Инвестиционная политика регионов

Содержание
Введение
1. Инвестиционная политика регионов
1.1 Причины активизации инвестиционной политикирегионов
1.2 Оценка инвестиционного климата регионов
1.3 Инвестиционный потенциал и инвестиционнаяактивность региона
2. Инвестиционный процесс в России
2.1 Анализ распределения инвестиций по отраслям экономики
2.2 Иностранные инвестиции в банковскуюсистему России
Заключение
Список использованной литературы
/>Введение
Планируемые, реализуемые иосуществленные капиталовложения принимают форму капитальных (инвестиционных) проектов.Но проекты надо подобрать, рассчитать, выполнить, а главное, оценить ихэффективность, и прежде всего на основе сопоставления затрат на проект ирезультатов его реализации. Для этого существует проектный анализ.
Проектный анализ — это анализдоходности капитального проекта. Иными словами, это сопоставление затрат накапитальный проект и выгод, которые будут получены от реализации этого проекта.
Выбранная тема в современныхусловиях очень актуальная, так как выгоды от любого капитального проекта изатраты на него не всегда легко вычисляемы. При этом определение доходности превращаетсяв длительный анализ всех стадий и аспектов инвестиционного проекта. То естьэкономическое обоснование проекта сводится к анализу его эффективности иреализуемости. В результате проектный анализ стал концепцией, закладываемой воснову инвестиционных проектов в странах с рыночной экономикой. В концепциипроектного анализа сложился свой подход к стадиям проекта и аспектам егоанализа. Важным рычагом воздействия напредпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику страныявляется инвестиционная политика государства. С ее помощью государствонепосредственно может воздействовать на темпы и объемы производства, уровеньинфляции, ускорение НТП, изменение структуры общественного производства ирешение многих социальных проблем. Таким образом, в современных условияхбольшую роль играют инвестиции, инвестиционная деятельность и инвестиционнаяполитика государства, поэтому выбранная тема является актуальной. Целью даннойработы является рассмотрение и изучение инвестиционной политики России.
/>/>/>1. Инвестиционная политикарегионов
Эффективность инвестиционной политики в федеральном государстве во многомзависит от того, насколько при ее формировании учтены макроэкономический ирегиональные аспекты, согласованы и стратегически сориентированы на достижениеобщих экономических результатов интересы центра и регионов.
/>/>/> 1.1 Причиныактивизации инвестиционной политики регионов
В условиях формирования рыночной модели хозяйствования государственнаярегиональная инвестиционная политика базировалась на общих принципахдецентрализации инвестиционного процесса. Реализация этого курса на практикеприменительно к регионам явилась основой возрастания их роли в инвестиционномпроцессе и активизации их собственной инвестиционной политики. Припоследовательном сокращении доли федерального бюджета в общем объеме инвестицийв основной капитал (с 16,6% в 1992 г. до 6,6% в 1999 г) доля бюджетов субъектовРоссийской Федерации, и местных бюджетов продолжала держаться на уровненемногим выше 10%. [1]
Вместе с тем активизация собственной инвестиционной политики регионовимеет и ряд других причин. Среди этих причин: попытки преодолеть несовершенствофедерального инвестиционного законодательства, элиминироватьнепоследовательность инвестиционной политики центра, создать болееблагоприятный климат, обеспечивающий приток инвестиций в локальных рамкахрегиона.
Региональные органы власти стали проявлять значительную активность вулучшении инвестиционного климата, создании зон наибольшегоблагоприятствования, предоставлении различных налоговых льгот, развитиилизинговой деятельности, кредитной поддержки инвестиций. В 1993-1994 гг. надформированием собственного инвестиционного законодательства стали работатьреспублики Коми, Саха-Якутия и Татарстан, Затем к формированию пакетазаконодательных и иных документов по инвестиционной деятельности приступил ряддругих регионов. Если в 1997 г. только пять регионов имели специальноеинвестиционное законодательство, то к 2000 г. около 70 регионов принялизаконодательные и нормативные акты в области инвестиционной деятельности.
В целом процесс формирования регионального инвестиционного права былнаправлен на совершенствование и дополнение в рамках компетенции региональныхорганов власти федеральной нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности.Вместе с тем анализ показывает наличие существенных различий в ранних и болеепоздних законодательных актах: если первые законодательные акты были нацелены восновном на привлечение иностранных инвестиций, то последующие документыопределяли условия, благоприятные для всех типов инвесторов. В определеннойстепени это явилось отражением постепенного отхода от младореформистскойтрактовки иностранных инвестиций как решающего фактора экономического развитияи признания того факта, что масштабный приток иностранных инвестиций, какправило, следует за возобновлением внутренних инвестиций в результате созданияблагоприятных и стабильных условий в стране.
Имел возможность в рамках существующего федеративного устройства Россиивести собственную инвестиционную политику, создавать и реализовывать различныесхемы стимулирования инвестиций, региональные власти накопили за периодрыночного реформирования значительный опыт в сфере инвестиционногосотрудничества, и их роль в этом процессе в последнее время все усиливается.
