Трансфертное ценообразование в системе управленческого учета 2

Министерство образования и науки

Саратовский социально – экономический университет

Кафедра бухгалтерского учета

Курсовая работа на тему:

« Трансфертное ценообразование в системе

управленческого учета»

по предмету: Бухгалтерский-управленческий учет.
Выполнила: студентка УЭФ,3курс,1группа

Нургалиева С.Р. № зачетки: БУКО 0971

Проверил: преподаватель Фофанов М.В.

2010г.

Содержание……………………………………………………………………… 2

Введение .……………………………………………………………………… 3

Глава 1. Сущность и основные особенности трансфертного ценообразования……………………………………………………………… 5

1.1 Понятие трансфертного ценообразования и его цели………………….5

1.2.Исторический аспект возникновения трансфертного ценообразования………………………………………………………………11

Глава 2. Организация трансфертного ценообразования в системе управленческого учета……………………………………………………….12

2.1.Факторы, влияющие на установление трансфертных цен…………….12

2.2.Методы трансфертного ценообразования………………………………13

2.3.Отражение операций в системе трансфертного ценообразования на счетах управленческого учета и в управленческой отчетности…………………..16

Заключение……………………………………………………………………32

Список использованной литературы……………………………………….33

Введение

Целью курсовой работы является исследование значения трансфертной цены в деятельности хозяйствующих субъектов, раскрытие содержания трансфертных цен и методов трансфертного ценообразования. Механизм трансфертного ценообразования активно используется сегодня в России и российскими, и зарубежными компаниями. Причинами широкого распространения этого механизма стали неразвитость рынка и рыночных институтов в регионах России, высокая степень монополизации отдельных секторов экономики, отсутствие сводной информации о рыночных сделках и рыночных ценах, а также различия в условиях налогообложения в разных субъектах Российской Федерации.

Трансфертная цена — это цена, используемая крупными компаниями, корпорациями, и в частности транснациональными, в сделках, совершаемых между своими филиалами, подразделениями или дочерними обществами. Трансфертная цена может быть ниже цены, применяемой по сходным сделкам, в несколько раз. Поэтому трансфертное ценообразование позволяет вертикально интегрированым компаниям1 минимизировать налогообложение путем применения в расчетах между зависимыми структурами трансфертных цен, а также перераспределения финансовых потоков между хозяйствующихи субъектами, входящими в их структуру, и вовлечение посредников в процесс реализации продукции. При этом применение вертикально интегрированными компаниями внутрикорпоративных цен приводит к перераспределению доходов в пользу организаций, зарегистрированных в зонах с льготными налогообложением.

Актуальность данной темы подтверждает тот факт, что изучению данной сферы деятельности фирмы отводится крайне недостаточное внимание, хотя от эффективности согласования системы трансфертного ценообразования будет зависеть и эффективность функционирования всей организации. Еще один важный факт связан с тем, что сама по себе система трансфертного ценообразования используется только на предприятиях с высокой степенью организации внутренней информационной структуры. Особенно это справедливо для российских предприятий, на которых внедрение системы трансфертного ценообразования происходит непосредственно в ходе внедрения информационных средств поддержки (обычно систем класса ERP2).
Глава 1. Сущность и основные особенности трансфертного ценообразования.

1.1.Понятие трансфертного ценообразования в системе управленческого учета.

История вопроса о трансфертном ценообразовании связана с 50-60-ми годами прошлого столетия, когда в промышленности в связи с процессами концентрации производства стали формироваться крупные монопольные транснациональные корпорации. Концентрация производства, сопровождаемая развитием его специализации, предполагала передачу продукции, изготовленной на одном предприятии корпорации, другому предприятию той же корпорации. Вследствие этого возникли проблемы с методами оценки такой продукции и принципами формирования цены передачи, названной впоследствии трансфертной цены.

В современной рыночной экономике проблемы трансфертного ценообразования актуальны не только для крупных транснациональных корпораций, но и для более скромных по своим размерам производств, разделенных структурно на отдельные центры ответственности.

Для нашей экономики проблема установления трансфертной цены актуальна, в частности, в связи с начавшимися процессами реструктуризации бизнеса. Трансфертное ценообразование в рыночной экономике характерно для децентрализованной структуры управления предприятием, когда отдельным структурным подразделениям организации (центрам ответственности) делегированы определенная хозяйственная и финансовая самостоятельность. Администрация компании решает, подразделениям какого уровня предоставить свободу внутреннего и внешнего ценообразования ( т.е. дать возможность зарабатывать прибыль), а также право выбора поставщика и потребителя. При этом менеджер такого центра прибыли отвечает лишь за контролируемые им расходы и доходы. Таким образом, трансфертная цена – это цена, по которой один центр ответственности передает свою продукцию или услугу другому центру

ответственности, это цена, назначаемая при реализации товаров, услуг или финансовых средств между взаимосвязанными компаниями. Обмен продукцией и услугами между местами затрат учитывается при помощи внутренних трансфертных цен. Трансфертной называется цена, по которой товары и услуги передаются между подразделениями компании. Ее следует отличать от оценки, по которой такое перемещение отражается в бухгалтерском учете, поскольку цена трансферта обычно включает в себя компонент прибыли, которого стоимость перемещения не содержит. Налоговые органы уделяют особое внимание трансфертному ценообразованию, поскольку наличие взаимосвязи между двумя юридическими лицами позволяет им манипулировать ценами с целью сведения к минимуму общей суммы налоговых обязательств.

