–PAGE_BREAK–
1.6 Утилизация отходов функционирования автотранспорта
Рост городов, агломераций, промышленных центров, населения, в процессе НТП происходит и рост числа легковых автомобилей, а следовательно отходов их эксплуатации, которые должны утилизироваться с наибольшей продуктивностью.
Утилизация может проходить различными способами, по различным технологиям. Основными отходами автотранспорта являются аккумуляторы (свинец), обшивка салона (пластмасса), автомобильные шины, кузов автомобиля (сталь).
В связи с накоплением в развитых странах огромного количества резиновых отходов, в особенности изношенных автомобильных шин, одной из важных задач является создание приемлемой, с точки зрения охраны окружающей среды, технологии их утилизации. Анализ данных по количеству накапливаемых и переработанных изношенных покрышек показывает, что перерабатывается всего лишь около 20% покрышек, а остальные накапливаются. Необходимо отметить, что резиновые отходы практически не подвержены разрушению под воздействием климатических и временных факторов.
В ряде стран изношенные покрышки используются в качестве топлива, а так же в цементной промышленности. Однако такое направление, как и переработка в резиновую крошку, является малоэффективным, поскольку не позволяет в полной мере реализовать ценные свойства материалов, содержащихся в покрышках.
Существующие в настоящее время технологии переработки резиновых отходов (пиролиз, получение резиновой крошки, сжигание в цементных печах и др.) отличается высокой энергоемкостью, необходимостью применения дорогостоящих жаропрочных материалов, и самое главное, отрицательным воздействием на окружающую среду.
В результате переработки автомобильных шин получаются следующие ценные продукты:
Альтернативное жидкое топливо по своим техническим характеристикам соответствующее топочному мазуту марки М40 – 40 – 50% от массы загрузки.
Пирокарбон (техническая сажа) – 45 – 35 %.
Газообразные углеводороды – 6 – 5%.
Металл (лом) – 9 – 10%.
Перспективным представляется направление переработки резиновых отходов, позволяющее не только решать проблему уничтожения отходов, но и получения ценных сырьевых и энергетических ресурсов. Такое направление развивается и основано на переработке на паро-термической деструкции резиновых отходов в среде перегретого пара.
Сущность в следующем. В реактор одновременно подаются резиновые отходы, например изношенные покрышки и перегретый водяной пар. При температуре в реакторе 400 – 500 ºC протекает деструкция резиновых отходов. Газы деструкции вместе с водяным паром попадают в конденсатор, где происходит конденсация пара и части газообразных продуктов. Неконденсирующиеся газы направляются на дожигание в топке пароконденсатора.
Сконденсированный пар и продукты деструкции отходов их конденсатора направляются в накопительную ёмкость. Твёрдый остаток деструкции направляется в мельницу, где осуществляется его размол и получается альтернативное жидкое топливо по своим техническим характеристикам соответствующее топочному мазуту марки М40.
Как показали предварительные исследования, жидкие углеводороды могут быть использованы как топливо, связующие добавки к асфальту. А так же при производстве битумных и гидроизоляционных мастик. Из углесодержащего остатка (пирокарбона) при незначительной доработке может быть получен активизированный уголь.
Резиновые отходы целесообразно перерабатывать таким образом, чтобы одновременно с решением проблемы их уничтожения, получать ценные сырьевые и энергетические ресурсы.
Кузов автомобиля – чёрный лом, который используется в металлургическом, литейном и других производствах. Основным потребителем является сталеплавильное производство. Рациональное использование ресурсов лома является важнейшим условием достижения высокой производительности общественного труда, так как металлолом, применяемый при выплавке стали, даёт большую экономию общественных затрат в народном хозяйстве. Практически каждая тонна лома чёрных металлов, переработанная в сталеплавильном производстве, заменяет тонну чугуна. Удельная капиталоёмкость производства 1 т чугуна из железорудного сырья в 7 раз превышает удельные капитальные затраты на переработку 1 т лома.
На каждый миллион тонн вовлечённых в производство вторичных чёрных металлов народнохозяйственная экономия капиталовложений составляет около 100 млн. руб., а с учётом высвобождения мощностей машиностроения и транспорта – более 120 млн. руб.
