Признаки восточной деспотии

Контрольнаяработа
по историигосударства и права зарубежных стран
Вариант 6
 

1. Чтопредставляет собой восточная деспотия
Восточная деспотия былапорождена сравнительно низким уровнем развития общества, скованностью личностипри наличии крепкой сельской общины с неразвитостью товарно-денежных отношенийи господством религиозной идеологии, а также необходимостью управлять большимимассами населения, проживавшего на обширных территориях, и проводить крупныеобщественные работы.
Восточная деспотияхарактеризуется высочайшим уровнем централизации власти, вся полнота которойсосредоточивалась в одном лице (фараона, императора). Глава государстваобладая, как светской (законодательной, исполнительной, военной, судебной), таки религиозной властью. Личность главы государства обожествлялась, его воля ивласть имели религиозный, сакральный характер и были непререкаемы. Повелениеглавы государства осуществлялись с помощью громоздкого, сложного медлительногобюрократического аппарата.
Человек ценился невысоко,даже будучи формально свободным, он был «рабом порядка», религии, традиций.Восточная деспотия – следствие раннего состояния общества и, в частности,господства общинных отношений. Восточная деспотия могла сосредоточить силынарода на решении важнейших задач – создании ирригационных систем, ведениивоенных действий. Но она же тормозила раскрепощение личности, подчасдеформировала общественные цели и была одной из причин «застойного» характераразвития стран Древнего Востока.
Излагаемая характеристикавосточной деспотии есть, однако, лишь обобщенное изображение реального.Восточная деспотия типична для многих государственных образований странВостока. Но, например, в империи Маурьев (Древняя Индия) ряд черт деспотииотсутствовал. Да и в истории Египта имели место случаи острых конфликтовсветской и духовной власти, свержение фараона жречеством[1].
 
2. Какбыла организована общественная власть в догосударственном обществе
 
В современной наукеиспользуются различные периодизации древнейшей истории человечества(культурологическая, археологическая и т.д.). Но для понимания социальных иэкономических предпосылок возникновения государства и права принципиальноезначение имеет выделение в первобытном обществе двух основных стадий:присваивающего хозяйства и производящего хозяйства, граница между которымиприходится на эпоху неолита (так называемая неолитическая революция). Ее обычноотносят к VIII – III тысячелетию до н.э.
Неолитическая революция ипереход к производящей экономике обеспечили не просто выживание людей, но исоздание регулярного производства продуктов питания. Это подготовило переход коседлому образу жизни и к установлению контроля семейно – клановых групп надопределенной территорией. Таким образом, ранняя родовая община потребителей(охотников, собирателей и. т.д.) сменяется более прочными, численноразросшимися, как правило, связанными с определенной территорией общинами производителей.
В семейно – клановойобщине складывалась строго фиксированная система труда, распределения пищи ибрачно-семейных отношений. В ней получили дальнейшее развитие принципыравенства и эквивалентности. Это не исключало того, что по мере роста производствараспределение добычи и потребление пищи осуществлялись с учетом ролевых функций(по принципу пола, возраста и т.д.). На определенные преимущества всемейно-клановом коллективе (в родовой общине) мог претендовать и лидер группы,особенно если он успешно осуществлял властно – управленческие функции иобеспечивал надежное существование группы. По принципу эквивалентноговнутригруппового обмена лидер получал в таком случае безусловную поддержкучленов группы, которые за предоставленные им от вождя блага признавали егоавторитет и власть. Сам вождь, как и другие члены, семейно – клановой общины,должен был руководствоваться коллективными традициями и соблюдать практикуреципрокных задач. Существовавшая в родовом обществе эгалитарность, в том числевыборность и сменяемость вождей, не позволяет еще говорить в категорическойформе о существовании родовой демократии. В семейно – клановых общинахсуществовала жесткая дисциплина труда и поведения, духовный конформизм. Всемейно – родовых общинах на базе культов, обрядов, традиций и т.п. сложилисьнесложные правила поведения, соблюдение которых было обязательно для всехчленов группы. Эти родовые нормы, которые имели мифологическо-символическуюоболочку и были часто связаны с мистическими ритуалами, отражали естественныеусловия жизни первобытной общины. Они были проникнуты духом коллективизма,предусматривали взаимную поддержку членов родовой общины, регулировалихозяйственную деятельность и брачные отношения, устанавливали различные табу(запреты) и жесткие рамки поведения для членов общины. Строгой регламентацииподвергался порядок распределения добытого общиной продукта, а также и самритуал его потребления, деление в связи с этим всех членов группы на ранги. Кважнейшим функциям вождя относилась практическая реализация распределительныхнорм. Общинно – родовые нормы имели синкретичный характер и содержали в себеодновременно религиозные, моральные и иные социальные императивы. В прочныхсемейно-клановых группах общинные нормы отражали самонастраивающиеся социальныеотношения, которые поддерживались силой интересов, религиозных представлений ииных нормативно – ценностных установок. Это не исключало властного характераэтих норм и вытекающей из этого принудительности. В случае нежеланияподчиняться правилам жизни семейно – клановой группы, совершения тяжкогопроступка нарушитель мог быть подвергнут избиению, изгнанию или даже смертнойказни по воле семейно – родового коллектива[2].
 