Трансферты товаров и услуг внутри одной организационной единицы или, другими словами, внутриорганизационная коммерческая деятельность (внутренняя торговля), являются предпосылкой построения системы трансфертного ценообразования. Эмпирические исследования показывают, что проблема трансфертного ценообразования существует как в секторе промышленности, так и с точки зрения экономики транзакционных издержек современная компания представляет собой экономику в миниатюре, а рынки и иерархии являются альтернативным вариантом организации экономической деятельности. Трансфертное ценообразование возникает, когда продукция одного предприятия, входящего в холдинг, потребляется другим предприятием холдинга, и в первую очередь характерно для вертикально интегрированных холдинговых структур.

Трансфертные цены напрямую влияют на финансовые результаты предприятий. Система трансфертных цен в холдинге определяет типы центров ответственности: является ли предприятие центром затрат, центром доходов или центром прибыли. Трансфертные цены влияют на принятие решений — производить промежуточный продукт самостоятельно или закупать его на стороне. Промежуточным называют продукт, передаваемый подразделением-производителем подразделению-потребителю.

В международных стандартах финансовой отчетности (МСФО) трансфертная цена трактуется как цена, устанавливаемая при передаче ресурсов внутри подразделений организаций исходя из внутрифирменных цен. Они могут устанавливаться на основе рыночной стоимости, полной себестоимости с учетом затрат и процента прибыли от полных затрат, по величине переменных расходов, по полной или сокращенной себестоимости. Возможно применение и так называемого метода двойного трансфертного ценообразования, при котором цена для покупающего подразделения отличается от цены, отражаемой в учете продающего подразделения. Какую из вышеперечисленных цен использовать в управленческом учете, решает руководство предприятия в зависимости от проводимой в данное время экономической политики. Оценка трансферта по рыночной стоимости товаров и услуг предпочтительнее, когда хозяйственные подразделения единой организации полностью независимы друг от друга и руководство компании поощраяет свободную внутрифирменную конкуренцию. Если такой конкуренцией предпочитают разумно управлять, цены на внутрифирменные продукты, полуфабрикаты и услуги устанавливают на основе их полной или сокращенной себестоимости с учетом регулируемого сверху процента прибыли или маржинального дохода на единицу. Двойную трансфертную цену используют чаще всего в случаях, когда продающее подразделение имеет избыточную мощность и его руководство или руководство фирмы принимает не брать полную стоимость с закупающего подразделения.

Расчет трансфертных цен на основе полной себестоимости предъявляет повышенные требования к распределению косвенных расходов между изделиями, продуктами, полуфабрикатами, услугами мест и центров издержек. Косвенные расходы могут распределяться между местами и центрами затрат на основе количественных и стоимостных баз распределения. Управленческий учет отличает значительно большее число показателей, пропорционально которым распределяются косвенные затраты. Это могут быть численность персонала, объем выпуска продукции, количество совершенных сделок, фактическое время работы оборудования, номинальная потребляемая мощность энергоустановок, площадь или объем отапливаемых помещений и т.д.

Базами для исчисления пропорций распределения обычно служат:

— количественные показатели объема производства, отгрузки и реализации продукции, времени изготовления производства (календарного, времени изготовления, машино-часы, нормо-часы), площадь и объем помещений, величины веса, технические показатели ;

— стоимостные показатели величины прямых затрат на производство, запасов товарно-материальных ценностей, объема выпуска и реализации продукции в стоимостном выражении ;

Распределение затрат осуществляется:

— путем исчисления себестоимости единицы продукции или услуг определенного места и умножения этой величины на объем их потребления в других подразделениях ;

— путем исчисления процентной ставки ;

— исходя из удельного веса потребляемой продукции ( работ, услуг) каждого места или центра в общем объеме их деятельности.

Общая сумма затрат последовательно списывается на потребителей, главными из которых являются цехи и участки основного производства. Расходы на содержание зданий обычно распределяют пропорционально занимаемой площади или кубатуре цехов и относят на затраты общих мест, те, в свою очередь, списывают затраты на подготовительные и обслуживающие подразделения, а затем на цехи и участки основного производства.

Группы целей трансфертного ценообразования:

1. Функциональная необходимость относится к разделению компании на центры ответственности (особенно, центры прибыли). Это влечет за собой измерение и оценку их деятельности, а также мотивацию их руководителей.

2. Экономическая причина заключается в необходимости эффективного распределения среди центров ответственности бизнес-процессов ограниченных ресурсов для достижения целей компании, выраженных в ее стратегических и оперативных планах.

3. Организационная составляющая вызвана тем, что в компании с дивизиональной структурой система трансфертного ценообразования является инструментом интеграции и дифференциации.

4.Система трансфертного ценообразования нужна для выработки оптимальных стратегических решений. Традиционный подход к трансфертному ценообразованию был сфокусирован на оперативных решениях (чаще всего, касающихся производства) и не учитывал стратегической составляющей.

Решения о величине трансфертных цен должны отражаться на прибыльности подразделений и представлять собой обоснованный критерий измерения деятельности подразделения, ибо при передаче товаров или оказании услуг доходы одного подразделения превращаются в расходы другого. Система трансфертного ценообразования не должна нарушать автономию подразделений. Недопустимо наделять менеджеров дополнительной ответственностью и в то же время централизованно назначать внутренние цены.

В этом отношении трансфертное ценообразование можно рассматривать с точки зрения анализа цепочки создания стоимости, предложенной профессором кафедры делового администрирования Harvard Business School М. Портером. Как инструмент оценки стратегии эта цепочка обладает следующими характеристиками:

1. Определение источника конкурентного преимущества;

2. Выделение связей в цепочке создания стоимости;

3.Формулировка общих стратегий (лидерство по издержкам, дифференциация и концентрация) для достижения и поддержания конкурентного преимущества.

