Введение
В нынешнее время всестремятся проявлять свою индивидуальность как во внешнем виде, так и в принятиикаких-либо решений. Многие стараются проявить творческий подход даже к решениюповседневных жизненных задач.
Среди нас встречаютсядействительно одаренные и талантливые люди, хотя некоторые ученые утверждают,что творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребенку,главное – суметь раскрыть эти способности и развить их.
Подростки, обладающиеодаренностью, не всегда проявляют такие же личностные особенности, которымиобладают взрослые, уже доказавшие свои творческие способности.
В наши дни творческаяодаренность является основой экономического процветания. Поэтому меня изаинтересовало изучение творческого подхода в решении жизненных проблем изадач.
Долгое время проблематворчества не имела четкого предмета исследования, ни методики исследования. Вданное время одаренность становится доступной для изучения. Появляютсяметодики, позволяющие изучать творческие способности человека, и уже существуюттеории, объясняющие развитие творческих способностей, или креативности, иописывающие методы их исследования.
Цель: исследованиекреативности: определение критериев оценки и методов изучения.
Задачи:
1 – Провеститеоретический анализ проблем определения креативности и возрастных аспектов ееразвития.
2 – Проанализироватьподходы к определению критериев оценки креативности.
3 – Описать современные иклассические методы изучения креативности.
Глава 1. Психологическиеподходы к исследованию креативности
1.1 Понятие креативности
Существует несколькопонятий креативности, но все они связаны с одаренностью и творческимиспособностями.
В раличных словаряхдается различная трактовка этого понятия. Например, в большом толковомпсихологическом словаре под редакцией Артура Ребера дается такое определение:
Креативность – это умственные процессы, которыеведут к решениям, идеям, осмыслению, созданию художественных форм, теорий илилюбых продуктов, которые являются уникальными и новыми [2].
В кратком психологическомсловаре под редакцией Петровского А.В. и Ярошевского М.Г. дана следующаятрактовка данного понятия:
Креативность – это уровень творческойодаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивуюхарактеристику личности[5].
В словаре под редакциейКопорулиной В.Н. я нашла другое определение:
Креативность – способность порождать необычныеидеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемныеситуации[10].
Наколаева Е.И. дает своеопределение понятию «креативность»:
Креативность – это творческие возможности(способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах,отдельных видах деятельности[8, с.18-85].
При дальнейшемрассмотрении вопроса о креативности, мы будем опираться на определение, данноев кратком психологическом словаре под редакцией ПетровскогоА.В. и ЯрошевскогоМ.Г., о том, что креативность – это творческая одаренность. Поэтому для болееподробного определения понятия «креативность» необходимо рассмотреть причины,обусловливающие одаренность и структуру данного явления.
С физиологической точкизрения креативность связана с различной активацией правого полушария мозга, таккак большинство мозговых структур, которые участвуют в восприятии и порожденииразличных образов, локализовано в правом полушарии мозга. Правое полушариевсегда оказывается более вовлеченным в порождение ментальных образов, чемлевое. Об этом свидетельствуют эксперименты, в результате которых быловыяснено, что при решении задач креативные люди проявляют большую активностьправого полушария, а некреативные – равную активацию обоих полушарий.
К причинам,обусловливающим креативность необходимо отнести наследственность. Но нельзявлияние этого фактора рассматривать в отрыве от влияния другого фактора –раннего обучения, то есть чем раньше у ребенка будут развивать творческиеспособности, тем гениальнее будет этот ребенок[8, с.18-85].
Другим фактором влиянияна проявление креативности является среда. Факторы среды могут полностьюкомпенсировать или, наоборот, разрушить влияние наследственности.
В меньшей степени влияютна творческие способности человека стили семейного воспитания.
Похвала, особенно оченьчастая, снижает качество и легкость мышления, снижает способность ребенкадобиваться новых результатов. Чрезмерная помощь взрослого при решениикакой-либо задачи, также снижает гибкость мышления, что приводит к снижениюпроявления креативности[8, с.18-85].
