто духовно подготавливал Французскую революцию. Он оказал огромное влияние и на современную духовную историю Европы с точки зрения государственного права, воспитания и
критики культуры. Характерной особенностью исторического развития немецкой нации в этот период была экономическая и политическая раздробленность страны. Передовые умы Германии, задумываясь над
судьбами своей страны, видели, что путь к ее благоденствию лежит через устранение феодальных порядков и объединение страны. Идея национального единства доминировала в творчестве просветителей, но в
XVIII в. она никогда не перерастала в национализм и шовинизм. Философия Немецкого Просвещения формировалась под влиянием Христиана Вольфа (1679-1754), систематизатора и популяризатора учения Г.
Лейбница (1646- 1716). Вольф впервые в Германии создал систему, охватившую основные области философского знания. Культ разума сочетался у него с пиэтетом перед христианской верой. Он и его
последователи много сделали для распространения научных знаний. Вольфианцы были убеждены, что распространение “популярной философии”, образования незамедлительно приведет к решению всех острых
вопросов современности.

Немецкие философы в отличие от французских просветителей осторожно обращались с верой в бога. Церковь стремилась не выпускать из своих уз духовную жизнь страны. В этом она находила поддержку
государства. Борьба за Просвещение за редкими исключениями проходила под лозунгами веротерпимости, создания “улучшенной” религии.

Один из парадоксов Немецкого Просвещения заключался в том, что оно нередко получало импульсы “сверху”. Например, в Пруссии инициатором публичного обсуждения новых идей выступил король Фридрих
Великий (1740-1786).

В дискуссии, проводившейся на страницах периодической печати, принял участие профессор логики и метафизики Кенигсбергского университета, основатель критицизма Иммануил Кант (1724-1804), который
именно в тот период сформулировал свою концепцию Просвещения как освобождение индивида, но лишь в моральном и интеллектуальном смысле этого слова, а отнюдь не в политическом. Наиболее характерен
для этого периода его трактат “Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного” (1764), который выдержал восемь прижизненных изданий. Человеческие чувства рассматриваются в нем через призму двух
категории – Прекрасного и Возвышенного. Прекрасное и Возвышенное служат для Канта стержнем, на который он нанизывает свои наблюдения о человеческом в человеке. Предметом теоретической философии, по
Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей – природы, мира, человека, а исследование деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. Кант подвел итог исканиям эпохи
Просвещения. Особенно значителен его вклад в разработку теории правового государства.

Правление отеческое, при котором подданные, как несовершеннолетние, не в состоянии различить, что для них действительно полезно или вредно…

Кант обосновал правовые формы и методы борьбы за изменение государственного и общественного строя, которые предполагают путь постепенных реформ, и исключают грубое насилие.

Современник раннего Канта – Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781) – поэт, драматург, литературный критик, философ. В 1730 г. он написал тезисы “Воспитание человеческого рода”, главная идея которых –
единство человеческого рода, его всеохватной целостности. Хотя Лессинг берет в качестве примера единства европейскую историю, тем не менее, он исходит из идеи всеобщей судьбы людей. Лессинг считал,
что и человечество возникает только тогда, когда эта общность осознается. К этой мысли Лессинга мы только теперь начинаем привыкать.

Лессинг высоко оценивал роль христианства в человеческой истории, возвеличивая в нем моральную сторону. Но высокая оценка христианской святости, по его мнению, не означала, что духовная эволюция
человеческого рода завершается именно этой религией. По мнению Лессинга, человечество не остановится на этой стадии. Придет новая ступень зрелости – “эпоха нового, вечного Евангелия”. И именно в
эту пору нравственность окажется универсальным, безусловным принципом поведения.

Эта мысль Лессинга о постепенном наращивании морали, о терпеливом продвижении к высшим ступеням духа в наши дни в очередной раз раскрывает свой глубочайший смысл. Радикальные программы переделки
мира, оторванные от духовных традиций, принесли человечеству немалый ущерб. На этом фоне очень современно звучит суждение немецкого мыслителя: Шествуй же своим неприметным шагом, вечное провидение.