Трансфертные цены получили широкое распространение в бизнесе крупных компаний в зарубежных странах, в том числе при обмене товарами и услугами в рамках транснациональных компаний. Концентрация производства сопровождалась развитием его специализации, предполагающей передачу промежуточных продуктов другому предприятию, входящему в тот же холдинг. В этой ситуации установление трансфертных цен, отличающихся от сложившихся на рынке, позволяет руководству холдинга перераспределять прибыль между материнской и дочерними компаниями, распределять рынки сбыта и сферы влияния между различными подразделениями, выводить прибыль, получаемую дочерними компаниями, из стран, где действуют ограничения на вывоз капитала, завоевывать новые рынки за счет искусственного снижения цен на продукцию, поставляемую компании холдинга, осваивающей новые рынки.

На основе анализа теоретических положений и их сопоставления практике применения трансфертного ценообразования были выделены следующие критерии:

1)трансфертные цены, могут устанавливаться как на рыночных принципах, так и отличаться от них в большую или меньшую сторону для каждой из сторон сделки ;

2) трансфертные цены образуют систему взаимосвязанных элементов с собственными товарными, финансовыми и информационными потоками ;

3)область применения трансфертного ценообразования не ограничивается производственными организациями и может распространяться на финансово-кредитные, страховые и прочие организации.

1.2. Исторический аспект возникновения трансфертного ценообразования.

Трансфертные цены в рассматриваемом смысле появились после принятия в СССР в 1987 году закона о государственном предприятии (объединении) и в 1988 году — закона о кооперации. Эти два правовых акта создали основу «присваивающего хозяйства»: резко расширившие свою хозяйственную самостоятельность государственные предприятия оказались облепленными разного рода кооперативами и малыми предприятиями, получавшими от этих предприятий ресурсы бесплатно либо по номинальным ценам и реализовывавшими продукцию по свободным ценам, более высоким, чем государственные. Собственник — государство — все более ослабевал и вскоре оказался совершенно не в состоянии как-то ограничить «присваивающее хозяйство». Государственные предприятия вместе с облепившими их кооперативами, созданными руководством этих предприятий, стали прообразом современных бизнесов. Настоящий расцвет трансфертного ценообразования связан с отменой в самом конце 1980-х годов монополии внешней торговли, когда у руководства государственных предприятий появилась возможность занижать цены при экспорте продукции, получая на свои зарубежные счета разницу между рыночной и трансфертной ценой. Развилась классическая форма трансфертного ценообразования — экспорт через офшорную структуру; обычной формой бизнеса стала совокупность двух юридических лиц — государственного предприятия и частного офшора.Таким образом, исторически трансфертное ценообразование было формой получения частными лицами дохода от использования государственной собственности. Этот механизм в своих главных чертах сложился к началу массовой приватизации, и ею отменен не был. Широко известно, что российская массовая приватизация 1992-1994 годов закончилась победой инсайдеров, т е. привела в большинстве случаев к юридическому закреплению контроля над предприятием со стороны не внешних, а внутренних акционеров, прежде всего высшего менеджмента. Они распространили на ставшие частными предприятия те механизмы получения дохода, которые сложились на государственных предприятиях.

Глава 2. Организация трансфертного ценообразования в системе управленческого учета.

2.1.Факторы, влияющие на установление трансфертных цен.

Система трансфертных цен зависит от целого ряда факторов:

1. Наличия конкурентного рынка для промежуточного продукта

Основной принцип трансфертного ценообразования гласит, что трансфертная цена должна быть максимально приближена к цене, по которой продукт может быть продан внешним покупателям или приобретен у внешних поставщиков, т. е. к рыночной.

В этом случае предприятия автономны в принятии решений и их деятельность может быть объективно оценена.

2. Наличия свободных мощностей у подразделения-производителя

Если у предприятия есть свободные производственные мощности, то для холдинга в целом более предпочтительной является покупка продукции внутри группы, в результате чего увеличится прибыль холдинга (дополнительное производство позволит покрыть часть постоянных расходов, которые связаны с простаиванием мощностей).

3. Квалификации менеджеров

Система трансфертного ценообразования требует высокой квалификации менеджеров корпоративного центра. Перед ними стоит задача сбалансировать различные противоречащие друг другу цели для достижения оптимального для холдинга результата. Менеджеры должны обязательно иметь хорошее финансовое образование, а также понимать особенности отраслей, в которых функционируют предприятия группы (ценообразование, конкуренты, потребители, производственные мощности и т. д.).

4. Переговорной силы предприятий

Трансфертные цены между двумя предприятиями провоцируют возникновение конфликта между ними. Предприятие-производитель заинтересовано в том, чтобы цены были как можно выше, предприятие-потребитель, наоборот, заинтересовано в максимально низких ценах. Переговорная сила предприятий может оказывать значительное влияние на уровень трансфертных цен.

5. Важности для холдинга преимуществ вертикальной интеграции

Вертикальная интеграция позволяет снизить экономические риски в холдинге, в частности риск зависимости от поставщиков и потребителей, поскольку компания может контролировать весь процесс создания стоимости — от добычи сырья до продажи конечному потребителю. Это становится особенно важным, если рынки характеризуются высокой волатильностью, т. е. подвержены сильным колебаниям (сезонным, конъюнктурным и т. д.). Корпоративный центр часто директивно устанавливает трансфертные цены между предприятиями, обязывая их приобретать продукцию друг у друга, чтобы сохранить преимущества вертикальной интеграции.

2.2.Методы трансфертного ценообразования.