Для повышения степенипроявления у ребенка креативности необходимо давать ребенку возможность делатьвыбор самостоятельно (дать ему психологическую свободу), повышать егосамооценку, снижать наказание за проступки и всячески поддерживать егоисследовательскую активность. Креативность развивается у ребенка тогда, когдаему при решении задачи не дают инструкции и образца действий.
Креативность может непомочь в достижении результатов, если человек, обладающий творческимиспособностями, не имеет волевых качеств, внутренней выдержки. Реализованнаякреативность является следствием проявления сильных личностных качеств, такихкак умение противостоять обществу, добиваться реализации поставленной цели ипобеждать в борьбе[8, с.18-85].
Также на развитие ипроявление креативности влияет семейный фактор: порядок рождения и число детейв семье. Первенцы обычно интеллектуальные дети, а креативными становятсяпоследние, потому что к первенцам обычно предъявляется большее количествотребований, и возлагается ответственность за реализацию всех родительскихожиданий. Но креативность перворожденных детей растет, если затем следуют детипротивоположного пола либо дети того же пола, но с небольшой разницей ввозрасте.
Также на проявлениетворческих способностей влияет место рождения. Более творческие люди рождалисьв больших городах, что объясняется культурной средой мегаполисов, большимколичеством библиотек, театров, филармоний. В больших городах проживает большоеколичество талантливых родителей, которые уделяют большое количество времени воспитаниюсвоих детей[8, с.18-85].
Но на реализациютворческих идей влияют не только внешние факторы, но и внутренние факторысамого человека: мотивация достижения, готовность к риску при отстаиваниинестандартных путей решения задачи, наличие знаний (для проявления креативностинеобходим широкий кругозор, знакомство со многими областями знаний и культуры)и ценностные ориентации, которые позволят воплотить креативное решение в жизнь.Личностные качества, которые позволяют создать что-то новое и, с другой стороныдают силы для преодоления препятствий, которые появляются на пути созданиянового, также являются значимым фактором. Но отчленить влияние среды от влиянияличностных качеств на проявление креативности невозможно.
Всякое творчествосоздается на основе уже имеющегося опыта. Вся творческая продукция строится нановых комбинациях предшествующих психических элементов – формах, которые быливосприняты из реального мира и которые были впоследствии изменены[8, с.18-85].
Проявлению креативностиспособствуют интенсивные эмоциональные переживания. Самыми сильнымипобудителями проявления творческих способностей являются любовь, зависть ичувства, проявляющиеся в стремлении приобрести материальные блага.
Кроме факторов, которыеспособствуют проявлению креативности, существуют факторы, которые препятствуютэтому. К таким факторам относятся страх, боязнь проявить инициативу, слишкомвысокая самокритичность и лень.
Обычно, креативные людиобладают высоким интеллектом и готовностью к риску, то есть креативный человекне боится высказывать свои идеи вслух, и главной особенностью таких людейявляется оригинальность, но без стремления подчеркнуть свою необычность[6].
Итак, понятиекреативности определяется в различных источниках по-разному, но их всехнайденных мною определений можно сделать вывод, что креативность – этотворческая одаренность, которая способствует порождению необычных идей ипомогает быстро решать проблемные ситуации.
Существует несколькофакторов, влияющих на проявление креативности: наследственность, окружающаясреда, семейное воспитание, возможность самостоятельно делать выбор, порядокрождения и число детей в семье, место рождения, внутренние факторы самогочеловека, интенсивность эмоциональных переживаний.
Также существуют факторы,препятствующие проявлению креативности: страх, боязнь проявить инициативу,слишком высокая самокритичность, лень, чрезмерная помощь при решении задачи.
Креативные люди обычновысокоинтеллектуальные, готовы к риску и оригинальные.
