Доходы федерального бюджета и резервы их увеличения

/>/>/>КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы»
«Доходы федеральногобюджета и резервы их увеличения»
Москва-2009

Содержание
Введение
1. Доходы федеральногобюджета и их экономическая сущность
2. Структура доходовфедерального бюджета
3. Оптимизация доходовфедерального бюджета в современных условиях
Заключение
Список используемойлитературы
Введение
Как известно,бюджет государства можно назвать центральным звеном финансовой системы, ведьименно с момента принятия государством этого документа финансы приобретаютвсеобщий характер. Государство образует и использует общегосударственныйцентрализованный фонд денежных средств, и с помощью него организуетперераспределение общественного продукта для удовлетворения общегосударственныхпотребностей.
Насовременном этапе отличительной чертой бюджетов многих государств является ихвозрастающая роль в перераспределении национального дохода.
Материальнойосновой, позволяющей образовать основной централизованный фонд денежныхсредств, который обеспечивает финансирование нужд государства и выполнение егофункций и задач, являются доходы федерального бюджета. В этом и заключаетсяактуальность темы данной работы «Доходы федерального бюджета и резервы ихувеличения».
Объектисследования данной работы – бюджетная система Российской Федерации. Предметомисследования являются доходы федерального бюджета.
Цельюкурсовой работы является изучение теоретических основ и особенностейформирования доходов федерального бюджета, проведение анализа, разработкамероприятий, направленных увеличение и оптимизацию доходов федеральногобюджета.
На основаниипоставленной цели решаются следующие задачи:
1. углубитьтеоретические представления о доходах федерального бюджета;
2. сопоставитьи проанализировать статистические данные о доходах федерального бюджета за2007, 2008 г.;
3. проанализироватьпроблемы в области формирования доходов федерального бюджета;
4. разработкаконкретных мероприятий способствующих увеличению доходов федерального бюджета.
Источникамиинформации при написании курсовой работы послужили нормативно-правовые акты,труды отечественных авторов по данной проблеме, периодические издания,статистическая отчетность за 2007-2008 г.
По структурекурсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы иизложена на двадцати семи страницах машинописного текста.
1. Доходы федерального бюджета и ихэкономическая сущность
 
Федеральныйбюджет Российской Федерации является основным финансовым планом государства,утверждается Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой иодобряется Советом Федерации) и имеет статус федерального закона.
Федеральныйбюджет– форма образования и расходования средств, предназначенных дляобеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения РоссийскойФедерации.
Черезфедеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые дляпоследующего их перераспределения и использования для целей государственногорегулирования экономического развития страны и реализации социальной политикина территории всей России.
Материальнойосновой существования самого государства и базу покрытия потребностейсредствами для выполнения основной части возложенных на государство функцийявляются доходы федерального бюджета. Их необходимо рассматривать, преждевсего, как фактор, влияющий на совокупное потребление путем оказания влияния науровень доходности социальных групп и виды деятельности.
Доходыбюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объемывыпускаемой продукции и техническое оснащение производства, на равновесие цен,на отраслевое и территориальное размещение инвестиций.
Регулирующиевозможности бюджетных доходов, однако, имеют определенные пределы. Высокийуровень изъятия денежных средств у предприятий и населения ведет к падениюхозяйственной активности, уменьшению потребительских расходов, снижениюсовокупного спроса на рынке, что, соответственно, способствует падению объемоввыпускаемой продукции, повышению цен, уменьшению реально произведенноговалового национального продукта.
Доходыфедерального бюджета выражают экономические отношения, возникающие впроцессе формирования основногообщегосударственногофонда денежных средств, между государством, предприятиями, учреждениями,организациями и гражданами и имеют специфическое общественное назначение,связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства.
Формойпроявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий,организаций и населения в бюджет, поступающие в безвозмездном и безвозвратномпорядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговымзаконодательством в распоряжение органов государственной власти, и служат дляобеспечения их функций.
Бюджетные доходы,с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественногопродукта, а с другой – выступают объектом дальнейшего перераспределения. 2. Структура доходов федерального бюджета
 
В составедоходов федерального бюджета выделены две группы:
1)  налоговые доходы;
2)  неналоговые доходы.

/>
Рисунок 1. Структура доходов федерального бюджета 2007-2009 гг. (млрд.руб.).[1]
 
1. Налоговыедоходы
Решающеезначение в доходах бюджета имеют налоги.Это главный метод мобилизациидоходов в условиях господства частной собственности и рыночных отношений.