Обычно выделяются два базовых подхода к определению трансфертных цен. Первый подход базируется на себестоимости и нормативной рентабельности. Он достаточно прост, что и определило возможности его применения. Однако этот подход может служить оправданием фактически произведенных затрат без учета их целесообразности. Этот недостаток преодолевается использованием второго — нормативного подхода, основанного на определении целевого назначения той цены, с которой сравниваются фактические затраты.

В мировой экономической практике применяются четыре основных метода трансфертного ценообразования:

• метод расчета на основе текущей рыночной цены товара;

Трансфертные цены на основе рыночных цен устанавливаются, когда для промежуточного продукта имеется высококонкурентный рынок, т. е. продукт является однородным и ни один из покупателей или продавцов не может сильно влиять на рыночные цены. Тогда показатели деятельности подразделений с большей вероятностью отражают реальный экономический вклад подразделения в общую прибыль, а прибыли подразделений похожи на прибыли, которые были бы, если бы подразделения выступали в качестве отдельных компаний. В этом случае трансфертная цена — это фактическая цена, по которой поставляющее подразделение продает или может продать промежуточную продукцию внешним заказчикам, или цена, которую предлагает конкурент.

• метод расчета, ориентированный на предельные издержки;

Метод трансфертного ценообразования, ориентирующийся на предельные издержки, применяется, если невозможно установить трансфертные цены на базе рыночных цен. При его использовании возникает ряд сложностей. Как известно, предельные издержки можно оценить только с учетом реальной функции спроса и тем более точно, чем выше степень рыночной конкуренции, т. е. чем меньше ценовая политика ориентируется на реакцию основных конкурентов компании. Поэтому трудности применения рассматриваемого метода состоят прежде всего в отсутствии надежных оценок спроса на конкретных рынках. Когда рынок для промежуточного продукта является несовершенным или его вообще не существует, трансфертные цены на основе маржинальных затрат могут побуждать менеджеров подразделений действовать на том уровне выпуска продукции, при котором прибыль компании в целом является максимальной. Маржинальные издержки в коротком периоде представляют собой прямые издержки плюс переменные косвенные издержки. Они постоянны на единицу продукции во всем диапазоне выпуска и эквивалентны переменным издержкам. Использование краткосрочных переменных издержек в качестве основы трансфертной цены оптимально, однако только в границах небольшого временного горизонта.

• метод расчета на основе издержек производства;

Метод трансфертного ценообразования, ориентированный на издержки производства, представляется более доступным и простым в применении. Он может использоваться при отсутствии рыночных цен. Его применение основывается на расчете:

• полных затрат;

• нормативных затрат;

• переменных затрат.

Именно этот метод чаще всего применяется в вертикально интегрированных компаниях. Его достоинства состоят в относительной простоте учета затрат, в упрощении ведения учета и отчетности между подразделениями компании, наконец, что очень важно, в возможности определить вклад каждого подразделения в увеличение прибыли конечного продукта компании.

• метод расчета, ориентированный на договорные цены.

Особенность метода трансфертного ценообразования, ориентированного на договорные цены, состоит в том, что трансфертная цена рассматривается как договорная и устанавливается в результате соглашения (договора, контракта) подразделения-поставщика и принимающего подразделения. В качестве базы для ведения таких переговоров стороны используют информацию о рыночных ценах, маржинальных или полных расходах.

Трансфертные цены на основе переговоров наиболее подходят для ситуаций, в которых проявляются рыночные несовершенства в отношении промежуточных продуктов, в частности когда есть разные реализационные расходы для внутреннего и внешнего рынков или когда существует несколько рыночных цен.

Ключевым моментом установления трансфертных цен является распределение прибыли по полуфабрикатам конечных изделий.

Выделяют три основных способа определения величины прибыли в трансфертной цене:

• метод распределения прибыли;

• метод распределения экономии затрат;

• метод распределения суммы покрытия.

Метод распределения прибыли. При определении трансфертной цены по методу «издержки плюс прибыль» чаще всего используется нормативный уровень себестоимости продукции. К ней прибавляется прибыль пропорционально одному из показателей: заработной плате, либо себестоимости, либо фондоемкости производства подразделений. В этом случае общая прибыль компании в расчете на единицу продукции умножается на показатель доли соответствующего показателя подразделения в общей величине заработной платы за производство всего объема конечной продукции или в себестоимости конечной продукции компании. Этот метод обычно используется в компаниях, которые не имеют рынка полуфабрикатов.

Метод распределения экономии затрат. В соответствии с этим методом внутренняя цена полуфабриката рассчитывается как сумма его себестоимости и экономии затрат на единицу полуфабриката.

Метод распределения суммы покрытия по существу аналогичен первому, только вместо себестоимости первым слагаемым трансфертной цены выступают переменные затраты, а вместо прибыли — величина покрытия.

2.3. Отражение операций в системе трансфертного ценообразования на счетах управленческого учета и в управленческой отчетности.

Трансфертное ценообразование предполагает четкое фиксирование факта приемки-передачи между центрами ответственности изделиями (услугами), что невозможно без организованной системы сегментарного учета и отчетности. В его основе лежит принцип, согласно которому оптимальными являются те трансфертные цены, которые обеспечивают организации максимально возможный маржинальный доход. По трансфертным ценам составляется сегментарная отчетность организации. Поэтому установленная трансфертная цена будет справедливой в том случае, если обеспечит возможность объективной оценки эффективности функционирования каждого центра ответственности организации.

Эти задачи могут быть реализованы при соблюдении двух условий:

— совпадении целей менеджеров различных уровней управления и организации в целом;

— предоставлении руководителям центров ответственности необходимой финансовой и хозяйственной самостоятельности.

