Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций, порядок ее составления и представления

«Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций,порядок ее составления и представления»
 

СОДЕРЖАНИЕ
бухгалтерскаяотчетность бюджетный
Введение
Глава 1. Государственный бюджет ибюджетная система РФ. Порядок формирования доходной части государственногобюджета РФ
1.1 Особенности организациибюджетного учета в РФ
1.2 Понятие бюджетного учреждения.Бюджетная система РФ. Нормативно-правовое регулирование по составлениюотчетности в РФ
1.3 Общие положения по составлениюотчетности бюджетных организаций
Глава 2. Составление и анализ отчетности ГОУ НПО ПУ №44 г.Уфы.
2.1 Краткая характеристика ГОУ НПО ПУ №44 г. Уфы иорганизация в нем бухгалтерского учета
2.2 Порядок составления баланса в ГОУ НПО ПУ № 44
2.3 Структура и порядоксоставления Отчета о финансовых результатах деятельности
Глава 3. Анализ основных показателей бухгалтерской отчетностиГОУ НПО ПУ № 44
3.1 Анализ отчета об исполнении сметы расходов
3.2 Основные направления реформирования бюджетного учета
3.3 Рекомендации по совершенствованиюсоставления бюджетной отчетности в ГОУ ПУ № 44
Заключение
Список литературы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В

Введение
Сложившаяся в настоящеевремя система правового регулирования бюджетного учета является динамичноразвивающейся и связана с изменениями в законодательстве в связи с проведениембюджетной реформы, основными направлениями которой являются:
–  бюджетирование, ориентированное нарезультат деятельности учреждения;
–  организация бюджетной функциональнойклассификации расходов бюджетов по программному принципу в соответствии сцелями и задачами государственной политики;
–  среднесрочное бюджетное планирование.
Данная реформаподдерживается новой системой бюджетного учета и отчетности, позволяющейотслеживать не только правильность расходования бюджетных средств, но ирезультативность их использования по каждому бюджетному году и в целом призавершении программы, а также объективно оценивать активы и обязательстваорганов государственной власти Российской Федерации.
В данной работе объектомисследования является бюджетное учреждение ГОУ НПО Профессиональное училище №44, далее ГОУ НПО ПУ № 44.
К бюджетным учреждениямотносятся такие учреждения и организации, основная деятельность которыхполностью или частично финансируется за счёт средств бюджета на основе сметдоходов и расходов (бюджетная смета). Бухгалтерский учёт в учреждениях иорганизациях, состоящих на бюджете, имеет отличия от учёта хозрасчётныхпредприятий. Особенностью бюджетного учреждения является и сохраняющийся имстатус одной из разновидностей такой организационно-правовой формы некоммерческойорганизации, как учреждение.
Специфическиеособенности учета в бюджетных организациях вызывают необходимость составлятьбухгалтерскую отчетность, отличающуюся от бухгалтерской отчетности коммерческихорганизаций. Бюджетная отчетность представляет собой систему показателей,отражающих результаты хозяйственной деятельности бюджетной организации заотчетный период и состоит из таблиц, которые составляются на основе данныхбухгалтерского учета.
Единыйпорядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в бюджетныхучреждениях и иных организациях определен Приказом Минфина Российской Федерацииот 21 января 2005 года № 5н «Об утверждении Инструкции о порядке составления ипредоставления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности» (с учетомизменений и дополнений, внесенных приказом Минфина России от 09.11.2009 № 115н).
Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы настоящей работы,предопределяет ее цель и задачи. Длябухгалтеров бюджетных организаций всегда остаются актуальными вопросынормативного регулирования бюджетного учета, учет нефинансовых и финансовыхактивов, подготовка и сдача отчетности.
Целью курсовой работы является изучение особенностейсоставления бухгалтерской отчетности в бюджетных организациях, а также еесостав и порядок представления.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
– изучить понормативным материалам и данным литературы порядок составления бухгалтерскойотчетности в бюджетных организациях на современном этапе;
– проанализироватьотдельные формы бухгалтерской отчетности;
– охарактеризоватьисследуемое бюджетное учреждение;
– выполнить анализбаланса исполнения сметы расходов и отчета об исполнении сметы расходовбюджетной организации;
– дать рекомендациипо совершенствованию составления бюджетной отчетности в исследуемойорганизации.

Глава 1.Государственный бюджет и бюджетная система РФ. Порядок формирования доходнойчасти государственного бюджета РФ
 
1.1 Особенности организациибюджетного учета в РФ
Одним из механизмов,позволяющих государству производить экономическую и социальную политику,является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет.
Бюджетнаяклассификация и бюджетный учет должны стать надежным и качественныминструментом, гарантирующим прозрачность деятельности органов власти иадминистраторов бюджетных средств, и обеспечивающим необходимый объемфинансовой информации на всех этапах бюджетного процесса — от анализафинансовых результатов деятельности за прошедший период, подготовки ипредставления проекта бюджета и его исполнения в течение финансового года досоставления соответствующей финансовой отчетности.
Государственный бюджет — представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансовогообеспечения основных задач и функций государства и местного самоуправления.
Государственный бюджетявляется основным финансовым планом государства, дает органам власти реальнуюэкономическую возможность управления. Бюджет отражает размеры необходимыхгосударству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику встране, структура государственного бюджета представлена на рис. 1.

/>

Рисунок 1 – Структура государственногобюджета
 
Бюджет выполняетследующие основные задачи:
— перераспределениефинансовых ресурсов, образование доходной части и определение расходной;
— государственноерегулирование и стимулирование экономики страны;
— финансовое обеспечениебюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;
— контроль за образованиеи использование централизованного фонда денежных средств.
Бюджетный учет, каксоставляющая бухгалтерского учета выполняет следующие основные задачи:
— составление бюджетнойросписи по доходам и расходам;
-своевременноедокументальное оформление выделенных ассигнований и произведенных расходов;
— соблюдение норм иправил действующего законодательства при расходовании денежных средств;
— не допускатьперерасхода по статьям сметы и перераспределения средств между статьями сметырасходов;
— соблюдать этикуруководителя и главного бухгалтера, не допускать бесконтрольности и халатностив процессе расходования средств государственного бюджета;
— своевременно идостоверно составлять бухгалтерскую отчетность, отражающую результатыдеятельности организации и предоставлять ее в вышестоящие организации иконтролирующие органы.
Наиболее важным и емкимзаконодательным актом, регулирующим бюджетный процесс, является БюджетныйКодекс РФ, в котором установлены общие принципы бюджетного законодательства,правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, определены основыбюджетного процесса РФ, его участники, установлены административная и уголовнаяответственность за несоблюдение норм и правил бюджетного законодательства, атакже за не целевое использование средств государственного бюджета.
Кроме того, в БюджетномКодексе раскрывается структура и назначение бюджетной классификации РФ, котораялежит в основе учета доходов и расходов средств бюджета, используется всемиучастниками бюджетного процесса и позволяет систематизировать и контролировать образованиеи расходование средств на всех уровнях бюджетной системы.
Бюджетная система РФ — представляет собой основанную на экономических отношениях и государственномустройстве РФ, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета,бюджета субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетныхфондов (Приложение А).