В наиболее общем виде инвестиционная политика регионов включает следующиеосновные элементы:
разработка и принятие пакета законодательных и нормативно-правовых актов,регулирующих инвестиционный процесс;
предоставление гарантий сохранности частного капитала;
предоставление налоговых и иных льгот, отсрочек по налоговым и аренднымплатежам, нефинансовых стимулов;
создание организационных структур по поддержке инвестиционнойдеятельности;
содействие в разработке, проведении экспертизы и сопровожденииинвестиционных проектов;
выдача гарантий и поручительств коммерческим банкам, финансирующиминвестиционные проекты;
мобилизация средств населения посредством выпуска муниципальных ценныхбумаг;
содействие становлению институтов региональной инвестиционнойинфраструктуры.
С активизацией инвестиционной политики регионов возникает ряд проблем,связанных с углублением межрегиональных противоречий. В их числе усилениеконкуренции за привлечение инвестиционного капитала, возрастание дифференциацииуровней социально-экономического развития, разрыв единого инвестиционногопространства. Эти противоречия достаточно тесно взаимосвязаны.
Российские регионы характеризуются высокой степенью экономическойнеоднородности, а следовательно, и различием возможностей привлеченияинвестиционных ресурсов. Анализ региональной структуры инвестицийсвидетельствует о неравномерном распределении средств: предпочтения инвесторовсвязаны в основном с вложениями ресурсов в крупные центры с развитой рыночнойинфраструктурой, со сравнительно высокой платежеспособностью населения, а такжев сырьевые регионы. Рост самостоятельности регионов в проведении региональнойполитики инициирует усиление конкурентной борьбы между регионами за привлечениеинвестиционного капитала путем предоставления более благоприятных условий дляего использования. Это имеет не только позитивные, но и негативные последствия.
Дифференцированность инвестиционной среды, многообразие форм и методовстимулирования инвестиций, отсутствие унифицированных схем продвижения проектовзатрудняют активизацию инвестиционного процесса. Анализ фактологического истатистического материала свидетельствует о продолжающихся процессах вывозаотечественного капитала, отсутствии масштабного притока иностранных инвестицийи т.д.
Для инвесторов, особенно иностранных, первостепенное значение имеютстабильность и транспарентность экономики государства в целом, поэтому припринятии инвестиционных решений учитываются в первую очередь не региональные, астрановые риски. Мировой опыт показывает, что основные потоки средствстратегических инвесторов устремляются не столько в места, где созданы максимальныеналоговые льготы, сколько в страны, экономика которых стабильно ипоследовательно развивается на собственной, внутренней основе, так как здесьможно рассчитывать на сохранность вложений, устойчивую прибыль и дальнейшиеперспективы.
/>/>/> 1.2 Оценка инвестиционного климата регионов
Регион-субъект РФ представляет собой сформировавшуюсясоциально-экономическую систему и в то же время выступает подсистемойсоциально-экономического комплекса страны. Важнейшие его признаки таковы: историческоепрошлое территориальной общности; природно-ресурсный потенциал; комплексэкономических, социальных, политических и межнациональных отношений; наличиетерриториальных границ и территориальных органов управления. Кроме того,регион-субъект РФ обладает правом на саморазвитие и является неотъемлемойчастью единого экономического, правового, территориального пространстваРоссийской Федерации.
Инвестиционная привлекательность региона является основой принятияинвестиционного решения. От ее реальности зависят последствия как дляинвестора, так и для экономики региона и макроэкономики в целом. Чем сложнееситуация, тем в большей степени опыт и интуиция инвестора должны опираться нарезультаты экспертной оценки инвестиционного климата на уровне макроэкономики ирегиона. Отметим, что история оценок инвестиционной привлекательности илиинвестиционного климата стран мира насчитывает более 30 лет. Первые такого родаоценки были разработаны и применены западными экспертами в середине 60-х годов.
Одной из первых оценок в этом направлении стало исследование Гарвардскойшколы бизнеса. В основу сопоставления была положена экспертная шкала,включавшая следующие характеристики каждой страны: законодательные условия дляиностранных и национальных инвесторов, возможность вывоза капитала, состояниенациональной валюты, политическая ситуация в стране, уровень инфляции,возможность использования национального капитала.
