Российский феномен педагогического новаторства

Содержание
Введение………………………………………………………………………….…..3
Глава I. Урок – основнаяформа обучения…………………………………………4
§ 1. Формы и методы обучения……………………………………………….4
§ 2. Основные пути совершенствованияурока в современной школе…….8
§ 3. Типология и структура современного урока………………………….11
§ 4. Общие требования ксовременному уроку……………………………13
Глава II.Педагоги-новаторы………………………………………………………15
         §1. Гончарова Т. И…………………………………………………………..17
         §2. Шаталов В. Ф……………………………………………………………22
         §3. Москаленко К. А…………………………………………………………29
Глава III. Опытно –экспериментальная работа посовершенствованию современного урока…………………………………………………………………35
         §1. Отчет о прохождении педагогической практики…………………..…35
         §2. Развернутый план-конспект урока……………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….…55
Литература…………………………………………………………………………..56
Приложения…………………………………………………………………………57
Введение
Наша работа посвященаучителям-новаторам, прежде всегоисторикам. Мы должны в этой работе изучить методику преподавания учителей-новаторов, их педагогические находки, ихгуманистический и творческий характер.
Объектом исследованиямы изберем педагогическую деятельностьучителей-новаторов.
Предметом нашего исследованиябудет уникальный новаторский и исследовательский педагогический опыт такихпедагогов и ученых России как Т. И. Гончарова, В. Ф. Шаталов и К. А.Москаленко.
Целью нашей работы будет определение методических,педагогических находок учителей-новаторов, а также выявления их гуманистического и творческого характера.
На основании объекта, предмета и цели исследования мы ставим себе задачу применить новаторский,педагогический опыт учителей-новаторов во времяпрохождения педагогической практикив школе.
Наша работа состоит из двух частей – теоретической ипрактической.
Теоретическаячасть состоит из двух глав. Перваяглава включает в себя общие сведения о современном уроке. Втораяглава включает в себя обобщениеноваторского, педагогического опыта учителей-новаторов.
Третья глававключает в себя практическую часть, которая заключаетсяв применении полученных знаний на практике, проведенияисследовательской работы в школе и представленияразвернутого плана-конспекта одного из проведенных уроков.
Исследовательскаяработа проводилась в средней школе № 69 г. Липецка с 12 ноября по 8декабря 2001 г.
В процессе работы использовались научные трудыпедагогов-новаторов таких как:
1.    
2.    я.
3.    

Глава I. Урок – основная форма обучения
§ 1. Формы и методы обучения
В литературе по педагогике часто путают понятияметода и формы обучения. Дадимследующие определения:
Форма — характерориентации деятельности. В основеформы лежит ведущий метод.
На сегодняшнийдень известны три основные формы организации педагогического процесса,отличающиеся одна от другойколичественным охватом обучающихся,соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников, степенью их самостоятельности и спецификой руководстваучебно-воспитательным процессом со стороны педагога. К ним относятся:1)  индивидуальное обучение и воспитание,2) классно-урочная система, 3)лекционно-семинарская система[1].
Рассмотрим некоторые из форм обученияболее подробно.
Урок –коллективная форма обучения, которой присущи постоянныйсостав учащихся, определенные рамкизанятий, жесткая регламентацияучебной работы над одним и тем же длявсех учебным материалом.
Анализ проводимых уроков показывает, что их структура и методикаво многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессеобучения, а также от тех средств,что имеются в распоряжении учителя.Все это позволяет говорить ометодическом разнообразии уроков, которые, однако, могут быть классифицированы потипам:
1. я на заданнуютему, хотя при известном мастерствеучителя такие уроки приобретаютхарактер беседы) ;
2. ятия(такого рода уроки обычно посвященыотработке умений и навыков);
3.
4. ятся по схеме:
–    я ранее пройденногоматериала, проверка домашнего задания,устный и письменный опрос и т. д.
–    я учителем, либо «добывается» в процессе самостоятельнойработы учащихся с литературой.
–    я знаний на практике (чаще всего — решение задач поновому материалу);
–    я.
5.объединенные уроки*.
Факультативные занятиякак форма обучения были введены вконце 60-х — начале 70-х гг. в процессе очередной безуспешной попыткиреформировать школьное образование. Эти занятия призваны дать более глубокое изучение предметавсем желающим, хотя на практике, ониочень часто используются для работы с отстающими обучаемыми.
Экскурсии — формаорганизации обучения, при которойучебная работа осуществляется врамках непосредственного ознакомленияс объектами изучения.
