на педагогическом совете школына тему: «Насилие в отношении детей»педагога-психолога Усть-Нерской общеобразовательной школы с коррекционными классами Паскал Виктории Викторовнып. Усть-Нера, 2010 г. Термин «насилие» означает принуждение, осуществляемое субъектом или группой лиц для достижения и сохранения собственных целей. К насильственным действиям относят любые действия, которые причиняют или могут причинить физический, психологический или сексуальный ущерб и страдания.^ Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющую целью сохранение власти, контроля и внушение чувства страха. Насилие – это сила слабого, в большей степени обусловленная потребностью человека в самоутверждении через подавление других. Насилие в семье может иметь различный вектор направленности: со стороны мужа по отношению к жене; со стороны жены по отношению к мужу; со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям; со стороны старших детей по отношению к младшим; со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или к престарелым родственникам; со стороны одних членов семьи по отношению к другим. В 70 % случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети. Многие виды насилия в быту долгое время были фактически узаконены. Только с 70-х гг. XX века о насилии в отношении женщин заговорили как о социальной проблеме, когда идеи равноправия в браке и в профессиональной сфере получили широкое признание. Ребенок внутри семьи может непосредственно подвергаться различным видам насилия или может быть опосредованно, психологически вовлечен в насильственные отношения взрослых. Наиболее неблагоприятной для ребенка является ситуация, когда физические, эмоциональные или другие виды насильственных действий исходят со стороны обоих взрослых и внутри семьи отсутствует человек, способный обеспечить ребенку защиту и безопасность.^ ВИДЫ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ Насилие, осуществляемое в отношении ребенка со стороны взрослых членов семьи, может носить комплексный характер или проявляться только в определенных разновидностях. Различают четыре основных вида семейного насилия над детьми, каждый из которых может присутствовать в разнообразных по степени тяжести формах:^ Физическое насилие.Психологическое (эмоциональное) насилие.Пренебрежение основными нуждами ребенка.Сексуальное насилие.Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими. Эти повреждения могут вызвать серьезные нарушения физического или психического здоровья ребенка, отставание в развитии или даже привести к смерти. Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида, характеру травм, особенностям психического состояния и поведения детей. Внешний вид: – множественные повреждения, имеющие специфическийхарактер (отпечатки пальцев, ремня, ожоги и пр.) и различнуюстепень давности (свежие и заживающие); задержка физического развития, отставание в росте и весе, обезвоживание (для грудных детей); признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).^ Основные типы травм: – на теле – ссадины, синяки, царапины, раны, ожоги от сигарет или от прижигания другими предметами, следы от пощечин, шлепков, ударов рукой, ногой, ремнем, кровоподтеки, шрамы, следы от связывания, от сдавливания, от укусов; – на голове – участки облысения, кровоизлияние в глазное яблоко, выбитые или расшатанные зубы, разрывы во рту и на губах; – повреждение внутренних органов: переломы, разрывы печени, ушибы почек, мочевого пузыря, сотрясение головного мозга. Особой формой физического насилия над детьми раннего возраста является синдром тряски (Shaken Baby Syndrome -SBS), который характеризуется кровоизлиянием под оболочки головного мозга без видимых наружных повреждений; -изменение физического состояния вследствие принуждения ребенка к употреблению алкоголя, наркотиков, отравляющих веществ или медицинских препаратов.^ Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие К прямым психологическим последствиям физического насилия в отношении ребенка относят появление характерных эмоциональных реакций – тревоги, страхов, беспокойства. У многих детей, которых подвергали физическим наказаниям, выявляются расстройство сна, аппетита, различные тики, энурезы, энкопрезы и другая неврозоподобная симптоматика.^ Возраст 0-6 месяцев: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, слабая реакция на внешние стимулы или ее отсутствие, редкая улыбка в возрасте от 3 до 6 месяцев.^ Возраст б месяцев -1,5 года: боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, беспричинная настороженность, плаксивость, замкнутость, испуг или подавленность при попытках со стороны взрослых взять ребенка на руки.^ Возраст 1,5-3 года: боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.^ Возраст 3 года – 6 лет: наличие страхов, пассивная реакция на боль, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, негативизм, агрессивность, лживость, воровство, жестокость по отношению к животным, склонность к поджогам.^ Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм, уставший вид, сонливость, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы.^ Подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков.Особенности поведения, родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку: противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка; позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за медицинской помощью исходит от другого лица; обвинение в травмах самого ребенка; неадекватность реакции родителя на тяжесть повреждения, стремление к ее преуменьшению или преувеличению; отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка; невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в отношениях с ребенком; рассказы о том, как их наказывали в детстве; признаки алкоголизма, психических расстройств или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбудимость, неадекватность).Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное воздействие родителей или лиц, их заменяющих, на ребенка, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, вызывающее формирование патологических черт характера и нарушение социализации. Дети, подвергающиеся эмоциональному насилию, верят, что они действительно плохие, порочные, глупые, никчемные и несостоятельные. Одна из наиболее распространенных классификаций форм психологического насилия была разработана Американским профессиональным обществом помощи детям, пережившим насилие в семье. К формам психологического насилия относят: Отвержение – вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребенка, принижающие его достоинство: враждебное отношение к ребенку, умаление его ценности, унижение, в том числе публичное; высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя, печали и т. п.); превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес, частые наказания и т. п.