Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионельного образования
«Белгородский государственный университет»
Кафедра «Финансы и кредит»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему: Теневой сектор Российской экономики: природа, формы, последствия.
Выполнила студентка
Дворяшина В. В.
группы 101001
Научный руководитель:
асс. Малай И. Н.
БЕЛГОРОД 2011
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1.Основы теневой экономики…………………..…………………………..4
1.1 Теневая экономика как экономическая категория…………………………..4
1.2 Формы теневой экономики………………………………………………………….11
1.3 Факторы развития теневой экономики………………………………….16
Глава 2. Анализ функционирования теневого сектора экономике
России …………………………………………………………………………………………………………..19
2.1 Динамика и тенденции развития теневой экономики в России ………19
2.2 Масштабы развития теневой экономики за рубежом……….……….28
Глава 3. Социально – экономические последствия теневой
деятельности ……………………………………………………………29
3.1 Ущерб развития мировой экономике со стороны нелегального бизнеса……………………………………………………………………29
3.2 Меры борьбы с теневым сектором экономике в России и за
Рубежом…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………………38
Список литературы…………………………………………………………………40
Введение
Актуальность темы исследования.Проблема «теневой» экономики, охватывает все сферы жизнедеятельности общества. Удельный вес и влияние теневого сектора в экономике приблизились к той черте, за которой вероятна утрата обществом контроля за направленностью социально-экономических и политических процессов.
Сам термин «теневая экономика» пришел к нам из-за рубежа. Западные специалисты еще в 60-е годы, когда в СССР восхищались преимуществами «развитого социализма» и «экономной экономикой», всерьез заинтересовались стоящим за ними явлением.
«Теневая» экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет: это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, так как практически вся информация, которую удается получить, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.
Во всех странах с рыночной структурой экономики была, есть и, по-видимому, будет существовать так называемая теневая экономика. Масштабы ее могут различаться, но ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Это все равно, что преступность, масштабы явления можно уменьшить, но ликвидировать вовсе – практически невозможно. Теневая экономика имеет много названий – незаконная, нелегальная, скрытая – но суть этого явления не меняется. Теневая экономика — это сокрытие доходов, неуплата налогов, контрабанда, наркобизнес, фиктивные финансовые операции и др. Доходы от этих видов деятельности поистине грандиозны, они исчисляются десятками миллиардов долларов, однако, те действия, которые пресекаются правоохранительными органами, являются лишь вершиной гигантского айсберга, определить размеры которого никому не под силу.
Именно поэтому данные процессы, происходящие в обществе каждого государства, необходимо тщательно изучать, и лишь затем принимать хорошо проработанные меры по их устранению.
Цель курсовой работы: а) рассмотреть основы теневой экономики; б) рассмотреть масштабы и динамику развития теневой составляющей в российской экономике и за рубежом; в) выявить социально – экономические последствия теневой деятельности.
Реализация поставленных в работе целей обусловила решение следующих задач: а) раскрыть сущность «теневой экономики»; б) рассмотреть формы теневой экономики; в) раскрыть факторы, способствующие развитию теневой экономики; г) охарактеризовать развитие теневой экономики в России; д) рассмотреть масштабы развития теневой экономики за рубежом; е) раскрыть социально – экономические последствия теневой экономики.
Проблема отражения теневой экономики в данных официальной статистики в последние годы вызывает повышенное внимание на международном уровне. С одной стороны, это вызвано активизацией теневой экономики, с другой стороны – тем, что даже в странах с хорошо организованной системой отслеживания деятельности и доходов экономических единиц какая-то их часть остается за пределами статистического учета в силу не только их теневого характера, но и определенной ограниченности возможностей статистического наблюдения.
Значительные объемы неучтенной экономической деятельности существенно влияют на объем, структуру и согласованность макроэкономических данных, и в первую очередь ВВП и его компонентов, а различия в охвате и подходах к оценкам теневой деятельности могут приводить к несопоставимости макроэкономических показателей развитых стран. Поэтому учет ненаблюдаемой экономики и его унификация являются важной проблемой национального счетоводства.
Основное внимание обращено на исследование общественно опасных форм экономической деятельности, предупреждению правонарушений и борьбе с ними правовыми средствами (криминологический и уголовно-правовой контроль).
Объектом исследования является теневая экономика на территории Российской Федерации.
Предмет исследования – составная частичная методологические оценки масштабов теневой экономики.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных экономистов и статистиков по проблемам изучения теневой экономики, методология и материалы Госкомстата России.
Практическая значимость курсовой работы: Материалы могут быть использованы:
— общественными организациями для оценки экономического потенциала страны;
— научными коллективами при совершенствовании методов измерения теневой экономики;
— в учебном процессе при подготовке специалистов экономического профиля и т. д.
Структура курсовой работы:
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы.
Во введении обоснована актуальность темы курсовой, определены цели, задачи, предмет и объект исследования, показана практическая значимость работы и т. д.
В первой главе раскрыты основы теневой экономики.
Во второй главе обозначены масштабы и динамика развития теневой составляющей в российской экономике и за рубежом.
В третьей главе раскрыты социально – экономические последствия теневой деятельности.
В заключении обоснованы все выводы по данной теме.
Список литературы состоит из всех источников информации, которые были использованы при исследовании темы такие как, законодательные акты РФ, учебники и журналы, посвященные экономической тематике.
Глава 1.Основы теневой экономики
1.1 Теневая экономика как экономическая категория
В отечественной науке и экономической практике интерес к проблемам теневой экономике отчетливо проявился в 80-е годы. Это было обусловлено как социально-экономическими причинами, связанными с возрастанием ее роли в народном хозяйстве и криминализацией, так и с идеологическим причинами.
«В настоящее время единого общепринятого универсального понятия теневой экономики не сформулировано. Рассмотрим основные подходы к определению интересующего понятия. Наиболее существенно различается понимание теневой экономики в зависимости от того, избирается ли теоретический либо операциональный подходы.
При теоретическом подходе, характерном в большей степени для отечественных исследователей, теневая экономика рассматривается как экономическая категория, отражающая сложную систему экономических отношений.
Для операционального подхода, более свойственного зарубежным исследователям, характерно определение теневой экономики через действия по ее измерению. Данный подход применяется при решении прикладных, статистических задач, формулировании рекомендаций по совершенствованию законодательства и корректировке социально-экономической политики.
В методологическом отношении существенно различаются экономический, социологический, кибернетический и правовой подходы к исследованию теневой экономики. Развивается также междисциплинарный комплексный подход.
Особенностью экономического подхода является изучение ее влияния на эффективность экономической политики, распределения и использования экономических ресурсов, разработка надежных методов ее оценки и измерения. Экономические концепции исследуют теневую экономику на глобальном, макро и микроуровнях, а также в институциональном аспекте.
На уровне глобальной экономики рассматриваются международные теневые отношения (например, наркобизнес, отмывание денег, полученных преступным путем).
На макроуровне анализируются теневая экономическая деятельность с точки зрения ее влияние на структуру экономики, производство, распределение, перераспределение и потребление валового внутреннего продукта, занятость, инфляцию, экономический рост, и другие макроэкономические процессы.
На микроуровне внимание концентрируется на изучении экономического поведения и принятие решений субъектами теневой экономики, деловыми предприятиями, исследуются отдельные нелегальные рынки.
Институциональный уровень анализа ставит в центр социально-экономические институты теневой экономики, то есть систему формальных и неформальных правил поведения, санкционный механизм, закономерности их развития.
Социологические концепции теневой экономики рассматривают эту сферу с точки зрения взаимодействия социальных групп, различающихся положением в системе теневых институтов, мотивами экономического поведения субъектов в значимых ситуациях.
В рамках кибернетической концепции теневая экономика рассматривается как саморегулируемая и управляемая система, разрабатываются экономико-математические модели прогнозирования и управления теневой экономикой, закономерностей ее развития и взаимодействия с официальным сектором.
В рамках правовых концепций явления теневой экономики рассматриваются как особая сфера отклоняющегося (в том числе преступного) поведения. Основное внимание обращено на исследование общественно опасных форм экономической деятельности, предупреждению правонарушений и борьбе с ними правовыми средствами (криминологический и уголовно-правовой контроль)». [4, с. 124 -133]
«По определению В. Исправникова, теневая экономика – это экономика, функционирующая вне правого поля. Ее ключевым признаком можно считать уклонение от официальной регистрации коммерческих договоров или умышленное искажение их содержания при регистрации. При этом основную функцию средств платежа несут наличные деньги, особенно иностранная валюта.