3.        Чтоявилось основой британской «неписаной конституции»
Сложившийся строй конституционной парламентской монархии былюридически оформлен и закреплен рядом законодательных актов, принятых напротяжении 1689-1709 гг. Вместе с некоторыми историческими актами они составиличасти неписаной английской конституции (в том смысле, что конституция непредставлена каким-то единым документом, разработанным и принятым всоответствующей политической и юридической процедуре).
Важнейшим из конституционных актов нового строя стал Билль оправах 1689 г. (в первоначальном виде изданный как «Декларация о правах исвободах подданных и о наследии короны»). В нем устанавливалось: 1) законодательноеверховенство — изъятие из-под действия законов, их приостановление объявлялосьего прерогативой, подразумевая, что и издание законов невозможно безпарламента; верховенство парламента распространялось на регулированиеналогообложения и на организацию вооруженных сил в мирное время; 2) независимостьи свобода парламента как государственного органа: выборы должны происходить«достаточно часто», быть свободными, т. е. подконтрольными монарху; 3) неотъемлемыегражданские права: право избирать представителей в Палату общин, правообращаться с петициями к королю, право для протестантов носить оружие;гарантиями этих и других гражданских прав должно было стать запрещение взиматьчрезмерные залоги, налагать общие штрафы и применять «жестокие и необычныенаказания»; за парламентом признавалась «свобода слова, прений и всего того,что происходит в парламенте» — все это было неподсудно обычной юстиции; темсамым устанавливался в общей форме парламентский иммунитет; 4) независимостьсуда присяжных, который только и признавался вправе, в частности, решать«судьбу человека в делах об измене».
Вторым важнейшим документом был Акт об устроении 1701 г. В нем регулировались в главном будущее положение английской короны, порядок престолонаследияи основные вопросы деятельности правительственной власти. Поводом к его изданиюпослужили кончина бездетного Вильгельма и приглашение на престол ганноверскойгерцогини Анны.
Акт об устроении устанавливал: 1) подзаконность королевскойвласти и даже личности монарха. Определялось, что обладать английской коронойможет лишь принадлежащий к англиканской церкви. Возможному монарху воспрещалосьиметь владения вне Англии и вообще покидать пределы страны без согласия на топарламента. Провозглашалась 2) подзаконность исполнительной власти: правительствов лице Тайного совета должно было действовать не самостоятельно, а «по законами обычаям королевства». Вводилась персональная ответственность членовправительства за принятые решения на основе правила контрасигнатуры — обязательного визирования правительственного решения. Вмешательство короля вподконтрольность правительства парламенту не допускалось.
Законность деятельности власти представляла еще один важныймотив при формировании нового государственного уклада. В особенности это началобыло оформлено в статуте 1695 г., согласно которому законное управление должносоставлять вообще основу социального порядка: «Всякий англичанин долженуправляться по законам страны. Все короли и королевы, которые восходят на тронэтого королевства, держатся в управлении названных законов, и все их чиновникии министры, каждый в своих функциях, должны будут повиноваться и их соблюдать».
Законодательно было признано, что при смене короны парламентнеизменно существует еще на протяжении полугода, если его специально нераспустят. При отсутствии вновь избранного парламента следовало созывать членовпоследнего. Парламент тем самым превращался в постоянного носителягосударственной власти. Согласно статуту 1694 г. «парламент должен был собираться, по крайней мере, один раз в три года». Соответственно полномочия избранногопарламента считались действительными в течение трех лет. По своему составупарламент также был обособлен от правительства и исполнительной власти короны:согласно Акту о должностях (1707) не допускалось одновременно исполнениеобязанностей члена Палаты общин и пребывание на королевской службе с получениемжалованья или выплатой пенсии[3].
Все эти факторы явилисьосновой британской «неписаной конституции».
