АстраханскийГосударственный Университет
Курсоваяработа
по теме:
Способыформирование толерантности у подростков
Выполнила:
студентка ПС– 51,
Введение.
В последнее времяпроблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации,на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаяминетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебнонастроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов,выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинствааналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям,жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию,не задевая значимые аспекты жизни других людей. Именно поэтому мы бы хотелирассмотреть проблему формирования толерантности в современном обществе. Намкажется, что наибольший акцент следует сделать на подростковом возрасте, таккак именно в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации вовзрослом мире. Мышление подростка еще впитывает в себя все с детскойнепосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесениюсоответствующих выводов из нее. Сейчас формируется мировоззренческая картинаподростка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять егожизненную позицию и способы поведения в обществе. Актуальность нашей работы мывидим в необходимости выявления наиболее эффективных способов формирования уподростков толерантного поведения.
Цель работы заключается всоздании эффективного тренинга по формированию толерантности, адаптированногодля подростков с учетом их психофизиологических особенностей
Объект исследования –дети подросткового возраста (13 -15 лет).
Соответственно предметомнашей работы мы считаем определение способов формирования толерантности вподростковом возрасте
Гипотеза: 1. формированиетолерантности у подростков наиболее эффективно происходит через игру;
2. формированиетолерантности у подростков наиболее эффективно происходит через дискуссии.
В ходе нашей работы мысобираемся решить следующие задачи:
1. раскрыть подходы кпониманию толерантности и путей ее формирования;
2. создать эффективныйтренинг формирования толерантного поведения для подросткового возраста;
3. поиск способовдиагностики толерантности.
Для решения данных задачмы используем следующие исследовательские методы: анализ литературы,наблюдение, тестирование, опрос, тренинговые упражнения.
Структура нашей работывыглядит следующим образом: введение, две главы (теоретическая и практическая),заключение, список использованной литературы и приложения.
Глава 1.Теоретические аспекты формирования толерантности у подростков как факторапредупреждения конфликтов.
1.1.Проблема толерантности и путей ее формирования.
Проблема толерантностидостаточно молода как в России, так и в зарубежных исследованиях. Первые работыпо этой теме появляются лишь в середине 90-х годов. Их авторами были Г.Оллпорт, Borba Michele, Kamungeremu David, Vogt W. Paul, Wandberg Robert, а также некоторые университеты. Важным фактороммирового признания необходимости изучения данной проблемы стала Декларацияпринципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференцииЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. Она провозглашает 16 ноября ежегодно отмечаемымМеждународным днем, посвященным толерантности. Также данная декларация даетмеждународное определение понятию толерантности и противоположное ему –интолерантности.
Из нее следует, что«толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатогомногообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способовпроявления человеческой индивидуальности. Толерантность делает возможнымдостижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Проявлениетолерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости,отказа от своих убеждений или уступки чужим. Толерантность означает, что каждыйсвободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими;означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнемувиду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире исохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человекадругим.
Интолерантность – этонеприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными)людьми; интолерантность проявляется через деструктивное, конфликтное,агрессивное поведение.[1]»
В России проблематолерантности также очень молода, однако ее появление на наш взгляд связано сее огромной ролью в формировании продуктивного, целостного общества. Первыеработы в этой области появились в начале этого века. Их проводил МосковскийГосударственный Университет. В частности был создан научно-публицистическийвестник: «Век толерантности». В дальнейшем эту проблему стали разрабатывать идругие ученые нашей страны. Так Щеколдина С. Д. опубликовала книгу подназванием «Тренинг толерантности», в которой обобщила имеющийся материал поданной проблеме, а также представила тренинг, направленный на формированиетолерантного поведения для широкого возрастного спектра. Многие психологическиеслужбы по всей стране предлагают свой тренинг толерантности в качестве одногоиз возможных формирующих тренингов.
Значимость формирования толерантностиподтверждена и на государственном уровне. В недавнем времени была созданаФедеральная программа Правительства РФ: «Формирование установок толерантногосознания и профилактика экстремизма в российском обществе».
Понятие толерантностимногозначно и разнообразно. В каждой культуре существует свое определениетолерантности, которые во многом схожи, однако имеют некоторые отличительныечерты. Вот некоторые из «определений толерантности на ведущих языках мира:
— tolerance (англ.) – готовность быть терпимым,снисходительным;
— to tolerance (англ.) – быть терпимым, позволятьсуществование различных мнений без их дискриминации;
— tolerance (фр.) – убежденность в том, чтодругие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;
— tolerencia (исп.) – способность принимать идеиили мнения, отличные от собственных;
— kuan rong (кит.) – принимать других такими, какие они есть, ибыть великодушными по отношению к другим;
— tasamul’ (араб.) – снисхождение, милосердие,всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;
— толерантность,терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться счем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить всоответствии с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, бытьснисходительным к чему-либо/ кому-либо.[2]»
Как мы видим, каждое изопределений имеет свою культурную специфику. Так английская –снисходительность, китайское – великодушие, русское – умение терпеть.
В научной литературетолерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признаниеравенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразиячеловеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия кединению или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантностьпредполагает готовность принять других такими, какие они есть, ивзаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводитьсяк индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первуюочередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованныхсторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелойличности, имеющей свои ценности и интересы, готовой, если потребуется, ихзащищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям другихлюдей.
В соответствии свышесказанным есть необходимость конкретизировать качества толерантнойличности. Это даст возможность для лучшей диагностики и составлению тренингатолерантности. Одним из первых обобщенную характеристику толерантной личностидал Г. Оллпорт. Он выделил следующие параметры:
— «ориентация на себя(толерантный человек больше ориентирован на личностную независимость, меньше –на принадлежность внешним институтам и авторитетам);
— потребность вопределенности (признает многообразен, готов выслушать любую точку зрения ичувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределенности);
— меньшая приверженностьк порядку (толерантный человек менее ориентирован на социальный порядок, менеепедантичен);
— способность к эмпатии(склонность давать более адекватные суждения о людях);
— предпочтение свободы,демократии (для него не имеет значения иерархия в обществе);
— знание самого себя(толерантный человек хорошо осведомлен о своих достоинствах и недостатках и несклонен во всех бедах обвинять окружающих);
— ответственность(развито чувство ответственности, не перекладывает ответственности на других);
— защищенность (ощущениесобственной безопасности и убежденность, что с угрозой можно справиться)[3]».
Щеколдина также выделяеткритерии и показатели толерантности человека. К ним она относит: социальнуюактивность (готовность к взаимодействию в различных социальных межэтническихситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивныхотношений в обществе), мобильность поведения (способность к быстрой сменестратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств), дивергентностьповедения (способность нестандартно решать обычные проблемы, задачи, ориентацияна поиск нескольких вариантов решения), эмпатия (адекватное представление отом, что происходит во внутреннем мире человека) и устойчивость личности(сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессевзаимодействия с людьми иных этнических и социальных общностей).
Выделяется несколькоуровней толерантности:
1. Цивилизационный – отсутствие насилияв контактах различных культур и цивилизаций;
2. Международный – условиясотрудничества и мирного сосуществования государств вне зависимости от ихвеличины, экономического развития, этнической и религиозной принадлежности ихнаселения;
3. Этнический – терпимость к чужомуобразу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, мнениям и идеям.
4. Социальный – партнерскоевзаимодействие между различными социальными группами общества, его властнымиструктурами, когда признаются необходимость такого сотрудничества и уважениепозиций сторон;
5. Индивидуальный – уважение к другойличности, понимание того, что существуют взгляды, отличные от собственных.
