Игра в жизни дошкольника

1. Роль игры в развитии ребенка.
Игра- явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существованиявсех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же многооттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательнымпроцессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средствомформирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игререализуется потребность воздействия на мир. Воспитательное значение игры вомногом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания импсихологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, отправильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкойорганизации и проведения всевозможных игр.
Дошкольноедетство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенокприобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинаетформироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки ипривычки правильного поведения, складывается характер. Основной виддеятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваютсядуховные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение,дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный,свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игреформируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения вего психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологисчитают ведущей деятельностью дошкольника.
2. Игра — творческая деятельность.
Особоеместо занимают игры, которые создаются самими детьми,- их называют творческимиили сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то,что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболееполно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.Что дает право называть игру творческой деятельностью? Игра — отражение жизни.Здесь все «как будто», но в этой условной обстановке, котораясоздается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегдареальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла имишка — только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не реальныйлетчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, которыйне боится опасности, по-настоящему гордится своей победой. Подражание взрослымв игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, онкомбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Детское творчествопроявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Скольковыдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какойсоорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре детиодновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако онине вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли,как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли ичувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра — всегдаимпровизация.
Игра- самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение сосверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению,общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но вто же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такойобусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинятьсвои действия и мысли определенной цели, помогает воспитыватьцеленаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива,справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих натаких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствоватьустановлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости,взаимной ответственности.
Творческаяколлективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственныекачества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то жевремя навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другоми с взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусствовоспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы кхорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства.
3. Жизнь в игре.
Игра- важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детскомсаду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводяразличные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет надтем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значениестановится для него более понятным. Воплощение жизненных впечатлений в игре — процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, сее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбираютв соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Ониеще по-детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает обучастии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируютсяобщие представления о значении труда, о роли различных профессий. В игреумственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найтисебе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать,что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средствдля выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимосоорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их нехватает,- изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способностибудущего школьника.
Интересныеигры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной,удовлетворяют их потребность в активной деятельность. Даже в хороших условиях,при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если онлишен увлекательной игры. В игре все стороны детской личности формируются вединстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детейтоварищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, еслиудается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки,взаимоотношения. В свою очередь только при хорошей организации детскогоколлектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, егоактивность.
Большинствоигр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки,работе воспитателя, врача, учителя шофера, летчика, космонавта. Следовательно,в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества,утверждается стремление самим принимать в нем участие.
Играи труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго иувлеченно дети мастерят, готовясь к игре уже в определенном образе; морякистроят корабль, делают спасательные круги, врачи и медсестры оборудуютполиклинику. Иногда в настоящую работу ребенок вводит игровой образ. Так,надевая белый фартучек и косынку, чтобы делать печенье, он превращается врабочего кондитерской фабрике, а убирая участок, становится дворником. В игреформируются моральные качества; ответственность перед коллективом за порученноедело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общейцели, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра тесно связана схудожественным творчеством дошкольников — рисованием, лепкой, конструированием.Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, этивиды детской деятельности имеют много общего; можно увидеть одни и те же темы вигре и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминаютзнакомые стихи.
Такимобразом, творческая игра как важное средство всестороннего развития детейсвязана со всеми видами их деятельности. Этим определяется ее место впедагогическом процессе детского сада. В «Программе воспитания в детскомсаду» указано, что игра — самостоятельная важнейшая деятельность, котораяимеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детскогоколлектива. Для каждой группы определены задачи воспитания, которые решаются спомощью игры.
4. Руководство игрой.
