Государственные органы в России

ГОСУДАРСТВО. Государство – основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство как субъект управления общественными процессами, существуя не одно тысячелетие, проявило себя как универсальная организация общества. Оно есть форма и способ упорядочения и обеспечения нормальных условий для жизнедеятельности людей. Это самая большая и всеобъемлющая в мире организация, которой присуще
такое качество, как всеобщность. Государство обладает всеми чертами организации, имеет иерархическую структуру, аппарат управления, т.е. государственный аппарат, подобного которому не имеет ни одна организация. Он специализирован по ветвям власти, наделен публично-правовыми функциями, выступает в качестве необходимого механизма обеспечения реализации общественных функций государства внутри страны и на международной арене. Государство является основным институтом политической системы общества, оно – главный стержень и олицетворение
политической власти. Поэтому история человечества пронизана поиском наилучшей формы организации государственной власти и управления. Питер Друккер, он же “мистер Управление” утверждает, что в современном мире нет бедных и богатых стран, а есть плохо или хорошо управляемые государства. На пороге XXI в. перед Россией, строящей новую политическую систему, стоит задача выработки новой парадигмы государственного управления, отвечающей современным реалиям.
Государство – важнейшее политико-правовое явление, играющее определяющую роль в жизнедеятельности людей. С ним практически связано становление и развитие человеческой цивилизации. Сущность общественной роли государства состоит в том, что, отражая, хотя бы формально, общую волю всех граждан, оно оказывает целеполагающее, организующее, регулирующее влияние на все общество. Поэтому можно назвать два аспекта, которые определяют степень реализации государством своих общественных функций. Один – показатель того, насколько государство воплощает в себе общие потребности, интересы, цели и волю граждан, второй – того, как оно практически управляет общественными процессами, обеспечивает развитие общества. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ. Для обеспечения выполнения государством своих функций, реализации государственной политики в любой стране формируется специальная структурная организация, называемая государственным аппаратом. Он олицетворяет материальную силу государственной власти.
Механизм государства – есть система государственных органов, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом. Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Без государственного механизма нет и быть не может государства.
Механизм современного Российского государства – это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства. В широком смысле механизм государства включает в себя три составные части: государственные учреждения, государственный аппарат и государственные предприятия.
Аппарат государства – это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием, наделенных властными полномочиями, а также располагающих материально-техническими возможностями для осуществления своих функций. Государственный орган – это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетенцией, выполняющую публичные функции, структура и деятельность которой регламентированы правом. Государственное учреждение – это организованная группа лиц, властных решений, по отношению к другим лицам не принимающая, однако обслуживающая либо население (например, школа), либо государство в целом или отдельные его органы (например, армия). Государственные органы образуют особый вид организации людей. Они обладают и общими родовыми признаками: • являются автономными частями аппарата; • осуществляют
государственные функции, реализуют публичный интерес; • действуют от имени государства, местной администрации и в то же время от своего имени; • обладают собственной компетенцией; • несут ответственность перед государством за свою деятельность; • подчинены вышестоящим государственным (муниципальным) органам (это не распространяется только на высшие органы государственной власти и суды); • учреждаются государством; • их положение, структура и деятельность регламентированы правом.
