Академия управления при Президенте Республики Беларусь

Академия управления при Президенте Республики Беларусь О.В. СИДОРЕНКООСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА 2005 г.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫЦель учебного курса: вооружение студента современными методами анализа конституционных норм, привитие навыков системного подхода к решению вопросов политического и экономического характера, взаимоотношений высших и местных органов государственной власти.Основными задачами курса являются:знать основы конституционного строя Республики Беларусь, основные(конституционные) права, свободы и обязанности человека и гражданина ;принципы избирательной системы Республики Беларусь; порядок проведения референдумов; устройство и принципы деятельности государственной власти в Республике Беларусь; принципы взаимоотношений между личностью, обществом и государством; конституционные основы местного управления и самоуправления; конституционные основы организации и деятельности прокуратуры, комитета государственного контроля, уметь осуществлять правовое обеспечение деятельности государственных и общественных органов в области защиты прав человека и формирования структур политической власти; проводить экспертно-аналитическое правовое обеспечение организационно-политических и административно-управленческих решений; осуществлять анализ общественно-политических процессов в Республике Беларусь; способствовать правовому воспитанию граждан Республики Беларусь; использовать в своей деятельности конституционно-правовые документы; представлять, обеспечивать и защищать как внутри страны, так и на международном уровне права и интересы Республики Беларусь, государственных и общественных организаций, трудовых коллективов и граждан нашей страны;иметь представление о политических процессах в Республике Беларусь.Тема 1. Конституционное право – ведущая отрасль праваПонятие о конституционном праве как отрасли праваКонституционное право рассматривается в 3 аспектах: как отрасль права в системе национального права; как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующиеся на их основе правоотношения и институты; как учебная дисциплина, которая базируется на достижениях и данных науки конституционного права. Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. Круг, регулируемых соответствующей отраслью права, общественные отношения в странах, где употребляется тот или другой из указанных терминов примерно одинаков. Дело чаще в традиции. Во Франции и США используется термин «конституционное право», в Германии – «государственное право». Хессе К. , германский конституционалист полагает, что конституция не ограничивается установлением государственного строя, но и охватывает основы устройства негосударственной жизни (брак, собственность). Отсюда «конституционное право» более объемлюще, чем «государственное». С другой стороны «конституционное право» ограничено в том плане, что «государственное право» включает в себя, например, административное и процессуальное право. В современных условиях большинство исследователей склоняются к замене «государственного» на «конституционное» как знак отказа от тоталитарной государственности в пользу конституционализма и демократии. Конституционное право как отрасль права в любом государстве есть составная часть его национальной системы права. Конституционное право отличается от иных отраслей, прежде всего содержанием регулирующих им общественных отношений. Нормы конституционного права закрепляют и регулируют наиболее важные основополагающие отношения. Система права состоит из многих отраслей права: гражданского, уголовного, трудового, административного и т.д.. Среди них конституционное право занимает ведущую роль. Такая роль предопределяется следующим: предметом конституционного права, его источником служит Конституция – основной закон, нормы которого являются исходными для всех отраслей права, конституционное право устанавливает основополагающие принципы конституционного строя, важнейшие и для других отраслей права, конституционное право фиксирует основные права и свободы человека и гражданина, реализация которых порождает правоотношения в других отраслях права, конституционное право устанавливает принципы государственно-территориального устройства, конституционное право учреждает систему органов государственной власти, конституционное право регулирует сам процесс создания права, определяет виды правовых актов. Конституционное право не включает и не объединяет другие отрасли права. Оно устанавливает основополагающие принципы, которым должны соответствовать нормы других отраслей права. Конституционное право – это ведущая отрасль национального права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих устройство государства, организацию государственной власти и местного самоуправления, отношения между человеком и государством.^ Предмет конституционного права Отношения, регулируемые нормами конституционного права, составляют предмет этой отрасли права. Предметом конституционного права является особый срез общественных отношений, имеющихся во всех сферах общества: политической, экономической, духовной, социальной. Это отношения по поводу: устройства государства и организации государственной власти; отношения между человеком и государством. Регулирование устройства государства и организации государственной власти осуществляется путем установления основополагающих положений, принципов, определяющих характеристику государства. К ним относятся: народовластие, государственный суверенитет, разделение властей, форма правления, форма государственно-территориального устройства, определение субъектов государственной власти и способов ее реализации. Этим можно объяснить основополагающий характер данной отрасли права. Все другие отрасли исходят из конституционных принципов и норм. Важной сферой отношений, регулируемых конституционным правом, являются отношения между человеком и государством. Конституционное право охватывает не всю сферу этих взаимоотношений, т.