Глубокими гуманистическими раздумьями пронизано творчество другого немецкого просветителя Иоганна Готфрида Гердера (1744-1803). В работе “Еще одна философия истории для воспитания человечества” он
высказывает глубокие мысли о гуманизме, при этом он исходит из того, что вся история народов – это школа соревнования в скорейшем достижении гуманности, что божество помогает нам только через наше
усердие, наш разум, наши собственные силы… После того как оно сотворило землю и все создания, лишенные разума, оно создало человека и сказало ему “Будь моим подобием, Богом на землей Владей и
господствуй! Произведи все благородное и прекрасное, что ты можешь создать из своей природы, я не мог помочь тебе чудесами, потому что я вложило твою человеческую судьбу в твои человеческие руки,
но тебе будут помогать все священные, вечные законы природы.

Таким образом, Немецкое Просвещение рассматривало движение человека к совершенству как неизбежный закон человеческого развития.

Русское Просвещение

Русское Просвещение унаследовало проблематику Европейского Просвещения, но осмысливало и развивало ее вполне самобытно, в контексте с исторической ситуацией, сложившейся в российском обществе того
времени.

Просветители создали особую нравственную философию, с помощью которой они определяли основные принципы этики, поведения людей в обществе. Главные положения нравственной философии изложены в работе
“Право естественное” А.П. Куницына (1783-1840). Нравственность в этом сочинении рассматривается как естественное состояние человеческой природы. Восхищение человеком, как совершеннейшим созданием
природы, свойственно всей просветительской мысли. Но особенно ярко звучит оно в поэме “Человек” И.П. Панина (1773-1805). Это своеобразный гимн его величию, его деяниям, свершая которые человек
преодолевает в себе раба. Вместе с тем, русские просветители задумывались над тем, почему свободомыслие как глубинная потребность человека с таким трудом реализуется в реальных условиях. Свобода
или свободолюбие рассматриваются русскими просветителями как абсолютная ценность. Без свободы человек существовать не может, все его поступки продиктованы стремлением обрести свободу.

Огромное место в трудах русских просветителей отводилось переустройству общества. Целью свободного общества, по мнению просветителей, является благополучие граждан. А.Ф. Бестужев (1761-1810) писал.

Государство только тогда счастливо, когда оно любимо своими соотечественниками. Живя в обществе, основанном на свободе и счастье, человек должен быть его достойным гражданином. Поэтому интерес
просветителей к проблеме воспитания личности был огромен. Этой теме посвящен трактат А.Ф. Бестужева О воспитании”. Философско-антропологическая мысль русских просветителей отличалась значительным
разнообразием, глубиной и самобытностью. Она охватывала широкий спектр политических, мировоззренческих и нравственных проблем, включая и такую острую проблему российской действительности, как
положение крестьян.

Начало развитию просветительства в России положил М.В. Ломоносов (1711-1765). Его стараниями в 1755 г. был открыт Московский университет. Он немало способствовал общепросветительской деятельности,
полагая, что улучшить жизнь общества можно посредством совершенствования нравов. Важной стороной взглядов и деятельности Ломоносова как просветителя была его борьба за освобождение науки от засилья
религии. Ломоносов большие надежды возлагал на деятельность “просвещенных” монархов, к которым в России он относил Петра I.

В 60-80-е годы XVIII в. приходит новое поколение русских просветителей. Среди них почетное место занимают А.Я. Поленов (1738-1816), автор записки “О крепостном состоянии крестьян в России”,
проникнутой сочувствием к крестьянам, печальным своим примером показывающим, “сколь пагубно конечное угнетение для людей”. Я.П.Козельский (ок. 1728 – ок. 1794) в своих “Философских предложениях”
предупреждал, что накопившиеся обиды могут превысить терпение крестьян, и их выступление против обидчиков будет подобно напору реки, прорвавшей плотину. Он развивал идеи справедливого общественного
устройства, выступал против крепостничества.

Д.С. Аничков (1733-1788), профессор Московского университета, защитил диссертацию по проблемам происхождения религии, носившую по существу антицерковный характер. Диссертация была осуждена за
атеизм, все ее экземпляры сожжены на Лобном месте в Москве.