Органы общей компетенции: президентуры, советы министров, местные администрации – несут ответственность за положение дел в соответствующем государстве, области, крае, городе федерального значения, округе, административно-территориальной единице, они руководят многими видами отраслевой и функциональной деятельности. Им подчинены органы специальной компетенции, работу которых они объединяют. В более узком смысле механизм государства нередко отождествляют с аппаратом государства, представляющим
собой сложную систему органов, различающихся своим местом в общей структуре аппарата, характером и объемом компетенции, формами и методами деятельности. Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства. Основное свойство государственного органа, качественно его характеризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры принуждения, убеждения, поощрения для обеспечения требований этих актов, осуществлять надзор за их реализацией. Понятие органа государственной власти складывается из совокупности трех основных признаков: 1. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с установленным
конституцией, законами или другими правовыми актами порядком. 2. Орган государственной власти наделен властными полномочиями, т.е. его решения носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства. 3. Деятельность органов государственной власти осуществляется в формах и методах, установленных правовыми актами. Ни при каких условиях орган государственной власти не вправе прибегать к действиям, выходящим
за рамки допустимых организационных форм и методов, особенно в отношении применения принудительных мер. Органы государственной власти состоят из выборных депутатов или назначенных государственных служащих, облеченных определенными властными полномочиями. Но возможен и орган власти в лице одного человека – Президента, Генерального прокурора, Уполномоченного по правам человека. Органы государственной власти, в зависимости от критерия, могут быть классифицированы на несколько
групп: 1. По уровню деятельности: федеральные органы и органы государственной власти субъектов федерации. Некоторые органы государственной власти субъектов федерации не могут считаться полностью самостоятельными (например, прокуратура), поскольку они строятся на принципе строгой централизации. 2. На федеральном уровне и на уровне субъектов федерации органы государственной власти делятся на органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Государственная Дума единственный законодательный орган страны. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе. Депутаты Федерального Собрания обладают неприкосновенностью в течение всего депутатского срока. Федеральное Собрание постоянно действующий орган.
Парламент Российской Федерации — Федеральное собрание — состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, который выбирается путем косвенных выборов и включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта). Федеральное Собрание рассматривает все вопросы связанные с основной экономической деятельностью правительства: федеральный
бюджет; федеральный сбор налогов и т.д. В ст. 102 и 103 Конституции перечислены основные направления деятельности Федерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип сдержек и противовесов президенту и правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д. Главенствующее положение органов законодательной власти в механизме
государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженным в них. Однако верховенство их власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее властями. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой ветви. Все они взаимосвязаны. «Исполнительную власть Российской
Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации», — гласит ст.110 п.1 Конституции РФ. Исполнительная власть – есть способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение, а также право и возможность подчинять своей воле других. Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов.
Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире. По своей сути исполнительная власть – власть правоприменительная, в задачи которой входит исполнение законов. По природе исполнительная власть неразрывно связана с процессом повседневного управления страной, что предопределяет определенный и динамичный характер ее деятельности, требующей соответствующей
нормативной базы в виде многочисленных подзаконных актов, издаваемых в пределах ее компетенции. В настоящее время функциями исполнительной власти являются следующие: • Разработка и реализация политики, выражающаяся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов (например, демонополизации, приватизации, инвестиционная, энергетическая, жилищная и т.д.). • Установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни (например, обеспечение равноправия всех форм собственности, государственное стимулирование предпринимательства, охрана прав потребителей, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции, защита прав собственника и т.п.). • Управление учреждениями и предприятиями государственного сектора. • Регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора. • Координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного,
социально-культурного и административно-политического строительства. • Обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления. • Осуществление государственного контроля и надзора за работой управляемой и регулируемой сфер. Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни.
На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами. Под руководством Президента РФ находятся все органы исполнительной власти, вследствие чего его можно рассматривать не только как главу государства, но и как главу исполнительной власти.
Но государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них. В сфере взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат весьма значительные полномочия. Он назначает выборы в Государственную Думу и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает и обнародует законы. Таким образом, Президент России может оказывать весьма активное воздействие на работу парламента.