Домашняя работа- форма организации обучения, прикоторой учебная работахарактеризуется отсутствиемнепосредственного руководства учителя.
Внеклассная работа: олимпиады, кружки и т.п., должны способствоватьнаилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.
Метод — способпрофессиональной совместной деятельностиучителя и обучаемого с целью решения образовательно-воспитательных задач[2].
Метод осуществленияпедагогического процесса расчленяется на составляющиеего элементы (части, детали), которые называютсяметодическими приемами. Например, составление плана изучаемого материала,применяемое при сообщении новыхзнаний, при работе с книгой и т.п.
В современной дидактике все многообразие методовобучения сведено в три основныегруппы:
1. Методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядныеи практические, репро­дуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные идедуктивные методы обучения.
2. Методы стимулированияи мотивации учебно-познаватель­ной деятельности:познавательные игры, учебные дискуссии и др.
3. Методы контроля(устный, письменный, лабораторный и др.) и самоконтроляв процессе обучения[3].
Система общих методов осуществленияцелостного педагоги­ческого процесса имеет следующий вид:
1. Методы формированиясознания в целостном педагогическомпроцессе (рассказ, объяснение,беседа, лекция, учебные дискус­сии,диспуты, работа с книгой, метод примера).
2. Методы организации деятельностии формирования опыта об­щественногоповедения (упражнения, приучение, метод созданиявоспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструк­таж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы,репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индук­тивные и дедуктивныеметоды).
3. Методы стимулированияи мотивации деятельности и поведе­ния (соревнование, познавательнаяигра, дискуссия, эмоциональ­ноевоздействие, поощрение, наказание и др.).
4. Методы контроляэффективности педагогического процесса (специальнаядиагностика, устный и письменный опрос, кон­трольные и лабораторные работы,машинный контроль, самопро­верка и др.)[4].

§ 2. Основные пути совершенствованияурока в современной школе
Классно-урочнаясистема предусматривает различные формы организации учебно-воспитательногопроцесса: домашняя учебнаяработа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственнаяпрактика, семинарские занятия, внекласснаяучебная работа, факультативные занятия,консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в школе являетсяурок[5].
Урок – это такаяформа организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точноустановленного времени руководит коллективной, познавательной и иной деятельностью постояннойгруппы учащихся (класса) с учетомособенностей каждого из них, используявиды, средства и методы работы, создающие благоприятныеусловия длятого, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственнов процессе обучения, а также для воспитанияи развития познавательныхспособностей и духовных сил школьников[6].
Педагогическая наука и школьнаяпрактика направляют свои усилия на поиски путей совершенствования урока. Основные направленияследующие:
1.     ятельностиучителя и учащихся на уроке. Одна из важных задач учителя– мобилизовать учащихся навыполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке. Для этого необходимо спланировать каждый урок, чтобы внем были предусмотрены самые короткие пути к поставленной цели, и в первуюочередь намечены структура, методика и средства обученияв строгом соответствии с поставленной целью[7].
2.     ятся необходимые дляурока наглядные пособия, технические средства, ученические принадлежности,справочная и дополнительная литература, раскладываетсявсе необходимое на каждое рабочее место. Также дляэтого возможно поставить перед учениками интересное задание, включающее их вработу с первой минуты урока. Вместо домашних заданий применяютсяразличные способы фронтальной ускоренной проверки – тестовые письменные работы,программирование, перфокарты и др.
3.     ятельности итворческой активности учащихся.Наиболее интересное направление связанос вопросами применения на урокеметодов и приемов проблемного обученияи создания проблемных ситуаций каксредства повышения познавательнойактивности учащихся, этоспособствует повышению качества знаний и выработке необходимых навыков иумений.  Также предусматривается самостоятельная работа учащихсяс учебной и научной литературой, словарями,справочниками и энциклопедиями,таблицами, диаграммами, графиками, картами.
4.     я учебно-воспитательного процесса. Целенаправленныйвыбор наилучшего варианта построенияпроцесса, который обеспечивает за определенное времямаксимальную эффективность решениязадач образования в данныхконкретных условиях школы,определенного класса. Необходимо выбирать оптимальные варианты сочетания различных методов, приемов, средств обучения, ведущих кратчайшим путем к достижению целейурока.