По мнению В. Ю. Катасонова, теневая экономика – это сфера хозяйственной жизни (производственная, коммерческая, финансовая деятельность), которая находится вне контроля государства и его регулирующих мер». [5,с. 67.]
Теневая экономика – это не столько совокупность экономических преступлений, совершенных определенными юридическими и физическими лицами, сколько сложная синтетическая система социально – экономических явлений, осуществляющихся особым – криминальным – образом.
«Теневая экономика обладает следующими системными свойствами: а) всеобщность; б) целостность; в) связью с внешней средой, проявляющейся в процессе взаимодействия с ней через тесное переплетение с официальной экономикой посредством легальных хозяйствующих структур, а также с институтами государства и общества; в) структурностью, заключающейся в наличии устойчивых связей и отношений внутри теневой экономики, обеспечивающих ее целостность и тождественность самой себе, т. е. способностью к сохранению ее основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях; г) способностью к самоорганизации и непрерывному развитию, ограниченному включению в мировые экономические связи (посредством, например, широкого использования оффшорных компаний организованными структурами, функционирующими в теневой экономике); д) целенаправленностью и наличием универсального механизма функционирования, заключающихся в общности типовых приемов и способов достижения целей функционирования (особенно в наиболее опасном секторе теневой экономки – в нелегальном, или криминальном, бизнесе); е) наличием в одном целом двух противоположных начал – конструктивного (производительный сектор) и деструктивного (криминальный сектор)». [7, c. 199 — 207]
Теневая экономика имеется в любых странах, независимо от их государственного и социально – экономического устройства. Естественно, что степень ее распространенности и масштабы различны.
Теневая экономика выступает как самоорганизующаяся, адаптивная система. Она в кратчайшие сроки приспосабливается к внешнему воздействию (государства и его правоохранительных, контролируемых, фискальных, надзорных и иных органов), непрерывно развивается в соответствии с общими экономическими принципами и находится в гармоничном равновесии со своей средой.
Можно выделить пять основных стадий эволюции теневой экономики: зарождение, развитие, зрелость, упадок и гибель, которые отражают особенности, как самой теневой экономики, так и экономической системы, в рамках которой она функционирует.
В тех или иных формах теневая экономика присуща любой экономической системе и погибает только вместе с ней и государством. Полностью уничтожить теневую экономику никогда не удастся. Речь можно вести только об уменьшении ее масштаба и уничтожении наиболее опасных для общества форм (наркотики, бизнес на проституции, торговля людьми и человеческими органами, нелегальный оборот радиоактивных материалов и оружия массового поражения и другие деструктивные виды экономической деятельности).
К числу основных преступлений теневой экономики России, относят злоупотребление властью, должностные подлоги, коррупция, преступления, совершаемые для обеспечения организованной преступности, уклонение от уплаты налогов, аферы в банковской деятельности и т. п.
«Экономико-правовой анализ позволяет в качестве наиболее криминогенных зон в теневой сфере выделить:
денежное обращение, криминализация которого наиболее опасна для общества, поражает все звенья экономической системы;
отношения собственности, прежде всего в торговле и общественном питании, недвижимость в городах, в производстве дерева и стройматериалов, строительстве, сельском хозяйстве, земельных отношениях, а также в области защиты прав физических и юридических лиц;
внешнеэкономическую деятельность, используемую не только для быстрого криминального накопления капитала, но и являющуюся самым эффективным способом вывоза незаконного экспорта капитала за границу через криминальные структуры экспорта энергетических и сырьевых ресурсов, особенно стратегических, что подрывает позиции страны на мировых рынках;
потребительский рынок, традиционно являющийся криминогенной экономической зоной, практически полностью контролируемый криминалом, жестко квотирующим долю продаж, регламентирующим цены и взимающим налоги на доходы в виде как доли от участия в капитале, так и прямых платежей за право на торговлю». [8, с. 35]
«По мнению Л. Я. Драпкина, можно выделить следующие основные признаки теневой экономики:а) неконтролируемость производственной, торговой и финансовой деятельности теневой экономики государственными органами, в том числе налоговыми службами; б) незаконный характер деятельности, в том числе совершение преступлений повышенной общественной опасности (профессиональные наркобизнес и торговля оружием, контрабанда, массовое изготовление и продажа алкогольной продукции, организация или содержание притонов для занятия проституцией и др.); в) легализацию (отмывание) незаконных доходов с целью их дальнейшего инвестирования в легальную экономику; г) направление части незаконных доходов на финансирование коррумпированного чиновничества в органах государственной власти, в том числе в различных правоохранительных структурах.
Рассмотрим классификацию теневых экономических явлений по различным основаниям.
1) В зависимости от характера результата выделяют теневую экономическую деятельность: а) производительную, вносящую реальный вклад в производство валового национального продукта; б) перераспределительную, не связанную с реальным созданием экономических благ, но перераспределяющую доходы и имущество.
2) По отношению к официальной экономике различают внутреннюю и параллельную экономику. Под внутренней экономикой понимаются встроенные в официальную экономику теневые отношения, связанные с официальным статусом их участников. Другими словами, теневая экономика трактуется с этой точки зрения как нерегистрируемая деятельность тех же самых агентов, которые действуют и в регистрируемой части экономики. Параллельная (вторгающаяся) экономика — теневые отношения, не связанные с официальным экономическим статусом их участников (особый сектор с особой производственной функцией, где занята без официальной регистрации часть рабочей силы).
3) Подходы к определению теневой экономики различаются также и в зависимости от принимаемых во внимание механизмов координации ее отдельных сфер и секторов. Выделяют в связи с этим: а) теневой рынок; б) неформальную экономику; в) властно-насильственный механизм, связанный преимущественно с применением или угрозой применения насилия.
По видам рынков и находящихся в обороте экономических ресурсов выделяют: а) теневые экономические отношения на рынках потребительских товаров и услуг; б) на рынках инвестиционных товаров; в) на финансовых рынках; г) на рынке труда; д) других рынках (информации, технологий, интеллектуальной собственности).
Критериями
отнесения экономических явлений к теневой сфере являются следующие: а) получение экономической выгоды в форме присвоения экономических благ, прав на экономические блага, увеличения экономических возможностей, снижения издержек и уровня риска; б) осуществление экономической деятельности вне официального контроля, регламентации, с сокрытием, маскировкой ее значимых параметров от правоохранительных и контролирующих органов.
Таким образом, экономическая роль теневой экономики состоит в том, что она собирает под единым (криминальным) контролем значительные обезличенные финансовые и производственные активы
Несмотря на предпринимаемые в последние годы меры, ожидаемых существенных позитивных сдвигов в нейтрализации теневой экономики пока не произошло. Преступность, в том числе коррупция, в экономике по – прежнему негативно влияет на экономические реформы, разрушает хозяйственную и финансовую систему страны». [10, c. 328 — 360]
1.2 Формы теневой экономики
«Главными и наиболее типичными формами “теневой” экономической деятельности являются следующие три блока:
1) Законная деятельность по производству товаров в домашних хозяйствах и ими же потребленных, не подлежащая официальному регистрированию и налогообложению (например, сельскохозяйственное производство в подсобных хозяйствах).
2) Законная деятельность, которая в целях уклонения от уплаты налогов скрывается или преуменьшается, а также осуществляется без соответствующих лицензий. Этот вид “теневой” экономической деятельности охватывает значительную часть экономики, начиная от крупных предприятий, фирм, финансовых структур и кончая деятельностью мелких некооперированных предприятий с неформальной занятостью (например, временные бригады строителей). Эта часть “теневой” экономики представляет угрозу экономической безопасности страны, во-первых, в виде сокрытия доходов и налогов, а во-вторых, в виде создания криминальной экономической среды;
3) Нелегальная деятельность, представляющая собой запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг (например, производство и распространение наркотиков, оружия, проституция, контрабанда), а также деятельность, представляющая собой незаконное получение доходов, не связанных с производством товаров и услуг (например, рэкет, мошенничество). Этот вид “теневой” экономики представляет собой прямую угрозу безопасности личности, общества и государства.
Госкомстат России учитывает в своих расчетах только два первых вида “теневой” экономики, то есть деятельность в домашних хозяйствах, а также скрываемую и преуменьшаемую экономическую деятельность, увеличивающую величину ВВП. Эту часть “теневой” экономики можно называть неформальной экономикой». [11, c. 150-154]
«Неформальная экономика. Существуют два особых сектора экономики, которые также являются неконтролируемыми и нерегламентированными, не отражаемыми, как правило, в статистическом учете. Это сектор домашней и сектор общинной экономики.