Однако он не подменяет его. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам. Президент — арбитр в споре между властями — может, во всяком случае теоретически, осуществлять в течение нескольких месяцев управление страной посредством Правительства, не пользующегося поддержкой Государственной
Думы. После выборов Президенту, так или иначе, придется считаться с результатами выборов. Тем не менее, следует признать, что глава государства обладает большими возможностями для воздействия на законодательную и исполнительную власти. Он не просто арбитр, следящий за всеми ветвями власти, он сам участвует в деятельности всех государственных органов. Органы государственного управления предназначены, в первую очередь, для исполнения законов, издаваемых
органами государственной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов. Это наиболее разветвленные и многообразные органы. "Силовые" органы, являющиеся частью исполнительной власти, олицетворяют принудительную силу государства, а потому постоянно находятся под пристальным вниманием со стороны политических сил и общественности, стремящихся не допустить чрезмерного ограничения свободы. Экономические органы (министерства и ведомства) содействуют свободной экономике и росту благосостояния, но не должны ограничивать право частной собственности и свободу предпринимательства. В социально-культурной сфере от органов исполнительной власти зависит практическая реализация принципа социальной справедливости и государственной поддержки культуры. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. Система центральных органов государственного управления,
в широком смысле этого слова, включает в себя следующие элементы: 1. Глава государства. 2. Парламент. 3. Правительство. 4. Ведомства. Президент России является главой федеративного государства, обладает неприкосновенностью, наделен широкими полномочиями и исполняет следующие основные функции: 1. является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
2. в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; 3. в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; 4. представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти РФ — Правительство РФ — осуществляет общие мероприятия в области отношений с иностранными государствами, внешней торговли, экономического, научно-технического сотрудничества РФ с зарубежными странами, принимает меры к обеспечению выполнения международных договоров РФ. Он направляет и координирует деятельность всех министерств, государственных комитетов и ведомств, осуществляющих связь с иностранными государствами. В зависимости от характера, объема и содержания полномочий, органы государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и специальной (функциональной) компетенции. Органы общей компетенции (например, советы министров) объединяют и направляют работу по руководству всеми или большинством отраслей государственного управления.
Органы отраслевой и специальной компетенции (министерства, различные государственные комитеты, специальные ведомства) осуществляют руководство лишь отдельными отраслями государственного управления. В системе государственного управления абсолютного большинства современных государств важнейшую роль играют парламенты. Парламент -это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти.
К основным характеристикам парламента отдельной конкретно взятой страны можно отнести следующие: •количество членов: от 12 на острове-государстве Тувулу до 2000 в КНР; •число палат: примерно половина парламентов мира – двухпалатные, при этом принцип формирования палат различен; •наличие системы комитетов и их относительная сила, что является ключевым различием между "болтающим" и "работающим" парламентом.
Вот как выглядит парламент Российской Федерации – Федеральное Собрание РФ. В целом, основными функциями парламента в современном мире вне зависимости от формы правления, как правило, являются: 1. Представительство территорий, партий, интересов или функциональных сфер. 2. Утверждение правительства. 3. Законотворчество и экспертиза. 4. 0тбор на ведущие политические посты, в том числе в высших эшелонах исполнительной власти. Ведомства – это государственный орган исполнительной власти специальной компетенции, т.е. специализированный в определенной сфере государственного управления, обладающий именно в этой сфере установленными властными полномочиями. В Российской Федерации в настоящее время России существует несколько организационно-правовых форм центральных органов федеральной исполнительной власти: Федеральные министерства; Государственные комитеты;
Иные федеральные органы исполнительной власти. Министерства являются центральными единоначальными органами и, как правило, отраслевыми. Министерством единолично руководит министр, который по должности входит в Правительство, издает приказы, распределяет обязанности между своими заместителя, в министерствах имеются совещательные органы-коллегии. Они, как правило, состоят из руководящих работников министерства. Председатель коллегии министр, ее решения проводятся в жизнь его приказами.
Государственные комитеты – центральные органы, осуществляющие межотраслевое управление, они наделены значительной функциональной властью. Государственный комитет выполняет две группы задач: • межотраслевое (функциональное) управление порученной ему сферой. Эта внешняя организационная деятельность и ее осуществление – главная задача органа; • линейное руководство подчиненными ему организациями, внутриведомственное управление.