Налоговыедоходы – это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользубюджета. К налоговым доходам федерального бюджета относятся предусмотренныеналоговым законодательством федеральные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
В настоящеевремя действуют такие федеральные налоги[2]:
1.  налог на добавленнуюстоимость;
2.  акцизы;
3.  налог на доходы физическихлиц;
4.  единый социальный налог;
5.  налог на прибыльорганизаций;
6.  налог на добычу полезныхископаемых;
7.  водный налог;
8.  сборы за пользованиеобъектами животного мира и за пользование объектами водных биологическихресурсов;
9.  государственная пошлина;
10. налоги, предусмотренныеспециальными налоговыми режимами.
Налоговыедоходы от федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренныхспециальными налоговыми режимами, зачисляются в федеральный бюджет присоблюдении следующих нормативов[3]:
налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, — по нормативу 100 процентов;
налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) — по нормативу 100 процентов;
налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее — Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции») и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, — по нормативу 20 процентов;
налога на добавленную стоимость — по нормативу 100 процентов;
акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья — по нормативу 50 процентов;
акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, — по нормативу 100 процентов;
акцизов на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 50 процентов;
акцизов на табачную продукцию — по нормативу 100 процентов;
акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей — по нормативу 40 процентов;
(в ред. Федерального закона от 19.12.2005 N 159-ФЗ)
акцизов на автомобили легковые и мотоциклы — по нормативу 100 процентов;
акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 95 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) — по нормативу 40 процентов;
(в ред. Федерального закона от 19.12.2006 N 237-ФЗ)
налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации — по нормативу 100 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 95 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции — по нормативу 100 процентов;
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — по нормативу 20 процентов;
(в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) — по нормативу 20 процентов;
(в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)
водного налога — по нормативу 100 процентов;
единого социального налога по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в федеральный бюджет, — по нормативу 100 процентов;
государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61.1 и 61.2 настоящего Кодекса) — по нормативу 100 процентов.
Всоответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»от 27.12.91 г. с последующими изменениями и дополнениями налоги подразделяютсяна прямые, которые платит непосредственно налогоплательщик и косвенные,оплачиваемые потребителем товаров и услуг, поскольку они входят в цену этихтоваров и услуг.
Основноеместо в Российской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которымотносятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, также большое значение сталиметь налог на добычу полезных ископаемых. В составе доходов бюджета онизанимают определяющее место (рис.2).

/>
Рисунок 2. Структура налоговых поступлений в Федеральный бюджет в январе — ноябре 2008г. (млрд. руб.). [4]
Основнаямасса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспеченапоступлениями налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – 1604,7 млрд. руб.,что на 42,9% больше сравнению с 2007 годом.
Единыйналог на добычу полезных ископаемых введен с 2002 г. взамен действовавших до этого трех налогов:акциза на сырье, налога на право пользования недрами, и налога навоспроизводство материально-сырьевой базы (гл.26 НК РФ). Сейчас этот налогиграет очень важную роль – 40% в общем объеме налоговых поступлений.
Налог надобавленную стоимость (НДС) также занимает важнейшее место среди налоговых поступленийв федеральный бюджет. НДС введен в 1991 г. Это косвенный налог на потребление, которыйвзимается практически со всей видов товаров и таким образом ложится на плечиконечного потребителя. В 2008 г. Поступления ДНС составили 998,4 млрд. руб. ипо сравнению с 2007 г. снизились на 28,2%.
С фискальнойточки зрения это исключительно эффективный налог. Принципиальное отличие НДС отналога с оборота и других форм универсального акциза состоит в том, что накаждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяетсядобавленная стоимость. В соответствии с Законом РФ “О внесении изменений идополнений в налоговую систему России” от 16 июля 1992 г. налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленнойстоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разницамежду стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальныхзатрат, отнесённых на издержки производства и обращения.
Еще однимважным источником федерального бюджета РФ является налог на прибыльорганизаций. Плательщиками налога на прибыль являются российские организации ииностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянныепредставительства и (или) получающие доходы от источников в РФ. Объектомналогообложения является прибыль, получаемая налогоплательщиками. Поступленияналога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в 2008 г. составили 761,1 млрд.руб. По сравнению с 2007 г. поступления выросли на 119,8 млрд. рублей, или на 18,7%.
Поступления единого социального налога, зачисляемогов федеральный бюджет, в 2008 году составили 506,8 млрд. руб. и выросли посравнению с 2007 годом на 25,1%.