Терроризирование – угроза убить ребенка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место: помещение ребенка в непредсказуемые или хаотичные обстоятельства; оставление его в опасной ситуации; нереалистичные ожидания от ребенка, постановка перед ним сверхсложных задач с угрозой наказания за невыполнение; угроза совершения насилия над самим ребенком;угроза совершения насилия над тем, кого ребенок любит (включая домашних животных).Изоляция – последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его; необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка; необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде.Эксплуатация/развращение – действия в отношении ребенка, способствующие развитию у него дезадаптивного поведения (саморазрушающего, антисоциального, криминального, девиантного и др.); – побуждение ребенка к антисоциальному поведению, занятию проституцией, порнографией, преступной деятельностью, употреблению наркотиков, жестокости по отношению к другим; – формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка (инфантилизм, вынужденное принятие на себя роли родителя); – воспрепятствование естественному развитию ребенка, разлучение ребенка с близкими, лишение его права иметь свои взгляды, чувства и желания.Игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и лишение его эмоциональной стимуляции: – нежелание или неспособность взрослого к взаимодействию с ребенком; – взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости; отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви и заботы. Таким образом, одно из главных проявлений психологического насилия – это эмоциональная депривация ребенка, лишение его возможности испытать подлинное чувство привязанности к родителям, защищенности, теплоты, глубокого общения. К сожалению, значительное число родителей затрудняются при ответе на вопрос: «Чем наполнено ваше повседневное общение с ребенком, какие темы вы обсуждаете?». ^ Особенности внешнего вида ребенка, позволяющие заподозрить сексуальное насилие: повреждение генитальной, анальной или оральной области, ссадины, потертости, повторные или хронические инфекции мочеполовых путей, наличие заболеваний, передающихся половым путем, зуд в интимных местах тела, боль при мочеиспускании или дефекации, боли в животе, кровотечения, несоблюдение личной гигиены, неловкое положение ног при ходьбе, психосоматические расстройства.^ Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить сексуальное насилиеДети дошкольного возраста: ночные кошмары, страхи; регрессивное поведение; нервно-психические расстройства; открытая мастурбация; неадекватные возрасту рисунки людей; на которых явно вырисованы интимные места тела; несвойственные ранее сексуальные игры с самим собой; сверстниками или игрушками; имитация полового акта с куклами или игрушками; несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении.^ Дети младшего школьного возраста: снижение успеваемости; замкнутость; стремление к уединению; боязливое реагирование на объятия и поцелуи; ухудшение отношений со сверстниками; несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение; стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.^ Дети старшего школьного возраста, подростки: депрессия; расстройства восприятия; побеги из дома или институциональных учреждений; угрозы или попытки самоубийства; сексуализированное поведение; употребление наркотиков или алкоголя; проституция или беспорядочные половые связи. Таким образом, мы видим, что сексуализированное поведение является одним из самых характерных внешних изменений, позволяющих предположить факт сексуального насилия в отношении ребенка. Не имея возможности, в силу разных причин, напрямую сказать о том, что они стали объектом сексуального использования, дети именно через несвойственное возрасту, неадекватное поведение косвенно заявляют о своих проблемах. Особенно должны насторожить следующие моменты поведения детей: необычные сексуальные познания; выраженно флиртующее или сексуальное поведение ребенка со сверстниками и взрослыми людьми; проявление повышенного интереса к сексуальным отношениям взрослых; частая стимуляция себя как наедине, так и в публичных местах; наличие в игре действий и комментария к ним сексуального характера; употребление специфичных слов, ненормативной лексики, непристойных или циничных выражений; использование непристойных слов сексуального характера для оскорбления других людей; принудительное вовлечение в сексуальные игры детей младшего или более старшего возраста; назойливое стремление ввести в игру элементы раздевания, прикосновения к интимным местам друг друга, наличие в играх сексуальных действий; частые прикосновения сексуального характера к другим людям; сексуализированные поцелуи в адрес сверстников и взрослых; продолжение сексуализированного поведения, несмотря на запрет со стороны взрослых; избегание и боязнь определенных людей (например, людей противоположного пола, мужчин или женщин, бородатых мужчин и пр.); высказывание или демонстрация очень сильных эмоциональных реакций при взаимоотношениях с определенным человеком (страх, печаль, агрессия, ненависть).^ Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие по отношению к ребенку: демонстрация по отношению к ребенку преувеличенно заботливого и опекающего отношения; частые желания остаться с ребенком наедине; нарочитое желание сопровождать ребенка во время гигиенических процедур, купания, переодевания; желание телесного контакта с ребенком и нарушение его физических границ (усаживание на колени, целование в губы, сексуальные поглаживания, стремление спать на одной кровати и пр.); проявление ревности к ребенку, ограничение его контактов с другими детьми и взрослыми; обвинение ребенка в сексуальной провокации; – наличие у взрослого проблем с алкоголем или наркотиками.«Не откладывайте сообщение о факте насилия. Помните, если вы подозреваете, что ребенок подвергается любому насилию, вы ответственны перед законом и должны сообщить об этом властям». Согласно законодательству РФ, профессиональные лица не обязуются сообщать о случаях насилия над детьми. Однако в семейном кодексе сказано (статья 56), что должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и интересов ребенка. Поэтому мы не имеем права давать ребенку обещание полной конфиденциальности и считать его согласие или несогласие определяющим при планировании дальнейших действий. Под конфиденциальностью, когда речь идет о фактах насилия, понимается защита ребенка от широкой огласки, от того, чтобы случившееся не стало широко известно, например, в школе, среди учеников.
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…