Межотраслевое регулирование осуществляется на коллегиальной основе, важнейшие решения по таким вопросам принимаются совместно членами комитета в виде постановлений. Члены комитета назначаются Правительством Российской Федерации из числа руководящих работников госкомитета, представителей других ведомств, ведущих ученых. Оперативное руководство межотраслевой деятельностью госкомитета, внутриведомственное управление осуществляет его председатель единолично. Председатель по должности входит в состав Правительства Российской Федерации, он вправе издавать приказы, распоряжения, распределять обязанности между своими заместителями. Центральные органы третьей группы называются комитетами Российской Федерации, федеральными службами, надзорами, инспекциями, российскими агентствами. Как правило, это органы функциональной или смешанной компетенции, наделенные властными межотраслевыми
полномочиями, занимающиеся межотраслевой координацией, контролем и иными ведомствами. Они построены на основе единоначалия. Их руководители назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации и в состав Правительства не входят. В порядке исключения по представлению Председателя Правительства Президент может руководителя центрального органа третьей группы назначить на должность
члена Правительства. В этой группе центральных органов немало таких, которые действуют на основе специальных законов, регламентирующих работу соответствующих ведомств и их центральных органов. Это, например, законы о государственной налоговой службе, санитарно-эпидемическом благополучии. Центральные органы государственной власти в каждой отдельно взятой стране должны образовывать целостную систему, базирующуюся на принципе функционального разделения властей, что не допускало бы излишней концентрации
власти в руках одного лица, одной организации или одной ветви власти. Вот как реализуются этот принцип на уровне центральных органов власти Российской Федерации. Изложенная формальная структура федеральных органов государственной власти свидетельствует о том, что рычаги реальной власти находятся непосредственно в руках Президента. Это позволяет говорить о том, что в нынешней России укрепляется президентская форма правления в ее наиболее ярком проявлении. Решающими факторами здесь являются исторические и культурные нормы поведения, а также характерный для массовой психологии уровень правосознания. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ. Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению выполнения полномочий государственных органов.
К ней относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности. Понятие "государственная служба" включает в себя как всю совокупность персонала, находящегося на государственной службе для выполнения задач, поставленных перед этой службой системой государственного управления, так и особый тип правовых взаимоотношений работника с государством как работодателем. Люди, работающие в рамках этой службы должны находиться в особых отношениях (не только правовых, но
и морально-этических) с государством как их работодателем. Кроме принципа лояльности и верности государственного служащего государству для него важны верность долгу и осознание ответственности перед людьми, служить которым он призван. Современный чиновник должен ощущать себя частью органов государственного управления и видеть в служении гражданам государства свое предназначение. Естественно, что это достигается достаточно редко.
Однако трудно представить себе успешную деятельность любого государственного учреждения в случае, если его персонал ориентирован на иные цели, кроме целей демократического, правового, социального государства, являющегося его работодателем. Особенно же важна эта ориентация там, где возможны коррупция и личное обогащение чиновника. Именно здесь и необходимо в первую очередь вмешательство государства как гаранта свободы каждого его гражданина. СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ. Профессиональные чиновники – управленцы играют огромную роль в работе административных органов всех стран, независимо от степени централизации или децентрализации органов государственного управления. Система этих органов сегодня всё чаще подвергается жесткой критике, в том числе и потому, что, как считается, чиновникам обеспечиваются привилегированные условия жизни и деятельности. Однако сложность и комплексность стоящих перед органами управления задач требует и чрезвычайно высокой
квалификации занятых в них людей, и особого рода их взаимоотношений с обществом и государством. В ходе самых разнообразных реформ и структурных перестроек именно система государственной службы остается как бы скелетом, на котором держится государство в период существенных перемен в других сферах его деятельности. Именно с этим связана и необходимость, наряду с гарантированием основных прав граждан, конституционной гарантии статуса чиновника государственной службы.