ЕСН былвведен с 1 января 2001 г., носит целевой характер, поскольку предназначен длямобилизации средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное исоциальное обеспечение и медицинскую помощь. На данный момент обеспечивает 12%налоговых поступлений в федеральный бюджет.
Акцизы взимаются через ценытоваров и услуг. Объектом обложения выступают как объём, так и стоимостьреализованных подакцизных товаров (спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащаяпродукция, алкогольная продукция, табачная продукция, ювелирные изделия,легковые автомобили и мотоциклы, бензин, минеральное сырьё) в зависимости отустановленных в отношении этих товаров налоговых ставок. По сводной группе акцизовпоступленияв федеральный бюджет составили в 2008 г. 125,2 млрд. рублей и вырослиотносительно 2007 г. на 15,1%.
И только 2%поступлений в общем объеме налоговых доходов в Федеральный бюджет приходятся натакие налоги, как налог на доходы физических лиц, водный налог, государственнаяпошлина, сборы за пользование объектами животного мира и за пользованиеобъектами водных биологических ресурсов[5].
2. Неналоговыедоходы являютсясоставной частью доходов федерального бюджета, устанавливаются высшими органамизаконодательной государственной власти и органами государственного управленияРФ.
Неналоговыеформы мобилизации финансовых ресурсов имеют характерные черты, отличающие их отналоговых поступлений:
ü  порядок их установления,исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов,согласно которым неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательныйхарактер, взиматься на добровольной и принудительной основе;
ü  для неналоговых доходовне определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие налоговыеэлементы;
ü  для неналоговых платежейхарактерна большая целевая направленность использования поступлений,закрепленная в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждогоконкретного платежа, чем по налоговым платежам;
ü  неналоговые доходы жестконе планируются. На практике их планирование осуществляется исходя изфактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темповинфляции и изменений в законодательстве.
В группуненалоговых доходов включаются довольно разнородные платежи, получение которыхбюджетом имеет самые различные основания. Всех их объединяет тот факт, что всеони не являются налогами (рис 3).
В настоящеевремя состав неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ, всоответствии с которым к неналоговым доходам бюджета отнесены[6]:
Ø доходыот использования имущества, находящегося в государственной собственности, послеуплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
Ø средства,полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной иуголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, атакже средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РоссийскойФедерации и иные суммы принудительного изъятия;
Ø иныененалоговые доходы.
Помиморазличных видов доходов в федеральных бюджет зачисляются поступления изисточников финансирования дефицита бюджета, которые согласно ст. 94 Бюджетногокодекса РФ подразделяются на поступления из внутренних источников и поступленияиз внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета.

/>/>
Рисунок 3. Структура неналоговых доходов Федерального бюджета в 2008 г. (млрд. руб.).[7]
Кпоступлениям из внутренних источников финансирования дефицита федеральногобюджета относятся: денежные средства, привлеченные в форме займов,осуществляемых в валюте РФ, и кредитов кредитных организаций в валюте РФ;бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные из бюджетов других уровнейбюджетной системы РФ; поступления от реализации государственных запасов;поступления за счет изменения остатков средств на счетах по учету средствфедерального бюджета; поступления из прочих внутренних источниковфинансирования дефицита федерального бюджета[8].
Поступленияиз внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета являются:денежные средства, привлеченные в форме займов, осуществляемых в иностраннойвалюте путем размещения государственных ценных бумаг РФ, и кредитовправительств иностранных государств, иностранных банков и фирм, международныхфинансовых организаций в иностранной валюте; поступления из прочих внешнихисточников финансирования дефицита федерального бюджета.
В федеральныйбюджет могут зачисляться безвозмездные перечисления из государственныхвнебюджетных фондов РФ, от различных организаций (резидентов и нерезидентовРФ), из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, прочие безвозмездныеперечисления.
Неналоговые доходыфедерального бюджета формируются, в том числе за счет:
доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, доходов от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации;
части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;
сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением сборов за выдачу лицензий, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанных в статьях 57 и 62 настоящего Кодекса);
прочих лицензионных сборов;
таможенных пошлин и таможенных сборов;
платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений;
платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности;
платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям;
платы за негативное воздействие на окружающую среду;
консульских сборов;
патентных пошлин;
платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.
В неналоговых доходах федерального бюджета также учитываются:
прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — по нормативам, установленным федеральными законами;
доходы от внешнеэкономической деятельности.