к. отношения между человеком и государством регулируют также трудовое, гражданское, административное и другие отрасли права. Конституционно-правовые нормы закрепляют основополагающие принципы правового статуса личности, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Нормы конституционного права демократических государств закрепляют неотъемлемость прав и свобод, провозглашают их высшей ценностью и устанавливают обязанности государства по их охране и защите. В ст.63 Конституции Республики Беларусь допускается ограничение прав в условиях чрезвычайного или военного положения, за исключением: ст. 24 – право на жизнь, ст.25 – никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам, ст.26 – никто не может быть признан виновным, если его вина не доказана, ст. 31 – право определять свое отношение к религии. Конституционно-правовые нормы и институтыСистема конституционного права является сложной системой. Основные части и элементы системы конституционного права – это его общие принципы, его институты и нормы. Общие принципы составляют каркас системы конституционного права и придают ей единую направленность. К ним относятся: принципы народного суверенитета, разделения властей, правовое государство. Конституционно-правовые институты представляют собой определенную систему норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. Исторически первыми правовыми институтами были институты государственной власти, гражданства, основы правового положения личности. К основным конституционно-правовым институтам относятся: Государственное устройство, Права, свободы и обязанности личности, Административно-территориальное устройство, Гражданство, Президентура, Парламентаризм, Избирательное право, Референдум. Эти институты состоят из более частных. Например, институт избирательного права включает более частные – избирательное право в субъективном смысле, избирательный процесс. Конституционно-правовые нормы – это санкционированные государством правила поведения в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права. Правовая норма – это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.^ Особенности конституционно-правовых норм: 1. Конституционно-правовые нормы отличаются содержанием, сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены. Отличаются источниками, в которых они выражены. Носят общерегулятивный характер и могут быть выражены в виде норм-принципов, норм-задач, норм-целей. Определяют правила поведения в самом общем виде, а конкретизируются через другие отрасли права. Адресуются широкому кругу субъектов права. Отличаются особенностями структуры. Конституционно-правовые нормы имеют внутреннюю структуру: Гипотезу т.е. конкретные жизненные фактические обстоятельства, при которых норма вступает в действие. Диспозицию т.е. указание на правило поведения, которым должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе. Санкцию т.е. вид и мера возможного наказания, если субъект не выполняет предписание диспозиции, или поощрения за совершение рекомендуемых действий. О трехчленной структуре правовой нормы можно говорить лишь как о ее общей модели. Структура одних конституционных норм соответствует данной модели, а структура других представлена с измененным числом элементов. Диспозиция составляет сущность правовой нормы, ее содержание, важнейшую черту. Подавляющее большинство конституционных норм содержат в себе только диспозицию. Она выполняет основную нагрузку в регулирующем воздействии на общественные отношения. Гипотеза служит целям установления сферы действия (или бездействия) диспозиции. Она как бы обслуживает применение диспозиции, определяет условия, границы ее осуществления. Нецелесообразно навязывать гипотезу тем конституционным нормам, которые не нуждаются в жесткой связи с конкретными жизненными обстоятельствами. Например, ст. ст. 2, 21 « человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». Нормы-принципы, нормы-цели, запретительные нормы не содержат гипотезы. Санкции не играют ведущей роли в конституционном праве, т.к. угроза или применение принуждения не являются доминирующим способом конституционного воздействия на общественные отношения. Следует отметить, что некоторые положения Конституции не обеспечены санкциями вообще – Право на труд – ст. 41 Конституции Республики Беларусь. Конституционные нормы можно классифицировать по следующим основаниям: По характеру содержащихся в них предписаний: управомочивающие, обязывающие, запрещающие. По степени определенности содержащихся в них предписания: императивные, диспозитивные, По характеру регулируемых общественных отношений: материальные (ст. 56 Конституции «Все обязаны принимать участие в финансировании гос. расходов путем уплаты гос. налогов). Процессуальные – о процедурах. По территории действия: Республиканского действия, Местного действия. По действию во времени: Постоянные, Временные, Исключительные.