Приведем основные условия, которые согласно теории М. Вебера обязательны для успешной деятельности любого государственного чиновника: • компетентность в вопросах, входящих в круг его деятельности; • служебная дисциплина; • включение в определенную служебную иерархию; • обязательность в выполнении служебных обязанностей; • профессиональная квалификация; • оплата в соответствии с занимаемой должностью; • прохождение определенных ступеней карьеры; • недопустимость
привлечения чиновников к какой-либо дополнительной трудовой деятельности. Говоря об эффективности деятельности государственной службы, следует выделить несколько взаимосвязанных моментов: • подготовка и отбор кадров, полностью соответствующих требованиям и задачам, стоящим перед данным органом управления; • создание всех необходимых условий для формирования у сотрудников требуемой для деятельности мотивации; • формирование в обществе соответствующего отношения к государственной службе как к необходимой части общественного механизма; • обеспечение необходимых материальных условий для деятельности государственной службы, включая и обеспечение высокого материального уровня ее сотрудников; • использование в деятельности государственной службы всех современных достижений науки и техники, преодоление в обществе страха перед их использованием в данной сфере; • формирование нового стиля руководства в органах государственного управления, подготовка и обучение руководителей для внедрения этого стиля
в практическую работу государственной службы. Стоящие перед органами государственного управления и их персоналом задачи и функции отличаются чрезвычайным разнообразием. Поэтому обычно органы государственного управления и всю государственную службу подразделяют на категории: а) органы поддержания общественного порядка и законности, призванные проходить в жизнь принимаемые законы и подзаконные акты и контролировать их соблюдение всеми, кого они касаются; б) органы, которые
должны производить для населения услуги технического и личного плана на основе законов и распоряжений политического характера. В противовес классическим органам поддержания порядка и соблюдения законности (в их деятельности свобода действий ограничена) эти органы представляют собой дуалистическую (двойственную) систему, сочетающую как правовые, так и специальные аспекты (в зависимости от того, какие услуги оказывает эта служба), что влечет за собой определенную свободу действий при выполнении различных задач; в) органы
экономического регулирования, которые включают деятельность в области получения доходов в государственной сфере, а также распределения расходов между различными ее секторами, а также управление имеющимся имуществом. Основой их деятельности является, прежде всего, строжайшее соблюдение всех законодательных норм. Однако в данном случае большую роль играют и экономические критерии, такие как целесообразность, экономичность, эффективность и результативность; г) органы общего регулирования, основной сферой деятельности которых является организация деятельности самих органов государственной управления. Они выполняют те общие задачи, которые характерны для всех сфер управления: подбор и принятие на службу персонала, его подготовка и повышение квалификации, оплата и изменение структуры различных служб. Все эти параметры являются основополагающими для органов управления вне зависимости от их специализации; д) органы политического управления, в которых происходит подготовка решений программно-ориентировочного
характера и планирование деятельности, а также содержательная разработка принципов и методов политического руководства отдельными административными единицами (например, министерствами). Эти органы управления характеризуются, прежде всего, близостью к политической сфере. Именно в политических органах особенно сильно проявляются особенности политической культуры. Общие характеристики местного самоуправления. Потребности государственного управления делают необходимым
разделение территории государства на внутренние территориальные подразделения, которые служат сферой деятельности определенных местных властей. Административно – территориальное деление конкретной, отдельно взятой страны обусловлено множеством факторов, важнейшими из которых являются географические, демографические, исторические, экономические и социально-политические. В зависимости от государственного устройства административно-территориальное деление устанавливается
центральными органами власти в унитарных государствах или субъектами федераций в федеративных государствах. Система административно – территориального деления состоит обычно из нескольких звеньев, которые служат территориальной базой и материальной основой для органов управления на местах. Системы местного управления строятся в соответствии с административно – территориальным делением и принципами, на которых основаны взаимоотношения местных и центральных – региональных органов власти. Местное управление осуществляется посредством назначаемых государством органов, либо через выборные местные органы, составляющие сердцевину местного самоуправления населения данной административно – территориальной единицы, выступающего в качестве местного сообщества. Органы местного самоуправления избираются населением и пользуются определенной самостоятельностью по отношению к центральной власти, не находясь в прямой иерархической подчиненности ей или высшим уровням
управления. Система местного самоуправления включает в себя как выборные органы, так и административные службы, находящиеся в ведении мест. Содержание этой администрации оплачивается из местного бюджета. Следует подчеркнуть, что, в целом, основные направления деятельности органов местного самоуправления с трудом поддаются классификации как с точки зрения целей, процесса реализации, так и специализации, потому что они часто одновременно подпадают под несколько категорий.