На практике применяются три метода расчета трансфертной цены:

1)на основе рыночных цен ;

2)на основе себестоимости (переменной или полной), по принципу «себестоимость плюс»3 ;

3)на основе договорных трансфертных цен, сформированных под воздействием рыночной конъюнктуры и затрат на производство продукции (оказание услуги).

Особую популярность в странах с рыночной экономикой получил первый метод. Преимущество рыночных цен состоит в их объективном характере, и трансфертное ценообразование не будут зависеть от взаимоотношений и квалификации менеджеров покупающих и продающих центров ответственности. Этот метод применяется в условиях высокой степени децентрализации организации, когда центры ответственности ( прибыли или инвестиций) свободны в выборе внутренних или внешних покупателей и продавцов; когда полуфабрикат, наряду с его передачей в следующий передел, может реализовываться на сторону.

Однако применение первого метода имеет свои ограничения: необходимо наличие развитого рынка продукции и услуг, производимых центров ответственности. Кроме того, организация несет дополнительные расходы по сбору информации об уровне рыночных цен на них. В трансфертном ценообразовании всегда участвуют две стороны: центр ответственности, передающий свою продукцию (услугу), и центр ответственности, принимающий эту продукцию (услугу) для ее последующей переработки и потребления. При формировании трансфертного ценообразования на основе рыночных цен обеим сторонам предоставлено право взаимодействия с внешними продавцами и покупателями, между ними должны соблюдаться следующие условия:

1)центр ответственности, приобретающий продукцию (услугу), покупает ее внутри фирмы до тех пор, пока продающий центр ответственности не начинает завышать существующие рыночные цены и желает продавать свою продукцию внутри фирмы

2)если продающее подразделение завышает существующие рыночные цены, то покупающий продукцию (услугу) центр ответственности может приобрести ее на стороне.

В том случае, если какое-либо из условий установления рыночных трансфертных ценообразований невыполнимо, то применяется второй метод – на основе себестоимости, и здесь существуют различные варианты. В основу трансфертного ценообразования может быть положена:

а)полная фактическая себестоимость ;

б)нормативная себестоимость ;

в)переменная себестоимость.

В любом случае трансфертное ценообразование рассчитывается по формуле «себестоимость плюс», т.е. в трансфертном ценообразовании на продукцию передающего подразделения закладывается выбранный показатель себестоимости и фиксированный в виде процента размер прибыли этого центра ответственности. Например, трансфертное ценообразование может рассчитываться по формуле «110% полной себестоимости» или «150% переменной себестоимости» единицы изделия передающего центра ответственности.

Преимуществом первого варианта расчета являются объективность и ясность расчетов. Рассчитанная эти методом цена приближается к рыночной, что способствует принятию грамотных управленческих решений. Однако здесь имеются и свои недостатки. Во-первых, передающий центр ответственности не заинтересован в снижении своих фактических затрат, так как заранее уверен, что трансфертное ценообразование их не только покроет, но и превысит на сумму установленной наценки. Во-вторых, по трансфертному ценообразованию, рассчитанной на базе полной себестоимости нельзя судить о степени эффективности работы передающего центра ответственности, а следовательно, контролировать ее. Постоянные расходы затушевывают реальную картину.

Пример. Трансфертное ценообразование подразделения рассчитывается по формуле «110% полной себестоимости».В I квартале года произведено 500 изделий. Постоянные расходы центра ответственности – 100 руб., переменные -400 руб. ( т.е. одному изделию соответствует 80коп. переменных затрат). Полная себестоимость единицы составляет:

(100+0,8х500):500=1 руб. Значит, ТЦ = 1,1 руб. (1х110%:100)

Допустим, что в следующем квартале центру ответственности удалось снизить удельные переменные издержки с 80 до 75 коп. При этом было произведено 400 ед. продукции. Полная себестоимость единицы в таком случае составляет:

(100+0,75 х 400):400 = 1 руб.

Дебет сч.43 «Готовая продукция Кредит» сч. 20 «Основное производство» 550 руб.

Дебет сч.90 «Продажи» Кредит сч. 43 «Готовая продукция» – 550 руб.

Цена 2,0 х 500 = 1000

Дебет сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит сч. 90 «Продажи»

Передача изделия между центрами ответственности по– прежнему осуществляется по ТЦ в 1,1 руб., несмотря на то, что эффективность работы центра ответственности возросла.

Система трансфертного ценообразования эффективна лишь в том случае, когда цели менеджеров различных уровней совпадают с задачами фирмы в целом. Однако с позиции организации, приобретение изделия подразделением внутри предприятия по трансфертной цене, рассчитанной на основе полной себестоимости, выгоднее, чем по рыночной цене. С точки зрения получающего центра ответственности, использование рыночной цены в качестве трансфертной дает большую прибыль, чем цены, определенной на базе полных затрат.

Отмеченные недостатки устраняются расчетом ТЦ по второму варианту – на базе нормативных затрат. По существу в этом случае рассчитывается нормативная трансфертная цена. Превышение фактической ТЦ над нормативной свидетельствует об убыточности работы центра ответственности, обратное соотношение – об ее эффективности. Однако нормирование издержек приемлемо не для всех производств и не во всяких экономических условиях. Например, при высоком уровне инфляции этот процесс вообще оказывается бессмысленным. Нецелесообразно заниматься нормированием в условиях индивидуального и мелкосерийного производства.