Конституционно-правовые отношения, их субъектыПравоотношения служат главным средством, при помощи которого требования юридических норм воплощаются в поведении людей. Юридические нормы, по мнению С.С.Алексеева, реально проявляют свои регулирующие свойства лишь тогда, когда они начинают жить в правоотношениях. Общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, являются конституционно-правовыми отношениями. Содержанием этих отношений является социальное поведение субъектов конституционного права, обеспечиваемое и направляемое государством путем определения их конкретных прав и обязанностей. Конституционно-правовые отношения обеспечивают связь Конституции с важнейшими социальными процессами. Конституционно-правовые отношения служат тем критерием, который позволяет установить, в какой мере нашли отражение в конституционных нормах требования объективных закономерностей, соответствуют ли эти нормы целям и задачам развития данных отношений, какова их социальная эффективность. Конституционные правоотношения обладают основными признаками, которые присущи правоотношениям в целом. В то же время они специфичны, им свойственна качественная обособленность, неповторимость. 1. Наиболее отличительная черта конституционно-правовых отношений – их высокий политический потенциал. Политические отношения выражают интересы различных социальных групп, коренные интересы общества в целом. Политика, имея в своем основании экономику и будучи ее концентрированным выражением, охватывает все сферы общества. Конечно, не все и нелюбые политические отношения становятся конституционно-правовыми. Процесс этого оформления сложен и испытывает воздействие разнообразных факторов, в первую очередь, политических, отражающих расстановку основных социальных сил и соответствующих конкретно-исторических условий развития общества. С переводом политических отношений в конституционно-правовые обще социальные гарантии соотношения политики и права дополняются особыми юридическими гарантиями. Вне правовых форм политика во многих случаях не может быть успешно выработана и реализована. Конституционные принципы внутренней и внешней политики, возвращаясь в политические отношения, обеспечивают осуществление народовластия, реальную свободу личности. Таким образом, конституционные правоотношения –это особая, взятая в единстве наиболее обобщенных и социально значимых характеристик, юридическая форма политических отношений. 2. Важно подчеркнуть, что многим конституционным правоотношениям присущ самый высокий уровень обобщения и наиболее абстрактная форма взаимодействия субъектов. Такое взаимодействие имеет общий, а не строго индивидуализированный характер. Это указывает на отличия от иных видов правоотношений. 3.Специфика конституционно-правовых отношений имеет и другие проявления. Конституционные нормы реализуются обычно не изолировано, а в составе связки, поэтому возникает сложное переплетение конституционных и иных правоотношений. Так, в соответствии со ст. 41 Конституции РБ, представляющей каждому право на труд, между государством и гражданами складываются конституционные правоотношения: когда государство принимает на себя обязательство обеспечить гражданам возможность трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, с вознаграждением за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного Законом минимального размера оплаты труда. Гражданин вправе свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать себе род деятельности и профессии. Однако, для реализации данной нормы необходимо продолжение, развитие конституционных правоотношений на отраслевом уровне. Причем, исключается автоматизм в возникновении трудовых правоотношений, для этого необходимы юридические факты, (например, заключение трудового договора) с наступлением которых конституционные правоотношения дополняются отраслевыми, а граждане обретают социальные блага. 4. Особенности конституционных правоотношений заключаются и в специфике их элементов, в структурной организации. Структура состоит из следующих элементов:Субъекты Конституционные правоотношения охватывают всю систему субъектов права, причем все ее основные виды и каждый участник занимает в таких отношениях особую – конституционную позицию. народ как единственный источник власти в целом (на референдуме), государство (в случае заключения договоров), органы государства, административно-территориальные единицы (в споре о территории между двумя районами одной области), Члены Совета Республики и депутаты всех уровней, политические партии и общественные объединения, трудовые коллективы, граждане, группа граждан, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы. Перечисленные субъекты могут вступать в конституционно-правовые отношения между собой в различных сочетаниях и по различным вопросам. Однако следует обратить внимание, что не могут быть с двух сторон субъектами конституционно-правовых отношений граждане. В конституционно-правовых отношениях нет одноименных, одинаковых сторон, как это наблюдается в гражданско-правовых отношениях.