Так, жилищные службы имеют отношение, как к социальному обеспечению, так и созданию здоровых условий жизни. В то же время они связаны со строительством, сохранением жилья и рядом других служб. Более того, каким либо образом ограничивать функции органов местного самоуправления в принципе невозможно. Они как раз и существуют для того, чтобы отвечать потребностям жителей, а эти потребности часто невозможно заранее предугадать, поскольку со временем и под воздействием условий окружающей жизни они меняются.
Основополагающая цель – благо общества и индивидуума, и поэтому большинство демократических государств, как уже отмечалось, предоставили муниципалитетам право общей компетенции, позволяющее им действовать в любом направлении за исключением тех, которые специально запрещены в законодательном порядке. ГОСУДАРСВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Государственное управление в современном обществе носят ярко выраженный политический характер. С точки зрения системного анализа политика предшествует государственному управлению. Политика выступает как формирование, констатация в нормах основных отраслей права определенных действий политических институтов государства в достижении намеченных целей. В эту категорию входят внутренняя и внешняя политика государства, "отраслевые политики" в конкретных сферах социально-экономической жизни. В то же время государственное управление образует как
бы "процесс реализации" политических установок с использованием всех формальных и неформальных институтов государства. Государственное управление в области юстиции. Управление в области юстиции — это исполнительная и распорядительная деятельность, осуществляемая органами государственного управления и состоящая в практическом организационном руководстве народными и вышестоящими судами, работой нотариальных органов, судебно-экспертных учреждений, методическом руководстве и правовом
регулировании деятельности юридической службы в народном хозяйстве, адвокатурой, органами записи актов гражданского состояния. Содержанием этой деятельности, ее целевым назначением является реализация правоохранительной функции государства, зафиксированного в Конституции РФ, — это обеспечение точного и неуклонного исполнения законов и подзаконных актов всеми органами, организациями, должностными лицами, гражданами; борьба с нарушениями и охрана общественного порядка, защита прав граждан
и организаций. Государственное управление в области иностранных дел Главная цель внешнеполитической стратегии РФ состоит в том, чтобы обеспечить народу возможность трудиться. Поэтому магистральным направлением деятельности на международной арене остается борьба против ядерной опасности, гонки вооружений, за сохранение и укрепление всеобщего мира. К основным задачам международной политики РФ относятся: • обеспечение благоприятных внешних условий для совершенствования общества в РФ; устранение угрозы мировой войны, достижение всеобщей безопасности и разоружения; • неуклонное расширение и углубление сотрудничества на основе мирного сосуществования, делового, взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами, всемерное содействие укреплению и прогрессу гуманистических и демократических обществ. • внешнеполитическая деятельность осуществляется высшими органами государственной власти и управления РФ, а также министерствами, государственными комитетами
и ведомствами в пределах предоставленной им компетенции. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ. Организация управления в области обороны заключается в обеспечении практического осуществления военной защиты страны; в этих целях государственные органы при активном участии общественных организаций осуществляют сложный комплекс соответствующих взаимосвязанных мероприятий политического, военного, правового, организационного, материально-технического, морально-
психологического характера. В целях защиты страны установлена всеобщая воинская обязанность. В этих конституционных положениях со всей определенностью раскрыты сущность и цели организации обороны страны, четко сформулированы задачи Вооруженных Сил. Военная организация страны включает в себя различные по своим конкретным целям и функциям военные структуры: Вооруженные Силы; пограничные войска; внутренние войска; железнодорожные войска.