В этих случаях может быть использован третий вариант расчета ТЦ – на основе переменной себестоимости, информация о которой аккумулируется в системе «директ-костинг». Постоянные издержки центров ответственности будут покрываться при этом из выручки организации. Этот вариант позволяет разрабатывать ценовую политику, оптимальную не только для фирмы в целом, но и для ее структурных подразделений, а также находить благоприятное сочетание объемов производства и продажных цен. Кроме того, такой вариант расчета ТЦ позволяет анализировать и контролировать деятельность центров ответственности. Возвратимся к примеру. В I квартале ТЦ, рассчитанная на базе переменных затрат, определяется следующим образом:

0,8 х 1,1 = 0,88 руб., а во II квартале, когда эффективность работы подразделения возросла, ТЦ снизится до 0,82 руб. ( 0,75 х 1,1 ).

В этом случае, однако, ТЦ не возмещает постоянные издержки и не позволяет рассчитать прибыль, зарабатываемую центром ответственности. Следовательно, оценка уровня эффективности такого подразделения не может быть осуществлена с использованием показателей прибыли и дохода. Это в свою очередь означает, что у менеджера снижается стимулы к сокращению издержек.

Третий метод трансфертного ценообразования предполагет расчет договорной трансфертного ценообразования. При этом используется следующая формула:

ТЦ = Удельная переменная себестоимость + Удельный маржинальный доход, утраченные продающим подразделением в результате отказа от внешних продаж

Эта формула универсальна и применима в условиях полной и неполной загрузки производственных мощностей. Пример расчета договорной ТЦ с помощью общего уравнения приводится ниже.

В странах с рыночной экономикой предприятия умело сочетают все рассмотренные методы трансфертного ценообразования. Выбор того или иного метода определяется рядом факторов:

1)характером решаемых в результате трансфертного ценообразования задач (для принятия управленческого решения может быть использована одна ТЦ, для оценки работы центра ответственности – другая );

2)степенью децентрализации организационной структуры предприятия;

3)состоянием рынка продуктов и услуг, на которые устанавливаются рыночные цены.

Примеры трансфертного ценообразования в российских организациях.

ЗАО « Металлодизайн» производит металлоизделия широкого ассортимента в области складского, торгового и иного оборудования. В основном это выпуск и монтаж металлических изделий и конструкций, выполняемых по индивидуальным заказам организаций и населения, а также оказание услуг по окраске металлоконструкций порошковым полимером. В числе продукции предприятия фигурируют металлические стеллажи различных модификаций, рекламные информационные стенды, торговое и демонстрационное оборудование для продажи керамической плитки и т.д. В первое время покрасочные работы выполнялись силами сторонних организаций, но впоследствии было налажено собственное покрасочное производство.

В результате образовались два структурных подразделения:

1)цех по производству стеллажей, выполняющих работы по приему заказов, разработке технической документации и изготовлению металлоизделий, которые передаются далее в покрасочный цех;

2)покрасочный цех, который помимо основной деятельности оказывает услуги сторонним организациям и населению по окраске неметаллических поверхностей – стекла, фарфора, дерева и т.д.

В связи с тем, что изготавливаемая продукция носит индивидуальный характер, на предприятии применяется позаказный метод учета затрат и калькулирования.

Организационная структура ЗАО «Металлодизайн», представленная на рисунке 1, показывает, что в настоящее время степень децентрализации предприятия недостаточно высока.

Рисунок 1: Организационная структура ЗАО «Металлодизайн»:

учредители

Директор-

распорядитель

бухгалтерия

Менеджер по продаже стеллажей

Инженерная группа по разработке оборудования

Конструкторский отдел

Менеджер по окраске порошковым полимером

Начальник производственного отдела

Начальник покрасочного цеха

Начальник участка механосборочных работ

Начальник участка комплектации и установки

Структурные подразделения не имеют собственных руководителей и подчиняются непосредственно директору – распорядителю. Эти подразделения не наделены достаточной свободой в принятии решений и могут рассматриваться лишь как центры затрат.

С вводом в эксплуатацию покрасочного цеха назрела проблема формирования ТЦ на его услуги. Ее решение позволило бы:

— выполнять учетную функцию при калькулировании себестоимости готовой продукции

— обеспечивать предприятию получение дополнительной прибыли от нового направления деятельности

— гармонизировать интересы покрасочного цеха с интересами администрации предприятия.

Однако при существующей централизованной структуре управления реализация этих задач нереальна. Как отмечалось ранее, трансфертное ценообразование предполагает наличие децентрализованного управления с предоставлением менеджерам широких полномочий в решении финансово-хозяйственных задач. Следовательно, необходима реструктуризация ЗАО «Металлодизайн», при которой выделяются два центра ответственности – по производству стеллажей ( назовем его центром ответственности № 1) и по окраске металлоконструкций ( центр ответственности №2). Они будут возглавляться менеджерами, ответственными за результаты деятельности своих подразделений. Центры ответственности из центров затрат реорганизуются в центры прибыли.

Центры ответственности №2 (ЦО №2) может быть представлена возможность реализовывать свои услуги на сторону. Являясь центром прибыли, он будет заинтересован в высокорентабельной работе, так как это напрямую скажется на оплате труда его сотрудников.

Центр ответственности № 1 (ЦО №1) в этом случае сможет пользоваться услугами как ЦО №2. Так и услугами сторонних организаций. Это обезопасит предприятие от необоснованного завышения ТЦ со стороны ЦО №2. Таким образом, между центрами ответственности возможно взаимовыгодное сотрудничество, которое благоприятно скажется на конечных результатах деятельности предприятия.

