Оглавление
Введение.
Глава 1. Экономическое, финансовое и военное положение России в 1850-1856 годов.
Глава 2. Великие реформы 1857 – 1874 годов. потолок купить
Подготовка к реформированию страны.
Основные положения крестьянской реформы.
Земская и городская реформы. Появление органов самоуправления в России
Судебная реформа. Её необходимость, основные положения и значение.
Военная реформа.
Реформа финансовой системы.
Реформы в области просвещения.
Реформы в области печати.
Глава 3. Значение реформ. Развитие России в результате реформ Александра II.
Заключение
Список литературы
Введение.
Для реферата я выбрал тему «Реформы Александра II», так как в истории царствование Александра II стало одной из самых важных и переломных эпох нашего государства. Изменения коснулись как внутреннего устройства государства, так и статуса России в Европе и Азии.
Реформы Александра II и их последствия актуальны и сейчас. Первая причина этому – их значимость для исторической науки, вторая – их немаловажное значение для развития государства. Ведь если подробно изучить реформы наших предшественников, грамотно понять и проанализировать их со всех позиций, оценить их результаты, то можно избежать множества ошибок в настоящем и будущем. Начиная с 1985 года, наша страна вступила в период «перестройки», когда реформаторы нашего времени проводят в жизнь реформы, так же, как и в XIX столетии, касающиеся всех сторон жизни современной России: внешней политики, управления государством, вопроса о собственности, сельского хозяйства, армии, образования, здравоохранения. Историческая ситуация, как бы повторилась, но на более высоком уровне развития общества. Для того чтобы правильно ориентироваться в событиях дня сегодняшнего, необходимо осмыслить исторические события прошлого нашего Отечества. Поэтому мне стали интересны великие реформы Александра II.
Таким образом, цели и задачи моего реферата следующие: дать характеристику экономического, финансового и военного положения России в момент вступления Александра II на престол; выделить основную сущность реформ, какие цели они преследовали, чьи интересы выражали; что положительного и отрицательного принесли эти реформы России и какую роль играл в них их главный инициатор – Александр II.
Существует много разных мнений относительно событий в период царствования Александра II. Историки и политические деятели по-разному оценивают сущность и значение реформ, а также роль самого государя, его сторонников и противников.
В.О.Ключевский в своих «Сочинениях» (курс русской истории, часть 5) дает характеристики основным направлениям в развитии исторического процесса в России 1762-1865гг., которые он рассматривает преимущественно под углом зрения правительственной внешней и внутренней политики. В своем очерке важнейших реформ Александра II он освящает вопросы подготовки и проведения крестьянской и земской реформ.
В «Лекциях по Русской истории» знаменитого русского историка С.Ф.Платонова дается объективное и краткое изложение времени Александра II и его великих реформ, а также их последствий.
«Россия под скипетром Романовых 1613-1913» эта книга издана в Санкт-Петербурге в 1912 году к юбилею дома Романовых. Книга охватывает трехсотлетнюю историю русской монархии, начиная с правления Михаила Федоровича Романова. Книга содержит интересное описание развития государства Российского, показывает, сколько труда, забот и мысли вложили Российские венценосцы в дело служение Родине. В книге Император Александра II показан, как царь-освободитель с высокими идеалами служения Родине, умный политик, расширивший границы государства на Кавказе и в Сибири.
«Дом Романовых» Гребельский П.Х. и Мирвис А.Б. – это биографический справочник, целью которого стало систематизированное изложение родословной дома Романовых, и все события излагаются исходя из роли личности в истории.
«История России с древности до наших дней» ред. Зуева М.Н. – это краткий очерк, отражающий важнейшие вехи эволюции российской государственности с момента ее становления в Древней Руси до нашего времени, а так же причины и динамику исторических процессов.
Основываясь на этих источниках, я попробовал собрать воедино государственные реформы, проведенные императором Александром II в период его царствования. Так же я попытался оценить значение реформ Александра II в истории Российского государства.
Глава 1. Экономическое, финансовое и военное положение России в 1850 – 1856 годах.
Александр II (17.04.1818.-1.03.1881) – император всероссийский (18.02.1856 – 1.03.1881) , старший сын императора Николая Павловича и императрицы Александры Федоровны.
На престол Александр II взошел 19 февраля 1855 г. в возрасте 36 лет. Ему предстояло войти в историю под именем Освободителя
Начало царствования Александра II было продолжением того печального периода нашей финансовой истории, который начался с 1845 г. и характеризовался безостановочным увеличением дефицита бюджета, что сделало невозможным серьезное реформирование финансовой системы.
Общая сумма дефицитов за все царствование Александра II превысила миллиард рублей, причем более половины этого миллиарда приходится на 1855 и 1856 годы. Из 26 лет этого царствования только пять лет были бездефицитными. Крымская кампания обнаружила финансовую несостоятельность России, оказавшейся вынужденной, за полным отсутствием кредита, покрывать свои военные издержки выпусками бумажных денег.
Первые министры финансов при Александре II, Брок и Княжевич, не имели определенного плана действий или не понимали текущего положения вещей. Все финансовые мероприятия этого времени были крайне неудачны. Каждая новая мера, вследствие отсутствия предусмотрительности и единого плана, приводила совсем не к тем результатам, какие предполагались. Дефициты росли, все попытки борьбы с увеличением государственных расходов оказывались безуспешными. С каждым годом положение дел становилось все более безвыходным вследствие ошибочных финансовых экспериментов: искусственная поддержка в течение ряда лет вексельного курса истощила разменный фонд, понижение процента по вкладам в казенные кредитные учреждения повлекли за собой кризис и ликвидацию этих учреждений. Дорого обошлась попытка открытия размена бумажных денег в 1862 – 63 годах и прочее.