1.2 Понятие бюджетного учреждения.Бюджетная система РФ. Нормативно-правовое регулирование по составлениюотчетности в РФ
Каждая отдельная сфераэкономики, перечисленная в функциональной классификации расходов бюджетов РФ,представляется совокупностью отдельных бюджетных учреждений, обеспечивающих еефункционирование.
Бюджетное учреждение –организация, созданная органами государственной власти РФ, органамигосударственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления дляосуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иныхфункций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется изсоответствующего бюджета.
Выделение ассигнований насодержание бюджетных учреждений строится на сметном порядке финансирования,который включает в себя важнейшие основные принципы:
-соблюдение режимаэкономии в расходовании средств государственного бюджета;
-строгое целевоеиспользование бюджетных средств;
-соблюдение правильностии своевременности выделения ассигнований на содержание учреждения;
-систематический контрольсо стороны вышестоящих организаций и финансовых органов за деятельностьюбюджетного учреждения.
Порядок ведениябухгалтерского учета в бюджетной организации устанавливается следующимидокументами: Приказом №115н (Приложение Б) в Инструкцию № 128н внесены значительные изменения и дополнения,касающиеся как уточнения отдельных терминов, так и номеров отдельных счетовбюджетного учета. Это вызвано тем, что сама Инструкция № 128н была принята домомента вступления в действие новой Инструкции по бюджетному учету,утвержденной Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 № 148н (далее – Инструкция №148н), и не учитывала введенных с 01.01.2009 изменений и дополнений в порядокорганизации и ведения бюджетного учета.
Кроме того, Приказом №115н порядок составления и представления бюджетной отчетности был дополнен ииными важными положениями.
Так, п. 4 и 5 Инструкции№ 128н дополнены положениями о праве соответствующих вышестоящих распорядителейопределять порядок составления и представления бюджетной отчетностиподведомственными им учреждениями. В частности, предусматривается составление ипредставление бюджетной отчетности на бумажном носителе, в сброшюрованном ипронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом. Кроме того,делается акцент на полном соответствии показателей бюджетной отчетности,представляемой в электронном виде, соответствующим показателям отчетности набумажном носителе.
Государственнаяучетная политика реализуется через:
-плансчетов бюджетного учета;
-порядокотражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы РоссийскойФедерации на счетах бюджетного учета;
-порядокотражения органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов,операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов на счетах бюджетногоучета;
-корреспонденциюсчетов бюджетного учета;
-журнальную форму ведениябухгалтерского учета;
-формы утвержденныхпервичных документов;
-общепринятые методыоценки активов и обязательств.
При ведении бухгалтерского учета предусматриваетсясоставление единого баланса по бюджетным средства, и отдельного баланса посредствам полученным за счет внебюджетных источников.
Руководитель учреждения несет ответственность за организациюбухгалтерского учета, за соблюдение действующего законодательства привыполнении финансово-хозяйственных операций и хранении бухгалтерскойдокументации.
Ведение бухгалтерского учета находится в компетенции главногобухгалтера, который подчиняется руководителю учреждения, несет ответственностьза ведение бухгалтерского учета, а также за предоставление полной и достовернойбухгалтерской отчетности.
План счетов бюджетногоучета состоит из следующих разделов :
Раздел 1 –Нефинансовыеактивы;
Раздел 2 – Финансовыеактивы;
Раздел 3 – Обязательства;
Раздел 4 – Финансовыйрезультат;
Раздел 5–Санкционирование расходов бюджета.
В каждой главегруппируются относящиеся к ней номера синтетических и аналитических счетов и ихнаименования.
Основная задачабухгалтерского учета – достоверное отражение на счета бухгалтерского учетарезультатов финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения дляполучения точной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Счет бухгалтерского учетапредставляет собой учетную таблицу, состоящую из двух частей, одна из которойлевая — называется Дебет, другая правая – Кредит. На счете бухгалтерского учетаотражается начальное сальдо, которое может быть либо по дебету счета, либо покредиту в зависимости от вида бухгалтерского счета. Счета бухгалтерского учетаимеют тесную связь с бухгалтерским балансом, который состоит из двух частей –Актив и Пассив, следовательно, различают два вида счетов бухгалтерского учета –активные и пассивные, активно-пассивных счетов в бюджетном учете нет.
Рассмотрим структурусчетов бюджетного учета на рис. 2,3:

/>
Рисунок 2 – Структура активного счетабюджетного учета
/>
Рисунок 3 – Структура пассивногосчета бюджетного учета
Счета бухгалтерскогоучета, из которых учетная информация переносится в Актив баланса и отражаетсостояние имущества – называются активными, а счета бухгалтерского учета, изкоторых учетная информация переносится в Пассив баланса и отражает состояниеобязательств – называются пассивными. Отражение финансово-хозяйственнойдеятельности бюджетной организации на счетах бухгалтерского учета называетсясинтетическим учетом. Главным учетным регистром синтетического учета являетсяГлавная книга, в которой осуществляется свод всех открытых счетовсинтетического учета с отражение остатков на начало и конец отчетного периода идвижения на счетах за отчетный период под влиянием хозяйственных операцийпроисходящих в результате финансово-хозяйственной деятельности организации.Данные главной книги позволяют составить бухгалтерский баланс организации.
Новыми условиямихозяйствования допускается: объединение средств, поступающих из различныхисточников. Бюджетным организациям предоставлены широкие права в частипривлечения внебюджетных средств за счёт хозрасчётной и коммерческойдеятельности по оказанию платных услуг населению и выполнению работ подоговорам с предприятиями и организациями, сдачи в аренду и реализациинедвижимости (прежде всего нежилых помещений).
Однако хозрасчётная икоммерческая деятельность не должна осуществляться в ущерб уставной деятельности,финансируемой из бюджета.
При этом проблема ведениябухгалтерского учёта в учреждениях непроизводственной сферы неоднородны, таккак определяются конкретным видом деятельности. В примере данной курсовойработы это образовательное учреждение.
Своевременное, полное идостоверное отражение на балансе учреждения всех операций позволяетруководителям учреждений принимать обоснованные управленческие решения,анализировать работу учреждений, осуществлять и контролировать целевоерасходование средств на основе утверждённой сметы, выявлять незаконные затраты.Для выполнения этих задач ведётся бухгалтерский учёт. Законодательная база посоставлению бухгалтерской отчетности бюджетных организаций установленаинструкция «О порядке составления и представления годовой, квартальной имесячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы российскойфедерации», утвержденной Приказом Министерства финансов РоссийскойФедерации от 24 августа 2007 г. N 72н.
1.3Общие положения по составлению отчетности бюджетных организаций
Главные распорядители, получатели средств бюджетов,администраторы поступлений в бюджет, органы, организующие исполнение бюджетов,органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов, составляют ипредставляют годовую, квартальную и месячную отчетность об исполнении бюджетовбюджетной системы Российской Федерации по формам согласно приложениям кИнструкции №72н.
Бюджетная отчетность составляется на следующие даты:месячная — на первое число месяца, следующего за отчетным, квартальная — посостоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая — на 1 январягода, следующего за отчетным. Отчетным годом является календарный год — с 1января по 31 декабря включительно. Месячная и квартальная отчетность являетсяпромежуточной и составляется нарастающим итогом с начала текущего финансовогогода. Бюджетная отчетность предоставляется на бумажных носителях и (или) в видеэлектронного документа, с представлением на электронных носителях или путемпередачи по телекоммуникационным каналам связи в порядке, установленном главнымраспорядителем средств бюджета, органом, организующим исполнение бюджета, иорганом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета, собязательным обеспечением защиты информации в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации.
Бюджетная отчетность подписывается руководителем иглавным бухгалтером главного распорядителя, распорядителя, получателя средствбюджета, администратора поступлений в бюджет, органа, организующего исполнениебюджета, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета.Формы бюджетной отчетности, содержащие плановые и аналитические показатели,кроме того, подписываются руководителем финансово-экономической службы.
В случае ведения бюджетного учета на договорныхначалах специализированной организацией или централизованной бухгалтериейбюджетная отчетность подписывается руководителем обслуживаемого учреждения,руководителем и главным бухгалтером специализированной организации,централизованной бухгалтерии, осуществляющей бюджетный учет и формирующейбюджетную отчетность.
В случае, когда данные по отдельным показателям неимеют числового значения, соответствующие графы заполняются прочерком.
Если по бюджетному учету показатель имеетотрицательное значение, то в бюджетной отчетности в случаях, предусмотренныхнастоящей Инструкцией, этот показатель отражается в отрицательном значении — сознаком «минус».
Бюджетная отчетность составляется нарастающим итогомс начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой.
Получатель средств бюджета представляет бюджетнуюотчетность своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) средствбюджета в установленные им сроки.
Главный распорядитель средств бюджета на основаниипредставленной получателями средств бюджета бюджетной отчетности составляетконсолидированную бюджетную отчетность и представляет ее органу, организующемуисполнение соответствующего бюджета (главному распорядителю), в установленныеим сроки.
Орган, организующий исполнение бюджета, на основаниипредставленной консолидированной бюджетной отчетности главных распорядителейсредств бюджета составляет консолидированную бюджетную отчетность об исполнениибюджета и представляет ее органу, организующему исполнение бюджета,уполномоченному формировать отчетность об исполнении соответствующегоконсолидированного бюджета, в установленные им сроки.
Баланс бюджетногоучреждения построен на односторонней форме, т. е. сначала идёт весь актив, азатем пассив.
Порядок ведения бюджетного учета в бюджетных учрежденияхрегламентируется Инструкцией №70н, в которой приведены основные понятия итермины, методологические основы учета и правила составления корреспонденцийсчетов.
– Учет основных средств.
– Учет материальных запасов.
– Учет денежных средств
– Учет оплаты труда работников бюджетной сферы.
– Учет расчетов в бюджетном учреждении.
– Учет финансирования бюджетного учреждения.
– Порядок учета расходов бюджетного учреждения и порядокзакрытия счетов по их учету.
Для каждого журналасуществует номер журнала, в котором найдет отражение хозяйственная операция.Проверенные и принятые к учету первичные учетные документы, составленные нахозяйственные операции, систематизируются по датам совершения операций иоформляются раздельными журналами операций – накопительными ведомостями пооперациям за счет бюджетных средств и средств, полученных за счет внебюджетныхисточников, которым присваивают следующие порядковые номера:
Журналопераций №1 — по счету «Касса»;
Журналопераций №2 — по банковскому счету;
Журналопераций №3 — расчетов с подотчетными лицами;
Журналопераций №4- расчетов с поставщиками и подрядчиками;
Журналопераций №5 — расчетов с дебиторами по доходам;
Журналопераций №6 — расчетов по заработной плате, денежному довольствию и стипендиям;
Журналопераций №7 — по выбытию и перемещению нефинансовых активов;
Журналпо прочим операциям №8;
Главнаякнига.
По остальным операциям ненашедшим отражением в вышеперечисленных журналах и операциям «сторно»составляются отдельные журналы операций, которые нумеруются начиная с номера 9за каждый месяц.

