Банковское кредитование в современной России

–PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK–Основные нормативные требования регулятора к содержанию и организации процесса кредитования в коммерческих банках изложены в ряде документов:
1.       Положение № 54 от 31.08.1998 «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)»:
1) Используемы термины и общие положения.
Клиенты – юридические и физические лица, в том числе другие банки, независимо от того, имеют они или не имеют счета в данном банке.
Размещение (предоставление) банком денежных средств – заключение между банком и клиентом кредитного договора, составленного с учетом требований ГК РФ.
Деньги могут размещаться как в рублях, так и в иностранных валютах с соблюдением требований законодательства.
Банк разрабатывает и утверждает внутренние документы, определяющие его кредитную политику, а также учетную политику и подходы к ее реализации, документы, определяющие:
·  процедуры принятия решений о размещении банком денежных средств;
·  распределение функций и полномочий между подразделениями и должностными лицами банка, включающие внутренние правила размещения средств, в том числе правила кредитования клиентов.
2)       Требования к процессу выдачи кредитов.
Банк выдает кредиты в следующем порядке:
·  юридическим лицам – в безналичном порядке путем зачисления средств на расчетный, текущий или корреспондентский счет;
·  физическим лицам – в безналичном порядке путем зачисления средств на счет лица в банке либо наличными через кассу банка;
·  кредиты в иностранных валютах выдаются юридическим и физическим лицам в безналичном порядке.
Банк выдает кредиты следующими способами:
·  разовым зачислением средств на банковские счета либо выдачей наличных денег заемщику – физическому лицу;
·  открытием кредитной линии;
·  кредитованием счета клиента (при недостаточности или отсутствии на нем средств) и оплаты расчетных документов с этого счета клиента (если в условиях договора банковского счета предусмотрено проведение такой операции). Кредитование счета при недостаточности или отсутствии на нем средств должно проводиться в пределах установленного объемного лимита и срока, в течение которого должны быть погашены возникающие кредитные обязательства клиента;
·  участием банка в предоставлении средств клиенту на синдицированной основе;
·  другими способами, не противоречащими законодательству и нормативным актам Банка России.
Кредит выдается на основании распоряжения, надлежащим образом составленного специалистами кредитного подразделения банка и подписанного уполномоченным должностным лицом банка.
Банк-кредитор обязан создавать резервы на возможные потери от кредитной деятельности в порядке, установленном Банком России.
2.       Инструкция № 110 от 16.01.2004 «Об обязательных нормативах банков» устанавливает числовые значения и методику расчета следующих обязательных нормативов банков:
— достаточности собственных средств (капитала) банка;
— ликвидности банков;
— максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
— максимального размера крупных кредитных рисков;
-максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам);
— совокупной величины риска по инсайдерам банка;
— использования собственных средств (капитала) банков для приобретения акций (долей) других юридических лиц.
3. Положение № 254 от 26.03.2004 «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».
Необходимость формирования резерва обусловлена кредитными рисками в деятельности банков. Банк формирует резерв под возможное обесценение ссуды (кредита), т.е. под возможную потерю ссудной стоимости (полностью или частично) вследствие реализовавшегося связанного с данной ссудой кредитного риска. Величина такого обесценения определяется как разница между балансовой оценкой ссуды (остаток задолженности по ссуде, отраженный на счетах бухгалтерского учета банка на момент ее оценки) и ее так называемой справедливой стоимостью на момент оценки (текущая рыночная оценка ссуды). При этом справедливая стоимость ссуды должна оцениваться на постоянной основе начиная с момента выдачи ссуды.
Резерв формируется под конкретную ссуду либо под группу (портфель) однородных ссуд. Формируя резерв, банк, исходя из категории ссуды определяет размер так называемого расчетного резерва, т.е. резерва, отражающего величину его возможных финансовых потерь по ссуде, которые будут призваны таковыми при соблюдении предусмотренного в Положении порядка оценки факторов кредитного риска, но без учета наличия и качества обеспечения ссуды.
2. Кредитная политика банка как основополагающий документ реализации банковского кредитования Прежде чем начать выдавать кредиты, банк должен сформулировать свою кредитную политику. Разработка кредитной политики банка составляет один из этапов планирования кредитной деятельности банка. Кредитный комитет, Совет директоров банка, менеджеры и кредитные работники должны выработать философию, охватывающую все фазы кредитной деятельности. Эта философия, воплощенная в кредитной политике, — начальный и исходный элемент кредитной работы банка. Когда кредитная политика выработана, конкретные кредиты сопоставляются с ней в ходе унифицированного процесса одобрения кредитов.
За разработку кредитной политики отвечает Кредитный комитет банка, который затем передает этот документ Совету директоров на одобрение. Кредитный комитет определяет кредитную политику банка в целом и определяет возможные риски, принимаемые на себя банком по различным видам операций, определяемых Правлением Банка. Одобрение Совета директоров банка должно последовать лишь после тщательного рассмотрения и обсуждения документа. Таким образом, понимание директорами целей и задач деятельности банка сообщается кредитным работникам посредством документа о кредитной политике.