Для более полногопонимания сущности такого явления как креативность, необходимо изучить, как вразличные возрастные периоды изменяется проявление креативности. Возрастныеособенности креативности мы рассмотрим в следующем разделе.
1.2.Возрастныеособенности креативности
Возрастные особенностикреативности необходимо изучить, для того, чтобы глубже проникнуть в сущностьэтого явления.
Креативность медленно ипостепенно развивается из более простых форм. На каждой возрастной стадии онаимеет свое выражение, каждому периоду свойственна своя ее форма.
Возможности проявлениякреативности у людей не одинаковы в различные возрастные периоды.
Сутью креативностиявляется создание субъективно нового независимо от его оценки.
В детском возрастекреативность проявляется более ярко. Но с возрастом потребности в проявлениикреативности уменьшаются, так как взросление требует более жестких формповедения. Человеку свойственна нарастающая ригидность (жесткость).Носпособности не теряются[8, с.18-85].
Чтобы войти в общество,социализироваться, ребенок должен пожертвовать своей уникальностью.Оригинальность решения задач снижается – оригинальность ответов в 4 годаотмечается у 50% детей, число их падает в два раза в начале посещения школы, итолько в подростковом периоде снова возрастает до 50%[8, с.18-85].
В подростковом возрастеформирование творческих способностей идет не линейно, а имеет два наиболее ярковыраженных пика: самый яркий всплеск способностей отмечается к возрасту 10 лет,а второй всплеск – в юношеском возрасте. Нижней границей первого уровняявляется дошкольный возраст. В этом возрасте ребенок, находя решение задачи, наэтом не останавливается и ищет дополнительные решения, что приводит кнахождению других способов решения. Следующий креативный уровеньхарактеризуется тем, что закономерность, которая найдена самостоятельно, невыступает как прием решения, после которого задача откладывается, арассматривается как новая проблема. Первое выявление этого уровня отмечается в10 лет.
Для креативности, как идля многих других психологических качеств, существует сенситивный период –ограниченный отрезок времени, в течение которого это качество проявляетсяособенно интенсивно, если этому способствует среда. Сенситивным периодом длякреативности является дошкольный возраст ребенка[8, с.18-85].
Итак, креативность, как илюбой другой процесс, не стоит на месте: она может как развиваться, так идеградировать. С возрастом уровень креативности снижается, потому что свзрослением у человека нарастает ригидность.
Проявление креативностиимеет два пика: в возрасте 10 лет и в юношеском возрасте. В эти возрастныепериоды креативность проявляется наиболее ярко.
Для того чтобы оценитьуровень проявления креативности, необходимо знать критерии оценки и методы, спомощью которых оценивается креативность. Именно эти критерии и методы мыизучим в следующем разделе.
креативность творческий оценка
Глава 2.Критерии и методыоценки креативности
2.1 Выделение критериевоценки креативности в различных теориях
Для оценки уровнякреативности ученые выделяют различные критерии.
Гилфорд, например,считал, что абсолютно очевидными критериями оценки креативности являютсябеглость, гибкость, оригинальность, разработанность. В качестве одного изосновных показателей одаренности Гилфорд считал оригинальность. Нооригинальность можно рассматривать с различных сторон: это может бытьтворческий процесс, содержательный процесс, который позволяет выявитьсущественные взаимосвязи. А с другой стороны, оригинальность может не иметь ктворчеству никакого отношения, это может бать психическая неадекватность.Поэтому оригинальные идеи необходимо рассматривать в связи с их полезностью.Если не учитывать при оценке креативных идей их полезности, то невозможно будетих отделить от эксцентричных или шизофренических. Поэтому полезность такжеявляется критерием оценки креативности.
Х. Айзенк, в отличие отГилфорда, утверждает, что при оценке креативности необходимо изучать уровеньпсихотизма, так как именно умеренный уровень психотизма предрасполагает квысокой креативности. В.Н.Дружинин также пришел к такому выводу послепроведения тестов на дивергентное мышление.
