Лабораторная работа
На тему: МАССИВЫ в С/С++
Поэлементные операции
1. Одномерные (линейные) массивы
Линейным массивом в программе на C++ называется упорядоченный набор однотипных переменных, которые располагаются в памяти последовательно
Массив является простейшей структурой данных, облегчающей работу с большими объемами информации путем их упорядочения. В случае с массивами, упорядочение происходит за счет индексирования элементов, то есть обращения к каждому из них по порядковому номеру. Показанный на рисунке массив состоит из nэлементов с индексами от 0 до n-1, в который записаны числа 5, 21, 0, 12 и т.д.
Любой массив в C++ характеризуется тремя параметрами: именем, типом элементови размером. Как и обычная переменная, перед использованием массив должен быть объявлен. Общая форма записи объявления:
тип_элементов имя_массива[размер_массива];
Здесь тип_элементов– это любой из известных стандартных типов (int, float, double, charи т.д.), имя_массива– уникальное имя (идентификатор), используемое для обращения к массиву, размер_массива– количество его элементов. В качестве последнего параметра в объявлении может быть использована только целочисленная константа или константное выражение. Примеры объявлений
int A[15]; // массив из 15 целочисленных элементов с именем A
float x[3]; // массив x из 3-х элементов типа float
Объявление массива является командой компилятору на выделение памяти для хранения его элементов. Общее количество выделенной памяти зависит не только от числа элементов, но и от размера каждого элемента, то есть от его типа. Например, текстовая строка из 1000 символов (тип char) займет P = 1000*sizeof(char) = 1000 байтов, а массив из такого же количества вещественных чисел двойной точности (тип double) займет уже в восемь раз больше – P = 1000*sizeof(double) = 8000 байтов.
Нумерация элементов в массиве начинается с нуля. Таким образом, первый элемент массива имеет индекс 0, а последний – индекс n-1, где n – размер массива. Обращение к элементу производится с использованием имени массива и индекса элемента в квадратных скобках. Например, запись “x[0] = 5.5;” означает “присвоить значение 5.5 нулевому элементу массива x”.
Для работы с массивами характерным является использование итерационных циклов for. С их помощью организуется выполнение однотипных операций со всеми элементами массива, в частности, поэлементный ввод-вывод, поэлементные арифметические операции и др. Рассмотрим это на следующем примере.
Пример 1. Напишите программу, запрашивающую у пользователя 10 целых чисел, и выводящую ее на экран их сумму.
Решение. Будем использовать массив с именем A и размером 10 для хранения введенных чисел. Ввод данных и суммирование организуем поэлементно с помощью циклов for.
//———– Сумма элементов массива ————-
#pragma hdrstop
#include
#include
#pragma argsused
int main(int argc, char* argv[])
{
int A[10]; // объявляем массив из 10 целых
for(int i=0; i
{
cout
cin >> A[i]; // вводимA[i]
}
int sum = 0; // объявляемпеременную
for(int i=0; i
sum = sum + A[i]; // вциклесуммируемэлементы
cout
getch(); // задержка
return 0;
}
//————————————————-
Наберите код этой программы в среде Turbo C++ и запустите ее на выполнение. Проверьте правильность получаемых с ее помощью результатов. Нарисуйте блок-схему и объясните алгоритм ее работы. Объясните смысл использования дополнительной переменной sum в этой программе.
2. Многомерные массивы
Массивы в программах C++ могут быть не только линейными. Довольно частым является использование двух — (и более) -мерных структур. К примеру, прямоугольная матрица – типичная структура, представимая с помощью двумерного массива; а 3D-тензор может быть записан как соответствующий трехмерный массив.
Многомерный массив в C++ организован по принципу «массива массивов». Общий формат его объявления
тип имя[N1][N2]…[NM];
Здесь M – число индексов (или размерность) массива. Индексы изменяются в пределах от 0 до N1 – 1, от 0 до N2 – 1, от 0 до N3 – 1, …, от 0 до NM – 1, соответственно.
