Определение экономической эффективности проекта производства контейнерного козлового крана

РГУПС
Филиалгосударственного образовательного учреждения
высшегопрофессионального образования
«РостовскийГосударственный Университет Путей Сообщения»
в г.Краснодаре
КУРСОВАЯРАБОТА
Подисциплине: «Экономическая оценка инвестиций на железнодорожном транспорте»
На тему:«Определение экономической эффективности проекта производства контейнерногокозлового крана»
Выполнила: студентка 5 курса
группы Э-V-241
учебный шифр
Проверил:
Защищена _______________
Оценка______________
Краснодар
2010

Содержание
1. Общие положение
2. Определение потребности производства кранов нового типа
3. Определение годовой производительности крана
4. Определение стоимости результатов эксплуатации кран (доходов)за год
5. Определение текущих издержек, связанных с эксплуатацией крана
6.Определение капитальных вложений в расчете на один кран
7. Определение эффективности проекта производства кранов
7.1 Общие положения
7.2 Расчет чистого дисконтированного дохода
7.3 Определение срока окупаемости (периода возврата)капитальных вложений
7.4 Определение индекса доходности (прибыльности)
8. Выводы

1. Общиеположения
Одним из наиболееэффективных и быстроразвивающихся направлений грузовых перевозок во внутреннеми международном сообщениях являются контейнерные перевозки. При этом вструктуре контейнерного парка всё большее значение приобретают универсальныекрупнотоннажные 40-футовые контейнеры.
Для обеспеченияпогрузочно-разгрузочных и складских работ с 40-футовыми контейнерами требуетсяиспользование кранов грузоподъемностью до 40 тонн. На железнодорожномтранспорте наибольшее распространение получили козловые электрические краныконсольного типа, предназначенные для работы на железнодорожных контейнерныхпунктах.
Рассматриваемый вкурсовом проекте козловой кран имеет электрический привод, двухконсольнуюметаллоконструкцию пролетного типа, снабжен автоматическим захватом(спредером). Кран обеспечивает производство погрузочно-разгрузочных работ скрупнотоннажными контейнерами номинальной массой брутто до 40 тонн. Механизмыкрана имеют регулируемые скорости, что позволяет производить установку контейнеровна площадку или на подвижной состав, а также подъем и горизонтальноеперемещение контейнеров с низкими скоростями, обеспечивающими безопасное выполнениеуказанных операций и точное их позиционирование в процессе перегрузки.
Таблица 1. Техническая характеристикакранаГрузоподъемность, т 40 Высота подъема, м 9 Пролет, м 25,0 База крана, м 8,5
Скорость, м/сек
подъема контейнера
передвижения крана
передвижения тележки
0,2/0,025
1,0/0,1
0,8/0,1
Таблица 2. ИсходныеданныеN показатель Размерность Обозначение Вариант -1 Отпускная цена крана тыс. руб.
Ккр 4740 Собственная масса крана т. М 184 Суммарная мощность электродвигателей крана
Nэ 204 Годовой фонд рабочего времени крана час
/>/> 2670

2.Определение потребности производства кранов нового типа
Применяемые в настоящеевремя на сети дорог, а также в других отраслях транспорта козловые краны дляработы с крупнотоннажными контейнерами физически и морально устарели, а такжене обеспечивают эффективного производства погрузочно-разгрузочных работ с40-футовыми контейнерами.
При определениипотребного парка кранов нового типа принималось во внимание, что в перспективеэти краны станут основными средствами погрузочно-разгрузочных и складских работс крупнотоннажными контейнерами как на действующих контейнерных пунктах, так ина строящихся контейнерных площадках железнодорожного и других видовтранспорта.
При определении величиныпоставок кранов учитывалось, что по мере стабилизации и развития экономики, атакже освоения производства, выпуск кранов будет возрастать и составит 70кранов в год.
Период поставки крановопределен в 10 лет, т.к. за пределами этого срока возможно применениеконтейнеров других параметров с требованиями использования соответствующихконструкций кранов.
Таблица 3. Поставкакранов по годам расчетного периодаГод расчетного периода Размер поставки 0 (расчетный год) – 1 4 2 5 3 12 4 23 5 30 6 40 7 45 8 50 9 50 10 50