Однако в целях поддержания баланса интересов центров ответственности и организации в целом взаимоотношения между структурными подразделениями должны строиться под контролем директора- распорядителя. Например, возможна ситуация, когда покрасочному цеху будет выгоднее все свои производственные мощности загрузить под выполнение сторонних заказов, поскольку рыночные цены могут оказаться выше установленной ТЦ. В этом случае ЦО №1 придется пользоваться услугами по окраске сторонних организаций. Возможно, он сможет найти исполнителя с более низкими против установленной ТЦ расценками. Но низкие расценки не гарантируют высококачественную работу. Сторонние организации часто не хотят или не могут исправлять брак, задерживают исполнение заказа, формируют дополнительные транспортные расходы, что отрицательно влияет на деятельность ЗАО в целом.

Кроме того, директор- распорядитель должен устанавливать очередность прохождения внутренних и внешних заказов (последние оказываются более выгодными для ЦО №2, поскольку многие сторонние заказчики предлагают повышенные тарифы за срочность выполнения работ), а также принимать решение об окраске стеллажей предприятием-конкурентам, не имеющим собственных покрасочных производств.

Рассмотрим возможные методы формирования ТЦ на услуги покрасочного цеха.

1.Определение ТЦ на основе рыночной конъюнктуры.

Для установления рыночной ТЦ необходимы маркетинговые исследования. Чем щире круг исследуемых предприятий, тем более достоверным окажутся полученные результаты. В связи с тем, что ЗАО «Металлодизайн» оказывает услуги по окраске поверхностей различных видов, ему необходима информация о среднерыночной цене на покрасочные услуги за 1 кв.м., за 1 пог.м., за 1 шт. (в случае окраски мелких деталей).

В таблице 1 представлена такая информация, собранная по 16 предприятиям Москвы и Московской области, оказывающим аналогичные услуги. Основываясь на ней, выведено среднее значение стоимости покрасочных работ за 1 кв.м. – 2,66 руб., за 1 пог.м. – 1,05 руб., за 1 шт. – 0,25 руб.

Таблица 1: Расчет средних рыночных цен за покрасочные услуги.

п/ п

Предприятие

Стоимость работы

За 1м

За1пог.м

За1шт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

НИИавтопром, г.Москва

1-й машиностроительный завод, г.Фрязино

Завод мосметаллоконструкций, г.Видное

Завод тяжелого машиностроения

Всесоюзный институт легких сплавов

Покрасочный цех ООО «Усури»

Покрасочный цех ООО «Арт-Мастер»

Покрасочный цех ООО «Палитра»

Покрасочный цех ГОКБ «Радикал»

Покрасочный цех ООО «Электронстрой»

Особое конструкторское бюро МЭЛЗ

НИИЭТО, г.Москва

АО «Климтехника»

Космический центр, г.Королев

Завод металлоконструкций

Покрасочный цех ООО «Бамо»

Среднее значение по предприятиям

2,71

1,98

3,00

2,50

3,20

2,50

2,93

2,90

1,25

1,58

4,00

4,00

3,60

2,93

1,85

3,00

2,66

1,03

1,07

0,98

1,20

1,20

1,20

0,80

1,50

0,32

0,50

2,00

1,80

1,20

0,93

0,51

1,00

1,05

0,21

0,32

0,35

0,30

0,25

0,25

0,18

0,25

0,12

0,18

0,41

0,22

0,25

0,28

0,15

0,20

0,25

Таблица 2. Смета затрат покрасочного цеха, руб.

Статьи затрат

Сумма

Прямые расходы

Стоимость основных и вспомогательных материалов (15 х 2500)

Заработная плата основных рабочих с начислениями (7 х 2500)

Косвенные расходы

Заработная плата вспомогательных рабочих с начислениями

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

Амортизация оборудования

Арендная плата за производственное помещение

Коммунальные платежи

Итого

37 500

17 500

10 500

5 650

20 300

40 150

18 400

По указанию директора-распорядителя покрасочный цех реализует 2000 кв.м. внутри предприятия по расчетной ТЦ, равной 66 руб., остальные производственные мощности загружаются выполнением сторонних заказов.

ЦО № 1 может найти внешнего поставщика покрасочных услуг по цене 57 руб. за 1 кв.м.

Используем эти данные и формулу для расчета договорной ТЦ покрасочных услуг, устанавливаемой между центрами ответственности №1 и №2.

1.Удельный маржинальный доход от внешних продаж ЦО №2 составит:

88 – 33 = 55 руб.

2. Объем внешних продаж, от которого ЦО №2 отказывается в связи с необходимостью выполнения внутренних заказов:

2300 – 500 = 1800 кв.м.

3.Размер маржинального дохода, упущенного ЦО №2 отказывается в связи с отказом от внешних продаж:

55 х 1800 = 99 000руб.

4. Удельный маржинальный доход от внутренних продаж, который необходим покрасочному цеху для компенсации упущенной выгоды

99 000: 2000 = 49,5 руб.

5. ТЦ = Удельная переменная себестоимость + Удельный маржинальный доход, утраченный продающим подразделением в результате отказа от внешних продаж = 22 + 49,5 = 71,5 руб.

Сравним полученные результаты с расчетами затратной ТЦ ( 66руб.). В результате отказа от внешних продаж и применения затратной, а не договорной ТЦ потерянный маржинальный доход покрасочного цеха составит ( 71,5 – 66) х 2000 = 11 000руб.

ЦО №1 мог бы покупать покрасочные услуги на стороне по цене от 57 руб. за 1 кв.м. ( ниже установленной ТЦ). Следовательно, при применении в данном случае рыночной, а не расчетной ТЦ ЦО №1 ( а также предприятие в целом) могло бы иметь дополнительную экономию в размере (66 – 57 ) х2000 = 18 000 руб.

В ряде случаев при использовании в качестве ТЦ переменной себестоимости удается максимизировать совокупную прибыль предприятия. Однако это возможно лишь в том случае, когда продающий центр ответственности имеет право самостоятельного выхода на внешний рынок.