5.     я учебно-воспитательного процесса на уроке. Чембольше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок, тем выше интенсивность учебного труда[8]. Степень интенсивностиучебного труда зависит от производительности использованиякаждой минуты урока, мастерства учителя,подготовки учащихся,организованности классного коллектива, наличиянеобходимого оборудования ирационального его размещения,правильного чередования труда иотдыха и т.п. В условияхинтенсификации обучения учащиеся осваивают знанияв основном на уроках, и отпадает необходимость заучиваниядома материала. Вместо заучиванияучащиеся получают возможность лучшеего осмыслить и закрепить, выполнить творческие задания,вызывающие у них интерес, чувство интеллектуального удовлетворения от удачно выполненной работы.
6.     язей.При переходе к новому материалу, ставятся задачи и вопросы длявоспроизведения и последующейкоррекции, опорных для усвоения нового материала знаний и практических навыков иумений[9]. Эти знания получены учащимисяв процессе обучения или на основеличных наблюдений, при изучении данного предмета или родственных дисциплин. Этомогут быть представления, понятия, законы,формулы, числовые данные, создающие опору, фундамент дляполноценного восприятия и пониманияновых знаний. Но воспроизведение опорных знаний должно сопровождаться их совершенствованием: дополнением неполных,углублением поверхностных, расширением узких, исправлением ошибочных знаний.Внутрипредметные в межпредметные связитакже осуществляются с целью достиженияобобщения и систематизации широкогокруга знаний. Межпредметные связиспособствуют усвоению системы знаний об объектах, которые отдельными элементамиизучаются по различным учебнымдисциплинам.
7.    

§ 3. Типология иструктура современного урока
Урок являетсясложным педагогическим объектом. Как и всякиесложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам.
Структура урока – это соотношение элементов урока вих определенной последовательности и взаимосвязимежду собой[10].
Примернаятипология уроков в современнойшколе:
–        яновых знаний;
–        янавыков и умений;
–        язнаний;
–        яи систематизации знаний;
–        [11].
Исходя изэтой типологии, строится календарныйили тематический план с распределением уроков по отдельным разделам и темам в соответствиис образовательными целями.Соотношение уроков различных типов неодинаково и зависит от характера учебнойдисциплины, специфики знаний, навыков и умений, целей и задач отдельных учебныхпредметов. Каждый тип урока имеет определенную четко обозначенную, основнуюобразовательную цель и методику, соответствующую его целями задачам.
Классификацияуроков рациональна и позволяет болеечетко определить цели, задачи и структуру каждого урока и мобилизовать учащихся на успешное их решение. Так, если планируется урок усвоенияновых знаний, то перед учащимисяставятсясоответствующие задачи по восприятию,осмыслению определенных понятий,законов, теорий; если предполагаетсяурок применения знаний, навыков иумений, учащиеся настраиваются на творческое решение рядапрактических задач на основе усвоенных на прежних уроках знаний. На урокекомплексного применения знаний иумений учащиеся обучаются применятьполученные знания и навыки вжизненных условиях, что формируеттворческую активность в решении различных жизненных проблем и задач. На урокеобобщения и систематизации знанийучащиеся не только повторяют пройденный материал, но и приводят понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие иусвоение связей и отношений между ееэлементами.

§ 4. Общие требования к современному уроку
Общие требованиякратко можно сформулировать так:
–        ясознательными, глубокими и прочными знаниями;
–        япрочные навыки и умения,способствующие подготовке их к жизни;
–        я на уроке, формировать у учащихся в процессе обучениячерты личности;
–        ятьвсестороннее развитие учащихся,развивать их общие и специальные особенности;
–        ясамостоятельность, творческуюактивность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни.
–        ясамостоятельно учиться, приобретать и углублятьили пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применятьих на практике;
–        ятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний,положительное отношение к учению[12].
Эти требованияусловно можно поделить на четыре группы.
Воспитательные требования.Воспитывать моральные качества, формировать эстетические вкусы, обеспечиватьтесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями, формировать активное отношение к ней.
Дидактические требования.Обеспечивать познавательную активность на уроке, рационально сочетатьсловесные, наглядные и практическиеметоды с проблемами, работу с учебником, решение познавательных задач.Реализовывать требования единстваобучения, воспитания и развитияпутем тесной связи теории спрактикой, обучения с жизнью, сприменением знаний в различных жизненных ситуациях.Необходимо осуществлятьсистематический контроль за качеством усвоениязнаний, навыков и умений и коррекцию их учебных усилий[13]. Постоянное получение обратной связипозволяет влиятьна ход учебного процесса, корректировать его. При обнаружении пробелов в знаниях нужно анализировать их причины и находить пути ихустранения. Приучать учащихся к самостоятельностии самоконтролю в процессе самостоятельнойпознавательной деятельности. Постоянное привлечение учащихсяк активной познавательной деятельностии выполнению практических заданий на уроке способствует закреплению знаний,навыков и умений.
