Федеральноеагентство РФ по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Псковский государственный политехнический институт»
Кафедра
Государственного и муниципального управления
Контрольная работа
Дисциплина: Социология
Вариант №7
Выполниластудентка группы 611-1405С
Н.Ю.Иванова
Шифр№0861097
(подпись)
Руководитель
И.А.Бородай
(подпись)
Псков 2009
Содержание
Введение
Глава1: Символическийинтеракционизм Ч.Кули
1.1Понятие «символический интеракционизм» и его сущность
1.2Ч.Кули и его концепция «зеркального Я»
Глава2: Анализизменений социальной структуры российского общества с 1994 по 2009 года
Заключение
Приложения
Словарьиспользуемых социологических терминов
Списокиспользуемой литературы
Введение
ЭпохаXXI векапринесла нам существенные изменения в идеологии и психологии человека.
Поэтомусоциальные проблемы волнуют не только социологов и научных деятелей, но и самогосударство, которое ведет целенаправленную политику по данному вопросу.
Говоритьоб обществе и социологических процессах актуально, так как социология – молодаянаучная дисциплина.
Даннаяработа состоит из двух частей:
— теоретической, где рассматриваются следующие вопросы: Понятие«символический интеракционизм» и его сущность, Ч.Кули и его концепция«зеркального Я»;
— практической, где прослежены и проанализированы изменения социальнойструктуры российского общества за последние 15 лет.
Вработе были использованы следующие первоисточники: социологическиеэнциклопедические словари, статьи периодической печати, статистическиесборники, учебники и информация сайтов сети Интернет.
Основныеметоды, используемые при написании контрольной работы – поисковый,последовательно-текстуальный, анализа и обобщения, графический.
ГЛАВА1. Символический интеракционизм Ч. Кули
1.1Понятие «символический интеракционизм» и его сущность
Вовсех социологических энциклопедических словарях дается пояснение такомунаправлению мысли как символический интеракционизм*. Вот, например, одноиз них:
«Символическийинтеракционизм – (от английского interaction–взаимодействие) направление в социологии, исследующее социокультурный мирсимволов, обслуживающих межсубъектные взаимодействия, функционирующие в языке,культуре, внутренних личностных структурах».
Уистоков этого учения стояли американские исследователи Ч.Кули, У.Томас,Дж.Мид, Г.Блумер, М.Кун.
Основнымитеоретическими положениями данного направления являются:
ü Природачеловека социальна;
ü Социализацияи самоопределение личности зависят прежде всего от ближайшего социальногоокружения, от первичных социальных групп*, внутри которых человекпребывает;
ü Взаимопониманиево взаимодействии личности с другими людьми зависит от знания языковых иповеденческих символов, принятых в данной социальной среде*;
ü Отношениеличности к другому человеку предопределяется не тем, чем тот является на самомделе, а образом другого, представлением о нем, живущем в сознании этойличности;
ü Этоже самое происходит и с другими; в результате взаимопонимания обусловленовзаимодействием воображаемых фигур, живущих в сознании каждого;
ü Воображаемоеоказывается не менее важно для взаимодействия, чем реальное, и даже зачастуюважнее его.
Центральнымпонятием символического интеракционизма является самость,позволяющая каждому из нас просчитывать последствия собственных поступков.
Теорияподвергалось критике по следующим направлениям:
— недостаточно разработанная методология;
— игнорирование эмоциональной стороны самости как основы социального действия;
— отсутствие четкой концепции самости.
Данноенаправление сосредоточено на взаимодействии индивидов*. Элементывзаимодействия называются интеракциями Г.Блумер в работе «Обществокак символическая интеракция» пишет: «интеракция людей опосредуетсяиспользованием символов, их интерпретацией или придания значения действиямдругого».
Сторонникисимволического интеракционизма, среди которых был и И. Гофман,изучают условия, в которых происходят интеракции: «Социальноевзаимодействие можно определить как нечто неповторимое, происходящеев социальных ситуациях, т. е. в средах, в которых два и болееиндивида находятся в физическом реактивном присутствии друг друга».
Массоваякоммуникация в символическом интеракционизме рассматривается каквторичная, как производная от коммуникации «лицом-к-лицу». Как пишет И. Гофман:она «… представляет собой редуцированную версию первичного реальноговзаимодействия».
Первымпринципиальным моментом, вытекающим из символического характера интеракции,является различение стимула и объекта. Г.Блумер пишет: «Поведениечеловека не является результатом давления окружающей среды, стимулов, мотивов,социальных установок или идей».