Шутберг и Сасс в качествеоценки креативности используют умение человека использовать контекстуальнуюинформацию и объединять ее главной идеей.
Другие критерии выделил Медник,который является представителем ассоциативной теории креативности. Он считалглавным критерием оценки творческой одаренности легкость ассоциирования испособность сближать отдаленные ассоциируемые идеи. Этот критерий такжепредполагает умение сближать понятия и выводить из них новые и правильныезаключения[1, с.71-107].
Гибкость, в качествекритерия оценки креативности, предполагает способность быстро и легкопереходить от одного класса явлений к другому, далекому по содержанию. Гибкостьявляется переменной величиной, на которую влияет функциональная фиксированностьчеловека ( фиксация человеком определенной функции и невозможность перейти кдругим функциям). Способность к преодолению функциональной фиксированностиявляется одним из проявлений гибкости мышления. Существует также гибкость вспособности вовремя отказаться от какой-либо гипотезы. Если очень долгоупорствовать исходя из ложной идеи, будет упущено время. А слишком ранний отказот гипотезы может привести к тому, что будет упущена возможность решения.Нашему разуму свойственно рисовать вокруг себя ограничительные линии.Способность через такие линии и есть гибкость одаренности.
Креативные люди обладаютспособностью к оценке. Поэтому для оценки креативности необходимо оцениватьуровень оценочных способностей человека. Оценочные действия проводятся нетолько по завершении работы, но и многократно по ходу ее выполнения. Ккритериям оценки креативности можно отнести еще и критерий изящества ипростоты. Оригинальные решения должны быть простыми и в то же время изящными.
Следующим критериемявляется легкость генерирования идей. Если человек для решения задачи выдвигаетбольшое количество идей, значит он проявляет творческий подход. Из большогоколичества идей легче выбрать правильные. Еще одним критерием является широтавыдвигаемой идеи, то есть объяснение с ее помощью большого числа разнородныхфакторов. Идеи оцениваются также по глубине. Глубокая идея — это идея, котораяустанавливает отношения между объектами или их свойствами, которые требуютпроникновения в сущность явления [7, с.136-182].
Оценка воображения илифантазии является еще одним критерием оценки креативности, так как с помощьювоображения человек моделирует события с использованием прошлого опыта.
Для выделения другихкритериев оценки креативности мы должны рассмотреть теории, изучающиекреативность.
После исследовании этихтеорий, можно сделать вывод, что каждая из них выделяет свои критерии оценки.Например, интуитивизм, как самая ранняя теория, считает, что оригинальныерешения приходят к людям как внезапное осенение, инсайт, поэтому механизмыкреативности лежат за границами нашего познания. Значит оценить это явлениеневозможно.
Представители теориибессознательной работы считали, что развитие событий в сфере сознания зависитот хода событий в бессознательной сфере и главную роль приписывали последней.Они утверждали, что в бессознательной сфере происходит хранение, классификацияи переработка информации, вследствие чего в сознание попадают совершеннонеожиданные идеи решения проблемы. Критерием оценки творческих способностей онисчитали оценку волевого усилия, которое стимулирует работу бессознательного.Вторым критерием они считали уровень напряженности предшествующей работы. Менеезначимыми критериями они считали внимание, восприятие и воображение человека.
Теория конструктивногоинтеллекта. Концепция проб и ошибок. Представители этого направленияутверждали, что источником познания является опыт. Творческая сила умарассматривалась как способность духа путем ассоциаций образовывать вытекающиеиз опыта новые оригинальные сочетания. Для того, чтобы принять действительнотворческое решение, мы должны провести ряд проб, допуская ошибки, и добитьсяуспеха. Представители этой теории выдвигали в качестве критерия оценкикреативности оценку предшествующей деятельности, так как именно предшествующаядеятельность является причиной принятия решений. Причем деятельность, котораяприводит к принятию креативных решений, является наблюдаемой и регистрируемой.