Толерантность выполняетследующие функции: 1) предотвращает межгрупповые и внутригрупповые конфликты,что способствует формированию и поддержанию стабильности группы; 2) создаетимидж стабильной и сплоченной группы, что обеспечивает более продуктивноевзаимодействие с государственными структурами, с социальными группами иорганизациями.
Одним из факторовформирования толерантности является приобретение человеком социально значимыхнорм и правил поведения. Они созданы в ходе исторического развития человека испособствуют его гармоничному и равномерному прогрессу. Во всем мире существуетопределенная система ценностей, закрепленная в большинстве стран назаконодательном уровне. В нее включены такие нормы как презумпция правчеловека, терпимость к недостаткам и ошибкам других людей, ценность согласия иненасильственного разрешения конфликтов, следование нормам права, сострадание,сопереживание, сочувствие, ценность человеческой жизни и отсутствия физическихстраданий.
Другим факторомформирования толерантной личность считают стремление человека к самосознанию,расширение его кругозора, формирование мировоззренческой позиции. Эти качестваукрепляют представления человека о самом себе. Делают их более позитивными иадекватными. Сюда же можно отнести и формирование более высокого уровнясамооценки у человека. Как отмечает Щеколдина: «В развитии понимания личностьюокружающей действительности объектом глубокого понимания становится человек,его внутренний мир. Это вызывает интерес к себе и собственной жизни, качествамсвоей личности, потребности сравнивать себя с другими. Толерантность личностиспособствует формированию реального представления о себе и окружающих[4]».
Человек с высоким уровнемтолерантности обладает характерным комплексом поведения, характеризующеесяпониженной агрессивностью. Он менее конфликтен. Преобладает тенденция к продуктивномуведению и разрешению конфликтов. Одновременно человек приобретает позитивноеотношение к жизни, что увеличивает его стрессоустойчивость и общий жизненныйтонус.
Признаком толерантнойличности также можно считать умение выходить из конфликтных ситуаций путемпереговоров. Считается, что обладание большим спектром способов разрешенияконфликтов приводит к наиболее продуктивному., толерантному взаимодействию.
1.3.Формирование толерантности у подростков в условиях современногообразовательного процесса.
Как уже отмечалось ранеевопрос о формировании толерантность стоит достаточно остро, что отмечено и нагосударственном уровне. Так когда же имеет смысл формировать данное качестволичности и на что следует делать акцент.
Учитывая, чтотолерантность во многом определяется сформированностью социальных норм и правилповедения, то можно сделать вывод о достаточно ранней возможности созданиятолерантной личности. Так как данные нравственные ценности приобретаются еще вдошкольном возрасте с процессом социализации и адаптации в современномобществе. Однако как показывают множественные наблюдения, не все детидостаточно верно принимают данные нормы поведения. Это естественно обусловленонеправильными подходами в воспитании, деструктивными влияниями общества, повышеннойагрессивностью и борьбой за выживание в достаточно жестких мировых условиях.
Все это приводит к тому,что у детей формируются деструктивные стереотипы поведения, которые как правилорасцветают во всей своей «красе» именно в период подросткового возраста. В этовремя происходит резкий всплеск гормональной активности. Подросток начинаетизменяться физиологически и психологически. В этот период ребенок достраиваетфундаментальный пласт своей мировоззренческой картины, ищет новые пути испособы взаимодействия с миром, познает нового себя и определяет место в этоммире. Именно сейчас подросток наиболее открыт для принятия ценностнойинформации, помогающей ему в раскрытии волнующих его вопросов бытия.
Часто в этом возрастеподросток идет по пути наименьшего сопротивления – становится членомкакого-либо религиозного течения, любительского клуба, ищет себе кумира дляподражания. Это дает возможность достаточно быстро получить целостнуюмировоззренческую картину с соответствующими целями и способами их достижения.К сожалению, в настоящее время многие подобные организации действуют нелегальнои имеют своей целью деструктивное влияние на психику человека для подчинения иуправления им.
Исходя из всеговышесказанного, мы считаем своей целью создание комплекса тренинговыхупражнений, направленных на формирование толерантности именно в подростковомвозрасте. Наиболее приемлемым считаем адаптировать данный тренинг под структуруработы в школе. Это связано с тем, что подросток проводит большую часть своеговремени в образовательной среде. Также проведение тренинга в школе позволиторганизованно систематически собирать относительно однородную группу, чтооблегчит сбор наиболее достоверной информации о эффективности тренинга.
Как отмечает Щеколдина С.Д.: «Социальный аспект проявления толерантности в школьном возрасте сопряженкак в отношениях со взрослыми, так и со сверстниками. Однако при еще слишкомограниченном опыте и стремлении к взрослости развитие толерантности происходит,как движение от случайно-ситуативного проявления толерантности (в какой-либоситуации в результате стечения обстоятельств: хорошее настроение, диалог обинтересующем предмете, доброжелательный настрой другого) через признаниевозможных толерантных отношений, предлагаемых педагогом (проявление толерантностирегламентируется рамками, нормами, правилами поведения, принятыми в обществе),к доброжелательным отношениям в малой группе (проявление толерантности к членамсвоей группы на основе совместной учебной деятельности, в процессе которойучащиеся накапливают опыт толерантного отношения друг к другу)[5]».
Нами было разработано дватренинговых комплекса, направленных на формирование толерантности, мы исходилииз того, что подростковый возраст является промежуточным между детством ивзрослостью. Соответственно, с одной стороны подросток имеет многиехарактеристики ребенка, в частности склонен к игре и игровым ситуациям. Сдругой стороны ведущая деятельность подростка — общение. В связи с этим мыразработали два тренинговых комплекса: один основан на игре, другой – на дискуссияхи обсуждениях. Мы постарались выявить наиболее эффективный тренингтолерантности с целью его практического применения в педагогической ипсихологической работе.
Глава 2.Практическая часть.
2.1.Тренинг толерантности.
Перед началом тренингаследует сообщить детям следующие правила :
1. уважительное отношение к участникамигр;
2. уважение к говорящему;
3. обращение друг к другу по именам.
Упражнение №1. Знакомство. Приветствие.«Поздоровайся локтями».[6] 10 мин.
Подготовка: отставьте всторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению.
1. Попросите участников встать в круг.
2. Предложите всем рассчитаться на«один-четыре» и сделать следующее:
· каждый «номерпервый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разныестороны;
· каждый «номервторой» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправои влево;
· каждый «номертретий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку – на правое колено, приэтом руки согнуты, локти отведены в сторону;
· каждый «номерчетвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят всторону).
3. Скажите участникам, что на выполнениезадания им дается только 5 минут. За это время они должны познакомиться с какможно большим числом членов группы, просто назвав свое имя и коснувшись другдруга локтями.
4. Через 5 минут соберите участников вчетыре подгруппы так, чтобы вместе оказались соответственно все первые, вторые,третьи и четвертые номера. Пусть участники поприветствуют друг друга внутрисвоей подгруппы.
Эта смешная игра ломаетпривычные стереотипы приветствия и способствует установлению контакта междуучастниками.
Упражнение №2. Оценка сплоченности группы. «Считаемдо двадцати». 10-20 мин.
1. Участники расходятсяпо помещению. Они должны равномерно распределиться по всей комнате и ни в коемслучае не образовывать ряд или круг. Как только каждый найдет удобное для себяместо, он закрывает глаза.
2. Цель упражнения:группа должна посчитать от одного до двадцати. (При небольшом количествеигроков достаточно досчитать до десяти). При этом действуют следующие правила:один игрок не может назвать два числа подряд (например, четыре и пять), но входе игры каждый участник может назвать больше одного числа. Если несколькоигроков одновременно назвали одно и тоже число, игра начинается сначала.Участники не должны заранее договариваться о стратегии игры. Во времявыполнения задания нельзя разговаривать.
