1 Услуги в современной мировой экономике

1648 Внешнеэкономическая деятельность Внешняя торговля России услугами Курсовая 34 2007 800 Координаты: электронная почта [email protected], [email protected] Icq 170552870, телефон 89168119086. www.wiseowl.ruСодержание Введение 21. Теоретические основы внешней торговли услугами 41.1. Услуги в современной мировой экономике. Классификация услуг 41.2. Государственное и международное регулирование торговли услугами 71.3. Генеральное соглашение по торговле услугами 92. Анализ внешней торговли России услугами 132.1. Анализ динамики и структуры внешней торговли услугами 132.2. Государственное регулирование торговли услугами 183. Перспективы развития внешней торговли России услугами 213.1. Современные тенденции международной торговли услугами 213.2. Основные направления внешнеэкономической политики России 233.3. Направления экономической интеграции России 24Заключение 26Список литературы 29Приложения 30 Введение Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют мно­говековую историю. На протяжении столетий они существова­ли преимущественно как внешнеторговые, решая проблему обеспечения населения товарами, которые национальная эко­номика производила неэффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли вне­шнюю торговлю и превратились в сложную совокупность меж­дународных экономических отношений – мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех го­сударств мира. Одна из важнейших задач для России в экономической сфере – необходимость определить свое, соответствующее ее масштабам и потенциалу место в мировом хозяйстве. России предстоит развиваться в направлении большей ин­теграции в мировую экономическую систему, следовательно, основой ее внешнеэкономической политики должно стать раз­витие экспортного потенциала. Цель курсовой работы – проанализировать состояние и динамику внешней торговли России услугами. Задачи курсовой работы: раскрыть понятие и значение услуги в современной мировой экономике, представить классификацию услуг; исследовать государственное и международное регулирование торговли услугами; проанализировать состояние и динамику внешней торговли России услугами; определить перспективы развития внешней торговли России. Исследование динамики внешней торговли России услугами проведено за 2005-2007гг.^ 1. Теоретические основы внешней торговли услугами 1.1. Услуги в современной мировой экономике. Классификация услуг Услуги представляют собой комплекс многообраз­ных видов деятельности и коммерческих занятий, связанных с удовлетворением широкой совокупности потребностей людей. В разработанном ЮНТКАД и Мировым банком справочнике «Ли­берализация международных трансакций с услугами» дается сле­дующее определение услуг: услуги – изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институ­циональной единицей.1 Нетрудно видеть, что это чрезвычайно широкое определение, охватывающее многообразный круг операций. Поэтому можно различать понятие услуг в широком и узком смысле слова. В ши­роком смысле услуги – это комплекс разнообразных видов дея­тельности и коммерческих занятий человека, посредством которых он общается с другими людьми. В узком смысле под услугами понимаются конкретные акции, мероприятия, которые одна сто­рона (партнер) может предложить другой стороне. Хотя услуги традиционно рассматриваются как так называе­мый «третичный сектор» экономики, на них к настоящему вре­мени приходится уже 2/3 мирового ВВП. Они абсолютно пре­обладают в экономике США (75 % ВВП) и других промышленно развитых государств (в пределах 2/3 – 3/4 ВВП), а также и в боль­шинстве развивающихся стран и стран с переходной экономи­кой. Услуги имеют ряд существенных отличий от товара в его материальном выражении: они, как правило, неосязаемы. Эта неосязаемость и «не­видимость» большинства видов услуг является нередко основа­нием для того, чтобы называть внешнюю торговлю ими неви­димым экспортом и импортом; услуги неотделимы от своего источника; их производство и потребление, как правило, неразрывны; для них характерны непостоянство качества, изменчивость и несохраняемость. Количество