Психологические требования.Учитель контролирует точность, тщательность и своевременность выполнения учащимисякаждого требования. Воля и характер учителяпроявляются на уроке во всей его деятельности.Особенно ценится ученикамитребовательность педагога в сочетании со справедливостью и доброжелательностью,уважением и педагогическим тактом. Учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолеватьотрицательное психическое состояниена уроке – неуверенность, скованность или, наоборот, излишнюю самоуверенность,игривость, повышенную возбудимость.
Гигиенические требования.Соблюдение температурного режима в классе, надлежащих норм освещения. Следует избегать однообразияв работе, монотонности изложения,чередовать слушание учебной информации с выполнением практических работ.Перемена видов работы приносит отдых, позволяетвключать в познавательную деятельностьразличные органы чувств.
Мастерство учителяна уроке заключается главным образомв умелом владении методикой обученияи воспитания, творческом примененииновейших достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональномруководстве познавательной и практической деятельностьюучащихся, их интеллектуальнымразвитием.
Глава II. Педагоги-новаторы
То новое, что принесли учителя-новаторыв педагогику можно охарактеризовать одной общей фразой – педагогикасотрудничества. При таком подходе к обучению учитель и ученик из положения начальника и подчиненного становятсяравноправными партнерами, пытающимисясообща постичь истину на уроке.
Педагогическаядеятельность должна иметь гумани­стическуюнаправленность. Это означает, что все дейст­вияпедагога подчинены реальным интересам личности ребенка, учащегося, взрослого человека.
Задача педагога заключается в оказании влияния на поведение ученика с целью его по­следующегоизменения, то есть, осуществитьпедагоги­ческое воздействие гуманистического, а не авто­ритарного характера.
Гуманистическая направленность личности учителя являетсяведущим типом направлен­ности, она предопределяетгуманистический характер профессиональной деятельности,выражающийся в осоз­нании,разработке и реализации задач по оказанию педагогической помощи воспитанникам вих индивиду­ально-личностном развитии и становлении. Гуманисти­ческая направленность личности формируется на базе общечеловеческих ценностей (специфическихсоциаль­ных определений объектов окружающего мира, выявляющих их положительное или отрицательное значение начеловека и общества (благо, добро, зло, прекрасное, безобразное).
Гуманистическое воспитание имеетсвоей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характеротношений между участниками педагогического процесса[14].
В современной педагогическойкультуре, являющей­ся частью культуры общечеловеческой, достойное местозанимают прогрессивные концепции, утверждающие необходимость уважительногоотношения к личности ребенка, признаниеи защиту его прав на свободу и раз­витие, гуманистические и демократическиепринципы его воспитания и образования[15].
Далее мы кратко охарактеризуем методические и педагогическиенаходки учителей-новаторов, а также их гуманистический и творческий характер.
Начнем мы с описанияметодики народного учителя СССР,ленинградской учительницы истории Т. И. Гончаровой.

§ 1.Гончарова Т. И.
Гончарова считает, что урок – это совместный поискистины учителем и учениками[16]. Ученик на уроке долженработать, а не выслушивать лекции учителя,которые он в последствии вероятнозабудет.
По мнению Гончаровой, изу­чать историю — это вовсе не значит запоминатьпрошед­шее и пересказывать содержание исторического мате­риала. Изучать историю— значит осмысливать прошед­шее, познавать законы общественного бытия. Если ученики на уроке истории обнаруживают личноеотношение к событиям и людям прошлого, впитывают в себяего опыт, эмоционально зажигаются,вступая в диалог с прошлым, ониобретают духовную высоту. Школьные уроки истории должны побуждать подрастающегочеловека ассоциативно мыслить, вызывать желание дерзать, быть душевнопричастным к великим деяниям народа, находить высший смысл жизни в слу­женииРодине, обществу[17].Совершенно не­обходимо, чтобы школьники овладевали такими осново­полагающимипонятиямиистории, как закономерности развертывающихсясобытий, личность и массы в истори­ческом процессе, материальный фактор на всехэтапахразвития человеческогообщества, эволюция и револю­ция в истории общества.
Урок истории состоитсялишь тогда, когда на основе истори­ческих знаний, суждений, обобщений возник