3. Если игра никак неладится, надо подбадривать участников, чтобы они не чувствовали себя слишкомнапряженно. Возможно, придется время от времени смешить игроков, потому что этаигра очень непороста.
4. Игра продолжается дотех пор, пока участники получают от нее удовольствие. Часто участники забываюто времени и делают все для того, чтобы добиться успеха.
На первый взгляд заданиене кажется сложным, но почти никогда не бывает так, чтобы группе сразуудавалось дойти по крайней мере до десяти. После каждого провала проходит обсуждениеитогов: участники могут снять напряжение и подумать о том, кок решить проблему.
Упражнение №3. Соглашение с инициативой других.«Воображаемый мяч». 15 мин.
Подготовка: отставьте всторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно встать в круг.
1. Ознакомлениеучастников с целями игры. Объяснение, что это типичная командная игра, успехкоторой зависит от того, насколько игроки смогут сосредоточиться, настроитьсяна других, поддерживать чужую инициативу и проявить собственную активность.
2. Из участников группыназначается игрок № 1. Дается следующая инструкция: «Чтобы начать игру, игрок №1 перебрасывает кому-нибудь воображаемый мяч. Так как настоящего мяча у наснет, игрок № 1 должен представить, о каком мяче идет речь. Вес, размер, форма иматериал мяча подскажут, как его нужно кидать и ловить. Игрок № 1 долженназвать имя того, кому будет кидать мяч, и сказать, о каком мяче идет речь».Например: игрок № 1 встречается глазами с игроком № 2, произносит его имя иговорит перед броском: « Футбольный мяч» или «Шарик для пинг-понга»
3. Второй игрок ловит мячтак, как если бы он был настоящим, и готовится бросать (передавать) сам. Ондолжен изменить вид предмета. Может быть у второго игрока появится желаниепокатить игроку № 3 шар для боулинга или же бросить легкий надувной шарик.
4. Когда игроки бросаютили ловят мяч, они должны задействовать все свое тело. Вид мяча определяет, какмы движемся, действуем и реагируем. Группа играет примерно 5 минут.
5. После игры обсуждаютсяследующим вопросы:
а) Как идет в группесовместная работа?
б) Все ли участники былизадействованы в этой игре?
в) Было ли трудно приниматьвоображаемый мяч за действительный?
г) Не чувствовали ли высебя глупо во время игры?
д) Чей «язык тела» былособенно отчетлив и поэтому помогал играть?
е) Все ли игрокистарались одинаково?
ж) Обращали ли вывнимание на разный уровень спортивной подготовки членов группы?
з) Как можно улучшитьсовместную работу?
Упражнение №4. Наблюдение за собой и другими. «Ятоже». 15 мин.
Подготовка: отодвиньтестолы и стулья в сторону и освободите место для игры.
1. Члены группыпроизвольно рассаживаются на полу или садятся в кружок. В центре комнаты должнооставаться свободное место. Там встает первый доброволец, он будет ведущим вданной игре.
2. Ведущий внимательнонаблюдает за сидящими вокруг него людьми. Он должен какую-то присущую некоторымигрокам (и бросающуюся в глаза) общую деталь, но не называть ее вслух, апроизнести лишь имена людей, к которым она относится, и попросить их встатьрядом с собой.
3. Оставшиеся сидетьигроки должны определить, что же сходное есть во всех вызванных в серединукруга людях.
4. Тот, кто догадываетсяпервым, становится новым ведущим и выходит на середину. Все остальные садятсяобратно на пол.
5. Игру можно проводитьнесколько раз, чтобы каждый игрок был выбран хотя бы однажды.
Замечания: сначала общейчертой может быть какая-то характерная деталь внешности игрока: элемент одежды,цвет глаз, волос и т. д. Постепенно принцип отбора может усложняться: в центркомнаты выходят только женщины, только смешливые игроки, только те, чье имя содержитопределенную гласную и т. д.
Упражнение №5. Повышение самооценки. «Мой вклад».30 мин.
Материалы: разноцветныенитки. Количество цветов из расчета – один цвет на четыре человека. От каждогоцвета надо отрезать по четыре куска длинной 50 см. таким образом каждая группаиз четырех человек получит нитки собственного цвета.
1. Членам группыраздаются отрезанные куски ниток. Команду образуют участники, которым досталисьнити одного цвета. Они начинают связывать узлами свои куски в одну длиннуюнитку. Каждый раз, когда узел готов, участник, завязавший его, говорит о том,каким может быть его вклад в совместную работу. Речь не обязательно должна идтио данной игре. Участник может порассуждать о своем месте в группе в принципе,отвечаю на следующие вопросы:
а) Какой опыт принес я ссобой в группу?
б) Что я умею делать?
в) Как я могуспособствовать общей работе?
Постепенно из отдельныхнитей образуется длинная «лента». На выполнение задания отводится 10 минут.
2. Когда отрезки нитей вмаленьких группах уже сделаны, начинается следующий этап игры. Получившиеся«ленты»поочередно связывают между собой. В результате из ниток долженполучиться большой круг. Члены группы стоят по кругу, и каждый держит в рукечасть пряжи, которая объединяет всех.
3. Теперь каждый участникрассказывает группе о том, что он хочет внести как свою долю в общую работу.Предложения могут выглядеть таким образом: «Я внесу в общую работу мое лояльноеотношение к людям, доброту и умение стратегически мыслить». Следующие членыгруппы стараются не повторять уже упомянутые категории.
4. В заключении тренеробходит круг и отрезает для каждого игрока нить таким образом, чтобы в каждомотрезанном куске был узел. Следовательно, каждый участник получает еще иотрезок «чужой» пряжи. Это символизирует зависимость работы группы от каждогоее участника. Эффект возможен только тогда, года различные ресурсы объединяютсядруг с другом.
Упражнение №6. Настройка на группу. «Передачаритма».10 мин.
1. Группа усаживается втесный кружок на полу или на стульях.
2. Участники легко держатдруг друга за руки.
3. Каждый один разсжимает руку своего соседа справа.
4. Дается инструкция:«Сжатые руки – сигнал, который мы будем использовать в игре. Игра начинается,когда я пожму руку своего соседа справа. Когда он почувствует пожатие, тодолжен передать направо своему соседу. Так рукопожатие проходит слева направопо кругу, пока не вернется ко мне. В первый раз мы можем работать медленно испокойно. Вы можете не торопиться передавать рукопожатие дальше».
5. Когда первый раундзавершен, можно предложить участникам закрыть глаза и играть так дальше. Отраунда к раунду темп слегка ускоряется.
6. В заключении участникидолжны сильно сжать руки обоим своим соседям и потом открыть глаза.
Вариант: можно вслед за первымрукопожатием отправить второе. Это побудит группу еще большесконцентрироваться.
Упражнение №7. Уважительное отношение к другим.«Круг доверия». 10 мин.
Подготовка: отодвиньтестолы и стулья в сторону и освободите место для игры.
1. Группа выстраивается вбольшой круг. Участникам предлагается закрыть глаза, а руки держать на уровнегруди ладонями наружу.
2. Участники должныодновременно медленно перейти с одной стороны круга на другую. Совершенноочевидно, что в середине круга возникнет порядочная толкотня, но если каждыйсориентируется в ситуации, то сможет выполнить задание. Сначала продвижениевозможно только в медленном темпе.