Руководствотворческими играми — один из самых сложных разделов методики дошкольноговоспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и как онибудут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческойигре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами. Однако своеобразиедетской деятельности требует и своеобразных приемов управления. Важнейшееусловие успешного руководства творческими играми — умение завоевать довериедетей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, еслипедагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслыдетей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своихпланах, обращаются к нему за советом и помощью. Часто ставится вопрос; может лии должен ли воспитатель вмешиваться в игру? Разумеется, такое право у негоесть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательствовзрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточнымуважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игруувлекательнее. В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы,хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого видадеятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников,помогают найти правильный подход к каждому ребенку. Основной путь воспитания вигре — влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета,распределение ролей и на реализацию игровых образов. Тема игры — это то явлениежизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия,праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости отинтересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могутсоздаваться различные сюжеты. Каждый ребенок изображает человека определеннойпрофессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи (мама, бабушка). Иногдаразыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая игровой образ,ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляетличные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли своииндивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавтасочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает. Поэтому ролимогут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны. Содержание игрразнообразно: в них отражается быт семьи и детского сада, труд людей разных профессий,общественные события, понятные ребенку и привлекающие его внимание. Деление игрна бытовые, производственные и общественные условно. В одной и той же игречасто сочетаются элементы быта труда и общественной жизни: мама отводитдочку-куклу в детский сад, а сама спешит на работу; родители с детьми идут напраздник, в театр. Но в каждой игре есть преобладающий мотив, которыйопределяет ее содержание, ее педагогическое значение. Игра с куклами вдочки-матери существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенкупервые впечатления об окружающей жизни, родители — самые близкие, любимые люди,которым, прежде всего, хочется подражать. Закономерно также, что куклыпривлекают главным образом девочек, ведь о детях больше заботятся мамы ибабушки. Однако, если мальчикам не внушают презрения к таким играм («зачемтебе кукла, ты ведь не девочка»), и они с удовольствием бывают папами,выполняют домашние обязанности, возят в коляске малышей. Наблюдая поведениеребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об ихобращении с детьми. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям,к старшим, желание заботиться о малышах. Подражая домашней работе взрослых,дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с кукольноймебели, подметают пол в своем «доме», стирают кукольное белье. Жизньв детском саду также дает богатый материал для игровой деятельности, особенно вмладших группах, когда ребенок получает много новых впечатлений. В игреотражается повседневная жизнь детского сада и необычайные радостные события:новогодняя елка, посещение кукольного театра, зоопарка. Подавляющее большинствоигр посвящено изображению труда людей разных профессий. Во всех детских садахребята возят в самолетах. Повсюду в нашей стране идет строительство, и дети безустали строят дома, новые города. В этих играх специфика труда и быта каждойреспублики, каждой области.
Такимобразом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разнымпрофессиям, воспитывается уважение к труду. Задача воспитателя — помочь ребятаморганизовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями. Неследует предлагать детям разработанные педагогом, готовые сюжеты игры. Дети вигре подражают деятельности взрослых, но не копируют ее, а комбинируютимеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства. И если импредложить действовать по плану воспитателя, копировать данные образы, то этобудет подавлять их воображение, самостоятельность, непосредственность. Чтобырешить вопрос о методах влияния на игровую деятельность детей, необходимопонять, чем они руководствуются в выборе игре, почему подражают именно данномугерою, изображают данное событие. Многочисленные наблюдения показывают, чтовыбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребностьотражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которыеон питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своейновизной. Задача воспитателя — помочь ребенку выбрать из массы жизненныхвпечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры.Опыт лучших педагогов убеждает в том, что единственно правильный путьуправления игрой — создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние навоображение и чувство детей. Для того чтобы получилась интересная игра,недостаточно, чтобы дети только увидели, как строят дом, перевозят грузы. Еслиограничиться этим, ребята будут подражать только действиям взрослых, неосознавая значения их труда. В результате игра будет бедной,малосодержательной. Надо глубоко взволновать детей событиями жизни, трудовымиподвигами, чтобы они захотели подражать им. Влияние искусства и художественнойлитературы на формирование личности ребенка чрезвычайно велико. Книга открываетперед детьми новый мир, впервые заставляет задумываться над тем, «чтотакое хорошо и что такое плохо». Герои книг часто становятся героями игр.Однако необходимо помочь детям разобраться в их характерах, понять мотивы ихпоступков, чтобы у ребят появилось желание воплотить в игре образы героевлитературных произведений.
Сильноевлияние на игру оказывает зрелища, особенно телевидение, которое прочно вошло вбыт каждой семьи. Телепередачи дают интересный материал для игр. Многие игрывозникают под влиянием специальных детских передач, а также передач о событиях,которыми живет наша страна. Опираясь на интересы детей на их представления,педагог руководит выбором игры. Различными приемами он вызывает в памяти ребятто, что они видели, о чем им читали. Для малышей, например, важно наглядноенапоминание — игрушки: игрушечное пианино наводит на мысль провести музыкальноезанятие, игрушечные животные напоминают знакомую сказку. Иногда, чтобыподсказать детям идею игры, можно показать им спектакль кукольного театра илитеатра игрушек. Повторяя инсценировку, малыши в основном ее переделывают,объединяя показанное со своим личным опытом: так, доктор Айболит лечит незверей, а кукол, которые заболели гриппом.