В документе о кредитной политике Кредитный комитет делегирует полномочия кредитным работникам на принятие решений в рамках установленных ограничений. Однако Кредитный комитет не может делегировать им свою конечную ответственность за выданные им кредиты. Если кредитная политика как документ в банке отсутствует, то банк не имеет права вообще заниматься кредитованием.
В настоящее время в отечественной практике документами о кредитной политике располагают практически все крупные и средние банки. Однако часто кредитная политика служит для того, чтобы оправдать требования надзорных органов и внешних проверяющих, а не для того, чтобы выразить понимание ситуации в области построения кредитных отношений конкретного банка и перспектив его развития. Чтобы быть эффективной, кредитная политика должна подвергаться периодическим ревизиям: по крайней мере, раз в год Совет директоров и сотрудники банка должны анализировать этот документ, письменно отчитываться о его соответствии реальной работе банка за данный период. Каждый кредитный работник банка должен быть ознакомлен с документом о кредитной политике банка и, в идеале располагать его копией на отчетный период.
Цель кредитной политики банка состоит в обеспечении высокодоходного размещения пассивов банка в кредитные продукты при оптимизации рисков и развитии клиентского портфеля. Развитие клиентского портфеля подразумевает привлечение новых клиентов и удержание уже имеющихся на основе диверсификации кредитных продуктов банка.
Общую цель кредитной политики банка можно детализировать по направлениям:
1.                определение приемлемого уровня риска в свете желаемой прибыльности;
2.                максимизация долгосрочного дохода;
3.                обеспечение адекватной ликвидности и диверсификации риска;
4.                удовлетворение кредитных нужд общества;
5.                обеспечение унифицированности политики и процедур банка;
6.                обеспечение соответствия законам и регулятивным нормам.
При формировании кредитной политики банки руководствуются следующими принципами:
·  поддержание оптимальной структуры работающих активов, увязанной по объемам и срокам с пассивами;
·  обеспечения эффективности операций, связанных с размещением денежных средств, предполагающей превышение доходов от размещения средств над расходами, связанными с привлечением средств;
·  безопасности проведения операций, связанных с размещением средств, и поддержания надежности и ликвидности работы банка (банк, размещая ресурсы, стремится получить доход не любой ценой, а с учетом перспектив погашения кредита, оценки реалий рынка, на котором он работает, с учетом требований регулирующих органов и т.п.);
·  размещения средств с учетом интересов акционеров банка;
·  удовлетворения потребностей рынка в кредитах в пределах сферы деловой активности банка.
Соблюдение вышеназванных принципов позволяет банку сформировать как стратегические, так и тактические направления в организации кредитной деятельности, обеспечив тем самым эффективность и оптимизацию кредитной политики. Кредитная политика определяется под воздействием стратегических целей развития банка. Каждый банк самостоятельно разрабатывает документ о кредитной политике: он может составляться на длительную перспективу (несколько лет) с ежегодным уточнением его положений, а также на текущий отчетный год (второй вариант получил наибольшее распространение).
Среди факторов, влияющих на формирование кредитного портфеля банков, выделяют специфику рынка банковского обслуживания. Каждый банк должен учитывать потребность в заемных средствах основных клиентов избранного сектора рынка. Кроме того, структура кредитного портфеля зависит и от размеров капитала банка. Именно от этого зависит предельная сумма кредита, предоставляемого одному заемщику. Более крупные банки являются обычно оптовыми кредиторами, направляющими основной объем своих кредитных ресурсов корпорациям и другим предпринимательским фирмам. Ключевыми заемщиками банка ОАО «Акционерный Коммерческий Сберегательный Банк РФ», ОАО «Внешторгбанк», ОАО «Газпромбанк» и других крупных банков являются мощные промышленно-финансовые корпорации и компании. В то же время многие крупные банки ориентируются и на предоставление небольших по размерам кредитов частным лицам, например: ОАО «Акционерный Коммерческий Сберегательный Банк РФ», ОАО «Банк «Санкт-Петербург» и другие. Банки, не входящие в группу крупных, специализируются на предоставлении ссуд небольшим торговым и торгово-промышленным компаниям.
Содержание кредитной политики банка.
Каждый банк должен разработать свою индивидуальную кредитную политику, отражающую его конкретные потребности, и оформить ее в виде документа. На практике различия документов о кредитной политике вытекают из специфики банков, их целей, рынков, финансовых структур, размера и структуры ресурсной базы, напряженности конкурентной ситуации, опыта персонала. Чтобы стать эффективной, кредитная политика должна быть максимально сжатым и в то же время достаточно детальным документом. Обязательный элемент кредитной политики – разумные рекомендации для работы с практическими заявками на кредиты. При разработке политики необходимо видеть различие между политикой и процедурами. Политика устанавливает философские основы кредитной деятельности банка, в то время как процедуры должны найти отражение в инструкциях, регламентах по кредитованию, разрабатываемых в дополнение к документу «Кредитная политика банка».
Положения, которые должны быть отражены в документе «Кредитная политика банка»:
1.     Введение. Введение в кредитную политику банка формулирует причину, в силу которой необходим официальный документ о кредитной политике, и – вкратце – общую философию кредитной деятельности банка. Во введении также указывается, с учетом требований каких документов разработана «Кредитная политика банка» (федеральные документы, нормативные документы Банка России и внутренние документы коммерческого банка).