3. Когда группа успешносправится с заданием, участники могут повторить эксперимент, попытавшисьдвигаться немного быстрее. Чем быстрее они идут, тем осторожнее приходитсябыть. Участники должны быть предельно внимательны, чтобы никто не ушел домой всиняках.
Замечание: это упражнениедоказывает, что по жизни можно идти по-разному (вовсе не обязательно во что быто ни стало пробиваться, расталкивая всех на своем пути), что люди, к которым выпроявили бережное отношение, скорее всего, отнесутся к вам также, что необязательно стремиться быть быстрее и лучше остальных.
Упражнение №8. Умение прислушиваться к своимощущениям и настраиваться на другого. «Картина» на спине». 10 мин.
1. Игроки делятся напары. Партнеры самостоятельно решают, кто из них будет А, а кто – Б. в первомраунде Б становится за А и пальцем «рисует» на его спине отдельные буквы. ИгрокА должен угадывать их. При этом глаза А закрыты. Желательно также, чтобы наигроках не было толстых жакетов или пуловеров.
2. Если А с легкостьюотгадывает буквы, игрок Б может писать простые слова и даже короткие фразы.Игроку А необходимо сконцентрироваться. Он может попросить партнера, чтобы тот,когда слово заканчивается нажимал чуть сильнее. На выполнение задания отводится5 минут.
3. В следующем раундеигроки меняются ролями.
4. В конце игры партнерыобсуждают следующие вопросы:
а) Насколько каждый былдоволен «художником»?
б) Удалось ли настроитьсяна совместную работу?
в) Какая роль была прощеили доставила больше удовольствия?
Варианты: можно заранееподготовить карточки с буквами, словами, геометрическими фигурами, которыебудут даваться «художникам». Игру можно провести, разделив группу на равныекоманды. Каждая получает задание восстановить и озвучить краткую фразу. Котораяпо одному слову «записывается» на спинах игроков.
Упражнение №9. Акклиматизация в группе. «Мастер».15 мин.
Подготовка: отодвиньтестолы и стулья в сторону и освободите место для игры.
1. Члены группырасходятся по игровому залу. Каждый участник с закрытыми глазами отправляетсяна поиски Мастера, однако сначала никто не знает, кто из них является Мастером.
2. Тренер стоит соткрытыми глазами и следит за безопасностью участников.
3. Все члены группызакрывают глаза и начинают движение по комнате. Через минуту тренер кладетодному из участников руку на плечо, не говоря при этом ни слова. Таким образом,он выбирает Мастера. Мастер знает, что все его ищут. У него есть некоторые привилегии:во время игры он может молчать о открывать глаза.
4. Все идут с закрытымиглазами друг мимо друга, держа руки перед собой ладонями наружу.
5. Когда два игрокавстречаются, они спрашивают друг друга: «Мастер?». Они знают, однако, чтоМастер молчит. Поэтому когда какой-нибудь игрок встречает Мастера и задаетвопрос, Мастер не отвечает. Игрок, который обнаружил Мастера, может открытьглаза, положить Мастеру руку на плечо и идти за ним. Следующий, нашедшийМастера в свою очередь открывает глаза и присоединяется к ним и так далее. Всеученики, идущие за Мастером, также должны молчать.
6. Через некоторое времяза Мастером идет толпа учеников. Каждый ученик кладет руку на плечо стоящегоперед ним. Игра заканчивается, когда все окажутся в одной цепочке.
Упражнение №10. Диагностика достигнутого уровнядоверия в группе. «Тест на доверие». 15 мин.
1. На середину кругаложится какой-либо предмет, например, ваза или книга. Группе объясняется, чтосейчас начнется игра, которая делает невидимое зримым. Каждый должен встать наопределенном расстоянии от находящегося в середине круга предмета. Кто встает,вплотную к нему, то тем самым говорит о высокой, по его мнению, степеньюдоверия в группе. Чем слабее у игрока ощущение безопасности и доверия в группе,тем больше будет выбранное расстояние.
2. Тренер проситучастников поэксперементировать с различными расстояниями, пока они не ощутят,что выбрали место правильно.
3. Когда все найдут своиместа, тренер предлагает всем оглядеться и оценить сложившуюся ситуацию.
4. Теперь каждый краткообъяснит, что хотел выразить своим выбором места. Кроме того, можнокомментировать выбранное положение и высказывания других членов группы.
5. В заключении можноподытожить результаты игры: доверие в группе – не постоянная величина, а некийпроцесс. Никто не может принудить себя испытать чувство доверия. Никто не можетдругого проникнуться доверием. С одной стороны, доверие завоевывается медленнои связанно с конкретным опытом. С другой, доверие очень легко разрушается, еслимы чувствуем себя задетыми. Каждый стремится избежать травм. При этом людичасто прибегают к простому средству: не подпускать слишком близко других людей.
2.2.Диагностика формирования толерантного поведения подростков.
Для диагностикитолерантного поведения мы считаем уместным проводить исследование не только спомощью методик, определяющих толерантность, но и методик выявляющих различныесоставляющие толерантности. Это дало возможность составить батарею тестов,выявляющих толерантное поведение подростков. К ним мы отнесли следующиеметодики:
1. Изучение особенностейформирования ценностных ориентаций[7]. Данная методикапредставляет собой модификацию методики М. Рокича, адаптированную А.Гоштаутасом, М. А. Семеновым, В. А. Ядовым. Она предназначена для изученияособенностей формирования ценностных ориентации старшеклассников. Авторыпредлагают две основные группы ценностей: терминальные ценности (Т-ценности –основные цели человека, отражающие долговременную жизненную перспективу, то, кчему он стремится сейчас и в будущем) и инструментальные ценности (И-ценности –отражают средства, которые выбираются для достижения целей жизни). В даннойметодике были учтены возрастные особенности психического развития учащихся,которые обусловливают, с одной стороны, функционирование механизмадифференциации ценностей, с другой — характер выбора тех или иных ценностей какактуальных для школьников 8-10-х классов.
Методика представляетсобой два бланка, на которых приводятся списки 16 терминальных и 16инструментальных ценностей (бланк I и бланк II), каждую изкоторых испытуемый может оценить по 5-балльной системе (см. приложение №1). Винструкции перед началом работы экспериментатор должен указать, что оцениваетсякаждая ценность отдельно, в соответствии с ее значимостью для данногоиспытуемого.
Указанные в даннойметодике ценности расположены произвольно, и каждый исследователь можетустановить свой порядок их расположения. Процедура проведения исследованиясостоит в следующем. После инструкции, в которой испытуемым краткоформулируются цели работы и объясняются правила заполнения бланков, имраздаются бланки I с терминальнымиценностями (приложение № 1).
Испытуемых нужно особопредупредить, что работа должна вестись ими индивидуально, без советов друг сдругом, списывания и т. п. Экспериментатор в процессе работы все время долженследить за соблюдением этого правила. Не следует чрезмерно твердо настаивать назаполнении всех пунктов бланка методики, особенно в тех случаях, когда учащийсядействительно не знает, какой балл ему поставить для той иной ценности. Привыполнении отдельными учащимися первого задания методики бланк I у них отбирается и дается бланк II. После заполнения он такжеотбирается, и учащийся покидает помещение, где проводится эксперимент. Работуможно проводить как с целым школьным классом, и с группами учащихся.