Гораздоважнее оказывается уменье человека выделять и обозначать (артикулировать)объекты внешнего мира, интерпретировать ситуации и конструироватьсобственное поведение, исходя из этих интерпретаций, а так же другихзначений (целей, осознанных желаний, возможных путей их достижения).
Включениев ситуацию собственных желаний, устремлений, целей, способностей возможноблагодаря тому, что человек может воспринимать себя как объект.
2.2 Ч. Кули и егоконцепция «зеркального Я»
ЧарльзХортон Кулиродился 17августа 1864 года в Анн-Арборе (штат Мичиган) в семье профессора.Учился в Мичиганском университете, преподавал в этом учебном заведении с 1894 идо конца жизни. Кули — представитель первого поколения американских социологов.
Мироваясоциологическая мысль ценит Кули прежде всего за его теорию «зеркальногоЯ», в которой ученый стремился преодолеть противопоставления индивида иобщества. В ней социолог исходит из
постулатао том, что общество формирует индивидов, а индивиды, в свою очередь,конструируют общество. Среди главных трудов Кули — Человеческая природа исоциальный порядок (Human Nature and the Social Order, 1902), Социальнаяорганизация (Social Organization, 1909) и Социальный процесс (Social Process,1918). Кули известен своими идеями о личности, человеческой природе и«первичных группах», в которых она развивается, о характере взаимодействиялидеров и массы в общественном мнении, внутри классов и каст, а также осоциальной значимости финансового статуса личности. Умер Кули в Анн-Арборе 8мая 1929 года.
Онявлялся одним из исследователей самости(то есть понятий«я», «меня», «мое», «я сам»).
Преждевсего, нужно отметить, что, название теории Ч. Кули переведено на русский языкне совсем корректно — правильнее её обозначить как теорию «зеркальнойсамости» (looking-glass self). В этой версии сохраняется изначальное представлениеродоначальников символического интеракционизма о сложной структуре личности индивида.
ТеорииЧ. Кули «зеркального Я» основывается на следующих трехпостулатах:
Ø в процессе взаимодействия друг с другом людиспособны представлять, как они воспринимаются обобщенным другим;
Ø люди способны осознавать характер ответных реакций обобщенныхдругих;
Ø люди развивают самопредставления, чувства гордостиили подавленности в зависимости от того, каким им видятся представленияобобщенных других.
Кулиисходит из того, что самосознание и ценностные ориентации индивида как бы зеркальноотражают реакции на них окружающих людей, главным образом из той же социальнойгруппы. Социолог отмечает: «Социальную самость такого рода можно назватьотраженной, или зеркальной, самостью: Мы видим наше лицо, фигуру и одежду взеркале, интересуемся ими, поскольку все это наше, бываем довольны ими или нетв соответствии с тем, какими мы хотели бы их видеть, точно так же в воображениивоспринимаем в сознании другого некоторую мысль о нашем облике, манерах,намерениях, делах, характере, друзьях и т.д., и это самым различным образом нанас воздействует».
Впроцессе формирования самости особо важную роль играют первичные группы(семья, сверстники, соседи). Если представители первичных групп уважительноотносятся к ребенку, то это зеркально отражается на нем — ребенок самначинает уважать себя, что проявляется в адекватных социальных действиях. Инапротив, если в силу разных причин ребенок лишается материнской любви,уважения окружающих, то это обязательно сказывается на становлении самости — роли, которые он способен
играть,перестают соотноситься с ожиданиями близких ему людей, а позднее и более широкогообщества.
«Процесс,в ходе которого у детей развивается самоощущение зеркального типа, можнопроследить без особых затруднений, — пишет Кули. — Изучаядвижения других столь пристально, как они это делают, они вскоре замечают связьмежду своими собственными действиями и изменениями этих движений, т.е. онизамечают своё влияние на других людей или власть над ними.
Ребенокприсваивает видимые действия своего родителя или няни, свое влияние на которыхон обнаруживает, совершенно таким же образом, каким он присваивает одну изчастей своего тела или какую-нибудь игрушку, и он пытается сделать что-нибудь сэтой своей новой собственностью».
