Свободная и вынужденная миграция. Социально-экономические аспекты

1. Введение
Актуальность, цели и задачи настоящего реферативногоисследования обусловлены следующими реалиями и положениями в современном мире.Переселенцы и мигранты — новое обстоятельство нашей жизни. Проблемы, рождаемыесовременными миграционными потоками, представляют собой не только частьвнутренних забот России. Они имеют множество международных аспектов, налагая свой,подчас мрачный отпечаток на политические отношения государств.
Вместе с тем решение задач расселения, трудоустройстваприбывших в Россию переселенцев непременно касается и тех государств, где онинаходились до того, как стали мигрантами. Особый драматизм ситуации придает то,что за каждым фактом, показателем миграции стоят человеческие судьбы,переживания, горести и страдания людей. Поэтому работа с переселенцами требуетне только многих средств, материальных ресурсов, но и душевности, сердечности.Она сродни милосердию, где пострадавшим оказывают не только материальное, но иморальное вспомоществование, внимание и сочувствие к попавшему в тяжелоеположение человеку.2. Социально-экономические аспекты свободной миграции
В странах, где внешние миграции населения приобретаютмассовый характер, они могут оказывать существенное воздействие на его общуючисленность. Так, в истории США, Канады, Австралии были отдельные периоды,когда подобный, как говорят, механический прирост населения превышалестественный прирост. Миграция в эти страны и теперь весьма велика(соответственно 1 млн, 150 и 130 тыс.), но служит уже своего рода дополнением кестественному приросту. А вот в Израиле и в наши дни миграционный притокобеспечивает до 2/3 общего увеличения числа жителей. Обратный примерпредставляет собой Ирландия, которая пережила три волны массовой эмиграции.Причиной первой из них явился «картофельный голод» 40-х годов XIX века. Врезультате только в 1840-1900 годах численность населения этой страныуменьшилась с 8,2 до 4,5 млн человек.
Внешние миграции могут различаться по своему характеру,причинам, территориальному охвату, продолжительности и т. д. Говоря охарактере, следует, видимо, прежде всего различать добровольные ипринудительные миграции. Примерами последних могут служить «переброска» изАфрики в Америку в XVI-XIX веках десятков миллионов негров-рабов илинасильственная депортация в Германию 9–10 млн человек из оккупированных еюстран в годы второй мировой войны.
Что касается причин внешних миграций, то главной из нихвсегда была и остается экономическая. При этом В. В. Покшишевский предложилразличать два вида таких миграций. Во-первых, это переселенческие миграции,направлявшиеся прежде всего в те страны, где имелись неосвоенные территории.Пожалуй, больше всего таких мигрантов (св. 20 млн) дала Великобритания, затемшли Германия, Италия, Испания, Франция, Скандинавские страны, Ирландия, Польша,Россия. А расселялись они в США, Канаде, Бразилии, Аргентине, Австралии, ЮжнойАфрике. Во-вторых, это миграции, связанные с договорной контрактацией рабочейсилы — например, китайских и индийских кули.
В наши дни международная миграция рабочей силы, вызываемаяотносительным перенаселением в десятках слаборазвитых стран и районов, принялагораздо большие масштабы. В начале 90-х годов только в странах Западанасчитывалось не менее 25 млн трудящихся-мигрантов, наполовину выходцев изразвивающихся стран. Крупнейший центр притяжения иностранных рабочих (12-13млн) сложился в странах «Общего рынка». Другие крупные центры возникли в США,странах Персидского залива, ЮАР.
Экономические причины лежат в основе и такого сравнительнонового миграционного явления, как «утечка умов». Впрочем, вряд ли будет ошибкойутверждать, что начало ему было положено еще после второй мировой войны, когдаиз Германии в США было вывезено несколько тысяч специалистов в области физики,ракетостроения и др. Затем кульминация «утечки умов» наступила в 60-70-х годах- главным образом в США, но также во Францию, Великобританию, Канаду. Наряду спродолжавшимся оттоком ученых из Европы, увеличился их отток из развивающихсястран. Уже к началу 80-х годов в странах Запада работало более полумиллионаученых, инженеров, врачей, других специалистов из Азии, Африки и ЛатинскойАмерики; примерно половина из них осела в США. В наибольшей мере «утечка умов»затронула Азию, в первую очередь Индию, Филиппины.3. Социально-экономические аспекты вынужденной миграции
Наряду с экономическими, внешние миграции нередковызываются и политическими причинами (отсюда слово «политэмигрант»). Примерыподобного рода-эмиграция почти полумиллиона граждан, преимущественно«интеллектуалов» (Альберт Эйнштейн, Лион Фейхтвангер, Энрико Ферми и др.) изфашистской Германии и Италии, из франкистской Испании. В середине 70-х годовпосле прихода к власти в Чили генерала Пиночета эту страну покинуло более 1 млнчеловек. Политическая эмиграция в широких масштабах имела место также вдореволюционной России и СССР, на Кубе, во Вьетнаме, в Камбодже, многих другихстранах.
После поражения фашистской Германии почти 10 млн немцевбыли переселены из стран Восточной Европы в ФРГ, ГДР и Западный Берлин.Крушение колониальной системы в 50-70-х годах привело к оттоку белого населенияиз бывших колоний в метрополии. Большая часть англичан возвратилась из Индии, Пакистана,ряда других владений, французов-из Алжира, Туниса, Марокко, итальянцев-изЛивии, Эфиопии, португальцев — из Анголы и Мозамбика. Образование на территориибывшей британской Индии независимых Индии и Пакистана с последующейтрансформацией Восточного Пакистана в государство Бангладеш в общей сложностипривело к переселению 18 млн человек. Осуществлялось оно в основном порелигиозному принципу: индуисты возвращались в Индию, а мусульмане — в Пакистани Бангладеш.
По территориальному охвату принято выделятьмежконтинентальные и внутриконтинентальные миграции; в последнее время второйиз этих видов стал преобладающим. По продолжительности среди миграций различаютпостоянные, временные и сезонные. Большинство современных трудовых миграцийотносится к категории временных (на один год, на несколько лет).
События конца 80-х — начала 90-х годов во всем мире, ноособенно в Восточной Европе и в СССР вызвали к жизни новую волну внешнихмиграций. В страну массовой иммиграции превратилась ФРГ, которая только в 1989году приняла более 1 млн мигрантов, в том числе 720 тыс. этнических немцев изГДР, стран Восточной Европы и СССР. В 1990 году в страну прибыло еще 600 тыс.мигрантов.