Теория персервацииобъясняла направленность творческого процессе у человека тем, что вследствиенарушения нормальной деятельности мозга образующиеся в нем очаги застойноговозбуждения надолго удерживают в сознании связанные с ними представления, ипоэтому мышление направлено только в сторону творчества. Критерием оценки они считалипатологические состояния, возникающие в результате нарушения деятельностимозга.
Представители теорииинтенциональной направленности и теории детерминирующих тенденций считали, чтотворческие способности не зависят от внешних раздражителей и ассоциативныхвлияний. Ими управляет детерминирующая тенденция, которая создает ассоциации.Критерием креативности представители этой теории считали стимулы, которыевызывают детерминирующие тенденции. Эти стимулы могут быть осознанными инеосознанными.
Концепция «понимания» невыдвигала никаких радикально новых идей. Все идеи были уже известныассоциативной психологии. Но критерий у них был свой – факт неожиданности.Смысл этого факта заключается в том, что креативное решение всегда приходитвнезапно.
В дальнейшем концепции«проб и ошибок» и «понимания» объединились. В новой концепции развивалосьпонятие переноса, то есть применение уже имеющегося опыта на решениепоставленной задачи. Также в этой теории возникло понятие «района поиска»,которое представляет собой нахождение путем проб и ошибок правильного решения.Постепенно район поиска суживается, и находится решение проблемы. Критерияоценки креативности в этой теории выделено не было[9, с.3-36].
Итак, в качествекритериев оценки креативности ученые выделяют такие показатели: беглость,гибкость, оригинальность, разработанность, уровень психотизма, так как именноумеренный уровень предрасполагает к развитию креативности, легкостьассоциирования, способность сближать отдаленные ассоциируемые идеи, оценочныеспособности человека, легкость генерирования идей, уровень воображения илифантазии.
Каждая теориякреативности выделяет свои критерии оценки креативности:
— теория бессознательнойработы в качестве критериев выдвигает уровень волевого усилия, стимулирующегоработу бессознательного, и напряженность предшествующей работы;
— теория конструктивногоинтеллекта в качестве критерия оценки креативности выдвигает оценкупредшествующей деятельности, которая является причиной принятия решения;
— теория персервации вкачестве критерия выдвигает оценку патологических состояний, которые являютсярезультатом нарушения деятельности мозга;
— теории интенциональнойнаправленности и детерминирующих тенденций в качестветкритерия оценкикреативности выдвинули стимулы, вызывающие детерминирующие тенденции.
Но знания одних критериевнедостаточно для оценки креативности. Для выявления креативности необходимоиспользовать методы изучения данного процесса.
2.2 Методы оценкикреативности
Для оценки творческихспособностей человека существуют несколько методов: тестирование и эксперимент.
В свое время тестывызвали много споров. Одни считали их точным инструментом для изученияспособностей. Другие отрицали тестовые методы.
Заключения о том,обладает человек креативностью или нет, нужно делать на основании не толькотеста, но еще и на основании всестороннего изучения личности и ее деятельности.
С помощью тестированиянельзя проникнуть в глубинные механизмы креативности. Тесты помогают выявить теособенности человека, по которым можно было бы предсказать грядущие успехичеловека. Тесты ставят испытуемого в такие условия, в которых он выдает ровностолько способностей, сколько того требует задача. Определить с помощью теста,способен ли человек на большее и какова действительная мера его активности, спомощью теста невозможно. Результаты применения тестов представляют интереспока только для исследователей-психологов, так как для практического психологаданный метод недостаточно эффективен. Сейчас исследователи работают без теории,вслепую. Для устранения этого недостатка необходимо глубже разработать общуютеорию метода[6].