Домашняя экономика представлена сферой общественно — необходимого производительного домашнего труда, который не оплачивается и находится вне сферы товарного обмена. В домашнюю экономику включается трудовая деятельность по производству продуктов, которые заменяют товары, приобретаемые за деньги в сфере официальной экономики.
Признаками домашней экономики являются: производительный характер, отсутствие учета, официальной регламентации, непротивоправный характер, отсутствие обмена в рыночной и нерыночной формах.
Общинная экономика представлена системой производства и реализации благ и услуг, которая основана на обмене в неденежной форме. Она действует в рамках сообществ, складывающихся на базе различных форм социальных связей: родственных, соседских, дружественных отношений, близости культур, религиозных взглядов, профессии, идеологической ориентации и т.п.
Общинная экономика — это форма развития домашней экономики при выходе последней за пределы семьи. Если обмен благами в рамках различного рода общин начинает осуществляться в денежной форме, общинная экономика переходит в нелегальную.
Признаками общинной экономики являются: производительный, непротивоправный характер, обмен в неденежной форме, несоблюдение принципа эквивалентности, нерегламентированность, неучитываемый характер.
Данные сектора, возможно, не следует относить к теневой экономике. Связано это с тем, что сокрытие от учета и налогообложения в этих сферах не происходит. Обязанности официальной регистрации и уплаты налогов законодательство не предусматривает. Данная деятельность не носит, как правило, противоправного характера.
Незаконная экономика.Вместе с тем можно назвать достаточно большое число операций с финансовыми и нефинансовыми активами, которые не увеличивают ВВП, но являются по своей сути экономическими. Это — криминальные действия, не связанные с производством любых товаров и услуг, но ведущие к перераспределению национального богатства. Как правило, эти действия не являются добровольными со стороны одного из участников операции. К этой группе операций относятся воровство, грабежи, мошенничество. Эти операции не учитываются Госкомстатом России при расчете объема макроэкономических показателей, так как не влияют на величину ВВП. Но нет оснований не включать их в состав “теневой” экономики. Эту часть “теневой” экономики следует называть незаконной экономикой». [12]
«А.Нестеров и А.Вакурин дают следующее определение криминальной экономики: «…криминальная экономика — это специфический экономический уклад, способ хозяйствования, который призван обеспечивать определенную, относительно небольшую по численности группу лиц сверхдоходами, доходами от преступной деятельности, доходами от использования «прорех» в законодательстве.
Криминальная экономика включает экономические отношения, экономическую деятельность, главным отличительным признаком которой является общественная вредность (опасность).
В составе криминальной экономики могут быть выделены следующие элементы: а) незаконные экономические отношения в сфере легальной экономической деятельности (экономическая преступность); б) скрытая экономика — разрешенная законом деятельность, которая официально не показывается или приуменьшается осуществляющими ее субъектами в целях уклонения от уплаты налогов, внесения социальных взносов или от выполнения определенных законом обязательств; в) сфера нелегального бизнеса, связанного с производством, реализацией и потреблением нормальных товаров и услуг без лицензии и специального разрешения; г) сфера нелегальной (неформальной) занятости; д) сфера нелегального бизнеса, связанного с производством, реализацией и потреблением запрещенных товаров и услуг, при котором имеет место трудовой процесс, а выпускаемые товары и услуги имеют эффективный рыночный спрос; е) сферу уголовного промысла, в рамках которой криминальные доходы извлекаются на базе систематического совершения традиционных общеуголовных преступлений (профессиональная преступность); ж) сфера услуг, связанных с применением или угрозой применения насилия в экономических отношениях (заказные убийства, криминальный терроризм). Цель данного вида деятельности — силовое обеспечение функционирования криминальной экономики, подавление конкуренции и социального контроля насильственными методами, посредством совершения общеуголовных преступлений; з) сфера создания, толкования, применения, исполнения теневых (неформальных) норм, регулирующих сферу криминальной экономической деятельности; и) незаконные экономические отношения в сфере политического рынка, политической деятельности; к) незаконные экономические отношения в системе государственной и муниципальной службы в связи с осуществлением экономической деятельности, принятием и исполнением экономически значимых решений.
Применительно к неформальной экономике стоит задача “ее вывода из тени“ путем создания экономических условий, делающих более выгодным и надежным заниматься официально зарегистрированной экономической деятельностью. Применительно к незаконной деятельности необходимо, во-первых, ликвидировать экономические условия, позволяющие и стимулирующие незаконную деятельность, и, во-вторых, выявить ее правоохранительными органами и пресечь». [10, c. 328 — 360]
–PAGE_BREAK–1.3 Факторы развития теневой экономики
«Традиционно к основным факторам развития теневой экономики и криминальной экономической деятельности относят следующие: 1) чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки; 2) чрезмерная регламентация экономической деятельности; 3) значительные масштабы государственного сектора в экономике.
Относительно новым фактором является транснационализация и глобализация экономики. Этот фактор особенно заметен в странах с либеральной, либо слабоконтролируемой финансовой системой, активно вовлеченных в международные экономические отношения.
Эти детерминанты (факторы) относятся, прежде всего, к деятельности по производству и реализации нормальных не запрещенных товаров, услуг и работ. Они являются общими для государств с различными типами экономики — для стран с рыночной, переходной экономикой, а также для развивающихся стран.
Разнонаправленное влияние на масштабы теневой экономики и криминальной экономической деятельности оказывает такой фактор, как масштабы доходов и расходов государственных финансовых фондов (прежде всего бюджета).
Из числа детерминант (факторов), оказывающих влияние в российских условиях, рассматриваются следующие: 1) диспропорции развития финансово-кредитной системы и финансово-кредитной политики; 2) бартеризация экономики; 3) структурные диспропорции в экономике.
Рассмотрим основные детерминанты более подробно.
1) Чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки. Тяжесть налоговой нагрузки — данный фактор признается одним из самых значимых факторов, стимулирующих рост теневой экономики и активизацию криминальной экономической деятельности. Он оказывает воздействие в странах с любым типом рыночной экономики. Вместе с тем его действие в каждой стране отличает своими особенностями. Например, в США особое влияние оказывают высокие ставки подоходного налога. В России распространению практики сокрытия доходов способствуют высокие ставки отчислений в фонды социального страхования и высокие ставки налога на добавленную стоимость. В странах, осуществляющих политику протекционизма, особое влияние оказывают высокие ставки экспортных и импортных пошлин.
Деформация налоговой политики и тяжесть налоговой нагрузки является в России мощным фактором роста теневой экономики и ее криминализации. Это проявляется в следующем. Во-первых, структура налоговых изъятий не соответствует структуре доходов экономических агентов, налоговая нагрузка распределена неравномерно. Так, промышленность России, производя 37% ВВП, уплачивает 51% всех налогов. Вклад же банковского и торгового секторов неадекватен их реальным финансовым возможностям. Например, торговля, дающая 20% ВВП, вносит в бюджет не более 4% налогов.
Налоговая система препятствует экономическому росту и побуждает экономических агентов выбирать экстремальные, в том числе противоправные и откровенно криминальные способы улучшения своего финансового положения.
Деформирующее воздействие налоговой политики системы проявляется и в ее репрессивной направленности, чрезмерной жесткости штрафных санкций. Так, в структуре общих налоговых недоимок на пени и штрафы в отдельные годы приходилось около 2/3. Предприниматели реагируют на ситуацию массовым уклонением от уплаты налогов.
2) Чрезмерная регламентация экономической деятельности. Этот фактор проявляется в основном в следующих действиях государства: а) запрет на обращение каких — либо товаров или услуг; б) административное вмешательство в процесс ценообразования; в) чрезмерная власть бюрократии, нечеткость и слабая контролируемость критериев бюрократических решений.
Результатом является рост теневой экономики и криминальной экономической деятельности. Это проявляется в образовании различных видов нелегальных рынков — труда, товарных, финансовых, валютных, с помощью которых обходятся законодательные и договорные ограничения. В частности, изыскиваются возможности игнорировать или, по крайней мере, обходить трудовое законодательство, которое устанавливает минимальные ставки заработной платы, предельную продолжительность сверхурочных работ, условия использования труда подростков, пенсионеров, женщин, иностранных рабочих.