4.        В чемзначение французской конституции 1791 г.
Юридическое изменениепрежнего государственного уклада завершилось принятием первой в истории ФранцииКонституции 1791 г. В ней был закреплен новый строй конституционной монархии.
Первый проект будущей конституции был представленУчредительному собранию в июле 1789 г. депутатом Мунье. По разным причинампроект Мунье был отвергнут.
В ходе нового этапа конституционных работ были разрешенывопросы об ответственности и назначении министров, об организации. В 1790 г. одним из наиболее острых стал вопрос о гражданском статусе духовенства, и принятиезаконодательных решений по нему стимулировало начало возрастающей оппозициикороля к конституции. В условиях леворадикальной политической волныконституционалисты в Собрании стимулировали принятие конституции. 3-18 сентября 1791 г. конституция была принята Собранием, утверждена королем и обнародована.
Первый из семи разделов Конституции был своеобразнойпреамбулой, в которой воспроизводились и развивались основные положения«Декларации прав человека и гражданина». Здесь заключались и новые положения огражданских правах, которых не было в Декларации: гарантировалась свободапередвижения; свобода собраний и петиций; государство брало на себя заботу оначальном бесплатном образовании всех. Более определенно провозглашаласьсвобода печати: с запретом предварительной цензуры. Принципиально важными сталиправоположения о новых отношениях государства и церкви.
Знаменательным было положение преамбулы о вышестоящем характерегражданских прав: «Законодательная власть не может издавать законов,препятствующих осуществлению естественных и гражданских прав, обеспеченныхконституцией, или нарушать эти права».
Организация государственной власти по Конституцииосновывалась на двух принципах: 1) национального суверенитета, которыйпровозглашался «единым, неделимым и неотчуждаемым», непередаваемым никакомуиному органу или лицу; 2) разделении властей, т.е. закреплении за отдельным,по-своему формируемым государственным институтом собственных полномочий.
Законодательное собрание состояло из 745 депутатов. Ихизбирало население путем двухстепенных выборов (первичные собрания активныхграждан-собрания выборщиков) на основе цензового избирательного права.Конституция закрепила установленные законами 3 ноября и 22 декабря 1789 г. ограничения в правах: избирать могли только мужчины-граждане, старше 25 лет, прожившие вместности более года, уплачивающие налог в размере не менее трехдневной платырабочего и не состоящие в услужении. Соответственно идеалам свободы исобственности, избирательное право закреплялось за имущим населением. Однакостепень демократизма этого права была высокой: право участвовать в первичнойорганизации законодательной власти получили в то время 4,3 млн. человек (из 26млн. населения страны.
Высшая исполнительная власть вручалась королю. Власть короляопределялась как неделимая и наследственная, но вместе с тем как подзаконная.При вступлении на престол монарх обязан был принести присягу на верность нациии закону; пренебрежение интересами нации, вооруженное выступление против народасчитались в Конституции равными отречению от престола.
Положение правительства осталось в Конституции непроясненным. Должностные лица считались «агентами народа», избранными на срок иподлежащими ответственности, в том числе уголовной, перед законодателями.
В сфере юстиции Конституция определила независимость судебнойвласти, а в качестве главного ее организационного принципа – выборность судейнародом. Специально отмечалось, что суд не может вмешиваться во властьзаконодательную, т.е. никаких конституционно — контролирующих полномочий заюстицией не предполагалось.
Предполагалось единственно возможное воплощение политическогоразума, творцы конституции стремились сделать ее неподвижной. Порядок измененияконституции был очень сложным, предусматривал согласие несколькихпоследовательных ассамблей и мог опираться только на особую учредительнуювласть народа, отличающуюся от обычной законодательной.
Несмотря на провозглашенное в ней разделение властей,Конституция 1791 г. очевидно выразила стремление закрепить за народнымпредставительством политическое верховенство[4].