В дореформенное время каждое ведомство было государством в государстве, имея свой отдельный бюджет не только по расходу, но и по доходам. Каждое министерство имело в исключительном своем заведовании особые источники дохода не всегда входившие в общую роспись. Государственная роспись не считалась обязательной к исполнению: каждое ведомство пользовалось широкими правами на испрашивание дополнительных ассигнований, могло по своему усмотрению передвигать кредиты из одного сметного назначения в другое, накоплять остатки и т. п. Государственная отчетность была весьма несовершенна, сколько-нибудь серьезный контроль совсем отсутствовал.
Еще хуже было положение в экономике:
· Помещичье хозяйство, основанное на внеэкономическом принуждении крестьян к труду, переживало кризисное состояние, эффективность хозяйств снижалась, остро стоял вопрос о переходе от натурального к рыночному хозяйству.
· Развитие промышленности входило в противоречие с феодальными отношениями в сельском хозяйстве. Для промышленности явно не хватало рынка сбыта своих товаров вследствие низкой покупательской способности подавляющей части населения – крестьян.
· Промышленность испытывала острую нехватку свободной рабочей силы, поскольку крепостные крестьяне, составляющие большую часть населения, не обладали правом на свободное перемещение из деревни в город, на промышленные предприятия.
· Экономика и финансы страны были расстроены, отставание от ведущих капиталистических государств Европы стало таким, что России грозила опасность навсегда оказаться вне путей мировой цивилизации.
Крымская война (1853-1856 гг.), где России приходилось иметь дело с соединенными силами почти всех главных европейских держав, принимала неблагоприятный оборот. Неприятельский флот действовал против России на всех морях. Несмотря на свое миролюбие, которое было известно и в Европе, Александр II выразил твердую решимость продолжать борьбу и добиться почетного мира.
Переговоры начались через посредничество венского двора. В Париже 18 марта 1856 г. представителями семи держав: России, Франции, Австрии, Англии, Пруссии, Сардинии и Турции был заключён мирный договор.
Для России главными условиями этого договора были следующие:
· статья XI: Черное море объявлялось нейтральным, причем открытым для торгового мореплавания и закрытым для военных судов, как прибрежных, так и всех прочих держав.
· статья XIII: Вследствие объявления Черного моря нейтральным Россия и Турция обязуются не заводить и не оставлять на его берегах никакого военно-морского арсенала;
· статья XIV: России разрешалось содержать лишь несколько легких судов.
По совокупности всех статей трактата Россия потеряла часть Бесарабии, вынуждена была уступить Турции Карс, а Молдавскому княжеству – важное в стратегическом отношении устье Дуная, а также лишилась права иметь военный флот на Черном море. Таким образом, стала очевидной уязвимость Черноморского побережья в случае каких-либо непредвиденных осложнений.
Страна болезненно переживала поражение в Крымской войне, которое явилось результатом военного и технического отставания от передовых стран мира.
В стране фиксировалось все большее количество крестьянских антифеодальных выступлений, что так же не могло не волновать.
Для сравнения приведем данные о количестве крестьянских волнений:
Количество крестьянских восстаний
Взволнованное общественное мнение требовало перемен. Следует отдать должное новому императору – он воспринял эти тревоги, осознал нависшую над страной опасность. Вопреки своим консервативным убеждениям Александр стал на путь осуществления кардинальных реформ, отказавшись от принципов политики своего отца.
19 марта 1856 года в манифесте Александр II сказал свою знаменитую фразу, которая стала лозунгом для России на долгие годы: “Да утверждается и совершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности .” 1 . В этих словах прозвучало как бы обещание внутреннего обновления страны, необходимость которого чувствовалась одинаково, как правительством, так и обществом.
1 С.Ф.Платонов, Лекции по Русской Истории, Стройлеспечать, 1993, стр.692.
Глава 2. Великие реформы 1857 – 1874 годов.
Подготовка к реформированию страны.
В силу сложившейся исторической ситуации Александр II оказался как бы реформатором поневоле. Возможно, отсюда проистекал его важнейший политический принцип, которым он руководствовался в своей преобразовательской деятельности: реформы не должны привести к дестабилизации общества, а достигаемый, в результате их проведения, прогресс – наносить ущерб каким-либо слоям.
В стране существовала серьезная консервативная оппозиция преобразованиям в среде дворян и помещиков. В этой ситуации Александру II ничего другого не оставалось, как опереться на силу, которая могла бы оказать на них давление. Такой силой могло быть только не существовавшее ранее в России общественное мнение. Александру II вводит либеральные изменения в цензуре, а именно – предоставлена возможность для вежливой, благонамеренной и весьма почтительной в выражениях дискуссии; была разрешена даже легкая и учтивая критика действий чиновников.
30 марта 1856 года, выступая перед московским губернским и уездными предводителями дворянства, Александр II произнес: «…существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным. Гораздо лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу…» 1 . Именно этот день принято считать днем начала Великих Реформ.
В августе 1856 года в Москву на коронацию императора собрались губернские и уездные предводители дворянства и помещики, во время которой доверенному лицу министра внутренних дел Левшину было поручено узнать их отношение к вопросу «об улучшении участи крепостных крестьян». Левшин, с печалью, донес, что дворянство не поддается, и только некоторое понимание было выражено со стороны литовского дворянства. Поэтому Виленскому генерал-губернатору Назимову было поручено так настроить литовских дворян, чтобы они сами обратились к правительству с заявлением желания улучшить положение своих крестьян.