В сфере сбыта стремятся нейтрализовать меры по контролю над ценами, нормированию продуктов, ведению обязательных поставок государству, установлению импортных квот или запретов на экспорт.
На финансовом рынке ведутся поиски путей обхода мер по ограничению норм ссудного процента и ужесточения контроля над кредитными операциями. При установлении государством экономически необоснованных валютных курсов и введения контроля над вывозом капитала есть стремление найти решения, позволяющие действовать вопреки регламентации, в частности, путем завышения стоимости товаров при их импорте и занижения — при экспорте.
Административное вмешательство в процесс ценообразования проявляется в форме принудительное установление государством максимальной или минимальной цены на товары и услуги. В России влияние этого фактора проявляется в различных формах.
3) Масштабы государственного сектора в экономике, его доля в совокупном капитале. Значительные масштабы государственного сектора в экономике порождает отношения, связанные с распределением бюджетных ресурсов в форме прямых и косвенных дотаций, субсидий, субвенций, льготных кредитов среди государственных предприятий. Это является питательной основой для формирования сектора неформальных, и часто криминальных отношений, связанных с распределением ресурсов. На основе безвозмездного или льготного распределения бюджетных ресурсов формируются контролируемые предпринимательские структуры, создаваемые с целью незаконного присвоения этих ресурсов, прокручивания их (присвоения инфляционного дохода), легализации, инвестирования, перевода за рубеж.
Таким образом, эффективность деятельности государства являются важнейшим фактором, определяющим масштабы теневой и криминальной экономики.
Снижение роли государства в обеспечении функционирования экономических институтов. Ослабление государства может быть следствием отречения от власти законного правительства, отказ или неспособность его выполнять функции регулирования рынка. В качестве примера можно привести господствовавшую в начальный период реформ идеологию минимизации участия государства в экономике, целенаправленного ослабления его функций в этой сфере.
Неправовой характер экономических реформ. Формальные законы часто не являются решающими регуляторами экономической деятельности. Неспособность государства обеспечить поставку общественных благ и регулирование экономики замещает его место теневыми и криминальными институтами». [6, c. 22-25]
Глава 2. Анализ функционирования теневого сектора экономике
России
2.1 Динамика и тенденции развития теневой экономики в России
В период наиболее явного роста криминальных процессов в экономике (начиная с середины 80-х годов XX в.) этот рост происходил на фоне ослабления государственного контроля.
К 1989 г. в экономике СССР доля объема «теневой» экономики РСФСР составляла 12%,
Объемы операций в 2004 году в теневом секторе экономики на юге России в 30%, а в среднем по России — в 19%. По оценкам экспертов, процент по югу России значительно выше. Госкомстат уже не первый год оценивает теневой сектор российской экономики в 20-25% ВВП, а число занятых в «сером» секторе — в среднем 13% населения, а в сельском хозяйстве — 27%. По оценкам экспертов Высшей школы экономики, бюро экономического анализа и Всемирного банка, объемы операций в теневом секторе российской экономики доходят до 50% ВВП. В сентябре 2005 года главными проблемами юга России «коррупцию и клановость» это значит, что «местные рынки монополизированы, фактически закрыты для какой-либо деятельности извне, органы власти часто используются как инструмент недобросовестной конкуренции, прямо говоря, коррумпируются».
Ущерб от теневого обращения средств только по югу России в 2004 году составил около 50 млрд руб. В то же время финансовая помощь и дотации из федерального бюджета всем субъектам ЮФО составили около 47 млрд руб.
Для сравнения в странах ЕС обороты теневого сектора экономики оцениваются в 5-20% ВВП. Такие же показатели были характерны для теневого сектора экономики и в СССР в конце 70-х. Сейчас оценки масштабов теневого сектора экономики РФ более сопоставимы с оценками для развивающихся стран Африки и Латинской Америки. Традиционно значительную лепту в оценку теневой экономики вносили юг России и Северный Кавказ. [14, с 68 – 70]
«Функционирование хозяйственного комплекса, заложившее основы современного состояния, происходило под воздействием факторов, сформировавшихся под влиянием: а) потерь управляемости государственной собственностью; б) проведения налоговой реформы, ориентирующей механизм налогового регулирования на достижение кратковременных фискальных целей; в) общего спада производства во всех отраслях экономики; г) постоянного дефицита сырья, топлива, энергии и т. п., в ряде случаев утраты собственных оборотных средств, являющихся одной их основных причин остановки производства и сокращения выпуска продукции; д) кризиса сбыта продукции из-за широко проникновения на отечественный рынок импортных товаров и прогрессирующей потери отечественными производителями внутреннего рынка; е) усиления структурного кризиса в отраслях материального производства; ж) продолжающегося снижения инвестиционной активности, вызванного резким уменьшением бюджетных, прежде всего, централизованных, инвестиций за счет средств федерального бюджета; з) критически низкого уровня использования производственного и научно – технического потенциала; и) разрыва хозяйственных связей между предприятиями и регионами; к) сохранения высокого уровня инфляции до 1999 г.; л) сохраняющегося роста денежной эмиссии/
Эти негативные факторы были мультиплицированы криминальными процессами, что в последнее десятилетие приобрело характер устойчивой криминальной тенденции.
Криминальные тенденции в экономике России в настоящее время достигли этапа, когда отраслевые и территориальные сферы влияния, служащие базой для получения крупных доходов от теневой и связанной с ней легальной деятельности, оказались практически полностью поделены между организованными преступными группами (ОПГ).
Предметом особого влияния криминальных процессов является деятельность естественных монополий.
Основу экономики составляет топливно – энергетический комплекс, обеспечивающий 40% национального дохода и более 60% валютных поступлений. С самого начала реформ преступные формирования буквально ринулись в хозяйственно – финансовую деятельность предприятий ТЭК.
Снижение объемов добычи нефти и одновременный рост экспорта спровоцировал обострение борьбы между преступными формированиями. Возросла конкуренция между экспортерами, участились случаи взяточничества и коммерческого подкупа при принятии решений о реализации энергоносителей. По оценкам специалистов, до 70% выставленных на конкурс ценных бумаг попадает в руки заранее определенного круга лиц.
Аналогичные процессы происходят в угольной отрасли. Наиболее серьезное криминальное положение сложилось в четырех основных угледобывающих регионах России – Ростовской, Кемеровской областях, Приморском крае и Республике Коми. Анализ уголовных дел показывает, что в этих регионах большое число фирм – посредников, через которые осуществляется весь сбыт угля. В состав учредителей или руководителей этих фирм входят ближайшие родственники и члены семей руководителей угольной отрасли и шахт. На расчетных счетах таких фирм зачастую оседают денежные средства, выделяемые из федерального бюджета на поддержку угольной отрасли.
Характерными стали преступные посягательства на так называемые золотые кредиты, выделяемые государством на развитие золотодобычи. Так, по решению бывшего губернатора Магаданской области Михайлова выделенный администрацией области Минфином России целевой кредит на развитие золотодобычи в сумме 87,64 млн дол США был размещен на счетах коммерческих банков Москвы, а затем использован не по назначению. Сумма злоупотреблений составила 67 млн дол.
По мнению Л. Я. Драпкина, одним из способов косвенной оценки доли теневой экономики в производстве ВВП является экспертная оценка ежегодного размера теневых денежных средств, исчисляемого путем определения доли наличных денег (бумажные купюры и разменная монета) в денежной массе (совокупность наличных и безналичных средств). Рост доли наличных денежных средств свидетельствует о значительном ослаблении государственного контроля финансовыми потоками в стране.
Особенность и уникальность российской теневой экономики связана с такими чертами, как уход от налогов, бегство капитала за рубеж, двойная бухгалтерия, челночная и бартерная торговля, скрытая безработица, коррупция.
Теневая экономика в России неравномерно представлена в различных отраслях. Так, по оценкам российского Госкомстата, если в строительстве на теневой сектор приходится около 8% деятельности, то в торговле этот показатель превышает 63%.
Еще одной чертой новой теневой экономики в России стало широкое распространение скрытой занятости. 21 млн человек трудоспособных россиян имеют официально не учтенную вторую работу, причем около половины из них заняты в «посреднической деятельности», треть — в розничной торговле, а оставшиеся — в челночном бизнесе.