Наибольший удельныйвес среди неналоговых поступлений в Федеральный бюджет составляют доходы отвнешнеэкономической деятельности (рис. 3) – 91% (3999,14 млрд. руб. в 2008 г.). По сравнения с 2007 г. Они увеличились на 1590,84 млрд. руб. В 2009 г. Планируется увеличить эти доходы до 4243,38 млрд. руб.
На второмместе доходы от оказания платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями,находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, после уплатыналогов и сборов. Они составили в 2008 г. 121,44 млрд. руб., что на 6,24% больше, чем в 2007 г.
Платежи прииспользовании природных ресурсов принесли в бюджет 121,53 млрд. руб. Эта цифрапо прогнозу на 2009 г. уменьшится вдвое и составит 59,04 млрд.
Доходы отгосударственной собственности незначительно пополняют государственный бюджет.Доходы от использования имущества, находящегося в государственной имуниципальной собственности составили 79,1 млрд. руб., а доходы от продажиматериальных и нематериальных активов – 6,85 млрд. руб.3. Оптимизация доходов федерального бюджета всовременных условиях
Так как налоговыедоходы составляют около 60% в общем объеме доходов Федерального бюджета, передРоссийским правительством и органами власти Российской Федерации стоитважнейшая задача создания такого налогового режима, который бы обеспечил полныйи своевременный сбор налогов и, одновременно, создал благоприятные условия длястабилизации экономики, развития производства и роста благосостояния граждан.Действующая же в настоящее время налоговая система не может в полной меревыполнять эту задачу. Важнейшей причиной этого является нежелание разработчикови субъектов управления налоговым процессом отойти от стереотипных подходов кналоговой политике.
Налогообложениев целом направленно в основном на увеличение налоговых поступлений, чтоприводит к образованию фактически завышенного совокупного бремени начисленныхналогов, которое не в состоянии нести даже среднестатистическийналогоплательщик. Это одна из причин того, что около половины промышленныхпредприятий убыточны, а еще столько же прибыльных предприятий являются низкорентабельными.
Не менеевысоко налоговое давление и на население, хотя формально оно представлено лишьв идее ставки подоходного налога в размере 13%. При этом не учитывается скрытаяформа обложения доходов населения через косвенные налоги.
Нездоровая ориентацияроссийской налоговой системы на косвенные формы налогообложения – еще одиннегативный стереотип в налоговой политике. До 70% всех налоговых поступленийсоставляют косвенные налоги на бизнес (НДС, акцизы, таможенные пошлины; всеналоги, которые относящиеся на издержки производства и обращения). Такогодисбаланса производственной структуры в пользу инфляционных регрессивныхналогов по отношению к доходам потребителей, коими являются косвенные налоги,нет ни в одной развитой стране. Конечно, в сложных российских условияхкосвенные налоги являются более надежными, стабильными и независящими отинфляции источниками доходов федерального бюджета. Однако высокие косвенныеналоги являющиеся пенообразующим фактором, сокращают платежеспособный спрос, а,следовательно, и объемы производства, реализации и потребления товаров и услуг,что влечет за собой сокращение налоговых поступлений. Кроме того, конечнымиплательщиками таких налогов становятся население, государственные учреждения,предприятия-производители.
По этомувысокие косвенные налоги также влияют на финансовое состояниепредприятий-производителей, заставляют их уходить полностью или частично всферу теневой экономики, от которой государство не получает вообще никакихналогов.
Взначительной степени чрезмерное общее бремя начисленных налогов вынуждаетпредпринимателей скрывать истинные размеры своего бизнеса, продаж, доходов ииспользовать не законные схемы. Таким образом, при неблагоприятном налоговомрежиме разрастаются теневой и льготный сектор экономики, которые практически неучаствуют в формировании государственных доходов.
Общееналоговое давление на денежные доходы населения, с учетом косвенных налоговсоставляет около 40%. Еще хуже дело обстоит с уровнем налоговых начислений назаработную плату. Даже без учета косвенных налогов сейчас он составляет вподавляющем большинстве 39%, в том числе: 13% — налог на доходы физических лици 26% — основная ставка социального налога. Это одна из важнейших причин того,что российские налогоплательщики стараются всеми путями занизить фактическивыплаченную заработную плату, используя различные незаконные схемы оплат труда.Особенно часто это практикуется в малом бизнесе, где прибыль и оплата труда,зачастую не имеют четких границ.
Итак, дляперехода к стимулирующей бюджетно-налоговой политике, необходимо параллельноерешение двух казалось бы взаимоисключающих задач: с одной стороны, увеличенияналоговых доходов, поступающих в бюджет с целью усиления государственногорегулирования экономики. С другой стороны, снижения налоговой нагрузки доуровня, создающего заинтересованность в росте инвестиций и производства.
