Тема памяти в лирике Жуковского

Тема памяти в лирике ЖуковскогоАвтор: Жуковский В.А.

Жуковский сделал очень много для русской литературы. Он был первым учителем Пушкина, оказавшим на него большое влияние. Принимал живое участие в судьбе поэта. Он считается основоположником русского сентиментализма и романтизма. Его называют “мастером перевода”.
Поэзия Жуковского отличается богатством содержания. В своей лирике Жуковский воспевал доброту, веру в искренность и глубину чувств и с грустью говорил о несправедливости земной жизни.
Жуковский писал на многие темы. Большое место в его творчестве занимала, например, тема судьбы (“Торжество победителей”, “Отрывки из испанских романсов о Сиде”); тема дружбы (“Вечер”, “Дружба”); проблема добра и зла, любви и счастья (“Суд божий”).Богато представлена военно-патриотическая тематика. Но одной из главных, пронизывающих всё творчество поэта, является тема памяти.
Память-понятие жизненно важное и широкое. Память бывает разная. Есть память о Родине, о прошлом родной страны и своего народа, о родных и друзьях, о счастье и любви, и о многом другом.
Великий французский писатель Флобер справедливо заметил: “Тему не выбирают … в том и состоит секрет шедевра, что тема есть отражение темперамента писателя ”.
Когда знакомишься с поэзией Жуковского, невольно представляешь себе его человеком духовно богатого, полным любви к своему народу, к Отечеству.
В тематике Жуковского красной нитью проходит тема памяти об Отечественной войне 1812-1814 гг. Поэт был участником войны в составе народного ополчения. Широким отзвуком войны явилась поэма “Певец во стане русских воинов”, в которой он с чувством гордости говорит о славных защитниках Отечества. В начале поэмы поэт вспоминает о дедах, дух которых движет на подвиги храбрых воинов, выступивших на борьбу с захватчиками. Среди славных имен в памяти поэта воскресают имена великих предков: Святослава, девиз которого “мертвые срама не имут”; Дмитрия Донского, который “летит погибельной грозой на рать иноплеменных”. Здесь и Петр I, с его победой под Полтавой, и “грозный наш Суворов”. Вспоминая о славных предках Жуковский заканчивает замечательным призывом, проникнутым глубокой и искренней любовью к родине:
За них, друзья, всю нашу кровь!
На вражьи грянем силы;
Да в чадах к родине любовь
Зажгут отцов могилы.

Жуковский поёт славу героям, отличившимся в борьбе с Наполеоном, вспоминая подвиги каждого. “Хвала тебе, наш бодрый вождь, герой под сединами!” Это о Кутузове, благодаря которому “не предана Москва на расхищенье”. Дальше- “хвала сподвижникам-вождям!” Жуковский вспоминал Ермолова, “витязя юного”; Раевского, вышедшего “против мечей с отважными сынами”. Очень тепло пишет Жуковский об известном герое войны 12-го года Василии Давыдове, который в мирной жизни слыл “певцом, вина, любви и славы”, на поле боя был “ пламенным бойцом”. С горечью говорит о любимом всеми Багратионе, ставшем “добычей лютой битвы”.
Память о славных сынах Отечества побуждает Жуковского назвать имена и тех великих, которые воспевали славу русских воинов. Он говорит о легендарном Бояне (“Слово о полку Игореве”), о Ломоносове, прославлявшем победы Петра, о Державине, писавшем о легендарном Суворове. Это произведение Жуковского и теперь учит нас не только не6 забывать, но и высоко ценить славу наших предков.
После сражения под селом Красным, очевидцем которого был Жуковский. Он написал стихотворение “Вождю победителей” посвященное Кутузову. Здесь воссозданы картины панического бегства наполеоновской армии. В 1813г. После тяжёлой болезни поэт уходит в отставку, но военная биография оставила глубокий след в его творчестве. Отечественная война, воспоминания о кампании 1812-1814гг., оценка вклада отдельных героев войны в общее дело, воспоминания о славных победах русского оружия — это пожалуй, самые устойчивые темы поэзии Жуковского.
В своих поздних произведениях на эту тему он отдаёт дань идеям официального патриотизма (“Русская песнь”, “Бородинская годовщина”), но лучшее из них -“К Ермолову”. В нём достигается гармония ёмкого, насыщенного глубоким патриотизмом содержания и предельной простоты изложения.
Своеобразным отзвуком 1812г. Стала в творчестве Жуковского и наполеоновская тема, которая решается теперь в широкой исторической перспективе, в более ёмкой, насыщенной психологизмом манере(“Ночной смотр”, “Четыре сына Франции”).
Цикл военно-патриотических стихотворений Жуковского является наиболее значительным с идейно-художественной точки зрения.
Тема памяти переплетается в поэзии Жуковского с темой дружбы. Памяти рано ушедших друзей А. Тургенева, Родзянко посвящены стихотворения “На смерть А. Тургенева”, где Жуковский утешает себя надеждой на встречу с друзьями в ином мире:

Прости! не вечно жить! Увидимся опять;
Во гробе нам судьбой назначено свиданье!

Тема памяти раскрывается и в интимной лирике Жуковского, которая связана в основном с именем М. Протасовой. Поэт горячо любил эту девушку, но не смог получить согласия на брак с нею. Её выдали за другого, а через 6 лет она погибла во время родов, Жуковский долго и тяжёло переживал разрыв с любимой женщиной, и эти настроения нашли отражение в его стихотворениях, посвященных воспоминаниям о былом, проблеме счастья, злого рока(“Воспоминание”). Однако общий настрой стихотворений заставляет вспомнить пушкинское “печаль моя светла.” Настроение это выражено Жуковским в замечательных строчках, и теперь звучит для нас, потомков, высоким нравственным заветом:
О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет;
Но с благодарностью: были.

В конце жизни думы поэта снова обращаются к народу. До конца своих дней он помнил о необходимости иметь народную литературу, которая бы отражала интересы народа всех слоёв и возрастов. С этой целью он много пишет и переводит для детей. В 1831 г., как бы соревнуясь с Пушкиным, сочиняет сказку “О царе Берендее”, пишет ряд стихотворений для детей: “Жаворонок”, “Птичка”, “Котик и козлик”.
Последние произведение Жуковского стало лирическое стихотворение “Царскосельский лебедь”, в своеобразной форме воссоздающее трагедию поэта, пережившего своё поколение – поколение “славного века Екатерины ”- своё одиночество в новую историческую эпоху.
Таким образом, тема памяти проходит через всё творчество писателя, раскрывается она на высоком идейно-нравственном материале, и поэтому до сих пор сохраняет свою актуальность, свой высокий морально- нравственный потенциал.