Не все ресурсы металла, закончившего срок службы, утилизируется. Частично они остаются неизвлечёнными, несобранными и безвозвратно теряются.
В целом безвозвратные потери металла, закончившего срок службы из – за неполного его сбора и извлечения составляют 12 – 15% по отношению к образовавшимся ресурсам. Кроме того, значительная часть металла теряется в процессе эксплуатации от истирания и коррозии. Общие потери от коррозии и истирания металла за время его службы оцениваются в среднем примерно в 15%. На металлообрабатывающих и машиностроительных заводах из – за неполного сбора образующихся металлоотходов безвозвратно теряется около 5% кусковых металлоотходов и около 15% стружки.
Полный сбор, надлежащая сортировка, сохранность от смешивания при перевозке и подготовке к переплаву легированного вторичного сырья, обеспечивают большую экономию в народном хозяйстве. Использование легированного металлолома необходимо улучшить. Улучшение организации заготовки лома, значительное расширение сети цехов и участков по переработке лома, оснащение их современным ломоперерабатывающим оборудованием позволят значительно увеличить уровень использования ресурсов лома, что окажет значительное влияние и возрастание производительности общественного труда, эффективность общественного производства.
В изготовлении салона автомобиля в основном используется пластмассы – материалы, на основе природных или синтетических полимеров. Способные под влиянием нагревания и давления формоваться в изделия сложной конфигурации и затем устойчиво сохранять приданную форму.
Пластмассы ещё относительно мало используются как вторичное сырьё. Это объясняется, прежде всего, многообразием типов пластмасс и выпускаемых из них изделий, а также сложностью состава, что затрудняет сортировку и переработку пластмассовых отходов, особенно бытовых.
Американские специалисты условно установили для всех пластмассовых изделий три срока службы: краткий, оптимальный и длительный. Для транспорта предлагаемый срок службы: краткий – 7 лет, оптимальный – 10 лет, длительный – 12 лет.
Основные направления утилизации и ликвидации пластмассовых отходов следующие:
Захоронение на полигонах и свалках
Переработка пластмассовых отходов по заводской технологии
Совместное сжигание отходов пластмасс с городским мусором
Пиролиз и раздельное сжигание в специальных печах
Использование отходов пластмасс как готового материала для других технологических процессов.
Захоронение отходов пластмасс на полигонах и свалках, которое пока наиболее широко распространенно у нас в стране, может рассматриваться лишь как временная мера их утилизации, так как пластмассы подвергаются разложению чрезвычайно медленно. При этом методе из сферы возможного полезного использования изымаются тысячи тонн ценного вторичного сырья.
Переработка пластмассовых отходов по заводской технологии – наиболее оптимальный метод их использования. При всём разнообразии способов переработки общая схема процесса и применяемого при этом оборудования может быть представлена на рисунке 1.
Рис.1. Схема переработки отходов пластмасс.
Первая стадия включает сортировку отходов по внешнему виду, отделение непластмассовых компонентов, таких как ветошь, остатки бумажной или деревянной тары, металлических предметов и т. д. Вторая стадия – одна из наиболее ответственных в процессе. В результате одно — или двустадийного измельчения материал приобретает размеры, достаточные для того, чтобы можно было осуществлять его дальнейшую переработку.
На третьем этапе дроблёный материал подвергают отмывке от загрязнений органического и неорганического характера различными растворами, моющими средствами и водой, а также отделяют его от неметаллических примесей.
Четвёртая стадия зависит от выбранного способа разделения отходов по видам пластмасс. В случае если предпочтение отдаётся мокрому способу, сначала производят разделение отходов, а затем их сушку. При использовании сухих способов вначале дроблёные отходы сушат, а затем классифицируют.
Пятая и шестая стадии состоят в том, что высушенные дроблёные отходы смешивают при необходимости со стабилизаторами, красителями, наполнителями и другими ингредиентами и гранулируют. Часто на этой же стадии отходы смешивают с товарным продуктом. Седьмой, заключительной стадией процесса является переработка гранулянта в изделия. Эта стадия практически мало, чем отличается от процессов переработки товарного продукта с точки зрения применяемого оборудования, но часто требует специфического подхода к выбору режимов переработки.
