–PAGE_BREAK–Существенны расхождения в уровнях торговых наценок в различных типах предприятий общественного питания. Наиболее высокие наценки применяются в ресторанах, кафе, барах и других предприятиях, которые предоставляют потребителям комплекс высококачественных услуг по организации отдыха. Более низкий уровень торговых наценок формируется в столовых при промышленных предприятиях, вузах, техникумах, колледжах, в школьных столовых, целью которых является организация быстрого обслуживания определенного контингента потребителей: работников предприятий, учащихся, студентов.
Уровень торговых надбавок (наценок) зависит от применяемого метода организации продажи. Так, внедрение самообслуживания, торговли по образцам, через торговые автоматы способствует установлению более низкого уровня издержек за счет экономии средств на оплату живого труда.
Уменьшение этих расходов обеспечивает возможность снижения цены товара (продукции), одновременно стимулируя рост объема реализации и величины валового дохода. На предприятиях общественного питания уровень торговых надбавок (наценок) дифференцируется в зависимости от качества товаров (продукции), культуры торгового обслуживания. Уровень торговых надбавок на высококачественные товары существенно отличается от уровня торговых надбавок на другие товары, имея в цене такого товара значительный удельный вес. Как свидетельствует опыт развитых стран, доля торговых надбавок в цене товара колеблется от 15 до 70%, а по товарам экстра-класса цена продажи превышает цену покупки более чем в 2—2,6 раза. Культура торгового обслуживания оценивается потребителем рядом показателей: широким выбором товаров (продукции), предоставлением дополнительных услуг, применением прогрессивных методов продажи товаров, профессионализмом и этикой обслуживающего персонала и др. Учитывая мнение покупателей о достигнутом уровне культуры торгового обслуживания, предприятия торговли и общественного питания устанавливают соответствующий размер торговой надбавки (наценки) на товар (продукцию). Высокая оценка культуры торгового обслуживания, данная потребителями, позволяет предприятию применить более высокий процент торговой надбавки (наценки) к цене приобретения товара (сырья). Уровень торговых надбавок (наценок) зависит от выбранной предприятием стратегической цели. Если целью является расширение сферы влияния на рынке, то уровень торговой надбавки (наценки) устанавливается исходя из рыночных цен приобретения и продажи товаров. При ориентации предприятий на получение прибыли уровень торговой надбавки (наценки) формируется таким образом, чтобы возместить издержки, осуществить развитие производственной и социальной сферы.
Все вышерассмотренные факторы взаимосвязаны, действуют одновременно и часто разноправленно, увеличивая или снижая валовой доход предприятия.
3. Значение, задачи и информационное обеспечение анализа валового дохода
Анализ валового дохода является составной частью анализа финансовых результатов деятельности торговых фирм.
Цель анализа — получение информации о формировании валового дохода за предплановый период и определение путей его роста в соответствии с ресурсами развития предприятия в будущем.
Основная цель анализа – поиск резервов роста валового дохода для обеспечения большей финансовой устойчивости предприятий общественного питания на рынке.
Задачами анализа валового дохода являются:
· проверка степени выполнения плана и изучение динамики изменения показателей валового дохода по предприятию в целом и его подразделениям по общему объему, составу и структуре реализуемых товаров и продукции собственного производства;
· изучение формирования структуры валового дохода в зависимости от форм расчетов с поставщиками товаров;
· выявление и количественное измерение факторов, оказывающих влияние на выполнение плана валового дохода и его динамику;
· определение неиспользованных возможностей и резервов роста валового дохода;
· осуществление контроля за выполнением плана направленного на своевременное выявление факторов, отрицательно повлиявших на формирование валового дохода.
Основными материалами, используемыми для анализа валового дохода, являются бухгалтерские, статистические данные и данные оперативного учета.
Анализ валового дохода производится в определенной последовательности.
Анализ степени выполнения плана и динамики изменения показателей валового дохода включает в себя изучение:
1. изменение суммы валового дохода по сравнению с планом, темпов его изменения, которые сопоставляются с темпами развития товарооборота и прибыли (I приб > Iвал.дох>Iтоварооб.)
2. изменение среднего уровня торговой надбавки (наценки) по сравнению с планом и в динамике, а при наличии информации – в разрезе отдельных товаров (сырья). Проведение этого анализа дает представление о соотношении суммы получаемых доходов и объема закупаемых товаров (сырья).