Наразвитие самости с самого начала оказывают влияние половое различие и сексуальнаясоциализация. Девочки, как правило, более откровенно заботятся о своем социальномобразе. Они более склонны перейти на точку зрения окружающих, радуются илипечалятся в зависимости от их расположения к себе. «Можно не сомневаться,-замечает Кули, — что женщины, как правило, зависят от непосредственнойличной поддержки и поощрения больше, чем мужчины. Мышление женщины нуждается вфиксации на каком-либо человеке, в сознании которого она может найти устойчивыйи неотразимый образ самой себя, которым она может жить: Мужчины, болеепредрасположенные к агрессии, обладают большей по сравнению с женщинамисамостоятельностью. Но в действительности никто не может выстоять в одиночку». Социологотмечает, что«женщины, и мужчины нуждаются в постоянной поддержке со стороныобщества. В зрелом возрасте — прежде всего со стороны вторичных общественныхинститутов. Студенты учатся лучше, когда ощущают одобрение профессора.Воины становятся смелее и самоотвержение, когда офицер одобряет их действия.Жена — более внимательной и заботливой, когда муж одобряет её наряд, с похвалойотзывается о ней как хорошей хозяйке. Кули подчеркивает, что индивиды выбираюткруг общения с теми людьми, которые поддерживают их самоидентификацию».
Ч.Кулиделает вывод, что «каждая общественная структура имеет свой механизмпроизводства самоидентификации, и индивиды находят себе место в рамкахсистемы социального контроля, соответствующей их самоидентификациям».
Кулипредложил и метод исследования сознания индивидов, названный им симпатическимсамонаблюдением(sympathetic introspection). Его суть состоит втом, что социолог представляет себя в виде социального субъекта в различныхситуациях, предполагая соответствующее им своё поведение. Социолог полагал, чтотем самым можно понять значения и мотивы социального поведения вообще.
Вобыденной жизни «зеркальное Я» проявляется повсеместно.
Кулипишет, что отличительной чертой идеи, именами которой являются местоимениятретьего лица, выступает некий характерный тип чувства, которое можно назвать «чувствоммоего (my-feeling)»или «чувством присвоения (senseof appropriation)».Почти все виды идей могут быть связаны с этим чувством и быть поэтому названы«я» или «мое». Чувство, или ощущение, самости можно рассматривать какинстинктивное, оно, несомненно, развивалось в связи с его важной функцией постимулированию и объединению всевозможных особых деятельностей индивидов. Оно,таким образом, очень глубоко укоренено в истории человеческого рода и,очевидно, необходимо для любой системы жизни вообще, которая схожа с нашей.
Кулипоставил перед собой задачу исследовать процесс постепенного пониманияличностью отличия своего Я от других личностей. В результате многочисленныхисследований он определил, что развитие концепции собственного Я происходит входе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не можетосуществляться без участия других личностей, т.е. без социального окружения.Даже скупец, втайне любующийся своим спрятанным золотом, может почувствовать«мое» только в том случае, если он вспоминает о мире людей, над которым онимеет тайную власть.
Самостьможет быть агрессивной, и тогда она выражается в присваивании себе объектовобщего желания.
Изпонятия самости следует концепция «зеркального Я», имеющаяочень большое значение в социологии.
Каждыйчеловек, по предположению Ч. Кули, строит свое Я, основываясь навоспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Кромепростого восприятия «Я» через самого себя, мы также воспринимаемсвое «Я» как бы видя его отражение в других. То есть огромнуюроль для индивида играет не только то, что он думает о себе сам, но и то, чтодумают о нем другие. Мы смотрим в представления других о нас самих, как взеркало, и судим о самих себе по этому отражению.
Именночерез отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умныйон или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный, приэтом подобная оценка может не соответствовать реальности.
Какотражение в зеркале дает образ физического Я, так восприятие реакциидругих людей на мое поведение или внешность дает образ социального Я.При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, илиискаженного зеркала. Мы, например, часто поддерживаем приятные высказывания осебе, которые на поверку оказываются просто лестью, или можем отнести браньначальника к неумению или неспособности, в то время как это просто служитпроявлением его плохого настроения.
Кулиподробно проанализировал развитие личности на основании концепциизеркального «Я». «Уже в возрасте шести месяцев, — отмечает Кули — ребенокпо-разному реагирует на разных людей и по-разному организует в их присутствиисобственное поведение. Юный актер скоро научается быть разным для разных людей,показывая, что он начинает понимать, что такое личность и как она организуетсвою деятельность». В этом наблюдении Кули уже содержатся основы современнойтеории социализации, ролевой теории личности и прочих «микросоциологических»концепций, детальная разработка которых — заслуга позднейших теоретиков символическогоинтеракционизма.
ИдеиКули были развиты Джорджем Гербертом Мидом (1863 – 1931).
Анализ измененийсоциальной структуры российского общества с 1994 по 2009 года
Социальнаяструктура российского общества за последние 15 летсущественно изменилась, о чем наглядно показывают нам статистические сборникиГоскомстата России с 1994 по 2009 год.
Структурыраспространяются во времени и в пространстве, поэтому проанализировать ихизменении необходимо не только в целом по России, но и на примере региона. Постатистическим данным Псковской области можно отобразить их изменчивость стечением времени.