Теневой ильготный сектор экономики частично или полностью свободны от налоговогобремени. Нелегальный вывоз капитала за границу оценивается десятками миллионовдолларов в год. То есть существует потенциальная возможность существенногоувеличения налоговых поступлений в бюджет при одновременном смягченииналогового давления на российских товаропроизводителей.
В то же времянеобходимо создать условия для того, чтобы на деле реализовать эту возможность.Во-первых, требуется политическая воля в последовательном проведениистимулирующей бюджетно-налоговой политики, способная сломать негативныеналоговые стереотипы. Во-вторых, необходима последовательная реформа всейналоговой системы, а не выравнивание отдельных налоговых инструментов из общегоналогового контекста. В-третьих, требуется коренная переориентация системыналогового льготирования на стимулирование инвестиционной производственнойдеятельности с тем, чтобы массовые отмены действующих и введение новых льгот непривели к развалу приоритетных для страны звеньев товаропроизодящей исоциальной сфер[9].
Налоговыельготы и государственные приоритеты существуют как бы сами по себе. Широкоераспространение получила практика предоставления индивидуальных и групповыхльгот, что создает основу для коррупции, поражает цепочку налоговых послабленийпутем использования льготных прав одного налогоплательщика другиминалогоплательщиками и т.п.
Далеки отсовершенства система и порядок применения налоговых санкций. Российскоеправительство постоянно ужесточает их, но задолженность по налоговым платежамне становится от этого меньше. Штрафы все больше превращаются изконтрольно-регулирующего инструмента в важный стабильный источникгосударственных доходов.
Основныепути эффективной налоговой политики, способствующей увеличению доходовфедерального бюджета:
·   проведение структурнойперестройки российской системы налогов и налогообложения. Необходимо изменитьсоотношение между косвенными налогами на производство и импорт и прямымиподоходными налогами в сторону увеличения доли последних до 60% в общем объеменалоговых доходов. В составе же косвенных налогов на производство и импортповысить значимость и сместить акцент на поимущественные налоги и налоги запользование природными ресурсами.
·   Стратегическоенаправление налоговой политики — реальное снижение налогового бремени натоваропроизводящую сферу до оптимального для России уровня на основеоптимизации ставок и упорядочения обложения основных налогов, определяющихструктуру доходов федерального бюджета. Учитывая острую необходимость вобеспечении экономического роста и стимулировании инвестиции в России.
·   Важнейшей стратегическойзадачей бюджетной политики является разработка механизмов наиболее полногоизъятия в бюджет доходов.
Дляреализации этих стратегических направлений эффективной бюджетной политики вобласти доходов необходимо решить комплекс задач:
§ Упрощениепорядка начисления НДС, акцизов на нефтепродукты, налога на прибыль, налога надоходы физических лиц и единого социального налога;
§ введениерентных налогов на сверхдоход при добыче полезных ископаемых и при заготовкелеса;
§ установлениеоптимальных для современной России ставок основных налогов: НДС, налога наприбыль, налога на имущество и т.п.;
§ введениеполной государственной монополии на экспорт углеводородного сырья с цельюполного изъятия в бюджет ценовой ренты, усиление борьбы с «лжеэкспортерами» исущественного пополнения за счет этого государственной казны;
§ снятиеограничений с налоговых льгот инвестиционного характера, включая инвестиционныйналоговый кредит, связанных с развитием производства, прикладной науки итехники; установление налоговых льгот по лизингу в производственной инаучно-технической сфере;
§ созданиеусловий, ограничивающих бартерные сделки, являющиеся одним из способов обходаили уклонения о налогов, например установление по таким операциям повышенных в1,5 – 2 раза ставок НДС;
§ развитиеинфраструктуры процесса сбора налогов путем полной автоматизации налоговогопроцесса, внедрение современной компьютерной техники и информационныхтехнологий для контроля за собираемостью налогов, создание единой универсальнойбазы данных, включающей всех налогоплательщиков России.
Другим путемувеличения доходов федерального бюджета и снижения налоговой нагрузки является оптимизациясистемы неналоговых поступлений в бюджет.
Резервыпополнения неналоговых доходов связаны в основном с повышением эффективностииспользования собственности через эффективное регулирование ставок аренднойплаты, стимулирование наращивания прибыльности государственных и муниципальныхунитарных предприятий. Продажа неэффективной муниципальной собственности инвесторамбудет способствовать снижению затрат на содержание объектов, финансируемых засчет средств федерального бюджета.