услуг, их роль в экономике и международной торговле быстро растет, прежде всего в результате НТП, роста международных экономических связей в целом, повышения до­ходов и платежеспособности населения во многих странах мира. Поскольку услуги неоднородны, существует несколько их клас­сификаций. Классификация услуг, основанная на Международной стан­дартизованной промышленной классификации, принятой ООН, включает: коммунальные услуги и строительство; оптовую и розничную торговлю, рестораны и гостиницы; транспортировку, хранение и связь, а также финансовое посредничество; оборону и обязательные социальные услуги; образование, здравоохранение и общественные работы; 6) прочие коммунальные, социальные и личные услуги. Большая часть услуг по этой классификации производится и потребляется внутри страны и не может быть объектом меж­дународной торговли. Классификация МВФ, применяемая при составлении платеж­ного баланса, включает следующие виды услуг, связанные с пла­тежами между резидентами и нерезидентами: 1) транспорт; 2) по­ездки; 3) связь; 4) строительство; 5) страхование; 6) финансо­вые услуги; 7) компьютерные и информационные услуги; 8) роялти и лицензионные платежи; 9) другие бизнес-услуги; 10) личные, культурные и рекреационные услуги; 11) правительственные услуги. С точки зрения движения факторов производства услуги де­лятся на факторные, возникающие в связи с международным (межстрановым) перемещениям факторов производ­ства, прежде всего капитала и рабочей силы, и нефакторные услуги – остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги). К настоящему времени изменились подходы, связанные с де­лением услуг в международной торговле на торгуемые и неторгуемые. Подписание Генерального соглашения о торговле услу­гами (ГАТС) явилось результатом не только согласования позиций различных стран по вопросам международной торговли услуга­ми, но и появления новых теоретических и практических под­ходов к пониманию характера международной торговли услуга­ми. Ранее теоретики и практики делили услуги на торгуемые и неторгуемые в международной торговле по принципу так на­зываемого трансграничного обмена услугами, т.е. такого обме­на, при котором производитель и потребитель услуги находились по разные стороны таможенной границы, а обмениваемая услу­га эту границу пересекала (по аналогии с торговлей «обычны­ми» товарами). Примерами такого рода трансграничного обме­на услугами являются почтовые или телекоммуникационные услуги. Те услуги, которые осуществлялись без такого трансгра­ничного обмена, считались неторгуемыми. Однако в ходе под­готовки соглашения ГАТС был сформулирован новый подход к меж­дународному обмену услугами, в соответствии с которым этот об­мен может быть осуществлен следующими основными способами:………. ГАТС в рамках ВТО классифицирует международную торговлю услугами по способу их предоставления. При этом выделяются: 1) трансграничная торговля услугами; 2) передвижение потре­бителя в страну, где потребляется услуга (потребление за рубе­жом); 3) учреждение коммерческого присутствия в стране, где должна оказываться услуга; 4) временное перемещение физичес­ких лиц в другую страну для предоставления услуги. Наиболь­ший объем услуг (в сумме около 80 %) приходится на первый и третий способы. Международная финансовая статистика МВФ публикуется по трем группам услуг: 1) транспортные услуги; 2) туризм; 3) другие частные услуги.^ 1.2. Государственное и международное регулирование торговли услугами Ранее, когда масштабы международной торговли услугами были незначительны, спектр реализуемых в ней услуг был весь­ма ограниченным и неразвитым, а основными субъектами меж­дународной торговли услугами были, как правило, малые и сред­ние фирмы, проблемы ее регулирования не стояли так остро, как в современных условиях. Очень динамичный (по сути – взрыв­ной) рост международной торговли услугами, резкое расшире­ние спектра реализуемых услуг существенно изменили ситуацию. Кроме того, появление на международном рынке услуг в каче­стве его субъектов ТНК привело к тому, что диверсификация их деятельности в сфере услуг начала, по существу, «размывать