Глава 2. Составление и анализ отчетностиГОУ НПО ПУ №44 г. Уфы
2.1 Краткая характеристика ГОУ НПО ПУ№44 г. Уфы и организация в нем бухгалтерского учета
 
Объектом исследования вданной курсовой работе выбрано ГОУ НПО ПУ № 44 – государственноеобразовательное учреждение (далее – Учреждение), базовое предприятие Башкирскоеотделение Куйбышевской железной дороги, ОАО Российские железные дороги.
Профессиональное училище№ 44 г. Уфы – единственное учебное заведение начального профессиональногообразования в Республике Башкортостан, готовящее высококвалифицированныхспециалистов для предприятий железнодорожного транспорта.
Учредителем Учрежденияявляется Министерство образования Республики Башкортостан.
Форма собственностиУчреждения – государственная собственность Республики Башкортостан.
Учреждение являетсясозданной органами государственной власти Республики Башкортостаннекоммерческой организацией, финансовое обеспечение деятельности которойосуществляется полностью или частично за счет средств бюджета РеспубликиБашкортостан на основе утверждаемой сметы доходов и расходов.
Учреждение в своейдеятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, КонституциейРеспублики Башкортостан, законом Российской Федерации «Об образовании», закономРеспублики Башкортостан «Об образовании», другими законодательными инормативными правовыми актами, Типовым положением об учреждении начальногопрофессионального образования, образование и Министерства образованияРеспублики Башкортостан.
При осуществлениипредпринимательской деятельности ГОУ Профессиональное училище № 44руководствуется законодательством Российской Федерации и РеспубликиБашкортостан, регулирующим данную деятельность.
Учреждение имеетсамостоятельный баланс, обособленное имущество, печать, штампы и бланки сосвоим наименованием, а также следующие лицевые счета, открытие в Министерствефинансов Республики Башкортостан:
–  по учету операций по исполнениюрасходов бюджета Республики Башкортостан;
–  по учету средств, полученных отпредпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности;
–  по учету средств, полученных вовременное распоряжение.
В учреждении недопускается создание и деятельность организационных структур политическихпартий, общественно – политических и религиозных движений и организаций.
Расчеты в ГОУ ПУ № 44ведутся при помощи счетов, установленных Планом счетов бюджетного учета вразрезе субсчетов по экономической классификации расходов. Бухгалтерияисследуемого учреждения состоит из трех отделов – расчетного, материального ифинансового. Каждый отдел возглавляет заместитель главного бухгалтера. Ведениемрасчетов с подотчетными лицами, начислением налогов и платежами в бюджет,оформлением и учетом бланков строгой отчетности и выпиской счетов исчетов-фактур занимаются финансовый отдел и первый заместитель главногобухгалтера. Под руководством второго заместителя главного бухгалтера находитсяотдел учета материалов, в обязанности которого входит ведение учета основныхсредств и материальных запасов. Расчетный отдел бухгалтерии во главе с третьимзаместителем главного бухгалтера занимается расчетами и выдачей стипендий,заработной платы, зарплатных налогов и пособий. Все они непосредственноподчиняются главному бухгалтеру. В свою очередь главный бухгалтер подчиняетсяректору и несет ответственность за формирование учетной политики, ведениебухгалтерского учета, своевременное представление полной и достовернойбухгалтерской отчетности.
По истечении каждогоотчетного периода документы, относящиеся к соответствующим журналам операций,согласно учетной политике ГОУ НПО ПУ № 44 подбираются в хронологическом порядкеи сшиваются в папку, на титульном листе которой указывается наименованиеучреждения, название и порядковый номер папки, а также период и количестволистов в папке.
Бухгалтерский учет вучреждении ведется с помощью программы «1С: Бухгалтерия для бюджетныхучреждений», которая представляет собой компоненту «Бухгалтерский учет» системы«1С: Предприятие 7.7» и типовую конфигурацию «Бухгалтерия для бюджетныхучреждений», редакция 6. Конфигурация «Бухгалтерия для бюджетных учреждений»системы программ «1С: Предприятие 7.7» предназначена для автоматизациибухгалтерского учета бюджетных учреждений, состоящих на самостоятельном балансеи финансируемых из федерального, регионального (субъектов Российской Федерации)или местного бюджетов, а также из бюджета государственного внебюджетного фондана основании сметы доходов и расходов и ведущих учет по Плану счетов бюджетногоучета (утвержден Приказом Минфина России от 10.02.2006 №25н). В даннойконфигурации не предусмотрен расчет заработной платы. В ней отражаютсярезультаты расчета заработной платы, произведенные вручную или с помощьюспециализированной программы, например, «1С: Зарплата и Кадры», вследствие чеготратится время на обработку и ввод данной информации в программу. На данномэтапе версия данной программы морально устарела, поэтому учреждению требуетсяболее совершенный автоматизированный учет для составления достоверной бюджетнойотчетности.
2.2 Порядок составления баланса в ГОУНПО ПУ № 44
 
Так как бюджетныеучреждения являются исполнителями сметы доходов и расходов и ведут бюджетныйучет по отдельному плану счетов, формирование бухгалтерской отчетности такихучреждений имеют ряд особенностей. ГОУ ПУ № 44 является главным распорядителемполучателя средств бюджета (ф. 0503130 – Приложение В), следовательно, балансформируется получателем средств бюджета по состоянию на 1 января года,следующего за отчетным, как и любым коммерческим предприятием. В Балансебюджетного учреждения показатели отражаются в разрезе бюджетной деятельности.
В разделе финансовыеактивы также включаются остатки по находящимся в пути материалам, основнымсредствам и нематериальным активам, а также по капитальным вложениям инепроизведенным активам.
Пассив баланса состоиттакже из двух разделов: «Обязательства», и «Финансовый результат».
В разделе «Обязательства»отражаются остатки по счетам расчетов по налогам, сборам и прочим платежам вбюджет и внебюджетные фонды, расчетов с поставщиками и подрядчиками (причем,особенность бюджетного учета предусматривает, что на этом же счете ведутсярасчеты по заработной плате), а также остатки счета 304.01 – «Расчеты посредствам, полученным во временное распоряжение».
В следующем разделепассива отражается финансовый результат деятельности получателя средств бюджетапо строкам: «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».
Вместе с годовымбалансом, который подтверждает исполнение сметы предполагаемых доходов ирасходов Федерального бюджета, ГОУ НПО ПУ № 44 также представляет справку поконсолидируемым расчетам с Федеральным агентством по образованию в разрезе суммденежных и неденежных расчетов.
Справка о наличииимущества и обязательств на забалансовых счетах отражает остатки по счетамарендованных основных средств, бланкам строгой отчетности, ценным призам,Суммам предоставленных государственных и муниципальных гарантий и т.д.
Баланс составляют наосновании сверенных счетов и оборотов по счетам бухгалтерского учета. Годовойбаланс составляют после заключения счетов текущего учета. Анализ структурыбаланса представлен в табл. 1.
Таблица 1
Структура баланса ГОУ НПО ПУ № 44 г.Уфы за 9 месяцев 2008-2009 года Наименование 9мес. 2008г 9мес. 2009г 1 2 3 4 Актив I
Внеоборотные активы
Основные средства
Незавершенное строительство
69134
68414
720
67738
67738 II
Оборотные активы
2.1. Материальные запасы
2.2. Дт задолженность
2.3. Денежные средства
2.4. Краткосрочные фин.вложения
65733
9593
2819
3321
71439
7579
5865
7695
300 ИТОГО ПО АКТИВУ 216413 220359 III Капиталы и резервы Уставной капитал Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
5644
22360
5644
24792 Итого по Ш разделу 28004 30436 V Краткосрочные обязательства 2.1. Займы и кредиты 2717 2289 2.2. Поставщики и подрядчики 2.3. Задолженность перед персоналом по з/плате 801 974 2.4. Задолженность перед гос. внебюджет. фондом 133 428 2.5. Задолженность перед бюджетом 934 1627 2.6. Прочие кредиторы 102 243 2.7. Прочие 2176 3181 Итого по V разделу 6863 8742 ИТОГО ПО ПАССИВУ 34867 39178