В теневой экономике России наблюдается тенденция криминализации всей цепочки движения товара и капитала. Лидером среди разных сфер экономических преступлений и одновременно центральным звеном является финансово — кредитная система. Перечень преступлений и нарушений чрезвычайно широк: хищением кредитных средств, незаконное получение и нецелевое использование льготных кредитов, перелив капиталов в теневую сферу и за рубеж, отмывание криминальных денег, взяточничество и доходы, связанные с предоставлением кредитов, выдачей наличных денег, ускорением прохождения финансовых документов и платежей.
Особую опасность представляют попытки зарубежных финансовых и коммерческих структур осуществлять в России деятельность, которую они не могут вести в своих странах. В последние годы некоторые зарубежные компании различного профиля ведут оценку возможности проведения запрещенных российским законодательством трансфертных операций, связанных с отмыванием криминальных денег, скупкой через подставные фирмы недвижимости в России и контрольных пакетов российских предприятий, а также скупкой российских банковских и фондовых структур, попавших в трудное финансовое положение.
Еще один важнейший источник получения нелегальных доходов в России – это рэкит, ведение бизнеса через подставные компании, скупка активов и ценных бумаг за наличные, конверсия наличности в драгоценные металлы или товары, выставление фиктивных счетов по внешнеторговым операциям, ввоз наличной инвалюты без предъявления в таможне и ее конверсия в пунктах обмена.
В конце 90-х годов наступил новый этап в развитии теневой экономики. Эти процессы стали переходить на качественно новый уровень. Процессы развития теневой экономики в России пришли к том, что начался переход от разрозненных экономических преступлений и отдельных противоправных деяний к попыткам использовать глобальные рыночные институты и механизм экономики страны для извлечения теневых доходов. Организованная экономическая преступность в России на рубеже веков перестает быть уголовной и становиться преобладающим образом чиновничьей и правительственной.
Вследствие изменений в процессах функционирования общества происходят изменения и в организованной преступности. Так, для организованной преступности в экономике характерны следующие тенденции:
«биополяризация», т. е. численный рост малозначимых экономических преступлений и одновременно усиление негативных качественных признаков (возрастание объема манипулируемых финансовых и материальных ресурсов, увеличение изощренности совершаемых преступлений и крупных экономических преступлений);
распространение нового характера преступных операций – из незаконного получения денег и имущества они переходя в незаконные операции с законными (а точнее «отмытыми» узаконенными) деньгами имуществом и т. п.
За годы реформ в Росси возник ряд объективных и субъективных факторов, оказывающих стимулирующее воздействие на распространение теневой экономики. Это: а) негативные структурные изменения в экономике (например, снижение доли материального производства); б) наличие явной и скрытой инфляции, достигшей значительных размеров; в) снижение занятости, явная и скрытая безработица; г) высокие налоги, часто не соответствующие реальной структуре хозяйственной деятельности организаций; д) дифференциация личных и корпоративных доходов и т. п.
Кроме того, эти процессы усиливает ряд специфических черт России. К наиболее важным специфическим чертам, содействующим распространению теневой экономики в рыночных условиях можно отнести: а) особо укоренившуюся своего рода незаконность и даже антизаконность мышления определенной части населения страны; б) практику псевдоконтроля, которая выражается в стремлении внешне контролировать все стороны экономической жизни и при этом внутренне безразлично относиться к действительности реального контроля; в) квазиинформированность большинства государственных информационных систем, отсутствие реальной заинтересованности части руководителей государственных органов в получении правдивой информации, в неспособности или нежелании критического анализа и практического использования информации; г) инерционность контрольных деятельности значительного числа работников правоохранительных органов; д) гигантскую диспропорциональность в наиболее важных экономических аспектах;
Приемы организованной преступности активно направлены не только на усиление влияния на население, но и на расширение своего финансового, коррупционного, ядрового, силового влияния на легальную и теневую экономическую деятельность. К тому же сама теневая экономика, материально подпитывающая организованную преступность, также изменилась.
Крушение прежней государственности, приведшие к нарушению традиционных связей между отдельными организациями и территориями, привело к расширению и видоизменению темповых экономических процессов. В частности, выросли такие виды экономик как неофициальная и фиктивная». [22, c. 32 — 38]
2.2 Масштабы развития теневой экономики за рубежом
«Измерение теневой экономики, оценка ее масштабов является достаточно сложной задачей. Это связано с самой ее природой — теневая экономика носит скрытый характер и возникает из-за стремления избежать измерения. Для ее измерения используются различные, преимущественно косвенные методы. Рассмотрим современное состояние и масштабы теневой экономики в различных странах.
Всего в мире в теневом секторе создается как минимум 8 трлн долларов добавленной стоимости ежегодно, не попадая в бухгалтерские отчеты предприятий и в официальную статистику как отдельных государств, так и международных организаций. Таким образом, по своим размерам глобальная теневая экономика сопоставима с экономикой США — страны, имеющей самый крупный ВВП в мире.
Во второй половине 90-х годов в развитых странах теневая экономика была эквивалентна в среднем 12% ВВП, в странах с переходной экономикой — 23%, а в развивающихся — 39% ВВП.
Постсоциалистические страны. Согласно различным исследованиям, наибольшее значение в первой половине 90-х годов теневой сектор имел в экономике Грузии (43-51% официального ВВП), Азербайджана (34-41%) и России (27-46%).
В Восточной Европе в 1990г наибольший масштаб теневая экономика приобрела в балканских странах — Македонии, Хорватии и Болгарии (около 40% ВВП). В Албании экономика практически полностью функционирует в теневой сфере. В Албании, где среднегодовой доход гражданина составляет всего 70 долларов, сегодня только по официальной статистике на 3,2 млн населения насчитывается 500 тысяч автомобилей, причем 60% из них — это «мерседесы». В то же время их было всего 5 тысяч. Основная часть автомобилей угнана из западноевропейских стран».
Прирост теневого сектора экономики 14 крупнейших стран ЕС в 2009 году составит до 0,9%. Сравнительно немного, однако «серость» в Европе вырастет впервые за последние 15 лет. Виноват в этом, конечно, экономический кризис. Растущая безработица на фоне высоких налогов вызовет рост числа нелегально занятых. Исследователи говорят, что это уже происходит: все больше европейцев подрабатывают на стройках по выходным. Плюс экономисты прогнозируют рост коррупции.
Сейчас объем теневой экономики в целом по Европе оценивается на уровне 20% ВВП. На севере дела обстоят более-менее сносно. Объем теневой экономики Великобритании эксперты оценивают в 10% от ВВП, Германии – 14%, Франции – 16%. В скандинавских странах серый сектор составляет 9–15% ВВП. Чем южнее – тем хуже. Очевидно, это как-то связано с традициями и менталитетом. Так, в Италии и Испании «серый» сектор оценивается в 25% ВВП, а в Греции – 30–35%. Самая сложная ситуация в бывших соцстранах: в целом по Восточной Европе – до 40% ВВП, а на Украине – 57%. [10, c. 390-391]
Наибольших масштабов достиг теневой сектор экономики в развивающихся странах.
Если в странах Запада в теневом секторе работают в основном небольшие фирмы, а заработки от деятельности используются как дополнительный источник дохода, в развивающихся странах ситуация иная. Мигранты из сельской местности неспособны найти работу в легальном секторе и вынуждено добывать основные средства в экономике теневой. Повсеместная коррупция и изъяны в законодательстве способствуют тому, что значительная часть хозяйственной деятельности оказывается неучтенной официальными властями.
Глава 3. Социально – экономические последствия теневой
деятельности
3. 1 Ущерб развития мировой экономике со стороны нелегального бизнеса
«Теневая экономика является сегодня составным элементом хозяйственной системы. Негативные последствия присущи всем видам и проявлением теневой экономики. Однако в ряде случаев некоторые теневые процессы оказывают также и некоторое позитивное воздействие.
Конкретные социально-экономические последствия криминальной теневой экономики крайне многообразны как многообразна и разнопланова самая эта деятельность. Рассмотрим наиболее значимые ее последствия.
Негативные последствия теневой экономической деятельности проявляются в различных социально-экономических деформациях: 1) деформация налоговой сферы; 2) деформация бюджетной сферы; 3) влияние на эффективность макроэкономической политики; 4) воздействие на кредитно-денежную сферу; 5) деформация структуры экономики; 6) влияние на экономический рост и развитие; 7) влияние на инвестиционный процесс; 8) влияние на состояние природной среды; 9) деформация структуры потребления; 10) влияние на режим конкуренции и эффективность рыночного механизма; 11) влияние на условия воспроизводства рабочей силы; 12) влияние на эффективность производства и разделение труда; 13) влияние на систему международных экономических отношений; 14) создание диспропорций в структуре экономики; 15) позитивные стороны теневой экономики.