2.     Цели кредитной политики банка. Раздел устанавливает самые общие цели и ориентиры, которых банк намерен достигнуть в области кредитования. Общие цели и ориентиры должны определять приоритеты банка с позиции доходности, ликвидности, рентабельности, максимизация доходов от долгосрочных или краткосрочных операций в рамках установленных рисков
3.     Администрирование кредитной политики. В разделе устанавливаются процедуры обновления, ревизии и реализации кредитной политики банка, определяются должностные лица, ответственные за выполнение данных процедур. В большинстве случаев – это кредитные менеджеры банка. Оценка эффективности кредитной политики банка, соответствие ее реальности рынка и деятельности самого банка производится, как правило, регулярно в конце каждого отчетного года и учитывается при разработке кредитной политики на следующий год. При необходимости ревизия политики может осуществляться чаще. Кредитные менеджеры представляют результаты анализа Совету директоров. Одобрение и пересмотр политики фиксируется в протоколе заседания. Одна из целей ревизии политики состоит в обеспечении того, чтобы политика банка продолжала соответствовать программным заявлениям банка, его миссии и долгосрочным и ежегодным планам.
4.     Обязательные критерии одобрения кредитов. Раздел определяет критерии приемлемости кредитных заявок для банка.
4.1 Назначение (цель) кредита, объекты кредитования. Как правило, банки устанавливают приемлемые объекты кредитования отдельно для краткосрочных и долгосрочных кредитов. Состав кредитуемых объектов определяется банками самостоятельно с учетом интересов заемщиков (юридических и физических лиц). Объектами кредитования в отечественных банках по краткосрочным кредитам (в большинстве случаев для юридических лиц) выступают следующие затраты, связанные с:
·  приобретением товарно-материальных ценностей (услуг) для выпуска готовой продукции;
·  торгово-закупочной деятельностью;
·  реализацией готовой продукции и товаров;
·  осуществлением посреднической деятельности;
·  оплатой контрактов с зарубежными партнерами на приобретение товарно-материальных ценностей (кредиты в рублях, предоставленные на конвертацию, кредиты в иностранной валюте);
·  своевременным завершением расчетов при кратковременном разрыве между поступлением и расходованием средств;
·  выплатой заработной платы (в том числе за прошлые периоды);
·  платежами в бюджет и внебюджетные фонды.
·  Приемлемыми объектами кредитования в банках, по долгосрочным кредитам, выступают:
1.                затраты по приобретению оборудования, недвижимости и нематериальных активов;
2.                кредитование внешнеторговых операций, в том числе с использованием аккредитивной формы расчетов и гарантий банка;
3.                предэкспортное финансирование;
4.                затраты на развитие науки и осуществление научных исследований;
5.                на выкуп собственности (движимого и недвижимого имущества);
6.                на совершение операций с ценными бумагами;
7.                на модернизацию и расширение производства.
Все кредиты, предоставляемые банком, должны иметь четко определенное назначение (цель), которую необходимо фиксировать в кредитном договоре.
4.2 Рыночный район. Определение рыночного района (сегмента) должно соответствовать целям долгосрочной стратегии банка. При выборе сегмента менеджмент банка должен учитывать его размер и специфику, свой опыт, способность реального мониторинга кредитов, а также способность банка выдержать неблагоприятные факторы. Допустимые исключения из выбранного сегмента должны быть особо оговорены в политике.
    продолжение
–PAGE_BREAK–4.3 Требуемый уровень рентабельности кредитного портфеля, его динамика.
4.4 Источники погашения кредитов. Кредиты предоставляются банком в случае, если в кредитном договоре четко определен и зафиксирован источник их погашения, ясна схема погашения задолженности заемщиком или третьим лицом. Источниками погашения кредита являются: выручка от реализации продукции, будущие доходы заемщика. Достаточность источников определяется оценкой финансового положения заемщика и перспектив его развития. Если данный (так называемый первичный) источник погашения ссуды высоконадежен, то кредит может быть предоставлен банком без обеспечения. Сама потребность в обеспечении подразумевает более высокий уровень риска, поэтому обеспеченные (залогом, поручительством и т.д.) кредиты имеют в среднем большую степень риска.
Кредитная политика банка может разрешать предоставление кредитов без наличия у заемщика определенной программы погашения кредита (например, кредитная линия на пополнение оборотных средств заемщика под залог его активов). Однако такие кредиты должны быть четко определены, и находиться под особым контролем банка.
В документе о кредитной политике иногда легче назвать кредиты, которые нежелательны для банка, чем те, которые для него предпочтительны. Общие характеристики таких нежелательных кредитов могут включать:
·  ссуды со спекулятивными целями;
·  разовые кредиты, на основе которых нельзя установить долгосрочные кредитные отношения с клиентом;
·  неудовлетворительные по срокам кредиты (с учетом характера и срочности привлекаемых банком ресурсов);
·  кредиты новым предприятиям, уровень капитализации которых ниже установленных банком стандартов.