С.Е. Десницкий (ок. 1740-1789) – профессор права Московского университета, предложивший в 1768 г. программу преобразований государственного строя России в конституционную монархию.

Идеи просветительства нашли широкое распространение в русской литературе – в произведениях Д.И. Фонвизина (1744/45-1792), написавшего широко известные комедии “Недоросль” и “Бригадир”, обличавшие
нравы помещиков, в одах Г.Р. Державина (1743-1816).

Резкой критике крепостнические порядки в деревне были подвергнуты на страницах сатирических журналов “Трутень” и “Живописец”, издаваемых в 1769- 1773 гг. одним из самых ярких представителей
русского Просвещения Н.И. Новиковым (1744-1818). Он был организатором типографий, библиотек, книжных магазинов (в 16 городах). Книги, издаваемые при его участии, охватывали все отрасли знаний. В
1792-1796 гг. по приказу Екатерины II Новиков был заключен в Шлиссельбургскую крепость.

Вершиной Русского Просвещения были идеи АЛ. Радищева (1749-1802). В 1773 г. в примечаниях к переведенной им книге Мабли “Размышления о греческой истории” он дает такое определение сущности
абсолютизма: “Самодержавие есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние”. В 1790 г. в “Путешествии из Петербурга в Москву” на вопрос, что делать, если монархи добровольно не откажутся от
власти, он отвечал так: человечество возревет в оковах и, направляемое надеждою свободы и правом, двинется” на власть, которая “развеется в одно мгновение:”, и это будет “день, избраннейший всех
дней”.

Екатерина II, познакомившись с “Путешествием”, заявила, что находит “тут рассеивание заразы французской, а автор его бунтовщик хуже Пугачева”. Вскоре последовали арест и ссылка Радищева в Сибирь.

Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия

Культ природы

Образцом всего доброго и прекрасного для просветителей была природа. Настоящий ее культ создадут сентименталисты в 60-х гг. XVIII в., но увлечение естественностью, восторженное созерцание ею
начинается вместе с самой эпохой Просвещения.

Зримым воплощением “лучших миров” для людей эпохи Просвещения были сады и парки.

Парк эпохи Просвещения создавался для возвышенной и благородной цели – как совершенная среда для совершенного человека. Парки эпохи Просвещения не были тождественны естественной природе. В
композицию парков и садов включались библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы, посвященные не только богам, но и человеческим чувствам – любви, дружбе, меланхолии. Все это обеспечивало
реализацию просветительских представлений о счастье как “естественном состоянии”, о “естественном человеке”, основным условием которого было возвращение к природе. Среди них особо выделяется
Петергоф (Петродворец), созданный на берегу Финского залива архитекторами Ж. Леблоном, М. Земцовым, Т. Усовым, Дж. Кваренги и др. Этот великолепный парк с его неповторимыми дворцами и грандиозными
фонтанами сыграл исключительную роль в развитии русской архитектуры и садово-паркового искусства и вообще в истории русской культуры.

Направления европейского искусства

Европейское искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных направления: классицизм и романтизм. Классицизм в изобразительном искусстве, музыке, литературе – это стиль, основанный на
следовании принципам античного греческого и римского искусства: рационализма, симметрии, целенаправленности, сдержанности и строгом соответствии содержания его форме. Романтизм ставит во главу угла
воображение, эмоциональность и творческую одухотворенность художника.

Искусство эпохи Просвещения использовало старые стилистические формы классицизма, отражая при их помощи уже совершенно иное содержание. В искусстве разных стран и народов классицизм и романтизм
образуют то некоторый синтез, то существуют во всевозможных комбинациях и смешениях.

Важным новым началом в искусстве XVIII в. было и появление течений, не имевших собственной стилистической формы и не испытывавших потребности в ее выработке. Таким культурологическим течением был,
прежде всего, сентиментализм (от франц. чувство), отразивший в полной мере просветительские представления об” изначальной чистоте и доброте человеческой натуры, утрачиваемыми вместе с отдалением
общества от природы.