Полная реализация описанной схемы на практике является дорогостоящим и трудоёмким процессом, поэтому внедрение её довольно ограничено.
2. Обращение с отходами на предприятии ООО ПАП «Транспорт – Экспресс»
2.1 Природоохранные проблемы предприятия ООО ПАП «Транспорт – Экспресс»
Предприятие ООО «ПАП «Транспорт – Экспресс» является действующим предприятием, специализированным на предоставлении транспортных услуг физическим и юридическим лицам. Он занимает территорию 50 га.
Предприятие оснащено современным оборудованием, приборами, аппаратурой, что в сочетании с высококвалифицированными работниками позволяет организовать производственную деятельность на высоком уровне.
Предприятие укомплектовано автотранспортом и автобусами в следующем количестве:
Автобус КОРОССА – 70 шт.
Автобус НефАЗ – 60.
Автобус ПАЗ– 15 шт.
Газель – 3 шт.
Камаз – 3 шт.
Грузовик МАЗ – 1 шт.
Грузовик КрАЗ – 1 шт.
Автомобиль Волга – 2 шт.
Автомобиль ВАЗ – 4 шт.
Автомобиль Москвич – 1 шт.
Имеет собственные помещения для ремонта и обслуживания автотранспорта (АРМ), автозаправочные и газозаправочные станции, складские помещения, контрольно – пропускной пункт, отопляемый гараж на 30 автомобилей, стоянка для автобусов.
Исходя из численности автопарка и периодичности плановых замен жидкостей и узлов, было подсчитано, что ежегодно образует отходы в виде:
— выбывших из строя аккумуляторов — 50 штук, или 3,750 тонны свинца,
— 10,5 тонны отработанных масел (2 замены в год),
— 3 тонны охлаждающих жидкостей (замена раз в 5 лет).
В связи с большим объемом образования отходов за год у предприятия возникают следующие проблемы:
недостаток в региональных приемных пунктах отходов, которые образуются в результате деятельности автотранспортного предприятий;
низкое качество запасных частей и горюче-смазочных материалов, приводит к частым поломкам оборудования и транспортных средств, в результате объемы отходов увеличиваются;
устаревшее оборудование обработки сточных вод и система улавливания токсичных и вредных ингредиентов, в связи, с чем не выполняются нормы ПДК в производственных стоках;
установка эффективных фильтровальных материалов для очистки выбрасываемого воздуха из окрасочно-сушильных камер;
рациональное использование производственных площадей с наименьшим маневрированием автомобилей с целью сведения загазованности участков к минимуму и другие;
2.2 Нормирование образования отходов на предприятии
Нормированию подлежат все отходы, которые образуются в процессе производимой продукции в основных и вспомогательных производствах, при выполнении ремонтных работ и в процессе эксплуатации (в частности, автотранспорта).
Основной задачей нормирования отходов является сокращение удельного расхода сырья, ресурсов, объемов образования отходов при соблюдении технологических регламентов производства и эксплуатации, а также требуемого качества выпускаемой продукции.
На предприятии ООО ПАП «Транспорт – Экспресс» используют расчетно-аналитический метод нормирования отходов, который позволяет установить технически и экономически обоснованные нормативные величины путем выполнения расчетов на основе данных конструкторской и технологической документации, рецептур, регламентов на изготовление продукции, оказание услуг или выполнение ремонтно-эксплуатационных работ.
На предприятии имеется нормативно-техническая документация, в составе которой есть данные по нормам расхода сырья и материалов на оказание услуг, данные по техническим и эксплуатационным показателям применяемых материалов, инструмента, оборудования и т.п., которые при соответствующей обработке можно использовать для определения объемов образования отходов.
Для определения нормативных объемов образования отходов в общем виде необходимо:
выявить источники образования отходов;
изучить номенклатуру образующихся отходов;
изучить отчетные данные за ряд лет об объемах образования отходов либо материальный баланс производства;
рассчитать количество (объемы) нормативного образования отходов на основании имеющихся формул и справочных данных по входящим в них параметрам.
2.3 Виды отходов на предприятии ООО ПАП «Транспорт – Экспресс»
На предприятии «Транспорт – Экспресс», имеющем на балансе значительное количество автотранспорта и самостоятельно осуществляющем техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, проблема обращения с отходами особенно актуальна, так как в процессе его работы образуется более 15 видов отходов производства, в том числе отходы II – III класса опасности.