1 В.О.Ключевский, Сочинения, Социально-экономическая литература, 1958, стр. 371.
В 1856 г. был учрежден, а 3 января 1857 г. имел свое первое заседание особый секретный комитет под непосредственным ведением и председательством самого императора из лиц особо доверенных, задачей которого должно было быть рассмотрение постановлений и предположений о крепостном праве. В состав этого комитета входили: князь Орлов, граф Ланской, граф Блудов, министр финансов Брок, граф В.Ф. Адлерберг, князь В.А. Долгоруков, министр государственных имуществ М.Н. Муравьев, Чевкин, князь П.П. Гагарин, барон М.А. Корф и Я.И. Ростовцев.
Вернувшись в Петербург, Назимов доложил, что дворянство желает освобождения крестьян без земли. В ответ, 20 ноября 1857 года, Александр II подписал рескрипт на имя Назимова, где значилось:
« … государь с удовольствием принял выраженное Назимовым желание литовских дворян улучшить положение крепостных, поэтому позволяет местному дворянству образовать комитет из своей среды для выработки положения, которым осуществилось бы это доброе намерение. Рескрипт указывал на три основы:
· Крестьяне покупают у помещиков свою усадебную оседлость;
· Крестьяне обязаны продолжать уплачивать государственные и земские подати;
· Крестьяне, получив землю, устраиваются в сельские общества» 1.
С большим удивлением встретили местные дворяне рескрипт, с трудом понимая, чем они подали повод.
Решено было обращенное к литовскому дворянству приглашение заняться устройством положения крестьян сообщить к сведению дворянства остальных губерний на случай, не пожелают ли они того же, что пожелало литовское дворянство.
Вспомнили, что некоторое время назад Петербургские дворяне выразили желание точнее определить положение крестьянских повинностей в пользу землевладельцев. На это был выпущен новый рескрипт от 5 декабря 1857 года: «Так как Петербургское дворянство выразило желание заняться улучшением положения крестьян, то ему разрешается устройство комитета и т.д.» 2.
1 В.О.Ключевский, Сочинения, Социально-экономическая литература, 1958, стр. 291.
2 В.О.Ключевский, Сочинения, Социально-экономическая литература, 1958, стр. 292.
Рескрипты были разосланы по всем губерниям, с тем, чтобы эти акты были приняты к сведению.
В результате к середине июля 1858 года во всех Губерниях были отрыты губернские комитеты.
А 8 января 1858 г. секретный комитет был преобразован в главный комитет по крестьянскому делу, в состав которого вошел еще граф Панин, министр юстиции, а в марте того же года образован был в министерстве внутренних дел под названием земского отдела центрального статистического комитета, который играл важную роль во всем этом деле.
В главный комитет поступали проекты, составленные губернскими комитетами. Для работы с поступающими проектами при комитете были образованы две редакционные комиссии. Одна из них должна была выработать общие положения об освобождении крестьян. Другая – местные положения для разных частей России. Председателем редакционной комиссии был назначен начальник военно-учебных заведений Ростовцев. К осени 1859 года редакционные комиссии обработали проекты по 21 губернии. В проектах предлагалось три способа решения:
· Против всякого освобождения; частично улучшить положение крестьян (Московский губернский комитет);
· Освобождение крестьян без земли (Петербургский губернский комитет);
· Освобождение крестьян с землей (Тверской губернский комитет).
К осени 1860 года, редакционные комиссии составили полный проект положений об освобождении и устройстве крестьян и передали его в главный комитет. В январе 1861 года проект был рассмотрен, утвержден и передан на рассмотрение Государственному Совету. Открывая первое заседание совета 28 января 1861 года государь сказал: «Мы не желали, давая личную свободу крестьянам, сделать из крестьян людей бездомных…»1. В феврале Положение было одобрено Государственным Советом.
1 Россия под скипетром Романовых, Интербук, 1990, стр.187.
Основные положения крестьянской реформы.
19 февраля 1861 г. последовал манифест, составляющий славу царя-освободителя – манифест об освобождении 22-миллионного крестьянского населения от крепостной зависимости. «В продолжение столетий, предшествовавших 19 февраля 1861 года, у нас не было более важного акта; пройдут века, и не будет акта столь важного, который бы до такой степени определил собою направление самых разнообразных сфер нашей жизни» 1.
По Манифесту крестьянин получал полную личную свободу. Это особенно важный момент в крестьянской реформе, на который нужно обратить внимание. Веками крестьяне боролись за свою свободу. Если раньше помещик мог отнять у крепостного все его имущество, насильно женить, продать, разлучить с семьей и просто убить, то с выходом этого Манифеста крестьянин получал возможность решать где и как ему жить, он мог жениться, не спрашивая на то согласия помещика, мог самостоятельно заключать сделки, открывать предприятия, переходить в другие сословия. Все это предоставляло возможность развития крестьянского предпринимательства, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а в целом давало сильный толчок развитию капитализма в пореформенной России.
По “Положениям” было введено крестьянское самоуправление, т.е. сельские и волостные сходы во главе с сельскими старостами и волостными старшинами. Крестьянам предоставлялось право самим распределять землю, раскладывать повинности, определять очередность отбывания рекрутской повинности, принимать в общину и увольнять из нее. Также вводился волостной крестьянский суд по маловажным преступлениям и имущественным искам.