1.       Критерии предпочтения в области кредитования. Здесь банк прописывает детальные приоритеты в области кредитования, имея в виду предпочтительные для данного банка:
·  географические регионы размещения средств на кредитном рынке и соотношение между ними;
·  концентрацию кредитов в отраслевом разрезе;
·  структуру кредитов по срокам, видам валют;
·  приоритеты относительно субъектов кредитования;
·  классы кредитоспособности заемщиков, с которыми работает банк, и дифференциацию условий кредитования для приемлемых классов кредитоспособности заемщиков;
·  планируемый уровень кредитного портфеля в активах банка;
·  планируемый уровень пролонгированных кредитов, проблемных, просроченных кредитов в кредитном портфеле банка;
·  максимальный уровень крупных кредитов, а также кредитов акционеров банка в портфеле;
·  методы кредитования и схемы обслуживания клиентов;
·  формы обеспечения возвратности кредитов, в том числе детальные требования к оформлению по каждой предпочтительной форме обеспечения;
·  способы установления на кредиты (кредитная политика должна устанавливать подходы к ценообразованию на кредиты, учитывая такие его аспекты, как уровень кредитного риска, ликвидность, чувствительность кредита к колебаниям процентных ставок на рынке и ставок банка, остатки по депозитам, стоимость обслуживания кредита);
·  взаимосвязь кредитных и депозитных отношений с клиентом. Политика должна отражать отношение банка к наличию депозитных отношений с клиентом как обязательного условия предоставления кредита; сегодня отечественные банки отдают предпочтение своим клиентам, в том числе учредителям и созданным дочерним (зависимым) компаниям;
·  долевое кредитование – отношение банка к тому факту, что заемщик также получает кредиты у других банков, должно быть зафиксировано в политике;
·  сочетание кредитов различной степени риска на отчетные даты;
·  концентрация задолженности по степени риска периодически анализируется менеджерами банка на предмет соответствия кредитной политике банка;
·  способы обеспечения кредитной информацией (все кредиты должны поддерживаться текущей актуальной информацией – бухгалтерской (финансовой) отчетностью, отчетами кредитных бюро, материалами обследования бизнеса клиента и проверок обеспечения кредитов);
·  варианты реструктуризации кредитного портфеля в кризисные периоды.
2.       Полномочия по выдаче кредитов. Данные полномочия могут быть делегированы Советом директоров банка в зависимости от размера банка:
·  кредитным комитетам различного уровня (головного офиса банка, филиалов), Правлению банка, состав которых определяется документом о кредитной политике;
·  конкретным служащим банка, например, начальнику кредитного управления (отдела), управляющему филиалом банка;
·  конкретным служащим или органам банка, которые имеют право делегировать предоставленные им полномочия далее вниз.
В отечественной банковской практике наибольшее развитие получил первый коллегиальный вариант одобрения выдачи кредитов.
В тоже время в кредитной политике банка должно быть определено, на каких условиях и какие кредиты должны одобряться непосредственно Советом директоров банка. Эти аспекты обычно включают:
·  тенденции в качестве кредитного портфеля, отражаемы рейтингом рискованности, списками особо контролируемых (просроченных, проблемных) кредитов;
·  кредиты, предоставленные инсайдерам банка, его дочерним и зависимым компаниям;
·  тенденции в использовании кредитных линий, овердрафтов, аккредитивов, гарантий;
·  типы кредитных заявок, которые были отклонены кредитными инспекторами;
·  квалификацию кредитного персонала и обеспеченностью кадрами.
В данном разделе политики банка также определяется порядок установления лимитов кредитования заемщиков ( групп связанных заемщиков). Максимальный размер кредита, который может быть выдан одному заемщику (группе связанных заемщиков), может соответствовать нормативным требованиям ЦБ РФ, а может быть установлен в меньшем объеме по усмотрению банка.
7. Администрирование кредитов. В разделе определяются нормы ответственности за кредитный мониторинг в банке. Основные подразделы следующие:
·  ведение кредитных дел; политика должна налагать ответственность за открытие и ведение кредитных дел, определять порядок их комплектования необходимыми документами, условия заведения кредитных дел и доступа к ним;
·  обеспечение; политика должна определять ответственность кредитных работников за требование от заемщика (третьего лица) залога, поручительства, банковской гарантии, контроль и управление обеспечением кредитов;
·  мониторинг выданных банком кредитов; здесь должны быть определены обязанности кредитных работников по дальнейшему контролю над предоставленными кредитами, они включают поддержание связи с заемщиками и, при необходимости, защиту интересов банка;
·  ревизия кредитов; политикой, как правило, устанавливается, кто должен проводить оценку качества кредитов, с какой периодичностью и в каких целях, а также какому органу банка должны предоставляться результаты оценки;
·  идентификация проблемных кредитов и процедуры работы с ними. Определяются: критерии отнесения кредитов в данную категорию, ответственность кредитных работников за выявление проблемных кредитов, приемлемые для банка процедуры работы с такими кредитами;
·  создание и пересмотр резерва на возможные потери по ссудам. Политика устанавливает подходы к формированию данных резервов, периодичность пересмотра созданных резервов;
·  списание кредитов; здесь перечисляются условия, при которых кредиты списываются с баланса банка (за счет созданного резерва или в убыток), приводятся условия мониторинга списанной с баланса задолженности.
Роль и механизм реализации кредитной политики банка.