Отходы образуются при ремонте и техническом обслуживании автотранспорта. Как правило, на предприятии производятся работы по ремонту двигателей, устранению неисправностей в агрегатах автомобилей, изготовлению и ремонту деталей и узлов автомашин. Производятся контрольно–диагностические, крепежные, регулировочные и другие работы, замена масла в маслосистемах автомобилей.
Таблица 1. Перечень отходов, образующихся на предприятии ООО ПАП «Транспорт – Экспресс»
№п/п
Класс опасности
Наименование отходов
1
1
Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак
2
5
Опилки натуральной чистой древесины
3
3
Масла моторные отработанные
4
3
Масла индустриальные отработанные
5
3
Масла трансмиссионные отработанные
6
3
Отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования, устройств, не вошедшие в другие пункты
7
3
Аккумуляторы свинцовые отработанные неразобранные, со слитым электролитом
8
3
Отходы лакокрасочных средств
9
3
Всплывающая пленка из нефтеуловителей (бензиноуловителей)
10
5
Обрезь натуральной чистой древесины
11
4
Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)
12
4
Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%)
13
4
Лом и отходы цветных металлов
14
4
Отходы лакокрасочных средств
15
5
Деревянная упаковка (невозвратная тара) из натуральной древесины
16
4
Прочие твердые минеральные отходы
17
4
Отходы рубероида
18
4
Отходы мела в виде порошка или пыли
19
4
Шлак сварочный
20
5
Тормозные колодки отработанные
21
4
Покрышки с металлическим кордом отработанные
22
4
Отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования, устройств, не вошедшие в другие пункты
23
4
Стеклянные отходы
24
4
Отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод
25
4
Прочие коммунальные отходы
26
4
Отходы затвердевшего поливинилхлорида и пенопласта на его базе
27
4
Отходы полимерных материалов
28
4
Резиноасбестовые отходы (в том числе изделия отработанные и брак)
29
4
Абразивная пыль и порошок от шлифования черных металлов (с содержанием металла менее 50%)
30
4
Медицинские отходы
31
4
Медицинские отходы
32
5
Абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов
33
5
Шкурка шлифовальная отработанная
34
5
Лом черных металлов несортированный
35
5
Тормозные колодки отработанные
36
5
Отходы затвердевшего полиуретана, полиуретановой пены или пленки
37
5
Пластмассовая незагрязненная тара, потерявшая потребительские свойства
38
5
Резиновые изделия незагрязненные, потерявшие потребительские свойства
39
5
Остатки и огарки стальных сварочных электродов
40
5
Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства
41
5
Отходы цемента в кусковой форме
42
5
Бой строительного кирпича
43
5
Строительный щебень, потерявший потребительские свойства
44
5
Отходы песка, незагрязненного опасными веществами
продолжение
–PAGE_BREAK–При ремонте и техническом обслуживании автотранспорта производится замена отдельных деталей и узлов автомобилей, отслуживших свой срок. При этом в качестве отходов образуются лом черных металлов (отработанные металлические детали автомобилей), мусор промышленный (отработанные неметаллические детали автомобилей), фильтры, загрязненные нефтепродуктами (топливные и масляные фильтры), фильтр картонный (воздушные фильтры), отработанные накладки тормозных колодок, шины с металлокордом, шины с тканевым кордом.
Отработанные аккумуляторы сдаются на переработку в разобранном состоянии. В этом случае образуются следующие виды отходов: лом цветных металлов (в зависимости от типа аккумулятора), отходы полимерные (пластмассовый корпус батареи), отработанные электролиты аккумуляторных батарей.
При замене отработанных масел образуются следующие виды отходов: отработанное моторное масло, отработанное трансмиссионное масло. При замене масла в гидравлических системах экскаваторов образуется отработанное гидравлическое масло.
Для ликвидации проливов масла в гаражах используются древесные опилки или песок, в результате чего в качестве отходов образуются древесные опилки, загрязненные нефтепродуктами, либо грунт, содержащий нефтепродукты.