Маленькиедети обычно начинают играть, не задумываясь над целью игры и ее содержанием.Однако опыт показывает, что уже на четвертом году жизни дошкольники способнывыбирать тему игры и ставить определенную цель. Перед началом игры воспитательспрашивает: «Во что будете играть? Что построите? Куда поедите на поезде?Ты кем будешь? Какие игрушки нужны вам?» Эти вопросы заставляют детейзадумываться и наметить основной сюжет, который в дальнейшем может измениться.Постепенно игра приобретает все более целенаправленный характер, становитсясодержательнее, интереснее. В старшем дошкольном возрасте больший игровой опыт,более развитое воображение помогает детям самим придумывать интересныеразличные сюжеты. Воспитателю достаточно лишь словесного напоминания обэкскурсии, книге, кинофильме, чтобы родилась идея новой хорошей игры. Важным побудителемигры является также беседа, в которой раскрывается смысл виденного ипрочитанного, характеры действующих лиц, их переживания. Если удается увлечьдетей сюжетом, игра возникает естественно даже без предложения воспитателя. Нопедагог может и посоветовать детям тему игры, если знает, что она заинтересуетих. Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личностикаждого ребенка — один из важнейших и очень сложных вопросов педагогикидетского возраста. Сложность эта вызвана двойственным характером переживаний ивзаимоотношений играющих. С увлечением выполняя свою роль, ребенок неутрачивает чувства реальности, помнит, что на самом деле он не матрос, икапитан — это только его товарищ. Оказывая внешнее уважение командиру, он,может быть, испытывает совсем другие чувства — осуждает его, завидует ему. Еслиже игра сильно увлекает ребенка, если он осознанно и глубоко вошел в роль,игровые переживания побеждают эгоистические порывы. Задача педагога — воспитывать детей на лучших примерах из жизни и деятельности людей,способствующих формированию положительных чувств и побуждений. При организацииигры перед воспитателем встают трудные вопросы: каждому ребенку хочется бытьглавным, но не все умеют считаться с мнением товарищей, справедливо разрешатьспоры. Выбор организатора требует большого внимания. Не каждый может справитьсяс этой ролью. Но у всех детей необходимо воспитывать активность иорганизаторские умения.
Такимобразом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровойдеятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес иготовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности.Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать егонастоящую жизнь полной и счастливой.
5. Развитие творческих способностей.
Психологическиеи педагогические исследования, а также практика наших детских садов доказывают,что начало развития творческих способностей детей, падает на дошкольныйвозраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с раннимдетством. Воображение старших дошкольников приобретает все более активныйхарактер, у них развивается способность к творческой деятельности. Глубокий исложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит виграх. Творческое начало проявляется и в замысле — выборе темы игры, рисунка, внахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируютвиденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь озрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли ичувства.
Вотличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящуюработу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процесседеятельности. Задача воспитателя — развивать творческие способности ребенка,целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли кдействию.
Детскоетворчество основано на подражании, которое служит важным фактором развитияребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога, — опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, безкоторых невозможна творческая деятельность, воспитывать у нихсамостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формироватькритическое мышление, целенаправленность. Обучение играет огромную роль в«разумной творческой деятельности» ребенка. При правильном обучениитворчество детей достигает относительно высокого уровня. Таким образом, вдошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка,которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умениикомбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.Творческое воображение ребенка особенно ярко проявляется и развивается в игре,конкретизируясь в целенаправленном игровом замысле.
Такимобразом, в играх дошкольников замысел получает значительное развитие — отслучайно, по ассоциации возникающей цели до сознательно задуманной темы игры,от подражания действиям того или иного человека до передачи его переживаний,чувств. Игровое творчество проявляется и в поисках средств для изображениязадуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики,употребляя разные предметы, сооружения, постройки. Чем старше и более развиты дети,тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут сдействительностью. Отсюда естественно возникает стремление самим сделать нужныевещи. Одна из тенденций развития игры — все большая связь ее с трудом. Задачавоспитателя — поддержать это стремление ребенка к самостоятельному изготовлениюигрушек, помочь ему в этом. Таким образом, игровое творчество развивается подвлиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний ипривитых умений, от сформированных интересов ребенка. Кроме того. В игре сособой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие наразвитие творческого замысла.