Изучив содержание документа о кредитной политике банка, можно охарактеризовать роль этого документа следующим образом:
·  отсутствие у банка собственной кредитной политики означает отсутствие в нем планирования кредитного процесса, что соответственно обрекает банк на безусловный неуспех, особенно в средне- и долгосрочной перспективе;
·  качественная кредитная политика способствует осмысленной координации усилий банка на кредитном рынке. Так же обеспечивает деятельность подразделений, участвующих в кредитном процессе, значительно сокращает риск принятых неверных управленческих решений, дает руководству банка важные критерии оценки качества кредитного портфеля и постановки кредитного процесса в банке в целом.
Функция кредитной политики банка — оптимизация кредитного процесса.
Определив основные ориентиры развития на ближайшую перспективу, ключевые стратегические задачи, банк приступает к разработке основных направлений достижения поставленных целей по линии:
·                   увеличения собственного капитала и объемов привлекаемых ресурсов;
·                   повышения эффективности кредитной политики банка;
·                   активизации инвестиционной политики
·                   развития филиальной сети;
·                   активизации клиентской политики;
·                   совершенствования системы управления банком и его деятельностью;
·                   совершенствования технологий банковских расчетов;
·                   развития международной деятельности и операций в иностранной валюте.
Службами банка составляется подробный, детальный план мероприятий по реализации основных направлений стратегии банка.
«Кредитная политика» — основной документ, направляющий и регулирующий деятельность банка в области кредитования. Соответствия повседневных операций документу о кредитной политике обеспечивают кредитные менеджеры и подчиненные им сотрудники. В связи с этим все положения документа о кредитной политике должны быть подкреплены практическими мерами, которые призваны обеспечивать ее претворение в жизнь. Такие меры должны быть рассмотрены и одобрены руководством банка, а соответствующие решения оформлены в виде документов.
Среди этих мер должны присутствовать те, которые дадут банку возможность:
·  расширять ресурсную базу;
·  устанавливать и при необходимости пересматривать значения приемлемых рисков и лимиты кредитования;
·  разнообразить свои кредитные услуги и повышать их качество, расширять клиентуру заемщиков;
·  лучше ориентировать кредитоспособность заемщиков, поручителей, гарантов, добиваться повышения уровня возвратности кредитов;
·  своевременно и в необходимом объеме формировать резервы под кредитные риски;
·  совершенствовать организационное, информационно-аналитическое и методическое обеспечение кредитного процесса.
Данные меры в качестве процедур реализуются в обязательном для каждого банка комплекте инструктивных и методических материалов, регламентирующих различные аспекты организации его работы на кредитном рынке. Такой комплект материалов включает:
1.     Положение о кредитном подразделении банка;
2.     Должностные инструкции сотрудников кредитного подразделения;
3.     Положение (регламент) по проведению кредитных операций; в наиболее желаемом варианте он может включать следующие разделы:
·  перечень и содержание документов, предоставляемых потенциальными заемщиками, а также предъявляемые к ним требования со стороны банка,
·  расчет, утверждение и проверка соблюдения лимитов кредитования для заемщиков,
·  рассмотрение кредитных заявок и санкционированные выдачи кредитов,
·  подготовка и заключение кредитных договоров, санкционирование их пролонгация,
·  взаимодействие подразделений, участвующих в кредитном процессе,
·  предоставление кредитов, обслуживание долга и его погашение,
·  отражение в бухгалтерском учете ссудных операций
1.     Регламент по предоставлению межбанковских кредитов и размещению депозитов в других банках. В Регламенте предусматриваются:
·        перечень и характеристика документов, необходимых к предоставлению банками-заемщиками в банк-кредитор для получения кредита;
·        порядок расчета и использования лимитов риска при осуществлении операций на внутреннем межбанковском рынке и по депозитным операциям с банками нерезидентами;
·        порядок оперативного управления ресурсами банка исходя из политики управления активами и пассивами и ликвидностью банка;
·        порядок санкционирования выдачи межбанковских кредитов; порядок отражения операций в бухгалтерском учете;
2.     Отдельные положения по кредитованию юридических лиц в разрезе видов кредитования, приемлемых для банка (разовые кредиты, овердрафты, открытые кредитные линии, факторинг, ипотека, инвестиционные кредиты и т.д.);
3.     Положения по кредитованию физических лиц на потребительские цели, на предпринимательскую деятельность и т.д.;
4.     Положения (Методики) по работе с обеспечительными обязательствами по возврату кредитов, применяемыми в банке и о порядке их оформления;
5.     Положения о порядке предоставления гарантий в пользу третьих лиц;
6.     Положение о порядке учета векселей и вексельном кредитовании заемщиков;
7.     Положение о порядке формирования и использования резервов на возможные потери по ссудам и приравненной к ним задолженности;
8.     Положение о Кредитном комитете банка;
9.     Методические указания по анализу:
·                   финансового состояния заемщиков, в том числе банков,
·                   качества кредитного портфеля банка,
·                   выполнения кредитных договоров;
10.Методики:
·        расчета цены кредитов, отражения начисления и уплаты процентов за кредиты по счетам бухгалтерского учета,
·        определения достаточности и ликвидности предметов залога,
·        проведения встреч-интервью с заемщиками, третьими лицами,
·        проверки кредитной истории заемщика, получения о нем дополнительной информации у третьих лиц.