В процессе технического обслуживания автотранспорта для протирки замасленных поверхностей используется ветошь. Промасленная ветошь, образующаяся при этом, направляется в отходы.
На предприятии «Транспорт – Экспресс» производится мойка автомобилей. При этом организована очистка загрязненных сточных вод после мойки автотранспорта. Очистное сооружение мойки автотранспорта представляют собой отстойник с нефтеловушкой либо фильтрами. Здесь происходит отделение и осаждение взвешенных веществ и очистка от нефтепродуктов. Взвешенные вещества, оседающие на дно колодцев (осадки ОС мойки автотранспорта) и всплывающие нефтепродукты нефтеловушек регулярно удаляются, образуя отходы. Фильтры, загрязненные нефтепродуктами подлежат замене и также поступают в отходы.
Кроме вышеперечисленных отходов производства, на автотранспортном предприятии образуются отходы потребления – бытовые отходы, отработанные люминесцентные лампы трубчатые, отработанные ртутные лампы для наружного освещения, смет с территории, канализационные отходы, не содержащие токсичных металлов.
Таблица 2. Код по ФККО и опасные свойства отходов предприятия ООО ПАП «Транспорт – Экспресс»
№ строки
Вид отхода
Код по ФККО
Наименование по ФККО
Класс опасн.
Опасное свойство отхода
1
353301001301 1
Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак
1
Токсичность
2
171106010100 5
Опилки натуральной чистой древесины
5
Пожароопасность
3
541002010203 3
Масла моторные отработанные
3
Пожароопасность
4
541002050203 3
Масла индустриальные отработанные
3
Пожароопасность
5
541002060203 3
Масла трансмиссионные отработанные
3
Пожароопасность
6
920000000000 3
Отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования, устройств, не вошедшие в другие пункты
3
Токсичность
7
921101021301 3
Аккумуляторы свинцовые отработанные неразобранные, со слитым электролитом
3
Токсичность
8
555000000000 3
Отходы лакокрасочных средств
3
Токсичность
9
546002000603 3
Всплывающая пленка из нефтеуловителей (бензиноуловителей)
3
Пожароопасность
10
171105010100 5
Обрезь натуральной чистой древесины
5
Данные не установлены
11
912004000100 4
Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)
4
Данные не установлены
12
549027010103 4
Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%)
4
Пожароопасность
13
353000000000 4
Лом и отходы цветных металлов
4
Токсичность
14
171105021300 5
Деревянная упаковка (невозвратная тара) из натуральной древесины
5
Данные не установлены
15
314000000000 4
Прочие твердые минеральные отходы
4
Токсичность
16
187204010101 4
Отходы рубероида
4
Пожароопасность
17
314013051100 4
Отходы мела в виде порошка или пыли
4
Токсичность
18
314048000199 4
Шлак сварочный
4
Токсичность
19
351505000199 5
Тормозные колодки отработанные
5
Опасные свойства отсутствуют
20
575002041300 4
Покрышки с металлическим кордом отработанные
4
Данные не установлены
21
920000000000 4
Отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования, устройств, не вошедшие в другие пункты
4
Данные не установлены
22
314008000100 4
Стеклянные отходы
4
Данные не установлены
23
943000000000 4
Отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод
4
Токсичность
24
990000000000 4
Прочие коммунальные отходы
4
Токсичность
25
571016000100 4
Отходы затвердевшего поливинилхлорида и пенопласта на его базе
4
Пожароопасность
26
570000000000 4
Отходы полимерных материалов
4
Токсичность
27
575003000100 4
Резиноасбестовые отходы (в том числе изделия отработанные и брак)
4
Токсичность
28
314003001100 4
Абразивная пыль и порошок от шлифования черных металлов (с содержанием металла менее 50%)
4
Токсичность
29
971000000000 4
Медицинские отходы
4
Данные не установлены
30
314043020199 5
Абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов
5
Данные не установлены
31
314043030199 5
Шкурка шлифовальная отработанная
5
Данные не установлены
32
351301000199 5
Лом черных металлов несортированный
5
Токсичность
33
571010000100 5
Отходы затвердевшего полиуретана, полиуретановой пены или пленки
5
Токсичность
34
571018001300 5
Пластмассовая незагрязненная тара, потерявшая потребительские свойства
5
Опасные свойства отсутствуют
35
575001011300 5
Резиновые изделия незагрязненные, потерявшие потребительские свойства
5
Опасные свойства отсутствуют
36
351216010199 5
Остатки и огарки стальных сварочных электродов
5
Опасные свойства отсутствуют
37
187103000100 5
Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства
5
Данные не установлены
38
314055020199 5
Отходы цемента в кусковой форме
5
Данные не установлены
39
314014040199 5
Бой строительного кирпича
5
Данные не установлены
40
314009020199 5
Строительный щебень, потерявший потребительские свойства
5
Опасные свойства отсутствуют
41
314023010199 5
Отходы песка, незагрязненного опасными веществами
5
Опасные свойства отсутствуют
42
521001000201 2
Кислоты аккумуляторные, отработанные
2
Токсичность
2.4 Расчет образования производственных отходов
Расчет образования производственных отходов производится, исходя из нормативных сроков работы соответствующих деталей автомашин, принятых в автомобильной промышленности.