Допустим, ЗАО « Металлодизайн » ежемесячно изготавливает 250 стеллажей, средняя цена которых – 1500 руб. Для производства одного стеллажа необходимо покрасить 10 кв.м. поверхности.

Ситуация 1. Допустим, что в следующем периоде ЦО №1 сможет реализовать на сторону услуги лишь в объеме 500 кв.м по цене 88 руб.,

Оставшиеся 2000 кв.м он предполагает реализовывать внутри предприятия. При обсуждении размера внутренней ТЦ покрасочный цех стремится сохранить ранее действовавшую рыночную цены – 88руб. за 1кв.м. Стоит ли ЦО №1 соглашаться с подобным предложением? В случае если ЦО №1 не утрачивает возможность пользоваться услугами сторонних организаций по цене 57 руб. на покраску 1 кв.м поверхности, последует отрицательный ответ. ЦО №1 будет работать в прежнем режиме и сохранить маржинальный доход на уровне 132 500руб.

Большая же часть мощностей покрасочного цеха окажется незагруженной. Объем продаж его услуг сократится с 2500 до 500 кв.м, т.е. в 5 раз. В этой же пропорции уменьшится маржинальный доход ЦО №2 – со 137 500 до 27 500 руб. Совокупный маржинальный доход ЗАО «Металлодизайн» составит: 132 500 + 27 500 = 160 000 руб.

Ситуация 2. Цех №1 по прежнему может реализовать на сторону услуги в объеме 500 кв.м. по цене 88 руб., оставшиеся 2000 кв.м он предполагает продавать внутри предприятия. Его менеджер решает загрузить высвободившиеся производственные мощности под выполнение внутренних заказов и соглашается на ТЦ, равную переменным издержкам своего цеха. Результаты деятельности центров ответственности и предприятия в целом показаны в табл.3

Таблица 3: Результаты деятельности ЗАО «Металлодизайн».

Показатели

ЦО №1

ЦО№2

ЦО№3

1

2

3

4

Выручка от продаж

Совокупные переменные расходы:

По окраске

Прочие переменные расходы

Итого переменные расходы

Маржинальный доход

375 000

(250х1500)

142 500

(2500х57)

100 000

(250х400)

242 500

132 500

220 000

(88х2500)

82 500

(2500х33)

82 500

137 500

595 000

225 000

325 000

270 000

Анализ данных показывает, что ЦО №1 в этой ситуации (как и в ситуации 2) получит маржинальный доход в размере 27 500 руб. ЦО №1 оказывается в выигрыше ( данный доход возрастает со 132,5 до 202,5 тыс.руб.), а размер маржинального дохода всего предприятия снижается с 270 до 230 тыс. руб. Для соблюдения баланса интересов всех участников бизнеса установить ТЦ в данном случае целесообразно по формуле «переменная себестоимость плюс», например, 120 % переменной себестоимости.

В сравнении с ситуацией 1 маржинальный доход ЗАО «Металлодизайн» возрастает на 65 тыс. руб. (230 – 165). ЦО №2 увеличит этот показатель на 88000 руб. (36 300 – 27 500), а ЦО №1 сэкономит на стоимости покрасочных работ ( 57 – 26,4) х 2000 = 61 200руб.

Таким образом, ТЦ целесообразно формировать на базе переменой себестоимости изделия (услуги) в том случае, когда в результате невозможности реализовать их на сторону у центра ответственности образуются не полностью загруженные мощности. В этом случае применение ТЦ ниже полной, но выше переменной себестоимости изделия (услуги) позволяет повысить совокупный маржинальный доход предприятия.

Заключение.

В заключении хотелось бы отметить следующее. В первой главе было дано понятие, основные особенности, цели трансфертной цены. Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров. Цены выступают издержек производства, определения объемов инвестиций.

Во второй главе были рассмотрены методы, факторы трансфертного ценообразования и отражение на счетах. Трансфертная цена — это цена, используемая для определения стоимости продукции (материалов, полуфабрикатов, готовой продукции) или услуг, передаваемых одним центром ответственности другим внутри одной организации. Как само понятие трансфертной цены, так и цель ее использования зависят от хозяйствующего субъекта и области применения цен: для крупного предприятия с входящими в него подразделениями внутрифирменная трансфертная цена используется для контроля над хозяйственной деятельностью; в транснациональных корпорациях трансфертная цена применяется в целях снижения налоговых выплат. Трансфертное ценообразование направлено на увеличение прибыли за счет минимизации внутрифирменных затрат.

В процессе курсовой работы я узнала историю возникновения трансфертного ценообразования, факторы и методы формирования трансфертного ценообразования.

Список используемой литературы:

Федеральный закон о трансфертном ценообразовании от 1 мая 2010г.

Налоговый Кодекс РФ ст.40

Международные стандарты финансовой отчетности

Инструкция по применению плана-счетов

Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. 2-е издание, доп.и пер. – М.: ИКФ Омега-Л; Высш.шк., 2003.

Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: учеб.для вузов.- М.: Экономистъ, 2006. – 618с.

Каверина О.Д. Управленческий учет: система, методы, процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2004.

Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. –М.: ЮНИТИ, 2005.

Кондратова И.Г. «Основы управленческого учета», «Финансы и статистика», — М.: 2003.

Кукукина И.Г. Управленческий учет: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004.

Лабынцева Н.Т., Бухгалтерский учет: финансовый и управленческий.

Палий В.В., Палий В.Ф. Счета управленческого учета, 2001 -№7

Рахман З., Шеремет А.Д. Бухгалтерский учет в рыночной экономике. – М.: ИНФРА –М, 1996.