1. Деформация налоговой сферы находит проявление во влиянии на распределение налоговой нагрузки и, как следствие, сокращении бюджетных расходов и деформация ее структуры.
Сокрытие экономической деятельности от контроля и уклонение от уплаты налогов приводит к возрастанию налогообложения доходов, получаемых законопослушными налогоплательщиками. Возрастание налоговой нагрузки стимулирует дальнейшее сокрытие доходов от налогообложения, усиливает неоправданную дифференциацию доходов и собственности.
Последствием нелегальной занятости является вытеснение из сферы общественно — полезного труда легальных работников. Общий объем производства не увеличивается, а официальная его часть становится меньше, что приводит к снижению налоговых поступлений.
Например: «Социальные внебюджетные фонды РФ недополучали 45% налогов, а бюджет недополучал примерно половину налогов», – рассказал «НИ» научный руководитель Института национальной стратегии Никита Кричевский.
продолжение
–PAGE_BREAK–2. Деформация бюджетной сферы проявляется в сокращении расходов государственного бюджета и деформация его структуры.
Сокращение доходов бюджета является причиной: а) недофинансирования государственных институтов регулирования экономики (контролирующих, правоохранительных органов), их ослабление и деградация в тот период, когда наиболее сильна потребность в обеспечении прав и законных интересов участников экономических отношений; б) недофинансирование социальных программ. Это происходит в тот период, когда уровень социальной дифференциации населения достиг критической величины и значительная часть населения живет ниже уровня бедности. Таким образом, высокая социальная цена реформ усугубляется неэффективной социальной политикой; в) неплатежей, охвативших российскую экономику. Невыполнение бюджетом своих обязательств является одной из причин обострения проблемы неплатежей, ухудшает финансовое положение предприятий реального сектора, лишая их оборотного капитала и побуждая к использованию экстремальных, а порой и противоправных стратегий выживания.
Например: Бюджет недополучит до 60% налогов в 2008 году.
3. Влияние на эффективность макроэкономической политики проявляется, прежде всего, в возрастании ошибок макроэкономического регулирования. Они связаны, как правило, с отсутствием достоверных данных о масштабах, структуре и динамике скрытой части производительной деятельности в легальном и нелегальном секторе.
Эффективность макроэкономической политики снижается, вследствие коррупции, незаконных форм лоббистской деятельности, влияющих на формирование и распределение бюджетных ресурсов.
4. Влияние на кредитно-денежную сферу проявляется в деформации структуры платежного оборота, стимулировании инфляции, деформации кредитных отношений и увеличении инвестиционных рисков, нанесении ущерба кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам, акционерам, обществу в целом.
Манипуляции с валютой могут оказывать пагубное влияние на обменные курсы и банковские системы во многих странах. Часто результатом описанного выше положения может стать инфляция. Неожиданный перевод средств может нарушить деятельность национальных финансовых институтов. Существенным инфлятогенным фактором стала криминальная экономическая деятельность в России.
Криминальная экономическая деятельность оказала негативное воздействие и на валютный рынок за счет массовой конвертации преступных доходов в иностранную валюты и вывоз ее за рубеж.
Одной из наиболее драматических страниц криминального использования финансовых учреждений является деятельность финансовых пирамид в России, когда в результате финансовых преступлений инвесторам частным был нанесен ущерб, размер которого оценивается в 20 трлн. неденоминированных рублей. Одним из результатов этих злоупотреблений явилось резкое падение доверия к кредитным учреждениям.
5. Деформация структуры экономики. Криминальная экономическая деятельность является не только следствием деформаций экономической структуры, но и ее фактором. Во-первых, криминальная экономическая деятельность, как правило, способствует возрастанию инвестиционных рисков и снижает инвестиционную активность, что снижает спрос на инвестиционные товары и стимулирует спад в отраслях инвестиционного комплекса. Во-вторых, криминальная экономическая деятельность сосредоточена преимущественно в спекулятивном финансовом и торгово-посредническом секторах экономики, стимулируя их развитие в ущерб реальному производству. В-третьих, криминальная экономическая деятельность все в значительной степени ориентирована на развитие сферы незаконных товаров и услуг, спрос на которые в странах с переходной экономикой не удовлетворен. В-четвертых, структура экономики дрейфует в сторону возрастания удельного веса топливно-энергетической и сырьевой ориентации внешнеэкономических связей. Это обусловлено массовым незаконным вывозом за рубеж стратегически важных сырьевых товаров. В-пятых, их всех колоссальных объемов доходов, извлекаемых из незаконной экономической деятельности, лишь незначительная часть расходуется на поддержание собственно преступной деятельности. Основная масса доходов инвестируется в легальную экономику. Результатом является развитие видов деятельности, используемых для облегчения осуществления криминальной деятельности (предоставление информационных, транспортных, распределительных и иных услуг), а также тех, что обеспечивают получение быстрой прибыли. В-шестых, криминализация экономики вызывает возрастание затрат на обеспечение безопасности и охраны, отвлекая экономические ресурсы от производства других благ. Издержки этой группы включаются во многих странах в издержки преступности.
6. Влияние криминальной экономики на экономический рост и развитие не является однозначно деструктивным. Воздействие является разнонаправленным. Так, сокрытие разрешенной законом хозяйственной деятельности от государственного контроля, несмотря на сокращение налоговых поступлений, в ряде случаев оказывает положительное воздействие на экономический рост. Это происходит в условиях необоснованной жесткости государственного регулирования, консервативности и неэффективности официальных институтов. Поскольку любая подпольная работа порождает легальную экономическую деятельность (путем использования доходов от нелегальной экономической деятельности на приобретение товаров и услуг, созданных легально), то ВВП увеличивается.
Кроме того, если работник занимается деятельностью, которая без него не нашла бы исполнителя, то общество не несет потерь.
В остальных случаях, сокрытие экономической деятельности негативно отражается на экономическом развитии, снижая налоговые поступления и вызывая цепь описанных выше последствий.
Особую опасность представляют организованные формы криминальной экономической деятельности для развивающихся государств. Организованная преступность подрывает усилия в области развития, поскольку скудные ресурсы приходится отвлекать от других проектов и направлять на борьбу с преступной деятельностью. Кроме того, коррупция, которая сопутствует организованной преступности, снижает «готовность населения идти на жертвы, связанные с политикой развития», и наносит ущерб принятию рациональных решений государственными органами.
7. Влияние на инвестиционный процесс. Это один из наиболее значимых результатов влияния криминальной экономической деятельности на экономическое развитие.
Сокрытие нормальной экономической деятельности от контроля, как правило, ограничивает возможности привлечения инвестиционных ресурсов со стороны, особенно иностранных. Возможна и противоположная ситуация. Так, в современной России, экономический спад в легальном секторе перекрыт подъемом в секторе теневой деятельности. Причем обеспечивается он путем сокрытия источника происхождения инвестиций. Сокрытие истинных инвесторов является методом страхования инвестиционных рисков.
Значительная часть коммерческой деятельности организованной преступности в России связана с экспортом стратегических материалов и военного оборудования. Это лишает государство ресурсов и важных источников дохода. Россия теряет капитал, необходимый для инвестиций и восстановления производства.
Вместе с тем, незаконный вывоз капитала является также следствием нестабильности и коррупции в банковском секторе, нерациональной налоговой политики, частой и порой резкой девальвации валюты, неспособности государства защитить экономические интересы.
Организованная криминальная деятельность в России подрывает также иностранные инвестиции и торговлю вследствие увеличения риска капиталовложений.
Высокий уровень риска в России способствует специфическому естественному отбору инвесторов, способных противостоять враждебной среде. В качестве таких инвесторов все чаще выступает иностранная организованная преступность, которая обладает механизмами защиты капиталовложений и готова подвергнуться риску во враждебной среде. В то же время легальные западные предприятия не приходят на рынок из-за угрозы вымогательства, а также невозможности получать прибыль легальными способами.
8. Влияние на состояние природной среды. Преступные организации могут нанести серьезный экологический вред, особенно слаборазвитым странам. Они не заботятся об окружающей среде. Деятельность организованной преступности уже привела к уменьшению численности осетровых рыб в Каспийском море вследствие браконьерской ловли с целью добычи икры и оптовым заготовкам леса без мероприятий по восстановлению.