В Россиигосударству принадлежит приблизительно 50 тыс. юридических лиц, которыепредставляют около 40% экономики. Из них свыше 35 тысяч юридических лицнаходятся практически на полном бюджетном финансировании (школы, больницы,вузы, НИИ, федеральные казенные предприятия оборонного значения).
Результатыфункционирования государственных предприятий показывают свою экономическуюнеэффективность. По данным Счетной палаты РФ, ежегодно в результатенеэффективного использования государственной собственности государствонедополучает от унитарных предприятий до 100 млрд. руб. В промышленно развитыхгосударствах неналоговые доходы (доходы от использования имущества) составляютдо 5% ВВП, а в России – менее 1% ВВП.
Одним изспособов оптимизации сети федеральных государственных учреждений является ихприватизация или продажа. Но другим направлением повышения эффективностиненалоговых доходов в России является управление собственностью, а неизбавление от нее. На сегодняшний день практически не задействованы такие формыуправления имуществом, как аренда, трастовое доверительное управление, вкладыуставных капиталов акционерных обществ, выпуск акций под конкретный проект,лизинг. Продавать имущество можно и нужно в крайних случаях, когда его никакневозможно эффективно использовать.
Одним изэффективных методов управления государственной собственностью, как показываетмировой опыт, является передача его в концессию. Основное отличие передачиимущества по договору концессии от аренды в том, что концессионеру передаетсяправо осуществления деятельности или предоставления услуг, отнесенных кфункциям государства. И уже для обеспечения такой деятельности передаетсягосударственное имущество. Механизм концессии позволяет привлекать вобщественный сектор частные инвестиции и необходимую собственность[10].
Для решениязадач по повышению эффективности использования государственного имуниципального имущества нужно принять следующие меры:
ü совершенствованиемеханизмов управления имуществом федеральных государственных предприятий иучреждений;
ü оптимизациядеятельности государственных и муниципальных учреждений в части обеспечениянеобходимого количества и качества производства продукции (работ, услуг);
ü обеспечениепрозрачности деятельности федеральных органов исполнительной власти игосударственных организаций по распоряжению государственным имуществом.
Заключение
В курсовойработе была исследована тема «Доходы федерального бюджета и резервы ихувеличения». В процессе исследования были решены задачи:
1. сопоставленыстатистические данные о доходах федерального бюджета за 2007, 2008 г.;
2. проанализированыпроблемы в области формирования доходов федерального бюджета;
3. разработанымероприятия, способствующие увеличению доходов федерального бюджета.
На основаниипроведенного исследования можно сделать вывод о там, что в настоящее времянеобходимо реформировать как налоговую часть поступлений в федеральный бюджет,так и неналоговую.
Правильноорганизованная и реализованная налоговая и бюджетная политика может привести кпозитивным изменениям в социальной сфере и увеличить доходы федеральногобюджета. Необходима принципиально новая модель управления государственнымимуществом, реализация которой позволит добиться эффективного выполнениягосударственных функций, оптимизации состава имущества, рациональной структурыдоходов бюджета и государства.
В целом всясистема доходов федерального бюджета нуждается в совершенствованиизаконодательства и выработке эффективных методов управления ими.
 
Список используемой литературы
1. Бюджетныйкодекс Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008.
2. Налоговыйкодекс Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 2008.
3. Федеральныезакон РФ от 29.07.2004 № 95-ФЗ
4. Федеральныезакон РФ от 01.07.2005 № 78-ФЗ
5. БарашеваТ.И. Управление бюджетными доходами // Финансы. 2007. — №11.
6. ГуроваЕ.Д. Финансы Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Москва, 2007.
7. ЕрмаковаЕ.А. К вопросу об управлении неналоговыми доходами российского бюджета //Финансы и кредит. — 2006. — №23 (227). Стр. 69-74.
8. КовалеваТ.М., Барулин С.В. Бюджет: Учебник. – М.: Москва, 2006.
9. РомановА.Н. Бюджетная система РФ: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. Стр. 50-69.
10.   Финансы: учебник / подред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2007. Стр. 282.
11.   Чепурина М.Н. Теорияналогообложения: Учебник, 2005.
12.   Официальный сайт Министерствафинансов РФ www.minfin.ru
13.   Официальный сайтФедеральной Налоговой Службы РФ www.nalog.ru
14. Официальныйсайт Счетной палаты РФ www.ach.gov.ru