А Советский Союз, напротив, превратился в страну массовойэмиграции: в 1987-1990 годах выехало за рубеж около 1 млн человек. Если в 1980году страну покинуло 34 тыс., то в 1990 году -316 тыс. человек (без детей).Кроме того, число людей, выезжающих за границу на учебу, в различные длительныекомандировки выросло с немногим более 100 тыс. в 1985 году до почти 3,5 млн в1990 году. В том числе большие масштабы приняла «интеллектуальная» эмиграция,или «утечка умов». Россия также продолжает оставаться страной довольно массовойэмиграции, которая с января 1993 года — момента вступления в силу закона,разрешающего гражданам свободный выезд и возвращение обратно, — приняла, чтоназывается, вполне легитимный характер. Известно, что А. Д. Сахаров горячоотстаивал свободу эмиграции как первую свободу человека. Напоминая об этом, А.И. Солженицын пишет о том, что в наши дни эти слова звучат иронически, если незловеще…
Еще одно новое явление последних лет, прямо или косвенносвязанное с миграциями населения, — это нарастающее с каждым годом числобеженцев. Большие внутренние и внешние потоки беженцев наблюдались инаблюдаются во многих странах Азии (Афганистан, Мьянма, Индия, Шри-Ланка, Иран,Ирак, Ливан, Кипр, Израиль), Африки (Ангола, Чад, Эфиопия, Судан, Сомали,Уганда, ЮАР), Латинской Америки (Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Перу). Большевсего беженцев в 80-е годы приняли Пакистан (3,6 млн) и Иран (2,8 млн) -главнымобразом из Афганистана, Иордания (900 тыс.), Малави (800 тыс.). Все это побольшей части-«эхо» разного рода территориальных конфликтов, национальныхмеждоусобиц, голода, но также и острой политической борьбы, нередкоприобретающей характер долговременных военных действий.
Распад Югославии и военные действия на территории бывшихсоюзных республик также вызвали к жизни потоки беженцев, суммарно превысившие2,5 млн человек.4. Миграция рабочей силы
Миграция людей в другие страны — добровольно в качествелегальных или нелегальных иммигрантов, или не по своей воле в качестве беженцев- стала одной из наиболее сложных и весьма противоречивых проблем эпохи,наступившей после окончания «холодной войны».
Каждый 120-й житель планеты — мигрант. Все они оторваны отпривычной жизни в своих собственных странах. Последнее легко понять, еслипроникнуться той реальностью, что наем одного рабочего на месяц в Германииобходится в 6575 немецких марок по сравнению с 662 марками в Венгрии, 401маркой в Чехии и 367 марками в Польше. Не может не соблазниться и филиппинец,выехавший за рубеж, где он зарабатывает в 5-6 раз больше, чем он получил бы зааналогичную работу у себя на родине.
Миграция населения — это прежде всего проявлениедиспропорции между экономическим и демографическим развитием страны. Отставаниеэкономического развития от более быстрого роста населения приводит, в конечномитоге, к образованию «перенаселенной пролетарской нации», в результатечасть рабочей силы вынуждена эмигрировать в поисках работы.
Когда миграция носит массовый характер, — этосвидетельствует не только о несоответствии между уровнем развития экономики иростом численности населения, но также является и отражением внутренних противоречийобщества, постоянно усугубляемых периодически повторяющимися кризиснымиситуациями. В экономическом смысле миграция представляет собой перемещениесобственно рабочей силы, т.е. «производительного богатства» страны,затратившей средства на профессиональную подготовку и обучение, в другиестраны, которые используют эту рабочую силу, присваивая себе результаты еетруда.
Миграция рабочей силы, достигшая сегодня невиданныхмасштабов, — это не только особенность современного рынка труда, но и.определенная черта мировой экономики в целом.
В поисках лучших условий труда и более высокой его оплатылюди покидают родные места и ищут счастья в других странах. Это, как правило,экономическая миграция рабочей силы. Ее причина — высокая безработица,охватившая весь мир, и различия в национальных уровнях заработной платы и вусловиях труда. Этот мировой миграционный процесс не обошел и РеспубликуБеларусь. Ежегодно ее покидает 10-13 тыс. наших соотечественников. И в то жевремя республика наводнена иммигрантами из других стран.
Людские катастрофы больших масштабов и грубое игнорированиеправ человека обременяют значительную часть современного мира. В сочетании скрайней бедностью такие кризисы становятся сегодня основной причиной миграции.Число беженцев в мире приблизилось к 20 млн. человек. И еще 24 млн. человек в21 стране находятся на положении перемещенных лиц. Никогда еще после второймировой войны наша планета не знала столь массового перемещения населения.Только свыше девяти млн. человек — примерно каждый 30-й житель бывшего СССР — покинули свои домашние очаги и стали переселенцами после 1989 года.
Среди переселенцев в СНГ, указывалось на конференции попроблемам миграции в Женеве (май 1996 г.), более 3,6 млн. составляют беженцы,перемещенные лица и вынужденные репатрианты, около 3,3 млн. ~ те, ктовозвратился в места своего «этнического происхождения», примерно 1,2млн. -бывшие депортированные, почти 600 тыс. — экологические мигранты, преждевсего из зоны чернобыльской аварии, районов Аральского моря и бывшего ядерногополигона в Семипалатинске. На пространстве СНГ находятся 580 тыс. нелегальныхиммигрантов, в том числе выходцы из Азии и Африки, стремящиеся проникнуть наЗапад.
В среднеазиатских республиках число вынужденных мигрантовдостигло 4,2 млн. человек, то есть свой дом покинул каждый 12-й житель региона,а в Таджикистане -каждый пятый. На начало 1996 г. из пяти республик СреднейАзии выехали 1,7 млн. русских, 161 тыс. украинцев, 29 тыс. белорусов.
В Грузии, Армении и Азербайджане насчитывается не менее 1,5млн. беженцев и перемещенных лиц. Наиболее крупное перемещение людей испыталаРоссия: число переселенцев составляет здесь, как минимум, 3,4 млн.человек. 440тыс. покинули Российскую Федерацию, 42 тыс. выходцев из государств СНГ просятубежища у московских властей. В России обосновались примерно 450 тыс. мигрантов-«нелегалов», пытающихся использовать страну как транзитный путь в ЗападнуюЕвропу.
Непростая судьба выпала на долю представителей славянскихнародов: 2 млн. белорусов, 25 млн. русских и 7 млн. украинцев оказались послеразвала Советского Союза национальными меньшинствами «вдали отисторической родины». Столкнувшись с всплеском национализма, этническойнапряженностью, некоторые перебрались в «свои» республики. Однако тамони чувствуют себя еще больше «иностранцами», чем прежде, посколькуродственные связи утеряны, трудно найти работу, местное славянское населениеотносится к «чужакам» неприязненно. Эксперты ООН по делам беженцевэтих мучеников назвали «подлинными сиротами СССР».