9. Деформация структуры потребления. Деформация структуры потребления порождает деформацию отраслевой структуры экономики, стимулируя развитие секторов, обслуживающих обладателей криминальных сверхдоходов. Результатом теневой деятельности экономической деятельности является увеличение расходов узкого круга лиц на предметы роскоши в условиях, когда существует острая необходимость в более широком распределении ресурсов в рамках общества. Отрасли, обеспечивающие удовлетворение потребностей большинства населения не развиваются и приходят в упадок.
10. Влияние на режим конкуренции и эффективность рыночного механизма. Результаты влияния на режим конкуренции нелегальной экономики зависит от взаимоотношений нелегальных и легальных предприятий, от того, являются ли они конкурирующими. Предприятия конкурирующей части Нелегального сектора экономики наносят ущерб сравнительно более эффективным предприятиям легального сектора и снижают из за своей относительной неэффективности общее производство и потребление в стране. По этим же причинам деятельность нелегального сектора ведет к повышению потребительских цен и снижению качества потребления.
11. Влияние на условия воспроизводства рабочей силы. Последствия подпольной работы негативны для работников. Это связано с отсутствием гарантий, касающихся занятости, оплаты труда и социального страхования.
12. Влияние на эффективность производства и разделение труда. Сокрытие нормальной экономической деятельности деформирует систему разделения труда, повышает издержки производства. Во многих случаях работающие нелегально предпочитают работать в одиночку, несмотря на то, что могли бы получить большую выгоду при организации совместного труда. Опасность разоблачения также мешает росту предприятий и использованию преимуществ крупного производства и современной технологии. Нелегальный сектор не может пользоваться рекламой в газетах или другими легальными каналами маркетинга.
Например: «Удельный вес „серых“ зарплат вырастет с 45 до 60%.
13.Влияние на систему международных экономических отношений. Крупные незаконные суммы, проникая в мировую экономику, дестабилизируют финансово-кредитную систему, деформируют структуру платежного баланса государств, деформируют цены и негативно влияют на доходы частных фирм. Организованная преступность в силу своей природы склонна к нарушению национальных границ. В результате ее деятельности государства сохраняют суверенитет в формальном смысле этого слова, однако, если они не способы поставить под контроль ввоз оружия, людей и наркотиков на свою территорию, то суверенитет утрачивает многое из своего реального значения. Так же пресловутая утечка российских капиталов за границу: ежегодно из России вывозится за рубеж до 20 млрд. долл., по другим данным – около 60 млрд. долл.
14. Создание диспропорций в структуре экономики
.
Наиболее благоприятная среда для развития теневой экономики — сфера торговли и услуг. Именно в этой сфере не составляет особого труда проводить теневые операции.
Наше государство не имеет особых успехов на поприще борьбы со всевозможными злоупотреблениями в сфере торговли и услуг. Общеизвестно и пагубное влияние на здоровье нации распространения наркобизнеса. По экспертным расчетам, доходная часть наркобизнеса в лире составила в России – более 6-7 млрд. долл.
15.Позитивные стороны теневой экономики. Теневая экономика оказывает в ряде случаев и положительное воздействие на экономические процессы, например: а) это присуще, прежде всего, не криминализованной ее части. Например, это может относиться к позитивной экономической деятельности, скрываемой от учета и налогообложения и вносящей вклад в производство ВВП; б) возможность предотвращения банкротства частного лица или предприятия и обеспечение занятости части населения; в) этому сектору, в отличие от легального свойственна меньшая отчужденность, а сделки носят более личностный характер. Покупатель и продавец сами ищут контакты, поскольку опасность разоблачения не позволяет продавцу предложить свои услуги обычным способом. Деловые отношения, кроме того, требуют личного доверия. Работающий нелегально всегда должен быть уверен, что работодатель не сообщит контрольные сведения властям. А тот, кто платит без квитанции, вряд ли сможет обратиться в суд, если товар или качество труда окажутся не на уровне.
В заключение можно отметить, что все же большая часть исследователей считают подпольную работу в основном негативным феноменом. Нелегальная деятельность может дать некоторые преимущества практикующим ее предприятиям (увеличение прибыли), работникам (получение возможности трудиться) или потребителям (возможность получить товары и услуги по более низким ценам). Нелегальная деятельность не вносит усовершенствований в систему регулирования экономики, а лишь приводит к усилению борьбы за раздел существующих рынков. Развитие нелегального сектора наносит ущерб государственному бюджету и косвенно — другим экономическим агентам, действующим в рамках закона». [33, c. 31 — 49]
3.2 Меры борьбы с теневым сектором экономике в России и за
Рубежом
Заключение
Результаты проведенных исследований позволяют сделать следующие выводы:
1) Теневая экономика — это сфера хозяйственной жизни (производственная, коммерческая, финансовая деятельность), которая находится вне контроля государства и его регулирующих мер. В методологическом отношении различают экономический, социологический, кибернетический и правовой подходы к исследованию теневой экономики.
2) Теневая экономика обладает следующими системными свойствами: а) всеобщность; б) целостность; в) связью с внешней средой; г) структурностью; способностью к самоорганизации и непрерывному развитию; д) наличием в одном целом двух противоположных начал – конструктивного (производительный сектор) и деструктивного (криминальный сектор).
3) К числу основных преступлений теневой экономики России, относят злоупотребление властью, должностные подлоги, коррупция, преступления, совершаемые для обеспечения организованной преступности, уклонение от уплаты налогов, аферы в банковской деятельности и т. п.
4) Признаки теневой экономики: а) неконтролируемость теневой экономики государственными органами; б) незаконный характер деятельности; в) легализацию (отмывание) незаконных доходов и др.
5) Существует классификацию теневых экономических явлений по различным основаниям: 1) в зависимости от характера результата; 2) по отношению к официальной экономике; механизмы координации отдельных сфер и секторов теневой экономики.
6) Главными и наиболее типичными формами “теневой” экономической деятельности являются следующие три блока: 1) законная деятельность по производству товаров в домашних хозяйствах, не подлежащая официальному регистрированию и налогообложению; 2) законная деятельность, которая осуществляется без соответствующих лицензий. 3) нелегальная деятельность, представляющая собой незаконное получение доходов, не связанных с производством товаров и услуг.
7) Традиционно к основным факторам развития теневой экономики и криминальной экономической деятельности относят следующие: 1) чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки; 2) чрезмерная регламентация экономической деятельности; 3) значительные масштабы государственного сектора в экономике.
8) В странах с развитой рыночной экономикой отмечается постоянный рост масштабов теневого сектора. Наиболее высокой долей теневого сектора является Греция (официального ВВП). К странам с наибольшим теневым сектором относятся также Италия, Испания и Бельгия. Среднее положение занимают Ирландия, Канада, Франция и Германия. Наиболее низкие показатели доли теневого сектора имеют Австрия, США и Швейцария.
9) Особенность и уникальность российской теневой экономики связана с такими чертами, как уход от налогов, бегство капитала за рубеж, двойная бухгалтерия, челночная и бартерная торговля, скрытая безработица, коррупция.
10) Последствиями теневой экономической деятельности проявляются в различных социально-экономических деформациях: 1) деформация налоговой сферы; 2) деформация бюджетной сферы; 3) влияние на эффективность макроэкономической политики; 4) воздействие на кредитно-денежную сферу; 5) деформация структуры экономики; 6) влияние на экономический рост и развитие; 7) влияние на инвестиционный процесс; 8) влияние на состояние природной среды; 9) деформация структуры потребления; 10) влияние на режим конкуренции и эффективность рыночного механизма; 11) влияние на условия воспроизводства рабочей силы; 12) влияние на эффективность производства и разделение труда; 13) влияние на систему международных экономических отношений; 14) позитивные стороны теневой экономики.
Заключение
Результаты проведенных исследований позволяют сделать следующие выводы:
1) Теневая экономика — это сфера хозяйственной жизни (производственная, коммерческая, финансовая деятельность), которая находится вне контроля государства и его регулирующих мер. В методологическом отношении различают экономический, социологический, кибернетический и правовой подходы к исследованию теневой экономики.
2) Теневая экономика обладает следующими системными свойствами: а) всеобщность; б) целостность; в) связью с внешней средой; г) структурностью; способностью к самоорганизации и непрерывному развитию; д) наличием в одном целом двух противоположных начал – конструктивного (производительный сектор) и деструктивного (криминальный сектор).