Объекты Конституционным правоотношениям присущи разнообразные, не лишенные особенностей объекты материального и нематериального характера, по поводу которых субъекты вступают в определенные правовые связи. По существу это не явления, предметы окружающего мира, на которые направлены субъективные права и обязанности. Объектами общих конституционных правоотношений выступают высшие социальные ценности, которые обретают конституционный ранг и получают закрепление в конституционных принципах, в программных положениях. Это: основы конституционного строя, человек, его права и свободы, интересы общества и государства, национальный и государственный суверенитет, демократия, право и законность. Следует заметить, что в правовых отношениях, возникающих в процессе участия в выборах, приобретения гражданства имеются объекты не материального характера. В качестве таких выступают действия, поступки, политико-правовое состояние граждан. Объекты придают конституционным правоотношениям осмысленность, целенаправленность, играют важную роль в обеспечении связи между их участниками, в реализации ими своих законных интересов.Содержание Особенности конституционных правоотношений отражают специфику их содержания. Известно, что правоотношения отличаются от неправовых общественных отношений наличием юридических прав и обязанностей, в соответствии с которыми субъекты осуществляют свое поведение. Именно правомочия составляют основной компонент содержания. Содержание конституционного правоотношения едино, вместе с тем оно не одномерно, имеет сложную структуру. Условно можно выделить юридическое и материальное содержание.Материальное – это фактическое поведение участников общественных отношений.Юридическое содержание представляет собой единство субъективных прав и обязанностей, оказывающих активное влияние на поведение участников этого отношения. Если материальное содержание неразрывно связывает правоотношение с реальными отношениями, то юридическое содержание служит правовым средством обеспечения, а нередко и формирования материального содержания. Юридическое содержание общих конституционных правоотношений проявляется через конституционный статус, конституционное состояние их участников. Но может и не быть поименной индивидуализации, исчерпывающего перечня субъектов. Например, Конституция Республики Беларусь, предусматривая, что Президент РБ является гарантом Конституции РБ прав и свобод человека и гражданина (ст. 79 ч.1), придает ему специфическое состояние, которое определяет его положение как субъекта конституционно-правовых отношений применительно ко всем другим субъектам. Президент, вступая в конституционные правоотношения с иными субъектами, черпает свои конкретные полномочия в этой сфере именно в данном установлении Основного Закона. Причем, Президент не может действовать, руководствуясь лишь целесообразность, по своему усмотрению и издавать акты вопреки Конституции. Конституция не ограничивается закреплением общего правового статуса, состояния субъектов, нередко она наделяет их конкретными полномочиями по совершению определенных действий. Таковы, например, права Конституционного Суда. Субъективные права некоторых участников конституционных правоотношений вытекают из установленных Конституцией полномочий для определенного вида субъектов. Например, органов местного самоуправления ст. 120 – 121 . Обязанности участников конституционных правоотношений неоднородны: 1. Имеют всеобщий характер и в равной мере касаются всех субъектов, например, обязанность соблюдать Конституцию – ст.52. 2. Обязанности свойственны определенному виду субъектов, например Совету Министров. 3. Имеют конкретного адресата – ч.7 ст. 100 «При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента не позднее 30 дней. Научный и практический интерес представляет вопрос о типологии конституционных правоотношений. Так, в соответствии с особенностями выполняемых функций можно выделить: Учредительные – возникают на основе конституционных принципов; Правоустановительные. В правоустановительных отношениях проявляется динамизм конституционных субъектов, включается в действие юридический механизм реализации их полномочий, происходит синтез соответствующих конституционных норм с общественной практикой. Охранительные. Охранительные отношения возникают, прежде всего, вследствие неправомерного поведения субъектов. Потребность в них обнаруживается, когда права и интересы участников правоотношений: отдельного лица, либо общества в целом, либо сама Конституция нуждаются в защите. Преимущественно в рамках конституционных охранительных правоотношений происходит деятельность Конституционного Суда Республики Беларусь по защите основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории Республики Беларусь. Можно еще выделить: Материальные правоотношения – их содержание составляют права и обязанности субъектов, которыми они наделены для осуществления возложенных на них функций. Процессуальные носят производный характер. Они возникают в связи с соблюдением процедуры, процессуальных форм осуществления прав и обязанностей конституционных субъектов. Например, роспуск Парламента -ст.93. отставка Правительства – ст. 106. Конституционные правоотношения по способу индивидуализации объектов можно разделить на 2 группы: Относительные – здесь поименно, точно определены все их участники. Например, ст. 100 Конституции Республики Беларусь «Принятые Палатой представителей законопроекты в течение 5 дней передаются на рассмотрение в Совет Республики, где могут рассматриваться не более 20 дней, если иное не предусмотрено Конституцией. Закон считается одобренным Советом Республики, если за него проголосовало большинство от полного состава Совета Республики, либо если в течение 20 дней, а при объявлении законопроекта срочным – 10 дней со дня внесения он не был рассмотрен Советом Республики. В случае отклонения законопроекта Советом Республики палаты могут создать согласительную комиссию, формируемую на паритетной основе, для преодоления возникших разногласий Если согласительной комиссией не принят согласованный текст законопроекта, Президент либо по его поручению Правительство могут требовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение. Закон считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало не менее 2/3 от полного состава Палаты представителей». 