Живопись и скульптура

Практически на территории почти всей Европы наблюдается вторжение светского начала в религиозную живопись тех стран, где раньше она играла главную роль – Италии, Австрии, Германии. Жанровая
живопись порой стремится занять главное место. Вместо парадного портрета – портрет интимный, в пейзажной живописи – пейзаж настроения.

В первой половине XVIII в. ведущим направлением во французском искусстве стало рококо. Все искусство рококо построено на ассиметрии, создающей ощущение беспокойства, игривое, насмешливое, вычурное,
дразнящее чувство. Не случайно термин “рококо” произошел от французского “рокайль” – буквально бриллиант и украшение из раковин. Сюжеты – только любовные, эротические, любимые героини – нимфы,
вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые “триумфы” и “туалеты”.

Ярким представителем французского рококо стал Франсуа Буше (1703- 1770). “Первый художник короля”, как он официально именовался, директор Академии, Буше был истинным сыном своего века, все умевшим
делать сам: панно для отелей, картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, карет,
эскизы костюмов и т.д. Типичные сюжеты его полотен – “Триумф Венеры” или “Туалет Венеры”, “Венера с Амуром”, “Купанье Дианы” и т.п.

Антуан Ватто (1684-1721) – французский живописец, обращался к изображениям современной ему жизни. Глубокие размышления Ватто о сущности подлинно высокого искусства отразились в его полотнах. Декор,
изысканность произведений Ватто послужили основой рококо как стилевого направления, а его поэтические открытия были продолжены живописцами реалистического направления середины XVIII в.

В русле новых эстетических идей в искусстве развивается творчество Жана Батиста Симона Шардена (1699-1779), художника, создавшего в сущности новую живописную систему. Шарден начал с натюрморта,
писал вещи кухонного обихода: котлы, кастрюли, бачки, затем перешел к жанровой живописи: “Молитва перед обедом”, “Прачка, а от нее – к портрету.

Французская скульптура XVIII в. проходит те же этапы, что и живопись. Это преимущественно рокайльные формы в первой половине века и нарастание классических черт – во второй. Черты легкости,
свободы, динамики видны в скульптуре Жана Батиста Пигаля (1714-1785), в его полном прелести, легкого стремительного движения, непосредственности изящества “Меркурии, подвязывающем сандалию”.

Жан Антуан Гудон (1741-1828) – истинный историограф французского общества, в своей скульптурной портретной галерее передал духовную атмосферу эпохи. “Вольтер” Гудона – свидетельство высокого уровня
французского искусства.

Английское искусство XVIII в. – расцвет национальной школы живописи в Англии – начинается с Уильяма Хогарта (1697- 1764), живописца, графика, теоретика искусства, автора серии картин “Карьера
проститутки”, “Карьера Мота”. Хогарт был первым живописцем-просветителем в Европе.

Крупнейший представитель английской школы портретной живописи Томас Гешсборо (1727-1888). Зрелый стиль художника сложился под влиянием Ватто. Его портретным образам свойственна душевная
утонченность, одухотворенность, поэтичность. Глубокая человечность присуща его изображениям крестьянских детей.

Итальянская живопись XVIII в. достигла своего расцвета только в Венеции. Выразителем духа Венеции был Джованни Баттиста Тьеполо (1696- 1770), последний представитель барокко в европейском
искусстве, живописец, рисовальщик, гравер. Тьеполо принадлежат монументальные фресковые циклы как церковные, так и светские.

Венеция дала миру прекрасных мастеров ведуты – городского архитектурного пейзажа: Антонио Каналетто (1697-1768), прославленного торжественными картинами жизни Венеции на фоне ее сказочной
театральной архитектуры; Франческе Гвардії (1712-1793), находившего вдохновение в простых мотивах повседневной жизни города, его залитых солнцем двориков, каналов, лагун, многолюдных набережных.
Гварди создал новый тип пейзажа, отмеченного поэтичностью, непосредственностью зрительских впечатлений. Наиболее ярко отражает требование времени знаменитая фраза Вольтера:

Все жанры хороши, кроме скучного.

Театр

Тяготение изобразительного искусства к занимательности, повествовательности и литературности объясняет его сближение с театром. XVIII столетие часто называют “золотым веком театра”. Театр был
призван временем для выполнения целого спектра задач. Л. О. Бомарше считал его “исполином, который смертельно ранит всех тех, на кого направляет свои удары”.