Бухгалтерскиеоперации, совершенные бюджетным учреждением в течение 2009 года, приведены втабл.2.
Таблица 2
Бухгалтерскиеоперации за период с 01.01.2009 по 31.01.2010г.г.
Содержание операции
Сумма,
руб.
Корреспонденция
счетов
Дебет
Кредит 1 2 3 4
Операции по бюджетной деятельности Операции с нефинансовыми активами Приобретены тумбы (10 шт.) по цене 720,40 руб./шт. (в том числе НДС – 1 098,92 руб.) 7 204,00 1 106 01 310 1 302 17 730 Приняты тумбы к учету как объекты основных средств: в полных рублях 7 200,00 1 101 06 310 1 106 01 410 списаны копейки 4,00 1 401 01 290 1 106 01 410 Выданы тумбы в эксплуатацию 7 200,00 1 401 01 271 1 101 06 410 Произведена оплата тумб 7 204,00 1 302 17 830 1 304 05 310
Приобретены компьютеры (5 шт.) по цене 32 000 руб./шт.
(5 шт. х 32 000 руб.) (в том числе НДС – 4 881,36 руб.) 160 000,00 1 106 01 310 1 302 17 730 Приняты компьютеры к учету как объекты основных средств: в полных рублях 160 000,00 1 101 04 310 1 106 01 410
Выданы компьютеры в эксплуатацию
(со сменой материально ответственного лица) 160 000,00 1 101 04 310 1 101 04 410 Произведена оплата компьютеров 160 000,00 1 302 17 830 1 304 05 310 Начислена амортизация на объекты основных средств: относящихся к машинам и оборудованию 29 040,00 1 401 01 271 1 104 04 410 относящихся к транспортным средствам 22 000,00 1 401 01 271 1 104 05 410 относящихся к производственному и хозяйственному инвентарю 47 500,00 1 401 01 271 1 104 06 410 Операции по расчетам по заработной плате Начислена заработная плата основным работникам, занятым в бюджетной деятельности учреждения 562 183,75 1 401 01 211 1 302 01 730 Начислен ЕСН (26%) 164 167,78 1 401 01 213 1 303 02 730 Начислены платежи по социальному страхованию (0,2%) 1 124,37 1 401 01 213 1 303 06 730 Начислен НДФЛ (13%) 73 083,89 1 302 01 830 1 303 01 730 Получены средства на выплату заработной платы в кассу учреждения 489 099,86 1 201 04 510 1 304 05 211 Выплачена заработная плата из кассы штатным работникам 481 058,46 1 302 01 830 1 201 04 610 Депонирована заработная плата 8 041,40 1 302 01 830 1 304 02 730
Невыданный остаток по заработной плате сдан в
органы, организующие кассовое обслуживание бюджета (восстановление кассовых расходов) 8 041,40 1 304 05 211 1 201 04 610 Перечислены средства в погашение обязательств: по НДФЛ (13%) 73 083,89 1 303 01 830 1 304 05 211 по ЕСН (26%) 164 167,78 1 303 02 830 1 304 05 213 по социальному страхованию (0,2%) 1 124,37 1 303 06 830 1 304 05 213 Операции по расчетам с подотчетными лицами
В кассу получены средства на выдачу в подотчет,
в том числе: 15 590,00 на оплату суточных 2 400,00 1 201 04 510 1 304 05 212 на оплату проживания в гостинице 4 800,00 1 201 04 510 1 304 05 226 на оплату проезда к месту командирования и обратно 8 390,00 1 201 04 510 1 304 05 222 Выданы из кассы подотчетному лицу денежные средства: на оплату суточных 3 600,00 1 208 01 560 1 201 04 610 на оплату проживания в гостинице 4 800,00 1 208 07 560 1 201 04 610 на оплату проезда к месту командирования и обратно 8 390,00 1 208 03 560 1 201 04 610 Подотчетное лицо отчиталось за подотчетные суммы: 14 041,00 на оплату суточных 2 400,00 1 401 01 212 1 208 01 660 на оплату проживания 3 720,20 1 401 01 226 1 208 07 660 на оплату проезда к месту командирования и обратно 7 920,80 1 401 01 222 1 208 03 660 Неизрасходованный остаток подотчетным лицом возвращен в кассу: 1 549,00 на оплату проживания в гостинице 1 079,80 1 201 04 510 1 208 07 660 на оплату проезда 469,20 1 201 04 510 1 208 03 660 Неизрасходованный остаток сдан подотчетным лицом в органы, организующие кассовое обслуживание бюджета: на оплату проживания 1 079,80 1 304 05 226 1 201 04 610 на оплату проезда 469,20 1 304 05 222 1 201 04 610 Операции с поставщиками за оказанные ими коммунальные услуги Получены счета-фактуры за коммунальные услуги, оказанные за январь–декабрь 2009 г. 13 880,00 1 401 01 223 1 302 04 730 Оплачены счета-фактуры за оказанные услуги 13 880,00 1 302 04 830 1 304 05 223 Операции по закрытию счетов в конце года Закрытие счетов по операциям с расходами 862 340,90 1 401 03 000 1 401 01 200 в том числе: 562183,75 1 401 03 000 1 401 01 211 3 600,00 1 401 03 000 1 401 01 212 165 292,15 1 401 03 000 1 401 01 213 7 920,80 1 401 03 000 1 401 01 222 13 880,00 1 401 03 000 1 401 01 223 3 720,20 1 401 03 000 1 401 01 226 105 740,00 1 401 03 000 1 401 01 271 4,00 1 401 03 000 1 401 01 290 Закрытие счетов по операциям из бюджета с органом, организующим исполнение бюджета 9 590,40 1 401 03 000 1 304 05 000 в том числе: 8 041,40 1 401 03 000 1 304 05 211 469,20 1 401 03 000 1 305 05 222 1079,80 1 401 03 000 1 304 05 226 924 149,90 1 304 05 000 1 401 03 000 в том числе: 562 183,75 1 304 05 221 1 401 03 000 2 400 1 304 05 212 1 401 03 000 165 292,15 1 304 05 213 1 401 03 000 8 390 1 304 05 222 1 401 03 000 13 880 1 304 05 223 1 401 03 000 4 800 1 304 05 226 1 401 03 000 167 204 1 304 05 310 1 401 03 000
Операции по внебюджетной деятельности Учреждению подарен ксерокс физическим лицом 4 800,00 3 106 01 310 3 401 01 180 Ксерокс выдан в эксплуатацию: принят к учету как объект основного средства 4 800,00 3 101 04 310 3 106 01 410 начислена амортизация в размере 960,00 3 401 01 271 1 104 04 410 Операции по закрытию счетов в конце года Закрытие счетов по операциям с расходами 960,00 3 401 03 000 3 401 01 271 Закрытие счетов по операциям с доходами 4 800,00 3 401 01 180 3 401 03 000
Операции по предпринимательской деятельности Операции по доходам Начислены доходы от оказанных платных услуг 23 560,00 2 205 03 560 2 401 01 130 Начислен в бюджет НДС 3 593,90 2 401 01 130 2 303 04 730 Перечислен в бюджет НДС 3 593,90 2 303 04 830 2 201 01 610 Оплачена в кассу учреждения стоимость оказанных платных услуг 23 560,00 2 201 04 510 2 205 03 660 Сдан на лицевой счет в территориальное отделение федерального казначейства полученный платеж за оказанные платные услуги 23 560,00
2 201 01 510
17 (130) 2 201 04 610 Перечислен на лицевой счет учреждения аванс за платные услуги 45 600,00
2 201 01 510
17 (130) 2 205 03 660 1 2 3 4 Начислен в бюджет НДС с аванса 6 955,93 2 205 03 560 2 303 04 730 Перечислен в бюджет НДС с аванса 6 955,93 2 303 04 830 2 201 01 610 Начислен доход от оказанных платных услуг 152 000,00 2 205 03 560 2 401 01 130 Начислен в бюджет НДС на стоимость оказанных услуг 23 186,44 2 401 01 130 2 303 04 730 Принят к вычету ранее начисленный НДС с аванса 6 955,93 2 303 04 830 2 205 03 660 Перечислен на лицевой счет учреждения расчет за оказанные платные услуги 86 000,00
2 201 01 510
17 (130) 2 205 03 660
Перечислен в бюджет окончательный расчет по НДС[1]
(23 186,44 — 6 955,93 — 2 516,95 — 1 504,37) 12 209,19 2 303 04 730 2 201 01 610 Операции по расходам Списана стоимость оборудования, использованного на оказание услуг[2] 900,00 2 401 01 271 2 101 04 410 Приобретены для предпринимательской деятельности хозяйственные товары: 16 500,00 на стоимость приобретенных хозяйственных товаров 13 983,05 2 105 01 340 2 302 20 730 на сумму «входного» НДС, начисленного на приобретенные хозяйственные товары 2 516,95 2 210 01 560 2 302 20 730 Оплачены хозяйственные товары 16 500,00 2 302 20 830
2 201 01 610