Обработка и интерпретацииданных. Прежде всего следует определить степень сформированностипсихологического механизма ЦО, т. е. особенности дифференциации ценностей(умение учащихся производить ценностный выбор). Показателем, характеризующимэтот психологический параметр ЦО, является вариативность оценок при определениизначимости той или иной ценности. В случаях, когда учащиеся используют всеоценки 5-балльной шкалы, можно говорить о сформированности у нихпсихологического механизма дифференциации. Использование же испытуемыми приранжировании ценностей в основном двух оценок из пяти (обычно только «4» и «5»)свидетельствует о том, что механизм дифференциации находится на начальнойстадии своего формирования. Если испытуемые все предложенные ценности оцениваютодним и тем же баллом или вообще не могут дать оценки, то это означает, чтодифференциация психологический механизм ЦО у этих учащихся еще несформировалась
Таким образом, по степенисформированности этого психологического механизма все испытуемые могут бытьраспределены на три основные группы: 1) учащиеся, у которых имеется вдостаточной мере дифференцированная структура ЦО; 2) учащиеся, у которыхдифференцированная струи ЦО начинает формироваться; 3) учащиеся, у которыхдифференцированная структура ЦО еще не сложилась. В соответствии с принятойнами концепцией ЦО как показателя уровня личностного развития, на основе такогоанализа результатов ранжирования ценностей можно охарактеризовать особенностиэтого развития по степени сформированности психологического механизма ЦО.
При анализе данных обумении учащихся дифференцировать необходимо учитывать, что для старшего подростковогои раннего юношеского возраста характерна более дробная и дифференцированнаясистема оценок по терминальным ценностям, чем по инструментальным. Поэтомугруппировку испытуемых по этому параметру следует вести прежде всего порезультатам ранжирования терминальных ценностей.
Как показали проведенныеисследования, для школьников VIII—X классов московских школ типичнымможет быть такое количественное распределение по выделенным выше группам.
Таблица 1.Особенностидифференциации системы оценокОсобенности дифференциации Количество учащихся в классе 8 класс 9 класс 10 класс Высокая 7 40 45 Низкая 28 23 20 Отсутствует 65 37 35
Следующим показателем,характеризующим особенности формирования ЦО личности учащихся старших классов,является содержательная сторона иерархической структуры ЦО. Она определяется повеличине ранга, полученного той или иной ценностью. Совершенно очевидно, что изанализа особенностей содержания ЦО учащихся нужно исключить тех, у когоотсутствует механизм дифференциации ценностей. ЦО у этих учащихся какустойчивое и действенное личностное образование еще не сформировались. У всехже остальных учащихся обнаруживается разная степень сформированности ЦО,которые могут иметь различия (типы) по своему содержанию (направленность ЦО).
Для определениясодержания ЦО в исследованиях обычно принято использовать факторный илитаксономический анализ. И хотя оба они (особенно таксономический) достаточноэффективны, однако сопряжены со сложной математической процедурой,предусматривающей применение достаточно мощной ЭВМ. В условиях практическойработы школьного психолога содержательный анализ структуры ЦО учащихся можнонесколько упростить. Используя основной принцип таксономии — группировку данныхпо сходным признакам, мы предлагаем следующую процедуру обработки полученныхданных. Взяв результаты ранжирования учащимися предложенных ценностей погруппам в зависимости от степени дифференциации (высокая и низкая), выделить вних тех учащихся, у которых совпали оценки одних и тех же ценностей. Минимальнымчислом считается совпадение по 9 ценностям при расхождении по одной из этихценностей в 1 балл. Сгруппировав на этом принципе данные ранжирования,вычисляют средний балл по каждой из 16 ценностей (сначала по Т-ценностям, потомпо И-ценностям). Средний балл определяется путем деления суммы всех оценок поданной ценности на число учащихся данной группы. Например, одинаковые оценки по9 терминальным ценностям поставили 12 учеников. При этом ценность «интереснаяработа» у 11 учащихся получила высший балл «5», а у одного — 4 балла. Такимобразом, в этой группе учащихся ценность «интересная работа» имеет средний балл4,89. Подобным образом вычисляются баллы и для всех остальных 16 ценностей.
В зависимости от«балльного веса» каждой ценности, она распределяется по шкале своей значимейдля данной группы испытуемых. При этом возможно, что некоторые ценности получатодинаковое значение, свидетельствующее об их равнозначном месте в иерархическойструктуре ЦО учащихся. Как правило, при такой обработке определенные ценностиполучают близкие по величине средние оценки и образуют таким образом смысловыегруппы ценностей. Для выделения таких групп ценностей из основного их массиванужно вычислить достоверность различий между группами, используя в зависимостиот характера распределения критерии Стьюдента или Вилкоксона. Ценности,расположенные в зависимости от полученных ими значений образуют, таким образом,иерархическую содержательную структуру ЦО учащихся. Естественно, что ценности,попавшие в верхнюю часть этой структуры, определяют ведущую, основнуюориентацию индивида на или иные цели и средства его деятельности, что позволяетсодержательно охарактеризовать направленность личности. Ценности, расположенныев нижней части иерархической структуры, также характеризуют направленностьличности, так как показывают незначимость содержащихся в них целей и средствдля данного человека. Ценности, сгруппировавшиеся в редине иерархическойструктуры, малоинформативны для определения общей направленности личности. Дляних характерна тенденция к изменению своего рангового места в зависимости отусловий жизни и деятельности индивида, т. е. они больше, чем другие, подверженывлиянию стороны и как бы добавляют штрихи к общей оценке содержательной стороныЦО личности.
На основе предложеннойобработки и анализа данных можно получить типологию ценностных ориентацииличности учащихся старших класс отличающихся по содержанию системы входящих вних ценностей. Следует при этом иметь в виду, что, как показывают исследования,для группы учащихся с низкой дифференциацией максимальное число типов ЦОравняется двум. Для учащихся же с высокой дифференциацией число таких типовможет быть значительно больше.
Устойчивость полученныххарактеристик ЦО учащихся достигается повторным обследованием тех же школьниковпо этой же методике, которое нужнопровести спустя 2—3 недели. При этом следует изменить порядок расположенияценностей в экспериментальном бланке.
В заключение нужноотметить, что предлагаемая здесь методика дает наибольший эффект при массовомобследовании учащихся. В случае индивидуальной работы с учениками целесообразноиспользовать специальные карточки с выписанными на каждой из них отдельнымиценностями.
В этом случае необходимотребовать от испытуемого обязательного распределения отдельно терминальных иинструментальных ценностей по 16 рангам. Оба способа использования предложеннойметодики позволяют также установить половые различия в особенностяхформирования ценностных ориентации у учащихся старших классов.
Приложение № 1.
Бланк I (Т-ценности)Задание 1
Инструкция. Ниже приводится список основныхцелей, которых люди стремятся достичь в своей жизни. Какие из них являютсялично для вас ценными (значимыми)?
Значимость для васкаждого пункта этого списка проставьте в баллах от 5 до 1, где «5» — самыйвысокий балл, а «1» — самый низкий (табл.1)
Таблица 1.
Список основных целей (кзаданию 1)Содержание целей (ценностей) жизни Балл от 5 до 1 Самостоятельность, как независимость в суждениях и оценках Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений) Материальная обеспеченность (отсутствие материальных затруднений в жизни) Здоровье (физическое и психическое) Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, приятного проведения времени, много развлечений) Интересная работа Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) Свобода, как независимость в поступках и действиях Красота (переживание прекрасного в природе и искусстве) Хорошие и верные друзья Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, интеллектуального развития) Счастливая семейная жизнь Творчество (возможность творческой деятельности) Общественное признание(уважение окружающих, коллег) Активная, деятельная жизнь Равенство (братство, равные возможности для всех) Задание 2
Инструкция. Ниже приводится список основныхкачеств личности человека. Какие из них являются для вас нужными, ценными,значимыми. Значимость для вас каждого пункта этого списка проставьте в баллахот 5 до 1, где «5» — самый высокий балл, а «1» — самый низкий (табл. 2).