Свобода крестьянина приобретала для него реальность лишь в том случае, если он получал землю. После длительных обсуждений при подготовке проекта страх перед ростом социальных конфликтов вынудил реформаторов решить этот вопрос положительно. Однако сделано это было таким образом, чтобы интересы помещика были затронуты в минимальной степени:
1 В.О.Ключевский, Сочинения, Социально-экономическая литература, 1958, стр. 292.
· была объявлена обязательность для помещика наделить бывших его крестьян, кроме усадебной земли, пахотной и сенокосной в определенных в положении размерах.
· крестьянин был обязан принять выдаваемый ему надел и держать в своем пользовании, за установленные в пользу помещика повинности, отведенную им мирскую землю в течение первых девяти лет (по 19 февраля 1870 г.). По прошествии же девяти лет отдельным членам общины было предоставлено право как выхода из нее, так и отказа от пользования полевыми землями и угодьями, если выкупят свою усадьбу.
· размер наделов, передаваемых крестьянам, был уменьшен по сравнению с теми, которыми они пользовались в дореформенный период. Величина “отрезков” по России в целом составила около 20%.
· эта земля еще должна была быть выкуплена. Правда, 80% выкупной суммы вносило государство, однако делало оно это отнюдь не безвозмездно, а давало крестьянам в ссуду. Государство выступало здесь в роли ростовщика: крестьяне должны были выплачивать 49 лет по 6 процентов от предоставленной им ссуды ежегодно. Правительство нашло способ заставить помещика не изымать причитающиеся ему за землю деньги из Государственного банка. Ведь именно государство, помогая крестьянину, расплачивалось за землю с помещиком. За выкуп, который тот оставлял у государства, оно обязалось выплачивать ему ежегодно столько же денег, сколько он получал с крестьянина еще до реформы в виде ежегодного оброка за пользование помещичьей землей. Исходя из этой суммы, выплачивался размер выкупа за землю.
Таким образом, государство за счет крестьян расплачивалось с помещиками и получало к тому же немалый доход, так как за полвека крестьянам пришлось бы внести в банк три предоставленные им ссуды, а все проценты сверх того, что отдавалось помещику, государство забирало себе.
Тем самым, государство добивалось решения сразу нескольких задач: обеспечивало помещиков необходимыми для перестройки хозяйства на новый лад крупными денежными суммами или рабочими руками, в случае отказа от такой перестройки – нехватка земли должна была заставить крестьян брать ее в аренду у помещика за отработки, проводило выгодную ростовщическую операцию и, наконец, снимало конфликт между крестьянами и помещиками по поводу выкупа. Впрочем, переход на выкуп не являлся обязательным, и до того момента, когда принималось решение о проведении выкупной операции крестьяне считались временнообязанными. Только в 1881 г. выкуп стал обязателен.
Отмена крепостного права и освобождение крепостных крестьян стали наиболее яркими достижениями крестьянской реформы. Однако эта реформа привела к катастрофическому обезземеливанию русских крестьян. В результате крестьянское землепользование (т.е. площадь обрабатываемой крестьянами земли) в 27 из 36 губерний сократилось в среднем на 20 процентов.
Приоритет в решении именно государственных задач в ходе реформы был совершенно очевиден. Только государство получило от реформы безусловную и неоспоримую выгоду. Оно стало более сильным, получив колоссальный резерв дешевой рабочей силы из обнищавших крестьян, а значит и возможность быстрого промышленного развития, мощную армию, а впоследствии и стабильные финансы.
Земская и городская реформы.
Появление органов самоуправления в России.
Освобождение от крепостной зависимости совершенно меняло уклад жизни на местах (земствах). Необходимы были учреждения, которые занимались решением хозяйственных вопросов, таких, как здравоохранение, образование, строительство и так далее. Государственная казна была истощена, и правительство не могло своими силами поднять земское хозяйство.
После крестьянского «Положения» в ряду административных реформ одно из важнейших мест занимает, без всякого сомнения, «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое было издано 1 января 1864 года.
Согласно положению вводились бессословные выборные органы местного самоуправления – земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Выборы в земские распорядительные органы – собрания гласных (депутатов) – проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия (землевладельческая) состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости, стоимостью от 15 000 рублей. Вторая курия (городская) объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 000 рублей и владельцев недвижимости не менее чем на 2 000 рублей. Выборы же по третьей курии (сельских крестьянских обществ) были многостепенными. Земские собрания избирали исполнительные органы – земские управы – в составе председателя и нескольких членов.
Земства были лишены каких-либо политических функций, их деятельность ограничивалась, в основном, решением местных вопросов. Они несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за содержание больниц, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь, за агрономическую помощь и многое другое.
Все это требовало больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой земским корпорациям. Деятельность земских учреждений была подчинена надзору губернаторов и Министерства внутренних дел.
В конце 70-х годов земства были введены в 33 из 59 российских губерний.
Земства сыграли большую положительную роль в поднятии местного хозяйства, в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. После их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц. С появлением земств появилась сельская интеллигенция – врачи, учителя, агрономы, статисты, многие из которых показали высокие образцы служения народу.
Подготовка к городской реформе началась в 1861 году. Проект, представленный в 1864 г. долго обсуждался. Правительство опасалось превращения городских дум в политическую трибуну.
Городская дума (распорядительный орган) избирала свой постоянно действующий исполнительный орган – городскую управу, состоявшую из городского головы (так же избираемого на четыре года) и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской управы. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников.