Следующим методом оценкикреативности является метод «проблемной задачи». Проблемные задачи строятся попринципу рассогласования, несоответствия того, что должно быть и того, чтоесть. Такое рассогласование стимулирует умственную деятельность испытуемого.Этот стимул вызывает у испытуемого множество внутренних стимулов мотивационногопорядка. Поэтому нельзя сказать, какой мотив является ведущим в даннойдеятельности. Но проблемные задачи, также как и тесты, не позволяют полностьюоценить способности человека[3].
Третьим методом оценкикреативности является эксперимент. В данное время построена новая модельэксперимента для изучения креативности. Эта модель отличается от старой моделитем, что она является объемной для того, чтобы прослеживать ход мысли запределами решения исходной задачи. В этом качестве может выступать системаоднотипных задач с общими закономерностями.
Существует несколькопринципов построения эксперимента. Первым принципом является отказ от внешнегопобудителя и предотвращение появления внутренней оценочной стимуляции.Испытуемый освобождается от необходимости решения сложной проблемы, что-тоизобретать и творить. Также должен быть максимально отброшен прошлый опыт,который может способствовать порождению стимулов, которые экспериментаторконтролировать не может. Требование решить задачу выступает в качестве стимулатворческой лишь до тех пор, пока испытуемый не находит алгоритм решения задачи[1, с.71-107].
Познавательный поискможет стимулироваться не только внешними требованиями, но также и чувствомнеудовлетворенности результатами собственной работы.
Второй принцип построенияэксперимента заключается в том, что задание не должно ограничивать испытуемогочем-либо. Задание должно быть построено не по принципу теста или проблемнойзадачи, а как ничем не ограниченное поле деятельности (задачи, доступные длярешения при любом уровне умственных способностей). В данном эксперименте недолжно быть поставлено определенных закономерностей и проблем.
Так как метод направленна выявление способностей человека к преодолению ограничений, то в экспериментемогут быть какие-либо ограничения. Структура эксперимента должнапредусматривать наличие ложных ограничений[1, с.71-107].
Третьим принципом,построения эксперимента является его долговременность. Испытуемому необходимодать время для овладения деятельностью, а затем проявления инициативы, а оно увсех разное. Деятельность должна быть простой, но вариативной, чтобы сделатьэксперимент длительным по времени.
Эти требования могут бытьиспользованы в другом материале, в разных методиках, но только реализация этихпринципов в их совокупности образует новый метод, который условно можно назвать«Креативное поле»[1, с.71-107].
У школьников творческиеспособности можно оценить с помощью конкурсов и олимпиад. Но это не всегдаудается из-за того, что на олимпиадах по таким предметам, как химия, биология,языкознание или география необходимо проявлять именно имеющиеся знания, а некреативный подход к решению задач.
Также еще одним способомвыявления и оценивания творческих способностей у школьников являются вопросы,которые стимулируют нестандартное мышление и самостоятельность суждений. Но,оказалось, многие педагоги не в силах сформулировать такие вопросы[6].
Итак, для оценкикреативности используются следующие методы: тестирование, метод проблемнойзадачи и эксперимент. Для построения эксперимента необходимо придерживатьсятрех принципов: отказаться от внешнего побудителя, избавить испытуемого отограничений при решении задачи, сделать эксперимент долговременным.
Уровень креативности ушкольников можно оценить с помощью проведения различных конкурсов и олимпиад.
Но для того, чтобыисследование уровня креативности было эффективным, необходимо использоватьсамый информативный метод. Для выявления такого метода необходимо провестисравнительный анализ всех методов оценки креативности. Сравнительный анализотображен в следующем разделе.
2.3 Сравнительный анализметодов оценки креативности
Тест представляет собойкороткое психологическое испытание. Эксперимент же длителен по времени.
Исследование креативностидолжно быть обязательно многократным, потому что кратковременность можетвызвать у испытуемого стрессовое состояние и может препятствовать отделениюрезультата испытания от влияния побочных факторов данного момента.Многократность исследования является оптимальным средством избавления отвлияния на результаты исследования состояний испытуемого. Только экспериментможет обеспечить действительную длительность и многократность исследований.Только эксперимент может создать условия вариативной, неоднороднойдеятельности. С помощью тестирования нельзя добиться таких условий ирезультатов.