гра­ницы» между отдельными видами услуг. Возникли противоре­чия между ТНК, действующими в сфере услуг, и национальны­ми правительствами (особенно в области предоставления фи­нансовых, информационных и некоторых других услуг). В связи с этим весьма актуальными стали проблемы государственного и международного регулирования международной торговли услугами. В целом в современных условиях существенными остаются роль государств в сфере услуг и двусторонние договоры между ними в данной сфере. Сохранение существенной роли государств в международной торговле услугами, регулирующего и контро­лирующего воздействия со стороны государств на международ­ную торговлю услугами связано со следующими обстоятельствами: Услуги остаются одним из основных направлений общей социально-экономической политики любого государства. Государство обязано решать проблемы защиты интересов своих граждан – потребителей услуг (недобросовестная конку­ренция в сфере услуг, проблемы защиты общественной морали и нравственности и т.д.). Государство решает проблемы платежного баланса страны, движения денежных потоков, для которых международная тор­говля услугами имеет существенное значение. Государство должно рационально сочетать решение про­блем протекционизма по отношению к отечественным произво­дителям услуг и обеспечения условий для развития международ­ной конкуренции, а также проводить соответствующую ценовую и антимонопольную политику в сфере услуг. Система регулирования государствами международной тор­говли услугами включает: различные формы таможенного контроля; различные формы ограничения деятельности иностранных фирм в сфере услуг (вплоть до их дискриминации); осуществление контроля за ценами (или тарифами) на ус­луги; использование системы стандартов в области услуг, дей­ствующих в данных странах; лицензирование отдельных видов услуг. К основным группам ограничений деятельности иностранных фирм в области услуг, применяемых в некоторых странах, мож­но отнести: общие ограничения, касающиеся движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы и информации; ограничения, связанные с прямыми иностранными инвес­тициями (в том числе направляемыми и в сферу услуг); запрет иностранным фирмам реализовать определенные виды услуг (например, в некоторых странах иностранным фирмам запрещено осуществлять прямое личное страхова­ние граждан); ограничения, связанные с регламентированием государством определенного порядка использования иностранной рабо­чей силы и услуг, которые предоставляются отечественными фирмами; ограничение различных видов государственной помощи (включая субсидирование со стороны государства и госу­дарственные закупки), а также особые требования по веде­нию финансовой и бухгалтерской отчетности, которые предъявляются к иностранным компаниям.…… Ярким примером успешного регулирования международной торговли услугами на региональном уровне является ЕС, где в ре­зультате многолетнего сотрудничества были сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами, а во взаимоотношениях между странами действует принцип национального режима, в со­ответствии с которым фирмы-нерезиденты имеют на территории всех стран ЕС те же условия хозяйственной деятельности, что и фирмы-резиденты. Такой же принцип действует и в рамках Северо-Американского соглашения о свободной торговли (НАФТА). Однако наиболее высоким уровнем многостороннего регулирова­ния является уровень современной ВТО, в рамках которой действует Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).