Право избирать и быть избранным в городскую думу имели право только жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков). В первое избирательное собрание входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую – более мелкие, уплачивающие другую треть налогов, в третью – все остальные. В наиболее крупных городах число гласных (избранных) составляло в среднем 5,6% жителей. Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении.
Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство больниц, школ, попечение о развитии торговли, противопожарные меры, городское налогообложение). Городские думы находились под контролем правительственных чиновников. Городской голова, избранный думой, утверждался губернатором или министром внутренних дел. Они же могли приостанавливать решения городской думы. В 1892 г. самоуправление было введено в 621 городе из 707.
Судебная реформа.
Её необходимость, основные положения и значение.
В числе реформ одно из первенствующих мест, несомненно, принадлежит судебной реформе. Судебная часть имела крупные недостатки – суд был негласный, дела вершились путем переписки, расследование производилось не всегда умело, а иногда и не беспристрастно. Дела тянулись долго и судебная волокита была большой тягостью для населения.
В 1861 году Александр II учредил при Государственной канцелярии особое совещание для разработки главных начал преобразования судебной части. Этому совещанию было велено ознакомиться с устройством судебного дела в других государствах и дать предложения по улучшению Российской судебной части. Осенью 1862 года были обнародованы главнейшие начала предпринимаемого преобразования суда, а 20 ноября 1864 года Александр II утвердил новые «Судебные уставы» не уступающие по своим достоинствам законам, действующим в развитых европейских государствах.
Сущность судебной реформы сводится к следующему:
· страна разделяется на 108 судебных округов.
· суд делается независимым, устным и гласным;
· власть судебная отделяется от обвинительной и принадлежит судам без всякого участия административной власти;
· основной формой судопроизводства является процесс состязательный;
· присяжные заседатели, участвующие в судебном процессе устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого, меру наказания же определяли сами судьи. Решения, принятые судом с участием присяжных заседателей считались окончательными, в противном случае – могли быть обжалованы в судебной палате. Решения окружных судов, в которых принимали участие присяжные заседатели, могли быть обжалованы лишь в том случае, если было совершено нарушение законного порядка судопроизводства.
· дело по существу может разбираться не более как в двух инстанциях. Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 рублей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду. Общий же суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные (с участием присяжных заседателей) дела. Судебные палаты рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел. Сенат был высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, поданные на кассацию.
· по делам о преступлениях, влекущих за собой наказания, соединенные с лишениями всех или некоторых прав и преимуществ состояния, определение виновности предоставляется присяжным заседателям, избираемым из местных обывателей всех сословий;
· устраняется канцелярская тайна;
· и для ходатайства по делам, и для защиты подсудимых имеются при судах присяжные поверенные, которые находятся под наблюдением особых советов, составляемых из той же корпорации.
· председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные, их помощники и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи – Сенатом. После этого они не могли быть уволены или устранены от должности на какое-то время, а лишь в случае совершения какого-либо уголовного преступления, но и тогда решение об из отстранении от должности выносил суд. Таким образом закон вводил важный принцип несменяемости судей.
Судебные уставы распространялись на 44 губернии и вводились в них в течение тридцати с лишним лет.
В 1863 году был принят закон, отменивший телесные наказания шпицрутенами, плетьми, кнутами и клеймами по приговорам судов гражданских и военных. От телесных наказаний полностью освобождались женщины. Но сохранялись розги для крестьян (по приговорам волостных судов), для ссыльных, каторжных и штрафных солдат.
Эта глубоко продуманная реформа имела сильное и непосредственное влияние на весь строй государственной и общественной жизни. Она внесла в нее совершенно новые, давно ожидавшиеся принципы – полное отделение судебной власти от административной и обвинительной, публичность и гласность суда, независимость судей, адвокатура и состязательный порядок судопроизводства.
Военная реформа.
Военное управление также подверглось преобразованиям.
Уже в начале царствования Александра II были уничтожены военные поселения и были отменены унизительные телесные наказания.
Обращено было особое внимание на поднятие уровня общего образования офицеров армии посредством реформ военных учебных заведений. Были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий.
В 1861-1874 годах была проведена серия военных реформ. В 1874 году был издан устав о всеобщей воинской повинности, который в корне изменил порядок пополнения войск. При Петре Великом все сословия привлекались к военной службе. По законам ХVIII века дворянство постепенно было освобождено от воинской повинности, и рекрутчина стала участью не просто низших слоев населения, но беднейших из них, так как те, кто побогаче могли откупиться, наняв за себя рекрута. Такая форма воинской повинности легла тяжким бременем на плечи бедных слоев населения, потому что срок службы в то время был 25 лет, то есть кормильцы, уходя из дома, покидали его практически на всю жизнь, крестьянские хозяйства разорялись со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В январе 1874 года была провозглашена всесословная воинская повинность. В Высочайшем манифесте по этому поводу говорилось: «Защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного….». По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников). Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также, если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте – 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу – до 3-х лет, гимназию – до полутора лет, а имевших высшее образование – до полугода.
Таким образом, результатом реформы стало создание небольшой армии мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны.
Подверглась коренным изменениям система военного управления, чтобы усилить управление по местам расположения войск. Результатом этого пересмотра явилось утвержденное 6 августа 1864 г. «Положение о военно-окружных управлениях». На основании этого «Положения» устроено первоначально девять военных округов, а затем (6 августа 1865 г.) еще четыре. В каждом округе поставлен, назначаемый по непосредственному высочайшему усмотрению, главный начальник, носящий название командующего войсками военного округа. Эта должность может быть возложена и на местного генерал-губернатора. В некоторых округах назначается еще помощник командующего войсками.