3.Определение годовой производительности крана
Расчет годовой объемагрузопереработки крана производится с учетом Единых норм выработки и времени навагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы.
Погрузочно-разгрузочныеработы с различными типами контейнеров относятся к категории механизированныхработ с тяжеловесными грузами, в состав которых включаются операции по застропкегрузов, подъему и перемещению их краном, а также отстропке грузов.
При этом независимо оттипа применяемого железнодорожного или автомобильного подвижного состава нормавыработки крана характеризуется количеством погруженных или выгруженныхконтейнеров за единицу времени или нормой времени на переработку одногоконтейнера.
Годоваяпроизводительность крана, контейнеров:
/>,
где    /> – часоваяпроизводительность крана, конт./час;
/> -годовой фонд рабочего временикрана, час;
/> — норма времени на один контейнер,час (/>)
/> (контейнеров)
Годовой фонд рабочеговремени крана, определяется исходя из режима работы крана (числа рабочих смен),потерь времени на обслуживание и ремонт.

4.Определение стоимостных результатов эксплуатации крана (доходов) за год
При расчете стоимостнойоценки результатов эксплуатации крана за год применяются ставки сборов за выполнениепогрузочно-разгрузочных работ при работе с крупнотоннажными контейнерами,устанавливаемые предприятиями железнодорожного транспорта с учетом действующихпрейскурантов.
Годовой доход отэксплуатации крана, руб.:
/>,
где    /> – ставка сбора запроизводство одной контейнеро-операции с крупнотоннажными контейнерами массойбрутто 40 тн.; принято – 110 руб.
/> (руб.)

5.Определение текущих издержек, связанных с эксплуатацией крана
 
В составе текущихиздержек учитывается средняя заработная плата рабочих, занятых управлениемкраном, его технических обслуживанием и ремонтом, а также затраты на материалы,электроэнергию, общехозяйственные расходы.
Поскольку кран оснащенавтоматическим захватом, это позволяет производить застропку и отстропкуконтейнеров без участия стропальщиков, т.е. кран обслуживается одним машинистом.
Управление краном впроцессе производства погрузочно-разгрузочных и складских работ, а такжевыполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту выполняет рабочиймеханизатор 5горазряда с нормальными условиями труда.
Исходные данные для расчетатекущих издержек, приведены в табл. 4.
Среднегодовая заработнаяплата машинистов крана с учетом доплат и премий, руб.:
/>,
где    /> — часовая тарифная ставкамашиниста крана, руб.;
/> — годовой фонд времени работы, час;
/> — коэффициент, учитывающий премии идоплаты.
/> (руб.)
Отчисления в социальныефонды, руб.:
/>,
Где />-коэффициент, учитывающийотчисления в социальные фонды
/> (руб.)
Текущие издержки натехническое обслуживание и ремонт крана.
Заработная плата рабочих,руб.:
/>,
Где /> — суммарная трудоемкость ТОи ремонт в расчете на 1 час работы крана, час.
/> (руб.)
Отчисления в социальные фонды,руб.:
/>
/> (руб.)
Расходы на материалы,руб.:
/>,
Где /> — коэффициент, учитывающийстоимость, материалов на проведение ТО и ремонтов (в долях от фонда заработнойплаты на указанные работы).
/> (руб.)
Таблица 4. Исходныеданные для определения текущих издержек при эксплуатации крана.№ п.п Наименование Обозначение Размерность Количество 1 Часовая тарифная ставка машиниста крана
/> руб. 7,179 2 Коэффициент, учитывающий премии и доплаты
/> 1,8 3 Суммарная трудоемкость ТО и ремонтов в расчете на 1 час работы крана
/> час 0,5 4 Коэффициент, учитывающий стоимость материалов на проведение ТО и ремонтов (в долях ФЗП на указанные работы)
/> 0,5 5 Отчисления в социальные фонды
/> % 35,6 6 Норма амортизационных отчислений
/> % 5,0 7 Коэффициент использования двигателей механизмов крана по мощности
/> 0,8 8 Коэффициент, учитывающий потери электроэнергии в сети
/> 1,05 9 Средняя продолжительность включения двигателей отдельных механизмов в процессе работы крана
/> % 25 10 Коэффициент полезного действия двигателей крана
/> 0,85 11 Цена одного квт-час силовой эл. энергии
/> руб. 0,52
Расходы наэлектроэнергию, руб.:
/>,
где    />-цена 1 квт-час силовойэлектроэнергии, руб.;
/> — суммарная установленная мощностьэлектродвигателей всех механизмов на кране, квт.;
/> — коэффициент использованиядвигателей механизмов крана по мощности;
/> — коэффициент, учитывающий потериэлектроэнергии в сутки;
/> — средняя продолжительность включениядвигателей отдельных механизмов в процессе работы крана, %;
/> — коэффициент полезного действиякрана.
/> (руб.)
Амортизационныеотчисления, руб.:
/>,
где /> — норма амортизационныхотчислений;
/> — отпускная цена крана.
/> (руб.)
Производственные расходы,руб.:
/>
/>
Общественные расходы,руб.:
/>
/> (руб.)
Годовые текущие издержки,руб.:
/>
/> (руб.)
Таблица 5. Годовыетекущие издержки по эксплуатации крана№ п/п Наименование статей Обозначение Сумма, руб 1 Заработная плата машинистов кранов
/> 34502 2 Отчисление в социальные фонды
/> 12283 3 Заработная плата рабочих по ТО и ремонту
/> 17251 4 Отчисления в социальные фонды
/> 6141 5 Расходы на материалы
/> 8626 6 Расходы на электроэнергия
/> 69975 7 Амортизационные отчисления
/> 237000 8 Производственные расходы
/> 385778 9 Общехозяйственные расходы
/> 38578 10 Всего текущих издержек
/> 424356