18 (340) Списана стоимость приобретенных хозяйственных товаров на себестоимость платной услуги 13 983,05 2 401 01 272 2 105 03 440 Списан начисленный на стоимость хозяйственных товаров «входной» НДС: на налоговый вычет 2 516,95 2 303 04 830 2 210 01 660 Начислена заработная плата работникам, оказывающим услуги: на сумму начисленной заработной платы за счет средств от предпринимательской деятельности 23 000,00 2 401 01 211 2 302 01 730 на сумму удержанного с заработной платы НДФЛ (13%) 2 990,00 2 302 01 830 2 303 01 730 на сумму ЕСН, начисленного на заработную плату 5 980,00 2 401 01 213 2 303 02 730 на сумму страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев 46,00 2 401 01 213 2 303 06 730 Получен счет-фактура за оказанные коммунальные услуги (в рамках предпринимательской деятельности): на стоимость услуг 8 357,63 2 401 01 223 2 302 04 730 на сумму «входного» НДС 1 504, 37 2 210 01 560 2 302 04 730 Списан начисленный на стоимость «входной» НДС: на налоговый вычет 1 504,37 2 303 04 830 2 210 01 660 Оплачены коммунальные услуги 9 862,00 2 302 04 830 2 201 01 610 Сформирована фактическая себестоимость платных услуг 52 266,68 2 106 04 340 2 401 01 200 в том числе: 23 000,00 2 106 04 340 2 401 01 211 8 357,63 2 106 04 340 2 401 01 223 6 026,00 2 106 04 340 2 401 01 213 900,00 2 106 04 340 2 401 01 271 13 983,05 2 106 04 340 2 401 01 272 Отнесена на доходы сумма сформированной фактической себестоимости 52 266,68 2 401 01 130 2 106 04 440 Начислен налог на прибыль 18 971,33 2 401 01 130 2 303 03 730 Перечислен в бюджет налог на прибыль 18 971,33 2 303 03 830
2 201 01 610
18 (130) Операции по закрытию счетов в конце года Закрытие счетов по операциям с доходами 98 018,35 2 401 03 000 2 401 01 130 175 560,00 2 401 01 130 2 401 03 000 /> /> /> /> /> /> />
[1] Учетнойполитикой учреждения на 2005 год предусмотрено определять налоговую базу по НДСпо оплате.
[2]Оборудование было приобретено без НДС.
Бухгалтерскаяотчетность представляет собой систему показателей, отражающих результатыхозяйственной деятельности органов государственной власти, органов управлениягосударственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления исозданные ими бюджетные учреждения.
2.3 Структураи порядок составления Отчета о финансовых результатах деятельности
Отчет о финансовых результатах деятельностисоставляется получателем средств бюджета и содержит данные о финансовыхрезультатах его деятельности в разрезе кодов КОСГУ по состоянию на 1 январягода, следующего за отчетным. Показатели отражаются в отчете в разрезебюджетной деятельности (графа 4), приносящей доход деятельности (графа 5),средств во временном распоряжении (графа 6) и итогового показателя (графа 7).Они отражаются в отчете без учета результата заключительных операций позакрытию счетов при завершении финансового года, проведенных 31 декабряотчетного финансового года.
В графе 3 отчета отражаются — коды по КОСГУ – кодыопераций сектора государственного управления. Настоящие коды установленыдействующей инструкцией по бюджетному учету и в их разрезе ведется всядеятельность бюджетного учреждения.
В качестве специфических особенностей структурыотчета можно отметить:
– построке 020 – показывается сумма по данным счетов 140101110 «Налоговыедоходы», 140102110 «Налоговые доходы резервного фонда»; построке 040 показываются суммы по данным платежей за платную образовательнуюдеятельность.
– построке 091 — сумма по данным счетов 040101171 «Доходы от переоценкиактивов», В строке 100 отражаются данные счета 401 по КОСГУ 180. На даннуюстатью относятся доходы бюджетов бюджетной системы РФ от внешнеэкономическойдеятельности, включая таможенные пошлины, прочие поступления отвнешнеэкономической деятельности, а также прочие неналоговые доходы, неотнесенные на другие статьи группы 100 «Доходы».
– строка110 графы 4 не заполняется;
– построке 361 — сумма по данным счетов увеличений соответствующих аналитическихсчетов счета 010500000 «Материальные запасы», счета 010604340«Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ,услуг)», 010703340 «Увеличение материальных запасов в пути»;
– построке 172 — сумма по данным счетов 401.01 «Расходы на транспортныеуслуги» по ЭКР 222. На данную подстатью относятся расходы бюджетовбюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на приобретениетранспортных услуг. Другими словами, предприятие отражает расходы сотрудниковна оплату проезда при служебных командировках, которые бывают за счет разныхисточников финансирования.
– построке 176 — сумма по данным счета 040101226 «Расходы на прочиеуслуги». В ЭКР 226 относятся научно-исследовательские,опытно-конструкторские и опытно-технологические, геологоразведочные работы,услуги по типовому проектированию, по договорам комиссии, поручения; разработкасхем территориального планирования, планировка территорий; проведение подрядныхпроектных и изыскательских работ в целях разработки проектно-сметнойдокументации для строительства, реконструкции, технического перевооруженияобъектов вневедомственную (в том числе пожарную) охрану, сигнализацию(установку, наладку и эксплуатацию); страхование жизни, здоровья и имущества (втом числе гражданской ответственности владельцев транспортных средств) и т.д.На предприятии основная часть средств этой статьи включает в себя расходы напроживание сотрудников во время служебных командировок.
– строки020 — 110, 160 — 280 графы 6 не заполняются;
– строка292 граф 4, 6 не заполняется;
В строке 070 баланса отображается первоначальнаястоимость объектов по счету 103 «Непроизведенные активы». СогласноИнструкции по бюджетному учету, Счет предназначен для учета непроизведенныхактивов, используемых в процессе деятельности учреждения, не являющихсяпродуктами производства, права собственности на которые должны быть установленыи законодательно закреплены (земля, ресурсы недр и пр.).
Указанные активы отражаются по их первоначальнойстоимости в момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот.Первоначальной стоимостью таких активов признаются фактические вложенияучреждения в их приобретение, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический(хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их текущаярыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. Под текущейрыночной стоимостью таких объектов понимается сумма денежных средств, котораяможет быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия кбухгалтерскому учету. По строке 093 показывается сумма операций, связанных сприобретением, безвозмездным получением объектов непроизведенных активов.
В строке 230 показывается остаток по счету 205«Расчеты с дебиторами по доходам». На примере училища это платежистудентов за общежитие и платные образовательные услуги, не списанные натекущие расходы авансы, а также непогашенная задолженность по оплате услугиздательства предприятия.
В строке 290 отражаются суммы задолженности поосновному долгу, начисленным процентам, штрафам и пеням по предоставленным избюджета бюджетным кредитам, государственным кредитам, по государственным имуниципальным гарантиям. В отчетности училища эта графа остается незаполненной,поскольку данных задолженностей не имеется.
Самым броским с первого взгляда отличием балансабюджетного учреждения от баланса коммерческого предприятия кажется то, чтопоказатели все, как за прошлый, так и за отчетный период, представлены тремяколонками в зависимости от источника данных средств. Счета бюджетного учета вбольшинстве своем имеют субсчета по кодам источников финансирования.
1. Бюджетная деятельность. Деятельность,финансируемая из бюджета, являющаяся основной.
2. Предпринимательская деятельность (деятельность,приносящая доход). К примеру, предоставление платных образовательных услуг,которое университет выполняет на основании лицензии.
3. Средства во временном распоряжении. Ранееназывалось – целевое финансирование. То есть, средства, данные училищу наконкретные цели, во временное пользование, которые потом будет необходимовернуть, либо предоставить по ним отчет об использовании. Таким примеромявляются средства в рамках научных грантов преподавателей училища. Чаще всего,эта часть временных средств отражается на счете 208 – «Расчеты сподотчетными лицами».
На забалансовом счете 03 «Бланки строгойотчетности» учитываются находящиеся на хранении и выдаваемые под отчетбланки ценных бумаг — квитанционные книжки, аттестаты, дипломы, бланкиудостоверений, бланки трудовых книжек и вкладыши к ним и т.п. Бланки строгойотчетности учитываются в условной оценке 1 рубль за 1 бланк.