В связи с этим в теории и на практике различают три вида рисковых стратегий в области кредитования.
1. Высокорисковая стратегия. Она может привести к росту рентабельности банка, предполагает общую ориентацию на значительный вес высокорисковых и одновременно высокоприбыльных операций. Такая стратегия имеет ограничение: ее реализация возможна в течение короткого периода времени и при условии относительно стабильной макросреды, наличия у банка эффективной маркетинговой службы и высококвалифицированного персонала.
2. Стратегия диверсификации риска. Она дает возможность рационального соотношения доходности и надежности банка. Однако при осуществлении такой стратегии банк вынужден часто отказываться от высокоприбыльных сделок с относительно высокой степенью риска.
3. Стратегия минимизации риска. Она увеличивает надежность банка, с одной стороны, но означает практический отказ от высокодоходных операций, что, в конечном счете, ухудшает показатель рентабельности банка.
В зависимости от экономической ситуации в стране, состояния конкуренции на банковском рынке и своего финансового положения банк выбирает конкретную стратегию в области кредитования в тот или иной момент времени.
3. Проблемы формирования оптимального кредитного портфеля Общеэкономическая ситуация обусловила замедление роста объемов розничного кредитования. Суммарный объем кредитов, предоставленных физическим лицам, увеличился за 2009 г. на 35,2% — до 4017,2 млрд. руб. (за 2008 г. — на 57,8%), а их доля в активах банковского сектора сократилась с 14,8 до 14,3%. Данные о размере кредитов приведены в таблице 1.
    продолжение
–PAGE_BREAK–
Таблица 1
Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства (по данным Банка России), на начало месяца, млрд. руб.
Месяц
Общий объем размещенных средств
Из него
кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные организациям
кредиты, депозиты и прочие размещенные средства, предоставленные кредитным организациям
кредиты, предоставленные физическим лицам
2008г.
Январь
13923,8
9532,6
1418,1
2971,1
Февраль
14553,2
10029,0
1509,7
3012,5
Март
15115,0
10228,5
1792,4
3091,8
Апрель
15729,2
10606,7
1921,7
3198,6
Май
16110,9
10945,4
1820,9
3342,6
Июнь
16599,7
11244,7
1888,1
3464,9
Июль
16941,6
11548,0
1801,7
3589,8
Август
17343,5
11839,9
1762,8
3738,9
Сентябрь
18042,3
12213,2
1936,7
3890,3
Октябрь
18609,0
12419,2
2170,3
4017,6
Ноябрь
19094,5
12630,4
2380,3
4083,0
Декабрь
19305,6
12732,9
2517,3
4054,8
2009г.
Январь
19362,5
12843,5
2501,2
4017,2
Февраль
20652,1
13750,9
2863,7
4036,9
Март
20344,7
13682,7
2690,1
3971,3
Апрель
20005,2
13468,2
2664,6
3871,7
Май
19768,3
13510,9
2446,3
3810,6
Июнь
19376,5
13323,6
2314,0
3738,3
Июль
19252,7
13177,5
2376,8
3697,9
Август
19612,5
13129,3
2800,6
3682,2
Сентябрь
19796,3
13126,6
3009,3
3659,8
Октябрь
19574,0
13047,1
2907,7
3618,6
Ноябрь
19206,9
12973,4
2639,4
3593,5
Декабрь
19424,4
13014,4
2823,0
3586,2
Лидером сегмента кредитования остается Сбербанк, который сократил объем выданных в 2009 года (в сравнении с 2008 года) кредитов только на 11,5%. Большинство же крупнейших участников рынка продемонстрировали снижение объемов кредитования более чем на 20%. Среди лидеров падения – Уралсиб (-59,11%), ВТБ 24 (-56,82%) и ЮНИАСТРУМ БАНК (-58,67%). Причем наибольшие темпы падения показали те банки, для которых были характерны длинные сроки кредитования. Так, в банках Возрождение и Центр Инвест, продемонстрировавшие наименее сильное падение среди банков из ТОП-10, 85% всех кредитов были выданы на срок до 1 года, тогда как доля длинных кредитов в ЮНИАСТРУМ БАНКе, ВТБ 24 и Промсвязьбанке превышала 70%[5].
Среди участников рынка, продемонстрировавших наибольшие темпы прироста как крупные игроки — Татфондбанк (более 3000%), НБ ТРАСТ (66%), так и региональные банки — Кольцо Урала (более 3500%), Азиатско-Тихоокеанский Банк (244%), Меткомбанк (156,37%) и КАМАБАНК (273,07%). Причина достижения подобных результатов в большинстве случаев – усиление работы в сегменте при изначально более низкой базе. Например, результаты Камабанка объясняются, в частности, начавшейся еще в конце 2008 г. постепенной переориентацией банка с ипотечного кредитования на работу с малым и средним бизнесом.
В таблице 2 приведены крупнейшие банки РФ, кредитовавшие малый и средний бизнес в 2009 году.
Таблица 2
Крупнейшие банки, кредитующие малый и средний бизнес

Банк
Выдано ссуд МСБ за 2009, тыс. руб.