Таким образом, массовый характер демографическихперемещений стал тяжелым испытанием для ограниченных ресурсов стран СНГ.Ситуация осложняется тем, что все эти страны переживают в настоящее время«исключительно трудный переходный период», обусловивший высокий уровеньбезработицы. Такой рынок труда отрицательно сказывается на результатахпроизводства, которое в странах СНГ пятый год подряд находится в состоянииглубокого спада.
Беглый взгляд на мировые рынки рабочей силы позволяетсделать вывод, что в странах Ближнего Востока, и прежде всего в странахПерсидского залива, сложилась уникальная ситуация — иммигранты составляютподавляющее большинство. В Катаре и Кувейте, например, 85% всех рабочих — иммигранты, в Объединенных Арабских Эмиратах они составляют 90%, в Саудовской Аравиии Бахрейне — около 40%, в Омане — 34%, тогда как еще в 1950 г. в целом по этойгруппе стран иммигранты не превышали 5% их экономически активного населения.
До 10 млн. иностранных рабочих заняты в странах ЗападнойЕвропы. Характерная черта рынка рабочей силы этого региона — не стандартность,а специфичность каждой страны. Для Италии, например, характерны как внутренняямиграция, так и внешняя. За последние 100 лет эту страну покинуло 27 млн.итальянцев.
Своя специфика рынка рабочей силы и в Германии, в которойуже в 1910 г. насчитывалось 1,3 млн. иностранных рабочих. Сейчас иностранцысоставляют здесь около 10% занятых.
Рынок трудовых ресурсов и связанная с ним миграционнаяполитика Франции имеет свою отличительную особенность по сравнению с другимистранами Европы. Париж, сохранивший до сих пор «зону франка», вкоторую входят 14 бывших французских колоний, предпочитает черпать недостающиетрудовые ресурсы преимущественно из этих территорий. Так поступают Англия,Нидерланды и Бельгия.
Своеобразный и Северо-Американский рынок рабочей силы-миграция рабочих в этот регион имеет давние традиции. Уже отметил своестолетие Эллис-айленд как центр иммиграционного контроля, как главные ворота вНью-йоркской гавани со статуей Свободы, мимо которой в Америку шли многочисленныепотоки живого товара — рабочей силы. «Мы страна иммигрантов, — заявил членпалаты представителей республиканец Сэм Браунбэк, — и конгресс должен сохранитьэту гордую традицию, а не ставить ее под угрозу».
Азиатско-Тихоокеанский регион, в котором проживает большаячасть населения мира, располагает огромным потенциалом трудовых ресурсов.Классической страной иммиграции в этом регионе является Австралия. Ее первыеиммигранты прибыли в 1783 году. Во все времена, включая 60-70-е годы, виммиграционных потоках в Австралию преобладали европейцы. С середины 80-х годовАзия служит для Австралии самым стабильным источником иммигрантов, числокоторых постоянно растет.
Если Австралия в АТР является традиционно иммиграционной,то Япония приобрела диаметрально противоположную черту-традиционноэмиграционной. Почти столетие тому назад эмигранты из извечно бедных сельскихрайонов Японии устремлялись в жаждавшее рабочей силы Западное полушарие.
С тех пор, как в Японии в 60-х годах начался бурный ростэкономики, эмиграция ее граждан прекратилась. Более того, потоки«никкей» (эмигрант по-японски) идут в обратном направлении. Начиная с90-х годов, в Японию приезжает ежегодно до 400 тыс. иностранных рабочих.Подобно Японии, испытывают нехватку рабочей силы Сингапур, Гонконг, ЮжнаяКорея, Тайвань, Малайзия.
Южно-Африканский рынок рабочей силы сложился вокруг самойбогатой страны Африканского континента — ЮАР. Первые иммигранты в эту странуприехали из Европы в начале XIX века. Теперь около двух третей черных рабочихсоставляют мигранты по краткосрочным контрактам. В условиях реформированной ЮАРпрофессиональный отбор является решающим при рассмотрении соответствующихзаявок от иностранцев, желающих работать в этой стране.
Для ЮАР характерен высокий процент нелегальных иностранныхрабочих или «незаконных иммигрантов», а это выходцы из Мозамбика,Анголы и др.
Миграция рабочей силы в страны Латинской Америки имеетбольшое прошлое. Начиная со второй половины XIX века этот континент ужестановится одним из мировых центров притяжения иммигрантов, при этом поощряласьглавным образом миграция из стран Европы. Эта тенденция сохранялась до 60-хгодов XX века. Только за 1946-1960 гг. в Латинскую Америку переселилось 2 млн.европейцев. С 60-х годов межконтинентальная миграция все больше начинаетзамещаться внутриконтинентальной. Население мигрирует в основном в бассейн рекиАмазонки. Это касается стран, расположенных в Андах: Перу, Боливии, Эквадора,Колумбии. Внутриконтинентальная миграция рабочей силы в Латинской Америкеприобрела стойкий характер. Это объясняется нехваткой земли у большинствакрестьян и неполной их занятостью, а также высокими темпами прироста населения,который в 4 раза выше, чем в индустриально развитых странах.
Такова предельно краткая характеристика основных мировыхрынков рабочей силы, каждый из которых тесно связан с миграцией трудовыхресурсов. По структуре и характеру эти рынки отличаются друг от друга. Однако уних есть и общие черты.
Мировой миграционный процесс по своему содержанию имассовости существенно отличается от аналогичных процессов не только прошлоговека, но и первой половины нынешнего столетия.5. Главные особенности современной миграции рабочей силы и утечкиумов
Известно, что миграция населения в далеком прошломвыступала в формах работорговли, кочевничества, военных и колониальныхпереселений. Однако с образованием мировой системы хозяйства возникланеобходимость в огромных перемещениях людей, лишенных средств производства иищущих свободных рабочих мест за пределами родной страны. Миграция охватила всеконтиненты, весь мир и приобрела поистине глобальный характер. На началопоследнего десятилетия XX века в мире уже насчитывалось более 45 млн.трудящихся-мигрантов. Небывалая масштабность мировой миграции трудовых ресурсов- важнейшая особенность современности. Этот процесс формируется технологическимпрогрессом и развитием коммуникаций.