Глава 3. Анализ основных показателейбухгалтерской отчетности ГОУ НПО ПУ № 44
 
3.1 Анализ отчета об исполнении сметырасходов
«Отчет об исполнениисметы расходов» содержит данные об исполнении сметы расходов бюджетнойорганизации. Форма составляется по разделам, главам и параграфами в разрезестатей бюджетной классификации.
В ходепроведенного анализа исполнения сметы расходов ПУ № 44 было выяснено, что вобщей сумме расходов 6,82 % занимают капитальные расходы, из них 5 % идет накапитальный ремонт и только 1,82 % — на приобретение оборудования и предметовдлительного пользования. Остальные расходы относятся к текущим.
Наибольшийудельный вес среди текущих расходов занимает статья «Закупки товаров и оплатауслуг» — 70,37%.
Статья«Основной оклад гражданских служащих» имеет удельный вес 28,81%, что вполнеприемлемо для большинства бюджетных учреждений. Наименьший удельный вес имеютстатьи «Командировки и служебные разъезды внутри страны» — 0,03 % и «Оплататруда внештатных сотрудников» — 0,05 %.
Статья«Стипендии» имеет удельный вес 22,26 %, что отражает специфику деятельностиконкретного учреждения.
Анализ структурырасходов позволяет оценить соответствие направления использования бюджетныхсредств согласно профилю деятельности учреждения.
Значительныйвес в общей сумме денежных средств составляют внебюджетные средства РНИ,которые направляются на покрытие расходов учреждения. По данным отчета на конец2009 года финансирование из бюджета составило 66,5 %.
Заанализируемый период фактические доходы были меньше плановых на 100220 тыс.руб. В основном это произошло за счет перевыполнения сметы деятельностипереводческого факультета (+3320,5 тыс. руб.). Невыполнение сметы повнебюджетным доходам произошло по математическому факультету, спецфакультетудля переподготовки руководящих работников и по заочному отделению.
Первое местов доходах РНИ занимает переводческий факультет, доля которого увеличилась до34,3 %. Потом идет заочное отделение (23,2). Недовыполнен план поспецфакультету для переподготовки руководящих работников (—1 %). По сравнению спланом уменьшилась доля доходов математического факультета (—0,6 %), чтообусловлено уменьшением набора студентов в отчетном году.
По данным представленногоматериала мы видим, что уровень расходов на рубль доходов по внебюджетнымсредствам РНИ вырос с 79,66% до 83,47 %. В основном это произошло за счетснижения рентабельности. Наиболее высокие показатели рентабельности имеетпереводческий факультет – 16,53%. Все остальные подразделения имеют показателирентабельности ниже среднего по училищу. Нерентабельной является аренда жилыхпомещений.
Анализ сметырасходов внебюджетных средств позволяет определить пути экономии расходов, такпозволяет сопоставить динамику роста или уменьшения расходов по подразделениямучилища.
Что жекасается анализа сметы расходов бюджетных средств, то следует отметить, что вцелом после переходе на казначейскую систему роль анализа финансирования науровне субъекта хозяйствования несколько снизилась в силу того, что дляконкретного бюджетного учреждения значительно сократилась самостоятельность прираспоряжении выделенными средствами, а значит, и возможность влиять наэффективность их использования.

3.2 Основные направленияреформирования бюджетного учета
 
На основе анализа новыхзадач, стоящих перед бюджетным учетом, требований международных стандартовотчетности, международного опыта реформирования учета, затруднений восуществлении бюджетного учета на практике, с учетом опыта российскойбухгалтерской школы были предложены следующие теоретические и практические шагипо совершенствованию действующей системы бюджетного учета.
Обобщив имеющиесянедостатки российской системы бюджетного учета и сущность изменений в областигосударственного управления, бюджетного процесса и государственной финансовойполитики, можно сформулировать следующие задачи, стоящие перед бюджетнымучетом:
–  формирование показателей, необходимыхдля эффективного принятия решений в сфере государственного управления;
–  представление информации о движениибюджетных средств и финансовом положении публично-правовых образований дляграждан, кредиторов и иных внешних пользователей;
–  формирование достоверной отчетности,повышение ее качества;
–  формирование всеобъемлющейотчетности, представление в отчетности имущества, обязательств и хозяйственныхопераций в полном объеме;
–  сближение с требованиямимеждународных стандартов финансовой отчетности и статистики государственныхфинансов.
Для решения данных задачнеобходимо:
–  упорядочить систему нормативногорегулирования бюджетного учета;
–  разработать и нормативно закрепитьпринципы бюджетного учета;
–  разработать правила учета ипредставления в отчетности отдельных хозяйственных операций, нерегламентированные в настоящий момент, а также усовершенствовать отдельныеправила исходя из требований системы государственного управления, теории учетаи требований международных стандартов.
Бюджетному учету ипредставлению в бюджетной отчетности подлежит только то имущество, котороеиспользуется или может быть использовано в деятельности субъекта учета спользой. Оценка имущества проводится по справедливой стоимости, однакоимущество, которое имеет экономическую, историческую, культурную или инуюценность, но в силу своих уникальности, предназначения или иных свойств неможет быть надежно оценено, должна подлежать бюджетному учету и представлению вбюджетной отчетности в условной оценке.
В бюджетной отчетностидолжны быть представлены раздельно: доходы, полученные в результате обычной(текущей) деятельности, и прочие доходы (чрезвычайные доходы); расходы,понесенные в результате обычной деятельности, и прочие расходы. Долгосрочные икраткосрочные имущественные права и обязательства в бюджетной отчетности такжедолжны быть представлены раздельно, а имущество должно быть представлено вразрезе его ликвидности.
3.3Рекомендации по совершенствованию составления бюджетной отчетности в ГОУ ПУ №44
 