5. Значениереформ Муцухито Мэйдзи для капитализации Японии
 
К середине XIX в. Япония оставалась феодальнымгосударством. Жесткая система сословных разграничений в нем дополнялась особойвоенно-служилой иерархией в рамках государственного строя сегуната. Военнаяадминистрация сегуна — бакуфу — единственно объединяла страну. Реально Японияпо — прежнему распадалась на отдельные княжества под властью феодальных клановво главе с дайме. В японском обществе, напротив, к первой половине XIX в. обозначились новые явления,связанные с развитием городов и купечества как нового социального слоя.Чрезмерные сословные ограничения, налоговые тяготы вызывали рост общественногонедовольства. Почти постоянными стали крестьянские восстания в княжествах,которые собирали под своими знаменами и многочисленных деклассированныхсамураев. Между княжествами Юга и Севера обозначились различия, связанные сразными уровнями социальной и экономической модернизации. Это было взаимообусловленос оформлением оппозиции южных кланов и примыкавших к ним князей режимусегуната. Частичной попыткой преодолеть кризис реформы периода Тэмпо (1830 — 1843 гг.). Были устранены некоторые социальные монополии, облегчено развитиемануфактур, в крупных княжествах Сацума, Тесю были проведены налоговые иадминистративные реформы.
В нарастании социально-политического кризиса в Япониисередины XIX в. совершенно особую роль сыгралвнешний фактор: отношения с европейскими державами и США и правительственнаяполитика по поводу этих связей. С 1640 г. страна была «закрыта» для общения со всеми странами, кроме Китая и Кореи; ослушников ждала смертная казнь.Запрещены были исповедование христианства, деятельность миссионеров. Нарастаниеколониальной экспансии США, других западных держав на Дальнем Востоке привело в1854-1858 гг. к принудительному «открытию» Японии для морской торговли икоммерческой деятельности иностранцев. Были заключены неравноправные договорыСША, Англии, России с Японией. Взаимоотношения, с европейскими государствамибыли по-разному использованы японскими феодальными кланами и сегунатом. Однистали извлекать коммерческие и военные выгоды, хотя и допуская ограбление своихвладений, другие стремились к восстановлению «святынь» прежних порядков,обоснованно видя в модернизации опасность для режима. С 1858 г. противостояние по вопросу о внешних отношениях вылилось в борьбу дайме разных кланов загегемонию в бакуфу. Сторонники модернизации объединились вокруг клана Сацума (атакже Тесю, Тоса). Эти кланы и выступили организаторами борьбы с бакуфу.
Раскол феодальных группировок проходил на фоне значительногороста крестьянских волнений (1860-1867 гг.). Некоторые кланы стали использоватьновые крестьянские вооруженные отряды для борьбы с противниками, что сталоодним из нарушений прежних феодально-сословных устоев. Раскол поддерживающихсегунат сил, активизация реформаторов повысили политическое значениеимператорского двора, в частности придворной аристократии и чиновничества — кугэ. Опираясь на политический интерес, кугэ, в центральных районах страныширилось движение за восстановление прав императорской власти (под лозунгами сонно- дзен — «почитание»). В южных кланах и среди самурайского чиновничества(которому реально принадлежала средняя и низовая администрация в стране)окрепли стремления к свержению бакуфу.
