М. Горький. «Старуха Изергиль»1. Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В6 Старуха махнула рукой к морю. Там всё было тихо. Иногда рождался какой-то краткий, обманчивый звук и умирал тотчас же. — Любят они меня. Много я рассказываю им разного. Им это надо. Ещё молодые все… И мне хорошо с ними. Смотрю и думаю: «Вот и я, было время, такая же была… Только тогда, в моё время, больше было в человеке силы и огня, и оттого жилось веселее и лучше… Да!..» Она замолчала. Мне грустно было рядом с ней. Она же дремала, качая головой, и тихо шептала что-то… может быть, молилась. С моря поднималась туча— чёрная, тяжёлая, суровых очертаний, похожая на горный хребет. Она ползла в степь. С её вершины срывались клочья облаков, неслись вперёд её и гасили звёзды одну за другой. Море шумело. Недалеко от нас, в лозах винограда, целовались, шептали и вздыхали. Глубоко в степи выла собака… Воздух раздражал нервы странным запахом, щекотавшим ноздри. От облаков падали на землю густые стаи теней и ползли по ней, ползли, исчезали, являлись снова… На месте луны осталось только мутное опаловое пятно, иногда его совсем закрывал сизый клочок облака. И в степной дали, теперь уже чёрной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное. — Видишь ты искры? — спросила меня Изергиль. – Вон те, голубые? — указывая ей на степь, сказал я. — Голубые? Да, это они… Значит, летают всё-таки! Нy-ну… Я уж вот не вижу их больше. Не могу я теперь многого видеть. – Откуда эти искры? — спросил я старуху. Я слышал Кое-что раньше о происхождении этих искр, но мне хотелось послушать, как расскажет о том же старая Изергиль. — Эти искры от горящего сердца Данко. Было на свете сердце, которое однажды вспыхнуло огнём… И вот от мет эти искры. Я расскажу тебе про это… Тоже старая сказка… Старое, всё старое! Видишь ты, сколько в старине всего?.. А теперь вот нет ничего такого — ни дел, ни людей, ни сказок таких, как в старину… Почему?.. Ну-ка, скажи! Не скажешь… Что ты знаешь? Что все вы знаете, молодые? Эхе-хе!.. Смотрели бы в старину зорко— там все отгадки найдутся… А вот вы не смотрите и не умеете жить оттого… Я не вижу разве жизнь? Ох, всё вижу, хоть и плохи мои глаза! И вижу я, что не живут люди, а всё примеряются, примеряются и кладут на это всю жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу. Что же тут — судьба? Каждый сам себе судьба! Всяких людей я нынче вижу, а вот сильных нет! Где ж они?.. И красавцев становится всё меньше. Старуха задумалась о том, куда девались из жизни сильные и красивые люди, и, думая, осматривала тёмную степь, как бы ища в ней ответа. Я ждал её рассказа и молчал, боясь, что, если спрошу её о чем-либо, она опять отвлечётся в сторону.^ В1. Кто был главным героем рассказанной Изергиль истории, непосредственно предшествующей приведённому фрагменту?В2. Назовите город, в окрестностях которого повествователю довелось услышать рассказы Изергиль.^ В3. Приведённый фрагмент содержит развёрнутое описание неба и степи. Как называется этот тип предметной детализации?В4. Как называется форма общения между персонажами, основанная на обмене репликами и использованная М. Горьким в данном фрагменте?В5. Какой тип тропа, основанный на уподоблении явлений природы и человеческой жизни, использован в третьем предложении фрагмента («Иногда рождался какой-то краткий, обманчивый звук и умирал тотчас же»)?^ В6. С традициями какого литературного направления связаны характерные особенности описания природы в приведённом тексте?2. Задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма (5—10 предложений) CI, C2С1. Почему, на ваш взгляд, повествователю «грустно было рядом» с Изергиль?С2. В каких произведениях русской классики нравственная позиция персонажа или автора раскрывается при помощи сказок, притч или легенд?Ответы: В1 Аркадэк В2 Аккерман В3 Пейзаж В4 Диалог В5 Олицетворение В6 Ромнтизм С1. Состояние повествователя можно объяснить реакцией на только что услышанную им историю жизни Изергиль. В этой жизни было много драматических событий, но почти все они были следствием ничем не уравновешенного стремления героини к личной свободе. Свобода в понимании Изергиль долгое время была почти синонимом раскрепощённости в любви. Важно, что ни с кем из вереницы возлюбленных у героини так и не возникло прочных отношений. В общении с ними Изергиль вела себя по большому счёту так же, как поступал (в пределах своей легендарной жизни) по отношению к другим людям мифический Ларра: принимала их любовь до тех пор, пока ей не становилось скучно, и ничем не жертвовала, а потом хладнокровно оставляла их. Только встреча с последним возлюбленным изменила позицию Изергиль: спасая его, она идёт на риск, но не требует от него «ответной» жертвы. Повествователю «грустно рядом с Изергиль» потому, что на протяжении большей части своей жизни она была по сути заложницей неверного понимания свободы.С2. Сказки, легенды и другие «вставные» истории нередко служат в русской классике способом прояснить жизненную позицию персонажа или выразить нравственные убеждения автора. Так, именно калмыцкая сказка о вороне и орле, которую рассказывает Гринёву Пугачёв в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина, помогает понять мотивы поведения предводителя крестьянского восстания. В несколько иной функции использована в «Мёртвых душах» Н. В. Гоголя притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче: она призвана дать ответ тем, кто упрекает автора поэмы в «непатриотичности». Можно вспомнить и большое количество притчеобразных вставных историй в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Примеры тому — рассказ «про холопа примерного — Якова верного» или притча «О двух великих грешниках»: каждый подобный сюжет иллюстрирует разные проявления внутреннего рабства — главного, по мысли автора, препятствия на пути крестьянства к счастью.
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…