Таблица 2.
Список основных целей (кзаданию 2)Основные качества личности Балл от 5 до 1 Высокие запросы (высокие притязания) Чуткость (заботливость) Воспитанность (хорошие манеры, вежливость) Жизнерадостность (чувство юмора) Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов Исполнительность (дисциплинированность) Непримиримость к недостатка в себе и других Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, привычки) Честность (правдивость, искренность) Образованность (широта знаний, высокая общая культура) Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) Терпимость (к взглядам и мнениям других людей, умение прощать других, их ошибки и заблуждения) Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения) Ответственность (чувство долга, умение держать слово)
2. Определениедеструктивных установок в межличностных отношениях (В.В. Бойко). Даннаяметодика позволяет выявить такие негативные личностные характеристики какзавуалированная жестокость в отношении к людям, в суждениях от них, открытаяжестокость в отношении к людям, обоснованный негативизм в суждениях о людях, брюзжание,то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в областивзаимоотношения с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью, атакже диагностировать негативный личный опыт общения с окружающими.
Испытуемым раздаютсябланки с опросником и бланки для ответов. Далее предлагается инструкция(приложение № 2). Исследование может проводиться как индивидуально, так и вгруппе.
Обработкаи интерпретация данных
Завуалированнаяжестокость в отношении к людям, в суждениях от них
Вернитесь, пожалуйста, квопросам, на которые вы отвечали в самом начале раздела. О завуалированнойжестокости в отношениях к людям свидетельствуют такие варианты ответов (вскобках указывается количество баллов, начисляемых за соответствующийвариант):1 — да (3); 6 — да (3); 11 — да (7), 16 — нет (3); 21— нет (4).
Максимально можно набрать20 балов. Чем больше заработанных баллов, тем отчетливее выраженазавуалированная жестокость в отношении к людям.
Открытаяжестокость в отношении к людям
Личность не скрывает и несмягчает свои негативные оценки и переживания по поводу большинства окружающих:выводы о них резкие, однозначные и сделаны, возможно, навсегда. Об открытой жестокостивы можете судить по таким вопросам из выше приведенного опросника: 2 — да (9);7 — да (8); 12 — да (10); 17 — да (10); 22 — да (8).
Обоснованныйнегативизм в суждениях о людях
Выражается в объективнообусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и отдельныхсторонах взаимодействия.
Обоснованный негативизмобнаруживается в таких вопросах и вариантах ответов: 3 — да (1); 8 — да (1); 13— нет (1); 18 — да (1); 23 — да (1). Максимальное число баллов — 5, набрать ихне считается зазорным. Однако обращает на себя внимание особый тип опрашиваемых.Они демонстрируют весьма выраженную жестокость — завуалированную или открытую,либо и ту и другую сразу, но в то же время словно носят розовые очки: то, чтовызывает обоснованный негативизм, они не замечают.
Брюзжание,то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в областивзаимоотношения с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью
О наличии такогокомпонента в негативной установке свидетельствуют следующие вопросы изупомянутого опросника: 4 — да(2); 9 — да (2); 14 — да (2); 19 — да (2); 24 — да(2). Максимальное количество баллов — 10.
Негативныеличный опыт общения с окружающими
Данный компонентустановки показывает, в какой мере вам повезло в жизни на ближайший кругзнакомых и партнеров по совместной деятельности (в предыдущих показателяхоценивались скорее общие ситуации). О негативном личном опыте контактовсвидетельствуют вопросы: 5 — да (5); 10 — да (5); 15 — да (5); 20 — да (4); 25— да (1). Максимально возможное число баллов — 20.
Показатели негативныхкоммуникативных установокПоказатели Максимум баллов Полученные вами баллы Процент от максимума баллов Завуалированная жестокость 20 Открытая жесткость 45 Обоснованный негативизм 5 Брюзжание 10 Негативный опыт общения 20 ВСЕГО: 100
Приложение№ 2.
Определение деструктивныхустановок в межличностных отношениях (В.В. Бойко)
Инструкция. Вам надопрочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить «да» или «нет»,выражая согласие или несогласие с ними. Рекомендуем воспользоваться листомбумаги, на котором фиксируется номер вопроса и ваш ответ; затем по ходу нашихдальнейших пояснений обращайтесь к своей записи. Будьте внимательны и искренни.
Опросник
1. Мой принцип вотношениях с людьми: доверяй, но проверяй.
2. Лучше думать очеловеке плохо и ошибиться, чем наоборот (думать хорошо и ошибиться).
3. Высокопоставленныедолжностные лица, как правило, ловкачи и хитрецы.
4. Современнаямолодежь разучилась испытывать глубокое чувство любви.
5. С годами я сталболее скрытным, потому что часто приходилось расплачиваться за свою доверчивость.
6. Практически влюбом коллективе присутствует зависть или подсиживание.
7. Большинство людейлишены чувства сострадания к другим.
8. Большинствоработников на предприятиях и в учреждениях стараются прибрать к рукам все, чтоплохо лежит.
9. Большинствоподростков сегодня воспитаны хуже, чем когда бы то ни было.
10. В моей жизничасто встречались циничные люди.
11. Бывает так:делаешь добро людям, а потом жалеешь об этом, потому что они платят неблагодарностью.
12. Добро должно бытьс кулаками.
13. С нашим народомможно построить счастливое общество в недалеком будущем.
14. Неумных вокругсебя видишь чаще, чем умных.
15. Большинстволюдей, с которыми приходится иметь деловые отношения, разыгрывают из себя порядочных,но по сути они иные.
16. Я оченьдоверчивый человек.
17. Правы те, ктосчитает, что надо больше бояться людей, а не зверей.
18. Милосердие внашем обществе в ближайшем будущем останется иллюзией.
19. Нашадействительность делает человека стандартным, безликим.
20. Воспитанность вмоем окружении на работе — редкое качество.
21. Я практическивсегда останавливаюсь, чтобы дать по просьбе прохожего жетон для телефона-автоматав обмен на деньги.
22. Большинство людейготовы совершить безнравственные поступки ради личных интересов.
23. Люди, какправило, безынициативны в работе.
24. Большинствопожилых людей показывают свою озлобленность каждому.
25. Большинство людейна работе любят посплетничать друг о друге.
3. Диагностикакоммуникативной толерантности (В. В. Бойко). Дает возможность выявить уподростков способность принимать или не принимать индивидуальностивстречающихся им людей, тенденцию оценивать людей, исходя из собственного «Я»,в какой мере категоричны или неизменны их оценки в адрес окружающих, в какойстепени они умеют скрывать или сглаживать неприятные впечатления пристолкновении с некоммуникабельными качествами людей, есть ли у них склонностьпеределывать и перевоспитывать партнера, в какой степени они склонны подгонятьпартнеров под себя, делать их удобными, в какой степени они терпимы кдискомфортным состояниям окружающих, каковы их адаптационные способности вовзаимодействии с людьми.
Испытуемымраздают бланки с тестовыми заданиями и читают инструкцию (приложение № 3).После им предлагается оценить свое поведение в предложенных ситуациях по даннойшкале:
0 баллов- совсем неверно,
1 — верно в некоторой степени (несильно),
2 — верно в значительной степени (значительно),
3 – верно в высшейстепени (очень сильно).Обработка и интерпретация данных
Подсчитайтесумму баллов, полученных вами по всем признакам, и сделайте вывод: чем большебалов, тем ниже уровень коммуникативной толерантности. Максимальное числобаллов, которые можно заработать — 135, свидетельствует об абсолютнойнетерпимости к окружающим, что вряд ли возможно для нормальной личности. Точнотак же невероятно получить ноль баллов — свидетельство терпимости ко всем типампартнёров во всех ситуациях. В среднем, по нашим данным, опрошенные набирают:
руководителимедицинских учреждений и подразделений — 40 баллов,
медсестры- 43 балла,
воспитатели- 31 балл.