Важным этапом анализа является изучение структуры элементов, входящих в состав средней торговой надбавки (наценки): издержек и прибыли, позволяющей установить обоснованность ее уровня. Исследуется сложившаяся дифференциация уровня и структуры торговой надбавки (наценки) в разрезе отдельных товаров (сырья). В процессе анализа сформировавшегося размера торговой надбавки (наценки) определяются возможности снижения уровня текущих затрат за счет их экономии и намечаются мероприятия по повышению эффективности использования всех ресурсов в предстоящем периоде;
3. показателей эффективности формирования валового дохода: уровня валового дохода к товарообороту, уровня от реализации к валовому доходу, уровня издержек к валовому доходу, дающих преставление о соотношении товарооборота, прибыли от реализации и издержек с объемом валового дохода и др.
4. изменение структуры валового дохода, позволяющей оценить эффективность его формирования в зависимости от форм расчетов с поставщиками, так как средства, вложенные в товар, имеют различную отдачу.
На втором этапе производится анализ факторов, влияющих на формирование суммы и уровня валового дохода в предплановом периоде.
Вначале определяется влияние факторов первого порядка: объема товарооборота и среднего уровня валового дохода.
Влияние изменения объема товарооборота определяется умножением среднего уровня валового дохода на результат отклонения фактического товарооборота от базисного и деления полученного значения на 100. Это позволяет оценить получение валового дохода с количественной стороны. Влияние изменения цен на товары (продукцию) можно определить как произведение базисного уровня валового дохода и прироста товарооборота за счет ценового фактора, деленного на 100, а влияние изменения физического объема продаж по стоимости — умножением прироста товарооборота в сопоставимых ценах на базисный уровень валового дохода и делением полученного результата на 100. Проведение такого анализа позволяет охарактеризовать получение валового дохода с качественной стороны. Если исследования покажут, что прирост валового дохода достигнут за счет роста цен, то делается вывод о низком качестве его формирования, о потере валовых доходов в связи со снижением объема товарооборота в сопоставимых ценах. Получение валовых доходов за счет реализации большей массы товаров (продукции) свидетельствует об укреплении финансового положения предприятия на потребительском рынке.
Влияние среднего уровня валового дохода на его сумму определяется как произведение фактического товарооборота на отклонения фактического уровня валового дохода от базисного, деленное на 100. Полученный результат складывается под влиянием ряда факторов второго порядка: состава и структуры товарооборота, уровня торговых надбавок (наценок) на отдельные товары (сырье), звенности товародвижения.
4. Методика и последовательность проведения анализа валового дохода по общему объему
Измерение влияния состава и структуры товарооборота осуществляется способом процентных чисел с применением приема разниц. В процессе анализа выявляется доля фактора, участвующего в формировании среднего уровня и суммы валового дохода. Для этого используются данные анализа товарооборота по составу и его структуре.
Сумма валового дохода изменяется под влиянием ценовой политики предприятия, направленной на рост или снижение уровня торговых надбавок (наценок) по отдельным товарам (продукции). Для определения влияния этого фактора используют прием разниц: фактический товарооборот умножается на разницу между изменившимся уровнем валового дохода и первоначальным и делится на 100.
На основе выборочного учета и по данным о выполнении договоров поставки определяют влияние звенности товародвижения. Для этого отклонение между уровнями валового дохода, складывающимися при реализации товаров, закупленных у производителей и посредников, умножают на сумму реализованных товаров, приобретенных у посредников, и делят полученный результат на 100. Аналогичный расчет производится по реализации продукции собственного производства на предприятиях общественного питания.
Завершающая стадия анализа — обобщение влияния всех факторов на формирование валового дохода предприятия торговли и общественного питания.
Третий этап в проведении анализа валового дохода связан с выявлением неиспользованных возможностей и резервов роста валового дохода. К неиспользованным возможностям относятся сумма и уровень валового дохода за счет факторов, имеющих отрицательные значения и зависящих от деятельности предприятий (снижение объема товарооборота в сопоставимых ценах, увеличение доли продажи мелким оптом в рознице и общественном питании, транзитных поставок на оптовых предприятиях, покупных товаров на предприятиях общественного питания, рост объема закупки товаров через оптовых посредников и т.д.).
Немаловажное значение при определении возможностей роста валового дохода имеет сравнительный анализ с работой лучшего однотипного предприятия торговли и общественного питания, определяющий сумму валового дохода, которая могла быть получена за счет изучения и использования его опыта. Для этого фактический товарооборот умножают на возможный прирост уровня валового дохода, получаемого при сравнении данных лучшего и изучаемого предприятий, и делят на 100.