Очевидно, что создание благоприятного инвестиционного климата в Россииявляется одним из важнейших условий привлечения инвестиций и последующегоэкономического роста страны. Всем известны незавидные позиции России, которая в1988 занимала 17-е место сразу вслед за Италией и Тайванем; ни одна из бывшихсоюзных республик СССР не сумела попасть в число 50 стран с наиболееблагоприятным инвестиционным климатом. [2]
Очередной экономический кризис неизбежно отбросит Россию за пределыпервой сотни наиболее инвестиционно-привлекательных стран. Однако уместновспомнить, что Россия является федеративным государством, состоящим из 89относительно самостоятельных субъектов (регионов). Россия — страна настолькорезких межрегиональных экономических, социальных и политических контрастов, чтокаждый потенциальный инвестор при наличии достаточной информации обинвестиционном климате может выбрать регион с наилучшими условиямиинвестирования. Появление в России вместо одного и единственного инвестора — государства- множества самостоятельных хозяйствующих субъектов и потенциальных инвесторов,а также приход на российский рынок иностранных инвесторов обусловилипотребность в оценках инвестиционной привлекательности регионов России. Однако,так как регион или, точнее говоря, субъект федерации имеет существенные отличияот страны или государства в целом, то механическое перенесение известных иапробированных в международной практике методологических подходов оказалосьневозможным.
Понимание этой специфики привело к разработке целого ряда различныхоценок инвестиционной привлекательности регионов России, проведенных не толькоотечественными, но и зарубежными исследователями и фирмами. Наиболеераспространенным методом, применяющимся в этих исследованиях, являетсяранжирование регионов. В результате этой процедуры составляется рейтинг, т.е. линейныйряд объектов, в котором они по сочетанию выбранных признаков находятся наравном расстоянии друг от друга. Каждому из них присваивается порядковый номер(ранг), соответствующий его месту в общем ряду. Наиболее предпочтительномуобъекту, как правило, присваивается первый ранг. На основе как рейтингов, так иабсолютных значений показателей могут составляться группировки.
Иногда оценка инвестиционной привлекательности регионов проводится поограниченному набору или даже по одному показателю. Существует ипротивоположный подход, при котором десятки и сотни показателей,характеризующих регион, механически агрегируются в один, смысл которого уловитьдовольно трудно. С учетом зарубежного и отечественного опыта вышеназваннымиавторами была разработана собственная методика составления комплексногорейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов. Результатыисследования были опубликованы в журнале «Эксперт» в 1996 г., 1997 г.и 1998 г. В отличие от всех предыдущих исследований оценка инвестиционногоклимата проводилась для каждого из 89 субъектов федерации.
Также впервые проведен анализ общедоступных региональных законодательныхактов. В первых двух оценках (1996 г. и 1997 г) инвестиционный климат регионарассматривался как комплексная характеристика, состоящая из трех ключевыхподсистем: во-первых, инвестиционного потенциала — совокупности имеющихся врегионе факторов производства и сфер приложения капитала; во-вторых,инвестиционного риска — совокупности переменных факторов риска инвестирования; в-третьих,законодательных условий — правовой системы, обеспечивающей стабильностьдеятельности инвестора. Законодательство влияет не только на степеньинвестиционного риска, но и регулирует возможности инвестирования в те или иныесферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства — составляющихинвестиционного потенциала региона.
Для составления рейтинга инвестиционной привлекательности регионов былоиспользовано более сотни статистических показателей регионального развития встатике и динамике за 1992-1998 гг., а также авторские расчетные показатели,такие, например, как индекс реальных доходов населения, индекс Джини и другие. Дляоценки законодательных условий инвестирования (законодательного риска) былиизучены тексты около 1000 законодательных актов Российской Федерации и еесубъектов, относящихся к сфере регулирования инвестиционной деятельности иналогового режима. Были привлечены также другие источники, содержащиедополнительную информацию: доклады различных исследовательских центров, статьи,монографии, картографические материалы.
/>/>/>/>1.3 Инвестиционный потенциал и инвестиционнаяактивность региона
Особое значение в характеристике и анализе инвестиционного климата иинвестиционной привлекательности имеет экономический статус инвестиционногопотенциала. Инвестиционный потенциал — характеристика количественная,учитывающая основные макроэкономические характеристики, насыщенность территориифакторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами,инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения и другие показатели. Егорасчет основан на абсолютных статистических показателях.
Совокупный потенциал региона включает следующие интегрированные его виды:
а) ресурсно-сырьевой, рассчитанный на основе средневзвешеннойобеспеченности территории региона балансовыми запасами основных видов природныхресурсов;
б) производственный, понимаемый как совокупный результат хозяйственнойдеятельности населения в регионе;
в) потребительский, понимаемый как совокупная покупательная способностьнаселения региона;
г) инфраструктурный, в основе расчета которого положена оценкаэкономико-географического положения региона и инфраструктурной насыщенности еготерритории;
д) инновационный, при расчете которого учитывался комплекснаучно-технической деятельности в регионе;
е) трудовой, для расчета которого использовались данные о численностиэкономически активного населения и его образовательном уровне;
ж) институциональный, понимаемый как степень развития ведущих институтоврыночной экономики в регионе;
з) финансовый, выраженный через общую сумму налоговых и иных денежныхпоступлений в бюджетную систему с территории данного региона.