Писать о людях в обыденных обстоятельствах значило писать одновременно о жизни, сформировавшей этих людей. И писать нелицеприятно – ведь драматурги Просвещения исходили из больших общественных и
человеческих идеалов и решительно не воспринимали всего, что им противоречило. В трагедии они негодовали, в комедии издевались.

Крупнейшим английским драматургом XVIII в. был Ричард Бринсли Шеридан (1751-1816). Его сатирические комедии нравов “Соперники”, “Поездка в Скарборо” и “Школа злословия” направлены против
безнравственности “высшего” света, пуританского лицемерия буржуа.

Некогда великая торговая держава Венеция переживала в XVIII в. экономический упадок, но не только сохранила, но и сумела развить свою культуру. В этом небольшом городе работало семь театров –
столько, сколько в Париже и Лондоне вместе взятых. На карнавал в Венецию съезжались люди со всей Европы. В этом городе творил Карло Гольдони (1707-1793), создавший 267 драматических произведений.
Его лучшая комедия “Трактирщица” разнесла славу Гольдони по всему миру. С большим уважением относился к Гольдони Вольтер – патриарх Просвещения. Современником Гольдони был Карло Гоцци (1720-1806).
Он писал сказки (фьябы), используя фольклор и некоторые черты комедии дельарте: “Любовь к трем апельсинам”, “Турандот” и другие о жизни театральной Венеции.

Самым высоким, достигшим абсолютной зрелости воплощением комедии нравов была “Женитьба Фигаро” великого французского драматурга Бомарше (1732-1799). Фигаро оказался олицетворением общенародной
оппозиции старому режиму – той самой оппозиции, которая привела к революции. И недаром два человека так ненавидели эту пьесу – Людовик XVI, живший в страхе перед революцией, и Наполеон Бонапарт,
построивший свою империю на развалинах революционных порядков.

Страной, где “серьезный жанр”, как его называли в XVIII в., а потом и трагедия сделали наибольшие успехи, была Германия. Хотя театр Просвещения появляется в Германии лишь в середине 50-х гг. XVIII
в., на сорок-пятьдесят лет позже, чем в Англии и Франции, но, восприняв опыт предшественников, он дает замечательные плоды. Представителями Просвещения в Германии были Лессинг, Гете, Шиллер.

Готхольд Эфраим Лессинг – драматург и критик, автор пьес “Эмилия Галотти”, “Натан Мудрый” и др. Критические произведения Лессинга “Лаокоон” и “Гамбургская драматургия” оказали большое воздействие
на немецкую литературу. В “Лаокооне” он анализирует поэзию и скульптуру, в “Гамбургской драматургии” толкует по-своему Аристотеля и критикует застывшие формы классической французской драмы,
противопоставляя их свободному подходу Шекспира.

Иоганн Вольфган Гёте (1749-1832) – “универсальный гений” – ученый, теоретик и знаток искусства, романист, великий поэт и замечательный драматург. Гёте словно воплощал в себе всю культуру Германии.

Пьеса “Эгмонт” – одно из лучших театральных созданий Гёте. Самая великая цель состоит, по Гёте, в утверждении человечности, воплощением которой является Эгмонт.

В трагедии “Фауст” Гёте писал: Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день идет за них на бой.

Для Германии воспитание свободолюбивой человеческой личности становилось революционной задачей.

Этой задаче и посвятил себя Фридрих Шиллер (1759-1805) – крупный ученый, историк и эстетик, великий поэт и драматург.

Из горячего протеста против угнетения, стремления к свободе родилась его пьеса “Разбойники”. Пьесой “Коварство и любовь” Шиллер словно бы подводит итог одной из главных линий драматургии XVIII в. и
открывает дорогу новой драме. Сам он в известном смысле тоже принадлежит к ней – ведь театр XX в., найдя к Шиллеру во многом новый подход, продолжает числить его среди своих авторов.

Литература

XVIII столетие подготовило также господство буржуазной культуры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов, литераторов.