6.Определение капитальных вложений в расчете на один кран
При расчете капитальныхвложений учитываются затраты на приобретение крана по отпускной ценеизготовителя. Транспортировку крана к месту эксплуатации, монтажно-наладочныеработы.
При отсутствии данных оботпускной (оптовой) цене по новому типу крана его ориентированная стоимостьможет быть определена по отдельным капитальным вложениям (в расчете на единицумассы) аналогичного типа крана.
Транспортные расходы подоставке крана к месту его эксплуатации, руб:
/>,
где    /> — удельные транспортныерасходы, отнесенные на 1т собственной массы крана (/> руб./т).
/> — собственная масса нового крана.
/> (руб.)
Затраты на монтажмеханической части крана, руб:
/>,
где /> — удельные затраты намонтаж механической части крана, определяются по действующим нормативам.
/>руб. на тонну собственной массы крана.
/> (руб.)
Затраты на монтажэлектрической части крана, руб.:
/>,
где /> — удельные затраты намонтаж электрической части крана, принимаются равными 0,3% от стоимости новогокрана.
/> (руб.)
Капитальные затраты наобустройство контейнерной площадки, руб.:
Затраты принять – 10% ототпускной цены крана.
/> (руб.)
Суммарная величинакапитальных вложений в расчете на один кран, руб.:
/>
/> (руб)

7.Определение эффективности проекта производства кранов
 
7.1 Общиеположения
Эффективность проектахарактеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат ирезультатов применительно к интересам его участников.
Различаются следующие показателиэффективности инвестиционных проектов:
— показатели коммерческой(финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализациипроекта для его непосредственных участников;
— показатели бюджетнойэффективности, отражающие финансовые последствия осуществления проекта дляфедерального, регионального или местного бюджетов;
— показателиэкономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные среализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересовучастников проекта и допускающие стоимостные измерения.
Применительно к целямданной курсовой работы подлежит оценке коммерческая эффективность проекта.
Оценка затрат ирезультатов при определении эффективности проекта осуществляется в пределахрасчетного периода, продолжительность которого (горизонт расчета) принимается сучетом продолжительности создания (эксплуатации) объекта инвестирования.
Шагом расчета приопределении показателей эффективности в пределах расчетного периода могут быть:месяц, квартал, год.
При оценке эффективностипроекта соизмерение разновременных показателей осуществляется путем приведения(дисконтирования) их стоимости к выбранному расчетному моменту времени(расчетному году).
В качестве расчетногогода принимается, как правило, календарный год, предшествующий выпускупродукции (организации перевозок), использованию новой технологии и т.п.
Для приведенияразновременных затрат, результатов используется норма дисконта (/>), равная приемлемой дляинвестора норме дохода на капитал.
Приведение к расчетномумоменту времени затрат и результатов проекта, имеющих место на t-ом шаге расчета реализации проектапроизводится путем их умножения на коэффициент дисконтирования (/>), определяемый дляпостоянной нормы дисконта /> как:
/>,
где /> — номер шага расчета (/>);
/> — горизонт расчета (расчетный период)
При дисконтированиипоказатель степени (/>) коэффициентадисконтирования (/>) принимаетсяотрицательным, тогда
/>,
если к расчетному году (/>) приводится значенияпоказателей периода, предшествовавшего /> и– положительным – для периода, последующего за расчетным годом. Этосоответствует реальному положению, когда прошлые затраты (результаты)оцениваются в настоящем времени дороже, а предстоящие соответственно, дешевле.
Оценка коммерческойэффективности проекта производится путем расчета следующих показателей.