В августе 1863 г. крупнейшие кланы Сацума, Тесю и Тоса ввелив столицу — Киото — войска, совершив государственный переворот. Однакодальнейшие события и аристократические противоречия раскололи оппозицию,временно усилились соглашательские настроения. Возникли проблемы реализацииимператорской власти, поскольку все реальное управление было в руках бакуфу.Между кланами развернулась гражданская война (1863-1867 гг.). Война шла спеременным успехом, пока на политической арене не появились новые мощные силы:купеческие кланы оказали оппозиционерам мощную финансовую поддержку,крестьянские отряды — госи развились до прообраза полурегулярной армии,оснащенной новым оружием. В ходе гражданской войны все большую общественнуюподдержку стала находить идея политического представительства как органа,способного направлять императорскую политику.
Военно-политический переворот обрел легальные формы снеожиданной переменой на престоле: в конце 1866 г. скончался император Комэй, власть номинально перешла к новому монарху — Муцухито, взявшему,по японской традиции, новое имя Мэйдзи («просвещенное правление»). Вантисегунской оппозиции возобладали интересы придворных кугэ и самурайскогочиновничества, требовавших полной политической реформы и возврата кисторически-мифологической монархии. Опираясь на военные отряды оппозиционныхкланов, мятежники-реформаторы потребовали у сегуна возвратить властьимператору, аннулировав полномочия совета регентов и другие основополагающиедля прежних порядков институты. 14 октября 1867 г. сегун Кэйки объявил о сложении с себя полномочий сегуна. Политический переворот был дополнендворцовым: совещание кугэ и чиновничества 8-9 декабря выработало принципынового государственного порядка. Эти принципы были легализованы в императорскомманифесте от 9 декабря 1867 г., формально завершившем переворот. В манифесте:1) утверждалось возвращение сегуном власти; 2) упразднялись посты регентов,главного советника и институт бакуфу; а главное 3) провозглашался новыйполитический курс: «Основываться на принципах, установленных императором Дзиммупри образовании нашей страны, — весь народ, гражданские и военные, высшие инизшие, будет участвовать в общественном обсуждении, все должны одинаководелить радости и горести жизни».
Вассалы дома Токугава в целом одобрили реставрациюисторической монархии. Но реальная власть сегуна в Северной и ЦентральнойЯпонии не была поколеблена. Опираясь на собственную армию, сегун развязал ещеодну гражданскую войну (1868-1869 гг.). Война окончилась победой императорскихсил и полной ликвидацией института сегуната (сопротивление отдельных мятежныхдайме длилось еще около двух лет). Хотя переворот имел чисто верхушечныепроявления (несмотря на то, что всколыхнул широкие самурайские классы игородское население), значение его для государственного развития Японии быловелико: с падением сегуната была разрушена и вся многостолетняягосударственно-административная и военная система страны.
В результате переворота Мэйдзи в Японии запоздалоустановилась абсолютная монархия и открылись перспективы для скорого завершенияцентрализации страны. Однако особенности времени предопределили рост влиянияантифеодальных социальных сил и реформаторского чиновничества. Это сделало эруМэйдзи периодом быстрой политической модернизации государственного строя формированиянового правового уклада[5].
6. Изменение в источниках права в 20веке, «гармонизация законодательства»
 