Темп прироста 2009/2008
1
Сбербанк России**
Порядка 500 млрд руб
-11,47
2
Уралсиб
92529062
-59,11
3
Банк Возрождение
53810069
-22,00
4
КБ Центр-инвест
15271938
-31,63
5
Татфондбанк
14816224
3162,89
6
МИнБ
14767000
н/д
7
СЕВЕРГАЗБАНК
12974977
н/д
8
ВТБ 24
11313261
-56,82
9
Промсвязьбанк
10587129
-40,53
10
ЮНИАСТРУМ БАНК
10214415
-58,67
11
НБ ТРАСТ
8799338
65,86
12
АКИБАНК
7720444
-31,93
13
НТБ
6668287
-63,73
14
КМБ-Банк
5364361
-74,48
15
КБ АГРОПРОМКРЕДИТ
5053618
н/д
16
ЛОКО-Банк
4961888
-15,16
17
Курскпромбанк
4704175
-40,65
18
КБ Хлынов
3727457
26,04
19
Региобанк
3709988
-40,81
20
КБ КОЛЬЦО УРАЛА
3490643
3588,65
Доля кредитов и прочих размещенных средств (в рублях и иностранной валюте), предоставленных организациям на срок свыше 1 года, в общем объеме выданных им кредитов и прочих размещенных средств, распределенных по срокам погашения, на 1 декабря 2009г. составила 69,3% против 68,2% на 1 ноября 2009 года.
Для современной практики кредитования малого бизнеса характерны следующие черты:
·        цели кредитования: пополнение оборотных средств, приобретение автотранспорта, оборудования, недвижимости, покрытие кассовых разрывов, приобретение внеоборотных активов, инвестиционное кредитование, ремонт торговых или производственных помещений, закупка товаров, открытие торговых точек, расширение производства, приобретение основных средств, развитие бизнеса;
·        сроки кредитования – от 30 дней до трех лет в зависимости от цели кредитования;
·        процентные ставки по кредитам – от 10% до 30% в зависимости от вида кредита;
·        суммы предоставляемых кредитов колеблются от 5 тыс. до 10 млн. руб.;
·        обеспечение – товары в обороте, оборудование, автотранспорт, ценные бумаги, недвижимость, личное имущество владельца предприятия, приобретаемое имущество;
·        участие третьих лиц – международные финансовые организации, Правительство, неправительственные общественные организации, страховые компании, коллекторские агентства, оценочные компании и т. д.
Несмотря на некоторое оживление на рынке, сохраняющиеся макроэкономические риски вынуждают банки минимизировать свою зависимость от долгосрочного состояния экономики и кредитовать в короткую, исходя из предположения, что ситуация будет относительно стабильной, по крайней мере, в ближайшее время. По итогам 2009 года 66% ссуд выданы на срок до 12 месяцев, а с учетом овердрафтов эта цифра составляет более 70% (рис. 2). Отметим, что по итогам 2008 года только 46% всех кредитов (без учета овердрафтов) были выданы на срок до 12 месяцев.
Отраслевая структура рынка свидетельствует о существенном снижении доли торговых предприятий в выданных кредитах: если в 2008 году доля ссуд, выданных организациям розничной и оптовой торговли, составляла 51% всего объема кредитования МСБ, то в 2009 г. она упала до 39 % (рис. 3). Причина такого снижения заключается в том, что в условиях кризиса основной тип залогового обеспечения, характерный для торговых предприятий, – товары в обороте — скептически воспринимается большинством банков.
При этом фактически пострадала только оптовая торговля — ее доля в объеме выданных кредитов сократилась с 31% до 20%, тогда как доля розницы снизилась всего на 1 п.п. Это объясняется тем, что оптовики имеют дело с рядом мелких торговцев и в целом просчитать их риски сложнее, чем у розничных продавцов. В тоже время, основная часть розничных торговцев ориентирована на товары повседневного потребления, отличающиеся достаточно низкой эластичностью спроса по цене, что оказывает поддерживающее влияние на этот сегмент рынка в ходе кризиса.

Рис. 2. Структура выданных кредитов по срокам в 2009 году

Рис. 3. Отраслевая структура кредитов в 2008-2009 гг.
С другой стороны, доля ссуд, выданных строительным компаниям, возросла за 6 месяцев 2009 года на 6 %. Подобная динамика выглядит удивительной, с учетом того, что ухудшение качества заемщиков затронуло данный сегмент в наибольшей степени. В то же время, по нашему мнению, указанный факт является следствием активного перекредитования заемщиков, которое в условиях кризиса начал практиковать целый ряд банков. Суть данного инструмента заключается в том, что в один и тот же день происходит сначала формальное погашение кредита, а затем практически сразу заемщику выдается новый кредит. В результате перекредитование позволяет замаскировать ухудшение качества ссудного портфеля, создать резервы в меньшем объеме и, как следствие, снизить давление на капитал. Однако в будущем подобная практика может крайне негативно сказаться на качестве активов и финансовой устойчивости кредитных организаций. Тем не менее, доля строительных компаний в сегменте кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ) не столь велика, чтобы оказывать такое же сильное давление на капитал и прибыльность банков, какое оказывают строители от корпоративного сегмента.