Инвестиционная привлекательность существенным образом связана синвестиционным риском. Инвестиционный риск оценивает вероятность потериинвестиций и дохода от них. Риск — характеристика вероятностная, качественная. Применительнок региону можно выделить следующие виды риска:
1) политический, зависящий от устойчивости региональной власти иполитической поляризации населения;
2) экономический, связанный с динамикой экономических процессов в регионе;
3) социальный, характеризующийся уровнем социальной напряженности;
4) криминальный, зависящий от уровня преступности с учетом тяжестипреступлений;
5) экологический, рассчитанный как интегральный уровень загрязненияокружающей среды;
6) финансовый, отражающий напряженность региональных бюджетов исовокупные финансовые результаты деятельности предприятий регионов;
7) законодательный — совокупность правовых норм, регулирующихэкономические отношения на территории: местные налоги, льготы, ограничения и т.п.
Регионы России сильно дифференцированы по соотношению инвестиционногориска и потенциала. Наиболее наглядно это видно в координатах «потенциал-риск».На этой плоскости можно выделить три интервала по потенциалу (высокий, среднийи низкий: 1, 2,3) и четыре — по риску (низкий, средний, высокий и очень высокий:А, В, С и D). В соответствии с ними выделены характерныетипы регионов.
Костромская область вместе с подавляющим большинством регионовЦентральной России попадает в наиболее многочисленную группу (пониженныйпотенциал — умеренный риск), в которую входят 25 субъектов федерации. Попаданиев эту группу как Костромской, так и Владимирской, Ярославской, Тульской идругих областей обусловлено снижением их некогда более солидного промышленногопотенциала. Иными, словами, они все еще сохраняют изрядный инвестиционныйпотенциал. Костромская область среди других регионов Центральной Россиивыделяется более высоким инновационным и инфраструктурным потенциалом, а такженизким социальным и криминальным риском. Несмотря на снижение инвестиционногопотенциала Костромской области, риск инвестирования в нее имеет ярко выраженнуютенденцию к уменьшению, что повышает ее инвестиционную благоприятность дляиностранных инвесторов.
Анализ взаимосвязи и взаимодействия совокупного спроса, инвестиций,занятости и денежной политики ценен и актуален для регионов тем, что позволяетлучше видеть тенденции развития региональных экономических явлений, связанных синвестиционным процессом, и факторы, на них влияющие. Учитывать тенденции ифакторы представляется важным как при осмыслении причин резкого спадаинвестиций в условиях транзитивной экономической системы, так и при разработкепредложений, направленных на исправление сложившегося положения. Проблемаспроса является, по всей видимости, вторым (после денег) наиболее уязвимым и неотработанным моментом региональной экономической доктрины.
Стратегический эффект устойчивого развития, как следует из концепции В. Леонтьева,может обеспечить определенная критическая масса мер воздействия с целью вывестиэкономическую систему на траекторию нового витка экономического роста. Этодостигается за счет:
а) задействования структурных факторов (новые технологии и др.),увеличивающих крутизну производственной функции;
б) изменения потребительских предпочтений (стимулирование накопления);
в) массированного притока капитала из-за рубежа (что создает новыеисходные условия для развития экономики).
Все эти меры на уровне региональной экономики давно используются. Однакопо причине хаотичного, случайного во времени их использования и комбинирования,без отслеживания общего экономического эффекта, все вместе они не достигают,очевидно, той самой критической массы.
В общей сложности в субъектах РФ разного уровня (республиках, краях,областях, автономных образованиях) принято 80 соответствующих правовых актов, втом числе 50 законов. Только в 1999 г. появились региональные законодательные ииные акты по вопросам господдержки и стимулирования инвестиционной деятельностив Смоленской, Тамбовской и Новосибирской областях, в Краснодарском крае. [3] Разрабатываетсязаконодательство, направленное на активизацию притока иностранных инвестиций, вКарачаево-Черкесской Республике и Республике Хакасия, Орловской, Рязанской,Тверской, Читинской, Камчатской и Сахалинской областях.
/>/>2. Инвестиционный процесс в России/>2.1 Анализраспределения инвестиций по отраслям экономики
В 2007 году в нашей стране резковозросла инвестиционная активность. Инвестиции в основной капитал в 2007 г. увеличилисьв среднем на 21,1%, продемонстрировав наиболее высокий рост за постсоветскийпериод (рис.1).
/>
Рис.1. ВВП, производство иинвестиции (рост в % к предыдущему году)
Среднегодовые темпы роста в2000-2007 гг. составили 7%. Отмечается повышение доли российской экономики вглобальной с 2,7% до 3,2%. По масштабам экономики Россия переместилась с 10 на7 место в мире.
Опережающими темпами возрасталиинвестиции во внутренне ориентированных секторах экономики — обрабатывающихотраслях, сельском хозяйстве, транспорте, жилищном строительстве, в сфереобразования и здравоохранения (рис.2).
Заметно увеличился приток прямыхиностранных инвестиций: их объем увеличился за год с 32 млрд. до 54 млрд. долл.США.