Проблемысоциальной структуры постоянно привлекают к себе внимание российскихсоциологов.Большинство исследований объединяетсяв методологическом плане, проведем собственный анализ на основе данныхстатистических сборников и журнальных статей.
Преждевсего, необходимо проанализировать численный состав населения России,составляющий наше общество. С 1994 по 2009 года прослеживается снижениечисленности населения: /> />
1994 />
2002 />
2008 /> /> /> />
численность населения РФ (тыс.чел.) />
148366 />
143954,4 />
132000
/> /> /> />
Диаграмма«Численность населения РФ» (см. Приложение №1 рис.1) графически отражаетдемографическую ситуацию в стране.
ВПсковской области прослеживается та же тенденция. Взглянув на диаграмму «Численностьнаселения Псковской области» (см. Приложение №1 рис.2), можно отметить, чтоснижение численности населения идет не скачкообразно, плавно, но уверенно вниз.Анализируя регион, как одну из составляющих страны, можно судить в целом огосударстве.
Российскоеобщество делится на два типа в зависимости от территории, на которой проживает:
/>
Всоответствии с показателями статистики, в целом по России и в Псковской областипреобладает на протяжении многих лет городское население (см. Приложение №2рис. 1,2). Доля сельского населения по области приблизительно равна половинежителей городов и поселков городского типа. Причем по стране прослеживаетсяодновременное изменение роста или спада в изменении численности населения, т.е.равномерность. Если численность городского населения снижается, то числосельских жителей тоже снижается приблизительно на равное количество людей.
Распределениепо половому признаку российского общества таково (см. Приложение №3 рис.1):
47% — мужчины
53% — женщины
Данныецифры на протяжении последних 15 лет не изменились: на 6% превышает женскоеначало.
ВПсковской области прослеживается следующее изменение: годы
Мужчины
(тыс.чел.)
Женщины
(тыс.чел.)
1994
382,5
449,6
1995
382,6
447,4
1996
380,8
445,5
1997
377,9
442,6
1998
374,4
438,7
1999
370,4
434,2
2000
364,9
428,3
2001
359,3
422,5
2002
352,8
416,8
2003
346,8
411,3
2004
341,2
406,4
2005
335,6
401,1
2006
329,1
395,5
2007
323,5
389,9
2008
319,8
385,5 №/год 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Кол-во умерших
младенцы
137
111
126
102
121
101
87
115
102
110
91
83
85
58
Графическиразница в численности изображена в Приложении №3 рис.2. Приведенные данныесвидетельствуют о том, что численность мужского населения за последние 15 летсократилась в области на 62,7 тыс.чел., а женского – на 64,1 тыс.чел. Разницамежду рассматриваемыми группами по последним данным составляет 65,7 тыс.чел.,т.е. женское население превышает мужское приблизительно на 9,3%. Наше обществосмогло бы быть более многочисленным, но за последние 15 лет каждый год вПсковской области умирало более 80 младенцев – детишек до 1 года:
Вобщей сумме – 1314 младенцев, что в среднем составляет приблизительно 94человечка в год.
Необходимообратить внимание также на возрастно-половой состав населения России (см.Приложение №4). В статистических сборниках отражен возрастно-половой составобщества за 1989 год, а также 2002 год. Диаграммы по данному показателюсущественно отличаются. Можно сделать несколько основных выводов: в 1989 году мужскоенаселение в возрасте от 60 лет наиболее малочисленно, они не доживают до 90лет, а женская половина входит в число долгожителей, некоторые доживают до 95лет. Интересен тот факт, что в возрасте 45 лет части мужского и женскогонаселения приблизительно равны и малочисленны, не более 400 тыс.чел. по всейРоссии. Больших изменений в численном составе между мужчинами и женщинами в1989 году не наблюдается. В 2002 году перед нами возникает немного инаякартина. Во-первых, численность всего населения значительно меньше. Во-вторых,меньше всего на территории России становится мужчин и женщин в возрасте от 55до 60 лет, а также детей в возрасте от 0 до 10 лет. Женщины по-прежнемулидируют в числе долгожителей, некоторые доживают до 100 лет. Мужчины теряютсвою численность в возрасте от 55 до 95 лет. Таким образом, самоемногочисленное население в возрасте от 10 до 55 лет.