На основе выявленных неиспользованных возможностей роста валового дохода определяют его резервы за счет вовлечения в товарооборот дополнительных товарных ресурсов, за счет использования более эффективных форм расчетов с поставщиками, сокращения числа посредников при закупке товара, проведения более эффективной ценовой политики, изучения и использования опыта работы лучших торговых предприятий и т.д.
Результаты проведенного анализа используют в качестве основы планирования валового дохода на предстоящий период.
Пример 1:
Показатели
Ед. измер.
Прогноз
Факт
Отклонение «+», «-»
% выполнения
Товарооборот (Т/об)
тыс. руб.
5600,0
5701,1
101,1
101,8
Валовой доход
тыс. руб.
2085,4
2125,4
40
101,92
Уровень валового дохода
%
37,24
37,28
0,04
100,11
1. Определяем сумму прогнозируемого валового дохода.
5600,0 Ч 37,24 % / 100% = 2085, 4 тыс. руб.
2. Определяем сумму фактического валового дохода.
5701,1 Ч37,28% / 100% = 2125,4 тыс. руб.
3. Определяем отклонение:
а) товарооборота: 5701,1 – 5600,0 = +101,1 тыс. руб.
б) валового дохода: 2125,4 – 2085,4 = +40 тыс. руб.
в) уровня валового дохода: 37,28 – 37,24 = +0,04 тыс. руб.
4. Определяем процент выполнения:
а) товарооборота: 5701,1 Ч 100 % / 5600 = 101, 8 %
б) валового дохода: 2125,4 Ч 100 % / 2085,4 = 101, 92 %
в) уровня валового дохода: 37,28 % Ч 100 % / 37,24% = 100, 11%
5. Определяем влияние изменения товарооборота на валовой доход.
(5701,1 – 5600) Ч37,24% / 100% = +37, 6 тыс. руб.
1. Определяем влияние изменения среднего уровня валового дохода на сумму реализованных торговых надбавок и наценок.
(37,28 – 37,24) Ч 5701,1 / 100% = + 2,28 тыс. руб.
2. Определяем общее влияние факторов.
37,6 + 2,28 = 37,88 тыс. руб.
Выводы: за анализируемый квартал предприятие получило сумму сверх плановой прибыли в размере 37,88 тыс. руб., это сложилось за счет перевыполнения товарооборота на 101,1 тыс. руб.; с надбавкой и наценкой 2,28 тыс. руб. Увеличился валовой доход на 40 тыс. руб., соответственно, уровень которого возрос на 0, 04 % и составил 37,28 %. Все это говорит о том, что предприятие действует в правильном ключе и не допускает практически никаких ошибок в своей работе.
5. Прогнозирование валового дохода
Планирование валового дохода – составная часть финансового планирования на предприятиях общественного питания.
Целью планирования валового дохода является определение его необходимого объема в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде.
Достижение цели предполагает:
1. осуществление глубокого анализа валового дохода, позволяющего оценить деятельность предприятий по его формированию;
2. изучение рынка потребительских товаров и услуг для экономического обоснования их цены и входящей в нее торговой надбавки (наценки);
3. выбор метода планирования валового дохода, определяемый целями развития предприятий;
4. координацию плана валового дохода с другими планами хозяйственной деятельности: товарооборотом, издержками, прибылью;
5. разработку управленческих решений, способствующих выполнению плана валового дохода;
6. корректировку плана в связи с изменяющимися условиями деятельности предприятий на потребительском рынке товаров и услуг.
Предпосылки планирования валового дохода на торговых предприятиях таковы:
· прогнозируемые изменения законодательной базы, регулирующей отношения предприятий с государственными и местными органами власти по вопросам ценообразования;
· разработанная ценовая политика предприятия на предстоящий период;
· разработанный план реализации товаров (продукции) и закупки товаров (сырья).
Процесс планирования фирмы осуществляется поэтапно.
Методика анализа валового дохода за преднаплановый период изложена выше.
Расчет плановой суммы валового дохода основывается на использовании ряда методов, выбор которых зависит от информационной базы, ценовой политики, определяемой целевыми приоритетами, выбранными предприятием на предстоящий период, от уровня планово- экономической работы и др.
В процессе планирования валового дохода могут использоваться следующие методы:
1) технико-экономических расчетов;
2) экономико-статические;
3) экономико-математические;
продолжение
–PAGE_BREAK–