Расчет отработанных аккумуляторов производится исходя из количества аккумуляторов каждого типа, установленных на автотранспортных средствах, веса аккумуляторов вместе без электролита, эксплуатационного срока службы аккумуляторов. Суммирование производится по всем маркам аккумуляторов. Эксплуатационный срок службы аккумуляторов и вес аккумуляторов по маркам указан в справочной литературе.
Расчет отработанных масляных, топливных и воздушных фильтров производится исходя из количества автотранспортных средств, находящихся на балансе предприятия, количества фильтров, установленных на каждой автомашине, веса фильтров, среднегодового пробега автотранспорта и нормы пробега подвижного состава каждой марки до замены фильтровальных элементов. Норма пробега подвижного состава до замены фильтров берется по справочным данным.
Расчет количества лома черных металлов, образующегося при ремонте автотранспортных средств производится исходя из среднегодового пробега каждого автомобиля, нормы пробега подвижного состава до ремонта, удельного норматива замены деталей из черных металлов при ремонте. Удельный норматив замены деталей из черных металлов, как правило, составляет 1–10% и определяется по данным инвентаризации.
Нормативное количество отработанных накладок тормозных колодок определяется исходя из количества автомашин, количества тормозных накладок, установленных на одной автомашине, массы одной накладки, среднегодового пробега автомобилей каждой марки, нормы пробега подвижного состава до замены накладок тормозных колодок, которая определяется по справочным данным.
Расчет нормативного количества отработанных автомобильных шин – шин с тканевым кордом и шин с металлокордом производится исходя из количества автомашин, находящихся на балансе предприятия, количества шин, установленных на автомашине каждой марки, веса одной изношенной шины каждой марки, среднегодового пробега автомобиля каждой марки, нормы пробега подвижного состава каждой марки до замены шин. Рекомендуемые типы шин для автомашин различных марок, а также количество автошин, установленных на автомобилях различных марок и вес шин приведены в справочной литературе, или в технической документации, прилагаемой к поставляемым шинам.
Расчет отработанного моторного масла и отработанного трансмиссионного масла может быть произведен двумя способами. В первом случае расчет производится через расход топлива. Исходными данными для расчета являются норма расхода топлива на 100 км пробега, среднегодовой пробег автомобилей, нормы расхода масла на 100 л топлива, норма сбора отработанных нефтепродуктов. Норма расхода топлива и норма расхода масла по маркам автомобилей определяется по справочным данным, либо по технической документации на автотранспорт.
При расчете отработанного моторного и трансмиссионного масла через объем системы смазки исходными данными для расчета являются объем масла, заливаемого в автомашины каждой марки при ТО, среднегодовой пробег каждого автомобиля, нормы пробега подвижного состава до замены масла.
Количество осадка очистных сооружений мойки автотранспорта и всплывающих нефтепродуктов нефтеловушек (при отсутствии реагентной обработки) рассчитывается исходя из годового расхода сточных вод, концентрации взвешенных веществ и нефтепродуктов до очистных сооружений, концентрации взвешенных веществ после очистных сооружений, влажности осадка.
Годовой расход сточных вод определяется с учетом нормативного расхода воды на мойку одного автомобиля и количества моек автомобилей за год. Нормативный расход воды на мойку одного автомобиля указан в справочной литературе.