ВПсковской области складывается следующая структура:
1996
2005
2008
Все население
826283
736728
705289
0-4 36739 30742 32591
5-9 58370 28815 28275
10-14
61044 39854 30573
15-19 53795 59407 48639
20-24 50939 57910
61021
25-29 48345 48757 51622
30-34 59166 47291 46438
35-39
69617 45351 44627
40-44 65720 57619 47386
45-49 55721
62378 58569
50-54 31665 57032 56755
55-59 55086 41577 50897
60-64 47457 29339 25723
65-69 53307 43960 35994
70 и более
79312
86696
86179
В1996 году самой малочисленной возрастной группой в области является: от 0-4лет, от 50-54 года, а самой многочисленной – от 70 и более лет. В 2005 годусамая малочисленная группа населения от 5-9 лет, от 60-64 лет, а самоймногочисленной по-прежнему остается последняя группа. В 2008 году мы наблюдаемследующие изменения: самое малочисленное население – это 1,2,3,13,14 группы, амногочисленными являются 5,15 группы. На протяжении последних 15 лет самоймногочисленной группой является возраст от 70 и более лет, т.е. люди нетрудоспособного возраста.
На1 января 2008 года возрастно-половой состав населения области представленграфически в Приложении №5, откуда видно, что в числе долгожителей по-прежнемуостаются женщины, как и в целом по России. Численность мужчин начинаетсокращаться в возрасте от 60 лет.
Распределитьнаселение можно так же по категориям: моложе трудоспособного возраста,трудоспособный возраст и старше трудоспособного возраста. Статистическиесборники предоставили нам информацию с 1994 по 1998 года (см. Приложение №6рис.1), где доля трудоспособного населения превышает остальные категории. Внастоящее время ситуация существенно не изменилась. В Псковской области (см.Приложение №6 рис.2)население в трудоспособном возрасте преобладает, нопрослеживается тенденция его снижения, как и в других категориях. Если сравнить1989 и 2002 год, то по области вырисовывается следующая картина:
категории
1989
2002
Моложе трудоспособного
Возраста
21,1%
16,2% Трудоспособный возраст
54,1%
58,3%
Старше трудоспособного
возраста
24,8%
24,7%
Сравниваяпоказатели можно сделать вывод, что численность трудоспособного населениявозросла, а категория «моложе трудоспособного возраста» понизилась на 4,9%.
ПоПсковской области средний возраст населения равен: в 1989 году – 38,2, в2002 году – 40,6, причем средний возраст городского населения – 35,2 /38,5,а сельского – 43,4 /44,7.
Всенаселение или общество можно разделить на группы по уровню образования от 15лет. В статистических сборниках по псковской области наблюдается следующее:
группа
1989
2002
Профессиональное
высшее (чел.) 54865 83143 Неполное высшее 6970 12403 Среднее 117412 177344 Начальное – 94134
Общее среднее
(полное) 173570 103898 Основное общее 138786 93785 Начальное общее 123253 75891
Не имеющие начального
Общего образования 62411 7442 Неграмотные – 3521
В1989 годы российское общество Псковской области имело в основном общееобразование или среднее профессиональное, окончив школу или техникумы, людистановились экономически активным населением. В 2002 году численность населениясо средним профессиональным образованием превышает численность выпускниковвузов, по-прежнему высок процент людей с общим средним полным образованием.Сложно представить неграмотного человека, но и такие по области нашлись – 3521человек, скорее всего, это люди более старого поколения от 75 лет, а такженаселение цыганской национальности. Экономически активное население Россиисоставляет более 65% жителей. По данным статистических сборников уровеньэкономической активности населения в возрасте 15-72 лет изменялся в следующемнаправлении:
1992
1997
1998
1999
2000
2001 Всего %
70,3
62,3
61,1
65,5
64,8
64,3
Графическиизменения можно проследить в Приложении №7 рис.1. Здесь же и отмечен графикизменений занятости населения. По последним данным уровень занятости населенияравен более 60%. Велико количество безработных: в 1995 году – 2327 тыс.чел., в2003 – 1639 тыс.чел. В Псковской области численность экономически активногонаселения составила:
1995
2004
2007 Всего (тыс.чел.)
361,6
373,1
367,8
Численностьбезработных, зарегистрированных в службах занятости области, изменяласьследующим образом:
1995
2000
2004
2005
2006
2007 Всего (тыс.чел.)
33,9
8,5
10,5
11,4
11,1
6,9
Безработнымнаше общество представить в двадцать первом веке сложно, по области былапроведена большая работа, прежде чем численность безработных сократилась дотаких показателей.
Среднегодоваячисленность занятых в экономике Российского государства по отраслям выглядитследующим образом:
1990
2001
Всего (тыс.чел.)