Выполнение теста илирешение проблемной задачи приводит к тому, что испытуемый проявляет столькоумственных знаний и способностей, сколько от него требует задача. Тесты ипроблемные задачи как бы задают предел в выявлении возможностей человека. Этоприводит к ограниченности исследования творчества. В экспериментальномматериале предусмотрено существование ложных ограничений, которые должны бытьпреодолены испытуемым в ходе эксперимента. Ограничения могут быть преодоленытолько в эксперименте, в тестах ограничения не преодолеваются[1, с.71-107].
При оценке креативностидолжны отсутствовать внешние и внутренние оценочные стимулы. В тестах на«креативность» как-будто нет стимулов, но часто при тестировании нужно «найтивсе способы решения» или «сформулировать все возможные варианты». Этитребования выступают в качестве стимула, который не позволяет испытуемомуограничиться одним или несколькими ответами, а толкает его на активную мобилизациюпамяти и воображения. Поэтому «неопределенность» стимула нельзя приравнивать котсутствию стимула.
Стиль и способ овладенияновой деятельностью в эксперименте, время и динамика выявления закономерностей,необходимых для решения задач, позволяют дать детальный анализ всего процессакреативности, его операционального и мотивационного составов[4, с.197-215].
Чем большее число параметровфиксируется экспериментатором, тем более детальный анализ предшествует выводами тем он объективнее. То есть на основании результатов, полученных с помощьюэксперимента, можно дать более подробный анализ исследуемого явления илипроцесса[1, с.71-107].
С помощьюэкспериментального метода можно дать испытуемому возможность разработатьнадежный алгоритм решения задачи. На основании этого алгоритма можно судить иналичии или отсутствии способности к нестимулированному извне развитиюдеятельности, что отражает уровень развития креативности испытуемого.
Если сравниватьрезультаты, которые получают исследователи с помощью различных методов, томожно сказать, что самым информативным методом оценки креативности являетсяэксперимент, потому что только эксперимент дает испытуемому возможностьпроявить свои способности, не ограничивая его ни во времени, ни в способахнахождения решения.
Тесты способствуютпроявлению таких свойств человека, как его общий уровень образованности,способность быстро мыслить, а не проявлению его креативности. Также ипроблемные задачи не позволяют проникнуть исследователю вглубь одаренностииспытуемого, они также выявляют уровень интеллектуального развития, а некреативность. Только эксперимент позволяет глубже проникнуть в процессы креативностии изучить ее.
Итак, по длительностипроведения метода эксперимент намного длительнее, чем тестирование. При решениитеста или проблемной задачи испытуемый проявляет только умственные способности,которые требует задача. Тесты и задачи ограничивают проявление креативности. Спомощью эксперимента исследователь может выявить действительный уровенькреативности человека. Эксперимент является самым информативным методом оценкикреативности.
Выводы
В этой работе,посвященной изучению методов и критериев оценки креативности, мы изучилипонятие креативности, теории, изучающие креативность, выявили основные критерииоценки креативности и методы, с помощью которых можно дать оценку креативности.
На основании всех определенийкреативности, которые мы нашли, можно сказать, что креативность — это уровеньтворческой одаренности, являющийся устойчивой характеристикой личности, которыйпозволяет находить оригинальные, новые способы решения задачи, порождать идеи,решения и создавать художественные формы, которые являются уникальными инеобычными.
Креативность наиболееярко проявляется в детском возрасте. Потом ее уровень снижается, но способностине исчезают. С взрослением ребенку необходимо отказаться от яркого проявлениясвоих способностей, чтобы социализироваться и войти в общество. В дошкольномвозрасте около 50% детей обладают креативностью, в дальнейшем количество людей,проявляющих свою оригинальность, уменьшается.