К концу XIX века численность русской армии составляла (на 130 миллионов населения): офицеров, врачей и чиновников – 47 тысяч, нижних чинов – 1 миллион 100 тысяч. Затем эти цифры сокращались и достигли 742 000 человек, причем военный потенциал армии сохранялся.
В 60-е годы по настоянию военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 году появились железнодорожные войска. В течение 70-х годов в основном завершилось техническое перевооружение армии.
Забота о защитниках Родины проявлялась во всем, даже в мелочах. Допустим, более ста лет (до 80-х годов XIX века) сапоги шились без различия правой и левой ноги. Считалось, что при боевой тревоге солдату некогда думать, какой сапог надевать, на какую ногу.
Особое отношение было к пленным. Военнослужащие, взятые в плен и не бывшие на службе у противника, по возвращении домой получали от государства жалование за все время нахождения в плену. Пленный считался лицом пострадавшим. Отличившихся в боях ждали воинские награды. Ордена России ценились особенно высоко. Они давали такие привилегии, что даже меняли положение человека в обществе.
Реформа финансовой системы.
Состояние российских финансов во второй половине 50-х годов было плачевным. В 1856 году расходы государства превышали доходы на 307 млн. рублей, ценность денежных знаков снизилась до 50 процентов, а половину своего дохода государство получало от продажи водки. «Теперь меня крайне озабочивает положение наших финансов, – писал в марте 1857 года Александр своему брату великому князю Константину Николаевичу, – оно таково, что нам надобно всеми средствами из него выйти».
На исходе 1858 и в начале 1859 гг. обнаружились уже все признаки банковского кризиса, выдвигавшие на очередь вопрос о коренном переустройстве действующей тогда банковской системы. Происходило катастрофическое уменьшение наличности в государственных кредитных учреждениях – со 150 млн. до 13 млн. рублей. Это могло полностью парализовать финансовую систему империи. Кризис банков был следствием порочной финансовой политики предыдущих правительств, создавших благоприятны условия для непроизводительных затрат помещиков: банки ссужали последних деньгами под залог «крепостных душ». В 1858 году помещики, почувствовав неладное, бросились изымать свои денежные средства из банков, чем значительно подорвали их кредитоспособность. Правительство срочно приняло меры: выдачу денежных ссуд помещикам приостановили, а для того, чтобы вернуть уже изъятые из банков деньги, стали продавать помещикам специально выпущенные ценные бумаги, которые обеспечивали 5 процентов годового дохода в течении 40 последующих лет. Банковский кризис удалось ослабить.
Реформа банковской системы, изменение принципов финансовой политики связаны с именами М.Х. Рейтерна – министра финансов, Е.И. Ламанского, В.А. Татаринова – государственного финансового контролера и Н.А. Милютина, вошедшего в комиссию по банковской реформе. В проведении нового финансового курса все они руководствовались здравым смыслом и точным расчетом. Главная особенность этого курса – активное вмешательство государства в экономику страны. Были уменьшены некоторые государственные расходы, созданы специальные акционерные общества, субсидировавшие строительство железных дорог и облегчившие финансовые обязательства государства.
В 1859 г. были учреждены две комиссии: одна при государственном контроле – для составления правил о порядке счетоводства, отчетности и ревизии, другая, при Министерстве финансов – для пересмотра податей и сборов.
Трудами первой комиссии, душой которой был В.А. Татаринов, была осуществлена коренная реформа в формальном строе нашего государственного хозяйства.
· 22 мая 1862 г. были утверждены правила о составлении, утверждении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений;
· в 1863 г. были изданы так называемые кассовые правила, то есть правила о порядке поступления государственных доходов, а так же правила счетоводства, введенные в действие повсеместно с 1866 г. Сметные кассовые правила создали единство бюджета, направление кредитов на их прямое назначение (специальность кредита), а неизрасходованных остатков – в общие государственные средства, ограничение сверхсметных кредитов и систему единства кассы.
· Установлен новый порядок отчетности и ревизии на основании документов, оправдывающих каждую статью расхода;
· открыты новые местные учреждения государственного контроля – контрольные палаты (в 1864 г.) по которой общими приходо-расходчиками всех казенных управлений сделались кассы министерства финансов.
· принцип публичности государственных росписей (с 1862 г.) и отчетов государственного контроля (с 1866 г.).
Опубликование государственной росписи впервые сняло многовековую завесу, скрывавшую от общества действительное состояние наших финансов.
Целью работы второй комиссии ставилось: облегчение податной тяжести для низших, беднейших классов населения, выносивших на себе почти весь государственный бюджет, а средствами – отмена подушных податей, соляного налога и откупов, преобразование паспортной системы, привлечение к обложению высших, неподатных классов.
Несмотря на постоянные финансовые затруднения, задерживавшие всякое непосредственное уменьшение государственного дохода, в царствование Александра II была осуществлена часть этой программы, отчасти по указаниям податной комиссии.
· С 1 января 1863 г. была прекращена и заменена питейным акцизом отдача на откуп питейного сбора.
· В том же году, в видах улучшения быта многочисленного и наименее обеспеченного городского сословия, была отменена подушная подать с мещан, взамен которой был введен налог на недвижимые имущества в городах.
· В 1880 г., под влиянием общественного мнения, отменен один из самых тягостных для населения налогов – налог на соль.
· Изданы новые уставы: о сборах за право торговли и промыслов, о гербовом сборе, об акцизе на сахар.
· Изменен таможенный тариф.
· Присоединен к общим государственным доходам государственный земский сбор, из чего возник особый государственный поземельный налог.
