Понятие, структура и субъектный состав законодательства об охране прав потребителей

Понятие, структура и
субъектный состав законодательства об охране прав потребителей.

Закон
РФ “О защите прав потребителей” является основополагающим
законодательным актом в области защиты прав потребителей. Вместе с тем многие
вопросы, связанные с применением Закона “О защите прав потребителей”,
регулируются Гражданским кодексом РФ, а также другими федеральными законами РФ.

Данный
закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями,
исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании
услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг)
надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение
информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях,
продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а
также определяет механизм реализации этих прав.

Поскольку
значительная часть норм Закона “О защите прав потребителей”
направлена на обеспечение защиты прав потребителей в области качества и
безопасности товаров, работ и услуг, важнейшее и непосредственное значение для
правильного понимания и применения указанных норм и имеют законы, регулирующие
порядок установления требований к качеству и безопасности товаров, работ и
услуг и подтверждения их соответствия упомянутым требованиям: Закон РФ “О
стандартизации” и Закон РФ “О сертификации продукции и услуг”.

В
указанных законах содержатся указания об их направленности на защиту интересов
потребителей в области качества и безопасности товаров, работ и услуг, а также
взаимные отсылочные нормы.

Во
многих странах, в первую очередь в промышленно развитых, сравнительно давно уже
действуют подобные законы. Проблема защиты потребителя приобрела международное
значение, и в апреле 1985 года Генеральная Ассамблея ООН приняла
“Руководящие принципы для защиты интересов потребителей” в качестве
основы для разработки правительствами политики и законодательства в этой
области.

Одновременно
с этим Закон вносит существенные изменения в представления о некоторых вопросах
в области нормирования качества продукции, гарантийных и других сроках,
связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушения
прав потребителей и др.

В
Российской Федерации на различных этапах развития в состав законодательства
включались наряду с законами (законодательными актами) также указы
соответствующих государственных органов, постановления правительства и даже
акты министерств и ведомств.

Статьей
3 ГК (п. 2) установлено, что гражданское законодательство состоит из ГК и
принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения,
предусмотренные ГК. При этом нормы гражданского права, содержащиеся в других
законах, должны соответствовать ГК.

Закон
«О защите прав потребителей» в основном содержит нормы гражданского права,
регулирующие имущественные отношения между гражданами и лицами, осуществляющими
предпринимательскую деятельность. Вместе с тем в нем имеются также нормы других
отраслей права (государственного, административного и др.), устанавливающие
полномочия некоторых федеральных органов исполнительной власти, общественных
организаций и т.д., то есть регулирующие отношения, не подпадающие под действие
гражданского законодательства. При применении этих норм Закона «О защите прав
потребителей» следует руководствоваться основополагающими законами
соответствующих отраслей права.

Упомянутое
содержание понятия “гражданское законодательство” полностью
реализовано в ст. 1 Закона «О защите прав потребителей», где ГК закреплен как
основополагающий закон для отношений в области защиты прав потребителей.

Рассмотрим
структуру Закона “О защите прав потребителей”, который разделен на 4
главы.

Глава
1 “Общие положения” включает статьи, носящие общий характер в прямом
смысле этого слова (ст. 1-3), и статьи, являющиеся общими по охвату
регулируемых вопросов, т.е. устанавливающие единые требования как к
купле-продаже товаров, так и к выполнению работ и оказанию услуг потребителям
(ст. 4-7). В составе статей, входящих в главу 1, произошли определенные
изменения: исключены ст. 2 (о применении законодательства республик в составе
Российской Федерации) и ст. 15 (о праве на получение льгот в сфере
обслуживания); введены новые: ст. 3 (“Право потребителей на просвещение в
области защиты прав потребителей”); ст. 5 (“Права и обязанности
изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока
годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)”);
ст. 6 (“Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и
технического обслуживания товара”).