В 2007 г. была организованаработа по отбору проектов Инвестиционного фонда. К настоящему моменту заключено6 инвестиционных соглашений и одобрено 20 инвестиционных проектов. Суммарныйобъем инвестиций этих проектов превысит 1 трлн. руб., причем только треть изних будет выделена из ресурсов Инвестиционного фонда. Это означает, что каждыйинвестированный государством рубль привлекает два рубля частных инвестиций.
/>
Рис.2. Виды экономическойдеятельности с наиболее высоким темпом роста капитальных вложений в 2007 году (оценкаMЭРТ)
На основе поступившихпредложений 1 марта 2008 г. было утверждено постановление правительства,направленное на совершенствование функционирования Инвестфонда.
Большая часть одобренныхПравительством Российской Федерации проектов из Инвестиционного фонда — концессионные.Но пока ни один из конкурсов по выбору инвестора для реализации концессионногопроекта не завершен. На наш взгляд, концессионное законодательство нуждается всовершенствовании. Поэтому совместно с Государственной думой нами ужеподготовлен комплексный пакет необходимых поправок в законодательство, которыепланируется рассмотреть на весенней сессии.
Внутри страны значимой проблемойстало ускорение инфляции. Резко ухудшилась ситуация на мировых финансовыхрынках. Это заставляет нас более внимательно оценивать риски. Видимоеблагополучие общих макроэкономических показателей не позволяет забывать о недостаточномкачестве экономического роста, о его уязвимости к колебаниям внешнейконъюнктуры и слабой инновационной активности российских предприятий.
Так, удельный вес инновационнойпродукции в объеме продукции промышленности составляет около 5,5%, что в 5-6раз уступает показателям наших европейских конкурентов. Доля предприятий,осуществляющих технологические инновации, все еще не превышает 10%, тогда как введущих европейских странах она доходит до 40-50%. По существу, Россиянаходится в самом начале перехода к инновационной экономике. И надо уже вближайшие годы совершить прорыв в этой области.
Несмотря на инвестиционный бум,уровень диверсификации инвестиций пока невелик. Так, на все обрабатывающиепроизводства приходится всего 15% инвестиций, из них на машиностроениеприходится лишь 2,7% (рис.3).
/>
Рис.3. Распределение инвестицийв основной капитал по видам деятельности, 2007 г., % к итогу
Основным источником машин иоборудования по-прежнему является импорт, а не отечественное производство.
Проблема диверсификациипроизводства и его технологического обновления остается одной из важнейших, безрешения которой невозможно повысить национальную конкурентоспособность.
Время, когдаконкурентоспособность поддерживалась дешевизной сырья, рабочей силы изаниженным курсом рубля уходит в прошлое. Постоянное удорожание энергоносителейведет к увеличению издержек предприятий. Эта тенденция вряд ли изменится в ближайшиегоды. И единственный адекватный ответ, который наша экономика должна дать наэтот вызов, — это значительное повышение эффективности, что требует инвестицийи новых технологий.
/> 2.2 Иностранные инвестиции в банковскую системуРоссии
Правовые основы инвестиционнойдеятельности в России устанавливаются в федеральном инвестиционномзаконодательстве, но они не регулируют инвестиционные правоотношения вбанковской сфере. Отношения по поводу вложений в объекты предпринимательскойбанковской деятельности должны были быть урегулированы в законодательстве обанках и банковской деятельности. Между тем, банковское законодательство, вотличие от инвестиционного, ограничивается упоминанием о регистрации,лицензировании и некоторых дополнительных требованиях к кредитным организациямс иностранными инвестициями и филиалам иностранных банков (ст.17, 18Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).
В банковском законодательствеотсутствуют какие-либо правовые нормы о содержании иностранных инвестиций вбанковскую систему; о принципах, субъектах, формах, методах иностранныхинвестиций; о юридическом равенстве иностранных инвесторов; о равныхгосударственных гарантиях защиты их имущества и законных интересов, исключающихприменение мер дискриминационного характера.
Отсутствуют в банковскомзаконодательстве и специальные инвестиционные правовые режимы, без которыхпроцесс законодательного регулирования общественных отношений в банковскойсфере нельзя считать завершенным. В результате иностранные инвесторы,вкладывающие капиталы в банковскую систему России, формально оказываются внеединого инвестиционного правового поля. На инвестиции в банковскую сферуположения федерального инвестиционного законодательства формально нераспространяются, а банковское законодательство этот пробел не восполняет и несодержит соответствующих правовых норм применительно к банковской системе. Втакой ситуации положения инвестиционного законодательства с учетомособенностей, предусмотренных в законодательстве о банках и банковскойдеятельности, могут и должны применяться к отношениям, связанным с иностраннымиинвестициями в банковскую сферу.
В особенности это касаетсясодержания самого термина «иностранные инвестиции», под которымпонимаются вложения иностранного капитала в объект предпринимательскойдеятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданскихправ, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских правне изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации всоответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (виностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества,имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результатыинтеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг иинформации[4].Приведенное определение содержит качественные признаки, позволяющие отличитьиностранные инвестиции от других видов инвестиционной деятельности в России.