^ 1.3. Генеральное соглашение по торговле услугами Одним из основных международных актов, регулирующих торговлю услугами в мировой экономике начала XXI в., явля­ется Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), которое было принято в ходе Уругвайского раунда ГАТТ и является одним из главных при­ложений к Соглашению об образовании ВТО и, соответствен­но, одной из юридических основ ВТО (наряду с ГАТТ -1994). К числу международных актов, связанных с регулированием международной торговли услугами, относится и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), а также Соглашение о торговых аспектах ин­вестиционных мер (ТРИМС) (в части, касающейся зарубежного инвестирования в сферу услуг). ГАТС впервые создало механизм международной торговли услугами без дискриминации, на основе честной конкуренции и согласованных правил. ГАТС содержит 35 статей, объединен­ных в 6 частей, а также приложения. В ГАТС рассматриваются следующие аспекты торговли услуга­ми: сфера применения и определения, общие обязательства и пра­вила (режим наибольшего благоприятствования, гласность, осо­бенности участия развивающихся стран, учет экономической ин­теграции, внутреннее регулирование, возможности применения защитных мер, общие исключения, субсидии и др.); специфические обязательства (доступ на рынок, национальный режим, дополни­тельные обязательства); постепенная либерализация (переговоры по специфическим обязательствам, списки специфических обя­зательств и их изменение); институциональные обязательства (кон­сультации, урегулирование споров и исполнение решений, Совет по торговле услугами); заключительные положения. В приложе­ниях особенно подробно рассматриваются финансовые услуги, даются их классификация, определения и возможности изъятий из общих обязательств и правил ГАТС. Самая обширная часть ГАТС относится к регулированию об­щих и специфических обязательств и правил. Круг ведения ГАТС охватывает все виды услуг, кроме тех, поставка которых связана с правительственными функциями управления. В торговлю услу­гами, регулируемыми ГАТС, включаются как услуги, перемеща­емые через национальные границы, так и те услуги, которые про­изводятся и потребляются иностранными физическими и юриди­ческими лицами на территории стран – участниц Соглашения. ГАТС предусматривает два вида обязательств: 1) общие, при­нимаемые страной в безусловном порядке, и 2) специфические, касающиеся конкретных условий доступа на рынок услуг той или иной страны. Общие обязательства – это прежде всего режим наи­большего благоприятствования, который обеспечивает равный доступ стран-участниц на национальный рынок услуг, но не оп­ределяет условия такого доступа. ГАТС признает возможность исключений из режима наибольшего благоприятствования, не­смотря на его безусловный характер. Исключения могут быть связаны с региональной интеграцией, особыми обязательствами страны в отношении партнеров по зоне свободной торговли или таможенному союзу. К специфическим обязательствам относятся прежде всего обя­зательства по предоставлению иностранным поставщикам услуг сво­бодного доступа или национального режима на рынке данной страны. В эту же группу обязательств включаются списки изъя­тий из национального режима, которые государство, присоеди­нившееся к ГАТС, сможет применять в отношении иностран­ных услуг или поставщиков, а также ограничений в их доступе на национальный рынок. Эти списки действуют определенный срок и, в принципе, должны сокращаться. Изъятия могут иметь различные формы, включая ограничения количества поставщи­ков услуг, объема торговли данным видом услуг, ограничения числа операций, количества иностранных физических лиц, за­нятых в определенном секторе услуг. Может быть записано требо­вание определенной правовой формы учреждения компании – поставщика услуг. Допускается ограничение доли иностранного капитала (максимального процента иностранного участия) в от­дельной компании или в совокупном капитале всех организаций данного сектора или вида услуг. Присоединившееся государство, не зафиксировавшее каких-либо ограничений в списке специ­фических обязательств, не имеет права их применять. ……^ Подводя итоги первой главы, можем сделать следующие выводы: 1. Можно различать понятие услуг в широком и узком смысле слова. В ши­роком смысле услуги – это комплекс разнообразных видов дея­тельности и коммерческих занятий человека, посредством которых он общается с другими людьми. В узком смысле под услугами понимаются конкретные акции, мероприятия, которые одна сто­рона (партнер) может предложить другой стороне. 