Расчет ветоши промасленной производится исходя из количества сухой ветоши, расходуемой при ремонте и эксплуатации автотранспорта и содержания нефтепродуктов в ветоши промасленной.
По целому ряду отходов (мусор промышленный, древесные опилки, загрязненные нефтепродуктами, грунт, содержащий нефтепродукты) нормативное количество отходов определяется по среднефактическим данным предприятия за последние 2 года.
Таблица 3. Удельные показатели образования отходов при эксплуатации и обслуживании автотранспорта
№
Вид проводимых работ
Наименование образующихся отходов
Значения удельных показателей образующихся отходов (в расчете на один автомобиль)
1
Ежедневное техническое обслуживание автомобилей
Сточные воды после мойки автобусов
7,5 куб. м на 10 тыс.км пробега
2
Очередное и сезонное техническое обслуживание, текущий ремонт автомобилей (ТО-1, ТО-2, ТР)
Отработанные моторные масла автомобилей:
автобусов на дизельном топливе
автобусов, работающих на бензине и сжиженном газе
Отработанные трансмиссионные масла автомобилей:
автобусов, работающих на бензине и сжиженном газе
автобусов, работающих на дизельном топливе
Отработанные специальные масла (гидравлические):
автобусов, работающих на дизельном топливе
автобусов, работающих на бензине и сжиженном газе
Ветошь от обслуживания автобусов
0,85 л на 100 л топлива
0,73 л на 100 л топлива
0,03 л на 100 л топлива
0,06 л на 100 л израсходованного топлива
0,1 л на 100 л топлива
0,01 -0,1 л на 100 л израсходованного топлива
3,0 кг на 10 тыс. км пробега
3
Ремонт деталей, узлов и агрегатов автомобилей
Лом черных металлов, образующихся при ремонте автобусов (непригодные детали и узлы, куски металла, металлическая стружка, остатки сварочных электродов, проволоки и т.п.):
Лом черных металлов от замены агрегатов автобусов
Лом цветных металлов, образующихся при ремонте автобусов
Лом цветных металлов от замены агрегатов автобусов
26,3 кг на 10 тыс. км пробега
62,0 кг на 10 тыс. км пробега
0,77 кг на 10 тыс. км пробега
44,5 кг на 10 тыс. км пробега
4
Шиномонтажные, шиноремонтные и вулканизационные работы
Изношенные шины и автомобильные камеры автобусов
Отходы резинотехнических материалов, образующиеся при проведении вулканизационных работ автобусов
17,3 кг на 10 тыс. км пробега
1,2 кг на 10 тыс. км пробега
5
Ремонт или замена аккумуляторных батарей
Отработанные электролиты от аккумуляторных батарей автобусов
Лом свинца от отработанных батарей автобусов
Сточные волы от промывки аккумуляторных батарей (деталей аккумуляторов) и используемого оборудования (посуды) автобусов
0,94 л на 10 тыс. км пробега
1,31 кг на 10 тыс. км пробега
0,41 л на 10 тыс. км пробега
6
Деревообрабатывающие и обойные работы, распаковка материалов и запасных частей из упаковочной тары
Отходы деревянной тары, образующиеся при проведении работ для автобусов
Отходы текстильных материалов, образующиеся при проведении работ для автобусов
Отходы кожевенных материалов (искусственных кож), образующиеся при проведении обойных работ для автобусов
Отходы пластмассовых материалов (фурнитуры, тары) и полиэтилена, образующиеся при проведении работ для автобусов
Макулатура, образующаяся при проведении работ для автобусов
45,5 кг на 10 тыс. км пробега
1,0 кг на 10 тыс. км пробега
0,5 кг на 10 тыс. км пробега
1,1 кг на 10 тыс. км пробега
1,1 кг на 10 тыс. км пробега
7
Окрасочные работы
Отходы лакокрасочных материалов от покраски автомобилей автобусов
1,0 кг на 10 тыс. км пробега
2.5 Учет и отчетность в области обращения с отходами
В соответствии со статьей 19 Закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
продолжение
–PAGE_BREAK–
продолжение
–PAGE_BREAK–