В сфере права в XX в. продолжали действовать и развиваться тенденции, наметившиеся либосложившиеся в предыдущий период. На более высоком уровне цивилизационногоразвития, при значительном усложнении хозяйственных отношений, с ростомсоциальных, этнических, религиозных противоречий, а также в связи сактивизацией роли государства в регулировании общественных отношенийнаблюдалось и расширение сферы действия права, в частности публичного права,императивных (строго обязывающих) норм, отчасти стирание граней между публичными частным правом. Наряду с ускорением развития права в нем заметно утверждаются«социальные мотивы», появляются новые отрасли права, например трудовое,социальное право; от гражданского права «отпочковываются» патентное, авторское,банковское право и т.д. Юридико-техническое совершенствование права споявлением большого числа специальных терминов, также и возрастание его объемавели к тому, что овладение правом стало требовать обширных специальных знаний.Мировой естественно — исторический процесс проявлялся в праве различными,подчас противоположными, тенденциями и направлениями движения. В правеотражались усложнение общественных отношений, разрушительное воздействиенекоторых теорий, экономических, политических, военных кризисов и в то же времяповышалась роль права в защите прав человека, в регулировании экономическихпроцессов, сближении народов[6].
Структурные изменения в праве повлияли на источниковую базу гражданскогои торгового права, хотя степень этого воздействия, равно как и соотношениеразного рода источников, неодинаковы для отдельных стран. В континентальнойЕвропе (Франция, Германия, Италия и др.) по-прежнему доминирующим источникомявляются закон и подзаконные акты, а само гражданское и торговое правокодифицировано. В странах англосаксонского права (прежде всего, Англия, США)судебный прецедент, как и в прошлом, играет исключительную роль, подчасвозвышаясь над законом, хотя последний в принципе считается главным.
Наметившаяся в настоящее время унификация права отразилась ина системе их источников. В англосаксонских странах возросла роль законов иподзаконных актов. В странах континентальной ветви права важную роль сталаиграть судебная практика (при формально сохранившемся принципе – решение имеетзаконную силу, только для дела, по которому оно вынесено; но суды низшейинстанции в большей степени, чем раньше, стали руководствоваться решениямивысших судов по аналогичной категории дел).Возникновение Общего рынка привело кнеобходимости единообразного правового регулирования и дало новый стимул ксближению источников права. Их унификация в наибольшей степениконкретизировалась в международных соглашениях, обязательных к исполнению встранах, их подписавших, а также в составлении на межгосударственном уровнепроекта типового нормативного акта, который затем принимается отдельнымистранами в качестве национального закона[7].
7. Роль,канонического права в средневековой Европе
Особое место в процессеформирования общеевропейской правовой культуры в Средние века занималоканоническое право. Первоначально оно возникло как право христианской церкви вцелом. Затем, после раскола церкви, сложились две самостоятельные ветвиканонического права. В Западной и Центральной Европе каноническое правополучило под влиянием «папской революции» особенно большое развитие ипревратилось в самостоятельную и эффективно действующую систему средневековогоправа. Восточная ветвь канонического права, оформившаяся в рамкахгреко-православной церкви, действовала в Византии, а также в ряде других странЮго-Восточной и Восточной Европы, но не имела здесь такого авторитета, какканоническое право на Западе.
Большая значимость нормканонического права в западно-европейском обществе определялась рядом факторов.Здесь каноническое право разрабатывалось и поддерживалось могущественной римско-католическойцерковью и папством. Каноническое право отличалось универсальностью иэкстерриториальностью, поскольку его нормы действовали во всех странах,принявших католицизм. Оно не знало государственных границ и соединяло в единоецелое всех католиков. Каноническое право отличалось также широтой регулируемыхим общественных отношений. Оно включало в себя вопросы, как духовной, так исветской жизни, было обязательным как для клириков, так и для мирян. Наконец,особый вес каноническому праву придавала его традиционность, поскольку оносвоими корнями уходило в античность, в греческую философию и римскую правовуюкультуру. Каноническое право вобрало в себя и передало последующим поколениямцелый ряд норм римского права.
Одним из наиболеезначительных и уникальных явлений в правовой жизни Западной Европы сталарецензия римского права, усвоение обществом[8].
 