Если в 50-70-е годы передовая миграция шла в основном изразвивающихся стран в индустриально развитые, то с 80-х годов идет и встречныймиграционный процесс: перемещение иностранной рабочей силы из более развитых вменее развитые страны. Иллюстрацией к этому могут служить страны ОПЕК, новыеиндустриальные государства, в которые вслед за миграцией капиталов мигрировалаи рабочая сила из стран Западной Европы, США и Японии.
Доминирующим мотивом трудовой миграции остаетсяэкономический. Он преобладает над всеми другими мотивами — политическими,военными, религиозными, стихийными и т.д.
Миграции трудовых ресурсов способствуют и современныетехнологии производства, основанные на принципах международного разделениятруда. Это прежде всего связано с деятельностью транснациональных компаний,организующих производство в системе мирового хозяйства. Процесс такой миграциичетко просматривается на примере преуспевающей в Азии тайваньской«Эйсер», седьмой по величине компании в мире по производствуперсональных компьютеров. Из-за нехватки рабочей силы она вынуждена ввозитьфилиппинских рабочих для сборки компьютеров на ее тайваньских фирмах и рабочихиз Индонезии для работы на ее фабрике в Малайзии. Внутрирегиональную миграциюрабочей силы в Азии интенсифицируют и строительные фирмы, создавшие огромнуюармию строителей-мигрантов. Только Таиланд экспортировал 400 тыс. рабочих длястроительных работ в других странах Азии. 20 тыс. рабочих из различных странконтинента строят мост в Гонконге. Таким образом современные технологиипроизводства в системе международного разделения труда формируют миграциюрабочей силы не только межрегиональную, но и внутрирегиональную.
Пятая особенность, характеризующая современный этап,заключается в значительном увеличении нелегальной миграции. Поскольку во многихстранах правительства законодательным путем регламентируют приток иностраннойрабочей силы, постольку сильно возросло ее нелегальное проникновение черезгосударственные границы. В США, например, незаконно проживает около 6, а понекоторым источникам до 13 млн. рабочих иммигрантов, проникающих черезмексиканско-американскую границу, штат Флорида и другие места. Около 90%иностранцев, въезжающих в США нелегально, являются мексиканцами. Этообъясняется тем, что в 1965 г. истек срок соглашения между США и Мексикой, покоторому значительная часть мексиканского «относительно избыточногонаселения» могла легально приезжать в Соединенные Штаты для работы в сельскомхозяйстве. Отказ правительства США, обусловленный требованием американскихпрофсоюзов, продлить этот договор привел к тому, что число мексиканцев,въезжающих нелегально возросло до 700 тыс. в год, тогда как еще в 1960 г. этотпоказатель составлял менее 28 тыс. Около 15 млн. «нелегалов» изБангладеш ежегодно проникает в Индию, соглашаясь там выполнять различные работыза самую низкую заработную плату.
Миграция рабочей силы распространилась не только на большиестраны, но и на малые. Это можно проследить на примере Греции, в которой300–350 тыс. работают без разрешения властей. Большинство«нелегалов» на греческом рынке труда — жители Албании, Польши,Филиппин и понтийские греки из бывшего СССР. Они не претендуют на хорошооплачиваемые рабочие места на заводах, фабриках, учреждениях. Наяичие большогочисла нелегальных рабочих оборачивается потерей для греческой казны 100 млрд.драхм в год в виде неоплаченных налогов. Около 200 тыс. иностранных гражданпроживает нелегально и в Беларуси.
Таким образом, нелегальность миграции рабочей силы сталамировой проблемой. Это ответная реакция людей труда на законодательные актымногих государств, с помощью которых регламентируется приток иностраннойрабочей силы. Другая причина, питающая эту проблему, состоит в том, чтотрудящиеся, въехавшие нелегально (или оставшиеся в стране нелегально послеистечения официального срока), представляют для предпринимателей самую дешевуюи бесправную рабочую силу.
В международной миграции происходят качественные изменения,обусловленные научно-технической революцией, суть которых состоит взначительном увеличении среди мигрирующих доли квалифицированных специалистов.Законы о миграции, которые приняты почти всеми странами мира, на первое местоставят квалификацию приезжего рабочего из-за границы. «Иммиграция — это нетолько связь с прошлым Америки, это также и мост в будущее Америки, — заявилпрезидент Д.Буш на торжественной церемонии подписания закона 27 ноября 1990 г.- Данный закон предусматривает жизненно важное увеличение прав на въезд наоснове квалификации — пополнение рядов наших ученых, инженеров и просветителейновыми талантами и новыми идеями». Въезд в Японию неквалифицированныхрабочих запрещен.
Отличительной чертой современной миграции рабочей силыявляется ее возрастающая сезонность. Это связано с широким использованиемимпортируемой рабочей силы в лесном и сельском хозяйстве, на уборке урожая,заготовке кормов для скота и т.д. Миллионы мексиканцев, к примеру, ежегодноработают в США на уборке урожая. Сезонность миграционных процессов ужекоснулась белорусов, которые работают на полях Польши.
Страны, имевшие в прошлом статус метрополии, ориентируютсяна импорт рабочей силы из своих бывших колоний и зависимых стран. Это хорошовидно на примере Нидерландов, Франции и Англии. В последней численностьиммигрантов приближается к 2,5 млн., составляя примерно 4,5% населения. Самыемногочисленные группы среди них -индийцы (760 тыс. человек), пакистанцы,бенгальцы (505 тыс. человек), а также выходцы из Вест-Индии (534 тыс. человек).
Если в страны традиционной миграции (США, Канада, Австралияи ЮАР) в XIX и в первой половине XX вв. въезжали исключительно европейцы, то в80-90 годах они составляют незначительную часть. Преобладают в иммиграционныхпотоках в эти страны выходцы из Азии, Латинской Америки, Африки и Карибскогобассейна. В США, например, в 1992 г. прибыло иммигрантов из Европы, включаябывший Советский Союз, только 6%, а остальные — выходцы из стран «третьегомира»; это объясняется возрастающим уровнем образования в развивающихсястранах и ростом квалификации их работников.
Одной из характерных особенностей современного этапамеждународных миграций стало все более активное вмешательство государственногоаппарата в отношения между капиталом и трудом, в частности, иностранной рабочейсилой. Оно вмешивается в международные сделки рынка рабочей силы, даетразрешение на въезд и следит за сроками выезда иммигрантов. Оно занимаетсявербовкой и созданием благоприятных условий для эксплуатации иностранныхрабочих.