2. Хотя услуги традиционно рассматриваются как так называе­мый «третичный сектор» экономики, на них к настоящему вре­мени приходится уже 2/3 мирового ВВП. Они абсолютно пре­обладают в экономике США (75 % ВВП) и других промышленно развитых государств (в пределах 2/3 – 3/4 ВВП), а также и в боль­шинстве развивающихся стран и стран с переходной экономи­кой. Количество услуг, их роль в экономике и международной торговле быстро растет, прежде всего в результате НТП, роста международных экономических связей в целом, повышения до­ходов и платежеспособности населения во многих странах мира. 3. Система регулирования государствами международной тор­говли услугами включает: различные формы таможенного контроля; различные формы ограничения деятельности иностранных фирм в сфере услуг (вплоть до их дискриминации); осуществление контроля за ценами (или тарифами) на ус­луги; использование системы стандартов в области услуг, дей­ствующих в данных странах; лицензирование отдельных видов услуг.^ 2. Анализ внешней торговли России услугами 2.1. Анализ динамики и структуры внешней торговли услугами В 2005г. баланс международной торговли услугами сложился отрицательным в размере 14,7 млрд. долларов. Их оборот превысил 63,8 млрд. долларов, в том числе со странами СНГ – 9,3 млрд. долларов, со странами дальнего зарубежья – 54,5 млрд. долларов. Более 40% оборота торговли услугами приходилось на страны Европейского союза.2 Экспорт услуг равнялся 24,6 млрд. долларов, что выше уровня 2004 года на 21,1%. Замедление темпов прироста стоимости наиболее значимых составляющих – транспортных услуг и статьи “поездки”, при одновременном росте экспорта деловых, профессиональных и технических услуг, повлияло на изменение соотношения различных категорий в структуре итогового показателя – снижение удельного веса первых двух статей с 38,4 до 37,1% и с 25,8 до 22,3% соответственно, и рост доли последней с 18 до 20%. Стоимость услуг российских транспортных компаний, предоставленных нерезидентам, выросла с 7,8 до 9,1 млрд. долларов. Структура услуг по типам перевозок оставалась стабильной: доминирующее положение по-прежнему занимали грузовые перевозки -46,7%, 32,1% приходилось на вспомогательные и дополнительные услуги, 21,2% – на пассажирские перевозки. Наиболее высокой была стоимость перевозок, осуществляемых посредством воздушного транспорта. Экспорт услуг, связанных с поездками нерезидентов в Россию, по сравнению с 2004 годом вырос на 4,6% и составил 5,5 млрд. долларов. Темпы прироста показателя были ниже уровня предыдущего года (16,1%), что было связано с уменьшением стоимости личных поездок вследствие существенного падения туристического потока. В 2005 году продолжилось наращивание экспорта деловых, профессиональных и технических услуг. Их стоимость выросла на 1,3 млрд. долларов. Свыше 60% прироста было обусловлено увеличением услуг рекламного, инженерного и консультационного характера. Среди прочих категорий быстрыми темпами рос экспорт государственных услуг (в 1,8 раза), компьютерных и информационных (в 1,6 раза), а также финансовых услуг (в 1,4 раза). Рис.1. Структура экспорта и импорта услуг в 2005 году, % Импорт услуг составил 39,3 млрд. долларов, увеличившись на 16,4% по отношению к 2004 году. Наиболее значимый вклад в динамику показателя получен за счет роста стоимости услуг, оказываемых нерезидентами гражданам России во время их пребывания за границей (37,5% прироста), а также транспортных услуг (22,6% прироста). Укрупненная структура импорта по сравнению с 2004 годом практически не изменилась: 45,3% приходилось на услуги, связанные с поездками, 14,9% — на деловые, профессиональные и технические услуги, 13,1% — на транспортные. Доля остальных категорий составила 26,7%. Импорт по статье “поездки” увеличился с 15,7 до 17,8 млрд. долларов, или на 13,2%. Более двух третей приходилось на визиты личного характера в страны дальнего зарубежья. Их стоимость превысила 12,6 млрд. долларов, а вклад в прирост рассматриваемой категории составил 73,5%. Наиболее популярными направлениями поездок в личных целях были Турция, Китай и Финляндия. Высокими темпами роста характеризовался импорт услуг в области компьютерных и информационных технологий (в 1,5 раза), в сфере культуры и отдыха (в 1,4 раза), а также по роялти и лицензионным платежам (в 1,4 раза).