Поэма про бойца по поэме Твардовского Василий Теркин

Поэма про бойца по поэме Твардовского Василий Теркин

Герой поэмы Твардовского — простой русский солдат. Но так ли это? На первый взгляд — так, Теркин — обыкновенный рядовой. И все же это не верно. Теркин — это как бы призвание, призвание быть оптимистом, балагуром, шутником, гармонистом и, в конечном счете, — героем.

Мы впервые узнаем Теркина в замысловатых рассуждениях, что такое сабантуй. Уже здесь мы видим нашего героя таким, каков он предстает во всей поэме — со своей главной чертой — жизнелюбием, презрением к смерти, шуткой, которая так важна на войне. Ведь поэма Твардовского написана о войне, о войне, которая несет смерть, разлуку, расставания, боль. Почему же тогда стихи поэмы звучат бодро и жизнеутверждающе? Наверное, потому, что призвание поэта на войне сходно призванию Теркина — это призвание сеять бодрой шуткой радость, прогонять самое страшное, то, что страшнее пуль и гранат — страх, тоску и отчаяние. А отчаяние Теркину не знакомо. Вот он лежит раненный, замерзая, вот смерть соблазняет его избавлениями от страданий. Она призывает его сдаться, — разве лучше коченеть в снегу, а если даже тебя вынесут с поля и ты останешься в живых, разве это лучше того, что предстоит потом — опять грязь, холод, война? Разве это прельщает тебя, солдат? Ничего, говорит Василий Теркин, война кончится, и я вернусь домой. А если твой дом разрушен? — бьет смерть по самому больному месту, — но и это не смущает Теркина. Смерь не страшна ему — и она в конце концов отступает. Оптимизм и жизнелюбие помогают Теркину выбираться из любых ситуаций: из студеной воды на переправе, из когтей смерти. Только душевно здоровый может стрелять из винтовки по самолету, и что самое интересное — подбить его.

Так Теркин, человек «негордый», согласный на медаль, получает орден, становится героем. Следует его диалог с генералом, который сверх ордена дает ему отпуск домой на неделю. Но недели Теркину, увы, мало, так как его родная смоленская земля под немцами. Поэтому отпуск откладывается до лучших времен. Но Теркин, как всегда, не унывает. К тому же на фронте, в землянке, в окопе ему гораздо привычней, чем в прифронтовом раю, на кровати с белоснежными простынями. Ему не спится в этой «роскоши», и товарищи советуют ему надеть шапку на голову, чтобы появилось привычное ощущение фронта.

Теркин, однако, не схема, не воплощение всех положительных качеств солдата. Он и спирт предпочитает принимать внутрь, и лукаво выманивает у старухи яичницу с салом, и мечтает о деревенской вечерке, где он будет курить «Казбек» я важно рассказывать про фронтовую жизнь.

Он мастак играть на гармони и тешить солдат шутками. Но он всегда утешит товарища в беде, пусть даже такой незначительной, как потеря кисета. Что там кисет, думает, а может быть, и не думает Теркин, отдавая свой, когда идет в бой кровавый, «смертный бой — не ради славы, ради жизни на земле». Этот бой все время в центре внимания. И не важно, за что идет бой — за населенный пункт Барки или за Берлин — важно, что Теркин никогда не подведет и будет биться до последней капли крови.

Символичен эпизод в поэме, когда Василий Теркин встречает однофамильца — Теркина Ивана. Теркиных много, это на них, на простых русских солдатах испокон веков держится наша земля. Поэтому Теркин бессмертен, как бессмертен народ. Поэтому «Теркины» и выиграли эту великую войну.