Вместе с международной миграцией рабочей силы существует имиграция трудовых ресурсов внутри отдельно взятых стран. Весьма ярким примеромтому является Германия. В 1989 г. из Восточной Германии в Западную переселилось343854 человека (по официальным данным). В 1990 г. — 40 тыс. гражданперебрались на Запад. Осуществлялась, конечно, миграция и в обратном — восточном — направлении: за этот период в новые федеральные земли переехали напостоянное место жительства 462 тыс. человек.
Аналогичные миграционные процессы трудовых ресурсов имеютместо и в Италии, где сотни тыс. человек из числа экономически активногонаселения в поисках работы устремляются из бедных южных провинций виндустриально развитые северные районы этой страны.
Такое же передвижение с юга на север совершает и чернокожеенаселение США. Если в начале XX века оно в основном проживало в южных штатахстраны, то теперь идет массовая миграция на север, где они надеются избежатьсегрегации и найти лучшие рабочие места.
Внутренняя миграция рабочей силы стала мировым явлением. Чернобыльскаятрагедия генерировала эту форму миграции в Республике Беларусь.6. Специфика миграционной проблемы для России
Специфика миграционной проблемы для России состоит в том,что все основные миграционные потоки, даже социально-экономической миграции,носят вынужденный характер. За последние два года в Российскую Федерациюпереехало более 2,5 миллиона человек из государств нового зарубежья. При этомтолько за девять месяцев в 1994 году -812 тысяч. Сложность работы Федеральноймиграционной службы России (ФМС) как государственного органа исполнительнойвласти определяется целым комплексом весьма острых и требующихнезамедлительного решения задач. Кроме оказания помощи беженцам и вынужденнымпереселенцам из государств — республик бывшего СССР, это — прием лиц. ищущихубежища из государств старого зарубежья (а таких в стране уже сотни тысяч),пресечение незаконной иммиграции в страну и создание соответствующей системыконтроля, регулирование притока иностранной рабочей силы, контроль задеятельностью организаций, занимающихся трудоустройством россиян за границей.
К настоящему времени зарегистрировано 745 тысяч беженцев ивынужденных переселенцев. Кроме того, обратились в территориальные органы ФМСРоссии более 250 тысяч человек, выехавших из Чеченской Республики. Большуючасть из них составляют русские. К основным причинам, вынуждающимсоотечественников покинуть место своего жительства, следует отнестидискриминацию и нарушение прав некоренных национальностей, возникшие врезультате «развития» законотворчества в государствах новогозарубежья. Кроме того, экономический кризис, сопровождающийся сокращениемрабочих мест, банкротством предприятий и резким социальным расслоениемнаселения, приводит к дестабилизационным процессам в этих государствах и, какследствие, к значительному росту миграционных потоков. Отдельно необходимовыделить возникновение межнациональных конфликтов.
Северный Кавказ является наиболее конфликтным региономРоссийской Федерации, что обусловлено критическим накоплением здесьпротиворечий в сфере национально-государственного устройства и межэтническихотношений. В основе этих противоречий лежит конкуренция за перераспределениересурсов — земли, производственных мощностей, источников финансовыхпоступлений. Ситуация обостряется борьбой за власть между различными местнымиполитическими и клановыми группировками, использующими в своих интересах идеинационализма и религиозной розни.
Осложняется обстановка и в среднеазиатских республикахбывшего СССР. Сегодня даже в относительно «спокойных» ранее Казахстане,Кыргызстане и Узбекистане нарастает напряженность, вызванная дискриминациейрусскоязычного населения.
В целом анализ миграционной ситуации за последний периодподтверждает устойчивую тенденцию роста миграционных потоков как из государствСНГ и Балтии, так и из государств старого зарубежья. По экспортным оценкам,предполагается массовая миграция примерно 400 тысяч человек из Закавказья, 2,9миллиона — из Средней Азии и Казахстана, 400-500 тысяч человек могут въехать изгосударств Балтии. Таким образом, в ближайшее время можно ожидать прибытия натерриторию России из государств нового зарубежья, по минимальному варианту, 2 — 3 миллионов человек, по максимальному -от 4 до 6 миллионов. Приток иммигрантовиз государств старого зарубежья в условиях «прозрачных» границ можетдостигнуть уровня 100 тысяч человек ежегодно.
В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ проблемы вынужденной миграции официальноне существовало, поэтому на момент возникновения первых крупных людских потоковне было и правовой базы, регулирующей эти сложнейшие процессы. Мерыгосударственной поддержки регламентировались тогда отдельнымиправительственными постановлениями.
Выработка механизмов приема и обустройства вынужденныхмигрантов, разработка законодательных основ проводились уже ФМС России. Причемв условиях одновременного приема сотен тысяч переселенцев, в том числе из зоннациональных вооруженных конфликтов. В 1993 году были разработаны и принятызаконы Российской Федерации «О беженцах» и «О вынужденныхпереселенцах», а также нормативные акты, определяющие пути их реализации.Они регламентируют условия приобретения статуса беженца, основные права иобязанности государства, а также лица, получившего искомый статус.
К сожалению, эти законы не учитывают всех реалийсегодняшнего дня и экономических возможностей государства. Поэтому реализацияих положений проходит достаточно сложно, в тяжелых финансовых условиях, безнормального материально-технического обеспечения. С учетом изменениясоциально-экономической ситуации и практики работы с вынужденными мигрантамиподготовлены и на заседании правительства рассмотрены изменения и дополнения кзаконам Российской Федерации «О беженцах» и «О вынужденныхпереселенцах».
В то же время в ФМС России разрабатывается концепцияфедерального закона по вопросам предоставления убежища, иммиграции и пребыванияиностранцев на территории Российской Федерации. Основным принципом являетсяопределение условий предоставления убежища, срока пребывания в России на основесамообеспечения лиц, ищущих убежища, и снижения финансового участия государствадо минимума.
Одной из основных задач является решение проблемызаконодательной поддержки адаптации переселенцев, в том числе освобождения отналогообложения средств, направленных на обустройство вынужденных переселенцев(создание инженерной и социальной инфраструктуры, рабочих мест). Следует решитьпроблему привлечения средств из внебюджетных фондов (например. Фонд занятости)и закрепить этот механизм в соответствующих нормативных актах.
Еще в 1992 году правительством Российской Федерации была разработанаи одобрена первая республиканская долговременная программа«Миграция», которая была ориентирована на поддержку беженцев ивынужденных переселенцев из государств — республик бывшего СССР.
В связи с расширением сферы деятельности, необходимостью разработкигосударственного подхода к решению проблем не только внутренней, но и внешнеймиграции, пресечения незаконной миграции в дальнейшем была разработанаФедеральная миграционная программа, включающая все направления работы смигрантами. Указом президента она была одобрена в августе 1994 года.