К примеру, запись int G[5][4]; означает объявление двумерного массива целых чисел с именем G и размерами 5´4. На рис. справа такой массив представлен в виде таблицы. Здесь первый индекс является номером строки, второй – номером столбца таблицы, с диапазонами изменения от 0 до 4, и от 0 до 3, соответственно.
Доступ к элементам многомерного массива в программе производится так же, как и в одномерном случае, то есть путем указания имени массива и набора индексов в квадратных скобках. Например, операция присваивания значения 0 последнему элементу будет записана как G[4][3] = 0.
При работе с многомерными массивами удобно использовать вложенные циклы for. С их помощью можно выполнить заданное действие с каждым из элементов массива путем перебора всех значений индексов. Приведенный ниже фрагмент программного кода выводит на экран все элементы массива G.–PAGE_BREAK–
for(int i=0; i
{
for(intj=0; j
cout
cout
}
Алгоритм работы этого фрагмента иллюстрируется следующей блок-схемой
Здесь внешний цикл по I последовательно пробегает все значения от 0 до 5. При каждом i запускается внутренний цикл по j от 0 до 4. В теле этого цикла на экран выводятся значение элемента G[i][j] и знак табуляции (горизонтальный отступ). Внутренний цикл продолжается до тех пор, пока не будут перебраны все значения j, то есть не будет выведена вся i-я строка. По завершении внутреннего цикла, экранный курсор перемещается на новую строку манипулятором endl, и далее внешний цикл продолжает свою работу, последовательно выводя на экран другие строки массива.
Пример 2. Имеется вещественная квадратная матрица размером 4´4. Напишите программу, вычисляющую произведение элементов в каждой ее строке. Матрица вводится с клавиатуры.
Решение. Условимся использовать для хранения матрицы массив float X[4][4]. Расчет произведения реализуем согласно следующему алгоритму. Введем вспомогательную переменную (к примеру, float P). Заметим, что в i-й строке расположены элементы X[i][j], где j меняется от 0 до 3, включительно. Организуем цикл по j, внутри которого будем домножать P на X[i][j]. Тогда на выходе из цикла P будет содержать искомое произведение. Выведем его на экран и продолжим расчеты для следующей строки. Для правильной работы алгоритма перед началом расчетов в каждой строке матрицы необходимо присвоить P значение 1.
//——– Произведение элементов строки ———-
#pragma hdrstop
#include
#include
#pragma argsused
int main(int argc, char* argv[])
{
float X[4][4]; // объявляеммассив4´4
for(int i=0; i
for(int j=0; j
{
cout
“,”
cin >> X[i][j]; // вводим элементы матрицы
}
cout
for(int i=0; i
{
float P = 1.0; // вспомогательная переменная
for(int j=0; j
P = P * X[i][j]; // домножаемP наX[i][j]
cout
}
getch();
return 0;
}
//————————————————-
Наберите и откомпилируйте код этой программы в Turbo C++. Проверьте результаты, выдаваемые программой.
3. Типизированные константы
В рассмотренном выше примере текст программы содержит явные выражения, задающие размеры массива X. Он объявлен как floatX[4][4], то есть с явным указанием размерности, и далее везде по ходу программы цифра 4 используется явно при записи циклов for.
Такая техника программирования является допустимой и даже часто используемой, однако создает некоторые трудности в плане масштабируемостипрограммы. В данном случае под масштабируемой мы будем понимать программу, которая может быть легко перестроена для работы с массивами других размеров. В рассмотренном выше примере при изменении размера массива Xнам придется просмотреть весь код программы, заменяя 4 на другое целое число.
Этого можно избежать, если ввести типизированные константы, которые будут использоваться для указания размеров массива. Так же, как и переменная, типизированная константа имеет уникальное имя и тип, однако ее значение не может быть изменено по ходу выполнения программы. Это дает право использовать ее в объявлении массива.