Совершенствованиеотчетности бюджетных учреждений можно определить по следующим направлениям:
–  разработка и применение системымониторинга качества оказываемых в рамках государственного заказа услуг;
–  разработка и применение системыоценки финансовых показателей
–  бюджетных учреждений (включаяпоказатели оценки эффективности расходования ресурсов);
–  совершенствование системыстатистического обеспечения отраслей
–  бюджетной сферы.
Разработанная системаотчетности должна эффективно решать задачу оптимального планирования объема исодержания государственного заказа, а также необходимых для этого финансовыхресурсов.
Чтобы обеспечить эффективность использования средств бюджета на разныхуровнях бюджетной системы Российской Федерации, необходимо владеть объективнойи достоверной информацией о направлениях их расходования. С этой целью на всехуровнях бюджетной системы РФ составляются отчеты об исполнении бюджетов, аименно – отчет об исполнении федерального бюджета, отчеты об исполнениибюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, отчет об исполненииконсолидированного бюджета Российской Федерации.
Составление бюджетной отчетности учреждениями, финансируемыми за счетсредств бюджетов, — неотъемлемая часть бюджетного процесса. Консолидированныеданные отчетов бюджетополучателей являются основой отчета об исполнении бюджетатекущего года, на основании анализа которого составляется проект бюджета наследующий период. Составление внешней отчетности является важной и неотъемлемойчастью бухгалтерской работы. Подготовка отчетности – это заключительная стадияучетного процесса.
Для формирования качественной прозрачной отчетности о государственныхоперациях необходимо совершенствовать учетные процедуры.
ГОУ ПУ № 44 предлагаетсяусовершенствовать автоматизацию бухгалтерского учета составление бюджетнойотчетности с помощью программы «1С Бухгалтерия бюджетного учреждения 8»,которая может использоваться получателями, распорядителями, главнымираспорядителями средств бюджета, органами государственной власти, органамиместного самоуправления (муниципальными органами), органами управлениягосударственными внебюджетными фондами, финансовыми органами, органамиавтоматизация казначейства в части исполнения сметы на свое содержание.
Программу «1С: Бухгалтериябюджетного учреждения 8» можно использовать как для ведения учета одногоучреждения, так и для ведения централизованного учета за учреждения, передавшиесвои полномочия по ведению бюджетного учета на основании соглашения.
«1С: Бухгалтериябюджетного учреждения 8» разработана в соответствии с требованиями иположениями действующих нормативных документов Министерства финансов РоссийскойФедерации, Федерального казначейства (казначейская система исполнения бюджета)по ведению бюджетного учета, исполнению бюджета и реализует стандартнуюметодологию учета для бюджетных учреждений в соответствии с текущимзаконодательством Российской Федерации.
«1С: Бухгалтериябюджетного учреждения 8» обеспечивает высокий уровень автоматизации бюджетногоучета нефинансовых и финансовых активов, обязательств, финансового результатадеятельности, санкционирования расходов бюджета:
–  ведение бухгалтерскогодокументооборота с регистрацией документируемой операции на счетах бюджетногоучета;
–  формирование первичных документов ирегистров учета с получением копий на типовых бланках в бумажном и вэлектронном виде;
–  формирование регламентированнойбюджетной, статистической и налоговой отчетности.
Применение программы«1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения 8» позволяет:
–  организовать учет в соответствии сдействующим законодательством по бюджетному учету;
–  оперативно отслеживать текущиеизменения методологии учета;
–  снизить трудоемкость учета иисключить счетные ошибки;
–  повысить качество учета и отчетности;
–  сделать учет «прозрачным»;
–  оперативно получать достовернуюбухгалтерскую информацию за любой период времени;
–  оперативно получать информацию вразрезе источников финансирования, целевых программ (подпрограмм);
–  оперативно контролировать:
–  соблюдение финансовой дисциплины ибюджет движения денежных средств;
–  состояние расчетов с юридическими ифизическими лицами;
–  наличие денежных средств иматериальных ценностей;
–  исполнение смет по бюджетной иприносящей доход деятельности;
–  формировать достоверную бухгалтерскуюотчетность в короткие сроки.
Предлагаемая программасодержит комплект стандартных отчетов, регистров бюджетного учета ирегламентированной отчетности – бюджетной, статистической, налоговой.Стандартные и специализированные отчеты позволяют оперативно получатьнеобходимые регистры учета и представлять бухгалтерскую информацию в удобномдля анализа виде. Практически вся необходимая бухгалтерская отчетностьформируется автоматически на основании введенных за отчетный периодхозяйственных операций. Электронные бланки статистической и налоговой отчетностимогут быть заполнены вручную полностью или частично с последующим пересчетомитоговых показателей. При формировании отчетов осуществляется проверка и увязкапоказателей (внутриформенный и межформенный контроль бюджета). Подготовленныедля печати отчеты автоматически разбиваются на страницы. В любом отчете можнополучить расшифровку суммы любой графоклетки, то есть можно последовательнодойти до первичного документа, сумма которого интегрирована в сумме графоклетки(статье баланса). Программа позволяет сохранять и архивировать сформированныеотчеты, просматривать и восстанавливать данные из них. Отчеты можно получатькак на бумажных, так и на электронных носителях информации. В дальнейшеминформацию можно загрузить в программу «1С: Свод отчетов», программуФедерального казначейства для получения консолидированной отчетностираспорядителя или программу, используемую налоговыми органами. Включенные впрограмму «1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения 8» бланки форм первичногоучета, бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности соответствуюттиповым формам, разработанным Министерством финансов Российской Федерации,Федеральной налоговой службой, Федеральной службой государственной статистики идругими ведомствами.

Заключение
Учетная информация отражает фактическое состояниехозяйственного объекта или бюджетного учреждения. Полнота, достоверность исвоевременность учетной информации определяют действенность управления производством,способствуют предотвращению принятия неоправданных решений. Это требуетпостоянного совершенствования методологии бухгалтерского учета как основногопоставщика информации для составления бюджетной отчетности.
До недавнего времени бухучет в основном использовался какинструмент внешнего административного контроля за государственными предприятиями.Все отчетливее проявлялось возрастающее расхождение между отечественнойсистемой бухгалтерского учета и Западной Европы.
Реформирование бюджетногоучета позволило ввести в действие три критерия бюджетного учета, постоянноупоминаемые на протяжении последних лет в Бюджетных посланиях Президента РФФедеральному Собранию, а также названные в Постановлении № 249:
1) объединениебухгалтерского учета исполнения бюджетов и бухгалтерского учета в бюджетныхучреждениях, что было сделано путем введения в действие Инструкции побюджетному учету (Приказ Минфина России от 26.08.2004 № 70н);
2) применение методаначислений;
3) интеграция с бюджетнойклассификацией.
В соответствии со ст. 13Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» всеорганизации, в том числе и финансируемые из бюджета, обязаны составлятьбухгалтерскую отчетность, формируемую на основе данных синтетического ианалитического учета.
Бюджетная отчетность в ГОУ ПУ № 44 составляется в
соответствии с нормативными актами, регулирующие порядоксоставления отчетности в бюджетных учреждениях.
На примере ГОУ НПО ПУ № 44 г. Уфымы рассмотрели специфику финансовой отчетности в бюджетных учреждениях, а такжеобщую характеристику данных организаций в плане бухгалтерского учета. Былоотмечено, что бюджетный учёт ведётся в соответствии с существующим в странебюджетным устройством. И именно из особенностей бухгалтерского учета вбюджетных организациях вытекает своеобразие отчетности. Непосредственноеисполнение бюджета возложено на Федеральное казначейство РФ. На основании всеговышеуказанного финансовая отчетность имеет свою сложную специфику и структуру,а также свои особенности, регламентируемые Приказом Минфина №72н «О порядкесоставления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности обисполнении бюджетов бюджетной Системы российской федерации».
Чтобы усовершенствовать порядок составления бюджетнойотчетности необходимо провести мероприятия по совершенствованию организациибухгалтерского учета, т.е. следует повысить его оперативность и аналитичность.Для этого надо упорядочить, унифицировать и стандартизировать процессдокументирования с учетом требований автоматизированной обработки на ЭВМ.Необходимо ликвидировать несоответствие системы документации средствамавтоматизации учета, максимально упростить первичные документы, совместить их смашинными носителями, выбрать оптимальную периодичность их составления.Сокращение затрат времени и труда на сбор, регистрацию, накопление, хранение,обработку и передачу информации в условиях автоматизации достигается благодаряширокому применению новейших технических средств непосредственно в процессесовершенствования хозяйственных операций.
Автоматизация учета требует дальнейшего развития егометодологии, применения более совершенных форм бухгалтерских регистров,разработки технологического процесса ввода и обработки экономических данных,сокращения документооборота, создания массивов постоянной информации длясоставления достоверной бюджетной отчетности.
 