РЕАЛИЗАЦИЯ программы позволила начать организованную работус вынужденными мигрантами и оказать им первичную ограниченную помощь.
Основной объем задач по приему вынужденных мигрантовложится на территории, поэтому важным этапом организации работы с беженцами ивынужденными переселенцами стало создание сети территориальных органов ФМСРоссии в местах максимального притока вынужденных мигрантов.
Расширяющаяся география очагов национальной розни натерритории бывшего СССР потребовала организации работы с беженцами вэкстремальных условиях. Разработан и действует правительственный план приема иразмещения беженцев при их массовом прибытии в условиях чрезвычайной ситуации.Был организован прием беженцев из Приднестровья (50 тысяч человек), ЮжнойОсетии (30 тысяч человек), из зоны Осетино-Ингушского конфликта (60 тысяччеловек), Абхазии (40 тысяч человек), Таджикистана (105,5 тысячи человек),Чеченской Республики (250 тысяч человек).
Сложно решаются вопросы строительства жилья, требуютсязначительные средства для выдачи ссуд и их своевременная индексация. В 1994году свыше 120 тысячам особо нуждающихся мигрантов были выданы единовременноеденежное пособие и материальная помощь.
Для обеспечения занятости, прежде всего в соответствии симеющейся квалификацией, необходимо создание комплекса мер по организациирабочих мест.
Государство оказывает помощь во временном размещениивынужденных мигрантов. Создано 90 центров временного размещения беженцев ивынужденных переселенцев, из них 52 центра — в зоне осетино-ингушскогоконфликта.
Образованы и начали действовать центрымедико-психологической реабилитации беженцев, подвергшихся насилию в зонахвооруженных конфликтов («Ватутинки» и «Магри»). Дляорганизации постоянного размещения вынужденных мигрантов на территорииРоссийской Федерации осуществляется их компактное и индивидуальное расселение.Основные потоки направлены в Центральную Россию, Поволжье, ряд приграничныхобластей. Особенной привлекательностью для мигрантов из южных регионов обладаютКраснодарский и Ставропольский края, для мигрантов из государств Балтии — Ленинградская, Новгородская и Псковская области, а также все области,граничащие с Московской.
Концепция расселения вынужденных мигрантов основана напринципе необходимости экономического возрождения регионов, развития сел ипригородных районов, учитывает рекомендации Госстроя России и Роскомзема.
Практически все трудоспособные вынужденные мигрантыучаствуют в собственном обустройстве. Федеральная миграционная служба Россиисодействует переселенцам в жилищном обустройстве.
Основная сложность в обеспечении занятости состоит в том,что профессиональный состав вынужденных переселенцев нс соответствует структуреимеющихся вакансий. Приезжают люди высокообразованные, многие имеютспецифические профессии. А в регионах их расселения требуются в большинствеслучаев рабочие, механизаторы, шоферы, доярки и т.д.
Выход один — развитие таких направлений занятости, какпроизводство и переработка сельхозпродукции, развитие строительного комплекса,сферы услуг. Сейчас территориальные органы ФМС России совместно садминистрацией регионов начали работу по созданию именно таких предприятий прицентрах временного размещения, а также по определению приоритетных для каждогоконкретного района видов занятости при создании рабочих мест.
Важным направлением в работе с вынужденными переселенцамистала поддержка их предпринимательской деятельности. На создание 82 производств(1500 рабочих мест) в 1994 году было выделено 24,6 миллиарда рублей.
После периода значительных трудностей появились успехи впереговорном процессе по проблемам миграции с государствами нового зарубежья. Всоставе посольств Российской Федерации учрежден институт советников помежнациональным отношениям. На них возложены работа с соотечественниками,рассмотрение вопросов, связанных с их миграцией в Россию. Ведется работа позащите прав мигрантов. Заключены межправительственные соглашения по вопросампереселения и защите прав переселенцев с республиками Латвия, Эстония,Таджикистан, Туркменистан, Грузия, а также межгосударственное соглашение врамках СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Соглашенияратифицированы Федеральным Собранием Российской Федерации. В настоящее времяразрабатывается механизм их реализации. В рамках выполнения соглашениипредусмотрен льготный порядок вывоза личного имущества переселенцев,приватизации и продажи квартир и садовых участков.
Соглашения о переселении предусматривают возможностьбеспрепятственного приобретения в собственность занимаемого переселенцем жильяв государстве выезда. С этой целью дано право досрочной выплаты взносов засадовые домики и участки, кооперативные квартиры, гаражи и другие постройки.Предоставлена возможность свободного распоряжения жильем и другим имуществом, втом числе их продажа.
Вырученные денежные средства, а также накопленияпереселенец имеет право беспрепятственно перевести в государство въезда безуплаты налогов и пошлин. Тем самым переселенцу дается реальная возможность засчет собственных средств обустроиться на новом месте жительства при минимальнойподдержке государства въезда.
Подписанным в сентябре 1993 года главами государств — участников СНГ (кроме Украины и Молдовы) и ратифицированным в 1994 годуСоглашением о помощи беженцам и вынужденным переселенцам признается наличиепроблемы вынужденной миграции на территории бывшего СССР и определяются общиеоснования для признания лиц беженцами и вынужденными переселенцами. Признаютсятакже экономические обязательства государств выезда и компенсация за оставляемоежилье и иное имущество, потерю заработка, ущерб здоровью вынужденных мигрантов.
Соглашение предполагает создание Межгосударственного фондапомощи беженцам и вынужденным переселенцам, в соответствии с которым ФМС Россииподготовлен проект положения о фонде для экспертной оценки исполнительнымсекретариатом СНГ.
В соответствии с подписанным в июле 1991 годамежправительственным Соглашением о содействии гражданам, приглашенным на работув город Мажейкяй Литовской Республики, в переселении во Всеволожский районЛенинградской области финансирование, строительные материалы, техника иоборудование, а также строительство двух жилых домов и объектов инфраструктурыв этом районе осуществляются литовской стороной.
В настоящее время согласовано с литовской стороной дополнениек указанному соглашению об освобождении подрядной организации ЛитовскойРеспублики от таможенных сборов и других видов налогов на период строительства,которое позволит значительно ускорить темпы строительных работ и ввод жилья.
Заметное влияние на миграционные процессы в Россииоказывает нестабильность обстановки во многих странах мира. Очаги национальнойрозни, вооруженные конфликты обусловили массовое появление беженцев из странстарого зарубежья (Афганистан, Ирак, Иран, Сомали, Судан, Вьетнам, Шри-Ланка идр.). Решение связанных с этим проблем требует от нашей страны значительныхматериальных и особенно финансовых затрат.