Основной литературный жанр эпохи Просвещения – роман. Успех романа, особенно значительный в Англии, был подготовлен успехом просветительской публицистики. Писатели-просветители прекрасно сознавали,
насколько несовершенно современное им общество и порочен человек, и, тем не менее, надеялись, что подобно Робинзону из первой части романа Даниэля Дефо (1660-1731) человечество, полагаясь на свой
разум и трудолюбие, взойдет на вершины цивилизации. Но, быть может, и эта надежда иллюзорна, о чем так недвусмысленно свидетельствует Джонатан Свифт (1667-1754) в романе аллегории “Путешествие
Гулливера”, когда отправляет своего героя на остров разумных лошадей. В созданном им памфлете “Сказка о бочке” он от души посмеялся над церковными распрями

Развертывая в своих книгах положительную программу, просветители широко представили и то, как живет человек, обманывая и обманываясь. Нравственный идеал неизменно соседствуете сатирой. В романе Г.
Филдинга (1707- 1754) “История Тома Джонса, найденыша” использовано параллельное построение сюжета, напоминающее сказочный: о добром и злом братьях, каждому из которых, в конце концов, воздается по
заслугам.

Это было время новых философских убеждений, время, когда идеи не только излагались в трактатах, но легко перекочевывали в романы, вдохновляли поэтов и воспевались ими.

Широкий диапазон просветительской мысли представлен в творчестве английского поэта и сатирика Александра Попа (1688-1744). Его философско-дидактическая поэма “Очерк о человеке” стала для Европы
учебником новой философии. Выход в свет ее первого русского издания в 1757 г. стал фактически началом Русского Просвещения.

А. Попу принадлежит следующий афоризм: Если хочешь, чтобы в душе твоей забил источник вдохновенья, черпай побольше из источника знаний.

В истории русской литературы XVIII в. был временем классицизма. По своей сущности русской классицизм был тесно связан с западноевропейским, но ему был присущ и ряд специфических особенностей:
патриотизм, обличительно-критический пафос, наличие в одном литературном направлении людей с различными общественными и идейными позициями.

Представителями классицизма были А.Д. Кантемир (1708-1744), В.К. Тредиаковский (1703-1769), А.П. Сумароков (1717-1777).

В последнее десятилетие века наряду с классицизмом в художественной литературе зарождается новое течение – сентиментализм, наиболее полно выразившийся в повестях Н.М. Карамзина (1766-1826) “Бедная
Лиза” и “Наталья, боярская дочь”.

Музыка

В конце XVII-XVIII вв. начинает складываться тот музыкальный язык, на котором потом заговорит вся Европа.

Первыми были Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) и Георг Фридрих Гендель (1685-1759). Бах – великий немецкий композитор и органист, работал во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. До сих пор он
непревзойденный мастер полифонии Гендель, как и Бах, использовал библейские сюжеты для своих произведений. Наиболее известные – “Саул”, “Израиль в Египте”, “Мессия”. Гендель написал более 40 опер,
ему принадлежат органные оркестры, сонаты, сюиты.

Огромное влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская классическая школа и ее виднейшие мастера Йозеф Гайдн (1732-1809), Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) и Людвиг Ван Бетховен
(1770-1827). Венские классики переосмыслили и заставили зазвучать по-новому все музыкальные жанры и формы. Их музыка являет высочайшее достижение эры классицизма по совершенству мелодий и форм.

“Отцом симфонии” называют Франца Йозефа Гайдна, учителя Моцарта и Бетховена. Им было создано более 100 симфоний. В основе многих из них – тема народных песен и танцев, которые композитор
разрабатывал с удивительным искусством. Вершиной его творчества стали “12 Лондонских симфоний”, написанных во время триумфальных поездок композитора в Англию в 90-х гг. XVIII в.

Гайдн написал множество замечательных квартетов (83) и клавирных сонат (52). Ему принадлежит свыше 20 опер, 13 месс, большое количество песен и других сочинений. В конце творческого пути он создал
две монументальные оратории – “Сотворение мира” (1798) и “Времена года” (1801), в которых выражена мысль о величии мироздания и человеческой жизни. Гайдн довел до классического совершенства
симфонию, квартет, сонату.