Еще один сектор, продемонстрировавший рост – обрабатывающие производства: доля ссуд, полученных заемщиками из данной отрасли, выросла за полугодие с 12% до 16%. Многие из них в состоянии предложить относительно твердые залоги – производственные помещения, которые чаще всего находятся у них в собственности, что и выступает в качестве одного из стимулов для более активного расширения объемов кредитования со стороны банков.
Среди проблем развития банковских кредитных операций, наиболее актуальными на современном этапе, являются следующие:
У большинства наших банков недостаточно денег (собственных и привлеченных) для того, чтобы выдавать кредиты на крупные суммы, какие подчас требуются большим предприятиям, или одновременно много разных по объемам кредитов значительному числу заемщиков.
Источники пополнения банковских ресурсов хорошо известны, это такие как:
·                   средства предприятий и организаций;
·                   средства населения;
·                   собственные средства (часть прибыли) банков.
В последние несколько лет российские банки наращивают свои капиталы в основном за счет собственной прибыли, но в период кризиса ее фактически не было. Они также стараются привлечь деньги населения, предприятий и организаций, включая организации иностранные, в том числе в форме так называемых субординированных кредитов и займов, однако этим способом формируются в основном краткосрочные пассивы (кроме субординированных кредитов и займов и средств, вновь внесенных в уставные капиталы).
Рост банковских пассивов за счет депозитов предприятий и организаций хотя и происходит, но очень непросто, поскольку финансовое положение большинства российских предприятий остается в лучшем случае крайне напряженным.
Потенциальным каналом формирования банками долгосрочных пассивов являются средства пенсионных и паевых фондов. Однако практическое использование этого канала в России сопряжено со значительными трудностями, что обусловлено прежде всего законодательными ограничениями на операции фондов: основная часть их средств должна размещаться в государственные ценные бумаги РФ и субъектов РФ, в облигации и акции российских эмитентов, созданных в форме ОАО, и в ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством РФ. Хотя законодательство в принципе допускает размещение средств пенсионных фондов в рублевые и валютные депозиты в российских кредитных организациях, на практике этот канал формирования банками долгосрочных пассивов не работает.
Один из возможных способов быстрого наращивания банками активов – привлечение иностранного капитала в банковскую систему страны. Этот процесс может происходить и происходит в разных формах:
·        вхождение иностранных юридических и физических лиц в уставные капиталы российских банков (приобретение стратегического инвестора);
·        продажа отечественных кредитных организаций иностранным лицам;
·        получение нашими банками кредитов и займов за рубежом, в том числе у иностранных организаций;
·        сотрудничество банков с иностранными страховыми компаниями и др. Таким способом решают некоторые свои проблемы отдельные российские банки, хотя при этом порождают другие проблемы. Однако для банковской системы России в целом данный способ связан с таким риском стратегического порядка, как возможность развития ситуации по восточноевропейскому сценарию, т.е. возможность перехода полного контроля над национальной банковской системы в руки иностранцев, что не может считаться допустимым, поскольку национальная банковская система – это необходимый компонент национального экономического и политического суверенитета.
У всех российских банков слишком мало «длинных ресурсов» (подавляющее большинство пассивов удается получить на короткие периоды времени) для этого, чтобы они могли выдавать кредиты не только на короткие и средние, но при необходимости и на большие сроки (свыше 3-5 лет). Сама ресурсная база российской экономики (имеется в виду ее часть, находящаяся в банковском обороте) по объемам просто несопоставима с масштабами всей экономики. По своему капиталу, активам, кредитному портфелю российский банковский сектор в целом – финансовый карлик по сравнению со многими даже не самыми крупнейшими отдельно взятыми иностранными банками.
Происходит это по нескольким причинам, основными из которых являются следующие:
Во-первых, потому, что государство искусственным образом лишило банки пенсионных средств, средств страховых фондов, бюджетных средств. Делалось это под предлогом того, что бюджетные деньги должны быть под контролем Федерального казначейства (структурное подразделение Министерства финансов). В результате государство, подобно скупому рыцарю, «сидело» (до мирового экономического и финансового кризиса) на огромных деньгах и не заправляло их ни в какое полезное дело, думая этим способом «задавить» инфляцию.
Сложилось яркое противоречие: государство, накапливая огромные ресурсы, принадлежащие, между прочим, всему российскому обществу, выделяло все последние годы крайне незначительную часть средств на наращивание экономического потенциала, считая, что это – «лишние» деньги и отечественная экономика освоить их не способна, настроение было диаметрально противоположным – оно не согласно ни с омертвлением средств, ни со слишком скромными темпами экономического и социального развития. Получалось по формуле: «низы могут, а верхи не хотят».
Можно только удивляться тому, что кто-то во властных структурах полагает или полагал, будто государственные средства можно сберечь, спрятав их от общества, от экономики в отдельную «кубышку». При такой финансовой идеологии остается сделать поистине последний шаг к тому, чтобы, как в годы «военного коммунизма», вовсе отказаться от денег.
Власти утверждали, что если бюджетные, пенсионные и иные подобные средства возвратить в банковский оборот, то деньги могут быть разворованы. Однако это не аргумент и не способ «спасения» средств. Ведь бюджетные средства разворовывали не банки. Делать это во всех случаях могли и могут чиновники – пользуясь банковским инструментарием или без него.
    продолжение
–PAGE_BREAK–