· Установлен сбор со страхования, с пассажирских билетов и грузов большой скорости и т. д.
Уже в 1860 г. в ходе подготовки крестьянской реформы вместо прежних кредитных учреждений был создан Государственный банк, фонды которого формировались в основном из казенных вкладов. Частные вклады и депозиты промышленности концентрировались в акционерных банках, активное создание которых наблюдалось в 60-е – начале 70-х годов. В 1875-1880 годах большинство акционерных банков лопнуло.
В 1863 и 1865 годах правительство приняло законы, которые давали право на торговлю и другие промыслы лицам всех сословий без различия пола как российским подданным, так и иностранцам.
Новое торгово-промышленное законодательство дало толчок бурному развитию хозяйственной деятельности в стране.
Реформы в области просвещения.
Народное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.
Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города).
19 ноября 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении всем сословиям. Целью общего образования стало приспособление к практическим потребностям и приобретение технических познаний. Но из-за высокой оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей.
Обращено было внимание и на женское образование. До времени императора Александра II для девиц существовали только институты и частные пансионы; в них получали образование почти исключительно дворянки. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе. Параллельно с ними в духовном ведомстве, для дочерей лиц духовного сана, стали открываться епархиальные училища с соответствующим курсом. Встал вопрос о высшем образовании для женщин. Первую попытку в этом направлении сделал начальник петербургских женских гимназий Н.А.Вышнеградский, основав в 1863 году педагогические женские курсы для подготовки преподавателей. В 1878 году при содействии профессора К.Н.Бестужева-Рюмина открываются в Петербурге Высшие женские курсы. По примеру Петербурга и в других городах стали возникать Высшие женские курсы.
В отношении начального или народного образования, кроме старого типа церковноприходских школ, был создан новый тип светской начальной школы, перешедшей на попечение земств. К концу царствования Александра II народные школы считались уже десятками тысяч и составляли одну из самых важных забот земств. Для приготовления учителей в начальные школы Министерство народного просвещения и земства устраивали учительские семинары.
Таким образом, в царствование императора Александра II дело начального, женского и университетского образования было широко поставлено.
Реформы в области печати.
Глубокое и благотворное влияние на развитие общественного самосознания оказала также и реформа печати.
В 1857 году правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре цензурного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати проблемы общественной жизни и деятельность правительства резко возросло количество периодических изданий (1860 год – 230) и наименований книг (1860 год – 2058).
Уже в 1862 г. главное управление цензуры было закрыто и часть его обязанностей возложено на Министерство внутренних дел, а другая – непосредственно на министра народного просвещения.
6 апреля 1865 г. были утверждены «Временные правила о печати», которые освобождали от предварительной цензуры оригинальные сочинения объемом не менее десяти, а переводные – не менее двадцати листов и некоторые периодические издания по усмотрению министра внутренних дел. По этим правилам, предварительную цензуру для периодики заменили карающей, то есть налагающей санкции на издание после публикации тех или иных предосудительных – с точки зрения правительственной политики – материалов. Для периодических изданий дополнительно требовалось внесение крупного денежного залога. От цензуры освобождались официальные и научные издания.
Такое положение дел создавало благоприятные условия для формирования общественного мнения. Печать отзывалась на каждое правительственное начинание, обсуждала все реформы, оценивала их последствия, приветствовала созданный реформами новый общественный строй, основанный на демократическом бессословном начале. «Временные правила о печати» действовали, практически без изменений, в течение 40 лет.
Глава 3. Значение реформ. Развитие России в результате реформ Александра II.
Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы – освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по нынешний день.
Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны.
Общие финансовые результаты 26-летнего царствования Александра II сводятся к следующему:
· Государственные доходы, составлявшие в 1855 г. 264 миллиона рублей, возросли до 651 миллиона рублей в 1880 г., т. е. увеличились почти в 2 1/2 раза, опираясь на получившее значительное развитие народное хозяйство;
· Расходы государства увеличились почти в той же мере, причем возрастание расходов на армию и флот шло несколько медленнее общего роста доходов;
· издержки министерства двора и путей сообщения остались без изменения,
· наибольшее увеличение произошло в бюджетах министерств: народного просвещения (почти в 6 раз), внутренних дел (в 4,5 раза), юстиции (почти в 5 раз) и государственных имуществ (в 5,5 раза).
Таким образом, наибольшее развитие получили преимущественно культурные потребности. Податная система, в общем, сохранила свой прежний характер, но в ней уже начал проводиться принцип равенства всех перед налогом, с привлечением к обложению налогом прежних неподатных классов.
Несмотря на грабительский, для крестьян, характер реформы 1861 года, ее значение для дальнейшего развития страны было очень велико. Эта реформа явилась переломным моментом при переходе из феодализма в капитализм. Освобождение крестьян способствовало интенсивному росту рабочей силы, а предоставление им некоторых гражданских прав способствовало развитию предпринимательства. Помещикам же реформа обеспечивала постепенный переход от феодальных форм хозяйства к капиталистическим. Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения и других буржуазных реформ – в области местного управления, суда, образования, финансов, в военном деле.
Были созданы органы местного самоуправления – крестьянские сельские общества и городская дума. Оживилась торгово-промышленная деятельность: расцвели города, потому что падение крепостного хозяйства и освобождение крестьянского труда создало для городских рынков новых потребителей, открыло новые сферы для предприимчивости, привлекло рабочие руки. Между городами и уездами создались новые связи. За таким направлением развития жизни следовало законодательство – создавались всесословные суды, всесословные земства, всесословные школы, вводилась всеобщая воинская повинность. Дворянство стало первым, среди граждански равноправных общественных классов. Утратив льготное положение, дворянство в большинстве своем, не смогло перейти от старых форм хозяйства при крепостном труде на новые формы с трудом наемным и, поэтому, разорилось и потеряло массу своих земель, перешедших в крестьянские и купеческие руки.