75325
64710 Промышленность
22809
14692 Сельское хозяйство
9727
7936 Лесное хозяйство
238
264 Строительство
9020
5015 Транспорт
4934
4115 Связь
884
899
Оптовая и розничная торговля,
Общественное питание
5869
9997
ЖКХ, непроизводственные виды
бытового обслуживания населения
3217
3263
Здравоохранение, физическая культура,
социальное обеспечение
4238
4531 Образование
6066
5857 Культура и искусство
1165
1160 Наука
2804
1187 Финансы, кредит, страхование
402
787 Управление
1602
2880 Другие отрасли
2350
2127
Графическоеизображение структуры среднегодовой численности занятых в экономике по отраслямпредставлено в Приложении №7 рис.2. Откуда видно, что наше общество – населениеРоссии более всего заняты в промышленности, хотя данный показатель в эпохуфабрик и заводов был значительно выше, торговли, здравоохранении, образовании,культуре, науке. По Псковской области вырисовывается следующая картина:
1990 (%)
2003 (%) Промышленность
30,8
19,6 С/Х
18,3
16,5 Лесное хозяйство
0,7
1,0 Транспорт
6,0
6,6 Связь
1,8
2,0 Строительство
10,7
6,7
Торговля, общественное питание,
материально-техническое снабжение и
сбыт, заготовки
7,7
14,0
ЖКХ, непроизводственные виды
бытового обслуживания населения
3,9
5,1
Здравоохранение, физическая культура
и спорт, соцобеспечение
5,3
7,1 Образование
7,1
8,9 Культура и искусство
1,6
2,4
Финансы, кредит, страхование,
пенсионное обеспечение
0,6
1,3 Управление
2,1
6,3 Другие отрасли
3,4
2,5
Тенденцияизменения занятых по отраслям экономики в Псковской области существенно неотличается от показателей в целом по России.
Еслирассмотреть численность занятых в экономике России по формам собственности, томожно выделить несколько групп (показатели 2001 года):
1)государственная и муниципальная – 24,2%
2)частная – 30,8%
3)собственность общественных и религиозных организаций – 0,5%
4)смешанная российская – 7,5%
5)иностранная, совместная российская и иностранная – 1,7%
Графическиданные можно представить так:
/>
Невооруженнымглазом видно, что преобладает частная собственность, поэтому большая частьнаселения занята именно в ней.
Удельныйвес населения Псковской области, находящийся за чертой бедности в 2001 годусоставил 27,6 % от общей численности населения.
ВРоссии на 2001 год приходится следующее распределение численности работников поразмерам начисленной заработной платы:
от50 руб. до 400 руб. – 8,3%,
от400 руб. до 1000 руб. – 20,1%,
от1000 руб. до 1800 руб. – 21,3%,
от1800 руб. до 3000 руб. – 20,9%,
от3000 руб. до 5000 руб. – 15,8%,
от5000 руб. до 7400 руб. – 7%,
от7400 руб. до 10 600 руб. – 3,5%,
от10 600 руб. до 17 000 руб. – 2%,
свыше17 000 руб. – 1,1%.
Такимобразом, говоря о структуре российского общества, нельзя не отметить, что вРоссии преобладает бедное население и так называемый средний класс.
Данныхпо типам и размерам семей в статистических сборниках не имеется.
ВПсковской области за 2002 год национальный состав населения выглядит следующимобразом:
— русские (более 90%)
— украинцы, белорусы (по сравнению с 1989 годом их численность сократилась болеечем на 3000 чел.),
— азербайджанцы, армяне, грузины (по сравнению с 1989 годом численность даннойнациональности увеличилась втрое),
— евреи, казахи, киргизы, латыши, литовцы, молдаване, немцы, поляки, туркмены,узбеки, эстонцы (численность данной группы значительно уменьшилась до 1/3по сравнению с 1989 годом),
— таджики, татары, чеченцы (к 2002 году увеличилась),
— цыгане (немного сократилась по сравнению с 1989 годом),
— сету.
ВРоссии живет многонациональный народ, поэтому и общество многонационально.
Длятого, чтобы сделать несколько выводов по численности семей в РФ, приведемтабличку и сравним показатели разных стран:
Коэффициентбрачности
(числозарегистрированных браков на 1000 человек населения)
1990
2000
Россия
8,9
6,2
Белоруссия
9,7
6,2
Великобритания
6,5
5,1 (1999г)
Греция
5,8
6,4
Азербайджан
10,4
5,0
Грузия
6,7
2,8
Снижениекоэффициента брачности мы наблюдаем почти во всех странах. Но в России и ещедвух странах: Белоруссии и Казахстане он все же высок. Россия, не смотря наидеологию молодежи, все еще семейная страна, но разводы однако имеют местобыть. По Псковской области в1994 году зарегистрировано 5728браков и 4334 развода, в 2000 году – 4591 брак и 3279разводов, в 2003 году – 5485 браков и 3613 разводов,в 2007 году – 5901 брак и 3112 разводов. Данныецифры свидетельствуют о том, что понятие целостной родовой семьи с годамиутрачивается, идеология общества и ценности меняются, традиции уже неимеют былого значения, общество стало более свободным. Коэффициентбрачности по области составляет 8,3, что превышаетпоказатель в целом по России.