8. Дайреопределение терминов
 
·         Варварскиекоролевства –крупные конгломеративные королевства, где королевская власть возвышается надобществом.
В Европе в период ранних«варварских» государств, когда формирующийся класс земельных собственников –феодалов, сплачивался вокруг королевской власти, пользовавшийся такжеподдержкой христианской церкви и крестьян – общинников, как правило,государственные образования приобретали форму раннефеодальной монархии[9].
·         Меровинги – династия монархов Франкскогогосударства. Династия Меровингов правила во Франкском государстве с 457 по 751гг.[10]
После смерти Хлодвига (монарха, из династии Меровинги), егосыновья вступили в длительную кровавую борьбу за верховную власть. Феодальныераспри с небольшими перерывами продолжались более ста лет. Королевство не разраспадалось на отдельные, по существу независимые государства. Лишь в начале VII в. наступило некоторое успокоение.Но события предыдущего столетия оказали существенное влияние насоциально-экономическое и государственное развитие страны. Знать щедронаделялась землей. Для королей это был единственный способ привлечь ее на своюсторону. Подаренная земля становилась наследственной, свободно отчуждаемойсобственностью, так называемым аллодом. Итогом таких дарений явилось резкоеусиление объективно закономерного процесса «оседания дружины на землю».Наделение дружинников имениями, превращение их в феодалов – землевладельцевимело место почти во всех странах феодальной Европы. Особенностью монархииМеровингов было то, что здесь этот процесс приобрел исключительно большиеразмеры.
В этот период возникла система патроната («покровительства»).В условиях нарастающих притеснений и злоупотреблений крестьяне были вынужденыприбегать к защите сильных и влиятельных лиц. Нередко знать сама навязывала«покровительство» крестьянам, так как была заинтересована в этом. Отдача себяпод «покровительство» (комендация) стала широко распространенным явлением.Комендировались не только слабые и безземельные, но иногда и сильные имногоземельные становились «под руку» еще более сильных. Комендацияпредусматривала: 1) передачу господину права собственности на землю споследующим ее возвращением в виде держания; 2) установление личной зависимости«слабого» от своего патрона; 3) выполнение в пользу патрона ряда повинностей.
Упрочение феодальной государственности не сопровождалось,однако, усилением власти королей. Кровавая распря VI в. оказалась роковой для династии Меровингов. Они быливынуждены раздать практически все принадлежавшие им земли. По мере того какуменьшался земельный фонд королей (основы военно-политической силы в феодальномобществе), росло могущество знатных фамилий. Весь VII в., за небольшим исключением, прошел под знакомослабления власти королей. И в конце VII в. они были полностью отстранены от дел. Наступило время, как тогда говорили,«ленивых» королей.
Государственная власть сосредоточилась в руках знати,захватившей все главные должности и, прежде всего пост майордома. Первоначальномайордом (от лат. — старший по дому) возглавлял управление королевским дворцом.Однако постепенно правомочия его расширяются настолько, что он становитсяфактическим главой государства. На рубеже VII—VIII вв. эта должность превратилась в наследственноедостояние знатного и богатого рода, положившего начало династии Каролингов[11].
·         Эклога – сборник гражданских, уголовных ипроцессуальных законов Византии, разработанный на основе свода Юстиниана в 726 г.
Благодаря краткости ипростоте изложения он получил широкое распространение и вне Византии, особеннов славянских странах[12].
·         Совет пятисот(буле) – рабочийорган Народного собрания Афин.
Членом буле мог бытьполноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигшийтридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50человек от каждой из 10 фил (фила – территориальная единица)[13].
Каждый год Совет обновлялся,т. к. повторное избрание гражданина было возможным лишь через несколько лет итолько один раз. Члены Совета получали жалованье.
Совет пятисотподготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решенияНародного собрания, составлял предварительное заключение для внесения вНародное собрание, без которого народ не мог вынести постановления порассматриваемому вопросу.
Совет контролировалисполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц,заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинскогогосударства действовал под руководством и непосредственным наблюдением Советапятисот.
По истечении срокаполномочий члены Совета давали народу отчет[14].
·         Фелония – нарушение обязанностей вассала вотношении сеньора и наоборот. Это понятие сложилось в английском уголовномправе в XIII в.
К XVI в. фелония являлась тяжкимуголовным преступлением[15].
 