6. Игры
Всредней группе игры детей становятся более разнообразными. Развитие речи,достаточный запас знаний воспитанников позволяют педагогам формировать у нихболее сложные умения в различный видах игр: сюжетно-ролевых, дидактических,подвижных. Дети начинают различать характерные особенности каждого вида игры ииспользовать в своей деятельности соответствующие игровые способы и средства.
Полноценногоразвития игра детей достигает лишь тогда, когда воспитатель систематически ицеленаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основныекомпоненты. Так, при сюжетно-ролевой игре он выделяет для ребят на фоне целостногосюжета содержания и способов ролевого взаимодействия; в дидактических играхпомогает им выделить и осознать правила, определить последовательность действийи конечный результат, во время организации и проведения подвижных игр знакомитс содержанием правил и требований к игровым действиям, раскрывает смысл игровойсимволики и функции игровых атрибутов, помогает оценивать достижениясверстников. Наряду с этим воспитатель руководит и самостоятельными играмидетей, осторожно направляя их в нужное русло с помощью организации игровогопространства и специального подготовительного этапа игры.
6.1. Сюжетно-ролевые игры
Впервом полугодии учебного года воспитатель интенсивно формирует у детей игровыеумения и главным образом ролевое поведение. Он включает ребят в совместную игруили предлагает сюжет в виде небольшого рассказа. В младших группах у детей ужесформированы основные игровые умения, позволяющие им развертывать в процессеигры ряд взаимосвязанных условных предметных действий, относить их к определенномуперсонажу (роли). Перед педагогом стоит задача — стимулировать творческуюактивность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением внее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературныхпроизведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей.Например, воспитатель детского сада и милиционеров, пожарник и баба-яга,Буратино и врач. Включение в общий сюжет таких ролей активизирует воображениедетей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий,которые объединяют и делают осмысленным совместное существование ивзаимодействие таких различных персонажей. При этом воспитатель учитываетигровые интересы детей, которые в обычных совместных играх часто не могутреализоваться. Педагог в совместной с детьми игре должен показать, как можноразвернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединимыми ролями. Он всяческипоощряет детей, которые вводят в предварительный план игры новые ситуации,события и действующих лиц, так как это является показателем свободного владенияигровыми способами деятельности и творческой активности ребенка.
Созданиеобстановки для сюжетно-ролевой игры или конструирование недостающих предметов входе уже развернувшегося сюжета помогает четче обозначить игровую ситуациюинтереснее осуществить игровые действия, точнее согласовать замысел игры междуее участниками. Обычно для этой цели используют строительный материал готовыедетали игрушек. При этом важно помнить, что обстановка должна быть не толькоудобной для игры, но и похожей на настоящую, так как не все дети сразу могутвоспринимать чисто символическую, воображаемую ситуацию. Особенно это относитсяк групповым играм, где важно для всех участников обозначить ситуацию игры ипредметы.
6.2. Театрализованные игры
Театрализованныеигры в отличие от сюжетноролевых предлагают наличие зрителей (сверстники,младшие дети, родители). В их процессе у детей формируется умение с помощьюизобразительных средств (интонации, мимики, жеста) точно воспроизводить идеюхудожественного произведения и авторский текст. Эта сложная деятельностьтребует обязательного участия взрослого, особенно в подготовительный ее период.Чтобы театрализованные игры стали по-настоящему зрелищными, нужно обучить ребятне только способам выразительного исполнения, но и сформировать у них умениеготовить место для представлений. Все это для детей среднего дошкольноговозраста является нелегкой задачей.
6.3. Дидактические игры
Всредней группе воспитатель организует и проводит дидактические игры, как назанятиях, так и вне их, упражнения детей в узнавании, различении и определенииформы, величины, цвета, пространства, звуков. И помощью дидактических игр детиучатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и поих назначению, решать задачи; у них воспитывается сосредоточенность, внимание,настойчивость, развиваются познавательные способности.