В конце 1992 года Российская Федерация присоединилась кконвенции ООН 1951 года и протоколу к ней 1967 года, касающимся статусабеженцев. В Москве были открыты постоянные представительства УправленияВерховного комиссара по делам беженцев при ООН и Международной организации помиграции.
Практика приема беженцев развитыми странами демонстрируетустойчивые ограничительные тенденции в их миграционной политике. Особоегеополитическое положение Российской Федерации, отсутствие полноценнойгосударственной границы, гуманные законы, касающиеся работы с лицами, ищущимиубежища в России, создают ситуацию, в которой, во-первых. Россия становитсятерриторией притяжения беженцев, во-вторых, сроки их пребывания на территорииРоссии могут быть весьма продолжительными из-за невозможности получения убежищав третьих странах.
После присоединения России к Конвенции ООН о статусебеженцев 1951 года, а также принятия Закона Российской Федерации «Обеженцах» перед Россией встала проблема: определить за короткий срокстатус сотен тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства, которые в силуобъективных и субъективных причин находятся и продолжают прибывать на нашутерриторию с нарушениями паспортно-визового режима и фактически бесконтрольно.В этой же связи на ФМС России и другие государственные структуры усилилосьдавление со стороны Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, радамеждународных и российских общественных организаций.
Указанная категория иностранцев включает в себя в основномграждан из государств старого зарубежья: афганцев, сомалийцев, курдов, иракцев,ангольцев, покинувших места проживания ввиду нестабильной обстановки в их странах,а также вьетнамцев, китайцев, иранцев, шриланкийцев, индусов, заирцев и других.Количество подобных лиц не поддается точному учету и контролю ввиду«прозрачности» границ России с ее южными соседями.
По оценочным данным, их  в столице и Московской областиосело более 180 тысяч человек.
Ситуацию осложняет то, что основная масса этих лиц имеетзначительную этнокультурную дистанцию, не знает русского языка, совершенно незнакома с российским законодательством. К тому же в большинстве стран выездавесьма тяжелая санитарно-эпидемиологическая обстановка, что создаст угрозураспространения инфекций и эпидемий в Российской Федерации.
Основная масса из этой категории иностранных гражданрассматривает Россию только в качестве транзитного пункта и пытается любымиспособами выехать в развитые капиталистические страны, избегая в большинствесвоем учета и регистрации.
В то же время среди иностранных граждан и лиц безгражданства, находящихся в настоящее время на российской территории, имеютсяжелающие получить статус беженца, политическое убежище и натурализоватьсяименно в России. Затраты на адаптацию и размещение этой категории, согласнодействующему законодательству и конвенции ООН 1951 года, целиком должныосуществляться за счет средств федерального бюджета, что в настоящее времяявляется непосильным бременем для Российской Федерации.
Следует отметить, что специфика этой категории мигрантовтребует привлечения к работе с ними большого числа специалистов со знаниемредких языков, а содержание лиц, ищущих убежища в России, только во времярассмотрения их ходатайств оценивается десятками миллионов рублей на однусемью.
Сейчас начата работа по проведению собеседований синостранцами, ищущими убежища. Функционирует центр временного размещенияиммигрантов «Очер» в Пермской области. Проводится работа по созданиюеще 12 таких центров.
Отсутствие всеобъемлющих договоров между Россией игосударствами — республиками бывшего СССР, в том числе и членами СНГ, повопросам иммиграции и эмиграции создаст дополнительные сложности в решениипроблем работы с лицами, ищущими убежища в Российской Федерации, начиная отпроблем въезда-выезда до вопросов организации процедуры депортации незаконныхмигрантов.
Решение вопросов регулирования въезда на территориюРоссийской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в поискахубежища, а также пресечения незаконной миграции тесно связано с обеспечениемсоциальной стабильности общества и государственной безопасности.
Кроме лиц, ищущих убежища в России и за ее пределами, встрану прибывают люди для ведения незаконной коммерческой деятельности, включаяторговлю оружием и наркотиками, незаконную переправку рабочей силы в ЗападнуюЕвропу.
Для решения проблем, связанных с пресечением незаконнойиммиграции, указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 года (N2145) определены меры по созданию системы иммиграционного контроля. Этотсоздаваемый впервые в России государственный институт должен обеспечитьпроведение миграционной политики, отвечающей интересам государства, а такжезащиту прав и интересов граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лицбез гражданства в решении вопросов, касающихся выезда из страны и въезда встрану, выбора местожительства.
В настоящее время организовано 32 поста иммиграционногоконтроля, в том числе в Псковской, Амурской, Астраханской областях.
Одной из актуальных проблем и соответственно новымнаправлением в работе Федеральной миграционной службы России являетсядеятельность в области внешней трудовой миграции. Современная ситуация нароссийском рынке труда, принятие Закона Российской Федерации «О занятостинаселения в Российской Федерации», закрепившего право граждан России напрофессиональную деятельность за границей, стимулируют российских гражданактивизировать усилия по поиску работы за рубежом.
Главной задачей является создание надежной системысоциальной защиты трудящихся-мигрантов в период их работы за рубежом и повозвращении в Российскую Федерацию и формирование на этой основе механизмаэффективного управления процессами выезда на работу. Это позволит взначительной степени ослабить отрицательные последствия трудовой миграции какдля государства, так и для самих граждан. По данным социологических опросов,около 1,5 миллиона российских граждан уже сегодня высказывают желание выехатьна работу за границу.8 июня 1993 года принято правительственное постановление«Об упорядочении деятельности, связанной с трудоустройством гражданРоссийской Федерации за границей», в соответствии с которым ФМС России посогласованию с Федеральной службой занятости и Минфином России утвержденоположение о порядке и условиях лицензирования деятельности, связанной струдоустройством граждан Российской Федерации за границей.
В настоящее время предоставлены лицензии 130 организациям,занимающимся трудоустройством российских граждан на работу за рубеж. Введениеинститута лицензирования позволило пресечь недобросовестную деятельность излоупотребления со стороны ряда фирм, ущемляющих права российских граждан и ихсоциальную защиту. В отношении отдельных фирм возбуждены уголовные дела. 23организациям не продлены лицензии.