В 2006 г. оборот международной торговли услугами вырос на 18,1%. Отрицательный баланс услуг, составивший 14,9 млрд. долларов, сложился на уровне, близком к 2005 году (14,8 млрд. долларов). В распределении по видам отмечено сокращение дефицита по статье “поездки”, строительным и финансовым услугам. В отличие от предыдущего года, сложился профицит в торговле компьютерными и информационными услугами, что было обусловлено ростом их экспорта в страны СНГ.3 Экспорт услуг увеличился на 23,3% – до 30,3 млрд. долларов. Наиболее значимый вклад в его прирост был получен за счет увеличения стоимости оказанных нерезидентам деловых, профессиональных и технических услуг (29,4% прироста экспорта), статьи “поездки” (26,6%) и транспортных услуг (16,9%). Динамичное наращивание стоимости оказанных нерезидентам консультационных и инженерных услуг, а также услуг по подбору персонала определили увеличение экспорта деловых и профессионально-технических услуг с 4,9 до 6,6 млрд. долларов. Экспорт услуг, связанный с пребыванием нерезидентов на территории Российской Федерации, увеличился на 27,7%, превысив 7,0 млрд. долларов. В их составе существенно выросла доля деловых поездок (с 36,5% в 2005 году до 45,6% в отчетном), особенно из стран СНГ (с 10,7 до 21,9%). Удельный вес личных поездок, напротив, снизился с 63,5 до 54,4%. Объем транспортных услуг, предоставленных нерезидентам, равнялся 10,1 млрд. долларов. По отношению к предыдущему году он увеличился на 10,6%, главным образом за счет роста стоимости грузовых перевозок, а также вспомогательных и дополнительных транспортных услуг.…….. Рис.2. Структура экспорта и импорта услуг в 2006 году, % Импорт услуг составил 45,3 млрд. долларов, увеличившись на 14,8% по сравнению с 2005 годом. Около трети его прироста получено за счет наращивания деловых, профессиональных и технических услуг, 27,2% – за счет повышения объема транспортных услуг, 13,8% – в результате увеличения импорта услуг по статье “поездки”. Услуги, предоставленные резидентам во время пребывания за рубежом, оцениваются в 18,8 млрд. долларов. Их доля в совокупной величине импорта оставалась самой высокой – 41,5%, несмотря на то что стоимость увеличивалась более медленными, чем в 2005 году, темпами (на 4,5% в 2006 году по сравнению с 14,5% годом ранее). Динамичный рост инженерных услуг (в 1,5 раза), консультационных услуг в области управления (в 1,4 раза), а также услуг в области сельского хозяйства, горнодобывающей и перерабатывающей промышленности способствовал увеличению стоимости деловых, профессиональных и технических услуг с 39,4 до 45,3 млрд. долларов. Это, в свою очередь, проявилось в увеличении их доли в общем объеме импорта с 14,8 до 17,8%. Третье место в структуре импорта занимали транспортные услуги, удельный вес которых по итогам отчетного периода составил 14,8%. Рост их стоимости на 30,9% (до 6,7 млрд. долларов) был связан с увеличением грузовых и пассажирских перевозок. Импорт остальных услуг в среднем увеличился на 15,3%.^ В первом квартале 2007г. дефицит баланса международных услуг увеличился с 2,4 до 3,1 млрд. долларов при росте их оборота на 30,7% (до 18,5 млрд. долларов). Динамика показателя определялась ростом отрицательного сальдо по таким статьям платежного баланса, как “поездки”, “прочие деловые услуги” и “строительные услуги”. Торговля услугами России со странами дальнего зарубежья сложилась с дефицитом в 3,5 млрд. долларов. По странам СНГ, напротив, экспорт был больше импорта – на 0,4 млрд. долларов.4 Экспорт услуг по итогам первых трех месяцев 2007 года превысил 7,7 млрд. долларов, что больше сопоставимого показателя на 30,4%. Прирост в значительной степени опирался на динамичное расширение оказанных нерезидентам деловых, профессиональных и технических услуг, транспортных услуг, а также услуг, связанных с международными поездками. Суммарный удельный вес этих категорий в экспорте составил 78,2%. Стоимость транспортных услуг, традиционно доминирующих в структуре экспорта, выросла с 2,1 до 2,6 млрд. долларов. Прирост обеспечивался прежде всего наращиванием стоимости