9. Решениезадачи
 
Положение 176 ЗаконаХаммурапи гласит: «Если дворцовый раб или же раб мушкенума взял (в жены) дочьполноправного человека и, когда он взял ее, она вступила в дом дворцового рабаили же раба мушкенума вместе с приданым дома своего отца, а после того, как онисоединились, они построили дом и приобрели добро и затем либо дворцовый раб,либо же раб мушкенума умер, (то) дочь (полноправного) человека может забратьсвое приданое, а все, что она и ее муж приобрели после того, как онисоединились, должны поделить пополам, и половину может забрать хозяин раба,половину может забрать дочь (полноправного) человека для своих сыновей»[16].
Согласно этому, всенажитое совместное имущество, после смерти Кубата, должны поделить: его женаЛика и его хозяин Забар. А мастерскую по праву должен забрать Забар, т.к. этоимущество не считается совместно нажитым – оно было приобретено хозяиномКубата, до вступления им в брак с Ликой.

10.Решение задачи
 
Согласно ЗаконуХаммурапи, сыновья могут делить имущество только после смерти отца. И только вопределенных случаях:
·         «Если человекподарил своему наследнику, которого он любит, поле, сад и дом и написал емудокумент с печатью, (то) когда братья будут делиться после того, как отецумрет, подарок, который отец дал ему, он может забрать, а сверх того они должныподелиться поровну имуществом, (что) в доме их отца».
·         «Если человекзахотел отвергнуть своего сына и сказал судьям: «Я отвергну своего сына», (то)судьи должны рассмотреть его дело, и, если сын не нанес отцу никакой обиды, закоторую (полагается) отвергнуть от наследства, отец не может отвергнуть своегосына от наследства».
·         «Если человекуего супруга родила сыновей, и его рабыня родила ему сыновей, (и) отец при жизнисвоей сказал сыновьям, которых ему родила рабыня: «Мои сыновья», (то) послетого, как отец умрет, сыновья супруги и сыновья рабыни должны поровнуподелиться имуществом в доме их отца; при разделе наследник, сын супруги, можетвыбрать (свою долю) и взять»[17].
Также, Законом Хаммурапи,предусмотрено лишение наследства: «Если сын нанес своему отцу тяжкую обиду, закоторую полагается отвергнуть от наследства, (то) в первый раз они (судьи)должны отвести его намерения; если же он двукратно нанес тяжкую обиду, (то)отец может отвергнуть своего сына от наследства».
А пока, делить имуществоони не вправе, и являются на тот момент объектами права.
 

Списокиспользуемо литературы
1.        Батыр К. И.,Поликарпова Е. В., Седаков С. Ю., Филиппова Т. П. Хрестоматия по всеобщейистории государства и права. Том 2. Издательство «Юристъ». Москва, 1996 г. – 520 с.
2.        Батыр К. И.,Филиппова Т. П., Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права.Издательство «Былина». Москва, 1997 г. – 416 с.
3.        Батыр К.И., ИсаевИ. А., Кнопов Г. С., Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права.Учебник. Издательство «Юристъ». Москва, 1999 г. – 456с.
4.        Буланова А. Г.История государства и права зарубежных стран. Издательство «Приор-издат».Москва, 2005 г.
5.        Косарев А. И.Всеобщая история государства и права. Учебник. Издательство «Юриспруденция».Москва, 2007 г. – 504 с.
6.        Кошелев С. М.История государства и права зарубежных стран. Пособие для студентов.Издательство «Вектор». Санкт – Петербург, 2007 г. – 236 с.
7.        Крашенникова Н.А., Жидков О. А. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебникдля ВУЗов. Издательство «НОРМА — ИНФРА». Москва, 1998 г. – 480 с.
8.        Омельченко О. А.Всеобщая история государства и права. Учебник. 3-е издание. Том 1. Издательство«Тон». Москва, 2000 г. – 523 с.
9.        Омельченко О. А.Всеобщая история государства и права. Учебник. 3-е издание. Том 2. Издательство«Тон». Москва, 2000 г. – 494 с.
10.     Томсинов В. А.Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран «Древность иСредние века». Издательство «Зерцало». Москва, 1999 г. – 467 с.