Сравнитесвои данные с приведенными и сделайте вывод о своей коммуникативнойтолерантности.
Обратитевнимание на то, по каким из 9 предложенных выше поведенческих признаков у васвысокие суммарные оценки (здесь возможен интервал от 0 до 15 баллов). Чембольше баллов по конкретному признаку, тем менее вы терпимы к людям в данномаспекте отношений с ними. Напротив, чем меньше ваши оценки по тому или иномуповеденческому признаку, тем выше уровень общей коммуникативной толерантностипо данному аспекту отношений с партнерами. Разумеется, полученные данныепозволяют подметить лишь Основные тенденции, свойственные вашимвзаимодействием с партнерами. В непосредственном, живом общении личностьпроявляется ярче и многообразнее.
Приложение№ 3.
Диагностика коммуникативной толерантности (В. В.Бойко)
Инструкция.Вам предоставляетсявозможность совершить экскурс в многообразие человеческих отношений. С этойцелью вам предлагается оценить себя в девяти предложенных несложных ситуацияхвзаимодействия с другими людьми. При ответе важна первая реакция. Помните, чтонет плохих или хороших ответов. Отвечать надо, долго не раздумывая, непропуская вопросы. Свои ответы следует проставлять («V» или «+») в одной из четырех колонок.
Проверьтесебя, насколько выспособны принимать или не принимать индивидуальности встречающихся нам людей.Ниже приводятся суждения; воспользуйтесь оценками от 0 до 3 баллов, чтобывыразить, сколь верны они по отношению лично к вам:
0 баллов- совсем неверно,
1 — верно в некоторой степени (несильно),
2 — верно в значительной степени (значительно),
4 – верно в высшейстепени (очень сильно). Баллы 1 Медлительные люди обычно действуют мне на нервы 2 Меня раздражают суетливые, непоседливые люди. 3 Шумные детские игры переношу с трудом. 4 Оригинальные, нестандартные, яркие личности обычно действуют на меня отрицательно. 5 Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня. ВСЕГО:
Проверьтесебя: нет ли у вас тенденцииоценивать людей, исходя из собственного «Я». Меру согласия с суждениями, как ив предыдущем случае, выражайте в баллах от 0 до 3. Баллы 1 Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник. 2 Меня раздражают любители поговорить. 3 Я тяготился бы разговором с безразличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если бы он проявил инициативу. 4 Я тяготился бы разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры. 5 Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня. ВСЕГО:
Проверьтесебя: в какой мерекатегоричны или неизменны ваши оценки в адрес окружающих. Баллы 1 Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прическа, косметика, наряды). 2 Так называемые «новые русские» обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством. 3 Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно несимпатичны мне. 4 Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу. 5 Терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным уровнем ВСЕГО:
Проверьте себя: в какой степени вы умеете скрыватьили сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельнымикачествами людей (степень согласия с суждениями оценивайте от 0 до 3 баллов). Баллы 1 Считаю, что на грубость надо отвечать тем же. 2 Мне трудно скрыть, если человек чем-либо неприятен 3 Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем. 4 Мне неприятны самоуверенные люди. 5 Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте. ВСЕГО:
Проверьтесебя, есть ли у вассклонность переделывать и перевоспитывать партнера (оценка суждений от 0 до 3баллов). Баллы 1 Я имею привычку поучать окружающих. 2 Невоспитанные люди возмущают меня. 3 Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо. 4 Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания. 5 Я люблю командовать близкими. ВСЕГО:
Проверьтесебя: в какой степени высклонны подгонять партнеров под себя, делать их удобными (оценка суждений от 0до 3 баллов). Баллы 1 Меня раздражают старики, когда они в час пик оказываются в городском транспорте или в магазинах. 2 Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня просто пытка. 3 Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня. 4 Я проявляю нетерпение, когда мне возражают. 5 Меня раздражает, если партнер делает что-то по своему, не так, как мне того хочется. ВСЕГО:
Проверьтесебя: свойственна ли вамтакая тенденция поведения (оценка суждений от 0 до 3 баллов). Баллы 1 Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам. 2 Меня часто упрекают в ворчливости. 3 Я долго помню обиды, причиненные мне теми, кого я ценю или уважаю. 4 Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки. 5 Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, то я на него тем не менее обижусь. ВСЕГО:
Проверьтесебя: в какой степени вытерпимы к дискомфортным состояниям окружающих (оценка суждений от 0 до 3баллов). Баллы 1 Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку. 2 Внутренне я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях. 3 Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь. 4 Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг). 5 Иногда мне нравится позлить кого-нибудь из родных и друзей. ВСЕГО:
Проверьтесебя, каковы вашиадаптационные способности во взаимодействии с людьми (оценка суждений от 0 до 3баллов). Баллы 1 Обычно мне трудно идти на уступки партнерам. 2 Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер. 3 Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе. 4 Я избегаю поддерживать отношения с несколько странными людьми. 5 Обычно я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав. ВСЕГО:
4. Диагностика принятиядругих (по шкале Фейя). Определяет представление подростка и себе и окружающих,степень принятия им индивидуальность окружающих людей.
Инструкция.Внимательно прочитайте(прослушайте) суждения опросника. Варианты ответов по всем суждениям даны наспециальном бланке. Если вы считаете, что суждение верно и соответствует вашемупредставлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номерасуждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу:
1 — практически всегда;
2 — часто;
3 — иногда;
4 — случайно;
5 — очень редко.
Приложение№ 4.
Диагностикапринятия других (пошкале Фейя)
Инструкция.Внимательно прочитайте(прослушайте) суждения опросника. Варианты ответов по всем суждениям даны наспециальном бланке. Если вы считаете, что суждение верно и соответствует вашемупредставлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номерасуждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу:
практическивсегда;
часто;
иногда;
случайно;
оченьредко.Бланк ответов
Ф.И.О.________________________________________Пол____________
Возраст _________________№ Всегда Часто Редко Никогда Очень редко 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Опросник
1. Людейдостаточно легко ввести в заблуждение.
2. Мненравятся люди, с которыми я знаком(а).
3. Внаше время люди имеют очень низкие моральные принципы.
4. Большинстволюдей думают о себе только положительно, редко обращаясь к своим отрицательнымкачеством.
5. Я чувствую себя комфортно практически с любым человеком. *
6. Все, о чем людиговорят в наше время, сводится к разговорам о фильмах, телевидении и другихглупых вещах подобного рода.
7. Есликто-либо начал делать одолжение другим людям, то они сразу же перестают уважатьего.
8. Людидумают только о себе.
9. Людивсегда чем-то недовольны и ищут что-нибудь новое.
10. Причудыбольшинства людей очень трудно вытерпеть.
11.Людям определенно необходим сильный и умный лидер.
12. Мненравится быть в одиночестве, вдали от людей.
13. Людине всегда честно ведут себя с другими людьми.
14. Мненравится быть с другими людьми. *
15. Большинстволюдей глупы и непоследовательны.
16. Мненравится быть с людьми, чьи взгляды отличаются от моих. *
17.Каждый хочет быть приятным для другого.
18. Чащевсего люди недовольны собой.
Обратныесуждения отмечены звездочкой (*).
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитываетсясумма баллов, набранная испытуемым.
60баллов и больше — высокий показатель принятия других;
45-60баллов — среднийпоказатель принятия других с тенденцией к высокому;
30-45баллов — среднийпоказатель принятия других с тенденцией к низкому;
30баллов и менее – низкий показатель принятия других.