Глава
2 “Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям”, как
видно из ее названия, регулирует лишь специфические вопросы, относящиеся к этим
отношениям и не рассмотренные в главе 1 (ст. 18-26).

Глава
3 “Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг”
посвящена особенностям отношений, складывающихся по поводу осуществления работ
и оказания потребителям услуг (ст. 27 – 39).

Глава
4 “Государственная и общественная защита прав потребителей” является,
как и глава 1, общей, распространяется на отношения, вытекающие из
купли-продажи, проведения работ и оказания услуг потребителям (ст. 40-46).

Субъектный
состав законодательства об охране прав потребителей таков.

В
первую очередь необходимо выделить потребителя. Как я уже отмечал, Закон
регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями,
исполнителями, продавцами. Разъясняя эти понятия, Закон определяет потребителя
как гражданина, который имеет намерение приобрести или заказать, либо
заказывающего, приобретающего товар (работу, услугу) для личных (бытовых) нужд,
не связанных с извлечением прибыли. В соответствии со ст. 2 ГК, потребителями
считаются не только граждане России, но также иностранные граждане и лица без
гражданства.

Включение
в понятие “потребитель” граждан, которые еще только имеют намерение
купить товар или заказать услугу, имеет особо важное значение для реализации их
прав на ознакомление с товаром, получение информации о товаре, условиях его
продажи, изготовителе и т.д.

Таким
образом, Закон не распространяется на потребителей – юридических лиц, а также
на потребителей – физических лиц (граждан), если они используют, приобретают,
заказывают либо имеют намерение приобрести или заказать товар, работу, услугу
не для личных бытовых нужд, а также на договорные отношения между гражданами по
поводу удовлетворения этих нужд. Под личными бытовыми нуждами, очевидно,
следует понимать удовлетворение бытовых потребностей не только гражданина,
который непосредственно приобрел или заказал товар или услугу, но также и любых
других граждан, которые пользуются вещью на законных (в том числе договорных)
основаниях с согласия непосредственного ее приобретателя, прежде всего члены
семьи. Ст. 492 ГК определяет назначение товара как личное, семейное, домашнее
или иное использование, не связанное с предпринимательской деятельностью.

Обратимся
теперь к содержанию понятий: изготовитель, исполнитель, продавец. При
характеристике отношений, регулируемых Законом, законодатель отказался от
использования обобщающего наименования контрагентов потребителя –
предприниматель, – предпочитая называть их конкретно в соответствии с выполняемыми
функциями.

Ведь
контрагентом потребителя могут быть как коммерческие, так и некоммерческие
организации, в том числе иностранные юридические лица. Контрагентом потребителя
также могут быть индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность
без образования юридического лица.

Для
всех контрагентов потребителя установлено, что Закон на них распространяется
независимо от формы собственности организации.

Изготовитель,
согласно Закону, должен производить товары для реализации потребителю. Иными
словами, изготовитель, реализующий изготовленный им товар, например другому
предприятию для комплектации его изделия, не может руководствоваться в этом
случае нормами Закона “О защите прав потребителей”.

Исполнителем,
согласно Закону, является организация, а также индивидуальный предприниматель,
выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Следовательно, оказание безвозмездных услуг гражданину не может регулироваться
нормами Закона “О защите прав потребителей”.

Продавец
– организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары,
предназначенные для личных (бытовых) нужд потребителям по договору
купли-продажи, независимо от вида последнего.  

Список литературы

Гражданский
кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) (с изм. и доп. от 20
февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г.).  

Федеральный
закон от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в
Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей” (с
изменениями от 17 декабря 1999 г.). Текст Федерального закона опубликован в
“Российской газете” от 21 декабря 1999 г.  

Постатейный
комментарий к Закону РФ “О защите прав потребителей” (Я.Парций).  

Комментарий
к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей
(под общ. ред. Брагинского М. И.).

Гражданское
право. Часть 2. Под ред. Толстого, Сергеева. М. Проспект, 1998г.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://tarasei.narod.ru