Типизированная константа должна быть объявлена с ключевым словом const, вслед за которым указывается ее тип (int, float, double, char, и т.д.), далее, через пробел, – ее имя и инициализирующее выражение продолжение
–PAGE_BREAK–
constтип имя = выражение;
Например, запись constintN= 4;означает объявление целочисленной константы с именем Nи значением 4. В рассмотренном выше примере Nмогла быть использована как при объявлении массива floatX[N][N],так и везде далее вместо 4. Такая программа будет легко масштабируемой в силу того, что в ней достаточно изменить значение Nработы с массивами других размеров.
Типизированная константа может быть объявлена в любом месте программы до момента своего первого использования. Однако хорошим стилем считается объявление всех констант в самом начале программного файла, после подключения библиотек директивами #include.
4. Инициализация элементов массива
В рассмотренных выше примерах начальные значения элементов массива задавались пользователем с клавиатуры. Можно поступить иначе и каждому из элементов присвоить начальное значение с помощью оператора «=». Это потребует довольно большого количества записей – по отдельному оператору для каждого из элементов. C++ дает программисту еще один, более удобный, способ. Массив может быть инициализирован при объявлении. Для этого в строке объявления сразу вслед за указанием типа элементов, имени массива и его размеров, записывается знак присваивания, и далее в фигурных скобках задаются значения элементов через запятую
тип имя[размерN] = { знач1, знач2, знач3, …, значN};
Запись означает, что сразу после размещения массива в оперативной памяти каждому из элементов должно быть присвоено соответствующее значение из списка. Если список значений в фигурных скобках короче, чем размер массива, то оставшиеся элементы будут инициализированы значением по умолчанию, то есть обнулены.
В следующем примере
float mark[5] = { 7.3, 4.0, 2.2, 12.1, 8.9 };
создается массив с именем mark, состоящий из 5 чисел типа float, которые инициализируются значениями 7.3, 4.0, 2.2 и т.д. Это эквивалентно следующему набору операторов
float mark[5]; mark[0]=7.3; mark[1]=4.0; mark[2]=2.2ит.д.
Многомерный массив также может быть инициализирован в строке объявления. Для этого достаточно помнить о том, что многомерный массив в C++ – это «массив массивов», о чем уже говорилось выше. Пример
int F[3][3] = { {3, 0, 2}, (1, 9, 8}, {5, 7, 4} };
Здесь создается двумерный массив с именем F и размерами 3´3, элементы которого получают начальные значения F[0][0] = 3, F[0][1] = 0, F[0][2] = 2, F[1][0] = 1 и т.д.
Пример 3. Пусть />и /> – две квадратные матрицы размером 3´3. Требуется написать программу, рассчитывающую их произведение />
Решение. Искомое произведение /> – это также матрица 3´3, элементы которой рассчитываются по формуле /> (/>). Аналогично Примеру 1, организуем суммирование с помощью вспомогательной переменной s и цикла по k. Для перебора всех /> используем два дополнительных вложенных друг в друга цикла по i и по j. Эти циклы будут внешними по отношению к циклу по k.
//————– Перемножениематриц————–
#pragma hdrstop
#include
#include
#pragma argsused
const int N = 3; // используемконстантуN=3
int main(int argc, char* argv[])
{
float A[N][N] = { {1, 1, 1},
{2, 2, 2},
{3, 3, 3} }; // исходнаяматрицаA
float B[N][N] = { {1, 2, 3},
{1, 2, 3},
{1, 2, 3} }; // исходнаяматрицаB
float C[N][N]; // матрица произведения С
for(int i=0; i
{
for(int j=0; j
{
float s = 0.0; // вспомогательная переменная
for(int k=0; k
s += A[i][k]*B[k][j]; // добавляем к s новое слаг-ое
C[i][j] = s; // записываем s в C[i][j]
}
}
cout
for(int i=0; i
{
for(int j=0; j
cout
cout
}
getch();
return 0;
}
//————————————————-