Изменениебрачной структуры населения по данным переписей можно графически изобразить ввиде диаграммы (см. Приложение №8). По сравнению с 1989 годом количество«никогда несостоящих в браке» и «разведенных» увеличилось, а вот количество«вдовых» осталось почти без изменений.
Весьмаинтересные факты по социальной структуре российского общества были получены прииспользовании сети Интернет:
личный состав армии вместе с контрактниками, срочниками,
вольнонаемными, персоналом вспомогательных предприятий,
научных институтов, КБ и ВУЗов
1.470.000 личный состав ФСБ, ФСО, ФПС, ФАПСИ, СВР и пр
2.140.000 штатные сотрудники МЧС, МВД, ВВ, Минюста, ФМС и Прокуратуры
2.536.000 работники таможни, налоговых, санитарных и прочих инспекций
1.957.000 аппарат МИД и госзагранучреждений (ООН, ЮНЕСКО, СНГ, пр.)
98.000 служащие прочих федеральных министерств и ведомств
1.985.000 клерки пенсионных, социальных, страховых и прочих фондов
2.439.000 депутаты и сотрудники аппаратов властных структур всех уровней
1.870.000 священнослужители и обслуга религиозных и культовых сооружений
692.000 нотариусы, юридические бюро, адвокаты и заключенные
2.357.000 персонал частных охранных структур, детективы, секьюрити
1.775.000
Итого
106.790.000
Этолюди, которые ничего не производят и существуют за счет бюджета иплатежеспособной части населения.
ВРоссии насчитывается 87 миллиардеров с совокупным капиталом в $471,4 млрд.Российские миллиардеры платят самые низкие в мире налоги (13%), которые и неснились их коллегам во Франции и Швеции (57%), в Дании (61%) или Италии (66%). 1,5%населения РФ владеют 50% национальных богатств.
ВРоссии, только официально зарегистрированных: — инвалидов — более 12.000.000 — алкоголиков — свыше 4.580.000 — наркоманов — более 2.370.000 — психическибольных — 978.000 — больных туберкулезом — около 890.000 — гипертоников — свыше22.400.000 человек, — ВИЧ инфицированных — не менее 960.000 человек.
Таковаструктура российского общества. За последние 15 лет произошли и большиеизменения, и немногочисленные. Существуют разные подходы к изучению ирассмотрению общественных процессов и изменений. Выбранный путь – изучениестатистических сборников – наиболее точно и наглядно показал социальнуюструктуру российского общества. Говорить об изменении показателей по прошествии15 лет и о его причинах сложно, т.к. меняется психология людей и численностьнаселения с годами только уменьшается. Большую роль в социальной среде играютполитические процессы как внутри российского общества, так и во внешнихгосударственных изменениях.
Заключение
Итак,в работе были рассмотрены основные вопросы: Символический интеракционизм Ч.Кули;Анализ изменений социальной структуры российского общества за последние 15 лет.
Символическийинтеракционизм – направление в социологии, исследующеесоциокультурный мир символов, обслуживающих межсубъектные взаимодействия,функционирующие в языке, культуре, внутренних личностных структурах.
Центральнымпонятием символического интеракционизма является самость,позволяющая каждому из нас просчитывать последствия собственных поступков.
Ч.Кулиявлялся одним из исследователей самости(то есть понятий«я», «меня», «мое», «я сам»). Из понятия самости следует концепция «зеркальногоЯ», имеющая очень большое значение в социологии. В обыденнойжизни «зеркальное Я» проявляется повсеместно. Кули подробнопроанализировал развитие личности на основании концепции зеркального «Я».
Социальнаяструктура российского общества за последние 15 лет значительно изменилась, чтосвязано с уменьшением численности населения РФ. Общество можно разделить наклассы:
1)по месту жительства
2)по национальному составу
3)по уровню дохода
4)по полученному образованию
6)по рабочей профессии
7)по занятости в экономике
8)по критерию брачности
9)по возрастно-половому признаку и т.д.