воздушных, железнодорожных и водных перевозок. Их вклад оценивается в размере 43,1; 27,9 и 18,9% соответственно. В отчетном периоде наблюдалось ускорение темпов роста стоимости предоставленных нерезидентам деловых, профессиональных и технических услуг: экспорт увеличился на 40,9% и достиг 1,8 млрд. долларов. Наиболее значимыми в их структуре оставались реклама и маркетинг, составляя 28,4%. Доля инженерных услуг равнялась 21,7%, консультационных – 15,5%. Удельный вес услуг по статье “поездки” зафиксирован в размере 21,4%, что практически соответствовало уровню первого квартала 2006 года (21,5%). Их стоимость возросла с 1,3 млрд. долларов до 1,6 млрд. долларов. Рис.3. Структура экспорта и импорта услуг в первом квартале 2007 г., % Среди всех категорий наиболее высокие темпы роста наблюдались по экспорту компьютерных и информационных (в 1,9 раза), финансовых (в 1,6 раза) услуг, а также по операционному лизингу (в 1,5 раза). Импорт услуг превысил 10,8 млрд. долларов. Его прирост в отчетном периоде составил 2,6 млрд. долларов, в том числе на 0,5 млрд. долларов за счет транспортных услуг, на 0,6 млрд. долларов – за счет преобладающих в его составе услуг по статье “поездки” и на 0,7 млрд. долларов вследствие активного наращивания прочих деловых услуг. Стоимость поездок российских граждан за границу увеличилась с 3,4 до 4,0 млрд. долларов. Прирост в основном определялся увеличением расходов на личные поездки. Импорт деловых, профессиональных и технических услуг увеличился до 2,1 млрд. долларов, что выше соответствующего периода 2006 года на 44,8%. Наиболее востребованными в России были услуги в области архитектуры и инжиниринга (0,5 млрд. долларов), сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности и переработки (0,4 млрд. долларов), консультационные услуги в сфере управления (0,3 млрд. долларов). Стоимость услуг, оказанных транспортными компаниями – нерезидентами, возросла с 1,2 млрд. долларов до 1,7 млрд. долларов. Основу их динамичного наращивания составило увеличение грузовых и пассажирских перевозок, осуществлявшихся воздушным транспортом. Высокими темпами роста характеризовались финансовые услуги (в 1,8 раза), операционный лизинг (в 1,7 раза), а также услуги в области страхования (в 1,5 раза).^ 2.2. Государственное регулирование торговли услугами В Российской Федерации основные положения по государственному регулированию внешнеторговой деятельнос­ти в области внешней торговли услугами определены в Федераль­ном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах госу­дарственного регулирования внешнеторговой деятельности». В дан­ном законе указаны основные способы осуществления внешней торговли услугами:5 с территории РФ на территорию иностранного государства; с территории иностранного государства на территорию РФ; на территории РФ иностранному заказчику услуг; на территории иностранного государства российскому за­казчику услуг; российским исполнителем услуг, не имеющим коммерче­ского присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства; иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммер­ческого присутствия на территории РФ, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени ино­странных лиц на территории Российской Федерации; российским исполнителем услуг путем коммерческого при­сутствия на территории иностранного государства; иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории РФ. Таким образом, в законе предусмотрены все возможные ва­рианты способов осуществления внешней торговли услугами. Предусмотрено также положение о национальном режиме в от­ношении внешней торговли услугами. Иными словами, в зако­не зафиксировано положение о том, что иностранным исполни­телям услуг может быть предоставлен режим не менее благопри­ятный, чем режим, предоставляемый аналогичным российским исполнителям услуг и оказываемым ими на территории России услугам. Режим считается менее благоприятным, если он изме­няет условия конкуренции в пользу российских исполнителей услуг или оказываемых ими на территории РФ услуг по сравне­нию с аналогичными иностранными исполнителями услуг или оказываемыми ими услугами. В