Во-первых, иностранным должнобыть само лицо, вкладывающее средства в банковскую систему России (юридическоелицо; организация, не являющаяся юридическим лицом; физическое лицо: международнаяорганизация, имеющая в соответствии с международным договором правоосуществлять инвестиции в России; иностранное государство). Юридический статусиностранного лица устанавливается на основе законодательства государства егоместонахождения, гражданства или постоянного местожительства, и подтверждаетсядокументами, выданными компетентными органами этого государства. Для признанияюридического лица иностранным необходимо достоверно установить егоправоспособность в соответствии с законодательством государства, в котором оноучреждено, а также установить наличие у него права в соответствии сзаконодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территорииРоссийской Федерации.
Достоверным подтверждениемпринадлежности юридического лица к иностранному государству является выписка изреестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения илииное, равное по юридической силе доказательство юридического статусаиностранного юридического лица. Физическое лицо может быть признано иностранныминвестором, если это иностранный гражданин, либо лицо без гражданства, постояннопроживающее за пределами России; гражданская правоспособность и дееспособностьлица определяется законодательством государства, гражданином которого оноявляется, либо государства постоянного места жительства лица без гражданства; лицов соответствии с законодательством своего государства имеет право осуществлятьинвестиции на территории Российской Федерации.
От иностранного физическоголица, имеющего намерение инвестировать капитал в кредитную организацию синостранными инвестициями или в филиал иностранного банка, федеральное законодательствотребует представить подтверждение платежеспособности этого лица отпервоклассного (согласно международной практике) иностранного банка (ст.17Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).
Во-вторых, одного фактаучреждения или проживания инвестора в другом государстве недостаточно дляпризнания его инвестиций иностранными. Вкладываемые иностранным лицом денежныеи иные средства должны иметь иностранное происхождение не только по форме, но ипо содержанию.
Однако это важнейшееобстоятельство в федеральном законодательстве и в реальной банковской практикеучитывается явно недостаточно. В качестве примера можно привести инвестиции, вкладываемыев банковскую систему России иностранными по форме, т.е. зарегистрированными заграницей, но российскими по содержанию юридическими лицами. В первую очередьречь идет о российских заграничных банках, контрольный пакет акций которыхявляется собственностью Российской Федерации. Имущество росзагранбанков,имеющих иностранную правосубъектность, в действительности принадлежит им на правесобственности. Но эта собственность возникла не сама по себе, а благодаряинвестициям федерального имущества Российской Федерации в банковские системыиностранных государств. Право собственности Российской Федерации на контрольныйпакет акций большинства росзагранбанков означает, что Россия участвует вуправлении этими банками, имеет право на часть их имущества, включая право наполучение части прибыли в виде дивидендов.
При этом право на часть прибылив виде дивидендов росзагранбанков принадлежит Российской Федерации, внезависимости находится имущество на ее территории или за границей. Поэтомурешение об инвестировании росзагранбанком части его имущества в банковскуюсистему России принимается в первую очередь собственником контрольного пакетаакций (долей) банка, т.е. самой же Российской Федерацией, уполномоченными ею позакону государственными органами и должностными лицами.
Фактическая принадлежностьРоссии средств, вкладываемых росзагранбанками, признается таковой не только всвязи с федеральной собственностью на их акции, но и в связи с фактом принятиярешения об инвестициях в Россию от имени самой Российской Федерации. Тем болеетакое решение означает отказ собственника от перечисления причитающихся емудивидендов, т.е. от дополнительных поступлений в федеральный бюджет, в пользуих реинвестирования в новые коммерческие проекты на территории России.
Таким образом, независимо отстраны получения прибыли и страны ее реинвестирования, окончательное решение обиспользовании прибыли росзагранбанков остается в исключительном ведениисобственника контрольного пакета акций, т.е. Российской Федерации. При такихобстоятельствах финансовые средства и иное имущество росзагранбанков,инвестируемое в экономику России, являясь иностранным по форме, не можетпризнаваться таковым по содержанию. Иначе возникает странная ситуация: когдагосударственное имущество Российской Федерации находится за ее пределами, тооно признается федеральной собственностью, но когда оно по решению, принятомуот имени самой Российской Федерации, вкладывается на ее территории, в еебанковскую систему, то почему-то изменяет свой статус и воспринимается вкачестве иностранных инвестиций.
Вышеприведенные особенностиинвестиций росзагранбанков в банковскую систему России следовало бы учесть взаконодательстве и в практической деятельности органов денежно-кредитногорегулирования. Также было бы полезно уточнить содержание термина «иностранныйинвестор» не только по форме, в смысле определения официальногоместонахождения или пребывания соответствующего лица за границей, но и посодержанию, с точки зрения подтверждения иностранного происхождения самогоимущества, вкладываемого в Россию, его реальной принадлежности иностранномусобственнику.