7.2 Расчетчистого дисконтированного дохода
Чистый дисконтированныйдоход (ЧДД) определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период,приведенная к расчетному моменту времени.
Для постоянной нормыдисконта
/>,
где /> — результаты (доход),достигаемые на t-ом шаге (году)расчета;
/> — затраты (текущие издержки),осуществляемые на t-ом шаге;
/> — горизонт расчета, (равный числушагов расчета в расчетном периоде);
/> — сумма дисконтированных капиталовложений.
/>,
где /> — капитальные вложения на t-ом шаге.
В целях удобства инаглядности получения текущих результатов расчет чистого дисконтированногодохода производится в табличной форме (табл 7).
Горизонт расчетапринимается продолжительностью 16 лет, в.т.ч. 0-ой     — год расчетный,предшествует началу производства кранов. Поставки кранов осуществляются в течение10 лет.
Определение паркаэксплуатируемых кранов по годам расчетного периода.
Количество кранов вэксплуатации по годам расчетного периода определяется нарастающим итогом сучетом объема поставленных кранов в предшествующем периоде и поставки затекущий год (табл.3). Полученное значение (/>)заносится в табл.6
Таблица 6. Паркэксплуатируемых крановГод расчетного периода (эксплуатации)
Размер поставок в год ед. />
Парк в эксплуатации ед. /> 0 (расчетный год) – – 1 4 4 2 5 9 3 12 21 4 23 44 5 30 74 6 40 114 7 45 159 8 50 209 9 50 259 10 50 309
Стоимостная оценкарезультатов (доход) в t-jv году расчетного периода, тыс. руб.
/>,
где /> — годовой доход отэксплуатации крана, тыс. руб.; />-количество кранов в эксплуатации в t-ом году расчетного периода, ед.
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.).
Текущие издержки,связанные с использованием парка кранов, находящихся в эксплуатации в t-ом году расчетного периода, тыс.руб.
/>,
где /> — текущие издержки поэксплуатации одного крана, тыс. руб.
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
Прибыль (экономия) отэксплуатации парка кранов в t-омгоду расчетного периода, тыс.руб.

/>
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
Прибыль за вычетом налогана прибыль, тыс. руб.
/>,
где /> — коэффициент, учитывающийналог на прибыль (/>).
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.).
Суммарное значениеприбыли и амортизационных отчислений в t-ом году расчетного периода, тыс. руб.
/>,
где /> – амортизационныеотчисления эксплуатируемых кранов в t-ом году, где
/>
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.).
Капитальные вложения в t-ом году расчетного периода, тыс.руб.
/>,
где /> – суммарная величинакапитальных вложений на один кран, тыс. руб.;
/> — объем поставки кранов в t-ом году.
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.).
Капитальные вложения врасчетном (t=0) году представляют собойпервоначальные затраты, связанные с освоением производства крана, принимаютсяравными – 4500 тыс. руб.
Текущий эффект (суммаприбыли и амортизационных отчислений за вычетом капитальных вложений) в t-ом году расчетного периода, тыс.руб.
/>
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.).
Приведенный текущийэффект, тыс.руб.
/>
Применительно к целямкурсовой работы нормы дисконта – Е принимается равной 0,1.
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.);
/> (тыс. руб.).
Сумма приведенных текущихэффектов за весь расчетный период представляет собой интегральный эффект иличистый дисконтированный доход, полученный от реализации проекта, тыс. руб.
/>
/>
7.3Определение срока окупаемости (периода возврата) капитальных вложений
Срок окупаемостикапитальных вложений (/>) — представляетсобой минимальный временной интервал (от начала осуществления проекта), запределами которого интегральный эффект становится и в дальнейшем останетсянеотрицательным. Иначе говоря, /> – этопериод, измеряемый в годах (месяцах), начиная с которого первоначальныевложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываютсясуммарным результатом его осуществления.
Расчет срока окупаемоститакже ведем в табличной форме.