Упадок дворянства и демократизация общества были первыми последствиями реформ.
Ликвидация крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни.
Вторым последствием реформы было умственное брожение радикального политического характера.
Печать комментировала и развивала все предложения и постановления правительства. Появились крайне радикальные направления в обществе, выражать мнения которых стали журналы «Современник» и «Русское слово» в России и «Колокол» в Англии.
Реформы в области финансов и промышленности способствовали ускоренному развитию промышленного производства. Преуспевали те, кто рискнул вложить средства в развитие новых промышленных районов, таких, как Юг России. С середины 70-х гг. стала набирать силу горная и металлургическая промышленность в Донецком бассейне, увеличилась добыча угля в Донбассе, нефти в Баку, железной руды в Кривом Роге. Происходило формирование основных промышленных районов России – Московский, Петербургский, Уральский и Томский.
Быстрыми темпами шло строительство железных дорог, которые связали между собой промышленные центры: 1 ноября 1851г. было открыто движение на железной дороге от Петербурга до Москвы; 1 августа от Москвы до Нижнего Новгорода; в 1869 г. от Москвы до Воронежа; в 1870-1880г.г. от Воронежа до Урала.
Значительный рост наблюдался в текстильном производстве, которое стало ведущей отраслью промышленности.
Быстро шли в гору дела у тех, кто занялся производством сахара.
Сильно изменился и самый старый промышленный класс – купечество, постепенно превращаясь в торгово-промышленную буржуазию. Например, Московские предприниматели из купцов владели, как правило, текстильными фабриками и заводами. В тяжелую промышленность, как и в новые отрасли хозяйства, они свои капиталы не вкладывали. Они участвовали в серьезных торговых операциях, приобретали доходные дома и землю в городе.
Купцы создавали семейные и акционерные товарищества, фирмы, торговые дома, расширяли рынки для оптовой торговли. Участвовали они и в железнодорожном и паровозном строительстве, владели большими машиностроительными и ремонтными заводами.
Много крупных и мелких промышленников вышло из крестьян. Разбогатевшие “капиталисты-мужики” со временем записывались в купцы, становились почетными горожанами.
Улучшение транспортной системы способствовало развитию торговли.
Повсеместно появляются организации промышленников: Совет съездов промышленников юга России(1874), Совет съездов горнопромышленников Уральской области (1880), Совет съезда Бакинских нефтепромышленников. С середины XIX века в России начался промышленный переворот, что послужило толчком к дальнейшему росту производства. К концу XIX века переход к машинному производству был в основном завершен.
Благодаря проведению военной реформы и развитию промышленности, Россия расширила свои границы на Кавказе, присоединив весь Кавказ; в Средней Азии – в состав России вошли Бухарский эмират, Хивинское, Туркестанское и Кокандское ханства; в Сибири к России были присоединены территории Уссурийского края.
В годы правления Александра II Россия прочно укрепила свои взаимоотношения с европейскими державами, разрешила многочисленные конфликты с соседствующими странами.
«Если искусство править состоит в умении верно определять назревшие потребности эпохи, открывать свободный выход таящимся в обществе жизнеспособным и плодотворным стремлениям, с высоты беспристрастия умиротворить взаимно враждебные партии силой разумных соглашений, – то нельзя не признать, что император Александр Николаевич верно понял сущность своего призвания в достопамятные 1855 –1861 годы своего царствования» – сказал А.А. Кизевиттер 1.
Заключение.
Таким образом, цели и задачи моего реферата выполнены: дана характеристика экономического, финансового и военного положения России в момент вступления Александра II на престол; выделена основная сущность реформ: отмена крепостного права, земской и городской, судебной, военной, финансовой, в области просвещения и печати. Указаны цели, которые они преследовали, равно как и в чьих интересах эти реформы проводились. Указаны, положительные и отрицательные моменты этих реформ, а так же роль их главного инициатора – императора Александр II, который своей волей последовательно и твердо вел Россию к переустройству мирным путем.
В третьей главе я попытался оценить значение реформ Александра II в истории Российского государства. Рассказал о торгово-промышленном развитии послереформенной России.
За императором Александром II Николаевичем навсегда останется имя великого преобразователя, принесшего русскому народу неведомые ему дотоле блага гражданственности. Проведенные им преобразования, построили прочный фундамент для дальнейшего развития России, но об этом в другой раз.
Список литературы
И.Л.Архипов и др., История России в портретах, «Русич», 1996.
Н.Х.Гребельский и А.Б.Мирвис, Дом Романовых, «Художественная литература», 1989.
ред. М.Н.Зуев, История России с древности до наших дней, «Высшая школа», 1994.
В.В.Каргалов и др., История России с древнейших времен до 1917 года,
«Русское слово», 1998.
В.О.Ключевский, Курс русской истории, часть 5, издательство социально-экономической литературы, 1958.
ред. М.Орловой, Россия под скипетром Романовых 1613-1913, «Интербук», 1990.
С.Ф.Платонов, Лекции по русской истории, «Стройлеспечать», 1993.
В.А.Федоров, Внутренняя политика Российского самодержавия во второй половине ХIХ века, «Манускрипт», 1993.