Вложения в экономику Россииранее вывезенного российского частного или основанного на смешанной форме собственностикапитала по сложившейся практике также признаются иностранными инвестициями. Ноупомянутые капиталы, также как и средства росзагранбанков, по своему содержаниюне могут признаваться иностранными. Изначально они являются собственностью лиц,признаваемых резидентами по законодательству России. Для стимулированиявозвращения ранее вывезенных из России капиталов российских резидентовнеобходимо использовать специальные правовые режимы, а не подменять их правовымрежимом иностранных инвестиций. Режим иностранных инвестиций не можетобеспечить реальные гарантии для собственника-инвестора, если собственникимущества остается резидентом по законодательству России. В результатевозникают различные «серые» схемы вложения ранее вывезенных из Россиикапиталов ее резидентов не только в банковскую систему, но и в экономику страныв целом.
Необходимо стимулировать началопроцесса возвращения вышеназванных капиталов в Россию на законных основаниях. Всвязи с этим целесообразно от обсуждений перейти к разработке и принятию науровне федерального законодательства специальных правил, закрепляющих правовойрежим возвращения в банковскую систему России и в ее экономику российского посвоему происхождению капитала. Задача такого правового режима — на уровне неменьшем, чем это предусмотрено для иностранных инвесторов, обеспечить игарантировать от имени Российской Федерации защиту прав и законных интересовсобственников — резидентов по законодательству России, возвращающих ивкладывающих свои капиталы в экономику России.
Международныефинансово-кредитные организации на территории России или любого другогогосударства не совмещают международную деятельность правового характера сбанковским обслуживанием клиентов (юридических и физических лиц) [5].При необходимости оказания банковских услуг международные финансово-кредитныеорганизации осуществляют прямые иностранные инвестиции в банковскую системуРоссии, создавая новые либо участвуя в капиталах уже действующих кредитныхорганизаций.
Для признания инвестицийпрямыми, позволяющими инвестору приобрести дополнительные государственныегарантии, размеры инвестиций должны быть не менее 10% долей (вклада) в уставном(складочном) капитале.
Иностранные банки, вкладывая средствав банковскую систему России, помимо прямых инвестиций в кредитные организации,могут создавать свои филиалы. Не являясь кредитными организациями июридическими лицами по законодательству России, филиалы иностранных банковосуществляют банковские операции на ее территории. Между тем, практическаядеятельность регулирующих государственных органов направлена на ограничениеинвестиций в создание филиалов иностранных банков, которые просто нерегистрируются.
При этом потенциальныминвесторам — иностранным банкам рекомендуется вкладывать свои инвестиции не вфилиалы, а в российскую кредитную организацию, например, в создание дочерних банков.У Правительства России и Банка России, несомненно, могут быть серьезныеэкономические и иные основания для подобных действий. Например, объемы реальныхинвестиций в филиалы значительно ниже вложений в создание дочерних кредитныхорганизаций. Кроме того, осуществлять банковское регулирование и надзор закредитной организацией, созданной по законодательству России, проще, чем зафилиалом иностранного банка. Однако филиалы иностранных банков являютсяпредусмотренной Федеральным законом формой вложения иностранных инвестиций вбанковскую систему России, поэтому регулирующие органы
Режим иностранных инвестицийнадлежит распространить на те случаи, когда иностранная кредитная организациявкладывает финансовые средства и иное имущество в создание в России своегонекоммерческого подразделения — представительства. Ныне действующееинвестиционное и банковское законодательство такие вложения иностраннымиинвестициями не признают, устанавливая, что правоотношения, связанные свложением иностранного капитала в некоммерческие организации, подлежат регулированиюзаконодательством о некоммерческих организациях (п.2 ст.1 Федерального закона«Об иностранных инвестициях в РФ»).
Однако законодательство онекоммерческих организациях применяется исключительно к представительствамнекоммерческих организаций, в то время как иностранные банки, открывающие своипредставительства в России, имеют коммерческую правовую природу. Вместе с тем,представительства иностранных банков признаются элементом банковской системыРоссии. Вложения финансовых, технических, интеллектуальных средств и иныерасходы в их создание осуществляются именно в банковскую систему России. Поэтомуюридическое и экономическое содержание отношений по созданию представительствиностранных банков следует оценивать и регулировать в федеральномзаконодательстве как разновидность иностранных инвестиций в банковскую системуРоссии.
Если бы необоснованныеограничения на банковские операции кредитных организаций с иностраннымиинвестициями и филиалов иностранных банков с российскими гражданами июридическими лицами не были установлены в самом начале экономических реформ,денежные потери населения от функционирования банковской системы России моглибы быть значительно меньшими. Реальное участие в банковской системе иностранныхинвесторов могло бы способствовать возникновению нормальной конкуренции нарынке банковских услуг, которая наряду с эффективным банковским надзором непозволила бы руководству и собственникам многих российских кредитныхорганизаций проводить безответственную банковскую политику.