Вольфганг Амадей Моцарт писал музыку и играл на скрипке и клавесине в том возрасте, когда другие дети еще не умеют складывать буквы. Необыкновенные способности Вольфганга развились под руководством
его отца – скрипача и композитора Леопольда Моцарта. В операх “Похищение из сераля”, “Свадьба Фигаро”, “Дон Жуан”, “Волшебная флейта”. Моцарт изумительным мастерством создает разнообразные и живые
человеческие характеры, показывает жизнь в ее контрастах, переходя от шутки к глубокой серьезности, от веселья к тонкой поэтической лирике.

Эти же качества присущи и его симфониям, сонатам, концертам, квартетам, в которых он создает высшие классические образцы жанров. Вершинами классического симфонизма стали три симфонии, написанные в
1788 г. (всего Моцартом было написано около 50). В симфонии “Ми бемоль мажор” (номер 39) показана полная радости, игры, веселого танцевального движения жизнь человека. В симфонии “Соль минор”
(номер 40) раскрывается глубокая лирическая поэзия движения человеческой души. Симфония “До мажор” (номер 41), названная современниками “Юпитер”, обнимает весь мир с его контрастами и
противоречиями, утверждает разумность и гармоничность его устройства.

Если бы весь мир мог чувствовать силу гармонии! – восклицал Моцарт.

Музыка должна высекать огонь из людских сердец, – говорил Людвиг Ван Бетховен. Творчество Бетховена – высшее достижение человеческого гения. Человек республиканских взглядов, сформированных под
влиянием Французской революции, он утверждает достоинство личности художника-творца. Бетховен вдохновлялся героическими сюжетами. Таковы его единственная опера “Фиделио”, увертюры “Кориолан”,
“Эгмонт”. Завоевание свободы в результате упорной борьбы – вот главная идея его творчества. Вся зрелая творческая жизнь Бетховена связана с Веной. Здесь он еще юношей восхитил своей игрой Моцарта,
занимался у Гайдна, здесь прославился как пианист. Стихийная сила драматических столкновений, возвышенность философской лирики, сочный, порой грубоватый юмор – все это мы можем встретить в
бесконечно богатом мире его сонат (всего им написаны 32 фортепьянные сонаты и 10 сонат для фортепьяно и скрипки, в том числе знаменитая Девятая – “Крейцерова”), Лирико-драматические образы.
Четырнадцатой “Лунной” и Семнадцатой сонат отразили отчаяние композитора в самый тяжелый период жизни, когда Бетховен был близок к самоубийству из-за потери слуха. Но кризис был преодолен:
появление Третьей симфонии ознаменовало победу человеческой воли над страшным недутом. В период с 1803 по 1813 гг. он создал большинство симфонических произведений. Разнообразие его творческих
исканий поистине безгранично. Композитора привлекают камерные жанры – вокальный цикл “К далекой возлюбленной”. Бетховен стремится проникнуть в самые сокровенные глубины внутреннего мира чел
овека. Апофеоз его творчества – Девятая симфония (1823) и Торжественная месса (1823).

Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и
его разум. По мнению некоторых исследователей, итог Просвещению подводит И. В. Гёте в трагедии “Фауст”, оценивая новый исторический тип человека, напряженно ищущего Истину на основе Разума,
верящего в свою созидательную деятельность, но при этом жестоко ошибающегося и пока что беспомощного перед им же самим вызванными к жизни могучими силами Век Просвещения – век великих открытий и
великих заблуждений Не случайно конец этой эпохи приходится на начало Французской революции. Она похоронила веру просветителей в “золотой век” ненасильственного прогресса Она усилила позиции
критиков его целей и идеалов

И, тем не менее, это был век великих открытий и великих заблуждений, вех, о котором русский просветитель АН Радищев проницательно и афористично сказал в стихотворении “Осьмнадцатое столетие” (1801
– 1802)

Нет, ты не будешь забвенно, столетье

безумно и мудро,

Будешь проклято вовек,

ввек удивление всем

Оценка, данная русским писателем, может быть распространена на всю эпоху Просвещение