Вооруженные Силы РФ состоят из Армии и Военно-Морского Флота. Они возглавляются Министерством обороны. В состав Российской Армии, кроме того, входят тыл Вооруженных Сил, а также штабы и войска Гражданской обороны РФ. Систему органов управления в области обороны, образуют две группы государственных органов: – высшие органы государственной власти и управления РФ — Верховный Совет РФ, Президент РФ, Правительство РФ, которые осуществляют функции государственного руководства обороной, в том числе Вооруженными Силами РФ; – отраслевые органы военного управления — Министерство обороны РФ, осуществляющее отраслевое управление Российской Армией и Военно-Морским Флотом, а также
ФСБ РФ, МВД РФ и Министерство транспортного строительства РФ, управляющие соответственно пограничными, внутренними и железнодорожными войсками. Президент РФ — глава государства, наделен в области обороны большими полномочиями. Так, он координирует деятельность государственных органов по обеспечению обороны страны; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, назначает и сменяет высшее командование
Вооруженных Сил РФ, присваивает высшие воинские звания, назначает судей военных трибуналов. Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ о всеобщей воинской обязанности принимает меры по обеспечению обороны страны и государственной безопасности; осуществляет общее руководство строительством Вооруженных Сил РФ; направляет деятельность Министерства обороны
РФ, ФСБ РФ, МВД РФ и Министерства транспортного строительства РФ; образует в случае необходимости комитеты, главные управления и другие ведомства при Совете Министров РФ, в том числе и по вопросам оборонного строительства; определяет ежегодные контингенты граждан, подлежащие призыву на действительную военную службу два раза в год (весной и осенью) ; проводит призывы граждан на действительную срочную военную службу; определяет правовое положение различных категорий
военнослужащих; утверждает планы и нормы материально-технического снабжения Вооруженных Сил РФ, а также нормы натурального и денежного довольствия военнослужащих. Обеспечение государственной безопасности Конституцией РФ отнесено к ведению его высших органов государственной власти и управления. Отраслевое (в значительной мере и межотраслевое) государственное управление в области охраны государственной безопасности осуществляет централизованная система органов государственной безопасности РФ. В нее входят: Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ РФ); управления ФСБ в краях и областях; отделы (отделения) ФСБ в городах и районах; особые отделы в Вооруженных Силах РФ (органы военной контрразведки); органы управления пограничных войск.
Конституция РФ к ведению высших органов государственной власти и управления относит следующие вопросы внешней политики: вопросы мира и войны, защита суверенитета, охрана государственных границ и территорий РФ, организация обороны страны; обеспечение государственной безопасности; представительство РФ в международных отношениях; связи РФ с иностранными государствами и международными организациями; установление общего порядка. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ. Органы судебной власти Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки. Система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях и обычных законах ряда современных государств.
Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений. Никакой другой орган власти не правомочен выполнять эти задачи. Под судебной системой следует понимать совокупность всех судов России. В судебную систему России входят все суды: – Конституционный Суд РФ; – Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции, в отношении которых он осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор и дает обязательные для исполнения разъяснения по вопросам судебной практики; – Высший Арбитражный
Суд РФ и все арбитражные суды, в отношении которых он наделен полномочиями судебного надзора и дачи разъяснений по вопросам разрешения экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Совокупность указанных судов РФ связана единством задач по отправлению правосудия и процессуальной формой функционирования. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ. Конституционный суд РФ – специализированный орган правовой охраны Конституции.
Его деятельность в данной области имеет контрольный характер. Это определяется, прежде всего, тем, что он наделен правом отмены актов, не соответствующих Конституции РФ. Основными принципами деятельности Конституционного Суда является независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправность сторон. Отправной точкой в сфере конституционного контроля названа
Конституция России. Именно она обладает наивысшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам. Приоритет Конституции – неотъемлемый и непременный признак демократического, правового государства. Конституция России наделяет Конституционный Суд правом разрешать в данной области споры о компетенции между федеральными органами всех видов государственной власти; между органами всех видов государственной власти РФ и органами всех видов государственной власти субъектов РФ и между высшими государственными органами субъектов Федерации. ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ. Придание Верховному Суду РФ статуса высшего судебного органа не имеет абсолютного характера, оно ограничено сферой осуществления его компетенции: дела, подсудные судам "общей юрисдикции". Следовательно, по делам о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, а также по делам
об экономических спорах Верховный Суд не является высшим судебным органом, поскольку эти дела рассматривают соответственно Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и арбитражные суды субъектов РФ. Перечень дел, в отношении которых Верховный Суд выступает в качестве суда высшей инстанции, не является исчерпывающим. Помимо гражданских, уголовных и административных дел, в нем упомянуты и иные дела.