В заключение необходимоподчеркнуть, что механизм государственного регулирования иностранных инвестицийв банковскую систему, как и в другие сегменты экономики России, долженосновываться не на отсылочных правовых нормах, а на системном подходе корганизации процесса поступления и эффективного использования, финансовыхресурсов, вкладываемых в банковскую систему. Необходимо объединить усилияюридической и экономической науки в создании эффективного механизмагосударственного регулирования иностранных инвестиций в экономику России вцелом и в банковскую систему в частности. Заслуживают внимания выводыспециалистов в области международных финансово-кредитных отношений о том, чтоположительное влияние иностранных инвестиций на экономику государства-импортерапроявляется, как правило, в первые годы, а в последующие периоды, в случаенедостаточного участия государства в регулировании экономических процессов,связанных с иностранными инвестициями, могут возникнуть негативные последствия дляэкономики.
Поэтому необходим такой механизмрегулирования иностранных инвестиций, который повышал бы интерес иностранногокапитала к российским рынкам и одновременно содержал бы правовые гарантии,обеспечивающие соблюдение государственных и общественных интересов, прав изаконных интересов индивидуальных участников денежно-кредитных правоотношении,а также позволял бы вовремя блокировать возникновение кризисных ситуаций вэкономике.
/>Заключение
Инвестиционные ресурсы традиционно занимают позиции ведущего источникаразвития национальной экономики, обеспечения темпов экономического роста. Пристальноевнимание к проблеме регулирования инвестиционного процесса, обозначившееся впоследнее время, вызвано учетом как этого обстоятельства, так и того, чтонегативные тенденции в инвестиционной сфере стали представлять уже явную исерьезную угрозу экономической безопасности России. [6] Следует такжеотметить, что разрушение системы инвестирования, существовавшей прежде в рамкахцентрализованно управляемой экономики, произошло в относительно сжатые сроки. Периодже установления элементов новой системы оказался длительным, причем процесс ещедалек от стабильного состояния.
Вообще, под инвестиционной политикой государства понимается комплексцеленаправленных мероприятий, проводимых государством для созданияблагоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживленияинвестиционной деятельности и подъема национальной экономики, повышенияэффективности инвестиций и решения социальных задач.
Конечной целью инвестиционной политики государства является подъемэкономики, повышение эффективности производства и решение социальных проблем. Инвестиционнаяполитика государства должна оживить инвестиционную деятельность, направленнуюна подъем отечественной экономики и повышение эффективности общественногопроизводства.
Таким образом, в экономикеРоссии сложилась непростая ситуация, когда амбициозные задачи поддержаниявысоких темпов экономического роста, диверсификации производства и повышенияконкурентоспособности отечественных товаров пока не могут быть в полной мереподкреплены соответствующей динамикой инвестиций. Сегодня требуютсядолгосрочные устойчивые, опережающие динамику ВВП темпы прироста инвестиций восновной капитал с тем, чтобы не просто восстановить необходимый его запас вэкономике, но и провести его всеобъемлющую модернизацию, обеспечив возможностивыпуска конкурентоспособной отечественной продукции.
В то же время, как показал опытпоследних лет, инерционное развитие этого процесса дает желаемые результаты. Необходимычеткая экономическая политика активного стимулирования инвестиционного процессаи — что самое важное — координация усилий государства и бизнеса в реализациипоставленной цели с жестко определенными взаимными обязательствами иконкретными результатами, которые должны быть получены в итоге совместныхдействий.
/>Список использованнойлитературы
 
1. Булатов А. Россия в мировом инвестиционном процессе. // Вопросыэкономики, 2007, № 1.
/>2. Гейвандов Я.А. Иностранные инвестиции в банковскую систему России (проблемызаконодательного регулирования и правоприменительной практики). // Государствои право, 2007, № 1.
3. Заика И., Крюков А. Национальная экономика и инвестиции. // Экономист,2006, № 7.
4. Игонина Л.Л. Инвестиции: Учеб.пособие / Под ред. д. — ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. — М.: Юристъ, 2006.
5. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализотчетности. — М.: Финансы и статистика, 2007.
6. Лисин В. Инвестиционные процессы в российской экономике. // Вопросыэкономики, 2006, № 6.
7. Набиуллина Э. Приоритеты деятельности на 2008 г. и среднесрочнуюперспективу. // Экономист, 2008, № 4.
8. Ример М.И., Касатов А.Д., Матиенко Н.Н. Экономическая оценка инвестиций./ Под общ. ред.М.И. Римера. — СПб.: Питер, 2006.
9. Свистунов Н. Концессии — инструментактивизации международных инвестиционных проектов в России. // Проблемы теориии практики управления, 2007, № 3.
10. Сергеев И.В. и др. Организацияи финансирование инвестиций: Учеб. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. / И.В. Сергеев,И.И. Веретенникова, В.В. Яновский. — М.: Финансы и статистика, 2006.
11. Стрельцов А. Не бываетэкономического роста без вложений. // Экономика и жизнь, 2007, сентябрь, № 38.
12. Управление инвестициями. В 2-х томах / В.В. Шеремет, В.М. Павлюченко, В.Д.Шапиро и др. — М.: Высшая школа, 2008.