2.Абсолютные правоотношения -здесь определена только одна сторона – носитель субъективного права. Обязанными в этих правоотношениях выступают все другие лица. Например, ч. 3 ст. 79 Конституции Республики Беларусь5»Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом». В этом правоотношении определена только одна сторона – Президент, выступающий носителем субъективного права. Другая сторона, на которую возложена правовая обязанность, является не индивидуализированной, то есть все иные лица обязаны соблюдать неприкосновенность Президента. Конституционные правоотношения бывают активного и пассивного типа. Правоотношения активного типа складываются на основе обязывающих норм и для своего существования требуют от лиц совершения положительных действий, без которых интересы управомоченного не могут быть удовлетворены. Конституционные правоотношения пассивного типа складываются на основе управомочивающий и запрещающих норм и характеризуются тем, что положительные действия совершаются управомоченным лицом, а на обязанное лицо возлагается обязанность воздержаться от определенного поведения. Интересы управомоченного лица удовлетворяются его же действиями, обязанности в этих правоотношениях выполняют как бы оградительную роль. На обязанное лицо не возлагается обязанность по совершению активных положительных действий, оно лишь не должно осуществлять определенное поведение. Например, ст. 50 Конституции Республики Беларусь « Каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности». В правовом отношении на основе этой нормы положительные действия совершает управомоченный – каждый, тогда как обязанные лица призваны воздерживаться от определенного поведения, т.е. не должны принуждать. Классификация конституционных правоотношений допустима и по другим основаниям. Динамика конституционных правоотношений: их возникновение, изменение и прекращение связаны с юридическими фактами – жизненными явлениями и обстоятельствами. Юридические факты вызывают предусмотренные конституционными нормами правовые последствия и как бы вводят субъективные права и обязанности в механизм конституционного регулирования, наполняют реальным юридическим содержанием конституционные правоотношения. Основанием возникновения общих конституционных правоотношений является появление соответствующего субъекта, особое юридическое состояние, в котором он находится. Например, разделение властей. А так же на основании гос.планов, программ экономического и социального развития, требований, указаний вышестоящих государственных органов, по инициативе общественных организаций, трудовых коллективов, граждан, международных организаций. Прекращаются: При истечении обусловленного срока, При выполнении условий, По инициативе сторон, При изменении конкретного правоотношения, По указанию вышестоящего государственного органа, В результате смерти субъекта правоотношения.^ Источники конституционного права Под источниками права понимаются те формы, в которых находят свое выражение правовые нормы. Каждая система права знает несколько различных источников права. Наиболее старой, первичной формой права является правовой обычай, т.е. обычай, содержание которого отвечает интересам правящего класса, а соблюдение обеспечивается мерами государственного принуждения. Правовой обычай преимущественно служит источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся фактические отношения, которые к тому же подвергаются медленной эволюции. Суды, применяя правовые обычаи, а позже и законы, часто сталкивались с казусами, которые ни в обычаях, ни в законах не были отражены. Решение суда в таких случаях создавало судебный прецедент, сущность которого заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу, которое принимается за правило при решении других аналогичных дел. Прецедентная форма права была широко распространена в античных и феодальных государствах. Она до сих пор занимает важное место в англо-американском праве, в Англии многие конституционные нормы сложились путем прецедента, например, выход кабинета министров в отставку в случае вотума недоверия парламента. Правовой обычай и судебный прецедент подготовили почву для появления закона, как установления органа государственной власти, содержащего правила поведения на подвластной ему территории и общеобязательного для населения этой территории. Основными видами источников конституционного права являются нормативно-правовые акты, судебные прецеденты, правовые обычаи, а также международные договора. Источниками конституционного права Республики Беларусь являются: Конституция, Конституционные законы, Программные законы, Кодексы, Законы, Декреты, указы Президента Республики Беларусь, Акты Правительства (постановления Совета Министров), Решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Общепризнанные нормы и принципы международного права.