Способ определения путем открытого перечня отражает ведущиеся поиски наиболее совершенных форм судебной деятельности. АРБИТРАЖНЫЙ СУД РФ. В России, как и в других странах СНГ, судебная власть в сфере, относящейся к гражданским и административным делам, осуществляется двумя самостоятельными судебными системами: судами общей юрисдикции и арбитражными судами, возглавляемыми Высшим Арбитражным Судом РФ. Система арбитражных судов республик в составе
РФ, краевых, областных, городских, арбитражных судов, арбитражных судов автономной области, арбитражных судов автономных округов. Высший Арбитражный Суд: разрешает отнесенные к его ведению экономические споры и иные дела, действуя в качестве суда первой и второй инстанции в порядке, предусмотренном для всех арбитражных судов; осуществляет судебный надзор, т.е. проверку законности и обоснованности вступившей в законную силу решений и определений арбитражных судов; дает разъяснение по вопросу судебной практики. Высший Арбитражный Суд должен осуществлять судебный надзор в строгом соответствии с правилами, предусмотренными – 20 Арбитражным процессуальным кодексом. Сущность судебного надзора состоит в проверке законности и обоснованности, вступивших в законную силу решений всех арбитражных судов. ПРОКУРАТУРА – специальный государственный орган (система органов), в компетенцию которого входит возбуждение уголовных дел, поддержание обвинения, представительство интересов государства в судебном процессе.
Конституция РФ 1993 г устанавливает лишь наиболее общие принципы организации РФ, оставляя регулирование всех остальных вопросов правового статуса этого органа за федеральным законом. Согласно ст. 129 Конституции РФ, Российская Федерация составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ; Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности
Советом Федерации по представлению Президента РФ; прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами; иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ Статья 129 КРФ: Прокуратура РФ относится к федеральным органам государственной власти с особым статусом. Сюда же относится Центральный банк РФ, счетная палата
РФ, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека, Академия наук РФ. 1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. 2. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности
Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. 3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами. 4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации. 5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. ЕДИНСТВО И РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ. Одной из важнейших проблем, относящихся к организации государственной власти, в течение нескольких столетий является вопрос о единстве и разделении властей. Разделение власти — одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти. Иногда выделяются только две власти: законодательная и исполнительная,
без характеристики судебной власти в качестве самостоятельной. Такую точку зрения аргументируют следующим: суды действуют на основе законов, принимаемых законодательной властью, поэтому судебные органы – это тоже органы исполнительной власти, и говорить о самостоятельной судебной власти нет оснований. Говоря о характере взаимоотношений между тремя общепринятыми ветвями власти, нужно обратить внимание на два основных момента: – необходимо такое распределение полномочий,
при котором создается механизм сдержек и противовесов для предотвращения злоупотреблений властью; – необходимо и сотрудничество между властями в целях достижения максимальной эффективности в управлении обществом. Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем: законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (правительственным) органом; исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть
подчиненной главе государства и лишь в некотором отношении парламенту; между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них; судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно; ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой, а тем более сливаться с другой властью; споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т.е. Конституционным Судом; конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими, т.е. содержать взаимные противовесы для всех властей. Разделение властей между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих
его компетенции. Одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства. Литература: Конституция Российской Федерации М.: Юридическая литература, 1993 г. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов М.: Новый Юрист, 1998 г.
Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Хрестоматия / Под ред. проф. Т. Н. Редько М.: 1998 г. Н. И. Мазутов, А. В. Малько «Теория государства и права. Курс лекций». Юрист. Москва. 1997 г. Филиппов Г.Г. Социальная организация и политическая власти. М 1985 г. Никитин А.Ф. Политика и право. М 1995 г.
Алексеев С.С. Государство и право. М. 1993 г. КоваленкоА.И. Теория государства и права. М. 1994 г.