6.4. Музыкально-дидактические игры
Музыкально-дидактическиеигры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит восновном во время музыкальных занятий. Педагог знакомит детей с правилами игры,ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале воспитательявляется инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в другиережимные процессы. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощипедагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми впроцессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешновыполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.
7. Роль игры в воспитании положительного отношения кшколе
Подготовитьребенка к школе — это, значит, воспитать у него осознанное положительноеотношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важностьи необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником;возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение кличности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости еготруда; развить потребность в книге, стремление научиться читать. Успешностьподготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагогучитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как ониспользует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу вподготовительной к школе группе иногда приводит к тому, что значениетворческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таитв себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе.Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящимизменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируютсякачества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такиекачества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваютсятворческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимобудущему первокласснику. Методы и приемы, применяемые педагогом дляознакомления детей со школьной, должны дополнять друг друга. Различные занятиянужно сочетать с трудом и игрой. Знания, полученные детьми во время экскурсий,наблюдений, целевых прогулок, следует пополнять и уточнять, читая импроизведения художественной литературы, рассказывая им, ведя переписку с детьмидругих детских садов. Игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то жевремя содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновьи вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые онииспытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется ихустойчивый интерес к играм. Именно в игре дети практически реализуют то, чтоони хотели бы увидеть в школе, в первом классе. Любовь и бережное отношение ккниге сохраняется у детей и в школе. Те, кто в детском саду с интересомзанимаются с учебником; во время внеклассного чтения предлагают разные формыработы с книгой; выступают организаторами викторин по произведениям любимыхписателей; оформляют выставки книг. Потребность детей в книге, желание и умениенаходить в ней ответы на возникающие вопросы, бережное отношение к книге спервых же дней обучения в школе помогают учителю заинтересовать их чтением,вызвать стремление быстрее научиться читать, поддержать и развить интерес кполучению новых знаний.
Приложение.
ДИДАКТИЧЕСКАЯИГРА
Ктоиз нас лечит?
Цель.Рассказать детям о том, какую помощь оказывает больному в аптеке, поликлинике,больнице; что делают врач, медсестра, санитарка. Воспитывать у них умениесотрудничать (на примере названых профессий), благодарить за внимание и заботу.
Игровоезадание. Вылечить больного.
Правилаигры. Подражать медицинским работникам. Сочувственно относиться к больным.
Материал.Сюжетные картинки, изображающие медицинских работников в аптеке, поликлинике,больнице, на «скорой помощи». Доктор Айболит, куклы, зверюшки,предметы для лечения больных и ухода за ними.
Игра.На столах одних детей — аптека, других — поликлиника, третьих — больница,четвертых — «скорая помощь».
Короткойсценкой «Доктор Айболит лечит больных» вызовите интерес детей к игре.Оказывается, на прием к нему стремятся все заболевшие зверюшки, куклы и дажеполоманные машины. Айболит не успевает помочь всем, обращается к детям. Дети судовольствием откликаются: ведут больного в поликлинику, по назначению Айболитапокупают в аптеке лекарства, везут тяжелобольного в больницу. Другие выступаютв роли врачей, медсестер, фармацевтов и оказывают больным необходимую помощь.Айболит дает советы, помогает, утешает больных, радуется старательности,сочувствию детей к больным. Наконец, все выздоровели, радуются, благодарятзаботливых детей. Естественно, используйте стихи К. Чуковского «ДокторАйболит».
Вариант.Воспользуйтесь фрагментами из стихотворения А. Кардашевой «Нашдоктор», в которой рассказывается о заболевшей Маше. Но не только она, авсе ее игрушки заболели. Дети определяют, чем они больны и как их лечить.
Список литературы
1.Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1987.
2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
3.Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост.А.К.Бондаренко, — М.: Просвещение, 1983.
4.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросыпсихологии: — 1966. — № 6.
5.Никитин Б.П. Развивающие игры. — 2-е изд. — М.: Педагогика, 1985.
6.Педагогика и психология игры: Межвузовский сб. науч. трудов. — Новосибирск:Изд. НГПИ, 1985.
7.Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978.
8.Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод. пособиедля учителей и воспитателй. — М.: Просвещение,1974.
9.Караманенко Т.Н. Кукольный театр — дошкольникам. — М.: Просвещение, 1973.
10.Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.- М.:Просвещение, 1992.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта mini-soft.net.ru/