Списоклитературы
1.  Бюджетный Кодекс Российской Федерации
2.  Федеральный закон от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 23.11.2009 № 261-ФЗ).
3.  Приказом Минфина Российской Федерацииот 21 января 2005 года № 5н «Об утверждении Инструкции о порядке составления ипредоставления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности» (с учетомизменений и дополнений, внесенных приказом Минфина России от 09.11.2009 № 115н).
4.  План счетов бюджетного учета иИнструкция по бюджетному учету, утвержденные Приказом Минфина России от26.08.2004 N 70н.
5.  Алексеева И.В. Вандервилл К.,Дубинина И.В., Токарев И.Н. и др. (под ред. Дубининой И.В.). Совершенствование учета,отчетности и аудита в секторе государственного управления. — М.: ЛЕНАНД, 2008.
6.  Артюхин Р.Е., Маклева Г.И. Новый Плансчетов бюджетного учета // Советник бухгалтера социальной сферы. М. 2008. № 5.С. 25 — 33.
7.  Балдина С.В. Комментарий к новойИнструкции по бюджетному учету // БИНО: бюджетные учреждения. М. 2008. № 1. С.11 — 24.
8.  Гарнов И. Изменения в бюджетнойотчетности учреждений за 2009 год // Бюджетныеорганизации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2010. № 1.
9.  Жоромская М.М., Долгая В.М.Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. Комментарий. 2-еизд., перераб. и доп. М.: Книжный мир, 2008.
10.  Зеленский В.А. Организация бюджетногоучета в Российской Федерации // БИНО: бюджетные учреждения. М. 2007. № 3. С. 38- 47.
11.  Кондраков Н.П., Кондраков И.Н.Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. – 2-е издание, переработанное идополненное. – М.: Гроссбух, 2007. – 220 с.
12.  Маклева Г.И. Реформированиебюджетного учета в Российской Федерации // Советник бухгалтера социальнойсферы. М. 2009. № 1. С. 16 – 31.
13.  Нестеренко Т.Г. Основные направлениясовершенствования бюджетного законодательства и межбюджетных отношений вРоссийской Федерации // Сборник Департамента финансов г. Москвы / Под ред. Н.В.Редько, Т.А. Репиной. Межбанковский финансовый дом. 2006.
14.  Токарев И.Н. Новые принципы бюджетной отчетности// Бюджетный учет. 2005. № 6.
15.  Журнал «Советник бухгалтера в сфереобразования» №6, 2009.
16.  www.pu44ufa.narod.ru/index.html

Приложение А
Структура бюджетной системы Российской Федерации
  />/>/>/>Бюджетная система Российской Федерации
    
/>/>/>/>Федеральный     Федеральные         Территориальные          Территориальные
бюджет              внебюджетные        бюджеты                        внебюджетные
       фонды                                                              фонды/> /> /> /> /> /> /> />

/>/>/>/>
Федеральные         Бюджеты                  Бюджеты                  Местные целевые
целевые                 субъектов РФ     муниципальные              бюджетные
/>бюджетные           (региональные         (Местные                    фонды
    фонды               бюджеты)                   бюджеты)        /> /> /> /> /> /> /> />

/>/>/>
                              Региональные           Бюджеты            Бюджеты
                               целевые                   районов                городов 
                             бюджетные
                            фонды/> /> /> /> /> /> />

/>/>/>/>/>Районные     Поселковые  Сельские    Городские    Бюджеты      Поселковые
  бюджеты    бюджеты      бюджеты   бюджеты      внутри-           бюджеты
                                                                               городские

Приложение Б
 Министерство финансов Российской ФедерацииПриказ
О внесении изменений вИнструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячнойотчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 нояб
Зарегистрированов Министерстве юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 15791
В целяхсовершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бюджетнойдеятельности п р и к а з ы в а ю:
1. Внести вИнструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной имесячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РоссийскойФедерации, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от13 ноября 2008 г. № 128н (зарегистрировано в Министерстве юстиции РоссийскойФедерации 19 декабря 2008 г., регистрационный номер 12908; Российская газета, 2008,24 декабря) (далее — Инструкция), следующие изменения:
2.Распространить действие настоящего приказа в части пунктов 64.8 и 75.5Инструкции начиная с отчетности за полугодие 2010 года.
3. Контрольза исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
ЗаместительПредседателя
ПравительстваРоссийской Федерации –
Министрфинансов Российской Федерации
А.Л.Кудрин

Приложение В
 
Балансисполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средствбюджета
(ф. 0503130)
Код строки
Порядок формирования строки
Сумма, руб. 010 Показывается наличие объектов основных средств по счетам 1 101 04 000, 1 101 05 000 и 1 106 01 000 по первоначальной стоимости с учетом фактических расходов на их приобретение: по бюджетной деятельности
678 200
(290 200 + 110 000 + 278 000) по внебюджетной деятельности 4800 020 Оборот по кредиту счета 1 (2) 104 04 000 «Амортизация машин и оборудования», 1 (2) 104 05 000 «Амортизация транспортных средств» и 1 (2) 104 06 000 «Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря»: по бюджетной деятельности
313 260
(107 160 + 66 000 + 140 100) по внебюджетной деятельности
1 860
(960 + 900) 030 Отражается остаточная стоимость основных средств (строка 010 – строка 020): по бюджетной деятельности
364 940
(678 200 – 313 260) по внебюджетной деятельности
2940
(4 800 — 1860) 150 Итого по разделу 1 показывается остаточная стоимость объектов нефинансовых активов, принадлежащих бюджетополучателю: по бюджетной деятельности 364 940 по внебюджетной деятельности 3 840 161 Показывается остаток средств от предпринимательской деятельности (остаток по счету 2 201 01 000 «Денежные средства учреждения на банковских счетах») 87 067,65 160 Показывается сумма средств по строкам 161-167 87 067,65 213 Отражена сумма дебиторской задолженности по начисленным в бюджет доходам по счету 2 205 03 000 «Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж» (задолженность за оказанную услугу) 20 400 210 Показывается сумма средств по строкам 211-221 20 400 280 Отражена дебиторская задолженность на начало года подотчетного лица 1 200 350 Показывается итоговая сумма финансовых активов, образовавшихся при исполнении бюджета за отчетный период (строка 160 + 210) 1 200 360 Итого по активу баланса (строка 150 + 160)
364 940
(показатель строки 150) по бюджетной деятельности
110 407,65
(2 940 + 87 067,65 + 20 400) 373 Показана сумма кредиторской задолженности по начисленной, но не выданной работнику заработной плате, сформированной на счете 2 302 01 000 «Расчеты по оплате труда» и отраженной по строке 374 20 010 421 Отражена сумма кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц (счет 2 303 01 000 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц») 2 990 422 Показана сумма кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ (счет 2 303 02 000 «Расчеты по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ») 5 980 426 Показывается сумма кредиторской задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (счет 2 303 06 000 «Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний») 46 420 Отражается сумма строк 421, 422 и 426
9 016
(2 990 + 5 980 + 46) 442 Отражена сумма неполученной заработной платы, сданной на депонент (кредит счета 1 304 02 000 «Расчеты с депонентами») 8 041,40 445 В силу того, что согласно п. 203 Инструкции № 70н[3] в конце отчетного года счет 1 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов» закрывается при составлении годового баланса, данная графа не заполняется 440 Показывается сумма строк 441- 445 8 041,40 460 Показывается сумма строк 420 и 440
931 167,15
(922 151,15 + 9 016) 481 Поскольку получатели бюджетных средств не имеют дохода от ведения ими бюджетной деятельности при составлении квартального баланса, графа 6 данной строки не заполняется. В части предпринимательской и иной приносящей доход деятельности отражаются суммы, начисленные по кредиту счетов 2 401 01 00 «Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг» и 2 401 01 000 «Прочие доходы» и скорректированные по дебету этих счетов, только в квартальном балансе, поскольку согласно требованиям п. 221 Инструкции № 70н в конце года данные счета подлежат закрытию. 482 Данная строка по бюджетной и внебюджетной деятельности заполняется только в квартальном балансе согласно требованиям п. 221 Инструкции № 70н. 470 Показывается финансовый результат учреждения, сформированный на счете 1 (2,3) 401 04 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» по бюджетной деятельности 356 898,60 по внебюджетной и предпринимательской деятельности 81 381,69 500 Итого по пассиву баланса (строка 460 + 470) по бюджетной деятельности 364 940 по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 110 407,65