В целях содействия гражданам Российской Федерации итрудоустройстве за рубежом и упорядочении трудовой эмиграции в 1992-1993 годыбыли заключены соответствующие соглашения с ФРГ, Швейцарией, Беларусью, Украиной,Молдовой, КНР, СРВ, Финляндией, Словакией и Польшей. В декабре 1993 годазаключено межведомственное соглашение ФМС России с Центральным ведомством потрудоустройству во Франкфурте-на-Майне о сотрудничестве в трудоустройствестудентов в период каникул. Ведется активная работа по реализации указанныхсоглашений, а также по подготовке соглашений с Литвой, Колумбией, Японией,Монголией, Чехией и рядом других стран.С другой стороны, в настоящее время натерритории России с учетом граждан СНГ работают около 400 тысяч иностранцев,прежде всего в районах Сибири и Дальнего Востока. Учитывая, что механизмпривлечения иностранной рабочей силы отсутствовал более двух лет, а сам процесспривлечения приобрел неконтролируемый характер, ФМС России для обеспечения приоритетногоправа россиян на занятие вакантных рабочих мест в мае 1993 года приказом N 84утвердила и ввела в действие Временное положение о лицензировании привлечения вРоссийскую Федерацию иностранной рабочей силы.
Анализ первого опыта показал, что временное положение далотолчок процессу лицензирования на всей территории Российской Федерации. Однакоиз-за отсутствия в правовой базе действенных штрафных санкций дляработодателей, привлекающих иностранных специалистов, оставалась возможностьуклоняться от лицензирования.
В целях повышения ответственности работодателей,привлекающих иностранную рабочую силу, и укрепления правовой базы в этойобласти ФМС России был разработан и представлен в правительство проектПоложения о привлечении и использовании в Российской Федерации иностраннойрабочей силы, который был утвержден указом президента 16 декабря 1993 года. В1996 году выданы разрешения на привлечение 224 тысяч иностранных специалистовна работу в Российской Федерации.
Реализацию Федеральной миграционной программы крайнезатрудняют недостаточность и нерегулярность выделения финансовых средств.
Для реализации программы необходимо около 2 триллионоврублей, но бюджетом утверждена лишь четверть заявленных средств. Реалии же ихвыделения еще более печальны.
Так, из предусмотренных 545 миллиардов рублей на реализациюмероприятии Федеральной миграционной программы Минфином России былопредоставлено около 50 процентов — 293,4 миллиарда рублей. Сохраняетсятенденция выделения большей части средств (70 процентов) во втором полугодии,что еще более снижает эффективность их использования. Таким образом, врезультате снижения объема выделяемых средств и инфляции ФМС России пришлосьзначительно уменьшить социальную помощь вынужденным мигрантам.
Поэтому помощь вынужденным мигрантам, естественно,копеечная. Ссуда 6 миллионов рублей на строительство жилья — это очень мало.Правда, дополнительно финансируется создание инженерной инфраструктуры, но иэтого недостаточно. Кроме того, из-за слабого финансирования нет возможностизаниматься проблемами адаптации. В этой области усилия ФМС России направлены напривлечение к решению проблем адаптации общественных объединений, религиозныхорганизаций.Особая сложность состоит еще и в том, что вопросы нужно решать вкомплексе:
— невозможно строить жилье для переселенцев и нсобеспечивать их занятость, решать проблемы пенсионного обеспечения и незаниматься вопросами их медицинского обслуживания;
— невозможно заниматься соотечественниками и закрыватьглаза на пребывание в стране сотен тысяч незаконных мигрантов, занимающихся восновном противоправной деятельностью;
— невозможно при расселении мигрантов не учитывать интересыроссийских граждан, их тоже весьма нелегкую жизнь.7. Заключение
Внешнеполитические интересы России требуют выполнения международныхобязательств страны, защиты прав этнических россиян за рубежом.
Но социально-экономическое положение России пока непозволяет вынести всю тяжесть взятых на себя обязательств. То есть приходитсяпостоянно сочетать прямо противоположные интересы, находить компромисс почти вбезвыходных положениях, условиях крайне недостаточного и неравномерногофинансирования.
Список литературы
1. Лутохина Э. А. Трудовая активность и заработная плата:Науч.-методич. пособие по экон. дисц. / Под. ред. П. Г. Никитенко.- Минск:На-вука i тэхтка, 1992.
2. Мировой рынок труда: новая реальность для России и СНГ /Р. И. Цвылев, Н. Ф. Рыдванов, А. К. Жирицкий; Отв. ред. Р. И. Цвылев.- М.:Наука, 1994.
3. В. Д., Калмакан Н. А. Удовлетворенность трудом:Соц.-экон. аспекты.- М.: Наука, 1993.
4. Поляков В. А. Технология карьеры: Практ. рук.- М.: ДелоЛтд., 1995.
5. Рофе А. И. Экономика трудовых рыночных отношений:Теорет. курс авториз. излож.- М.: МЭГУ, 1993.
6. Рынок труда в России: Пробл. формирования ирегулирования / А. В. Кашепов, В. В. Трубин, С. С. Утинова; Под. ред. К. И.Микульского.- М.: Наука, 1995.
7. Современные международные рекомендации по статистикетруда: Пер. с англ.- М.: Финста-тинформ, 1994.
8. Фабрициус Ф. Права человека и европейская политика:Политико-правовое положение трудящихся в Европейском сообществе: Пер. с англ.-М.: Изд-во МГУ, 1995.
9. Хаббард Л. Р. Проблемы работы: Основана на работах Л. Р.Хаббарда.- М.: Нью-Эра, 1994.
10. Безработица, структурная перестройка экономики и рыноктруда в Восточной Европе и России / Под ред. Р. Г. Емцова, С. Коммандера, Ф.Кори-челли.- М.: Инфра-М, 1995.
11. Берк Д. Подготовка к собеседованию: как получитьжеланную работу: Учеб. пособие.- М.: КОНСЭКО, 1994.
12. Бухман И. Л., Джилфиллэн Л., Хамилтон М. Как найтиработу, получить гражданство, вид на жительство, открыть собственное дело вАнглии, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке.- М.: Артокс,1992.
13. Власова В. М., СидоркинаВ. А. Стабилизация занятости вусловиях рынка.- М.: Финансы и статистика, 1992.
14. Вы ищете работу?- Мы вам поможем.- Н. Новгород: Федер.служба занятости России, 1992.
15. За рубеж — по трудовому контракту.- М.: Ин-т молодежи,1992.
16. Обследование экономически активного населения:Занятость, безработица и неполная занятость: Методолог, рук. МВТ: Концепции.Методы: Пер. с англ.: В 2 кн./Р. Хуссманс, Ф. Мехран, В. Верма: Кн. 1.:Введение; Ч. 1.: Понятия.- М.: Финстатинформ, 1994.