3) К числу основных преступлений теневой экономики России, относят злоупотребление властью, должностные подлоги, коррупция, преступления, совершаемые для обеспечения организованной преступности, уклонение от уплаты налогов, аферы в банковской деятельности и т. п.
4) Признаки теневой экономики: а) неконтролируемость теневой экономики государственными органами; б) незаконный характер деятельности; в) легализацию (отмывание) незаконных доходов и др.
5) Существует классификацию теневых экономических явлений по различным основаниям: 1) в зависимости от характера результата; 2) по отношению к официальной экономике; механизмы координации отдельных сфер и секторов теневой экономики.
6) Главными и наиболее типичными формами “теневой” экономической деятельности являются следующие три блока: 1) законная деятельность по производству товаров в домашних хозяйствах, не подлежащая официальному регистрированию и налогообложению; 2) законная деятельность, которая осуществляется без соответствующих лицензий. 3) нелегальная деятельность, представляющая собой незаконное получение доходов, не связанных с производством товаров и услуг.
7) Традиционно к основным факторам развития теневой экономики и криминальной экономической деятельности относят следующие: 1) чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки; 2) чрезмерная регламентация экономической деятельности; 3) значительные масштабы государственного сектора в экономике.
8) В странах с развитой рыночной экономикой отмечается постоянный рост масштабов теневого сектора. Наиболее высокой долей теневого сектора является Греция (официального ВВП). К странам с наибольшим теневым сектором относятся также Италия, Испания и Бельгия. Среднее положение занимают Ирландия, Канада, Франция и Германия. Наиболее низкие показатели доли теневого сектора имеют Австрия, США и Швейцария.
9) Особенность и уникальность российской теневой экономики связана с такими чертами, как уход от налогов, бегство капитала за рубеж, двойная бухгалтерия, челночная и бартерная торговля, скрытая безработица, коррупция.
10) Последствиями теневой экономической деятельности проявляются в различных социально-экономических деформациях: 1) деформация налоговой сферы; 2) деформация бюджетной сферы; 3) влияние на эффективность макроэкономической политики; 4) воздействие на кредитно-денежную сферу; 5) деформация структуры экономики; 6) влияние на экономический рост и развитие; 7) влияние на инвестиционный процесс; 8) влияние на состояние природной среды; 9) деформация структуры потребления; 10) влияние на режим конкуренции и эффективность рыночного механизма; 11) влияние на условия воспроизводства рабочей силы; 12) влияние на эффективность производства и разделение труда; 13) влияние на систему международных экономических отношений; 14) позитивные стороны теневой экономики.
Список литературы
Олейник А.Н. Издержки и перспективы реформ в России: институциональный подход / Олейник А.Н… — М.: Магистр, 1997 – с. 15 — 19.
Катасонов В. Ю. Бегство капитала из России. М.: Анкил, 2002. с. 67.
Голованов Н. М. Перекислов В. Е. Фадеев В. А. Теневая экономика и легализация преступных доходов. СПб.: Питер. 2003. с. 22 -25.
Виноградов В.В. Теневая экономика // Виноградов В.В. Экономика России. — М., 2001. — с.199 -207.
Ечмаков С.М. Теневая экономика: Анализ и моделирование. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 405с.
Рывкина Р.В. Социология российских реформ: социальные последствия экономических перемен: Курс лекций для студентов, обучающихся по социологическим и экономическим спец., преподавателей социальных и экономических дисциплин. — М.: ГУ ВШЭ, 2004 – с. 85 -90.
Современная экономика: Лекционный курс: Многоуровневое учебное пособие для студентов вузов; Науч. ред. О.Ю. Мамедова. — Ростов н/Д: Феникс, 2004 – с. 351 – 365.
Латов Ю.В. Теневая экономика: Учебное пособие для вузов — М.: Норма, 2006 – с. 124 – 133.
Шестаков А. В. Теневая экономика: Учеб. пособие. М.: Дашков и К, 2000. с. 35.
Эриашвили Н.Д., Казиахмедов Г.М., Артемьев Н.В., Богомолов В.А., Старостенко В.К., Барикаев Е.Н., Логинов Е.Л., Озерова Р.П., Костыря Ю.С., Экономика и право. Теневая экономика. Учебное пособие — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- с. 328 – 360, с. 390 – 391.
Логачев В.А., Осокина Н.В., Ксургашева Л.В., Давыдова В.Н., Погорелая Т.А., Коваленко Л.В., Сидорова Т.Д. Экономическая теория. Часть 2. Макроэкономика. Учебное пособие — Кемерово: КузГТУ, 2006.- с. 150 – 154.
Болотов С.В., Проява С.М. Экономизация организованной преступности. Механизм институциональных взаимоотношений. Монография — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- с.64 – 68.
Исправников В.О. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила / Исправников В.О., Куликов В.В… — М.: Российский экономический журнал, 1997 — с. 66- 71.
Барсукова С. Неформальная экономика: понятие, структура, традиции изучения // Общество и экономика. — 2003. — № 11. — С.102-120.
Барсукова С. „Теневая“ экономика и „теневая“ политика: взаимные интересы / Светлана Барсукова, Василий Звягинцев // Свободная мысль. — 2006. — № 7-8. — С.141-154.
Барсукова С.Ю. Возможно ли в России уменьшить теневую занятость? // Вопросы статистики. — 2004. — № 7. — С.40-46.
Барсукова С.Ю. Сращивание теневой экономики и теневой политики // Мир России. — 2006. — № 3. — С.158-179.
Белкина С. Государственное регулирование сокращения теневого сектора в современной России // Деловая жизнь. — 2002. — № 5-6. — С.23-28.
Белкина С.Е. Теневая экономика в структуре хозяйственной деятельности современного российского общества // Деловая жизнь. — 2002. — № 1-2. — С.17-22.
Бокун Н. Теневая экономика: понятие, классификации, информационное обеспечение / Н.Бокун, И.Кулибаба // Вопр. статистики. — 1997. — № 7. — С.3-10.
Буров В.Ю. Теневая деятельность малых и средних предприятий // ЭКО. — 2008. — № 4. — С.67-74.
Волконский В.А. Официальная и теневая экономика в реальности и статистике / В.А.Волконский, Т.И.Корягина // Экономика и мат. методы. — 2000. — Т.36, № 4. — С.14-24.
Выскребенцев И.К. Проблемы теневой экономики // Налоговый вестн. — 1998. — № 10. — С.3-13.
Головачев В. Особенности национальной теневой экономики // Экономика и жизнь. — 2001. — № 10 — С.32.
Головнин С.Д. О классификации явлений теневой экономики // Вестн. МГУ. Сер.6. Экономика. — 1992. — №1. — С.40-46.
Григорьев Д. Теневая составляющая // Трибуна. — 2002. — №9. — С.2.
Завельский М.Г. Хозяйственное развитие и теневая экономика // Экон. наука современной России. — 2003. — № 4. — С.34-47.
Исправников В.О. „Теневая“ экономика и перспективы образования среднего класса // Обществ. науки и современность. — 1998. — № 6. — С.40-50.
Косалс Л.Я. Становление институтов теневой экономики в постсоветской России / Л.Я.Косалс, Р.В.Рывкина // Социол. исслед. — 2002. — № 4. — С.13-21.
Костюк В.Н. Краткосрочные тенденции в экономике и феномен пирамид // Общественные науки и современность. — 1999. — № 4. — С.19-28.
Красавина Л.Н. Научные подходы к оценке масштабов теневой экономики в финансово-кредитной сфере и меры по их снижению (по материалам круглого стола, проведенного в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации) / Красавина Л.Н., Валенцева Н.И. // Деньги и кредит. — 2005. — № 6. — С.62-68.
Кузнецова Т. Некоторые аспекты исследования неформальной экономики в России // Вопр. экономики. — 1997. — № 9. — С.127-134.
Масакова И.Д. Определение параметров теневой экономики // Вопр. статистики. — 1999. — № 12. — С.22-27.
Николаев И. Теневая экономика: причины, последствия, перспективы // Общество и экономика. — 1998. — № 6. — С.31-49.
Тарасов М. Усиление роли государства по ограничению теневой экономики в России // Пробл. теории и практики упр. — 2002. — № 2. — С.19-23.
Теневая экономика и ее последствия (материалы научной конференции) // Социал.- полит. журн. — 1996. — № 6. — С.3-34.
Красников А. Ф. Теневая экономика и экономическая преступность. Электронный учебник. УЦИ Омского государственного университета.