Сенситивным периодом длякреативности является дошкольный возраст.
На развитие и проявлениекреативности оказывают влияние множество факторов:
— наследственность ираннее обучение (эти два фактора нельзя рассматривать в отрыве друг от друга);
— окружающая среда;
— семейное воспитание;
— похвала;
— самостоятельность;
— порядок рождения всемье;
— место рождения;
— внутренние факторы(мотивация достижения, готовность к риску, наличие знаний в разных сферах ит.д.)
Существует несколькотеорий изучения креативности:
— интуитивизм;
— теории бессознательнойработы;
— теория конструктивногоинтеллекта, концепция проб и ошибок;
— теории пресерверации,интенциональной направленности и детерминирующих тенденций;
— концепция «понимания».
После изучения этихтеорий мы выделили следующие критерии оценки креативности: беглость, гибкость,оригинальность, уровень психотизма, умение использовать информацию и объединятьее главной идеей, легкость ассоциирования, способность к оценке, легкостьгенерирования идей, уровень воображения и фантазии, волевое усилие,напряженность предшествующей деятельности, уровень патологических состояний,неожиданность.
Для определения уровнякреативности используются такие методы, как тестирование, проблемные задачи иэксперимент. Самым информативным из данных методов является эксперимент, таккак он позволяет человеку проявить свои способности без ограничений во времени,без инструкций.
Заключение
Работа была направлена наисследование существующих методов изучения креативности и определение основныхкритериев оценки креативности.
В ходе работы нами былиизучены основные методы изучения и оценки креативности, а также были выявленыосновные критерии оценки креативности. Нами было выяснено, что существует триметода оценки креативности: тестирование, метод «проблемной задачи» иэксперимент, для построения которого существует три принципа (отказ от внешнегопобудителя, отсутствие каких-либо ограничений при решении задания,долговременность эксперимента). По окончании изучения различных теорийкреативности, мы пришли к выводу, что каждая из них выделяла разные критерииоценки: представители теории бессознательной работы выделили в качествекритериев уровень волевого усилия, которое стимулирует работу, представителитеории конструктивного интеллекта выделили как критерий оценку предшествующейдеятельности, представители теории персервации выделили в качестве критерияуровень патологического состояния из-за нарушений деятельности мозга,представители теорий интенциональной направленности и детерминирующих тенденцийв качестве критерия выделили стимулы, которые вызывают детерминирующиетенденции.
Проведение сравнительногоанализа методов оценки креативности показало, что самым информативным методомоценки креативности является эксперимент, что тестирование выявляет такиеспособности человека, как общий уровень образованности, а не уровень креативности.
Эти результаты работысвидетельствуют о том, что проблема креативности является актуальной, что несуществует единого мнения по поводу определения понятия креативности, повыделению критериев ее оценки и методов изучения данного явления.
Список литературы
1) БогоявленскаяД.Б. Психология творческих способностей. – Москва: Academa, 2002 – 316с.
2) Большой толковыйпсихологический словарь под ред. Ребера Артура. – Москва: Вече-Аст, 2000 –591с.
3) Исследованиепроблем психологии творчества под ред. Пономарева Я.А. – Москва: «Наука», 1983– 335с.
4) Клименко В.В.Психологiя творчостi. – Київ: Центр навчальної літератури, 2006 – 476с.
5) Краткийпсихологический словарь под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. –Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999 – 505с.
6) Лук А.Н.Психология творчества. – Москва: «Наука», 1978 – 126с..
7) Лук А.Н. Юмор,остроумие, творчество. – Москва: «Искусство»,1977 – 182с.
8) Николаева Е.И.Психология детского творчества. – Санкт-Петербург: «Речь», 2006 – 219с.
9) Пономарев Я.А.Психология творческого мышления. – Москва: АПН РСФСР, 1960 – 352с.
10)Словарь под ред. Копорулиной В.Н.– Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003 – 639с.