Источники конституционного права представляют собой акты, выражающие в определенной форме волю народа, направленную на установление, изменение или отмену конституционно-правовых норм, закрепляющих важнейшие общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти. Эти акты издаются в установленном порядке и с соблюдением предусмотренных требований управомоченными субъектами на их издание, имеют заранее очерченную сферу действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Источники конституционного права, несмотря на множественность их форм, образуют систему. У каждого акта есть свое место, свое основное назначение. Формы конституционного права составляют своеобразную иерархию, в которой одни акты подчиняются актам более высокой юридической силы.^ По степени важности и характеру регулирующих общественных отношений законы подразделяются на конституционные, органические и обычные. Конституция – Основной закон государства. Она устанавливает наиболее важные нормы и принципы, устои конституционного строя. Конституционные законы содержат переходные положения, дополнения, изменения в Конституцию. Органическими называю все законы, к которым отсылает Конституция. Их еще называют дополнительными в Бразилии. Например, органические законы определяют статус органов государств: нормативные акты, регулирующие деятельность Совета Министров. Обычные законы регулируют менее важные общественные отношения.^ Тема 2. Теоретические основы Конституции Республики БеларусьПонятие и сущность КонституцииТермин «конституция» происходит от латинского слова и обозначает установление, построение. Этот термин в юриспруденции употребляется со времен Римской империи. Однако смысл этого термина на протяжении истории был не одинаков. В средние века в Конституции в основном закреплялись привилегии феодалов, а по истечении времени в понятие «конституция» начал вкладываться несколько иной смысл. Первые Конституции уже в современном смысле этого слова появились в США –1787 г., во Франции – 1791 г., в Польше – 1791 г.. Если определить конституцию общим образом, то можно сказать, что это система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и с государством, – с другой стороны, а также основы организации самого государства. Эти правовые нормы могут быть сосредоточены в одном или в нескольких нормативных актах. Конституция в материальном смысле представляет собой писаный акт, совокупность актов, которые, прежде всего, провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, также определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу. Чаще мы говорим о Конституции в формальном смысле, то есть о законе, обладающем высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Будучи высшим по своей силе актом, Конституция сама является элементом системы законодательства. Она не вынесена за рамки системы действующего права, а является его органической составной частью. Любая Конституция наряду со своей юридической сущностью имеет также сущность социально-политическую. Она заключается в том, что Конституция представляет собой как бы запись соотношения политических сил, сосуществовавшего на момент ее принятия. Это, можно сказать, общественный договор, в котором согласованы политические интересы различных частей общества. Каждая такая часть защищает в политической борьбе свои социальные интересы, и степень, в которой их удается согласовать, получает отражение в Конституции. Без такого согласования в обществе не мог бы существовать никакой правопорядок. Конституция как нормативный акт имеет ряд особенностей общесоциального и юридического характера, в силу которых она занимает особое место не только в системе источников конституционного права, но и в любой национальной правовой системе. Эти особенности заключаются в следующем. В первую очередь особенности имеют предмет и пределы конституционного регулирования. Предметом регулирования Конституции являются коренные, основополагающие общественные отношения, определяющие взаимоотношения государства и личности, систему организации государственной власти, местного управления и самоуправления. Конституция содержит положения, которые устанавливают, прежде всего, правовые принципы организации и деятельности гражданского общества, личности и государства, систему основных прав и свобод человека и гражданина, их гарантии, организацию государства в целом, механизм функционирования государственной власти во взаимосвязи с местным самоуправлением. Конституция содержит конкретные конституционные нормы, которые регулируют общественные отношения в специфической сфере, например, механизм организации государственной власти. Вопрос о пределах конституционного регулирования является дискуссионным в науке конституционного права. Ведь при его постановке речь идет о взаимоотношениях общества и государства, о масштабах вмешательства государства в различные сферы жизни общества. Конституция содержит обычно основополагающие положения, являющиеся принципами конституционного строя. Тем самым они устанавливают пределы вмешательства государства в жизнь гражданского общества, создают условия для его нормального функционирования и свободного развития. Конституция – наивысшая форма воплощения государственной воли народа. В современном демократическом государстве носителем суверенитета и единственным источником власти является народ. Только он обладает учредительной властью. Именно поэтому конституция принимается народом или от имени его представителями. Также отличия Конституции от обыкновенного закона заключаются в особом порядке внесения в нее изменений и дополнений. Конституция имеет учредительный характер. Положения, содержащиеся в ней, являются первичными, и им не могут противоречить другие издаваемые государственными органами