законе отмечается, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, за­трагивающие внешнюю торговлю услугами, если эти меры: необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка; необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окру­жающей среды, жизни или здоровья животных и растений; необходимы для выполнения международных обязательств РФ; необходимы для обеспечения обороны страны и безопас­ности государства; необходимы для обеспечения целостности и стабильности финансовой системы, защиты прав и законных интересов инвесторов, вкладчиков, держателей полисов, исполните­лей финансовых услуг; направлены на обеспечение равного или эффективного ус­тановления или сбора налогов в отношении иностранных исполнителей услуг и/или способов оказания услуг; являются мерами по реализации положений договора в избежании двойного налогообложения;……..^ Подводя итоги второй главы, можем сделать следующие выводы: 1. Экспорт услуг по итогам первых трех месяцев 2007 года превысил 7,7 млрд. долларов, что больше сопоставимого показателя 2006г. на 30,4%. Прирост в значительной степени опирался на динамичное расширение оказанных нерезидентам деловых, профессиональных и технических услуг, транспортных услуг, а также услуг, связанных с международными поездками. Суммарный удельный вес этих категорий в экспорте составил 78,2%. 2. Импорт услуг по итогам первых трех месяцев 2007 года превысил 10,8 млрд. долларов. Его прирост в 2007г. составил 2,6 млрд. долларов, в том числе на 0,5 млрд. долларов за счет транспортных услуг, на 0,6 млрд. долларов – за счет преобладающих в его составе услуг по статье “поездки” и на 0,7 млрд. долларов вследствие активного наращивания прочих деловых услуг. 3. В Российской Федерации основные положения по государственному регулированию внешнеторговой деятельнос­ти в области внешней торговли услугами определены в Федераль­ном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах госу­дарственного регулирования внешнеторговой деятельности».^ 3. Перспективы развития внешней торговли России услугами 3.1. Современные тенденции международной торговли услугами К числу причин, обусловливающих динамичный рост меж­дународной торговли услугами в настоящее время, можно отнести: НТП и связанные с ним кардинальные сдвиги в междуна­родном разделении труда (при этом растут не только мас­штабы производства услуг, но и их многообразие); рост общей открытости национальных экономик, в резуль­тате чего все большая часть услуг становится объектом международной торговли; изменение структуры потребления населения современного мира, которое все больше ориентируется на потребление услуг; переход ведущих стран современного мира, а вслед за ними и других стран к современному «новому информационно­му обществу», в основе которого лежит рост потребления услуг, особенно информационных; растущая взаимосвязанность международной торговли раз­личными видами услуг (многие из которых реализуются вместе – «в одном пакете»). В целом же международная торговля услугами по своим аб­солютным масштабам еще отстает от международной торговли товарами. К причинам этого можно отнести следующее: 1. Основная часть услуг (особенно услуг со стороны государ­ственных организаций) реализуется внутри стран (это хорошо видно при сопоставлении данных о долях услуг в ВВП отдель­ных стран и данных о доле услуг в международной торговле). 2. Торговля услугами по мере своего развития требует все бо­лее высокого технического оснащения. Однако этот уровень (осо­бенно в области телекоммуникационных, информационных, транс­портных, туристических услуг) был достигнут относительно недавно. 3. В либерализации международной торговли товарами в пос­ледние годы были достигнуты значительно большие успехи, чем в международной торговле услугами. Сдвиги, которые были до­стигнуты ГАТТ, а затем ВТО, относились прежде всего к тор­говле товарами (режим наибольшего благоприятствования, бла­гоприятные условия доступа на внутренние рынки, национальный режим). Услуги же (кроме урегулирования на международном уровне некоторых транспортных и туристических проблем) дли­тельное время о