Вобщей картине российского государства общество таково: малочисленно посравнению с годами ушедшими, преобладает городское население и женский пол,меньше всего на территории России становится мужчин и женщин в возрасте от 55до 60 лет, а также детей в возрасте от 0 до 10 лет. Преобладает трудоспособноенаселение и выпускники высших и средних учебных заведений. Более всего людизаняты в промышленности, строительстве и торговле, а также частной собственности.В России преобладает бедное население и так называемый средний класс. Семейноеположение населения – состояние в браке – значительно снизилось. Большойпроцент нашего общества – пенсионеры и больные люди.
Словарь используемыхсоциологических терминов
Индивид–
(отлатинского individuum – неделимое,особь) особь, отдельно существующий организм или отдельно взятый человек какпредставитель человеческого рода; отдельный представитель общества, класса,народа, данной социальной группы.
Интеракционизм–
(отлатинского «inter» — между и «action»- действие) ориентация в социологии и социальной психологии, принимающаяинтеракцию (т.е. взаимодействие) между индивидами или группами за основу исущность социальной реальности.
Интеракционизмсимволический –
теоретико-методологическоенаправление в современной социологии и социальной психологии,сосредоточивающееся на анализе социальных взаимодействий преимущественно в ихсимволическом содержании.
Интеракция- взаимодействие
Социальнаягруппа –
Совокупностьлюдей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимуюфункцию в общей структуре обществ разделения труда и деятельности. Данноепонятие является родовым по отношению к понятиям «класс», «социальный строй»,«коллектив», «нация». Фиксируются социальные различия, возникающие междуотдельными совокупностями людей в процессе разделения труда и деятельности наоснове отношения к средствам производства, власти, характера труда, профессии,образования, пола, возраста, национальной принадлежности, места жительства,образа жизни и т.д.
Социальнаяструктура –
относительноустойчивые образования общества, приобретающие новые характеристики, отличныеот тех, что присущи составляющим их индивидам. Структуры возникают на основевидов человеческой деятельности, распространяющихся во времени и пространстве.
Символическийинтеракционизм –
(symbolicinteractionism) социологическаяпарадигма, обязанная своим происхождением идеям Вебера и основанная напроисхождении о том, что человек живет в мире символов, значение которыхпонятно всем. Одним из таких универсальных символов является язык. Обществотаким образом зиждается на значениях, которые люди придают событиям и явлениямжизни, из поколения в поколение передаваемых посредством языка. Центральнымпонятием символического интеракционизма является самость, позволяющая каждомуиз нас просчитывать последствия собственных поступков.
Списокиспользуемой литературы
1) БачининВ.А. Социология. Энциклопедический словарь. – СПб.: Издательство МихайловаВ.А., 2005. – 288с.
2) ДенисоваИ.П. Социальная политика: Учебник: Феникс, 2007. – 347с.
3) Историятеоретической социологии. Т. 3
4) Кули Ч. Социальная самость. Вкн.: Американская социологическая мысль: Тексты. М.: МГУ,1994.
5) Культурология:ХХ век: Словарь. — С.Пб.: Университетская книга, 1997.
6) ЛоусонТ., Гэррод Д. Социология А-Я: Словарь – справочник – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. –608с.
7) МошкинС., Руденко В. — В пространстве большого города. — Независимая газета. 1994, 7 мая
8) ОсиповГ.В. Российская социологическая энциклопедия. – М: Издательская группаНОРМА-ИНФРА-М, 1998. – 672с.
9) ОсиповГ.В. Социологический энциклопедический словарь. – М.: Издательская группаИНФРА-М – НОРМА, 1998. – 488с.
10) Псковскийстатистический ежегодник: статистический сборник в двух томах, том первый –223с. – Псковстат, 2008.
11) Псковскийстатистический ежегодник: статистический сборник в двух томах, том первый-208с. – Псковстат, 2006.
12) Псковскийстатистический ежегодник, том первый – 197с. – Псковстат, 2004.
13) РегионыРоссии: Стат. сб. В 2 т. Т2 /Госкомстат России. – М, 1998. – 797с.
14) РегионыРоссии: Стат. сб. В 2 т. Т1 /Госкомстат России. – М, 1998. – 614с.
15) РегионыРоссии. Основные характеристики субъектов РФ, 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. – М, 2002. –620с.
Приложение №1
Брачнаяструктура населения Псковской области
/>
Рис.1
/>
Рис. 2
/>
Приложение№2
Рис.1/>
Рис.2
/>
Приложение №3
Рис.1
/>
Рис.2
/>
/>
Приложение №4
Рис.1
/>
2/>
Приложение № 5
Рис.1
/>
Рис.2
/>