5. Уровень межэтническойтолерантности. Данная методика предложена Щеколдиной С. Д.[8]Она позволяет выявить профиль толерантности данной группы в межнациональныхотношениях.
Каждомуучастнику группы предлагается определить свое отношение к предложеннымутверждениям (приложение №13) по шкале:
+2 –полностью согласен;
+1 –скорее согласен, чем не согласен;
0 – затрудняюсьответить;
-1 –скорее не согласен, чем согласен;
-2 –совершенно не согласен.
Преобладаниеответов со знаком «+» говорит о толерантности группы. Со знаком «-» — об интолерантностигруппы.
Приложение № 13.
Уровень межэтнической толерантности.
1 Общаясь с людьми, нужно ориентироваться на их личныекачества, а не на национальную принадлежность.
2. В любых межнациональных спорах человек должен защищатьинтересы своей нации.
3. Национальная принадлежность – это то, что всегда будетразъединять людей.
4. Представители коренного большинства населения не должныиметь никаких преимуществ перед другими народами, живущими на даннойтерритории.
5. Надежный друг – только представитель своей нации.
6. толерантность.
Инструкция. Вам будетпредожен ряд высказываний: пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько высогласны или не согласны с ними. Оценить степень вашего согласия или несогласияможно следующим образом:
«++» — сильное согласие(конечно, да);
«+» — слабое согласие(скорее да, чем нет);
«0» — ни да, ни нет;
«-» — слабое несогласие(скорее нет, чем да);
«–» — сильное несогласие(конечно нет).
Постарайтесь быть искренними.Свои оценки вы можете записывать напротив порядкового номера утвержденияанкеты. Спасибо!
1. Группа, в которойсуществует много разных мнений, не сможет долго существовать.
2. Цивилизованныестраны, как, например, Россия, не должны помогать народам Африки: пусть самирешают свои проблемы.
3. Хорошо, чтоменьшинство может свободно критиковать решение большинства.
4. Дети из более богатыхсемей не должны иметь право учиться в особых школах, даже за свои собственныеденьги.
5. Было бы правильнеесодержать приезжих из отсталых южных стран в специально отведенных районах иобучать в отдельных школах, чтобы ограничить их контакты с остальными людьми.
6. Вид молодогочеловека с бородой и длинными волосами неприятен для всех.
7. Маленькие народы,проживающие в нашей стране, должны иметь право без ведома российских властейустанавливать у себя некоторые особые законы, связанные с их традициями иобычаями.
8. Всех бомжей ипопрошаек необходимо вылавливать и силой принуждать к работе.
9. Люди не созданыравными: некоторые из них лучше, чем остальные.
10. Несправедливоставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.
11. Внешний видпредставителей небелой расы является хотя бы в чем-то, но отклонением от нормы.
12. Истокисовременного терроризма следует искать в исламской культуре.
13. улучшать районыпроживания бедноты – это бесполезная трата государственных денег.
14. Евреи – такие жеполезные для общества граждане, как и представители любой другойнациональности.
15. Даже самыестранные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищатьсебя и свои взгляды.
16. Хотя темнокожиелюди и отстают от белых в экономическом развитии, я уверен(а), что между двумярасами не существует никаких различий в умственных способностях.
17. Человека. Которыйлюбит другую страну и помогает ей боше, чем своей, необходимо наказывать.
18. Мы не должныограничивать въезд в наш город представителей других народов.
19. Этонесправедливо, что выходцы из азиатских или африканских стран, даже если станутгражданами России, не могут получить хорошую работу или занять высокуюгосударственную должность наравне с другими.
20. Все чеченцы посвоей натуре одинаковы.
21. Если учесть все«за» и «против», то надо признать, что между представителями различных рассуществуют различия в способностях и талантах.
22. Когда я вижунеопрятных, неряшливых людей, меня это не должно касаться – это их личное дело.
23. Есть нации инароды, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.
24. Мне труднопредставить, что моим другом станет человек другой веры.
25. То, что люди внашей стране придерживаются разных и даже иногда противоположных взглядов, — благо для России.
26. Меня раздражаютписатели, которые используют чужие и незнакомые слова.
27. Человека надооценивать только по его моральным и деловым качествам, а не по егонациональности.
28. Истинной религиейможет быть только одна религия.
29. Человек,совершивший преступление, не может серьезно измениться к лучшему.
30. То, что Россия –многонациональная страна, обогащает ее культуру.
31. Человек, которыйсо мной не согласен, обычно вызываете меня раздражение.
32. Я четко знаю, чтохорошо, а что плохо для всех нас, и считаю, что другие также должны это понять.
33. Мужа (жену) лучшевыбирать среди людей своей национальности.
34. Мне хотелось бынемного пожить в другой стране.
35. Все те, ктопросит милостыню, как правило, лживы и ленивы.
36. Человек другойкультуры, с другими обычаями, привычками пугает или настораживает окружающих.
37. Все видыущемления прав по национальному признаку должны быть объявлены незаконными иподвергаться суровому наказанию.
38. Очень важнозащищать права тех, кто в меньшинстве и имеет не похожие на общепринятыевзгляды и поведение.
39. Нашей страненеобходимо больше терпимых людей – таких, кто ради мира и согласия в обществеготов пойти на уступки.
40. Любоймежнациональный конфликт можно разрешить путем переговоров и взаимных уступок.
41. Люди другой расыили национальности, может, и являются нормальными людьми, но в друзья япредпочел бы их не брать.
42. Большинствопреступлений в нашем городе совершают приезжие.
43. Стране станетлегче, если мы избавимся от психически больных людей.
44. Идти на уступки –это значит проявлять слабость.
45. Власти должнызапретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств,так как их приток увеличивает уровень преступности.
Обработкаи интерпретация результатов.
За оценку каждогоутверждения респондент получает определенный балл. Если он оценивает какое-либоутверждение знаком «++», то получает 2 балла; «+», то 1 балл; «0», то 0 баллов;«-», то — 1 балл; «–», то – 2 балла.
Результаты получаютсяпутем сложения балла с учетом знака. При этом в ответах на вопросы: 3, 7, 14,15. 16, 18, 19, 22, 25, 27, 30, 34, 37, 38, 39, 40 знак не меняется; а вответах на вопросы: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12,13, 17, 20, 21, 23, 24, 26,28, 29, 31, 32, 33, 35, 36, 41, 42, 43, 44, 45 знак меняется напротивоположный.
Подсчитав баллы, можноподвести некоторые итоги:
От – 90 до – 45 – высокийуровень развития интолерантности;
От – 45 до 0 – невысокийуровень интолерантности;
От 0 до 45 – невысокийуровень толерантности;
От 45 до 90 – высокийуровень толерантности.
Списокиспользованной литературы.
1. Декларацияпринципов толерантности // Век толерантности: Научно-публицистический вестник.– М.: Изд-во МГУ, 2001г.
2. Замедлина Е. А.Конфликтология: Учеб. пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005 г.
3. Практикум повозрастной психологии: Учеб. Пособие/ Под. Ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. –СПб. 2002.
4. Практикум подифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие/ Под. общ. ред. В.А. Бодрова. – М.: ПЕР СЭ. 2003.
5. Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога. – М.: Владос, 1998
6. Станкин М. И.Психология общения: курс лекций. – М.: Московский психолого-социальныйинститут; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000г.
7. Фопель К.Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер.с нем. – М.: Генезис, 2006 г.
8. Щеколдина С. Д.Тренинг толерантности. – М.: «Ось-89», 2004.